Влахернская икона божией матери
Содержание:
- Иконы
- Обретение образа
- Икона богородицы влахернская молитва
- История «Герондиссы»
- Комментарии читателей:
- О чем молятся чудотворному образу?
- Иверская икона Божией Матери: чудотворные списки
- Где находится образ Пресвятой Богородицы
- Православный Церковный календарь
- Влахернская икона Божией Матери
- Архитектурные особенности нового храма
- Появление иконы в России
- Икона божией матери влахернской. Подробное описание
- Сооружение каменного здания храма
- Характеристика образа
Иконы
Святая троица —
Остробрамскую Божию Матерь
Иверская Божия Матерь
Казанская Божия Матерь
Владимирская Божия Матерь
Тихвинская Божия Матерь
Семистрельная Умягчение злых сердец
- злых, завистливых людей
- сглаза
- порчи
- проклятий
- так же примиряет враждующих
- приносит мир и лад
Скоропослушница
Целительница
Неупиваемая чаша
Нерушимая стена
Троеручица
Нечаянная радость
Ангел Хранитель
- о помощи при головных болях
- от бессонницы, в скорби
- о счастии в браке
- о прогнании лукавых духов
- об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев
- о заступничестве вдов и сирот
- от избавлении от скоропостижной или внезапной смерти
- об изгнании бесов
Икона Богоматери Благодатное небо
Икона Пресвятой Богородицы Отчаянных единая надежда
Боголюбская икона Божией Матери
Икона Богоматери Взыскание погибших
Икона Божией Матери Всех скорбящих радость
Всецарица
Икона Грузинской Божьей матери
Икона Богоматери Державная
МилующаяДостойно Есть
Икона Божией Матери Живоносный источник
Икона Богоматери Знамение
Иерусалимская икона Божией Матери
Ильинско — Черниговская икона Божией Матери
Икона Калужской Богоматери
Козельщанская икона Божией Матери —
Млекопитательница
Муромская икона Божией Матери
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Икона Божией Матери Неувядаемый цвет
Икона Божией Матери Отрада и Утешение
Икона Пресвятой Богородицы Помощь в Родах
Почаевская икона Божией Матери
Икона Призри на Смирение
Икона Божией Матери Слово Плоть Бысть
Икона Богоматери Спасительница утопающих
- оградит дом от различного рода катаклизмов, бед, несчастий и ссор
- молят святую об избежание потопов, бурь, утоплений и других водных бедствий
- просят о защите и спасении от крушений, катастроф, внезапной гибели, природных бедствий
Икона Спорительница хлебов
Икона Богоматери Споручница Грешных
Барская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы Жировицкая
Икона Пресвятой Богородицы Ласковая мать
Богородица Покрова
Страстная
Спас в силах
Толгская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы Трех Радостей
Икона Пресвятой Богородицы Умиление
Икона Божией Матери Утоли Моя Печали
Феодоровская икона Божией Матери
Икона Богоматери Экономисса (Домостроительница)
Спас Нерукотворный
Спас Вседержитель
Спас в терновом венке
Икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Благоуханный Цвет
Святые царственные страстотерпцы
Икона Божией Матери Милостивая (Киккская)
Икона Божией Матери Прибавление ума
Икона Божией Матери Смоленская
Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского
Икона Пресвятой Богородицы Донская
Чудотворная икона Божией Матери Влахернская
Леушинская икона Аз есмь с вами и никтоже на выЯ всегда нахожусь с вами, никто вас не обидит.
Обретение образа
До IX века сведений об иконе не сохранилось – первая история, связанная с Иверской Божьей Матерью, появляется в период иконоборчества. Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь.
Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше – Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света.
Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря (Иверон, грузинская обитель) с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей (Портаитисса) или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.
Это интересно: Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»
Икона богородицы влахернская молитва
Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «ОДИГИТРИЯ», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Божьей Матери Патриарх Сергий (610 – 631 гг.) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).
По одной версии после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону Божьей Матери каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.
Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора её удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.
Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галереи.
По преданию, написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой патриарх Сергий (610-631 гг.) обходил в 626 г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX в. праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного (532 г.; память 5/18 декабря) и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями. По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь.
После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г. прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе.
Также читайте у нас на сайте:
Иконы Божьей Матери
– Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.
Жития Святых
– Раздел посвященный Житиям Православных Святых.
Начинающему христианину
– Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.
Литература
– Собрание некоторой Православной литературы.
Православие и оккультизм
– Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.
История «Герондиссы»
Как возникла икона неизвестно, но, по некоторым предположениям, ее подарил монастырю Алексей I Комнин, император Византии. Он же считается первым строителем этой обители.
Геронтисса – переводится с греческого «Старица» или «Настоятельница». Такого наименования она удостоилась после одного из чудес. В монастыре Пантократор (Вседержитель) был при смерти игумен преклонных лет, который выделялся святостью и своей благочестивой жизнью.
Сподобившись откровения о своей скорой кончине, он жаждал перед преставлением последний раз причаститься. Он попросил очередного священника поскорее приступить к Божественной литургии, однако Иеромонах не стал прислушиваться к пожеланию старца.
Тут же он услышал властный голос от иконы Богоматери Геронтисса, который повелел ему безотлагательно осуществить предсмертную волю своего игумена. Престарелый настоятель исповедался и после Святого Причащения спокойно отошел ко Господу. Икону же вынесли из алтаря в храм, на поклонение всем верующим.
Монастырь Пантократор на св. горе Афон
Сам монастырь стоит на том месте, где пожелала того Богородица. Изначально обитель начали возводить неподалеку от нынешнего строения, на отвесной скале над самым Эгейским морем.
Несколько ночей икона и инструменты строителей пропадали, и каждый раз их обнаруживали в одном и том же месте. Строители, решив, что это чья-то злая шутка, продолжали работы. Но спустя некоторое время, они поняли, что это Сама Богородица указывает им, где должен стоять монастырь.
Но не всегда икона находилась при монастыре. Во времена набегов сарацин, один мусульманин при попытке пустить икону на щепки, ослеп, а святыня была брошена в колодец его соратниками. Только перед самой смертью, спустя 80 лет, ослепший богохульник был вразумлен о своем грехе.
Он рассказал об этом недостойном поступке своим приближенным и поручил им отправиться на Афон, чтобы раскрыть монахам обители место нахождения образа. Святой лик был найден и с восторгом и почестями возвращен в храм.
2
Декабрь
1948 года
монастырь охватило сильнейшее пламя. Братия не могли своими силами справиться с пожаром и начали молиться иконе Пресвятой «Настоятельнице». Тут же над обителью нависло дождевое облако, и начался ливень, который в считанные минуты погасил языки пламени.
Не только от огня, но и от голода были спасены монахи чудесной помощью Богородицы. В XVII в. был довольно сильный голод, и изможденные насельники начали роптать, а некоторые из них собрались покинуть обитель. Игумен же уговаривал их не делать этого и призвал к более усердной молитве Матери Божией.
Сам же он не переставал горячо молиться и вскоре Господь явил чудо: из каморки, где хранились пустые емкости, потек елей. Когда братья вошли в комнатку, то с изумлением увидели, как из одного сосуда не перестает литься оливковое масло.
Комментарии читателей:
Расписание богослужений
В воскресенье: ранняя Литургия в 7.00 ч., поздняя — в 10ч.
1/5/2005 Александра
Проезд
Подъехать к Влахернскому храму можно и от метро Текстильщики: на 38 троллейбусе до конечной — там останется пройти минуты 3-5 по асфальтированным дорожкам Кузьминского парка (именно там, где ежегодно проходят фестивали цветов и ландшафтного дизайна). Живописная дорога приведёт Вас прямо к храму. На той же остановке (конечной 38 троллейбуса) останавливаются автобусы В (чёрный и красный, они кольцевые — ходят в противоположные стороны). Автобусы также проходят мимо метро Текстильщики и Кузьминки. А на 38-й можно сесть неподалёку от метро Волжская.
1/5/2005 Ксения
Приписанные храмы
Неподалёку от Влахернского храма, в Кузьминском парке, находится госпиталь ветеранов. И там на первом этаже — домовой/больничный храм, где регулярно проводятся богослужения священством Влахернского храма. А при центральном входе на Кузьминское кладбище уже построена… сначала называлась часовней, теперь, говорят, будет храм — Ксении Петербуржской. Крест на куполе уже установлен, внутри бетонные стены, пол, стоят леса, но каждое воскресение в 16 часов проходит молебен блж.Ксении. Уточнить это можно по телефону Влахенрского храма.
1/5/2005 Ксения
>Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках
О чем молятся чудотворному образу?
Иверская икона дает помощь и святое прощение всем раскаявшимся грешникам. Она особо милостива к тем, кто прибегает к ее помощи и верует в заступничество. Тот, кто обрел силы раскаяться и пройти покаяние, обретает благодаря чудесному образу исцеление от недугов и печалей, чувствует радость и близость к Пречистой Деве.
Даже самым тяжким грешникам Матерь Божия через свой образ может даровать успокоение и духовную чистоту. Часто к иконе обращаются те, кто страдает от дурных наклонностей и привычек. Искренняя молитва всегда находит ответ: и люди, годами страдавшие от алкоголизма или других привычек, не способные найти в себе силы для того чтобы расстаться с ними, обретают удивительную решимость и с лёгкостью начинают новую жизнь.
Также перед Иверским образом Богородицы молятся о вразумлении тех, кто отступился или забыл о вере. И по молитвам близких люди, давно не посещавшие храма, возвращаются к вере, начинают молиться, посещать церковь, совершать таинство Причастия.
Такова сила Владычицы Небесной, явленная нам в ее чудотворном образе. Рассказывают, что уже в наши дни одна мать, потерявшая ребенка, в отчаянии хотела совершить самоубийство. Молитва перед святым образом дала ей не только вразумление и силы для борьбы с депрессией, но и понимание необходимости дальнейшей жизни.
Кроме того, образ приходит на помощь тем, кто страдает от духовных недугов и болезней тела. И Матерь Божия приходит на помощь тем, кто искренне верует. Проходят самые тяжелые недуги, исцеляются давние хронические заболевания. Возвращаются к жизни те, кому врачи подписали приговор: есть свидетельства, что молитвы перед Иверским образом помогли при самых тяжелых заболеваниях, таких как лейкоз, паралич. При этом исцеления совершались не только в древние времена, но и в наши дни – об этом существует масса свидетельств.
Поскольку образ называется Вратарница, то он оберегает дом от пожаров, грабежа и прочих бед. Поэтому Иверской Богоматери молятся, когда хотят сохранить свой дом в безопасности, защитить его от разгневанной стихии во время бедствий.
Маленькую иконку или фото образа можно расположить в квартире или доме недалеко от входа – Вратарница позаботится о том, чтобы через него не смог перешагнуть ни один недобрый человек. Иверскую Богоматерь просят уберечь от пожара. А если случилась эта беда, то икона может помочь справиться с ней.
Чудесный образ помогает и тем, кто просит о достатке в доме, благополучии и защите от колдовства. Спасает от врагов и клеветы, избавляет от преследований.
Кроме того, чудотворной иконе молятся о нерушимости границ родной страны. Известно, что образ Пречистой Девы имеет такое сильное значение, что ему молятся даже католики и протестанты. После этого некоторые принимали Православие.
Иверская икона Божией Матери: чудотворные списки
Впервые список (копия) Иверской иконы Божией Матери появился на Руси в 1668 году в правление царя Алексея Михайловича. Икона была специально написана афонским иконописцем для Москвы. Чтобы на новописанный список снизошла благодать от чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, настоятель Иверского монастыря вместе со всей братией отслужили молебен и святой водой омыли чудотворный образ. Воду собрали и отдали иконописцу, чтобы он при написании списка, добавлял ее в краски.
После 1917 года местонахождение этого списка Иверской иконы Богоматери оставалось неизвестным. В 2012 году произошло второе обретение иконы. Сейчас она находится в Новодевичьем монастыре (Москва).
В 1995 году по просьбе патриарха Московского Алексия II с Афона прислали новый список Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас эта копия занимает почетное место в Иверской часовне (Воскресенские ворота Московского Кремля).
Монреальский список
В 1981 году был написан список Иверской иконы Божией Матери, который впоследствии получил название «Монреальский». Его история связана с испанцем по происхождению Иосифом Муньос Кортес. В 1982 году он, оказавшись в келии в честь Рождества Христова (на Святой горе), пожелал купить его. Получив отказ, Иосиф горячо молился Пресвятой Богородице.
Когда он собирался продолжать свой паломнический путь, настоятель скита игумен Климент подарил ему этот образ со словами, что это желание Самой Матери Божией. Посетив Иверский монастырь, Иосиф приложил подаренную ему икону к чудотворной святыне «Вратарнице». Иосиф вернулся к себе домой в Монреаль (Канада). Там через некоторое время Иверская икона Божией Матери стала мироточить. Миро стало истекать преимущественно из рук Пресвятой Девы и Богомладенца. При этом с оборотной стороны икона оставалась сухой.
С осени 1983 года мироточивый образ был выставлен на всеобщее поклонение для православных. На протяжении 15 лет Иосиф был хранителем Иверской иконы, находясь постоянно с ней в разъездах по всему миру. От чудотворного образа Пресвятой Богородицы происходило большое количество исцелений от телесных и душевных заболеваний. Некоторые бумажные репродукции с мироточивой иконы сами начинали мироточить.
В 1997 году при невыясненных обстоятельствах Иосиф был убит в Афинах, икона похищена. Местонахождение мироточивого образа остается неизвестным.
Где находится образ Пресвятой Богородицы
Чудотворная икона «Геронтисса» помогает каждому верующему, который с искренней молитвой обратился за наставлениями и помощью к Матери Божьей. Списки Ее находятся во многих храмах Греции. А оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Настоятельница» находится в храме Пантократор на Афоне, при северо-восточной колонне, которая поддерживает купол.
Славится список, который находится в Почаевской Успенской Лавре, где в начале каждого богослужения монахи всякий раз спрашивают благословления Богородицы. Еще один чудотворный образ, написанный в самом монастыре Пантократор, находится в Екатеринбурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре.
Православные христиане празднуют память святыне 17 апреля по новому стилю (по старому стилю – 4 апреля).
Храни Вас Господь!
Иконы
Православный Церковный календарь
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.
Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.
В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Примечание
Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная (Приветствие Богородицы, Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на руках своих икону Богородицы Влахернскую).
Влахернская икона Божией Матери
Образ Влахернской Божией Матери считается одной из древнейших икон. В наше время святыня имеет огромную ценность. К ней в молитве обращается большое количество христиан со всего мира, ищущих заступничества и покровительства Пресвятой Девы.
Влахернская икона Божией Матери известная также, как Одигитрия, то есть указывающая путь. Как и многие образы Богородицы, данная святыня признана защитницей каждого человека и покровительницей при войнах, нашествии врагов и мятежников. Православная иконография обязана своим зарождением данному образу.
История иконы
С иконой Влахернской связанно имя патриарха Сергия, который в 626 году, во время окружения войсками Константинопольской стены, обходил ее с Божественным ликом. Святой неустанно молился, умоляя в своих просьбах Пресвятую Деву защитить город от вражеского ополчения и натиска. Тяжелое сражение было выиграно благодаря могущественной силе чудотворного образа.
Где хранится икона
В наше время икона находится в Москве, в Рисположенской церкви Кремля. Она широко распространена, поэтому ее можно встретить во многих церквях России, а также в Третьяковской галерее, в церкви Рождества Богоматери в Москве и под городом Дмитровом, в Спасо-Влахернском монастыре.
В чем помогает чудотворный образ
Искренние молитвы пред ликом Пресвятой Богородицы придадут сил и укажут направление для дальнейшего пути. Образ является заступником от недругов, грехопадения, приносит душевное и физическое исцеление и покровительствует семейной жизни. Перед иконой Влахернской молятся в покаянии, просят избавления от тревог, страха и неуверенности. Божия Матерь всегда поможет и поддержит верующего человека в любых трудностях и неудачах.
Описание иконы
На святыне написан рельефный образ самой Пречистой Богородицы. На ее левой руке изображен Младенец, который дает благословение и держит свиток. Мастера иконописи обнаружили, что икона была написана не красками, так как некоторые части тела Богородицы и ребенка выступают с поверхности холста. Многие христиане устрашаются, когда смотрят на икону, так как видят в ней подлинную силу и могущество.
Дни празднования иконы
Изначально день памяти отмечался только в Константинополе, в Влахернском храме. Но в девятом веке праздник стал общим для всех христиан. На сегодняшний день почитание Влахернской иконы Божией Матери приходится на 20 июля по новому стилю.
Молитва пред иконой
Произносить молитву следует с крепкой верой в сердце, добрыми помыслами и любовью. Божья Матерь поможет каждому человеку по вере его. Молитва звучит так:
«Царица Небесная, моя надежда, моя вера, оскорбляемых и притесняемых покровительница! Узри беды мои, услышь мольбы мои, прошу о помощи Твоей, ибо Ты — спасительница наша, и помощь в Тебе наша. Молю, утешь нас и ни оставь молитвы наши не услышанными. Даруй защиту от недоброжелателей и спаси душу мою грешную. Во веки веков. Аминь».
Бог призывал открывать душу свою в молитве и праведности. В трудные минуты, во время тревог и невзгод, каждому необходимо светлое присутствие Господа. Правильно прочтенные молитвы обязательно будут услышаны, а помощь не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры и огромной любви. Будьте счастливы
Архитектурные особенности нового храма
В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.
Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.
Появление иконы в России
Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.
Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.
Икона божией матери влахернской. Подробное описание
Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.
Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.
Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.
Описание иконы
Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.
Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет
Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».
Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.
Местонахождение
На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.
Церковь в Кузьминках
В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.
В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.
В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).
Происхождение
Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.
На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.
О чём молиться
Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.
Место нахождения:
Музеи Московского Кремля
Дата празднования
Влахернская икона Божией Матери
, Влахернетисса
(греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών, Βλαχερνίτισσα
) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы . Считается у верующих чудотворной, празднование иконе совершается (даты по юлианскому календарю): 7 июля, 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста (в субботу пятой седмицы Великого поста).
Сооружение каменного здания храма
К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.
Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.
Характеристика образа
Размеры иконы составляют 46 х 37,5 х 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик. Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.
Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Н. П. Кондаковым в его сочинении «Иконография Богоматери». Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.
Датировка иконы
Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как «некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери». Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты, мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма. По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.
Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками. Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:
В легенде об иконе конкретный рассказ о ней начинается лишь после событий 1453 года. Можно предположить, что именно тогда, во второй половине XV века, возникла потребность воссоздать какую-то святыню, связанную с Влахернским храмом. Не исключено также, что на старой основе был реконструирован сильно повреждённый в перипетиях турецкого завоевания древний памятник.