Любовь бога к человеку, воплощенная в красках: толгская икона божией матери

Молитва перед ликом Богоматери

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, выше Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова Божьего.

Спаси и защити нас, Владычице, от огненных стрел лукавого врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившись от скверны греховной, возможем принести Творцу благоугодные Ему плоды добрых дел и сподобимся мирной христианской кончины и ответа правого на страшном и нелицеприятном Суде Его. Ей, Госпожа Всемилостивая!

В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступничество, поспеши тогда на помощь к нам, беспомощным, и державною рукою Твоею освободи нас от власти лютого миродержавца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничто не остановит ходатайство Твое, только восхищение. Также, на святый образ Твой умиленно взирая и пред ним, яко живей Ты сущей с нами, покланяющимися, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Богу молитвенно предаем и Тебя величаем с родившмся от Тебя Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сила молитвы поистине творит чудеса. Приснодева, будучи Заступницей всех христиан перед Богом, всегда откликается на призыв о помощи. Она, как настоящая Мать, никогда не оставляет Своих детей в беде, являя очередное чудо Божественной благодати.

История появления

Дата явления иконы обозначена в церковных летописях: 8 августа 1314 года. Ростовский епископ Прохор в сопровождении монахов решил посетить церкви и монастыри вверенной ему епархии. В XIV веке Ростов Великий был столицей Ростовского княжества, крупнейшим церковным центром. В настоящее время – это город районного значения в Ярославской области.

Инспекция началась с Белозерского края. Спускаясь по реке Шексне, епископ с сопровождающими достиг Волги. До конечной остановки (Ярославля) оставалось 7 километров. Путники расположились на ночевку на правом берегу Волги, напротив устья ручья Толги.

Глубокой ночью святитель проснулся и увидел на противоположном берегу зарево, горевшее ровным пламенем без дыма. Прохор взял свой посох и подошел к реке. Он увидел, что берега Волги оказались соединены мостиком. Охваченный предчувствием чуда епископ перешел на другой берег. Его глазам предстало сияние, в центре которого находилась икона Божьей Матери.

Утром Прохор забыл, что случилось ночью. Епископ и монахи сели в лодку и поплыли дальше. В дороге он обнаружил пропажу посоха и вспомнил, что случилось ночью. Святитель повелел монахам вернуться и высадиться на берег Толги, чтобы найти жезл. Монахи вскоре вернулись с сообщением, что посох нашелся, рядом с ним лежит икона Богородицы. Священнослужитель сошел на берег Толги и узнал икону, которую видел ночью. По его приказу монахи расчистили место для основания храма.

Жители Ярославля, узнав о чуде, прибыли на Толгу и приняли участие в строительстве храма. Церковь была построена в тот же день. Вечером епископ освятил ее в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и перенес туда икону и установил день празднования (8/21 августа). Впоследствии рядом с храмом был учрежден мужской монастырь.

Композиционное построение

Очень часто в ярославских иконах сюжеты разделяются не геометрическими вертикальными и горизонтальными рамками. Разделителем служит архитектурный и пейзажный фон, рассказ перетекает из одного события в другое. Причем не по прямым линиям, а всегда экспрессивно, динамично. Экспрессия, динамика композиции часто передается и образами, их активными жестами, выразительными позами.

Ярославские иконописцы были монументалистами – умели и понимали, как надо работать с крупными монументальными формами, поэтому их постоянно вызывали к государевым работам в Московский Кремль. Например, они поновляли или что-то писали заново в Успенском соборе. Ярославцы чувствовали монументальную форму даже в небольших иконах. Если увеличить даже небольшое изображение, его запросто можно было бы перенести на стену. 

Валаамская икона Божией Матери

День празднования иконы: 14 июля

Валаамская икона Божией Матери была обретена чудесным образом на Валааме 14 июля 1897 года.

Тогда же были засвидетельствованы первые исцеления по молитвам перед Валаамской иконой. Сегодня к ней с верой притекают тысячи людей, надеющихся на помощь Царицы Небесной и получают просимое.

В Валаамском образе Божией Матери слились воедино особенности многих прославленных икон Богоматери. Но, пожалуй, более всего, по своему глубокому молитвенному покою, монументальности и величественности облика Валаамская икона близка образу Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской». Это сходство не случайно – в XIX веке за Валаамским монастырем прочно утвердилась слава «Северного Афона».Валаамская икона Божией Матери стала одним из трех образов Пресвятой Богородицы (в этом же ряду — Порт-Артурская и Державная), которые были явлены в России в царствование императора Николая II, незадолго до начала гонений на веру и Церковь.Валаамский образ Богоматери был написан в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (в миру — Алексеем Константиновым). Отец Алипий создавал образ Игумении «Северного Афона» в то время, когда в церкви читали акафист Пресвятой Богородице. «Первостатейному художнику и иконописцу», «валаамскому Рафаэлю», как называли его современники, было тогда 26 лет.Почитание Валаамской иконы началось по указанию Самой Царицы Небесной. Убранная в свое время в кладовую ризницы икона была обретена чудесным образом на Валааме в 1897 году. Незадолго до этого по молитве перед ней получила исцеление от тяжкого недуга благочестивая паломница из Санкт-Петербурга Наталья Андреевна Андреева.Почти 12 лет Наталья страдала ревматизмом рук и ног и, как она рассказывала, «рукава сама не могла надеть, на лестницу другой раз входила на коленях». В 1887 году по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. На Валааме в церкви Успения Божией Матери она увидела явленную ей во сне икону Богородицы. Получив облегчение в болезни, Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам.Прошло девять лет, и в 1896 году во сне ей вновь явилась Божия Матерь — с укором за невыполненное обещание. Наталья тут же отправилась на Валаам, но икону там уже не нашла, и никто из братии не мог сказать, где она находится. Однако во сне Наталье было указано, что образ находится в ризнице церкви святителя Николая Чудотворца, там его и обрели.Вот что рассказала сама Наталья Андреевна в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемой «Валаамская»» (записано валаамскими монахами в июле 1898 года): «От великой радости, что наконец нашла я образ являвшейся мне Царицы Небесной, у меня дыхание захватывало и слезы градом катились не переставая. Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! Мне налили святой воды в бутылку. Как напилась я святой воды, сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Взяв масла из лампадки я, вернувшись к себе, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли, и за столько лет я в первый раз заснула спокойно. Через неделю я могла уже ходить без палки. Возблагодарив от всей души и от всего сердца милосердную Царицу Небесную за Ее чудо, проявленное на мне, недостойной, я вернулась в Петербург. И вот стала я все поправляться и без всяких лекарств; к Пасхе была уже совсем здорова».Икона пребывала в обители на Валааме до марта 1940 года, когда иноки, вынужденные покинуть остров, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии Ново-Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.В России на Валааме остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный валаамскими иконописцами в 1900 году.В Казанском храме Валаамского подворья в Санкт-Петербурге находится список Валаамской иконы с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 году Юлией Боголюбовой.

Исцеление человека, страдавшаго болезнию ног

В Ярославле в 1659 году жил человек,  по имени Иоанн, который так тяжко заболел, что не мог ни лечь, ни встать. Среди этих страданий он со слезами стал молиться Пресвятой Богородице, прося избавления от столь тяжкой болезни, и по милости Божией, и заступлением Пресвятой Богородицы, получил некоторое облегчение от болезни. Но потом у него начали болеть ноги, так что он не мог стать на них; оне у него начали рдеться и местами посинели, местами же почернели. Он уже потерял надежду получить исцеление от своей болезни; ибо она продолжалась долгое время. Приблизилось 8-е число Августа, т. е. день, когда празднуется явление чудотворной иконы Богородицы/6 что на Толге. Тогда болящий Иоанн, приготовив свечу, понудил идти в Толгскую обитель. Здесь пришел в церковь, он начал усердно молиться Пресвяой Богородице, прося исцеления от своей болезни, и обещаясь, в случае исцеления, не есть мяса и не пить вина до самой кончины своей. Но от насилия болезнь в ногах у него только усилилась, так что он совсем не мог стоять, и еле вышел из церкви. На другой день, в самый праздник, когда ударили в колокол ко всенощному бдению, он с великим трудом пошел в церковь и обещался непременно отстоять до конца всенощнаго бдения. Когда окончилась вечерня, болезнь еще более усилилась, так что Иоанн не мог видеть света, ни предстоящих в храме. Не смотря на то, он все это переносил терпеливо, уповая на милость Божию, и ожидая получить исцеление от чудотворной иконы Богородицы. И действительно, когда начали петь утреню, он вдруг почувствовал, что у него ноги с начала как бы похолодели и омертвели от холода, а потом как бы облиты были водою; и за тем он совсем перестал ощущать боль в ногах. Недоумевая, от чего сие произошло, и думая, не есть ли это следствие продолжительнаго стояния, он, по отпении молебна, возвратился домой в ожидании, что будет с его болезнию. Но по милости Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы болезнь его не возвращалась. Тогда он познал, что исцелен от болезни милостию Пресвятой Богородицы, и дал обет сделать список с чудотворной Ея Толгской иконы.

В чем помогает

Вера в Чудо подкрепляется реальными делами. Так, в 1392 году после того, как провозгласили Кондак, десница (правая рука) иконы Богоматери начала мироточить. Спустя время миро увидели на левой ножке Спасителя. Это был настоящий божественный знак людям о святости и могуществе иконы. 

Исцеляющая сила Христа и Богоматери помогают избавиться от множества недугов. Доподлинно известно, что икона спасла Ивана Грозного от сильных болей в ногах. Немочь захватила царя настолько, что он передвигался не иначе, как на коленях. Уже не веря в целителей, царь был готов лечь «под нож», однако, в последней своей надежде обратился к Богу. Как это было, никто не знает, но через короткое время Иван Грозный повелел отнести себя под образ Богоматери. Вносили царя на стульчике, он кричал от боли и испытывал корчи. Молился Иван Грозный долго, горячо и исступленно. Никого из царедворцев рядом не было, даже супруга его спряталась, боясь потревожить царя в его молениях. Наутро Иван Грозный не просто вышел – выбежал из зала, но «нрав его был тих и кроток, взгляд лучился добротой, а голос был мягким». Таким царя не помнили до тех пор и не видели после. 

Икона Толгская помогает укрепить веру и избавиться от болезней тела, души. У нее просят заступничества перед сильными мира сего, от недругов. Приходит Царица Небесная на помощь в любом богоугодном деле. Также известны случаи излечения от пьянства, слепоты, душевных расстройств. Икона Святой всегда увешана цепочками с медальонами – это благодарность людей, которые вылечились от болезней ЖКТ, почек, сердца.

Икона Божией Матери «Толгская» исцеляет недужных

Еще к Заступнице несут свои беды и печали, просят искупления самых страшных грехов. И Она помогает, направляет на путь, дарует надежду людям, которые искренне хотят искупить свой проступок. Молятся Святой об избавлении от нужды. Чудодейственные явления, связанные с иконой:

  • воскрешение ребенка;
  • в страшном пожаре XV века огонь даже не опалил образ;
  • в XVIII веке лик спас людей от засухи и после горячей молитвы даровал дождик;
  • восстановление ровности позвоночника у ребенка (1995 г);
  • избавление от проблем с сердцем мужчины, пережившего инфаркты и уже умиравшего от недостатка кислорода (2005 г).

Перед иконой больные оставляют костыли и идут сами, прозревают слепые и успокаиваются «блаженные». 

Значение иконы в том, что все люди — её любимые дети

Материнское тепло, которое запечатлено на каждой иконе Толгской, не случайно. И тем более не случайно, что Царица Небесная не смотрит на Иисуса Христа. По таким, казалось бы, странностям, можно понять значение Толгской иконы Божией Матери.

Перед нами, бесспорно, любящая и заботливая Мать. Но мыслями она будто не с ребёнком, ей словно кого-то не хватает. Этот кто-то — человек. Забыв про Бога, сея зло, покоряясь грехам, люди заставляют Небесную Мать беспокоиться. Но она ждёт, как ждал отец из притчи о блудном сыне.

Высшие силы всегда нам рады, и никогда не поздно избавить Богородицу от скорби и стать благочестивым человеком.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Низложи во мне налоги бесовския, гордость в добродетелех, лицемерие в святости, тщеславие во бдении, высокоумие в благоговении и неблагодарность в благодеяниих Сына Твоего, Едина Всепетая Дево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Странна мя любочестия сотвори, молю Тя, Дево, и чужда любопытства о человеческих согрешениих, дерзость и излишнее на милость Сына Твоего упование отдали от мене, да достойны Сыну Твоему плоды принесу, едина Пречистая.

Слава:

Начало и худость моего естества познавая, молю Тя, Дево, даждь ми презрение самолюбия, бегство человеческия хвалы, познание собственнаго греха и собственныя немощи, едина Богоблаженная.

И ныне:

Краткий всех вещей и всего мира смертнаго конец и мучение будущее за суету деяний тщеславных помышляти сподоби мя, Дево, да, благодатию Сына Твоего к пути истиннаго покаяния наставлен, вечнаго избегну проклятия, Пренепорочная.

Господи, помилуй

(трижды ).

ГДЕ МОЖНО НАЙТИ ТОЛГСКИЙ ЛИК ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В конце двадцатых годов обитель стала жертвой нападения со стороны государственной власти. Потом богоборческая государственная власть решила загрязнить монастырь таким образом, что дала разрешения устроить в монастыре тюрьму для молодых злодеев. Чтобы спасти данную икону было решено перевезти ее в художественный музей в Ярославле.

В скором времени эпоха неверных канула в лета и обитель отстроили заново. В начале двухтысячных годов чудодейственный Толгский образ возвратились в родной монастырь.

Есть еще одна легенда согласно которого существовала еще одна такая же икона. Созданная еще в 13 десятилетия.

Историки разделяют две теории возникновения этой иконы. Согласно первой утверждается, что ее написал художник из Ярославля , а другие уверены, что у иконы существуют ярковыраженные черты присущие грузинской школы художников.

В наше время икона Пресвятой Богородицы храниться в Третьяковской галереи.

Кроме подлинника святого образа есть еще и каталоги, которые не менее люди восхваляют.

Они хранятся в:

  • Велико владимирской обители, г.Москва
  • В городе Нежин Свято-Введенском храме.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Жестокосердием отягченнаго мя облегчи, немилосердием к требующим окамененную утробу мою умягчи, бурею сребролюбия объятаго мя утиши, Богоневестная Владычице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Во уповании тленных и временных вещей не остави мя и пламень хищения неправеднаго, бездною милосердия Твоего покрывши, угаси во мне, Едина Приснодево.

Слава:

Идолослужение в лихоимании и безбожность в заблуждении истиннаго благочестия и Православныя веры потреби от православных, Владычице, и вконец разори от единоверных, да единодушно восхвалим Тя, Едина Приснодево.

И ныне:

Ум мой, молю Тя, благоустрой к познанию Единаго Сущаго Бога, к разсмотрению вечных благ, и щедролюбие даруй ми, якоже Тавифе, и благодатию Христовою украси мя, якоже Корнилия сотника, Едина Приснодево.

Историческая справка

Образ был явлен на Ярославской земле, поэтому считается ее покровителем. Всего существует три Толгские иконы Божьей Матери:

Большая — датируется 13 в., сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ранее находилась на почетном месте в Толгском монастыре. Написана на большой липовой доске, размеры 140 на 90 см.

Богородица здесь изображается в полный рост, восседающей на троне. Иисус Христос обвивает шею матери руками, стоя у нее на коленях. Над фигурами Марии и Христа парят ангелы в одеждах служителей. Остальные две иконы считаются частичными репликами с данного образа.

  • Явленная — именно о ней составлено сказание Димитрия Ростовского. На месте обретения был основан мужской монастырь (сегодня обитель, как и многие возрожденные монастыри стала женской). Чудесное событие состоялось в 1314 г. Внешне образ несколько отличается от Большой иконы — на нем изображение погрудное, размер доски — 48 на 61 см. Младенец здесь не стоит, а сидит.
  • Список из Русского музея — находится в Санкт-Петербурге, сделан в 1327 г. Выполнен в более сдержанной манере. Хранился также в монастыре г. Ярославля, затем был передан в музей.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Несмотря на различия в деталях, красках, все данные иконы являются Толгскими, празднуются в один день — 21 августа. Относятся к типу Елеуса (Милующая), имеют одинаковое значение

Молитва может возноситься перед любым образом, важно при этом помнить о том, что она обращена не к доске или рисунку, а самой Царице Небесной

В чем помогает Толгская икона Божией Матери

Богородичный лик очень почитаем православными христианами, так как помогает исцелиться не только духовно, но и физически. К чудотворному образу стекаются паломники со всех уголков страны, чтобы обратиться к Приснодеве с самыми разными проблемами:

  • победить тяжелую болезнь;
  • укрепить веру;
  • помочь наставить на истинный путь;
  • поправить свое материальное положение;
  • познать долгожданное счастье материнства;
  • найти мужа/жену;
  • обрести лад в семье;
  • избавиться от алкогольной, никотиновой или наркотической зависимости.

Часто к Толгской Богородице обращаются, чтобы получить прощение за совершенные грехи. Перед Ней искренне каются и просят спасти обуреваемую страстями душу. Если слова идут от чистого сердца, Божья Матерь никогда не отказывает просящему, ходатайствуя за него перед Всевышним.

Вознеся молитвы к святому лику, оставьте у иконы небольшой дар либо символическое денежное пожертвование.
Совет автора
К чудотворному образу стекаются паломники со всех уголков страны

Чудесные исцеления

Самое известное чудо исцеления случилось с первым венчанным царем всея Руси Иваном Грозным. Будучи прикованным к постели сильными суставными болями, он попросил отвезти его к святыне. Перед ней Иоанн молился не один день, пока, наконец, не вышел из обители на своих ногах.

С тех пор святой лик не перестает удивлять православных христиан своей исцеляющей силой. Так, в 1995 году молитвы Богородице помогли 14-летнему юноше избавиться от горба и тяжелых последствий перелома позвоночника. Тогда же еще один мальчик навсегда отбросил костыли, без которых не мог ходить.

В XXI веке чудеса исцеления продолжились. После долгих молитв матери о своем сыне, тот излечился от сердечной болезни, над которой была бессильна современная медицина. Спустя несколько лет случилось еще одно чудо – у девушки сами собой исчезли бородавки, кои планировалось удалять хирургическим путем. Еще спустя два года от алкоголизма излечилась прихожанка, долгое время имевшая зависимость.

Официальной датой празднования богородичного образа является 21 августа

История иконы

Эта история началась с похода епископа Прохора к славному городу Ярославль. Народ отметил 1314 год, на дворе жаркое лето достигало своего финального конца – август, именно тогда, по преданию странцев, ростовский епископ обходил порученные ему края Белозерских пределов, приняв решение спуститься по рекам Шексне и Волга, дабы достичь обозначенного города.

Он шел на протяжении целого дня и лишь наступление сумерок заставило Прохора остановиться за 7 верст до желаемого места – Ярославля. Ночь не сулила ничего хорошего, поэтому безопасней всего было переждать темное время суток на правом берегу реки Волга, где в нее втекала Толга.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу.

И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес.

И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Не зря в сказках большинство чудес происходит в полночь. Именно с приходом двенадцати часов место, где ночевал епископ осветило сильнейшее свечение, которое исходило из огня. Свет, доносясь с другого берега, озарил огненный мост, коего ранее не было. Вскоре он стал путем, по которому Прохор прошел к Деве Марии с Младенцем. Путник пал на колени, молясь до восхода солнца, а после обнаружил свой жезл около столба, извергаемого ночью огнем. Утром слуги нашли возле зарослей не только жезл, но и икону Пресвятой Богородицы.

На месте, где был отыскан Божий подарок, вскоре вырос Толгский монастырь, а все работники после стройки были бодры, исцелены силой Пресвятой.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930‑х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич.

Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею.

По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Расширение образцов

Ярославские мастера XVII века пользовались не только художественными образцами прошлого, не только прорисями русских иконописцев, но и активно использовали западноевропейские образцы. Кроме известных западноевропейских гравированных Библий Пискатора, они обращались к Библии Борхта, Библии Мериана, Библии Схюта, причем использовали эти образцы не только во фресках, но и в иконах. Обращаясь к западным образцам, иконописцы все-таки перерабатывали их, переводили их на язык иконы, не утрачивая того главного, что в ней есть.  

Все перечисленное создавало очень яркую, самобытную ярославскую иконописную школу.

Описание и значение в православии

Особенность лика Богоматери на иконе – печаль и боль, читающиеся во взгляде. Младенец Иисус стоит на коленях матери, ласково обняв за шею и прижавшись к ее щеке. Сама Божья Матерь изображена сидящей на троне в драгоценных одеждах. На заднем плане изображены архангелы Михаил и Гавриил. Грустное умиротворение нисходит на каждого, кто молится перед иконой.

С первоисточника было сделано два списка. На второй иконе «Толгская» Богородица изображена по пояс, Иисус сидит у нее на коленях. Мать и Дитя печально смотрят с иконы на верующих, наполняя сердца скорбью. Третья копия во многом напоминает второй список.

Икона Толгской Божьей Матери – божественный дар, сохраненный на протяжении сотен веков. Чудотворные свойства образа проявились сразу после внесения в церковь: все участвовавшие в строительстве излечились от болезней.

Толгская III — упрощённый список Тронной иконы

Эта икона Божией Матери появилась чуть позже остальных — примерно в 1327 году. Подробностей её написания мы не знаем, зато можем проанализировать работу художника.

Видно, что автор старался воспроизвести черты и позу Тронной иконы, но не добился выдающихся результатов.

Используя два прославленных образа, иконописец создал третий — не такой живой, недостаточно выразительный. И всё же это древняя, третья по счёту Толгская икона.

Важный момент: «Толгская» — это не тип иконы, а указание на место её происхождения.

Этот список хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Икона Божией Матери Толгская III

Образ, рожденный в огне

Шел август, 1314 год. По преданию старцев, епископ ростовский Прохор объезжал вверенные ему земли Белозерских пределов, решил спуститься по реке Шексне, а затем по Волге, чтобы посетить славный город Ярославль.

Всего 7 верст оставалось святителю до Ярославля, как наступила ночь, ставшая причиной остановки. Местом ночевки был выбран правый берег Волги, а точнее участок земли, около которого в Волгу впадала речка Толга.

Была полночь, когда место ночевки озарил ярчайший свет, исходящий от столба огня. Зарево распространялось с противоположного берега, освещая неведомо откуда взявшийся мост. Небесная сила привлекла Старца к столбу, свет которого излучал образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. К Ним епископ прошел по огненному мосту.

Часто сам Бог являет Себя людям в виде неопалимого огня, как это было с Моисеем, когда он увидел несгораемый куст.

Перед чудесным ликом Девы Марии с Дитем епископ Прохор упал на колени, провел в молитве остаток ночи.

По возвращении на место стоянки, проведя утреннюю службу, святитель обнаружил, что его жезл остался около огненного столба.

Посланные слуги быстро не только нашли оставленный жезл, но обнаружили около зарослей икону Матери Божией, о чем сообщили епископу. Святитель Прохор сразу узнал свое ночное видение. Сам епископ, все сопровождавшие его люди опустились на колени, горячо молясь, прославляя Бога, воздавая Ему хвалу за чудотворящий подарок.

Сразу после молитвы заросли вокруг образа были расчищены, работали все, даже сам владыка. Здесь была заложена церковь, а затем Толгский монастырь.

Божественная сила иконы Божией Матери наполнила строителей, прибывших из Ярославля. За один день они возвели храм, который был освящен тем же вечером. По окончании службы все больные были исцелены.

Важно! 21 августа православный мир отмечает день Толгской иконы Богородицы. Почти 6 веков стояла обитель около Тоглы, мужской монастырь около нее

Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии

Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии

Почти 6 веков стояла обитель около Тоглы, мужской монастырь около нее. Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии.

С 1926 года, когда советская власть закрыла монастырь, на его месте поместила колонию малолетних преступников, до 2003 года чудотворный образ хранился в Ярославском музее. С 2003 года Светлый лик освещает Толгскую обитель, покинув ее всего 2 раза на короткое время.

Чудесные исцеления, дарованные иконой Богоматери

После поклонения у чудодейственной Иконы Божьей Матери с Дитем происходили и происходят постоянные чудеса:

  • воскрешение мертвого ребенка;
  • во время пожара 15 века огонь не коснулся иконы;
  • спасение людей от голода во время засухи 18 века.

Не прекращаются чудеса исцеления, получаемые людьми в 21 веке.

  • 1995 год — позвоночник мальчика из Волгограда был восстановлен, при этом полностью исчез горб.
  • 2005 год — житель Санкт-Петербурга обрел «второе» дыхание, забыв о проблемах с сердцем, после посещения его матерью Толгского монастыря, ее искренних молитв.

Бог всегда слышит горячие молитвы матерей за своих детей.

Очень часто приходящие на костылях больные получают исцеление, бросают костыли, уходят на своих ногах, постоянно благодаря Деву Марию, прославляя Отца, Сына и Святого Духа.

Исцеляются младенцы, старики, мужчины, женщины. Исцеляются по собственным молитвам, прошениям матерей и близких людей.

Сложно перечесть все чудеса, дарованные людям после неустанных молитв и веры в получение просимого, но постоянно льется к Богу молитва благодарения Святой Троице, Деве Марии и всем Святым.

Явленная икона Толгской Божией Матери

Где находиться

В конце двадцатых годов обитель стала жертвой нападения со стороны государственной власти. Потом богоборческая государственная власть решила загрязнить монастырь таким образом, что дала разрешения устроить в монастыре тюрьму для молодых злодеев. Чтобы спасти данную икону было решено перевезти ее в художественный музей в Ярославле.

Кроме подлинника святого образа есть еще и каталоги, которые не менее люди восхваляют.

  • Велико владимирской обители, г.Москва
  • В городе Нежин Свято-Введенском храме.

В скором времени эпоха неверных канула в лета и обитель отстроили заново. В начале двухтысячных годов чудодейственный Толгский образ возвратились в родной монастырь. В наше время икона Пресвятой Богородицы храниться в Третьяковской галереи.

Избавление одного из жителей города Ярославля от запоя и безумия

В 1655 году, Декабря 12 дня, один житель города Ярославля, по имени Игнатий Кондратьев, по навождению бесовскому, впал в грех пьянства, в котором потерял ум. У сего несчастного был брат, человек богобоязненный, который с великими трудами успел привести страдальца в Толгскую обитель. Когда они уже были против ворот монастырских, безумный возопил: «о горе! О беда! Зачем ты ведешь меня сюда против воли? Я не хочу даже слышать о месте сем, не только что видеть его; пусти меня; ибо я пойду скорее домой, а сего места не могу видеть». Когда же они были уже внутри обители, безумный снова начал кричать: «не хочу, не хочу, возвратите меня туда, откуда я пришел». Таково было состояние его при первом появлении в обители. Пробыв же несколько дней в обители, он мало по малу начал приходить в разум, и смысленно говорить, и усердно молиться пред чудотворным образом Богоматери. Тогда Игумен и братия стали спрашивать его, от чего он так кричал и порицал сие святое место. В ответ на сие безумствовавший рассказал следующее: «когда мы еще не дошли до обители, я внезапно почувствовал, что на меня напали: одни били меня, другие повергали на землю, иные, скрежеща зубами, хотели убить меня, а иные тащили меня назад, возбраняя мне идти сюда. Ныне же, по милости Пресвятой Богородицы, я более уже не вижу этих страшных и безобразных лиц, только слышу издалека голос их, говорящий мне: уйди из дома сего, ты наш, ты наш, уйди не трудись напрасно; если же не уйдешь отсюда, мы скоро убьем тебя». Но после сего, спустя немного времени, некогда безумствовавший, Игнатий совсем освободился от мучительнаго врага спасения и совершенно здоровым возвратился домой, славя Бога и Пречистую Богородицу.

Описание и значение Толгской иконы

Толгская икона является одной из древнейших икон Божьей Матери, а древнейшая икона Богородицы Толгская даже получила отдельной название – Большая или Тронная, исходя из того, что Дева Мария изображена сидящей на троне. Икона выполнена на доске из липы.

На ней Пресвятая Дева изображена сидящей на троне, покрытая покрывалом со струящимися складкам, украшенным серебром и жемчугом. Высокая спинка трона украшена изысканным орнаментом, изображающим вьющиеся растения около проемов арок.

С первого взгляда поражают печальные глаза Девы Марии, в которых собрана вся боль за человечество. Голову Богородицы украшает знак Божественности, присущий именно этой иконе. Материнская любовь, нежность, которая витает вокруг них – дает надежду каждому, кто опустил руки, поникший и нуждается в поддержке.

Младенец, в красной рубашке и синей накидке, уютно расположился на левом колене Богоматери, нежно прижавшись щекой к щеке Матери и обвив Ее ручками, как бы поддерживая Деву во время страданий.

Изменено выражение лица Младенца, в нем много боли, икона вызывает не умиление, а скорбь. Главные архангелы, Михаил и Гавриил, охраняют Мать и Дитя, расположившись по обе стороны Божественной пары.

Существует несколько списков (копий) чудодейственного лика, они также наделены Божественной силой исцелять, восстанавливать. Явленная икона Толгская ІІ является списком с Главного Лика, при этом Богоматерь представлена не в полный рост, а по пояс. Младенец уже не стоит на Ее колене, а сидит на левой руке.

Подробность в изображении сюжета

Это вообще специфика культуры XVII века, когда в икону привносится момент эмоционального сопереживания. Отсюда – появление большого количества Страстных циклов или появление иконографии Рождества Христова, где подробно описано избиение младенцев. Иконография Рождества Христова именно в таком изводе очень любима ярославскими художниками.

Вот икона XVII века «Рождество Христово», которую некоторые исследователи приписывают Иосифу Владимирову. В иконах Рождества и в традиционных изводах одномоментно показывается множество действий – Рождество Христово, отправившиеся в путь волхвы, благовестие ангелов пастухам. В этой иконе – и бегство в Египет, и убийство Захарии в храме, и избиение вифлеемских младенцев. 

Икона Рождества Христова. Середина XVII в.

В иконе не действуют законы времени нашего мира, и все события происходят как бы одномоментно, в одной точке Вечности. Спаситель приходит на землю беззащитным Младенцем, приходит туда, где есть боль и страдания, где убивают невинных, где матери оплакивают детей, и Его Самого ожидают крестные муки. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector