Микешин михаил осипович

Как поссорились Иван Дмитриевич с Михаилом Осиповичем

Грандиозный успех памятника обеспечил Микешина заказами до конца жизни. Множество спроектированных им монументов было установлено в разных городах страны и даже за рубежом — в Лиссабоне и Белграде. Однако он не забросил рисование: иллюстрации художника украсили издания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова, а в 1876–1878 годах он был редактором сатирического журнала «Пчела», в котором печатались его карикатуры. Видимо, в это время и состоялось их знакомство с Сытиным, тогда еще не очень знаменитым начинающим печатником.

Для Сытина заручиться вниманием столь известного мастера было большой удачей. Их сотрудничество началось с заказа четырех рисунков, которые пошли в тираж для последующей продажи

Два лубка — «О встрече Ильи Муромца с разбойниками» и «О смерти Святогора-богатыря и передаче богатырского духа Илье Муромцу» — были основаны на русских сказках. Лубок «Наша Катерина» изображал русскую красавицу с косой в национальном костюме, а «О цыгане, мужике и его кобыле» (другое название — «Цыган и Епифан») был основан на ходившем в ту пору анекдоте и задуман в виде комикса из шести картинок на одном листе.

Гонорар Микешина составлял 100 рублей за картинку, что было небольшими деньгами для такого маститого автора. В письме Сытину он писал: «Для меня мое искусство и служение своими способностями народу дороже и святее всяких денег». При этом Микешин не стремился рисковать своей репутацией, работая в таком низком жанре, как лубок, поэтому вышедшие в итоге картинки содержали почти анонимную подпись «Изобразил Миша М.».

Едва успев начаться, сотрудничество прервалось из-за требовательности художника к качеству, которое делавший первые самостоятельные шаги предприниматель еще не мог обеспечить. Микешин настаивал на том, чтобы форму для печати с его оригиналов делал признанный мастер литографии, известный новатор в области печатной техники Михаил Рудометов, которому надо было заплатить из расчета 150 рублей за форму. В целях экономии Сытин хотел, не ставя в известность Микешина, задействовать собственных резчиков, не имевших столь высокой квалификации. Когда обман вскрылся, случился скандал, и в тираж ушли только «Наша Катерина» и «Цыган и Епифан» в рудометовском варианте.

В итоге «Илья Муромец с разбойниками» все-таки вышел позднее, за год до кончины художника, и не у Сытина. Что стало со «Смертью Святогора-богатыря», неизвестно.

Судьба двух напечатанных лубков сложилась по-разному. «Наша Катерина», по сути представлявшая собой пин-ап конца XIX века, не пользовалась большим спросом у главного на тот момент потребителя сытинской продукции — патриархального крестьянина. Виной тому была фривольная подпись, придуманная Микешиным:

Эво наша Катерина — намалевана картина.

Перед мальчиками ходит пальчиками,

Перед зрелыми людьми ходит белыми грудьми.

Прочитав эти стишки, потенциальный деревенский покупатель смущенно пожимал плечами: ну как такое повесишь дома? Или вовсе сердито отворачивался: срамота!

Печатник, который умел быть на шаг впереди

Иван Дмитриевич Сытин, один из главных издателей своего времени, не утративший популярности и при советской власти, был метко прозван современниками Наполеоном книжной торговли. Начав свой путь наверх мальчиком на побегушках у продавца лубков, он быстро сумел открыть собственное дело. Удачная женитьба дала возможность купить первый печатный станок. В историю отечественной полиграфии он вошел как издатель миллионных тиражей доступных для народа книг, а еще продукции для самых разных читателей: роскошных многотомников, энциклопедий, календарей, учебных пособий, газет и журналов.

От конкурентов Сытина отличала готовность рискнуть и сделать то, что до него никто не пробовал. На заре карьеры он прославился благодаря тому, что начал издавать лубки с житиями святых в цвете. Когда грянула очередная русско-турецкая война, предприимчивый печатник додумался поставить на поток выпуск карт театра военных действий, фактически первых образцов инфографики, под названием «Для читателей газет». Газетчики из-за несовершенства оборудования еще не могли оперативно печатать такие приложения, а типография Сытина каждое утро выдавала новые листы с диспозицией войск.

К этому же времени относится вполне удачный эксперимент Сытина с попыткой предложить публике комикс в то время, когда слова такого не знал не просто рядовой русский читатель, но и словарь Брокгауза и Ефрона. Эту идею ему предложил художник Микешин, с которым Сытин познакомился в конце 1870-х.

Архитектура и скульптура

Михаил
Микешин. Тысячелетие России. 1862 г. Великий Новгород.

Образованные
зодчие мечтали об ордерных храмах и триумфальных арках, от них же требовались
городские дворцы и церкви. Мы уже видели, как разрешил это противоречие Альберти,
облачивший современное палаццо в одеяния античного ордера (стр. 250, илл. 163).
Воображение итальянских архитекторов вдохновлялось самостоятельной, безотносительной
к функции красотой — красотой пропорций, наружных объемов и внутренних пространств.
Их влекло совершенство симметрии и формальной упорядоченности, недостижимое при
исполнении практических требований. Но наступил поистине исторический момент,
когда одному из них удалось найти могущественного заказчика, который согласился
пожертвовать и традицией, и целесообразностью ради того, чтобы новое сооружение,
затмив семь чудес света, прославило бы его имя в веках. Только так можно объяснить
принятое в 1506 году папой Юлием II решение снести древнюю базилику Святого Петра
и водрузить на этом месте — по преданию, месте погребения апостола -новое сооружение,
ниспровергавшее вековые обычаи церковного строительства и богослужения. Осуществление
этого плана было доверено Донато Браманте (1444 — 1514), страстному поборнику
нового стиля. О том, насколько глубоко впитал Браманте дух античной архитектуры,

187 Донато Браманте Темпьетто Церковь
монастыря Сан Пьетро ин Монторио в Риме

не став однако ее рабским подражателем,
можно судить по одной из немногих его построек, дошедших до нас в неприкосновенности
(илл. 187). Браманте назвал эту капеллу Темпъетто (храмик) и предполагал оградить
ее монастырскими стенами, выдержанными в том же классическом стиле. Капелла представляет
собой круглый павильон (ротонду); она поднята на ступенчатый подиум, окружена
колоннами дорического ордера и увенчана куполом. Балюстрада над карнизом придает
сооружению

воздушную легкость, а сочетание внутреннего объема с украшающей
колоннадой может сравниться по совершенной гармонии с лучшими образцами античной
архитектуры. Этому-то мастеру и поручил папа Юлий II возвести новый собор
Святого Петра, которому надлежало стать чудом христианского мира. Браманте решительно
отказался от тысячелетней западной традиции продольного в плане здания, в котором
прихожане внимают мессе, совершаемой в восточной, алтарной части. Он хотел
увенчать священное место достойным его сооруже

Ядерные двигатели

Законы
Ома и Кирхгофа

Технические
чертежи

Построение
чертежа

Техническая
механика

Электротехника

Физика

Продолжение истории

А вот комикс «Цыган и Епифан» с юмором на грани фола оказался коммерческой удачей. Через четыре года, в 1886-м, художник предложил Сытину издать продолжение популярного «Цыгана и Епифана», причем не одним листом, а «книжечкой, чтобы картинки были в красках и при каждой — краткий, но отлично составленный в народном духе, стихами — текст». В его новой шутке под названием «О том, как мужик Епифан поддался в обман, и о том, что из этого вышло потом» действовали те же персонажи, что и в предыдущей.

По сюжету, разделенному на девять рисунков, простодушный Епифан везет на продажу в город яйца. На базаре его товар обманом достается цыгану, и введенный в заблуждение мужик поневоле крадет петуха и курицу, после чего вынужден спасаться бегством от толпы. Вор же получает немедленное возмездие: объевшись яиц с водкой, отдает богу душу.

Микешин отправил Сытину готовые эскизы, упомянув, что стихотворный текст сделает его друг драматург Александр Островский. К сожалению, договориться они не смогли. Остается лишь догадываться, почему столь любопытное предложение не воплотилось в издание нового комикса. Возможно, Сытин остался недоволен предыдущим сотрудничеством с Микешиным, а может быть, причина в том, что за эти четыре года его дело разрослось и из-за обилия заказов руки до предложения не дошли.

История «Цыгана и Епифана» получила продолжение уже после смерти Микешина, в начале Первой мировой войны. В 1914 году этот комикс переработал художник Михаил Щеглов, который ранее иллюстрировал для Сытина роскошное посмертное издание романа Льва Толстого «Анна Каренина». В новой, патриотической версии хитрого цыгана заменил русский солдат, а место дурака-мужика занял германский кайзер Вильгельм II. В остальном веселая история со скипидаром осталась прежней.

Хотя время широкой популярности комиксов еще не пришло, Сытин, по всей видимости, высоко оценивал их коммерческий потенциал. Символично, что последний из выпущенных им настольных календарей, «Советский» на 1919 год, завершался карикатурной серией «Короткая история “благополучного” царствования Николая II», выдержанной в также духе комикса.

Иллюстрированные издания

  • 18.106.6.27
    Александров Н. А. Пустыни Севера и их кочующие обитатели : / ил. М. Микешиным, А. Шарлеманем и др. — СПб. : тип. В. Демакова, 1872. , 129 с., л. ил. (Народы России . Этнографические рассказы для детей )Электронная копия
  • 134/452 , 18.236.1.1
    Писемский А.Ф. Мещане : роман / с портр. авт. : В 3 ч. — СПб. : М.О. Микешин, 1878. — , 167 с., 1 л. портр.
  • Мф К1/31145 , 132/5909 , 18.216.5.16Потто В.А. Яков Петрович Бакланов : биогр. очерк / с портр. Я.П. Бакланова с наброска худож. Микешина и рис. М. Малышева. 2-е изд. — СПб. : В. Березовский, 1885. — 219 с. : ил.

  • Будищев А.Н. Богатый гость Терентьище : [подражание былине / с ил. М.О. Микешина]. – СПб. : лит. Р. Голике, ценз. 1892. — 28 с. : ил.Электронная копия
  • 130/7580 , 18.271.2.74
    Соколов А.И. Славянские сказки, собранные А.И. Соколовым / с рис. акад. М. Микешина и др. — 2-е изд., доп. — СПб.: А.Ф. Девриен, ценз. 1893. — , 137 с., 1 л. фронт. (ил.), 9 л. ил.
  • 130/8608 , 18.268.5.3Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / с рис.: М.О. Микешина, бар. М.П. Клодта, В.И. Якобий . — Изд. 5-е. — СПб. : Типография В. Демакова, 1895. — , XVI, 568, с., л. ил.Электронная копия

  • 18.49.1.3(1-4) , 134/1130(1-3)
    Шевченко Т. Г. Иллюстрированный «Кобзарь» Т.Г. Шевченко : с малорос. и рус. текстом. Вып. 1-3 / Ил. М.И. Микешин. — СПб. : П.И. Бабкин, 1896. — 3 т. : ил., портр. в тексте и на отд. л.
  • 127/2848 , 20.91.4.39
    Рогова О. И. Богдан Хмельницкий : ист. повесть для юношества / с 9 хромолит. и с др. рис. по акварелям акад. М.О. Микешина. — 2-е изд. СПб. : А.Ф. Девриен, . , 338 с., 1 л. фронт. (цв. ил.), 9 л. цв. ил.
  • 18.176.1.3Первый сборник Товарищества Русских художников-иллюстраторов, изданный в пользу пострадавших от неурожая. СПб., 1892. 46 с.: ил.
  • 127/ 2356; 20.80.7.4Нечто из артистического мира : Наброски пером и карандашом: рассказы: В.А. Боброва, П.П. Гнедича, барона М.П. Клодта, М.Е. Малышева, М.О. Микешина, В.М. Михеева, Н.И. Познякова и М.О. Розова / рис.: В.А. Боброва, Н.А. Богданова, И.К. Видмана, Е.И. Григорьева, Н.П. Загорского, М.И. Зощенко, барона М.П. Клодта, Г.П. Кондратенко, В. Крюкова, А.И. Лебедева, В.М. Максимова, М.Е. Малышева, М.О. Микешина, Т.И. Никитина, К.И. Тихомирова и А.И. Шарлеман. — СПб. : М.М. Ледерле и К°, ценз. 1895. — , 252, VII с. : ил.

  • Кольцов А. В., Стихотворения А.В. Кольцова : С биогр. очерком, критич. статьями, прим., портр., снимком почерка и 39-ю рис. и виньетками, исполненными чл. Т-ва рус. илл / под ред. П.В. Быкова. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Г. Гоппе, ценз. 1895. 30, XV, , 148 с., 1 л. фронт. (портр.), л. ил., факс. : ил., портр.

<<  Персоналии  >>

Иллюстрация Микешина М. О. к «Вию» Гоголя
Иллюстрации Микешина М. О. к книге Потто В.А. «Яков Петрович Бакланов»
Потто В.А. Яков Петрович Бакланов
Иллюстрации Микешина М. О. к книге Вагнера Н. П. «Сказки Кота-Мурлыки»
«Удалец» А.В. Кольцова. Рис. М.О. Микешина к Первому сборнику Товарищества Русских художников-иллюстраторов
Иллюстрации Микешина М. О. к сборнику «Нечто из артистического мира»
Иллюстрации Микешина М. О. к книге «Стихотворения А.В. Кольцова»

Биография

М. О. Микешин в 1860-х и в начале 1890-х годов.

Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне МаксимковоСмоленской губернии близ Рославля. Его отец Осип Егорович Микешин работал соляным приставом, воспитывала Михаила мать Анна Дмитриевна и дед Дмитрий Андреевич.

Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича

На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург

На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Здесь он обучался по классу батальной живописи под руководством художника Б. П. Виллевальде. Уже к концу первого года обучения его картина «Лейб-гусары у водопоя» заслужила одобрительные отзывы в печати и её приобрёл сам император Николай I.

В 1858 году с отличием окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург» и звание классного художника. Художнику также было предоставлено право отправиться совершенствоваться за границу за счёт Академии, но Микешин не стал этого делать

Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.

В 1859 году решил принять участие в государственном конкурсе памятника, посвященного приближающемуся тысячелетию России. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе () и был принят к исполнению. Бронзовый памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II. За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом (1200 рублей в год).

После этого М. О. Микешин получил ещё множество подобных заказов. В 1861 году художник победил в конкурсе на памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде (какой?) , адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «православие, самодержавие, народность». Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах, по его проектам исполнены: памятник Педро IV в Лиссабоне и памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде. В Суздале художник-скульптор сделал скульптурные двери к гробнице князя Д. М. Пожарского.

В 1869 году Микешин получил высокое звание академика.

В —1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры, а также в журнале «Весельчак» публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко. Также он рисовал портреты Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко и других современников.

В 1892 году вместе с Ф. Ф. фон Каналоши-Лефлером, будущим председателем, М. О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.

В 1890 году Михаил Микешин создал эскизы игральных карт. Нарисованные им эскизы карт включены в собрание Русского музея и записаны в книгу поступлений как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики». В музейное собрание серия поступила в 1903 году как «дар Николая II». Однако сами рисунки никогда не находились во владении царской семьи. Императорской карточной фабрикой данная колода так и не была отпечатана.

Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II () и Богдану Хмельницкому в Киеве (), Ермаку в Новочеркасске () и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.

Михаил Осипович Микешин скончался 19 (31) января 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector