Картина чесменский бой, и. к. айвазовского: описание, история создания, интересные факты

Первая батальная картина

В позднее Средневековье европейское искусство переживало большой подъём. Приближалась эпоха Ренессанса. По дошедшим до нас сведениям, замки аристократии часто украшались гобеленами с изображениями сцен охоты. А от таких картин до батальной живописи — один шаг.

Этот шаг сделал итальянский художник Паоло Учелло в 1456 году, когда начал работу над тремя картинами, посвящёнными битве при Сан-Романо.

Паоло Учелло,Атака Никколо да Толентино»

Под кистью живописца эпизод из длительного конфликта итальянских городов Флоренции и Сиены превратился в этапный памятник батальной живописи, на котором присутствуют все характерные особенности этого жанра. Изображено поле близ городка Сан-Романо, на котором встретились войска, показаны сражающиеся армии и продемонстрирован ключевой момент битвы — решающая атака флорентийских рыцарей и поражение командующего сиенцами Бернардино делла Карда.

Паоло Учелло,Поражение Бернардино делла Карда»

Именно по этому канону батальные полотна выполняются вплоть до наших дней.

Главный герой

Центральная фигура на картине — отважный разведчик Василий Теркин. Он является главным литературным героем известного произведения Твардовского. При анализе полотна становится ясно, что художник не применял в своей работе искусственное подчеркивание, игру света и тени. Здесь все с точностью до наоборот. Солдаты изображены максимально естественно, они будто ожили. Правдивость происходящего ощущается в каждой мелкой детали.

Описываемая в сочинении картина с Василием Теркиным легка к восприятию, она отчетливо передает короткий эпизод Великой Отечественной войны. Автор удачно воссоздал единство и дружбу советских защитников.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». 1980. Левая часть — «Благословение на битву»

Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду «Куликова поля»».

Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, — вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Центральная часть — «Предстояние»

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Правая часть — «Проводы ополчения»

Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».

Особенности полотна

В начале карьеры художник подражал известному российскому живописцу К. П. Брюллову, который писал в романтическом направлении. Его работы сильно повлияли на начинающего мастера.

Картина Айвазовского «Чесменский бой» создана на раннем этапе творчества художника. Это лучшее доказательство подражательства молодого мастера Брюллову.

В полотне Иван Константинович воплотил все наиболее впечатляющие принципы своего наставника:

  • грандиозность замысла;
  • возвышенный стиль;
  • живость изображения;
  • смелость и яркость.

«Чесменский бой» — одна из первых больших работ автора по теме морской баталии. Художник не считал своей целью воспроизвести все события с исторической документальной точностью, так как это уже было сделано Хаккертом — немецким живописцем. Тот запечатлел на полотне все корабли в соответствии со строгим расположением. За основу он брал данные судовых журналов, свидетельства очевидцев и мемуары.

Из-за этого Иван Константинович немного сместил реальность событий. В качестве основы он выбрал картину немца и документальные материалы. Айвазовский сделал свою работу, которая прославляла величественную победу русского флота. Это было в духе той эпохе. В то время романтическое направление было основным.

По всем правилам военной науки

В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотномСдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики. Картину отличает большой масштаб происходящего. На заднем плане мы наблюдаем подробную сцену осады голландского города Бреда, укреплённого по новейшей бастионной системе. На переднем же плане находятся крупные фигуры — Амброзио Спинола, принимающий ключи от города у склонившегося в поклоне Юстина Нассауского.

Веласкес,Сдача Бреды»

Стройные ряды испанских копейщиков не только создают основную линию зрительного ряда, но и подчёркивают мощь и непоколебимость испанской пехоты, добывшей для короля Филиппа IV эту славную, но в конечном счете бесполезную победу.

После Веласкеса европейские живописцы стали писать батальные картины по всем правилам военной науки, подробно изображая построения войск, мельчайшие детали военной формы, оружия и знамён

По картинам XVII–XVIII веков можно легко изучать историю военной одежды и вооружения, поскольку заказчики этих полотен разбирались в военном деле не хуже художников, от которых требовались высочайший профессионализм и внимание к мелочам

Богдан Виллевальде «Отступление французов из России» (1846)

Рассказывая о Мазуровском и Самокише, нельзя пройти мимо личности их учителя, значительного русского баталиста и педагога Богдана (Готтфрида) Виллевальде.
Будущий художник родился в Павловске в 1818 г. в семье богатого торговца из Баварии и с детства он был знаком с будущим царём Александром II. Учителями начинающего баталиста в петербургской Академии художеств были Карл Брюллов и Александр Зауэрвейд, последний был учителем рисования и у детей Николая I.
Выпустившись из Академии с золотой медалью за «Сражение при Фер-Шампенуазе» (эта картина теперь находится в «Эрмитаже»), Виллевальде продолжил обучение за границей, но вскоре, после смерти Зауэрвейда, был возвращён в Россию для того, чтобы закончить цикл работ своего учителя, посвящённый войне с Наполеоном.

Богдан Виллевальде «Отступление французов из России». (Музей-панорама «Бородинская битва»)

С конца 1840-х Виллевальде почти полвека руководил батальным классом Академии, «его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты, — отмечала дореволюционная «Военная энциклопедия». — Сам человек строго выдержанных художественных взглядов, Виллевальде, хотя и журил молодёжь за разные новшества, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие разнообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш, Мазуровский и др.».
Наполеоновские войны можно назвать излюбленной темой художника, но в то же время он не проходил мимо сюжетов современных ему военных конфликтов XIX в., в которых участвовала Россия — Польского восстания, Венгерского похода, Крымской, Кавказской и Русско-турецкой войн.
Виллевальде неоднократно получал заказы от императорского двора на то, чтобы запечатлеть различные официально-политические события — коронацию, присяги наследников и тому подобные моменты. Результатом этих заказов стали несколько монументальных, многофигурных полотен вроде «Открытия памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 году», представляющих сегодня большую историческую ценность.
Вместе с тем Виллевальде считается одним из родоначальников военно-бытового жанра в русской живописи. Его небольшая работа на тему бегства французов из России в 1812 г. из собрания «Бородинской панорамы» является одним из ранних обращений художника к этому жанру. Он снова вернулся к нему в последние два десятилетия своего творчества, уйдя от крупноформатных батальных полотен к небольшим жанровым композициям на тему армейской жизни.

Новая школа

Девятнадцатый век в искусстве стал эпохой борьбы реализма против академизма. Сторонники первого изображали жизнькак она есть», без украшательства, аллегорического стиля и обязательной назидательности. Началось проникновение реализма и в такой бастион академической живописи, как баталистика.

В числе новаторов оказался Франц Крюгер — один из самых модных военных художников 20-50-х годов XIX века.

Он отказался от крупного изображения заказчика на переднем плане и, сохраняя академическую чёткость письма, ввёл в батальный жанр бытовые сценки, которые создавали его картинам репутацию настоящей энциклопедии военной жизни столетия. Его знаменитыйПарад в Берлине», написанный по заказу Николая I, — не парадный портрет царствующей особы, а скорее зарисовки жизни берлинских горожан на фоне происходящего военного церемониала.

Франц Крюгер,Парад на Опернплац в Берлине»

Ещё один немец, Петер фон Хесс, создал множество масштабных полотен, демонстрирующих сражения эпохи наполеоновских войн, в которых отличное знание военной униформы сочеталось с вниманием к пейзажам и повседневной стороне военной жизни. Для того чтобы выполнить заказ на серию картин, посвящённых войне 1812 года, Хесс специально посетил все места сражений, которые он должен был увековечить

Вот скрупулёзность, способная стать достойным примером для многих современных художников, в глаза не видевших ничего из того, что они берутся изображать.

Петер фон Хесс,Бородинская битва»

С середины XIX века классическая батальная живопись начала постепенно уступать место реалистичной. Рассказ о них —тема другого материала.

Описание и особенности картины

Полотно «Чесменский бой» считают одной из самых популярных полотен автора. Здесь присутствуют все те стихии, мастером написания которых являлся Айвазовский. Это и море, и баталия, и буря, и завораживающее небо.

Поскольку в ранний период творчества художник был близок к исполнению Брюллова, на этом полотне присутствуют все особенности кисти последнего. Это и яркость, грандиозность, возвышенность и решительность исполнения.

Несмотря на то, что картина «Чесменский бой» относится к романтическому направлению, все ее детали выписаны так четко, что это поражает своей реалистичностью. На заднем фоне написаны турецкие корабли в огне, потерпевшие полное поражение. В тот момент, как между ними гордо проходят русские суда – победители. Война – жестока и безобразна. Но картина «Чесменский бой» наполнена спокойствием и чинной гордостью победителей. Уже не время проливать кровь и расточать жестокость. Пора сложить оружие и помочь раненым. На небе символично появляется солнечный диск. Тучи расступаются, буря миновала. Солнце проливает свой мягкий свет как символ русской победы.

Интересно, что в правом нижнем углу живописец изобразил 66-пушечный линейный корабль «Три иерарха», который на самом деле воевал в том памятном сражении. К кораблю приближается спасательная шлюпка с командой брандера Д.С. Ильина. Этот образ словно противопоставлен изображенным в правом нижнем углу туркам. Эти воины потерпели крушение и держатся за уходящее под воду судно. Задний фон озарен огненными языками и еще помнит громыхание боя, а передний уже спокоен, тих и «готов» подводить итоги.

Тем не менее, автор полотна не спешил воссоздать точный исторический порядок кораблей, хотя прекрасно изучил необходимые документы. Подобную задачу к тому времени осуществил немецкий художник Я.Ф. Хаккерт по личной просьбе императрицы. Айвазовский написал свое уникальное произведение, восхваляющее триумф русских военных и флот, который, кстати говоря, на этот момент начал свое бурное развитие.

Боевой порядок

Российская империя

Линейные корабли

  • Великий князь Константин 120 орудий
  • Три святителя 120 орудий
  • Париж 120 орудий (2-й флагман)
  • Императрица Мария 84 орудия (флагман)
  • Чесма 84 орудия
  • Ростислав 84 орудия

Фрегаты

  • Кулевчи 54 орудия
  • Кагул 44 орудия
  • Одесса 12 орудий
  • Крым 12 орудий
  • Херсонес 12 орудий

Османская империя

Фрегаты

  • Аунни Аллах 44 орудия — выбросился на берег
  • Фазли Аллах 44 орудия (бывший русскийРафаил , захвачен в 1829) — загорелся, выбросился на берег
  • Низамие 62 орудий — выбросился на берег после потери двух мачт
  • Несими Зефер 60 орудий — выбросился на берег после того как была перебита якорная цепь
  • Навек Бахри 58 орудий — взорвался
  • Дамиад 56 орудий (египетский) — выбросился на берег
  • Каиди Зефер 54 орудия — выбросился на берег

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона

В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.

В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

Сочинение описание картины Отдых после боя

На картине Юрия Непринцева изображены солдаты, отдыхающие после боя. Все мужчины веселые и расслабленные. Смотря на картину, создается ощущение дружбы и взаимоподдержки. Почти все персонажи картины обнимаются, оружие отложено в сторону.

Также на полотне видно, что мужчины обедают. Открыты фляги и консервы. Так как все персонажи улыбаются на картине, а некоторые даже смеются, то можно предположить, что мужчины либо вспоминают хорошее, либо разговаривают о смешных случаях из своей жизни.

Время года на картине Непринцева – ранняя весна. Снег с деревьев сошел. В лесу тихо. Нарушают тишину солдаты, которые сделали привал и отдыхают после боя.

Если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть, что все лица улыбающиеся. Солдаты слушают того, кто стоит в центре и рассказывает, по всей видимости, что-то веселое и смешное. Этот рассказчик и является тем самым Василием Теркиным. Автор картины изобразил его очень живого, бодрого и веселого. Скорей всего, именно поэтому к нему тянутся солдаты, чтобы послушать очередные истории из жизни Василия.

Далее, рассматривая каждого персонажа на полотне, можно увидеть, что некоторые солдаты едят, открыв банку съестного. Некоторые солдаты пьют, чтобы утолить жажду. В общем, все отдыхают после нелегкого труда – защиты Родины.

Смотря на картину, наполняешься теплыми, добрыми, светлыми чувствами. Атмосфера полотна окунает смотрящего во времена войны. Только автор картины показывает не ту страшную сторону войны, а другую, бытовую. Ведь человек всегда остается человеком со своими нуждами и потребностями. Людям даже в тяжелые времена все равно хотелось уюта, тепла, доброты и веселья. А привал после боя именно такое время. Солдаты могут расслабиться, почувствовать себя обычными людьми и на несколько минут окунуться в бытовую, спокойную атмосферу, забыв о тяжбах войны.

На мой взгляд, Юрию Непринцеву удалось изобразить другую сторону войны. Показать человеку, смотрящему на картину, как все-таки людям дорог покой и атмосфера мира. Художник настолько живо нарисовал мимику и движения солдат, что смотря на картину, как будто бы слышишь смех и можешь даже поразмыслить над историей, которую рассказывает Василий Теркин.

Классическая батальная живопись

Одним из ярких авторов этого периода считается нидерландский художник ван дер Мейлен. На своих полотнах он увековечил победы французской армии при Людовике XIV. Именно ван дер Мейлен возвёл в канон подробнейшее изображение поля боя, с детальной перспективой, демонстрирующей тысячи сражающихся солдат.

Адам Франс ван дер Мейлен,Французский король Людовик XIV на переправе через Рейн 12 июня 1672 года»

Картины XVII–XVIII веков показывают поле боя, как будто с высокого холма, а на переднем плане практически всегда будет изображён или король, ведущий свою армию, или другой знатный полководец. Военные картины этого времени не только изображали исторические события, но прежде всего прославляли королевскую власть.

Одной из вершин классической батальной живописи считаются работы Антуана-Жана Гро, барона Империи и одного из любимых художников Наполеона I. Все его картины исполнены в отличной технике, все они посвящены восхвалению военного гения императора французов

Но Гро первым стал обращать внимание на досадные мелочи, которыми пренебрегали живописцыстарой школы»

Антуан-Жан Гро,Наполеон на поле битвы при Эйлау»

Если на прежних полотнах война всегда выглядела скорее парадом, то Гро — к примеру, в картинеНаполеон на поле битвы при Эйлау» — не стесняется изображать страдания солдат, мёртвые тела и множество раненых. Ведь пролитая кровь лишь оттеняет величие императора, который мчится среди смерти и разрушения, сопровождаемый блестящей свитой.

Художники не хотят рисовать по-прежнему

Хотя среди живописцев работало немало мастеров старой академической школы, было ясно, что будущее принадлежит новой баталистике. Художники не хотели создавать выверенные военные полотна, стремясь отразить в жанре не образ прошлого, а витавшие в воздухе популярные идеи.

В 1863 году в Петербурге случился бунт. Но восстали против устоявшихся порядков не крестьяне или рабочие. Бунтовали художники — выпускники Императорской академии художеств, не желавшие писать работы на исторические и мифологические сюжеты. Они требовали признанияактуальной живописи», демонстрирующей не возвышенную, идеализированную картину, а обыденность и повседневность.

Собрание Артели художников, 1860-е годы», художник — Иван Крамской

С точки зрения развития искусства это был очень важный шаг. Но историческая батальная живопись получила тогда тяжёлый удар, от последствий которого не может оправиться до сих пор. По своей сути военно-исторический жанр чужд обыденности. Он изображает кульминации важнейших исторических событий и эстетически оправдывает то, что в повседневной жизни будет воспринято как трагедия, — кровопролитие и смерть. Батальная живопись не может быть чрезмерно натуралистичной, ведь тогда она перестаёт быть сама собой.

Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)

Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя). 1853. Центральный военно-морской музей

Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов — позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.

Никогда ещё война не была нарисована с таким натурализмом

Примем факт — художники хотели рисоватьпо-новому». Оставалось ждать, когда в жанре баталистики появятся звёзды, задающие новые стандарты искусства. Первым среди них стал Василий Верещагин. Он получил военное образование, которое, возможно, спасло художника от тех ошибок, что допускали его последователи, а затем учился художеству в Петербурге и Париже.

После удачи» иПосле неудачи» — картины В. Верещагина изТуркестанской серии»

В 1867 году Верещагин получил приглашение стать официальным живописцем Туркестанского генерал-губернаторства и отправился в Среднюю Азию, которая стала темой его самых знаменитых батальных полотен. Затем Верещагин принял участие в русско-турецкой войне, создавБалканскую серию», и в конце жизни создал серию работ, посвящённых Отечественной войне 1812 года.

В России Верещагина долгое время считали тенденциозным,чернушным» художником, разрушающим патриотические чувства и подрывающим военный дух. Такие обвинения привели к тому, что живописец уничтожил несколько работ, показавшихся публике наиболее мрачными и неприглядными.

Ночной привал Великой армии», В. Верещагин

Даже в позднейнаполеоновской» серии Верещагин не отошёл от традиции натурализма. Несмотря на тщательно выписанные детали военной формы, война предстаёт там крайне неприглядным зрелищем

Главное внимание уделяется пожарам, грабежам, отступлению Великой армии по дороге смерти. Такой войны зритель ещё не видел

Даже картинаКонец Бородинского боя» — не что иное, как торжество смерти среди нагромождения трупов французских солдат, павших в битве за батарею Раевского.

Конец Бородинского боя»

Кризис батальной живописи

Дальнейшее развитие батальной живописи в ХХ веке представляло непрерывное угасание великого жанра, созданного тремя столетиями раньше. Социалистический реализм, провозглашённый в СССР единственно верным стилем, конечно, называлсяреализмом», но по сути своей являлся прямым наследником школы передвижников, которые по стилю письма были очень далеки от по-настоящему реалистичной академической живописи. Работы А. Блинкова, П. Кривоногова, В. Памфилова, П. Соколова-Скаля вряд ли прошли бы отбор на конкурс в Императорской академии художеств. Но именно они сформировали лицо советской баталистики ХХ века.

П. Кривоногов,На Курской дуге»(фрагмент картины)

В итоге к концу столетия батальная живопись превратилась в что-то вроде элемента наглядной агитации. Немало художников вместо картин писали панорамы и диорамы для музейных экспозиций, а те, кто сохранил верность станковой живописи, по большей части выполняли заказы советских ведомств. Их работы висели в коридорах министерств и ведомств, в офицерских клубах и были малоизвестны публике.

Роман Волков «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова», (1813)

После Отечественной войны 1812 г. в России расцвёл жанр военного портрета. Одно из главных произведений в этом ряду — последнее прижизненное изображение главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова кисти Романа Волкова, сделанное за два месяца до смерти полководца.
В «Бородинской панораме» хранится поколенный портрет 65-летнего фельдмаршала с лентой ордена Св. Георгия I степени — в декабре 1812 г. светлейший князь стал первым в истории полным кавалером этого ордена. Позднее Волков сделал версию этого портрета уменьшенного размера с лентой ордена Св. Андрея Первозванного поверх георгиевской. Она находится в Государственном музее-заповеднике «Гатчина».

Роман Волков «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова». (Музей-панорама «Бородинская битва»)

Cчитается, что, уже не имея возможности рисовать с натуры из-за смерти военачальника, английский живописец Джордж Доу использовал работу Волкова как образец, чтобы исполнить портрет Кутузова для Военной галереи Зимнего дворца. На этих картинах у полководца одинаковый поворот головы, при котором раненый правый глаз едва виден, и один и тот же набор одинаково расположенных орденов на мундире.

Портрет фельдмаршала поступил в «Панораму» в 1972 г. из Государственного музея истории религии, который в советское время находился в Казанском соборе Ленинграда. Летом 1812 г., после назначения главнокомандующим, Кутузов посещал этот храм, чтобы припасть к его главной святыне — иконе Казанской Божией матери. Год спустя полководец обрёл в нём своё последнее упокоение.
Современники Отечественной войны воспринимали Казанский собор как мемориал героям не только из-за захоронения Кутузова — в 1813—1814 гг. в нём были выставлены трофейные знамёна и ключи от городов, взятых русской армией в Заграничном походе.

Десант Николая Раевского у Субаши

Десант Николая Раевского у Субаши. 1839. Самарский областной художественный музей

Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши — это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector