Великий новгород. памятник «тысячелетие россии»
Содержание:
Фото и описание
В 1862 году, перед празднованием 1000-летия России, Александру II подал идею сооружения одноименного памятника. Памятник «Тысячелетию России» было решено установить в Новгороде, городе, который сыграл ключевую роль в истории Российского государства.
Автором памятника стал Михаил Микешина, никому не известный выпускник Императорской Академии Художеств. Это была его первая работа. Хотя об этом официально не упоминалось, у него был и соавтор — Иван Шредер. Все детали памятника — фризы, решетка, фигуры, и фонари отливались в столице.
Открытие памятника состоялось в 1862 году, 8 сентября. На торжественной церемонии присутствовал лично император, всё августейшее семейство и члены ближайшей свиты. На несколько дней численность населения города Новгорода практически удвоилась. Торжества продолжались три дня.
Памятник был установлен на площади Софийского собора. Благодаря своей 15-ти метровой высоте, и масштабности форм, он органично вписался в окружающий пейзаж и смотрится величественно, соединяя в единый комплекс современные и древние архитектурные сооружения. Творческий замысел художника — ассоциировать силуэт памятника с главными символами новгородской и российской истории — был воспринят положительно как государственными мужами, так и широкой общественностью. Основными компонентами лейтмотива стали шапка Мономаха и вечевой колокол. Конструкция состоит из трех уровней, каждый из которых символизирует одну из частей, господствующей в то время доктрины: «Православие, самодержавие, народность». В нижней части расположен фриз с горельефами 109 исторических деятелей, символизируя идею опоры власти на общество и его славнейших представителей.
Интересно, что первоначальный проект не включал в себе фризы, а только барельефы, изображающие шесть эпох, отделенные друг от друга медальонами. Однако император Александр II предложил заменить барельефы на сплошной скульптурный пояс с выдающимися людьми России. Утверждение списков этих людей происходило долго, в итоге многие знаменитые люди не вошли в этот список. Даже Николай I был добавлен в список увековеченных личностей в последний момент.
Образец скульптурного пояса был создан М. Микешиным и Шредером. Фигуры были вылеплены разными знаменитыми скульпторами. За лепку одной фигуры в глине, ее отливку в гипсе и доставку на бронзовую фабрику, Государство платило по 4000 рублей. В июле 1862 года все группы и рельефы были собраны и представлены царю, который одобрил их.
Фриз состоит из четырех разделов: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои» и «Писатели и художники». Фриз нижнего яруса состоит из 109 фигур. Второй ярус памятника включает шесть скульптурных групп. Каждая группа представляет один этап развития Российского государства: от Рюрика до Петра I. Ориентируя каждую группу на определённую часть света, авторы образно отметили роль государей в укреплении оными определённых рубежей российского государства. Верхняя часть памятника изображает Ангела, символизирующего православие, который благословляет коленопреклоненную перед крестом женщину, одетую в национальный русский костюм и символизирующую Россию.
В августе 1941 года Новгород был оккупирован фашистами. Нацистский генерал, служивший в штабе армии, приказал демонтировать памятник, с тем, чтобы увезти его в Германию. Фашисты успели вывезти бронзовую решетку, окружавшую памятник и великолепной работы бронзовые фонари. Эти части были потеряны навсегда. В январе 1944 года советские войска вошли в Новгород и освободили его.
История России в бронзе
150 лет назад — 8 сентября 1862 года — в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов — и подлинных, и полуанекдотичных.
Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».
История создания и открытия памятника
В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги
Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями
Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.
В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.
Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.
7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.
8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.
Третий ярус
На третьем ярусе, проходящем по горельефу памятника, запечатлены фигуры политиков, героев войн, ученых и людей творческих, оставивших яркий и заметный след в истории России. Всего 129 персонажей, разделенных на 4 группы.
Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира.
Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них — авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев — основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.
С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей), наиболее заметные из которых — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, великие литовские князья Гедимин и Ольгерт, основатель династии Михаил Романов, императоры Петр I, Александр I, Николай I, патриархи Филарет и Гермоген, императрица Екатерина II, дипломаты Виктор Кочубей и Григорий Потемкин, государственные деятели Михаил Сперанский и Яков Долгоруков.
36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.
В четвертой группе собраны фигуры людей творческих — 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов, Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов, композитор Глинка.
После свержения царского режима и установления власти большевиков памятник был огорожен досками как антисоветская скульптура, однако по истечении какого-то времени вновь представлен взорам публики.
Это интересно: Павел: I (1796-1801)
Памятник Тысячелетие России: где находится
Впечатляющий и масштабный монумент находится в Великом Новгороде. Найти его совсем несложно. Во-первых, сам памятник имеет весьма внушительные размеры. Во-вторых, он находится в историческом центре города, на Кремлевской площади, прямо напротив старинного и величественного Софийского собора (рисунок 1).
Рисунок 1. Монумент расположен в историчеоском центре города
Кроме этого исторического памятник, на площади много других ценных исторических объектов. В частности, совсем рядом располагается старинное здание, где в наши дни размещен музей истории Великого Новгорода.
Краткое описание и история
Внешне памятник напоминает шапку Мономаха или большой колокол. Даже если не всматриваться в детали монумента, становится понятно, что на его создание было потрачено много сил и времени (рисунок 2).
Монумент воздвигли в 1862 году. Именно в этом году отмечался тысячелетний юбилей становления российской государственности. В 862 году князем Руси стал Рюрик, который и считается основателем державы. Сам памятник изготовлен из металла и украшен бронзовым литьем. Общая его высота составляет 15,7 метров, вес – 100 тонн, а на самом памятнике изображено 128 исторических личностей.
Рисунок 2. Внешне памятник выглядит очень оригинально и величественно
Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители
31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.
Государственные люди
26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.
Военные деятели и герои
36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие
Писатели и художники
16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.
Кто изображен на памятнике?
История памятника, безусловно, представляет живой интерес, но гораздо больше внимания заслуживают изображенные на нем исторические личности (рисунок 4).
Рисунок 4. На памятнике изображено больше сотни фигур выдающихся деятелей
Все 128 фигур монумента условно делят на три яруса:
- Первый (верхний) ярус состоит из двух фигур. Первая – ангел с крестом в руке, который символизирует православную веру. Женщина, стоящая рядом на коленях, является символом России. Эти фигуры располагаются на державе, которая украшена по периметру крестами, орнаментом и памятной надписью, по которой можно установить, когда и с какой целью был возведен памятник.
- Средний ярус монумента состоит из фигур исторических личностей. Каждая из них – это символ определенной эпохи. На первой изображен князь Рюрик, который призвал варяг и считается основателем Руси в 862 году. Вторая значимая фигура – князь Владимир, который провел крещение Руси. Третьим изображен князь Дмитрий Донской, который освободил славян от татаро-монгольского ига. За ним следует Иван Великий. Именно он объединил русские земли вокруг Москвы и стал основателем самодержавия. Далее расположились Михаил Романов, Кузьма Минин и князь Пожарский. Эти фигуры символизируют начало эпохи правления Романовых, на которую пришлось много значимых и трагических событий. Последним в среднем ярусе изображен Петр I, который считается основателем великой Российской Империи.
- На третьем (нижнем) ярусе расположились фигуры выдающихся российских деятелей различных эпох. Условно их делят на просветителей, военных и героев, государственных деятелей и представителей искусства (писателей и художников). 31 фигура просветителей располагается с юго-западной стороны монумента под фигурой князя Владимира. К данной группе относятся княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, летописец Нестор и другие. К группе государственных деятелей относятся 26 фигур, расположенные в восточной части монумента. Здесь представлены Ярослав Мудрый, Алексей Адашев, Екатерина II, Александр I и многие другие. К категории военных героев относится 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. В этой части монумента находятся фигуры Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, Петра Багратиона, Павла Нахимова и других. Меньше всего фигур относится к категории писателей и художников. Их всего 16, но каждая личность внесла огромный вклад. Здесь изображены Ломоносов, Лермонтов, Пушкин, Брюллов и другие.
С памятником связано и несколько интересных фактов. Например, на монументе нет фигуры Ивана Грозного. Создатели посчитали размещение его фигуры неэтичным из-за разгрома Великого Новгорода этим царем и казни местных бояр.
Во времена создания монумента строительство обошлось достаточно дорого. Всего на памятник было потрачено 500 тысяч рублей, треть из которых была пожертвована населением. Для сравнения, в те годы за 500 тысяч можно было купить вполне достойный особняк в Петербурге. Больше информации о памятнике и историческим памятникам Новгорода можно найти в видео.
Автор и год создания
Авторами памятника стали молодые скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер. Формально именно Микешин считается автором шедевра, но, поскольку опыта в скульптуре у него не было, он привлек к реализации проекта своего коллегу Шредера.
Закладку памятника провели еще в мае 1861 года. Ранее на этом месте располагался памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.
Рисунок 3. История создания памятника богата событиями, в том числе и трагическими
Основание монумента поражает своей фундаментальностью. Чтобы оно выдержало вес металла, фундамент был заложен на глубину 10 метров. Он был полым внутри и имел цилиндрическую форму, расширяющуюся книзу. Внутрь был заложен гранитный камень, а в его выемку вставили бронзовый ящик с информацией о времени закладки памятника и его назначении.
Торжественное открытие монумента провели в сентябре 1862 года, а на мероприятии присутствовал Александр II. Еще один интересный факт: ценность памятника даже в то время была настолько высокой, что ко дню его открытия в Новгороде провели полный ремонт зданий и улиц (рисунок 3).
К сожалению, история памятника не всегда была радужной:
- После революции 1917 года монумент воспринимался как материальная памятка самодержавию, поэтому его планировали снести. К счастью, силы тогдашних властей были брошены на разграбление местной епархии, поэтому памятник уцелел, но во время проведения коммунистических праздников его закрывали фанерными щитами с коммунистическими лозунгами.
- В годы Второй Отечественной войны, а именно в 1941 году, в Новгород вошли немцы. Генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Демонтажные работы начали зимой 43-44 года, но уже в январе 1944 года в город вошли советские войска, поэтому вывезти памятник не удалось. К сожалению, к тому моменту монумент уже представлял собой голый пьедестал, а многие мелкие детали, а также фонари ручной работы были безвозвратно утеряны.
Первые реставрационные работы начались в 1954 году и завершились в кратчайшие сроки. Уже в 70-х восстановили фонари и решетку, которые располагались вокруг памятника и были вывезены в Германию.