Устав рпсц

«Прихожане»

Важным противоречием приходской жизни
РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа
членов Приходского собрания 10 лицами. Тем самым, УП
разделил верующих и расколол приход — сотни верующих не
признаны членами Прихода, необоснованно лишены
канонического статуса и прав.

Приходской Устав 1917 гласит: «Право
участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют
все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие
25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» (Гл.
4, ст. 44). 

Устав 10.10.2009 г. ограничивает
Приходское собрание десятью членами: «В состав
Приходского собрания входят штатные священнослужители
Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее
количество членов Приходского собрания не может быть
менее десяти» (ст.7,1).

При этом, ранее по церковной традиции
все прихожане заносились в Приходскую книгу и
участвовали в Приходском собрании. Вписываясь в
Приходскую книгу, христианин получал статус «прихожанина»,
упразднённый Уставом. 

Сейчас приходы РПЦ не фиксируют прихожан.
Устав предлагает гражданам приносить пожертвования и
содержать храм, не признавая их членами прихода. Смысл «Приходского
собрания» искажён: он означает не общину, а «орган
управления». 

Этот лукавый минимум во всех приходах
РПЦ МП по сути ограничивает максимум Приходского
собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов
Приходского собрания противостоит сотням и тысячам
бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Таким
образом, часть прихожан лишь имитирует общину, составив
фиксированное «объединение граждан РФ» из 10 человек.
Получается, что только они, создавшие неканонические
образование, допущены к самоуправлению и называются «Приходским
собранием».

Более того, члены собрания принимаются и
увольняются по личному заявлению или решением епископа
(УП, 7,3). Если раньше сохранялась добровольность, что
сейчас состав объединения определяет воля постороннего
лица. 

Каждый христианин обязан принадлежать
конкретному Приходу. Исключение верующих из членов
Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание
в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит
неканоническому положению членов Церкви, необоснованно
лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ
МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

Происхождение Устава

В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится:

«Се яз князь вели́кий Яросла́в сын Володи́мерь, по да́нию отца́ своего́ съгада́л есмь с митрополи́том с Ларио́ном, сложи́л есмь гре́ческий номокану́н; а́же не подоба́еть сих тяжь суди́ти кня́зю, ни боля́ром — дал есмь митрополи́ту и епи́скопом»Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковногоправа, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. — Пг., 1915. — С. 78..

Профессор А. С. Павлов считает, что «Устав Ярослава» образовался путём частной кодификации норм церковного права, вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и продаж, которая принята в «Русской правде» и относит составление текста Устава к XII векуПавлов А. С. «Курс церковного права (1900—1902 гг)».СПб., 2002.

Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов. Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нём о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст Цыпин Владислав, протоиерей. «Церковное право» (гл.14).

III. Епархии

23. Русская Православная Церковь разделяется на епархии, границы которых должны совпадать с гражданскими границами — областными, краевыми и республиканскими.

24. Во главе епархии стоит Епархиальный Архиерей, назначаемый Указом Святейшего Патриарха и носящий титул по своему кафедральному городу.

25. По мере надобности в помощь Епархиальным Архиереем назначаются викарные Епископы с кругом обязанностей по усмотрению Епархиального Архиерея.

26. Епархиальный Архиерей является ответственным главою вверенной ему Епархии, которою управляет или единолично (по местным условиям) или при содействии Епархиального Совета, пользуясь своим должностным штампом и печатью, зарегистрированными подлежащей гражданской властью. При Архиерее состоит канцелярия Епархиального Архиерея.

27. Епархиальный Совет, где таковой будет Архиереем образован, состоит из трех — пяти лиц в пресвитерском сане. Задача Епархиального Совета — подготовлять к архиерейскому решению дела, направляемые в Епархиальный Совет для сей цели Епархиальным Архиереем.

28. Епархиальному Архиерею принадлежит право обращаться с архипастырскими посланиями в пределах епархии.

29. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным Архиереем.

30. Благочинные наблюдают за деятельностью и поведением приходского духовенства округа, посещая приходы не менее двух раз в год; объявляют подведомым им причтам распоряжения Епархиального Архиерея; в случае нужды делают братские указания приходским настоятелям и другим членам причта, заботятся об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; ходатайствуют перед Архиереем о награждении заслуживающих поощрения и представляют о своей деятельности и о состоянии вверенных округов отчет Епархиальному Архиерею в конце каждого полугодия, а об особо важных случаях доносят безотлагательно, а также наблюдают за правильностью хозяйственной стороны приходов.

31. Епархиальные Архиереи представляют патриарху ежегодно отчет по установленной форме по вверенным им епархиям.

32. По епархиям, где есть возможность, с разрешения подлежащих органов власти, учреждаются Богословско-пастырские курсы для приготовления кандидатов священства по программам, утверждаемым Патриархом.

33. В целях обеспечения храмов епархии необходимыми принадлежностями богослужения — церковные свечи, ладан и пр., в епархии, с разрешения местной гражданской власти, может быть учрежден свечной завод, равно как и изготовление венчиков, крестиков, разрешительных молитв и подобных предметов.

34. Имеющиеся в епархии монастыри руководятся уставом, утвержденным Патриархом.

История принятия устава

В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.

В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.

С той поры, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами оставались по-прежнему решения Вселенских соборов, княжеские грамоты, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. В роли законодательного органа выступал Поместный собор.

Важно! Историческое значение имел Собор, созванный в 1551 году при царе Иване Грозном. В результате заседания священнослужителей был принят «Стоглав», который привел в систему все имеющиеся нормы церковного права

В 1667 году состоялся Большой Поместетный собор. В это время правил царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания отменили многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Взаимоотношения государственной и церковной власти истолковывались следующим образом: царь ведает делами государственными, а патриарх — церковными. Принятые постановления вошли в собрание законов Российской империи, как действующие законы в составе «Духовного регламента». Появление этого документа ознаменовало начало Синодального периода.

Собор установил положения об отличиях в церковных званиях

До наших дней дошли не только соборные постановления, но грамоты от архиереев, послания и поучения архипастырей. Частично эти документы были включены в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года и не утрачивали свою силу вплоть до XIX века.

В начале XVIII столетия патриарший строй РПЦ сменился новым, синодальным. Император Петр І воспретил избирать нового патриарха после кончины Адриана. Вместо этого учредили Духовную Коллегию с императором во главе, а позже ее переименовали в Святейший Синод. Основой синодального церковного строя той эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. Этот правовой документ обосновывал преимущества новой формы церковного управления и описывал круг задач, который надлежит решать Синоду.

Впоследствии стала очевидна несостоятельность и неканоничность коллегиального устройства. Народные массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись на созыв нового Поместного собора, который бы вернул патриаршество. Но по воле царя этот процесс затягивался и откладывался. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, в преддверии самых сложных времен для православия.

В 1917-18 г. Были приняты новые постановления, вернувшие прежнюю форму правления во главе с Патриархом Всея Руси. В дальнейшем решениями еще двух Соборов менялся Устав, расширялись и сужались полномочия отдельных управляющих органов церковной власти. В 1988 году назрела необходимость нового пересмотра имеющегося регламента. Поместный собор, проведенный в тысячелетний юбилей крещения Руси, принял Устав Русской православной церкви, подробно излагающий порядок правления в епархиях и приходах, регламентирующий все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой на последующие 12 лет.

Устав без корней

Устав РПЦ 2011 принимает за основу
Писание, Предание, Вселенские соборы и законы РФ, но не
прошёл государственную регистрацию и остался внутренним
документом. 

УП представляет часть Устава РПЦ, а
именно 11-ю главу. Исключив Писание, Предание и каноны
из принятых основ (ст.1.4), УП выпал из апостольской
традиции. УП признаёт только установления РПЦ, принятые
за последние 10 лет. Выделенная в обособленный документ,
11-я глава Устава существует под названием «Устав
Прихода», проходит государственную регистрацию и
наделяет приход правом собственности и юридического лица. 

Вторым недостатком устава является
нежизнеспособность. Это мёртвый документ, не
соответствующий канонам Церкви и сложившемуся устройству
прихода. УП не применяется в практике и не влияет на
жизнь прихода. 

Устав религиозной организации, его функции, требования к содержанию

Устав является единственным учредительным документом религиозной общественной организации. Устав религиозной организации содержит основные положения, которые контролируют деятельность данного сообщества.

Основные положения устава объединения касаются таких вопросов:

  • Наименование;
  • Адрес/Метро расположения;
  • Цели деятельности;
  • Предмет деятельности;
  • Вид организации;
  • Состав;
  • Источники поступления имущества для деятельности религиозного сообщества;
  • Порядок ликвидации и особенности распределения имущества после ликвидации.

Устав местной религиозной организации составляется и утверждается учредителями или централизованной организацией.

Кроме основной информации, могут быть дополнительные данные:

  • Вероисповедание;
  • Принадлежность к централизованному объединению, если таковая имеется;
  • Порядок внесения изменений в текст Устава;
  • Особенности деятельности, которые необходимо урегулировать, помимо основных вопросов.

Данные о вероисповедании, согласно Закону о свободе совести, должны отражаться в наименовании общественной организации.

Типикон состоит из двух разделов

Типикон делят на 2 раздела по 60 глав. Первый раздел делится на 3 части:

  1. Главы 1-46. В этой части записаны общие указания о богослужениях и священнодействиях.
  2. Главы 47-51. Здесь содержатся указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной. 48-я глава – Месяцеслов – самая большая во всем Типиконе.
  3. Главы с 52-й и до конца. Здесь содержатся дополнения к остальным главам, а также некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения и сведения об их употреблении в службах.

Второй раздел делится на:

  1. Храмовые главы, 1-58. Здесь указано, как совершать богослужение в храмовые праздники.
  2. Припевы на 9 Песней Священного Писания – 59 глава.
  3. Пасхалию и Лунник – таблицу с фазами Луны – 60 глава.

Церковный устав князя Владимира

Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.


Святой равноапостольный князь Владимир

Современные исследователи усомнились в подлинности авторства князя Владимира Святославича и высказали предположение, что устав не мог быть написан им из-за хронологических несовпадений. Однако позже ученый С. В. Юшков высказал мнение, которое стало общепризнанным в научном мире. По его словам, письменное изложение положений устава могло принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.

Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда изреченные законодательным авторитетом мысли документировались письменно спустя некоторое время.

Важно! После того как Киевская Русь приняла крещение, устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны

Состав устава

Структура устава выглядит так:

  • вступление;
  • уставная часть;
  • заключение.

В первой части оговаривается тема принятия христианства, построения Владимиром церкви Пресвятой Богородицы, присутствия церковных судей на светских судебных процессах для надзора за правильностью отчислений десятинного сбора от дохода судов.

В установительном разделе рассматривается перечень дел, которые подлежат разбору в суде, а также перечисляются лица и учреждения, которые за любые противоправные дела подлежат суду.


Устав князя Владимира являлся основным источником письменного права на Руси

Так, церковный суд имел право принимать на рассмотрение такие тяжбы:

  • брачные дела, связанные с разводом, похищением невесты по языческому обряду, браками в недозволенных степенях родства;
  • семейные и наследственные — обращения родственников о справедливом разделе наследства, дела о неподобающем поведении детей в отношении своих родителей, ссоры супругов из-за имущества;
  • дела о преступных действиях касательно церкви и веры — чародейство, грабеж покойников, осквернение святынь и храмов;
  • иски об оскорблениях;
  • дела о прелюбодеянии и неприродном разврате.

Среди лиц, которых мог судить церковный суд в связи с любым проступком, были священнослужители и люди, не являющиеся церковниками, но причисленные к числу церковных людей, это:

  • лекари;
  • прощенные;
  • задушные люди;
  • странники;
  • те, кто оставил иночество;
  • прихожане, находящиеся под епитимьей.

В заключение князь Владимир обращается с заклятием к тем, кто нарушит правила Устава.

Таким образом, во все времена существования Православной Русской Церкви ее жизнь подстраивалась под строгие правила, прописанные в Уставе. С развитием общества его положения менялись и углублялись, отражая особенности определенного отрезка времени.

Устав Русской православной церкви

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» — другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

Часть I. Канонические нарушения

В основе христианского богословия лежит
догматический документ, принятый двумя Вселенскими
Соборами в 325 и 381 г. Этот документ называют Символом
Веры. Он излагает важнейшие догматы христианской веры.

Среди догматов Символа Веры имеется
догмат о Церкви. Его определяют четыре неизменных
признака: единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

Упразднив один из признаков, мы
разрушаем догмат. Нельзя упразднить соборность «в доме
Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и
утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Без соборности
религиозная организация не будет «Церковью, которая есть
Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём», и потеряет
«богатство славного наследия Его для святых»
(Еф.1:18-23).

Как невозможно устранить соборность из
Символа Веры, так невозможно выбросить принцип
соборности из уклада церковной жизни и взамен соборности
выстроить дисциплинарную вертикаль авторитарной власти.
Церковная жизнь не сводится к административным функциям
архиерея. Управление, построенное на принципе
иерархической диктатуры, не будет церковным. Поэтому
христианская совесть с тревогой воспринимает изменения,
вносимые церковной властью в уставы, меняющие
традиционное устройство церковной жизни в угоду
архиерейскому комфорту. Апостол указывает, «каким должен
быть епископ, и как должно поступать в доме Божием» (1
Тим.3:2-15), чтобы церковный Приход не превратился в
политическую или коммерческую организацию, прикрытую
именем Иисуса Христа.

Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян

Богослужебная практика в монастырях отличалась от богослужебной практики в приходских церквях. Ни приходские священники, ни прихожане не могли исполнять строгие монастырские уставы.

История мирских уставов известна плохо. До нас дошел только константинопольский Устав Великой церкви.

Известный нам мирской устав был составлен при главной церкви Византийской империи – Соборе Святой Софии. Поэтому устав получил название Устава Великой церкви

В уставе нет дисциплинарной части, а богослужения отличаются особой торжественностью, пение в них преобладало над чтением.

Основой богослужения были синапти – общие молитвы клира и мирян.

Устав Великой церкви исчез вместе с Византией, другие мирские уставы заменились Иерусалимским.

Создать новый мирской устав попытался протопсалт Константин в 1838 г. Он создал Типикон Великой Церкви Христовой. В качестве основы он взял все тот же Иерусалимский устав.

Протопсалт – главный певчий.

В 1888 г. протопсалт Георгий Виолакис переработал типикон Константина. Новый типикон получил название Типикон Виолакиса и используется сейчас в Болгарии и, частично, в Греции.

Право собственности

Закон наделяет местную религиозную
организацию правом юридического лица и правом
собственности (ФЗ-125, ст.8.1-2; ст. 21,1-5). 

УП признаёт право собственности,
предоставленное приходу: «Приход является юридическим
лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного
пользования или на ином имущественном праве обособленным
имуществом. Приход несет самостоятельную ответственность
по своим обязательствам» (УП, ст.11.1- 11; Ст.1.5). 

Из следующей статьи Устава мы узнаём,
что собственность принадлежит не приходу, а РПЦ:
«имущество, принадлежащее Приходу на праве собственности
или ином имущественном праве, является имуществом РПЦ»
(УП, ст.11.7). У одной собственности не может быть два
владельца. 

РПЦ «устанавливает единый порядок
владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо
ценным движимым имуществом Прихода, а также критерии
отнесения…к особо ценному имуществу» (УП, ст.11.8). 

Право прихода пользоваться и
распоряжаться имуществом, принадлежащим приходу на
правах собственности, ограничено «предварительным
письменным разрешением Епархиального архиерея». Приходу
запрещено совершать сделки (УП, ст.11.8 – 11.9).

Если приход уходит из юрисдикции РПЦ,
его ликвидируют решением архиерея (УП, ст. 12.3),
движимое и недвижимое имущество «переходит в
собственность Епархии (УП, ст.11.12-13). Приходское
собрание не может заявлять никаких прав на приходское
имущество и средства» (Устав РПЦ гл.11,ст.7).

Все субъекты права признают право
собственности
: владение, пользование и распоряжение
имуществом. Нельзя лишать собственности без согласия
владельца или санкции закона (в случае конфискации).
Судебные приставы лишают собственности на основании
судебного решения, а не автоматически, как записано в
УП. 

Устав лишает собственности без судебного
акта и ограничивает собственника во владении и
управлении собственностью «письменным разрешением
архиерея», который не является собственником приходского
имущества. Такое лишение прав не имеет законной силы. 

Все формы собственности защищаются
равным образом (Конституции РФ, ст.8 ч.2). Если РПЦ МП
может лишать приход собственности, приход либо не имеет
собственности, а нёс лишь бремя содержания имущества за
обязанное лицо — Патриархию, либо право собственности
прихода не защищено от посягательства, вопреки
Конституции. 

Аморальная статья

Устав ввёл коллективную ответственность,
чуждую Православной традиции и Евангельской морали:
«Если член Приходского собрания не исполняет хотя бы
одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4
настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным
решением вправе исключить всех (часть) членов из состава
Приходского собрания и включить в его состав новых
членов по собственному усмотрению» (УП, ст. 7.3). 

Обязанности ст. 7,4 сформулированы в
общих словах и допускают вольное толкование:

«соблюдать канонические правила…
присутствовать на заседаниях …выполнять… решения
архиерея, настоятеля…». Такие требования допускают
злоупотребление (вопреки Карф.16). Коллективная
ответственность и круговая порука вызывают печальные
ассоциации с заложниками и чрезвычайным положением
военного времени. Епископу предоставлено право
наказывать не виновных, провоцируя в приходе
подозрительность и доносы.

Каких «новых членов» включит архиерей в
состав Приходского собрания на место изгнанных? Откуда
призовут этих лиц и как совместить их «назначение»
епископом с «решением Приходского собрания», обещанного
в том же пункте Устава строчкой выше?

Возникает главный вопрос: почему Синод
принимает Устав, не интересуясь мнением Прихода,
которому придётся жить по этому Уставу

Устав на
собрании Приходского совета не обсуждается, замечания
верующих не принимаются во внимание

С IX по XI в. основным богослужебным уставом был Студийский

Иерусалимский устав был достаточно строгим и не совсем подходил для мирян. В VIII в. Феодор Студит, игумен студийского монастыря в Константинополе, написал для него устав.

Студийский монастырь основан в V в., поэтому Студийский устав считается древнее Иерусалимского.

Студийский устав отличался от Иерусалимского большей простотой и либеральностью. В нем нет всенощных бдений, монахам дозволено самим избирать себе игумена, из монашества можно было беспрепятственно выйти. Не такими строгими, как в Иерусалимском уставе, были и правила постов.

Студийский монастырь существует с V в., но дошедший до нас устав написал Феодор Студит в VIII в.

Полный оригинал Студийского устава, зафиксированный в Студийском синаксаре, не сохранился. Самым древним списком является Ипотипосис, а наиболее полная редакция Студийского устава дошла до нас в составе Типикона патриарха Алексея Студита.

Синаксарь – книга с богослужебными указаниями на год, составная часть типикона.

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. положило окончательный конец господству Студийского устава.

В Грузии до перехода на Иерусалимский устав пользовались студийским Типиконом Георгия Мтацминдели

Легитимный произвол

Церковь допускает перемещение епископов
и клириков по личному прошению и по суду. Поместный
Собор 1918 г. определил: «Члены причта могут быть
перемещаемы и увольняемы от своих мест только по суду
или по собственному желанию» (Приходской Устав, гл.3,
ст.16). 

В 1927г. началась волна перемещений
епископов и клириков. Устав РПЦ 1988 г впервые закрепил
порочную практику: «Члены причта могут быть перемещаемы
и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по
прошению, по суду или по церковной целесообразности»
(Устав РПЦ 1988г. 8, ст.16). 

Принцип «целесообразности» повторяют все
последующие Уставы РПЦ, маскируя произвол и не
каноничную мотивацию. Апостольские правила, Антиох.21 и
1 Вселенский собор запрещают такую практику: «По причине
многих церковных смятений и происходящих неустройств,
решено совершенно прекратить обычай, вопреки
апостольскому правилу обретшийся в некоторых местах:
дабы из града во град не переходили ни епископ, ни
пресвитер, ни диакон. Аще же кто по сем определении
святого и великого собора, таковое что либо предпримет,
или допустит сделать с собой таковое дело: распоряжение
да будет совершенно недействительно, и перешедший да
будет возвращён в церковь, к которой рукоположен в
епископа, пресвитера или диакона» (Перв.15). 

Перемещение и увольнение «по
целесообразности» закабаляет клириков крепостной
зависимостью от епископа. Служение священника оставлено
вне закона, трудовые права не защищены. Приём на службу
не оформлен. Размер оплаты и условия труда не
определены.  

«Приход»

Всё содержание УП оторвано от
христианских корней, как и его основы: «Приход является
добровольным объединением совершеннолетних граждан РФ, в
целях совместного исповедания и распространения
православной веры» (УП, ст.1.1). Каноническое
определение прихода даёт Священный Собор 1918 г: «общество
православных христиан, состоящее из клира и мирян,
объединённых на определённой местности при храме под
каноническим управлением архиерея под руководством
поставленного им священника-настоятеля» (Приходской
Устав 1918г. 1,1). 

Исключив «клир и мирян, составляющих
Евхаристическое собрание христиан», УП определил задачу
приходской жизни, как «реализацию прав граждан» (ст.
3.1). Богослужение и Таинства представлены средством
осуществления правовой задачи. Христианская община из
клира и мирян подменена объединением граждан,
исповедующих православие в качестве признака
национальной самоидентификации. Отмена евхаристической
общины ведёт к увяданию литургической жизни.

Народ Божий лишён, во-первых,
екклезиологического статуса «христиан», основанного на
таинстве Крещения. Во-вторых, литургического статуса «клириков»
и «мирян». «Царственное священство» (1 Петр.2,9)
заменило понятие «граждан РФ», лишённое церковного
смысла. Границы церкви разрушены, народ Божий удалён из
канонического пространства и растворён в гражданском
обществе. 

Народ безмолвствует, но дышит. Как
избавиться от лишнего балласта? Это и есть болевая точка
РПЦ. Народ лишён имени христиан, права и места в
храмовой жизни, отстранён от участия в самоуправлении.
Верующие стали «чужими» в церкви, «мертвыми членами
прихода». Исключённый de jure из прихода, народ
безучастно уходит из жизни Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector