Вселенские соборы
Содержание:
Правило 16.
Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и Церковного правила не зная, удалятся от собственной Церкви: таковые отнюдь не должны быти приемлемы в другой Церкви: и надлежит всякое понуждение противу их употребити, да возвратятся в свои приходы: или, аще останутся упорными, подобает им чуждым быти общения. Такожде, аще кто дерзнет принадлежащего ведомству другого восхитити, и в своей Церкви рукоположити, без согласия собственного Епископа, от которого уклонился причисленный к клиру: недействительно да будет рукоположение.
Апост. прав. 15.
Угроза для Церкви
Если раньше угрозу для Церкви представляли люди вообще не разделяющие веру и преследующие ее, то теперь начиналась длинная и тяжелая эпоха разномыслия о вере. Ее, веру, теперь в течение долгих столетий не будут отбрасывать вовсе, но ее будут искривленно толковать на всевозможные лады, и трудно сказать, что горше.
Вырастает цена богословия. Оно становится подвигом и исповедничеством. Веру апостольскую приходится глубоко исследовать, защищать, изъяснять. Отцы, способные на это, обрекаются временами на жизнь беглецов и скитальцев, поскольку они разумно хранят Православие, и за это их ищут убить.
Святитель Афанасий Великий
Таков, к примеру, Великий Афанасий, который за сорок шесть лет своего епископства много раз на долгие годы покидал кафедру и скрывался от гонений и смерти. Друг египетских монахов, человек, на которого Антоний Великий видел сходящего Духа Божия, он был чаще беглецом, чем епископом в привычном понимании. Его слово ценилось православными так, что советовали в отсутствие бумаги записывать его мелом на одежде. Ради победоносной борьбы за Истину его именовали «Тринадцатый апостол».
Афанасий был одним из тех, кто оттачивал богословствующий ум не только постом и молитвой, но и философией. Святые простецы и тогда, и после защищали веру чудом. Но со времен Афанасия Церковь знает и еще одно чудо в деле заграждения еретических уст – слово веры, отточенное философским знанием.
Никейский собор совершился, и Истина облеклась в слова. Облечь Истину в слова и стоять за Нее означает Истину исповедовать. Но ереси никуда не исчезли. Более того, ереси затем множились и разрастались, как многочисленные побеги от ядовитого корня.
Временами их последователи превосходили православных во много крат, и внешне ничто не указывало на победу правоверия
Это очень важно понимать и, понимая, задаваться вопросом: а что вообще означает победа Истины?. Победа Истины никак не означает количественное преобладание ее исповедников над различными врагами веры
Тем более она не означает полное исчезновение врагов веры — их физическое уничтожение или принуждение к изменению мнения
Победа Истины никак не означает количественное преобладание ее исповедников над различными врагами веры. Тем более она не означает полное исчезновение врагов веры — их физическое уничтожение или принуждение к изменению мнения.
Истина – не количественная категория, она не требует для своего выяснения урны с бюллетенями. Для ее торжества (по внешности с мирским торжеством не совпадающего) нужно, чтобы она была понята, принята и полюблена хоть самым скромным числом людей.
Еще она должна быть высказана и, в случае необходимости, аргументировано объяснена. Все. Если это есть, то Истина победила. Теперь великому множеству людей предстоит к ее голосу прислушиваться, на ее свет идти и к ней приобщаться.
Апостольский собор
Для решения всех этих вопросов в Иерусалиме был собран апостольский собор. Таков закон: есть проблема, степенью сложности превышающая любую личную гениальность – должно быть собрание многих, чтобы был Сам Христос там, где собраны во имя Его. Чтобы Сам Христос и решил недоумение.
Так было и в отношении Первого Вселенского собора. Только проблема была серьезней, чем вопросы приема язычников. Все же там были вопросы отношения к обрядам и религиозной практике. А Первый Вселенский вызван к жизни вопросом, угрожающим самой вере. Такие вопросы называются ересями.
Некий священник отказал Единородному Сыну в единстве сущности с Отцом. И хотя священник (Арий имя его) расточал Христу всяческие похвалы, он низвел Его в проповеди до уровня творения. Самые неискушенные в богословии сердца встревожились вопросом: Кто спас нас? Существо сотворенное или Сам Творец, одетый в человеческую немощь? В кого и как мы верим?
Вопрос тем более жгучий, что только-только закончились гонения. Еще вокруг было много людей, потерпевших за Христа биения, гонения и мучения. И когда объявлен был собор, они пошли туда, чтобы их выжженные глазницы, их шрамы, их изувеченные тела были свидетельством того, что они страдали за Бога, а не за творение.
Собор был жарок и тяжел. Собор обнаружил одну сложнейшую проблему. А именно: Писание нельзя понять из самого Писания. Умело жонглируя цитатами, еретики приводили множество аргументов в защиту своих мыслей. И они, и православные читали одни и те же тексты, но понимали их различно.
Чтобы объяснить православный смысл Писания, пришлось ввести в Символ веры слово, в самом Писании не содержащееся. Это слово – Единосущный. Оно ясно говорит о Христе, Каков Он в отношении к Отцу.
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
Что такое Троица, и почему Filioque — ересь
Для того чтобы оценить важность термина «единосущный», следует несколько углубиться в изучение основополагающих категорий христианства. Оно базируется на понятии Святой Троицы — это вроде бы известно всем
Однако и для большинства современных прихожан, считающих себя людьми вполне образованными в теософском смысле, умеющих креститься и даже порой поучающих иных, менее подготовленных собратьев, остается неясным вопрос о том, кто же является источником того самого света, озаряющего наш бренный, грешный, но и прекрасный мир. А вопрос этот отнюдь не пустой. Через семь веков после того, как трудно и спорно прошел Никейский собор, символ Иисуса и Отца-вседержителя был дополнен неким, на первый взгляд тоже малозначительным тезисом, получившим название Filioque (переводится с латыни как «И Сын»). Документально этот факт подтвержден еще ранее, в 681 году (Толедский собор). Православное богословие считает это дополнение еретическим и ложным. Суть же его состоит в том, что источником Святого Духа служит не только сам Бог-Отец, но и его сын Христос. Попытка внести правку в текст, ставший в 325 году каноничным, привела ко многим конфликтам, углубив пропасть раскола между ортодоксальными христианами и католиками. Никейский собор принял молитву, в которой прямо указывается на то, что Бог-Отец един и представляет собой единственное начало всему сущему.
Казалось бы, нарушается монолитность Святой Троицы, но это не так. Святые отцы объясняют ее единство на очень простом и всем доступном примере: Солнце одно, оно является источником света и тепла. Отделить эти две составляющие от светила невозможно. Но объявлять тепло, свет (или что-то одно из двух) такими же источниками невозможно. Не было бы Солнца, не было бы и остального. Именно так трактовал Никейский собор символ Иисуса, и Отца, и Святого Духа.
Ход собора
Местом созыва поначалу предполагалась Анкира в Галатии, но потом была выбрана Никея — город, располагавшийся недалеко от Никомедии, столицы Восточной части империи. В городе находился императорский дворец, который предоставили для заседаний и размещения его участников. Епископы должны были съехаться в Никею к 20 мая 325 года; 14 июня император официально открыл заседания Собора, а 25 августа 325 года собор был закрыт.
Первый Никейский собор. Фреска, XVIII век. Бухарестский Ставропольский монастырь, Румыния
Почётным председателем на соборе был император Константин Великий, который тогда не был ни крещёным, ни оглашённым и принадлежал к разряду «слушающих». Источники не указывали, кто из епископов первенствовал на Соборе, но позднейшие исследователи называют «председателем» Осию Кордубского, который в списках отцов собора значился на 1-м месте; высказывались также предположения о председательстве Евстафия Антиохийского и Евсевия Кесарийского. По свидетельству Евсевия император действовал как «примиритель».
В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомедийского. Оно было сразу же отвергнуто большинством; ариан на соборе было около 20 епископов, хотя едва ли не меньше было защитников Православия, таких как Александр Александрийский, Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский.
После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению императора Константина (по всей вероятности, от лица епископов термин был предложен Осием Кордубским), была добавлена характеристика Сына «единосущна (ὁμοούσιος) Отцу», которая утверждала, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего», то есть Сын и Отец одна сущность — Божество. Указанный Символ веры был утверждён 19 июня для всех христиан империи, а не подписавшие его епископы Ливийские, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, были удалены с собора и вместе с Арием отправлены в ссылку. Под угрозой ссылки свои подписи поставили даже самые воинственные вожди ариан, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский (порт. Teógnis de Niceia).
Собор также вынес постановление о дате празднования Пасхи, текст которого не сохранился, однако оно известно из 1-го Послания отцов Собора к Церкви Александрийской:
Епифаний Кипрский писал, что в определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением I Вселенского Собора следует руководствоваться 3 факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением.
Собор составил Послание «Церкви Александрийской и братиям в Египте, Ливии и Пентаполе», в котором кроме осуждения арианства говорится ещё о решении относительно мелитианского раскола.
Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных вопросов церковной дисциплины.
Предпосылки
Римский император Константин I Великий стал первым правителем, прекратившим гонения христиан, и в 313 году установил свободу вероисповедания Миланским эдиктом, который уравнивал христианство и все остальные религии в правах. Также эдикт возвращал христианам имущество, отобранное при императоре Диоклетиане. В 313 году Константина попросили разрешить спор между епископами Цецилианом и Донатом в Карфагене. В результате был проведён первый Арльский собор, который осудил донатизм как ересь. Стремясь сохранять единство кафолической церкви по всей империи, Константин стремился урегулировать споры между христианскими течениями. В 319 году он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей, в 321 году утвердил за церквями право владеть недвижимостью, а 18 сентября 324 года Константин становится единоличным императором Римской империи.
К III веку в христианстве появились различные течения (арианство, мелитианство, монархианство и другие). В ответ на распространение арианства в Александрии, епископ Александр Александрийский собрал поместный собор в 320 году, на котором 36 пресвитеров и 44 дьякона, включая Афанасия Великого осудили арианство. Однако это не остановило Ария и он успешно продолжил распространять своё учение. Тогда Александр Александрийский в 321 году созвал собор всей Александрийской церкви с не менее чем ста участниками. На соборе Арий отстаивал свою позицию о том, что Иисус не похож на Отца по своей природе и является сыном скорее по усыновлению, за что Ария придали анафеме. Арий уехал в Палестину, где заручился поддержкой Евсевия Никомедийского, который помог ему распространять свои идеи.
Евсевий Кесарийский указывал, что император Константин будучи разочарованным церковной борьбой на Востоке между Александром Александрийским и Арием пишет письмо «к Афанасию и Арию», в котором предлагает оставить этот спор. Некоторые считают, что в составлении письма принимал участие Евсевий Никомедийский. Подателем этого письма император избрал епископа Осия Кордубского, который, прибыв в Александрию, понял, что вопрос на самом деле требует серьёзного подхода к его решению. Александр Александрийский ответил Константину о прекращении церковного общения с Арием и об осуждении милетианства. Арий в свою очередь жаловался Константину на несправедливое отношение Александра Александрийского к нему. Константин предложил Арию защитить свою позицию на ойкуменальном (вселенском) соборе. Кроме того, требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий. В итоге было принято решение о проведении Вселенского Собора, который был открыт 14 июня 325 года в Никее в Вифинии.
Иконы
На иконах Святая Троица изображается так, чтобы ее могли понимать все верующие, независимо от глубины их теософских знаний. Бога-Отца живописцы обычно рисуют в виде Саваофа, благообразного пожилого мужчины с длинной бородой в белых одеждах. Нам, смертным, трудно представить себе вселенское начало, а тем, кто покинул бренную землю, возможность рассказать об увиденном в лучшем мире не предоставляется. Тем не менее, в облике легко угадывается отцовское начало, что настраивает на благостный лад. Образ Бога-Сына традиционен. Как выглядел Иисус, нам, кажется, всем известно из многих его изображений
Насколько облик достоверен, остается загадкой, да это, в сущности, не так уж и важно, поскольку истинный верующий живет по его учению о любви, а внешний вид – дело не первостепенное. И третий элемент – Дух
Его обычно – опять же, условно – изображают голубем или как-то иначе, но обязательно с крыльями.
Людям технического склада ума изображение Троицы может показаться схематичным, и это отчасти так. Поскольку изображенный на бумаге транзистор на самом деле полупроводниковым прибором не является, он становится таковым после того, как проект реализован «в металле».
Да, в сущности, это – схема. По ней христиане живут.
Последствия
Императорский Эдикт окажется серьёзным препятствием для лоялистов, сражавшихся за него во времена Ереси Хоруса. Не все легионы соблюдали Эдикт и продолжали использовать библиариев втайне, в первую очередь — Альфа-Легион.
Во время битвы за Калт, когда Несущие Слово вызвали полчища демонов, Робаут Жиллиман с сожалением подумал, что Никея лишила его Ультрамаринов лучшего оружия для борьбы с обитателями варпа — библиариев. Жиллиман также решил, что если он выживет в битве, его первым делом будет добиться отмены Эдикта.
Во время битвы, лоялист, капитан Гвардии Смерти Натаниэль Гарро по приказу Малкадора Сигиллита завербовал Тилоса Рубио, бывшего кодициария Ультрамаринов, которому дал разрешение пользоваться своими психическими силами, но не указал, было ли это решение шагом к отмене Эдикта. Кхораринн, один из Адептус Кустодес, предупредил Гарро о том, что эдикт ещё действует и угрожал, что уничтожит Рубио немедленно, если тот использует свои способности в присутствии Кхораринна.
Позже Тёмные Ангелы нарушили указ Совета, когда Лион Эль’Джонсон использовал библиариев для сражения с демонами.
Несмотря на решение Императора, после Ереси Хоруса принудительное исполнение Эдикта прекратилось.
К М.41 решение о наличии библиариев остаётся делом каждого ордена в отдельности. Так Саламандры говорили Зловещим Десантникам, что Никея устарела, но этот орден сохранил здоровое недоверие к псайкерам и варп-провидцам.
В архивах Кровавых Воронов никейские события получили название «Слушание Тысячи». Кроме того Апокрифы Хейдеса были использованы во время слушаний, которые впоследствии стали принципами главы Кровавых Воронов.
Переводы [ править ]
Есть только несколько переводов вышеперечисленных законов на современные языки:
- Английский перевод, сделанный в 1850 году англиканским священником Джоном Мендхэмом; с заметками, взятыми в основном из нападения на совет в Либри Каролини. Цель перевода — показать, как католическое почитание изображений основано на суевериях и подделках.
- Каноны и отрывки из Деяний семи Вселенских соборов Единой Церкви , переведенные Генри Р. Персивалем и отредактированные Филипом Шаффом (1901).
- Перевод Казанской Духовной Академии (издавался с 1873 по 1909 год) — серьезно искаженный перевод Актов Соборов на русский язык.
- Относительно новый перевод Ватикана (2004 г.) на итальянский язык. Издатели в Ватикане ошибочно полагали что они сделали первый перевод Деяний на европейские языки.
- Новая (2016 г.) русская версия Актов Собора — это переработанная версия перевода Казанской Духовной Академии, в которой указаны случаи коррупции со стороны православных переводчиков. Таких случаев несколько десятков, некоторые из них критические.
- «Деяния Второго Никейского Собора (787 г.), переведенный с примечаниями и вступлением Ричарда Прайса», Ливерпуль, 2018 г. Первый перевод нового критического издания греческого текста.
Зачем нам сегодня все это знать?
Никейские соборы, несмотря на то что между ними лежит временной промежуток в 452 года, кажутся нашим современникам хронологически близкими событиями. Они произошли давно, и сегодня даже учащимся духовных учебных заведений иногда не совсем ясно, зачем так подробно их рассматривать. Что же, это и в самом деле «преданья старины». Современному священнику приходится каждый день выполнять требы, посещать страждущих, кого-то крестить, отпевать, исповедовать и проводить литургии. В его многотрудном деле и некогда задуматься о том, каково значение Никейского собора, что первого, что второго. Да, было такое явление, как иконоборчество, но оно успешно преодолено, как и ариева ересь.
Но сегодня, как и тогда, есть опасность и грех раскола. И сейчас ядовитые корни сомнения и неверия оплетают основу церковного древа. И в наши дни противники Православия стремятся демагогическими своими речами внести смятение в души верующих.
Но есть у нас «Символ Веры», данный на Никейском соборе, прошедшем почти семнадцать веков назад.
И пусть хранит нас Господь!
Фон
Почитание икон было запрещено византийским императором Константином V и поддерживалось его собором в Иерии (754 г.), который называл себя седьмым Вселенским собором. Собор в Иерии был отменен Вторым Никейским собором только 33 года спустя, а также был отвергнут католической и православной церквями, поскольку ни один из пяти главных патриархов не был представлен. Строгое соблюдение запрета императором включало в себя преследование почитателей икон и монахов в целом. У преследований был также политический подтекст — Константин все еще позволял изображения императоров, что некоторые оппоненты рассматривали как попытку дать более широкую власть имперской власти, чем святым и епископам. Константина иконоборческих тенденций разделялась сыном Константина, Лев IV . После ранней смерти последнего его вдова Ирина Афинская , регентша своего сына, начала его восстановление по личным и политическим соображениям.
В 784 году императорский секретарь Патриарх Тарасий был назначен преемником Патриарха Павла IV — он принял это при условии, что общение с другими церквями должно быть восстановлено; то есть изображения должны быть восстановлены. Однако собор, претендующий на звание Вселенского, отменил почитание икон, поэтому для его восстановления потребовался еще один Вселенский собор.
Папу Адриану I пригласили принять участие, и он с радостью принял это предложение, послав архиепископа и аббата в качестве своих легатов .
Икона из Седьмого Вселенского Собора (17 — го века, Новодевичий монастырь , в Москве ).
В 786 году собор собрался в Константинопольской церкви Святых Апостолов . Однако солдаты в сговоре с оппозицией вошли в церковь и разогнали собрание. В результате правительство прибегло к хитрости. Под предлогом похода иконоборческий телохранитель был выслан из столицы — разоружен и расформирован.
Совет снова созвали на собрание, на этот раз в Никее, поскольку Константинополю все еще не доверяли. Собор собрался 24 сентября 787 года в церкви Святой Софии. Он насчитывал около 350 членов; Подписали 308 епископов или их представителей. Тарасий председательствовал, и в Никее было проведено семь заседаний.
Никейский Эдикт
-
«Если ты будешь иметь дело с варпом, Магнус, я приду и уничтожу тебя, имя твоего легиона будет удалено из имперских записей навсегда»
- – Император Человечества, часть Постановления Абсолюта во времена Никейского Собора
Фел Жарост, старший библиарий VIII легиона
Магнус говорил страстно и с большой силой, что привело к тому, что мнения членов Совета ещё более разделились. В то время, как у «охотников на ведьм» были весьма веские аргументы против псайкеров, они не смогли ничего противопоставить убедительности Магнуса. Напряжение можно было легко разрезать ножом, когда группа из 12 библиариев приблизилась к помосту. Император призвал их кивком, и все присутствовавшие замолчали. Среди этой группы были величайшие библиарии легионов космодесанта: Эликас (Тёмные Ангелы), Фел Жарост (Повелители Ночи), Пром (Ультрамарины), Умойен (Саламандры). От имени своих собратьев говорил грозовой пророк Белых Шрамов Таргутай Йесугей, сказавший, что псайкер похож на атлета и талантливого человека, чей потенциал необходимо взращивать; псайкеры не несли в себе зла, а как инструмент могли использоваться как в хороших, так и в дурных целях. Тем не менее колдовство было знанием того, как использовать свои психические силы, что неизбежно соприкасалось с отвратительными сущностями варпа. Никто не мог по-настоящему убедиться, что выиграл в споре. Библиарии предложили, чтобы все псайкеры были обучаемы Империумом, с целью поставить свои способности на службу человечеству, что должно стать непосредственным имперским приоритетом, иначе практика психического колдовства навсегда будет объявлена вне закона как непростительное преступление против Человечества и худшим видом ереси.
Конечным результатом обсуждения Собора стал компромисс между фракциями.
Собор также был судом над Магнусом Красным, поскольку он был обвинён в колдовстве и введении магических практик в легионы космодесанта, через учреждение корпусов библиариев. Поскольку доказательства длительной колдовский практики Магнуса стали очевидны, Император едва сдерживал свой гнев, вынося приговор примарху Тысячи Сынов, ибо он доверял своему сыну, считая что тот повинуется его приказам и не использует оккультные практики варпа. Только Магнусу он доверил настоящие секреты варпа, но теперь оказалось, что сын ослушался его указов и занимался оккультизмом и запрещенными тёмными искусствами психического колдовства. Противостояние между отцом и сыном было записано в «Гримуар Еретикус».
Приговор Императора на Никейском Соборе оказался суровым, главным образом из-за его гнева на Магнуса. Император отверг компромисс библиариев, получивший большую поддержку со стороны членов Собора, за исключением навигаторов и астропатов, которые были надлежаще подготовлены, контролировались и санкционировались Империумом, и были необходимы для его дальнейшего существования; легионы космодесанта больше не могли использовать псайкеров в своих рядах. Он приказал, чтобы примархи немедленно закрыли свои Библиариумы и не потакали тем Астартес, которые обладали этим даром. Всем существующим библиариям также запретили использование своих способностей. Постановлением Собора также была создана должность капеллана космического десанта, которые должны были поддерживать Имперскую Истину и помочь сохранить чистоту посвящения в Астартес легиона и верность повелениям Императора.
Император приказал Магнусу прекратить колдовскую практику и получение знаний, связанных с психической магией. Магнус, конечно же, не согласился, оставаясь противником решения, принятого на Никее. Но в конце концов он согласился повиноваться, хотя манипуляции Губительных Сил, в конечном счёте, привели Магнуса и его Тысячу Сынов к гораздо более мрачной судьбе. Решения Никейского Эдикта оставались неизменными в течении 10 000 стандартных лет в качестве основной имперской политики в отношении психической мутации человека. Только указ об использовании библиариев был отменён в результате Ереси Хоруса, поскольку эта страшная галактическая гражданская война явно дала понять правителям Империума, что Астартес-псайкеры необходимы для борьбы с силами Хаоса.
Труды
Первая сессия (24 сентября 787 г.). Были споры о том, могут ли епископы, принявшие иконоборчество во время правления иконоборчества, оставаться на своем посту.
Вторая сессия (26 сентября 787 г.) — Были зачитаны письма Папы Адриана I в греческом переводе, одобряющие почитание изображений, но жестко критикующие нарушение Византией папских прав. Не обращая внимания на последнее, епископы ответили: «Следим, получаем, принимаем».
Третья сессия (28 сентября 787 г.) — Предполагаемые представители восточных патриархатов вручили свои верительные грамоты
Из этого ясно, что на самом деле их патриархи не назначали их.
Четвертая сессия (1 октября 787 г.) — Доказательство законности почитания икон было извлечено из Исхода 25:19 sqq .; Числа 7:89; Евреям 9: 5 sqq .; Иезекииль 41:18 и Бытие 31:34, но особенно из ряда отрывков отцов церкви ; и из агиографии.
Пятое заседание (4 октября 787 г.) — Был зачитан еще один флорилегиум, «доказывающий», что иконоборчество исходит от язычников, евреев , мусульман и еретиков.
Шестая сессия (6 октября 787 г.) — оглашено определение псевдо-Седьмого собора (754 г.) и его длинное опровержение (вероятно, Тарасием).
Седьмая сессия (13 октября 787 г.) — Собор издал декларацию веры относительно почитания святых изображений.
Собор Святой Софии Никейский, где состоялся Собор; Изник , Турция.
Собор Святой Софии, Изник
Было установлено, что
Это определение надлежащего религиозного почитания изображений сосредоточено на различии между timētikē proskynēsis , что означает «уважение и почитание» (хотя обратите внимание, что «proskynesis» также использовалось для поклонения Богу), и «alēthinē latreia», что означает «истинное поклонение
» Первое разрешено изображать человека, которого они изображают, в то время как второе, «latreia», предназначено для Бога — трех лиц Троицы, включая человеческую природу Христа.
Так называемая «восьмая сессия» (23 октября 787 г.) проходила в Константинополе во дворце Магнаура якобы в присутствии императоров Константина IV и Ирины. Эрих Ламберц доказал, что эта «сессия» является подделкой конца девятого века (см. Прайс, Акты Второго Никейского Собора, 655-6).
Различие между поклонением, предложенным Богу, и поклонением изображениям было оправдано на соборе не утверждением, что изображения не обладают статусом, равным представленному человеку (поскольку «почитание проходит через изображение к изображаемому»), а тем, что утверждение, что поклоняться можно только Богу и что его невозможно изобразить в образах. Статус изображений Христа остался неясным (см. Прайс, Деяния Второго Никейского Собора, 47–49). Двадцать два канона, составленные в Константинополе, также послужили церковной реформе. Требуется тщательное соблюдение таинств предыдущих соборов, знание Священных Писаний со стороны духовенства и забота о христианском поведении, и пробуждается желание обновления церковной жизни.
Собор также постановил, что каждый алтарь должен содержать реликвию , что остается в современных католических и православных постановлениях (Канон VII), и издал ряд указов о духовной дисциплине, особенно для монахов, когда они общаются с женщинами.
Другие решения Собора
Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, — выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей — отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений. Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:
Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.
Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .
По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.
Болотов В.В.:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.
Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.