Подворье валаамского спасо-преображенского монастыря (москва)

Основание Валаамской обители

Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.

Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря.

Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие «от восточных стран», греческие священноиноки. Известно,  что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие». В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанном ими монастыре.

Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа, неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был возведен храм во имя Святой Троицы. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и в других местах. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий — основатель ростовского Богоявленского монастыря. В источниках упоминаются игумены Иоаким и Феогност, возглавлявшие обитель в период Крещения Руси, но достоверных сведений о них не сохранилось.

Внутреннее убранство и святыни

В современном соборном храме полностью восстановлено изначальное внутреннее убранство. Стены и своды храма покрыты подлинными и восстановленными цветными росписями. Алтари и деревянные предметы интерьера украшает ажурная деревянная резьба и позолота.


Интерьер храма Преподобных Сергия и Германа Валаамских

Помимо росписей, стены храма украшают многочисленные иконы, особо почитаемыми из которых являются образы:

  • Божией Матери Валаамской;
  • преподобных Сергия и Германа Валаамских;
  • Николая Чудотворца;
  • Александра Невского;
  • Матроны Московской;
  • великомученика Пантелеймона.

Интересно: кроме икон в соборе находятся мощи многих православных святых и крест-распятие, источающий миро.

Последние годы перед разорением обители

В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. В сентябре финские войска дислоцированные на острове Валаам были приведены в боевую готовность. Семьи военных эвакуировали вглубь Финляндии. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии.

Наибольшему разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда Валаам в несколько заходов бомбили более 70 советских самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа, и не взорвалась. От прямого попадания в больничную церковь Живоносного Источника загорелось северное крыло братского корпуса, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29 000 томов. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор, остался цел. 5 февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитом была эвакуирована вглубь Финляндии. В монастыре для присмотра за имуществом остались: помощник эконома монах Симфориан, капитан с парохода «Сергий» монах Ираклий и послушник Владимир Кудрявцев, инженер и два иеромонаха Петр и Павел.

13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. На следующий день по благословению игумена Харитона, для эвакуации монастырского имущества в обитель выехал Наместник монастыря иеромонах Исаакий. «18-го эвакуация имущества подходила к концу… Дав распоряжение монаху Симфориану, чтобы сделали двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей Валаамской тысячелетней обители, я вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…».

В марте 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было созданы две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов.

В конце сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: были привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попадали под удар артиллерии. 

В ноябре 1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. В июне 1944 г. они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг в сентября 1944 года. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.  

Что посмотреть на Валааме

Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера и состоит более чем из 50 островов. Самый посещаемый, это, конечно, Валаам, место расположения Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Природа этих островов удивительна, несмотря на то, что климат довольно суров. Даже летом температура не превышает 17-19С?, а холодные ветра Ладожского озера заставляют съежиться и потеплее закутаться в ветровку.

Но иногда в самых суровых условиях расцветают самые прекрасные цветы.

Отвесные скалы с соснами, некоторым из которых больше 300 лет, бухты и озера — суровая и прекрасная природа Валаама привлекала талантливейших художников России — Рериха, Айвазовского, Шишкина.

Сегодня в монастыре продолжаются реставрационные работы, но все же он является действующим. Проводятся все службы. На территории обители проживают более двухсот насельников.

Первое, что встречает туристов на монастырском причале по прибытии на остров — это часовня иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Недалеко от нее расположен домик начальникам причала, а за ним — монастырские сады и огороды. Природный климат на Валааме довольно суров, но при этом братия выращивает клубнику, яблони, сливы, груши и даже розы. Всего на острове три сада: Верхний, Средний и Нижний. При этом яблонь в них более 2000. Знамениты они и «Аптекарским огородом», который рекомендовал монахам еще Петр I, из это «огорода» и вырос со временем Верхний сад. Землю свозили на Валаам с материка, каждый паломник знал, что лучший подарок монастырю — мешок земли.

Непосредственно перед монастырем находится Знаменская, или как ее называют, Царская часовня. Она установлена в 1858 г. в честь посещения Валаама императором Александром II с семейством. Внутри нее находится очень красивая мозаичная икона «Знамение Божьей Матери».

Далее путешественники входят в монастырь.

Стоит упомянуть о правилах посещения монастыря. Женщинам нельзя носить на территории монастыря шорты, брюки, мини-юбки, декольте, прозрачные вещи. Головной убор обязателен. Мужчинам нельзя шорты, майки, головной убор, также не приветствуются спортивные костюмы. Как говориться в чужой монастырь, со своим уставом…

Вокруг монастыря находится несколько зданий. В них проживают миряне: трудники, волонтеры. Все они трудятся на территории монастыря бесплатно. Проживание и питание им обеспечено. Здесь же есть гостиница для паломников и трапезная. Здесь их две — одна братская другая для паломников.

Именно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре находится известная и почитаемая «Икона Валаамской Божьей Матери». С ее обретением связана удивительная история. В 1897 г. в монастыре появилась питерская паломница Наталья Андреева, которая страдала застарелой болезнью ног. Она и рассказала старцам о том, что во сне ей явилась Божья Матерь, которая поведала о своем образе  в стенах храма. Ориентируясь по сну паломницы, старцы действительно нашли икону, в кладовой за церковной утварью. После чудесного обретения иконы Наталья Андреева исцелилась. В 1940 г. с приходом советской власти монахи увезли икону в Финляндию, где она и находится по сей день в Ново-Валаамском монастыре. На Валааме же в России есть ее список (копия).

С острова Валаама на остров Никольский проложены деревянные сходни, пройдя по ним перед туристами открываются Никольский скит — одна из красивейших церквей всего храмового комплекса. К сожалению, он был сильно разрушен в советский период, но в 1983 г. начались восстановительные работы, а в 1989 г. — скит был возвращен церкви.

Путешественники могут осмотреть и другие скиты, однако, не все они открыты к посещению. В некоторые запрещен вход женщинам, а некоторые не допускают в свою внутреннюю жизнь мирян вообще. Например, Герсифманский (Желтый) скит, где на входе висят красноречивые объявления «Прятаться от дождя на крыльце храма не разрешается», «Просьба не беспокоить братию», «Посторонним вход воспрещен».

В разных местах архипелага сохранились подземные казематы и орудийные позиции — это линия Маннергейма, используемая во времена русско- финской войны. Любопытствующие могут осмотреть прорубленный в скале тайный спуск к Ладоге, а также башню наведения высотой в 22 метра. Оттуда, кстати, открывается потрясающий вид. Окопы, буквально, «вырытые в камнях» тоже весьма впечатляют.

Красивейший северный заповедник, уникальный монастырский комплекс, место исторических событий — все это Валаам

Неважно, с какой целью приезжают сюда туристы, каждый из них увозит  с собой частичку покоя и чистоты этого места. «Обитель неба на земле»

Что еще сказать!

Архитектурные решения

Но изначально проект, по которому велось строительство, был разработан Роопа А. Н. Строение украсило въезд в Москву.

В архитектуре всего здания умело сочетаются серые тона гранитного фундамента с темно-красными полированными колоннами. Все подоконники в часовне и храме были изготовлены из мрамора и гранита.

Иконы для иконостаса под заказ были написаны знаменитым художником Гурьяновым В. П.

Иконостас основного храма был изготовлен на Валааме. Благодаря позолоченной резьбе выглядел он величественно. Помимо икон ручной работы и иконостаса в храме можно было увидеть и другую необходимую утварь из серебра, которая в большей своей части была пожертвована прихожанами.

В 20-х годах прошлого столетия большая часть строений монастыря была разрушена. Полностью было изуродовано подворье. Звонница была сломана, а крест сняли и отправили на переплавку.

Окна во многих зданиях были замурованы. Большинство жителей монастыря отправляли на хозяйственные работы.

Еще через пару лет вся серебряная утварь была изъята в качестве пожертвований голодающим. Несмотря на борьбу всех небезразличных, первый этаж главного храма был отведен для «социальных женщин». Помимо того что все это доставляло неудобства братиям монастыря, возникали столкновения с представителями коммунистических партий, что негативно сказывалось на служениях и жизни храма в целом.

После полного закрытия храма на его территории были размещены поликлиники. А во времена ВОВ тут обосновался военный госпиталь, в котором было проведено множество уникальных операций по спасению жизни тяжело раненных.

Основное здание на подворье было изуродовано окончательно и залито бетоном. Купол полностью забили бревнами.

Подворье Валаамского монастыря

Подворье Валаамского монастыря Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.

На углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов привлекает внимание необычный храмовый комплекс серого кирпича. В начале XX века в нем располагалось подворье Староладожского Успенского женского монастыря Петербургской епархии

Сам монастырь находится на левом берегу реки Волхов. Датой его основания принято считать 1156 год, хотя упоминание в документах о монастыре встречается только в XV веке. История Староладожского Успенского женского монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин, далеко не всегда отправлявшихся туда добровольно. Сначала это была бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В постриге Елена, жила она в обители с 1718 по 1725 год. Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов. Жертвователями женской обители были: граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена императора Александра II Мария Александровна. До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. Староладожский Успенский женский монастырь закрыли в 1919 году, постройки передали детскому дому. Во второй половине ХХ в. монастырские здания перешли к детской коррекционной школе. Успенский собор и Алексиевскую церковь включили в состав Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. В 2002 году при бывшем монастыре была образована монашеская община. В 2005 году община официально получила монастырский статус. Здания монастыря, кроме Успенского собора и Алексиевской церкви переданы Санкт-Петербургской епархии. Ансамбль подворья женского монастыря строился с 1904 по 1910 год по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Строительство велось преимущественно на пожертвования. В монастырском подворье проживало достаточно большое число сестер, действовало общество трезвости и религиозного просвещения. Для района Нарвской заставы, тогдашней «рабочей окраины» эта деятельность была исключительно важна. Санкт-Петербургское подворье, так же как и монастырь было закрыто в 1919 году. Казанская церковь подворья оставалась действующей до октября 1935 года как приходская, в 1935 году закрыли и её, а после этого ее перестроили. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. В советское время храм был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа. В наружных стенах пробили проемы. Были утрачены практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени и пр.), а также детали наружного оформления. Во время войны серьезно пострадали южный и западный фасады храма. В 1989 году комплекс зданий на Старо-Петергофском проспекте передали Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю, который открыл здесь подворье. Несколько слов об этом монастыре. Валаамский Спа́со-Преображе́нский ставропигиальный мужской монастырь русской православной церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии. Это один из старейших монастырей России. Ставропигиальный означает, что обитель находится под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный происходит от греческих слов stavros – крест и pegnymi – утверждаю, вбиваю. После перехода подворья у Нарвской заставы к Валаамскому монастырю, четыре года в зданиях шли восстановительные работы. На подворье была оборудована крестильня с полным погружением. Дубовый иконостас в византийском стиле был спроектирован в Петербурге с учётом архитектурных особенностей Казанской церкви. По благословению афонских монахов его изготовила семья греческих потомственных мастеров-резчиков Экономидис. 2 апреля 1994 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение центрального престола и всего храма Казанской Божией Матери. Часовня освящена во имя Царственных страстотерпцев Николая и Александры. Когда-то в народе подворье сравнивали с расписным пряником, из-за богатого убранства храма и множества фресок. Сейчас от этого богатства остались лишь белые стены. В 2008-2010 годах реставрационной компанией Закрытого акционерного общества «Горюнов и Горюнов» была проведена реставрация церкви Казанской иконы Божьей Матери, расположенной на территории Спасо-Преображенского подворья. Восстановлены южный и западный лицевые фасады церкви, фасады алтарной части и барабаны пяти глав. Работы велись на основе редчайших фотографий с видами храма и исторических акварелей.

Запустение Валаама в 1940-1980 гг.

Стаpый же Валаам на долгие годы был обречен на забвение. Осенью 1944 г. на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами.

Для Валаама начиналась новая жизнь: без церквей и службы, без колокольного звона и молитвы, жизнь суетная и хлопотливая. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984 гг.) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. Стремительно, буквально за несколько десятилетий, беспощадно было разрушено то, что создавалось веками. Монастырские здания, представляющие собой уникальный по архитектуре ансамбль, даже формально не состояли под государственной охраной.

В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база. «На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо», – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, «директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы». В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар.

Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий, а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново). Изуверское отношение к святыням не прошло бесследно, многие из тех, кто разрушал их, постепенно теряли человеческий облик. Очень точно заметил бывший игумен монастыря (с июля 1990) Андроник (Трубачев), что впервые источником разрушения обители стали «не войны противоборствующих держав, а разорение собственного гнезда, самоопустошение и самоистребление». В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985 гг.). Предполагались устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей. По милости Божьей, этим планам не суждено было сбыться. 

Интересные факты

  • В 1910 году в Казанском храме было создано общество трезвости. Были даны соответствующие обеты, проводились чтения и беседы на темы борьбы с пьянством, раздавалась и продавалась тематическая литература. Члены общества совершали паломнические туры и крестные ходы, а так же создали свой хор для того, чтобы быть в ранних литургиях.
  • Во время пост-революционного упадка подворья из храма было вывезено огромное количество ценностей – одного только серебра более 14 килограммов
  • Во время Великой Отечественной Войны фасады храма с юга и запада были разрушены, а следы от попавших в здание снарядов сохранились на кирпичной кладке
  • Для реставрации, которая началась в 2008 году, были отлиты 7 тысяч лекальных керамических кирпичей – точно таких же, как те, которые изначально использовались при постройке
  • Деревянный резной иконостас был выполнен по благословению монахов семьей потомственных мастеров-резчиков из Греции

mariya_galkina

andrewamuse

abrosimova_lol

gen_alekz

_lada_platonova

alenkagalkina

czarrost

katundrichek

galina.simonova

overbeat

Торговая церковная лавка

На территории монастыря работает церковная лавка, в ассортименте которой есть различная церковная утварь, иконы различных форматов, богослужебные принадлежности.

В лавке есть отдельный свечной отдел, где можно не только приобрести свечи различных размеров, но также заказать молебны, панихиды.

Если во время экскурсии вы устанете, то тут есть возможность в отдельно отведенном помещении покушать и попить чай или кофе.

Смотреть галерею

Тут же вы найдете комнату, где вам предложат отдохнуть с маленькими детьми.

В монастыре предоставляется возможность на некоторое время пожить жизнью монахов. Но это скорее не услуга для туристов, а возможность для людей, которые хотят ступить на путь послушания, определиться со своим решением.

История основания

В конце XIX века тяжело заболела супруга известного московского мецената С. С. Прусакова. Анна Прусакова отправилась в паломничество на Валаам, где получила исцеление от своего недуга. В память об этом событии Сергей Семёнович пожертвовал земли на пересечении 2-й Ямской-Тверской улицы и переулка Александра Невского Валаамскому мужскому монастырю.


Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (фото 1901 г.)

С этого события началась история московского подворья Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Закладка монастыря

Закладка первого камня московских владений ладожской обители состоялась в начале 1901 года, а уже в октябре собор в честь преподобных чудотворцев Сергия и Германа Валаамский освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир.

Столичное монастырское подворье состояло из храма, в котором находились нижняя церковь-часовня и верхний собор Сергия и Германа Валаамских, где был оборудован. К храму примыкал братский корпус. Насельники, прибывшие из Валаамской обители, соблюдали строгий монастырский устав и вели активную просветительскую деятельность среди прихожан.

Советское время

После большевистской революции в истории Валаамского монастыря наступили годы тяжёлых испытаний. Здание монастырского храма было осквернено:

  • кресты и колокола сняли и переплавили;
  • купола снесли и заложили отверстия досками;
  • замуровали большинство окон на обоих этажах храма;
  • пол, выложенный изразцовой плиткой, залили бетоном.

Несмотря на невзгоды, монахи продолжали нести своё служение, со смирением и стойкостью перенося все притеснения.

В 1922 году московский Валаамский монастырь подвергся разграбление. Из него вывезли множество ценной церковной утвари. В это же время на одном из этажей братского корпуса поселили женщин, соседство с которыми доставляло неудобство членам монашеской общины. В их кельях много раз проводились обыски, в том числе и в ночь перед окончательным закрытием подворья. 22 октября 1924 года в день почитания иконы Казанской Божией Матери Насельники были выселены из здания подворья. Многие вернулись в родную обитель, а оставшиеся монахи обустроились в подвале здания, расположенного на противоположной стороне улицы, и продолжали проводить службы в ещё функционирующем храме святых Сергия и Германа. Здесь они оставались вплоть до закрытия храма в 1926 году.

Здание подворья советские власти передали районной поликлинике, а в годы войны здесь располагался госпиталь, в котором провел ряд операций Лука Войно-Ясенецкий — всемирно известный хирург.

Здание Валаамского подворья постепенно ветшало, и ко времени крушения советского режима встал вопрос о сносе старой постройки в центре города.

Восстановление

От разрушения историческую постройку спасла её передача в 1993 году церкви. Здание, заваленное мусором, находилось в ветхом состоянии. Первая служба летом этого же года проходила у временного иконостаса в нижней церкви соборного храма. Через полгода пасхальное богослужение происходило в частично восстановленном храме Сергия и Германа Валаамских.


Московское подворье Валаамского монастыря

К осени 1996 года верхний храм был полностью восстановлен. Благодаря помощи меценатов к Светлому празднику Пасхи 1997 года вновь зазвучали колокола на храмовой звоннице. Восстановленный нижний храм освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского в декабре 1998 года. Много времени понадобилось реставраторам для расчистки росписей, покрывающих стены и своды храма.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Валаамские уголки Петербурга

*АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА старшего методиста Паломнической службы Валаамского монастыря Матвеевой И. А.

История Валаамской обители, одной из самых знаменитых на Северо-Западе России, теснейшим образом связана с Санкт-Петербургом, с которого в XIX — начале XX веках (да и по сей день) начиналась и заканчивалась большая часть паломнических путешествий на Валаам. Эксклюзивная экскурсия «Валаамские уголки Петербурга» начинается с посещения Александро-Невской Лавры — резиденции митрополитов и духовного центра северной столицы. В ее корпусах останавливалась валаамская братия до сооружения подворья в Петербурге. Оттуда группа отправится к построенному в 1834 г подворью монастыря с часовней во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Здание подворья располагается на набережной Невы, рядом с причалом, откуда традиционно уходили пароходы на Валаам.

Далее маршрут экскурсии пройдет через центр города: мимо построенного к 300-летию Дома Романовых величественного Феодоровского собора, затем, следуя по Невскому проспекту, мимо Казанского кафедрального собора и храма Спаса на Крови, по Дворцовой площади и Дворцовому мосту – на Васильевский остров. Гости узнают о связи Валаама с Петербургским Университетом и Императорской Академией Художеств, в которой обучался валаамский иконописец о. Алипий (Константинов), написавший в 1878 году чудотворную Валаамскую икону Божией Матери (в настоящее время она хранится в финском Ново-Валаамском монастыре). Вслед за Академий Художеств гости увидят Успенский собор подворья Оптиной Пустыни и узнают, каким образом связана с Валаамом судьба прп. Льва – основоположника оптинского старчества.

Знакомство с драматической историей валаамского подворья на Васильевском острове (утрачено в годы блокады Ленинграда) пройдет у Смоленского кладбища, в храме которого в годы красного террора и Великой Отечественной войны сохранилась одна из главных святынь современного Валаамского монастыря – Валаамская икона Пресвятой Богородицы. О ее судьбе и точном списке гости подробно узнают при посещении Смоленского храма. Покидая Васильевский остров, сразу за Благовещенским мостом, гости увидят дворец великого кн. Николая Николаевича Романова. Его сыновья – князья Николай и Петр, проведшие в этом дворце свое детство и отрочество, являлись духовными чадами валаамского старца Ефрема (Хробостова). Именно о. Ефрем постриг в монашество фрейлину и подругу последней русской императрицы Анну Вырубову, которая нашла убежище в Финляндии.

Далее гости отправятся (по желанию) в район бывшей Нарвской Заставы, где с 1989 г Валаамскому монастырю принадлежит храм Казанской иконы Божией Матери. Сейчас здесь живет часть валаамской братии, в храме проводятся богослужения по монастырскому уставу со знаменным валаамским пением. Среди святынь подворья особым почитанием пользуются Казанская икона Божией Матери, образ св. прав. Анны, привезенный с Афона, икона свт. Нектария Эгинского и уникальный крест-мощевик XIV в.

Как попасть в монастырь

Попасть в Валаамский монастырь можно разными способами:

  • В качестве трудника, если вы хотите какое-то время пожить на территории обители и поработать во благо. Для этого нужно отправить соответствующий запрос. Минимальное время проживания 2 недели. Трудники живут в специализированных гостиницах, питание для них бесплатное.
  • Воинская служба на Валааме. Молодые люди могут отправить свои документов монастырь. Будет принято решение об их зачислении в качестве трудников монастыря с испытательным сроком от 3 месяцев до 3 лет. Во время проживания с призывниками проводятся военно-патриотечкие занятия.
  • Волонтерское движение. Монастырь регулярно весной, летом и осенью организует трехнедельные волонтерские работы. Подробнее на volonter.valaam.ru и ladoga.valaam.ru
  • Самостоятельное путешествие. В этом случае вы можете остановиться в одной из гостиниц на острове. Так же можно обратиться в туристическое агентство, чтобы приехать с экскурсионной группой одним днем.
  • В качестве паломника. Для этого нужно обратиться за помощью в паломническую организацию или отправить запрос в паломническую службу Валаама по электронной почте htl@vp.valaam.ru или позвонить по телефону 8-921-629-3311.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector