Типикон

Великий миротворный круг

Типикон

А в широком смысле Типиконом называется не отдельный устав о богослужении, а книга, включающая еще и указания о православных праздниках и постах. Благодаря Типикону определяется ежегодная дата Пасхи, подвижные праздники церковного календаря, а также регламентируется порядок службы в случае наложения друг на друга нескольких значимых событий (например, как совершать богослужение, если Благовещение Богородицы выпало на Вербное Воскресенье или Лазареву Субботу).

В Типиконе содержатся и назидательные главы, и молитвословия, и последовательность чтений тех или иных частей богослужения (например, канонов). В русской традиции книга имеет еще название Око Церковное, а священники даже приносят на ней присягу. Типикон своим содержанием подвигает верующего к аскетической и нравственной жизни. Изучение книги мирянами позволяет им глубже проникнуть в понимание православного календаря.

Применимость Типикона

Следует заметить, что Типикон — это общепризнанный богослужебный идеал, в точности исполнить который не стремятся порой даже монастыри. Всегда ориентируясь на Него, в приходской практике, тем не менее, частично или полностью сокращаются из суточного круга богослужений обычно: малая вечерня (перед всенощным бдением), кафизмы, псалмы, стихиры, паремии, лития, повечерие, полунощница, аллилуйная служба, двупсалмие, седальны, степенные антифоны, библейские песни, каноны, синаксарии, междочасия, блаженны, апостольские и евангельские зачала, поминовение о здравии и за упокой на Литургии, ектения об оглашенных, Чин о панагии, 9-й час и ряд отдельных молитв. И наоборот, в общецерковное богослужение практически ежедневно включаются неуставные акафисты, молебны, панихиды. Типикон иногда допускает определённую свободу выбора:

«А́ще изво́литъ настоя́тель,..»

Типикон предлагает не только порядок совершения общецерковных богослужений, но также открывает богословские истины и вдохновляет к аскетической жизни, к молитве, послушанию, воздержанию, терпению, благотворительности, к любви и другим христианским добродетелям. Авторитет Типикона в Православной церкви настолько велик, что все священнослужители перед посвящением в священные степени приносят присягу с обещанием соблюдать Церковный Устав (Типикон), отдельные главы которого зачитывались на трапезе в монастырях наряду с поучениями Святых отцов Церкви.

В начале XXI века в Русской православной церкви получила широкое распространение практика совершения ежедневных церковных богослужений по ежегодно издаваемым Издательским отделом Московской патриархии Богослужебным указаниям на каждый год (в уже традиционных фиолетовых жёстких обложках). В связи с этим уже не в каждом православном храме России есть Типикон.

Этимология названия Типикона

Название «Типикон» происходит от греческого τύπος — черта, вид, образец, изображение, икона, модель, норма; τυπικός означает «составленный по образцу». Позднее слову τύπος усвоено значение указа, закона. У древних христианских писателей Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого это прилагательное означает «символический», «прообразовательный». Значение слова τύπος — религиозный закон, устав особого характера, у Григория Назианзина он употребляется по отношению к Символу веры, у Юстиниана означает Божественный закон. Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικόν — «чиновник», лат. ordinarium.

Такое оригинальное заглавие книги, излагающей порядок богослужения, непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово «устав» — неточная передача греческого τυπικόν — «устав» соответствует греческому διάταξις.

Св. Савва Освященный (V в.) — автор ныне действующего Иерусалимского устава, свой, ещё кратенький, устав сам назвал, или назвали так записавшие его сподвижники сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος — «образец, предание и закон». Св. Феодору Студиту (IX в.) — представителю другой формы церковного устава, усвояют устав с именем Ύποτύπωσις — «отобраз, очерк». Студийский устав, принесённый св. Афанасием Афонским (X в.) на св. гору Афон, где он получил новую переработку, получил наименование Διατύπωσις — «преобразование», «представление». Древнейший из сохранившихся полных уставов храма Константинопольской св. Софии (IX—X в.) предположительно носил название Συναξάριον — «собо́рник», то есть указатель праздничных дней, в которые совершались торжественные шествия с богослужениями. Древний Синайский список этого же устава называется Κανονάριον — «сборник правил». Только с XI в. в обозначении церковного устава появляется уже и термин τυπικόν, хотя ещё с другими, пояснительными названиями, например: Συναξάριον ήτοι Τιπικόν. Древние славянские рукописи переводят греч. τυπικόν либо «устав», либо «ти́пик», например у старообрядцев: «Устав, сиречь Око церковное».

Образец

Лавра Саввы

Именно так с греческого языка дословно переводится слово «типикон». Первый Типикон в Православной Церкви был создан преподобным Саввой Освященным в VI веке. Книга регламентировала порядок совершения богослужений и включала в себя указания об устройстве монастырской жизни. Типикон стал регламентом молитвенной жизни обители, а впоследствии получил название Иерусалимского устава или устава преподобного Саввы Освященного. С XIV века Иерусалимский устав сменил на Руси Студийский и действует с некоторыми изменениями (по результатам Книжной справы XVII века) по сей день.

Очевидно, что святой Савва дал название своей книге, желая сформулировать идеальный образ совершения православного богослужения. В Типиконе приводилось чинопоследование служб вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии без опущений. Все молитвословия, а также действия, призванные выразить любовь человека к Богу, а также подробно заключить в весь строй службы богословские истины и библейскую историю, сохранялись полностью. Со временем менялся и ритм жизни, и возможности людей. Типикон стал восприниматься как книга-идеал, к исполнению которого нужно стремиться, но не слепо. В наши дни исполнение уставного богослужения стало редким не только для приходских общин, но и для монашеских.

Однако, это вовсе не значит, что служба стала совершаться неправильно. Наоборот, гибкий подход к исполнению церковного устава соответствует правилу:

Согласно уставу

Православная Церковь живет по юлианскому календарю. Его даты не совпадают с теми, по которыми привыкли жить мы. К примеру, ноябрь в Типиконе начинается… с 14-го числа. А это значит, что мы с Вами можем вместе посмотреть, какие значимые праздники ожидают Церковь в ближайшем месяце!

21 ноября отмечается Собор архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Подать записку на литургию нашим ангелам-хранителям можно здесь:

О здравии
Об упокоении

22 ноября Церковь вспоминает святителя Нектария Эгинского, знаменитого святого XX века, претерпевшего много страданий лишь за свою деятельную позицию. Подать записку на литургию святому Нектарию можно здесь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector