Второе обретение мощей преподобного александра свирского
Содержание:
- Биография праведника
- Архитектурный комплекс монастыря
- Изучение останков
- История
- Икона и мощи святого
- Правила посещения
- Как доехать до Александро-Свирского монастыря
- Святая обитель
- Иконография
- Нетленные мощи
- Наши впечатления от монастыря Александра Свирского
- Мощи святого Александра – чудесная святыня
- О чём молиться преподобному Александру Свирскому
Биография праведника
Появился на свет в скромной крестьянской семье, в глухой деревне Мандера Олонецкого края. Родители (Стефан и Васса) многие годы молились о том, чтобы Господь послал им наследника. Долгожданного сына нарекли в честь библейского пророка Амоса. Отрок не показывал больших успехов в обучении — сердце его с малых лет было отдано Богу. Достигнув совершеннолетия, юноша сбежал на Валаамские острова, чтобы присоединиться к тамошней братии.
Через семь лет послушник принял монашество, при этом получив новое имя — Александр. Он удалился на остров, где проводил жизнь в пещере, пребывая в молитвах.
- 1485 г. — подвижник получает благословение игумена и перебирается в Карелию, на озеро возле реки Свирь. Сегодня там находится Александро-Свирский монастырь.
- 1506 г. — поставлен на должность игумена (управляющий монастырем).
- 1508 г. — явление Святой Троицы.
- 1533 г. — день преставления.
- 1545 г. — ученик праведника составил его жизнеописание.
- 1547 г. — на Макарьевском соборе канонизирован в чине преподобных.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Монах четверть века провел в затворе, после чего преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица. Святой увидел трех мужей в сияющих одеждах. Он упал на землю, почитая себя недостойным такого посещения. Господь же повелел Ему воздвигнуть новый храм, благословил на дальнейшие духовные подвиги.
Над местом встречи праведника с Богом теперь находится Часовня Святой Троицы.
Архитектурный комплекс монастыря
Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.
Две части комплекса
Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.
Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.
Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.
В Преображенской части находятся:
- одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
- церковь Захарии и Елисаветы;
- часовня Живоначальной Троицы;
- Преображенская колокольня;
- восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
- надвратная церковь Николая Чудотворца;
- южный братский келейный корпус;
- иконная лавка;
- надкладезная часовня.
В Троицкой части находятся:
- Троицкий собор;
- Троицкая звонница;
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
- церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
- архиерейские кельи;
- западные братские кельи;
- больничный корпус;
- братское кладбище.
Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.
Храмы обители
Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.
Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.
Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.
В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.
Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.
Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.
Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.
Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.
Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.
На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.
Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.
Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.
В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.
Изучение останков
Долгие годы верующие не знали, где находятся мощи их любимого святого. А они были спрятаны сотрудниками ВМА, чем и спасены от уничтожения. В годы советской власти представители официальной науки изучали тело, которое к ним попало волей случая. Осмотр проводили ученые, специалисты в разных областях:
- Антрополог Баниволенский Ю.
- Анатом, кандидат медицинских наук Твардовская М.
- Рентгенолог Борисов Е.
- Профессор Балин В.
Все они считают, что состояние плоти праведника не поддается закономерностям природы. Процессы, которые протекают в тканях святого, резко отличаются от обычных. Монолитные останки не подверглись тлению за сотни лет, сохранность тела и цвет кожных покровов поражают исследователей.
Монахиня Леонида (Сафонова) в миру является кандидатом биологических наук, она принимала активное участие в поисках мощей
Как ученый она тоже не могла не обратить внимание на необычное состояние тела. Прежде всего поражает не только его сохранившаяся прижизненная конфигурация, но и состояние мышечной, соединительной тканей
Это очень хорошо видно по очертаниям лица, состоянию ног и кистей.
В норме человеческие ткани усыхают и на срезе напоминают спрессованный картон. Связки и сосуды похожи на пучки веревок. Подкожная ткань святого во время изучения оказалась белого цвета, белой и воздушной. Испарившаяся жидкость заменялась воздухом, что позволило органам сохранять прежний вид. Ни одна известная технология бальзамирования не способна дать таких результатов.
Такая степень сохранность уникальна даже если сравнивать нетленные мощи Александра Свирского с останками других православных святых. Для исследования были взяты мощи Иоасафа Белгородского. Ткани его лица рентгенолог Е. Борисов нашел хрупкими и лишенными эластичности, поверхность их является высохшей и шероховатой, цвет тканей бурый. Св. Александра до сих пор легко опознать по внешности. Кожа светлая, янтарно-желтого оттенка, практически лишенная морщин.
История
Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Вскоре у Александра Свирского появились ученики. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.
Небольшая каменная Покровская церковь с трапезной в Троицкой части — наиболее древнее строение обители. Она была построена при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III.
С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.
В 1764—1786 годах Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии.
С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.
В 1900 г. в монастыре построена часовня в память чудесного избавления от смерти императора и его семьи во время крушения императорского поезда.
Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец.
В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 год находилась Свирская психиатрическая больница.
Восстановление обители началось в 1997 году. В 2012 году по благословению Епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава был создан Праздничный архиерейский хор. Он состоит из выпускников высших музыкальных заведений стран СНГ. Среди исполняемых сочинений: древние византийские песнопения и знаменные распевы, литургическая музыка XIX-XX веков, русские, украинские и белорусские народные песни.
Подворье Александро-Свирского монастыря по состоянию на 2020 год располагается в Весёлом поселке Невского района Санкт-Петербурга.
Список настоятелей
Игумены
- Александр Свирский (1506—1533)
- Исаия
- Никодим (непродолжительное время)
- Иродион (до 1545)
- Вениамин
- Афанасий Сяндебский
- Исидор (до 1572)
- Иоасаф (до 1582)
- Дионисий (до 1608)
- Паисий (до 1613)
- Феодорит (до 1628)
- Авраамий (до 1646)
- Александр (до 1649)
- Савватий (до 1660)
- Симон (до 1665)
- Иосиф (до 1666)
- Макарий (Полуэхтов) (до 1673)
Фрески Архимандриты
- Гермоген (до 1699)
- Лаврентий (до 1702)
- Кирилл I (до 1705)
- Исаия (до 1708)
- Феодосий (до 1715)
- Иларион (до 1717)
- Александр I (до 1719)
- Кирилл II (до 1732)
- Виссарион (до 1738)
- Ефрем (до 1740)
- Венедикт (до 1742)
- Серафим (до 1748)
В 1748—1752 гг. архимандрита не было, монастырём управлял наместник Иннокентий.
Фрески
- Андроник (1752—1759)
- Пахомий (до 1763)
- Варсонофий (до 1763)
- Александр II (до 1775)
- Иринарх (до 1780)
- Варлаам (до 1790)
- Парфений I (Петров) (1790—1800)
- Иосиф (до 1816)
- Товия (до 1819)
- Парфений II (по 1820)
- Макарий (до 1827)
- Варсонофий (Морев) (до 1853)
- Иезекииль (до 1855)
- Павел (Смирнов) (до 1869)
- Антоний (до 1870)
- Даниил (до 1872)
Наместники
- Архимандрит Савватий (1873—1878)
- Игумен Иннокентий (1878—1883)
- Архимандрит Макарий (1883—1891)
- Игумен Антоний 2015
Архимандриты
- Агафангел (21 декабря 1891—1909)
- Евгений (Трофимов) (1909 — расстрелян 1918)
- Лукиан (Куценко) (23 декабря 1997 — октябрь 2011) и. о. до 19 июля 1999
- Мстислав (Дячина) (с 28 октября 2011) и. о. до 16 марта 2012
Икона и мощи святого
Первая икона лика была написана уже после смерти святого, в конце XIX века. Умер Александр в почтенном возрасте, преподобному было около 85 лет. Последние годы провел святой, проводя ночи на камне, тем самым отдавая дань уважения Пресвятой Богородице. С оригинальной иконы быстро были написаны копии, и также быстро они распространились по всей России.
Многие, увидевшие икону, утверждают, что старец смотрим им прямо в душу. На иконе святой с нимбом над головой и посохом в руке, как будто молится за души всех на этой земле.
Интересно то, что икона была написана с мощей преподобного Александра, они не только прекрасно сохранились спустя десятки лет, но и черты были не затронуты временем.
Когда открыли гроб Александра Свирского, мощи его стали источать миро, да так сильно, что иногда к ним слетаются пчелы. Служители церкви заметили, что аромат миро и его количество напрямую зависит от числа прихожан, просто ли пришедших посмотреть на мощи или же просить о чём-то святого. Чудодейственное масло, источаемое мощами, поднимает на ноги даже безнадежно больных, о чём есть немало свидетельств. Спустя века мощи святого не истлели, не пострадали от руки времени. Мощи Александра Свирского — настоящая реликвия всего православного мира.
Правила посещения
Так как обитель относится к закрытой религиозной организации, при ее посещении требуется соблюдать определенные правила. Не допускается приходить в пляжной и слишком открытой одежде, в том числе в шортах, бриджах и мини-юбках. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком и отказаться от брюк (в крайнем случае нижнюю часть туловища можно обмотать отрезом любой ткани). Мобильные телефоны при входе в храмы и часовни уместно будет отключить.
Фотографии и видео на территории, в храмах и часовнях разрешается делать исключительно по благословению священнослужителей.
На территории комплекса категорически запрещено:
- курить;
- распивать алкоголь;
- бегать;
- шуметь;
- сквернословить;
- гулять по газонам;
- загорать и купаться;
- входить в жилые помещения и хозпостройки.
Экскурсии для групп могут проводиться только по благословлению настоятеля монастыря и в сопровождении представителями паломнической службы. Прошение следует присылать заблаговременно. Более детальная информация размещена на официальном сайте православной обители.
Как доехать до Александро-Свирского монастыря
Расстояние от Северной столицы до деревни Старая Слобода, где расположен мужской монастырь, составляет около 270 км.
Прямым рейсом из Санкт-Петербурга
С автовокзала № 2, расположенного в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала № 36, ежедневно отправляется автобус № 863. Время в пути составляет 5 часов. Расписание можно посмотреть на сайте.
С пересадкой из Санкт-Петербурга
Через автостанцию «Лодейное Поле» проезжает автобус № 963, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Питкяранта. Выйдя на остановке, необходимо пересесть на автобус № 89/91, направляющийся в сторону Пого и Кандуши, и доехать до села Свирское.
В Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться электропоездом № 6012/6014, отправляющимся с Ладожского железнодорожного вокзала. Он доставит до ст. «Лодейное поле». Затем нужно будет пересесть на автобус № 89/91 или маршрутное такси, курсирующее между железнодорожной станцией и монастырским комплексом.
- Расписание автобусов, отправляющихся с автовокзала г. Лодейное Поле.
- Расписание электропоездов, следующих с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга до Лодейного Поля.
До подворья Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге можно добраться общественным транспортом до остановок «ул. Новоселов» или «ул. Тельмана»:
- на автобусах — № 12, 97, 118;
- на маршрутных такси — № К-12, К-97, К-365, К-385;
- на трамваях — № 7, 27, 39.
Поклонный Крест на автотрассе у поворота к Старой Слободе
На личном автотранспорте
Самый быстрый и удобный путь займет чуть больше трех часов. С окружной дороги Санкт-Петербурга нужно свернуть на Мурманское шоссе (оно же — автотрасса Е-105, Р-21, а/д Кола) и доехать до Поклонного Креста. Далее — поворот налево к поселку Свирское. Отсюда до Старой Слободы — всего 6 км.
Кроме вышеописанных способов, в мужской Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться в составе экскурсионных паломнических групп.
Александро-Свирский монастырь: видео
Святая обитель
Множество паломников каждый год приезжают приложиться к мощам Александра Свирского. Они находятся в мужском монастыре, основанном праведником. Обитель прошла через трудные времена, но сегодня духовная жизнь здесь полностью восстановлена.
В конце 15 в. обитель была основана преподобным Александром посреди дремучего леса, на земле, где издавна проживали язычники. Но праведный образ жизни святого стал прекрасным примером для окружающих. Очень быстро у него появились последователи, монастырь приобрел известность.
После Октябрьской революции монастырь подвергся разорению. Мощи изъяли, расстреляли монахов и архимандрита Евгения. На территории обители располагались то тюрьма, то казарма, то психиатрическая лечебница. Восстановление церковной жизни началось в 1997 г. Сегодня здесь находятся многие святыни:
- Нетленные мощи Александра Свирского.
- Место явления Божией Матери.
- Место явления Святой Троицы.
- Место молитвенных подвигов прп. Александра.
- Святые источники.
Особо упомянуть стоит Копию Туринской плащаницы — это погребальные пелены Господа, в которых было похоронено тело Спасителя. Считается, что след на плащанице остался в момент чудесного воскресения Иисуса Христа. Оригинал хранится в Ватикане и был открыт для поклонения верующих лишь несколько раз. Одна из копий, сделанных с помощью высоких технологий, доставлена в Свирский монастырь в 2006 г. После освящения копия Плащаницы обильно замироточила.
Иконография
Самая первая икона святого была написана после нахождения его останков. Сам преподобный здесь изображен горизонтально. В середине шестнадцатого века была написана икона, где старец был изображен в монашеской одежде. В одной его руке находился свиток, другая рука изображала благословляющий жест.
На сегодняшний день существует несколько вариантов икон. Один из вариантов демонстрирует монаха в момент, когда его взору предстала Святая Троица. Другой вариант изображает старца в мантии, со свитком в руках. Его свободная рука обращена к верующим. В третьем варианте старец опирается на посох, а в его руке – икона Пресвятой Троицы.
Нетленные мощи
Святой Александр Свирский скончался 9 сентября 1533 г. Первое обретение его тела состоялось в апреле 1641 г. По указанию царя Михаила Федоровича в то время монахи проводили ремонт старой церкви, расположенной над гробницей святого. Планировалось соорудить новую, из камня. Так и было обнаружено, что тело в нем совершенно не было подвержено тлению. Даже одежды остались целыми. Когда сняли ветхую доску с гроба, то повсюду разнеслось благоухание.
По телу инока было разлито миро, издававшее приятный аромат. Мантия, схима, сандалии — все на праведнике было цело. Само тело также полностью уцелело, кожные покровы сохранили цвет и структуру. Даже мягкие ткани лица, которые первыми поддаются тлению. Температура мощей святого долгие столетия остается такой же, как у живого человека — около 36°С. Останки были торжественно перенесены в храм.
В августе того же года состоялось первое освидетельствование мощей. На него собрались представители духовенства:
- Митрополит Новгородский Афоний;
- Архимандрит Хутынский Евфимий;
- Игумен Вяжский Иосиф.
Иерарх в священном облачении раскрыл грудь и руки усопшего праведника. Из-под капюшона монашеского облачения виднелся край бороды. Ноги лежали как у только что почившего — левая обращена плюсной в сторону, правая — вверх. Все присутствующие убедились в том, что перед ними действительно тело преподобного Александра.
Наши впечатления от монастыря Александра Свирского
Осмотрели и другие достопримечательные места Троицкой части обители Александра Свирского. Прежде всего, храм Покрова и Церковь Пресвятой Богородице. В ней есть небольшая келья, где молился преподобный. В этой части комплекса ведутся восстановительные работы.
Яковлев Юрий, экскурсовод Ольга и Ирина на подворье Введено-Оятского женского монастыря
Монастырь нам понравился. Неторопливые службы с внятным чтением молитв и Псалтири. Величественные храмы. Старинные иконы. Нетленные мощи Александра Свирского — великого угодника Божия. В будний день здесь людей немного. Кроме того, батюшка Александр встретил нас с распростертыми объятиями.
Во-первых, испросил у Бога для нас солнечный теплый день (и это после бодрящего морозного утра)! Во-вторых, одарил просфорами (сначала Лена купила, а потом нам дали целый пакет совершенно бесплатно). В-третьих, показал сокровенные места через интереснейший рассказ экскурсовода. В-четвертых, нас вкусно накормили (вообще понедельник у них – санитарный день, но в этот день они работали). И только после этого, святой Александр Свирский отпустил домой.
Лена обменялась с экскурсоводом данными для будущих поездок. Еще раз все мы на собственном опыте убедились, что в этот день Сам Господь незримо присутствовал с нами. Бог помогал нам немощным, укрепляя и исполняя желания во благих.
Мощи святого Александра – чудесная святыня
Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь.
Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» – святыми мощами. Обе обители , основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей – «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.
С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей – Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.
Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро – благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).
Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного – у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля – день обретения мощей святого в XVII веке.
О чём молиться преподобному Александру Свирскому
Святой чудотворец был ревностным поборником веры и истинным христианином.
Сила его преданности Богу передается всем молодым священнослужителям, которые приходят на поклон к ногам преподобного старца. Юные монахи обращаются к святому с просьбой укрепить их в истинной вере и дать поддержку на выбранном ими священном пути.
Родители, лишенные радости материнства и отцовства, съезжаются в храм Александра Свирского. Житие святого свидетельствует, что сам он был долгожданным и вымоленным сыном. И паломники, верующие в чудо дара Господня, просят в молитвах преподобного даровать им желанного младенца. Свидетельства о чудесах зачатия после посещения святых мощей преподобного существуют, и потому со всего света сюда съезжаются страждущие богомольцы.
Обратите внимание: на территории Свято-Троицкого монастыря существует живительный радоновый источник, исцеляющий запущенные случаи и онкологические заболевания!
Конечно, просят и о чуде исцеления. Святой старец прославился еще при жизни своим великим даром — поднимать на ноги безнадежных больных.