Александр пушкин
Содержание:
- Содержание писем
- Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
- Ближайшие предки и потомки
- Критика патриотизма
- «На Западе всё создано христианством»
- Военная служба и общественная деятельность
- Чаадаев Петр Яковлевич
- Мистическая составляющая
- Петр Яковлевич Чаадаев
- Личная жизнь
- Предки, родители, годы детства и юности
- Философия и творчество
- Первая публикация и репрессии
- Русское ожидание
Содержание писем
Общее содержание «Философических писем» – размышления над мировой и российской историей. Чаадаев подвергает критике существующий порядок вещей и осуждает порядки, царящие в России. Писателя волнует поиск возможности построения справедливого общества и стремление к прогрессу как научно-техническому, так и духовному.
В первом письме Чаадаев утверждает, что цель религии и всякого существования – создание справедливого общественного строя, «царства божьего». Кроме того, писатель говорит о том, что Россия, раскинувшаяся между восточным и западным мирами, не принадлежит ни одному из них. Наиболее совершённым он признавал западный мир, а «миссия» России состоит в том, чтобы преподать человечеству какой-то важный урок (очевидно – урок того, как нельзя жить).
Во втором письме автор нападает на православие. Он говорит, что оно, в отличие от западного католичества, не освободило низшие слои населения от рабства, а лишь способствовало их окончательному закабалению. Здесь же критикуется монашеский аскетизм за то, что он пренебрежительно относится к жизненным благам.
Третье письмо посвящено соотношению веры и разума. И то и другое, по его мнению, по отдельности ничего хорошего не несёт: вера без разума является пустой мечтательностью, а разум без веры не имеет необходимого подчинения; вот только под этим подчинением Чаадаев понимает стремление к всеобщему благу и прогрессу.
В четвёртом письме он рассуждает о двух физических началах – тяготении и «вержении»; второе – это сила, противоположная тяготению и являющаяся основой движения.
В пятом письме Чаадаев размышляет о материи и сознании. Он говорит, что они могут иметь как индивидуальные, так и мировые формы. Следовательно, существует некое «мировое сознание», которое представляет собой мир идей в памяти человечества.
В шестом письме приведены рассуждения о философии истории. Здесь он выделял в истории таких личностей, как Моисей и Давид.
В седьмом письме Чаадаев отдаёт должное исламу, вспоминая его заслуги в сплочении человечества и преодолении многобожия.
Наконец, восьмое письмо содержит рассуждение об истории как о «великом апокалиптическом синтезе», сущностью которого является неизбежное построение в будущем справедливого общества, основанного на едином нравственном законе.
Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.
Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.
Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.
Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.
Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.
Ближайшие предки и потомки
Прародители
Евдокия Михайловна Щербатова (Голицына) рождение: 15 февраль 1703, Российская империятитул: Российская империя, Княжнабрак: Михаил Васильевич Голицын смерть: 6 октябрь 1768, Российская империя
Пётр Михайлович Щербатов рождение: 1724, Российская империя, или 1724брак: Наталья Павловна Балк-Полева (Щербатова) смерть: 1762, Российская империя
Василий Иванович Толстой рождение: 1718, Москвабрак: Анна Яковлевна Протасова (Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 1785, (или 1792 ???)
Андрей Иванович Толстой рождение: 1721, Суздаль, Россиятитул: между 18 май 1724 и 26 май 1727, графбрак: Александра Ивановна Щетинина (Толстая) , Москватитул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 30 июнь 1803, Россия, (12 июля 1803 по новому стилю)
Борис Иванович Толстой рождение: 17 апрель 1723брак: Мария Сергеевна Борщова (Толстая) брак: Екатерина Петровна Гагарина (Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 25 декабрь 1786
Фёдор Иванович Толстой рождение: 7 июль 1726, Санкт-Петербургбрак: Евдокия Михайловна Волконская (Хрущова, Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 30 ноябрь 1760, Знаменское, Рязань
Пётр Иванович Толстой рождение: 20 июль 1726брак: Мария Дмитриевна Сабурова (Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, граф
Прасковья Ивановна Толстая (Одоевская) рождение: 17 сентябрь 1709, или 1710 по Руммелю брак: w Иван Васильевич Одоевский титул: по браку, княгинятитул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, по рождению, графинясмерть: 26 март 1758похороны: Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург
Александра Ивановна Толстая (Леонтьева) рождение: 1711, Ростовбрак: Иван Петрович Леонтьев титул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, графинясмерть: 7 апрель 1787
Аграфена Ивановна Толстая (Писарева) рождение: 1713, Санкт-Петербургбрак: Иван Григорьевич Писарев титул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, графиня
Екатерина Ивановна Толстая (Карамышева) рождение: 1716, Санкт-Петербургбрак: Николай Фёдорович Карамышев титул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, графиня
Матвей Васильевич Чаадаев
брак: Екатерина Юрьевна Хилкова (Чаадаева)
Прародители
Родители
Дмитрий Михайлович Щербатов рождение: 1760титул: князьбрак: Александра Федоровна Глебова смерть: 1839
Иван Михайлович Щербатов рождение: 1758титул: князь
Прасковья Михайловна Щербатова
брак: Фёдор Павлович Щербатов
Ирина Михайловна Щербатова (Спиридова) рождение: 1757титул: княжна (по рождению)брак: Матвей Григорьевич Спиридов смерть: 1827похороны: Сольбинский монастырь, Переславский уезд
Аннa Михайловна Щербатова
Фёдор Петрович Чаадаев рождение: 1750смерть: 1777
Иван Петрович Чаадаев рождение: 1733брак: Прасковья Лопухина (Чаадаева) смерть: 1786
Варвара Петровна Чаадаева рождение: 1750смерть: 1797
Родители
== 3 ==
Михаил Яковлевич Чаадаев рождение: 1792брак: смерть: 1866
== 3 ==
Критика патриотизма
Помимо всего прочего, Чаадаев в своём произведении приводит основательную критику патриотизма. Он не отрицает патриотизм как таковой, но отмечает, что у него есть множество разновидностей, которые отнюдь не всегда полезны обществу. «Патриотизм самоеда, привязанного к собственной юрте», он противопоставляет «патриотизму сознательного английского гражданина». Чаадаев также справедливо отмечает, что любовь к родине зачастую приводила к взаимной ненависти между народами (и даже между представителями одного и того же народа), перерастающей в кровопролитные войны. Поэтому для Чаадаева важна не столько любовь к родине, сколько любовь к истине.
Превознося европейскую цивилизацию, автор высоко оценивает деятельность Петра I, который смог приобщить Россию к этой цивилизации. Чаадаев утверждает, что необходимо как можно скорее расправиться с «пережитками прошлого» и ещё больше сблизиться с западным миром.
«На Западе всё создано христианством»
Наибольшего успеха в этом отношении достиг именно западный человек — европейская цивилизация, фундированная католицизмом. И именно поэтому она заслуживает такого почтения. Чаадаев восхищается Европой, где «идеи долга, справедливости, права, порядка… родились из самих событий, образовавших там общество… входят необходимым элементом в социальный вклад». Они формируют «больше, чем психологию: — «физиологию европейского человека». И заслуга эта принадлежит упорядочивающему влиянию мощной римской католической церкви. Конкретно — институту папизма. Именно папизм сосредотачивает христианские идеи для истории, ибо он — «видимый знак единства, а вместе с тем, и символ воссоединения». Потому в европейских странах всё «таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков». Потому-то, «несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру…, нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем».
Трепет Чаадаева перед Европой — это трепет перед ее обширной религиозной традицией, которая стала возможной благодаря единой и единящей Церкви.
Римская церковь достигла высших степеней политико-религиозного единства, через нее божественная сила входит в историческое бытие. И потому Запад в наибольшей мере осуществляет божественный промысел. В православии же философ никакого универсализма не видит, упрекая его в замкнутости, пассивности и «религиозном обособлении».
Военная служба и общественная деятельность
Отечественная война 1812 года застала братьев Чаадаевых в Московском обществе математиков. Молодые люди вступили в лейб-гвардию Семеновского полка в чине подпрапорщиков. За мужество, проявленное в Бородинском сражении, Петра Яковлевича повысили до прапорщика, наградили орденом св. Анны и Кульмским крестом за штыковую атаку в сражении под Кульмом. Также он участвовал в Тарутинском маневре, сражении под Малоярославцем.
Портрет Петра Чаадаева
В 1813 году Чаадаев перевелся в Ахтырский гусарский полк. Декабрист Сергей Муравьев-Апостол объяснял этот поступок Петра Яковлевича желанием покрасоваться в гусарском мундире. В 1816 году он перешел в лейб-гвардию Гусарского полка, произведен в поручики. Спустя год Чаадаев стал адъютантом будущего генерала Иллариона Васильчикова.
Гусарский полк дислоцировался в Царском селе. Именно здесь, в доме историка Николая Карамзина, Чаадаев познакомился с Александром Пушкиным. Великий русский поэт посвятил философу стихотворения «К портрету Чаадаева» (1820), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет» (1821), «К чему холодные сомненья» (1824), а Петр Яковлевич, будучи другом Пушкина, «заставлял его мыслить», беседуя на литературные и философские темы.
Петр Чаадаев и Александр Пушкин
Васильчиков поручал Чаадаеву серьезные дела, например, доклад Александру I о бунте в лейб-гвардии Семеновского полка. После встречи с императором в 1821 году адъютант, подающий надежды на блестящее военное будущее, ушел в отставку. Известие шокировало общество и породило множество легенд.
Согласно официальной версии, Чаадаев, некогда служивший в Семеновском полку, не вытерпел наказания близких товарищей. По иным соображениям, философу претила мысль доносить на бывших однополчан. Современники также предполагали, что Чаадаев опоздал на встречу с Александром I, потому что долго подбирал гардероб, либо что государь высказал мысль, которая противоречила идеям Петра Яковлевича.
Расставшись с военным делом, Чаадаев погрузился в затяжной духовный кризис. Из-за проблем со здоровьем в 1823 году он отправился в путешествие по Европе, не планируя возвращаться в Россию. В поездках Петр Яковлевич активно обновлял библиотеку религиозными книгами. Особенно его привлекали работы, основная идея которых состояла в сплетении научного прогресса и христианства.
Состояние здоровья Чаадаева ухудшилось, и в 1826 году он решил вернуться в Россию. На границе его арестовали по подозрению в причастности к восстанию декабристов, которое произошло годом ранее. С Петра Яковлевича взяли расписку о том, что он не состоял в тайных обществах. Впрочем, эта информация являлась заведомо ложной.
Еще в 1814 году Чаадаев входил в Петербургскую Ложу Соединенных друзей, достиг сана «мастер». Философ быстро разочаровался в идее тайных обществ, а в 1821 году и вовсе покинул соратников. Тогда же он вступил в Северное общество. Позже он критиковал декабристов, считая, что вооруженное восстание отодвинуло Россию на полвека назад.
Чаадаев Петр Яковлевич
Русский философ. Публицист. Критик действительности русской жизни. Автор произведения «Философические письма». Друг Пушкина, который посвятил ему свое стихотворение «К Чаадаеву». Объявлен властями сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды находились под запретом к публикации в имперской России.
Петр Чаадаев родился 7 июня 1794 года в городе Москва. В возрасте трех лет остался сиротой. Опекунами маленького мальчика и его брата Михаила стали князь Михаил Щербатов. Получив образование в Московском университете, Чаадаев в 1812 году вступает начинает военную карьеру: сначала юнкером в гвардии, потом подпрапорщиком в Семеновском полку, затем адъютантом гвардейского корпуса лейб-гусарского полка, который стоял в Царском Селе.
Именно к тому времени относится дружеское общение с Александром Пушкиным. Молодых людей объединяла склонность к глубокому размышлению и стремление осмыслить русскую действительность. Кроме того, в 1816 году Петр Яковлевич стал членом масонской ложи, познакомился с Александром Грибоедовым, Сергеем Волконским, Павлом Пестелем.
Чаадаев являлся яркой и заметной фигурой в обществе Санкт-Петербурга. Входил в высший свет, общался с великими князьями Константином и Михаилом Павловичами Романовыми, которые оказались к нему весьма расположены. Также замечен и самим царем Александром I. Никто не сомневался в блестящей карьере молодого офицера.
Однако в вскоре Чаадаев подает в отставку. Скорее всего, осмысление реальности погасило надежды Петра на осуществление идеалов, которые являлись дороги его сердцу.
В 1819 году Петр Чаадаев становится членом декабристского «Союза благоденствия», а через два года вошел в Северное общество декабристов. Это членство едва не сыграло роковую роль в его биографии, однако деятельного участия в работе обществ никогда не принимал и относился к ней с изрядной долей скептицизма. С 1823 по 1826 год философ путешествовал по континенту, посетил Великобританию, Францию, Германию; поездка связана в том числе с желанием поправить ухудшившееся здоровье.
В мае 1822 года Чаадаев произвел полный раздел имущества, так как возвращаться на родину не собирался. Однако в 1826 году все же сделал это и практически сразу же оказался арестован. Его обвиняли в причастности к декабристскому движению, однако доказать ее не удалось. Чаадаев все отрицал и спустя сорок дней выпущен на свободу. Позднее о декабристском восстании отзывался нелестно, видя в этом шаге отбрасывание общества на полстолетия назад.
Именно в этот период появляется его главное произведение всей жизни: «Философические письма», публикация которых стала, по словам Александра Герцена, «выстрелом среди ночи». В этой работе Чаадаев весьма критически оценивает Россию, ее мировую роль, идеализирует Западную Европу, критикует крепостное право. Естественно это не прошло даром: по резолюции царя автора объявили умалишенным и запретили выходить из дома, ограничив общение.
«Философские письма» Чаадаева, дали мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики в славянофилов. Петр Яковлевич закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение.
Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причем Царство Божье является метафорой справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе. Именно на этом позже делали основной упор западники. Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России, говоря что русские не принадлежат ни к Западу, ни к Востоку, а являются исключительным народом. Однако Чаадаев являлся далек от национализма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина.
В течении семи лет продлился данный фактический домашний арест, и лишь осенью 1837 года Николай I дал предписание освободить Петра Чаадаева от медицинского надзора, однако по-прежнему запрещая писать. Так сложилась судьба яркого мыслителя, которого опасались, и до конца дней остававшийся «сумасшедшим».
Умер Петр Яковлевич Чаадаев от воспаления легких 26 апреля 1856 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище в столицы.26.04.1856
Мистическая составляющая
В рассуждениях Чаадаева о преображении мира заметен некий мистический элемент. Он будто бы пытается предложить человечеству новую религию, основанную на обновлённом христианстве. В течение многих лет перед написанием «Писем» Чаадаев увлекался чтением произведений немецких мистиков, вёл уединённую жизнь и даже серьёзно заболел на этой почве, из-за чего вынужден был выехать на лечение за границу.
Западное христианство, а именно католицизм, писатель считает наиболее правильной конфессией; все же остальные, включая протестантизм и русское православие, — это уже отклонение от истины, как и всякий неевропейский общественный и культурный уклад.
Поэтому стремление Чаадаева сблизиться с европейской культурой, при всех его положительных моментах, всё-таки имеет иррациональный характер. Писатель как бы молится на Европу, а потому его утверждения слишком прямолинейны и тенденциозны. Между тем истинный смысл европейской цивилизации заключается именно в рациональном, разумном начале. И католическая религия являлась отнюдь не образцом истинной европейской духовности, а, скорее, её тормозом, силой, которую европейские мыслители постепенно преодолевали. Да и само католическое вероучение со временем менялось, приспосабливаясь к новейшим научным открытиям и новым типам общественного устройства.
Симпатии Чаадаева к католичеству оказали существенное влияние на русских интеллектуалов того времени. К примеру, под его влиянием принял католичество князь Иван Гагарин. Ходили слухи и о том, что сам Чаадаев был обращён в католическую веру.
Петр Яковлевич Чаадаев
Чаадаев и Пушкин
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). Пушкин познакомился с Чаадаевым летом
1816 года у Карамзиных. Юный поэт еще учился в Лицее, двадцатидвухлетний
офицер, участник Бородинского сражения и заграничных походов служил в это
время в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированном в Царском Селе.
Подружились они несколько позже, по окончании Пушкиным Лицея. Своим
исключительным умом и блестящим образованием Чаадаев оказал на мировоззрение
молодого поэта очень большое влияние. Они беседовали и много спорили.
Главной темой их бесед была самодержавная Россия со всеми ее теневыми
сторонами: крепостное право, отсутствие свободы и угнетающая атмосфера,
царившая везде. Друзья были единодушны в необходимости посвятить Отчизне
«души прекрасные порывы».
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия
вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Они беседовали и на литературные и философские темы, и, по словам их общего
знакомого Я. И. Сабурова, влияние Чаадаева на Пушкина было «изумительно. Он
заставлял его мыслить». В числе близких Пушкину друзей Чаадаев принимал участие
в хлопотах о смягчении участи попавшего в немилость поэта; в результате этого
ссылка в Сибирь или Соловецкий монастырь была заменена «переводом» поэта на
службу в Бессарабию. В южной ссылке Пушкин не забывал своего друга,
переписывался с ним. «Получил письмо от Чаадаева. Друг мой, упреки твои жестоки
и несправедливы,— писал поэт в кишиневском дневнике.— Никогда я тебя не забуду.
Твоя дружба мне заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя».
Чаадаеву посвящены послания Пушкина «В стране, где я забыл тревоги прежних
лет…» (1821) и «К чему холодные сомненья?..» (1824) — свидетельства
восторженного отношения поэта к своему старшему другу.
Ты был целителем моих душевных сил; О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою, И чувства, может быть спасенные
тобою! Ты сердце знал мое во цвете юных дней; Ты видел, как потом в
волнении страстей Я тайно изнывал, страдалец утомленный; В минуту гибели
над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой; Ты другу
заменил надежду и покой…
Чаадаева ждала блестящая карьера, но после восстания Семеновского полка
бывший семеновский офицер неожиданно подал в отставку, и это был жест оппозиции.
После двухлетнего бездействия он уехал лечиться за границу, и это спасло его от
декабрьской бури. За эти годы он пережил тяжелый душевный перелом, вызванный
разочарованием в окружавшей его действительности. По свидетельству современника,
«он выражал все свое негодование на Россию… обзывал Аракчеева злодеем, высших
властей — военных и гражданских — взяточниками, дворян — подлыми холопами,
духовных — невеждами, все остальное — коснеющими и пресмыкающимися в рабстве». В
сентябре 1826 года, почти одновременно с Пушкиным, он вернулся в Москву. Друзья
встречаются у своего общего знакомого С. А. Соболевского, служившего в архиве
Министерства иностранных дел, на чтении поэтом «Бориса Годунова» и в салоне
Зинаиды Волконской. Несколько позднее Пушкин дарит ему своего «Бориса Годунова».
В 1829—1830 годах Чаадаев пишет свои знаменитые «Философические письма» с
резкой критикой социальной жизни николаевской России. Рукопись первых писем была
у Пушкина; он упоминает о ней в письме Чаадаеву в июле 1831 года. В последующие
годы они продолжают встречаться в Москве, но былой близости между ними уже нет.
В октябре 1836 года Чаадаев прислал Пушкину «Философическое письмо»,
опубликованное в сентябрьской книжке
«Телескопа». «Это был,— по словам А. И. Герцена,— выстрел, раздавшийся в
темную ночь». Пушкин откликнулся письмом к автору (неотосланным), в котором
признал, что в критике Чаадаевым русской общественной жизни многое «глубоко
верно». Вместе с тем он расходился с ним в оценке исторического прошлого и
будущего России. «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но
клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или
иметь другую историю, кроме истории наших предков». «Телескоп» был закрыт, его
редактор Н. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а автор письма объявлен
сумасшедшим и отдан под надзор полиции.
Чаадаев высоко ценил своего великого друга, дорожил его дружбой и гордился,
что из недр русского народа вышли «могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий
ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина».
Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с.
77-79.
Личная жизнь
Недоброжелатели называли Чаадаева «дамским философом»: он постоянно был окружен женщинами, умел влюблять в себя даже преданных мужьям жен. При этом личная жизнь Петра Яковлевича не сложилась.
Петр Чаадаев и Авдотья Норова — прототипы Евгения Онегина и Татьяны Лариной
В жизни Чаадаева было три любви. Екатерина Панова, адресат «Философических писем», сильнее всего пострадала от мужского честолюбия. Даже после освобождения из психиатрической больницы девушка не винила возлюбленного в своем несчастье. Она искала встречи с философом, но умерла без ответного письма, одинокой безногой старухой.
Чаадаев послужил прототипом для Евгения Онегина из одноименного романа Александра Пушина, а в роли Татьяны Лариной выступила Авдотья Норова. Она влюбилась в философа без памяти, и когда у него не осталось денег на оплату прислуги, предложила бесплатно присматривать за ним, но тот уехал в Москву, к семье Левашовых.
Петр Чаадаев и Екатерина Левашова
Авдотья была девушкой болезненной и слабой, а потому рано умерла – в 36 лет. Чаадаев, долгое время оставлявший письма Норовой без ответа, навестил ее в больнице незадолго до смерти.
Екатерина Левашова, хоть и была замужней женщиной, искренне любила Чаадаева. Супруг и старшие дети не понимали, почему она не берет с философа денег за жилье. Трепетное отношение Екатерины к гостю продолжалось 6 лет, вплоть до ее кончины.
Предки, родители, годы детства и юности
Философ и публицист Пётр Яковлевич Чаадаев был представителем старинного дворянского рода. Предки его выехали из Литвы в Россию в 16 веке. Потомки стали называться «Чаадаевыми» по прозванию одного из них.
Родился мыслитель 27 мая 1794 года в Москве. Его отец – Яков Петрович был военным и вышел в отставку в звании полковника. В дальнейшем служил в должности советника в уголовной палате Нижнего Новгорода. Ему приписывается авторство комедии под названием «Дон Педро Прокодуранте», в которой он описал злоупотребления на службе одного местного чиновника, не имея возможности изобличить его в реальности.
Мать Петра Яковлевича – Наталья Михайловна принадлежала к знаменитой русской фамилии ведущей происхождение от князя Михаила Черниговского. Она была дочерью известного просветителя и историка М. М. Щербатова.
После рождения в Москве двух сыновей – Михаила (год рождения 1792) и Петра, Чаадаевы переехали в своё имение, расположенное в селе Хрипуново Нижегородской губернии. Отец будущего философа ушёл из жизни, когда ему не исполнилось и одного года, а через 2 года умерла и мать. Осиротевших детей взяла на воспитание старшая сестра матери – Анна Михайловна, а опекуном и управителем состояния братьев Чаадаевых, оставленного им родителями, стал брат Натальи Михайловны – князь Д. М. Щербатов.
Пётр и Михаил детство и юность провели в Москве. Братья жили в доме тётки на Арбате, которая была к ним очень добра и во всём старалась заменить им мать. Благодаря своему опекуну они получили отличное домашнее образование.
В 1808 году молодые люди поступили в Московский университет. Среди студентов Чаадаев выделялся необыкновенной начитанностью и глубоким умом. Не удовлетворяясь университетскими занятиями, мыслитель постоянно стремился к самообразованию. С раннего возраста он собирал библиотеку, которая через некоторое время наполнилась редкими экземплярами книг по различным темам науки и искусства.
Пётр делился своими знаниями с университетскими товарищами, среди которых были, Александр Грибоедов, будущие декабристы Иван Якушкин, Артамон и Никита Муравьевы. Философ любил бывать на лекциях профессора И. Т. Буле, которого считал своим наставником.
После окончания университета в 1812 году братья Чаадаевы выехали в Санкт-Петербург и были приняты в звании подпрапорщиков в Семёновский полк.
Философия и творчество
Вернувшись в Россию, Чаадаев поселился под Москвой. Его соседкой была Екатерина Панова. С ней у философа завязалась переписка — сначала деловая, потом дружеская. Молодые люди обсуждали в основном религию, веру. Ответом Чаадаева на духовные метания Пановой стали «Философические письма», созданные в 1829-1831 годах.
Портрет Петра Чаадаева
Написанное в эпистолярном жанре произведение вызвало негодование политических и религиозных деятелей. За высказанные в труде мысли Николай I признал Чаадаева и Панову сумасшедшими. За философом установили врачебный надзор, а девушку сослали в психиатрическую больницу.
Острую критику «Философические письма» вызвали потому, что в них развенчивался культ православия. Чаадаев писал, что религия русского народа, в отличие от западного христианства, не освобождает людей от рабства, а напротив, порабощает. Эти идеи публицист Александр Герцен позже назвал «революционным католицизмом».
Император Николай I
Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году было опубликовано первое из восьми «Философических писем», был закрыт, редактора сослали на каторгу. До 1837 года Чаадаев ежедневно проходил медицинское освидетельствование, чтобы доказать свое умственное благополучие. Надзор с философа был снят с условием, что он «не смеет ничего писать».
Данное обещание Чаадаев нарушил в том же 1837 году, написав «Апологию сумасшедшего» (не опубликована при жизни). Труд отвечал на обвинения в «негативном патриотизме», рассказывал о причинах отсталости русского народа.
Книга Петра Чаадаева
Петр Яковлевич считал, что Россия находится между Востоком и Западом, но по своей сути не относится ни к одной из сторон света. Нация, которая стремится почерпнуть лучшее из двух культур и при этом не стать последователем ни одной из них, обречена на деградацию.
Первая публикация и репрессии
- В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано первое из «Философских писем», которое стало виновником скандала. Николай I, после его прочтения заявил, что автор явно ненормален и объявил Чаадаева сумасшедшим.
- После этого цензора, допустившего к печати скандальную публикацию, уволили, журнал закрыли, а редактора отправили в ссылку. Петра Яковлевича вызвали к полицейскому начальству, где он узнал, что с этого момента его официально считают умалишённым на основании распоряжения правительства.
- За философом установили полицейский и медицинский надзор, который сняли только через год с условием, что он не будет больше ничего писать. Однако Чаадаев нарушил запрет. В 1837 году из под его пера вышла «Апология сумасшедшего», которая при его жизни опубликована не была.
Русское ожидание
По-видимому, секрет кроется в сложносочиненной психологии личности русского радикала вообще. По Гегелю (а им зачитывалось не одно поколение отечественных интеллектуалов), дух есть отрицание наличного бытия по преимуществу. В этом — суть его, духа, деятельного развития. Там, где дух, там всегда — мироотрицание, преодоление условностей наличного. Нетрудно догадаться, что наличным бытием для русских интеллектуалов являлась русская жизнь — со всеми ее изломами и вывихами.
И в этом свете Чаадаев предстает абсолютно адекватным тому социальному порядку, которому от него так доставалось. О нем хорошо сказано у Бердяева — блестящего портретиста русской интеллигенции:
По Бердяеву, русской идее необходимо было пройти через такое психотравмирующее самоотрицание, чтобы сознать себя. Словно бы посмотреться в зеркало и разбить его с досады, поранившись, — чтобы отправиться на поиски лучшего, более чистого отражения. Живой манифестацией этого диалектического самоотрицания в истории русской мысли и явился Петр Чаадаев.