Тест по литературе на тему а.с.пушкин «капитанская дочка». (8 класс)
Содержание:
Глава 6. Пугачевщина
В те времена степь была заселена дикими и необузданными народами, которые не желали покоряться царю. Для их усмирения были построены крепости, заселенные казаками, которые должны были подавлять мятежи и беспорядки. Но после многочисленных притеснений со стороны власти защитники превратились в нападавших и устроили бунт, подавленный картечью и другими жестокими мерами. Но мятежники лишь схоронились до поры до времени, чтобы в удобный час вновь пойти против власти.
В такой обстановке до Белогордской крепости доходит известие о сбежавшем донском казаке Емельяне Пугачеве и его злодейской шайке. Враги собираются идти на крепость, все начинают готовится.
Постепенно о проблеме узнают все, несмотря на секретность. Оказалось, что даже в Белогорской крепости нашлись те, кто захотел предать отечество и переметнуться к бунтовщикам. Так, был захвачен урядник, но ему помогли сбежать единомышленники. Потом захватили в плен башкирца с прокламацией, но он оказался без языка, носа и ушей (уже бунтовал и был наказан пытками и увечьем). В итоге прибежал работник отца Герасима и рассказал, что пугачевцы взяли соседнюю крепость: перевешали всех офицеров и разграбили их добро. Петр предложил эвакуировать женщин, но Василиса Егоровна отказалась уезжать (не захотела покидать мужа): «Вместе жить, вместе и умирать». Но Марью нужно было увозить, на том и порешили.
Основные проблемы
Проблема власти. В своем произведении Александр Сергеевич поднял весьма серьезную социальную проблему: какой тип власти является наиболее эффективным – монархический (правление Екатерины), стихийный (Пугачевщина) или же анархический. Каждый социальный класс общества отдавал предпочтение той или иной власти, в результате чего в обществе назрели серьезные противоречия. Народ оказался разделен на два лагеря, непримиримых и ожесточенных по отношению друг к другу. Историческая проблематика, поднятая писателем, заключается, прежде всего, в вопросах о справедливости и целесообразности бунта, оценки нравственных качеств его организатора, правомерности действий Екатерины Второй. Проблема человека в истории. Пушкину было весьма интересно поднять такую проблему как влияние исторических событий на судьбу конкретного человека. Безусловно, крестьянское восстание сыграло огромную роль в жизни Петра Гринева. Жизненные испытания закалили характер юноши, выявили самые лучшие качества, заложенные в нем природой и родительским воспитанием. Даже в самые критические минуты герой не изменил своим нравственным убеждением, и до последнего оставался верным своим принципам. При помощи одной из самых темных и смутных страниц истории России писатель оттенил характеры персонажей, показал их во всем их разнообразии. Проблема воспитания и становления личности. Что должен испытать человек, чтобы перешагнуть из беззаботного детства и отрочества во взрослую жизнь? Пугачевское восстание стало катализатором, при помощи которого Гринев повзрослел в считанные дни, превратившись из избалованного дворянина в настоящего воина. Однако цена этого взросления и возмужания была заплачена немалая. Проблема нравственного выбора. Петр Гринев и Алексей Швабрин – это герои-антагонисты, которых автор намеренно сталкивал друг с другом на протяжении всего произведения. В разных жизненных ситуациях они вели себя совершенно по-разному, демонстрируя те или иные черты своего характера. И если Гринев неизменно ставил честь выше собственных интересов, то Швабрин предпочитал выбирать предательство ради достижения своего блага. Но отчего поведение героев, столь схожих по многим критериям, так разительно отличается? Что оказало влияние на нравственное становление двух молодых людей? В ходе повествования Александр Сергеевич приходит к заключению, что корни безнравственного поведения лежат в детстве человека: если в семье высоко ценят моральные качества, пестуют нравственность, то ребенок вырастает глубоко порядочным человеком. В противном случае человек, не имеющий внутреннего нравственного стержня, попросту не способен противостоять суровым жизненным испытаниям. В трудные минуты он быстро позабудет о чести, и выберет путь лицемерия, жульничества, предательства. Проблема чести и долга
На примере Петра Гринева автор продемонстрировал досадный парадокс: люди чести, подобные главному герою, видят свое прямое предназначение в верной службе императрице, вот только эта преданность на поверку оказывается не столь важной для самой Екатерины. Социальное неравенство является, пожалуй, одной из главных проблем произведения
Именно оно оказалось тем яблоком раздора, которое привело к кровопролитному противостоянию между жителями Российской империи. Против социальной несправедливости восстал Емельян Пугачев, который видел в нем проблему бедственного положения простого народа. В нем не было ненависти непосредственно к дворянам, и это она доказал на примере с Петром Гриневым. Однако Пугачев глубоко презирал и ненавидел их высокомерное отношение к трудовому народу, который безропотно батрачил на представителей высшей касты.
Образец 4
Главным герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Гринёв Петр Андреевич. Его отец — отставной военный, для которого превышает всего офицерская честь, честность и простота. Этому он с самого детства учит своего сына.
Воспитанием Петра занимается Савельич, крепостной рода Гриневых.
В возрасте 16 лет Петруша отправляется на службу в Белогорскую крепость под командованием капитана Миронова, где влюбляется в его дочь Машу.
Петр Гринев честный, прямолинейный человек с открытой доброй душой, во время признающий свои ошибки.
По воле судьбы Гриневу пришлось служить во время крестьянского бунта, организованного Емельяном Пугачевым.
Петр Гринев оказался между двух огней, между казаков, поддерживающих бунтаря и войсками правительства.
Несмотря на такие тяжкие условия, Гринев все же оказался верным офицерской присяге. С честью и достоинством он преодолел все испытания, выпавшие на его долю, что позволило ему на склоне лет создать биографические записки для потомков.
В отличие от Гринева Швабрин Алексей Иванович является его полной противоположностью.
Он хитрый и подлый человек, относящийся ко всем окружающим его людям свысока, с чувством презрительности. Все эти отрицательные черты характера, отсутствие понятия о чести, привели Швабрина к измене.
Попав в плен к правительственным войскам, Швабрин очерняет и других.
Подлость его доходит до предела.
Героиня повести Маша Миронова, очень труслива по натуре, ведёт замкнутую жизнь. Она тихая, бессловесная девушка, при малейшей опасности падающая в обморок.
К тому же она ещё не слишком образована. Маша просто плывет по течению жизни.
И только полюбив Гринева, в необходимый момент, она находит в себе мужество и твёрдость духа для того, чтобы отправиться в Петербург для спасения своего любимого.
Так проявляются лучшие черты простой русской девушки.
В центре произведения стоит многогранный образ Емельяна Пугачева. Он изображён Пушкиным не как историческая личность, а как обычный человек, со всеми своими достоинствами и недостатками.
Емельян Пугачев — сильный волевой человек, сумевший поднять крестьянское восстание и увлечь за собой огромное количество людей, вселивший в них веру в лучшую жизнь.
В противоречивом облике Пугачева уживаются различные качества, присущие обычным людям. Он порою жесток, но бывает и великодушным, лукавство меняется на прямоту, добродушие переходит в хмурость. В его силах подчинить себе человека, но он же и может оказать помощь.
Пугачев — великий герой своего времени. Пушкин описывает его как национального героя, смелого и умного руководителя, беспощадного и великодушного, который движется к своей цели никуда не сворачивая, полный уверенности в своей несокрушимости. Пугачев — настоящий выходец народа, выражающий его национальный характер.
Добрые чувства вызывает слуга Гринева, крепостной его отца старик Савельич.
Савельич горячо любит свою Родину, свой народ.
Верно и преданно служа своему господину, он воспитывает Петра Гринева, порученного ему с пятилетнего возраста, относится к нему с отцовской любовью.
Бескорыстный старик всюду следует за своим воспитанником, оберегая и защищая его от всех житейских неурядиц.
Обладая чувством собственного достоинства, верно и честно служа Гриневу, Савельич не покидает своего барина и в трудную минуту, когда тому грозит неминуемая смерть.
Гринев Андрей Петрович, отец главного героя, честный и прямолинейный, держал свою семью в строгости. Был противником того, чтобы искать лёгкую жизнь при дворе, настоящее призвание мужчины было дня него в воинской службе. Желая воспитать из своего сына настоящего человека, он в 16 лет отправляет его в дальний гарнизон, «понюхать пороху».
Описание персонажей
Главные персонажи — это Петруша Гринев, Пугачев, Маша Миронова, Екатерина II, Швабрин, Савельев. Действующих лиц намного больше, но в основном повествование разворачивается с участием этих героев:
Петр Гринев. Ему 16 лет, но отец считает, что юноша готов служить. Молодой человек плохо образован, больше похож на обычного солдата: добрый, легкомысленный, совершенно не знает жизни. Почти в один момент проиграл большую сумму в карты и не понял, почему Савельич (верный слуга) на это эмоционально отреагировал. Он не понимает, как сложно даются деньги, но проявляет грубость к слуге. Через некоторое время он полюбил дочку капитана крепости, и после этого началось его взросление. Он стал отважным, мужественным и смелым.
Пугачев предстает в двух обличиях: благородный и храбрый человек, который способен ценить преданность, и жестокий тиран, постоянно устраивающий казни. Читатель понимает, что посыл бунтаря — благородный, он отстаивает права обычного народа. Во время первой встречи можно увидеть умного военачальника, в диалоге с Петром — несчастного человека, знающего, что он обречен. Пугачев хочет жить свободно, пусть и быстротечно. Идея образа: Емельян от природы имеет чувство справедливости, ум и талант, однако испытания войной он не прошел, бунтарь становится таким же тираном, как царица.
Маша Миронова — дочь капитана крепости, ей 18 лет. У нее добрая душа и «ангельский» голос. Ее семья небогата, у них только один крепостной, потому она не может выйти замуж за Петрушу (у которого 300 крестьян). Но девушка очень благоразумна, доверчивость сделала ее простой добычей для нечестного Швабрина, пытающегося подлостью добиться свадьбы с ней. Маша не глупа, поэтому с легкостью распознала фальшь в Алексее
Также она характеризуется преданностью и храбростью: женщина не предала возлюбленного и отважно отправилась в столицу, чтобы просить помилования у царицы.
Алексей Швабрин. Это подлый человек, добивающийся всего в жизни хитростью
Он завоевал расположение Марии лицемерием, тайно наговаривая на нее и ее семью. Пытался шантажом заставить женщину выйти за него.
Екатерина II. Непреклонная властительница, ее интересует лишь собственное мнение. Она казнила «предателя» без суда и следствия, что довольно показательно для самодержавия. Ее правление едва ли лучше пугачевщины.
Образы и своеобразие повести
Своеобразие повести «Капитанская дочка» в первую очередь обусловлено созданными в ней образами Гринева-младшего, Маши Мироновой, семейств Мироновых и Гриневых и, конечно, ярким образом Емельяна Пугачева, который выступает центральным образом повести и сосредоточивает вокруг себя все ее сюжетные линии и конфликты. Образы повести можно охарактеризовать следующим образом:
✓ важное место в композиции и системе характеров и образов семьи Гриневых, так как именно с рассказа об этой семье начинается повествование;
✓ тесная связь Гриневых с образами и характерами героев комедии Фонвизина «Недоросль», и это выражается в следующих деталях:
• рассказ о женитьбе дядюшки;
• большое количество детей, умерших в младенчестве;
• сходное с фонвизинским изображение отпрыска — «недоросля» Петруши;
• плохое воспитание подростков людьми, не склонными дать полезное и ценное юному Петруше и фонвизинскому недорослю;
• юмор, переплетающий все нити повествования;
• сходные картины помещичьего быта;
• присутствие рабски преданного слуги рядом с юным героем;
✓ наличие ряда расхождений с фонвизинской пьесой, которые сводятся к следующему:
• Гриневы не утратили связь с культурой XVIII в.;
• Гринев-младший воплощает лучшие черты своих родителей — преданность долгу, честность, человечность;
• семейство Гриневых свято чтит старые традиции: благословение, старинные заветы и обычаи;
✓ постоянное развитие и динамика характера Гринева-младшего, которые заключаются в росте его личности и постепенном взрослении, и это осуществляется автором через композицию повести, условно делящую повесть на три части и своеобразие которой заключается в следующем:
• первая часть повествует об истории жизни Гринева до пугачевских событий;
• вторая часть повести рассказывает о коллизиях судьбы героя во время пугачевских событий: захвата крепости, деяний Пугачева и его помощников и т. д.;
• третья часть содержит в себе финальные эпизоды жизни Гринева в контексте его участия в пугачевских событиях, арест, суд и освобождение;
✓ своеобразие образа капитанской дочки Маши Мироновой, которое заключается в следующем:
• эволюция образа ее личности и характера от неброскости и обыденности внешнего облика и застенчивости, молчаливости, преобладающих в характере, до раскрытия в процессе повествования и событий, происходящих с героями, таких черт личности, как внутренняя красота, мужество, твердость и в то же время нежность и чуткость;
• тесная сращенность с фольклором и облика, и судьбы героини: спасение ее «разбойником», сказочность в преодолении жизненных препятствий, народность имени, языка, портрета, поведения;
✓ своеобразие и яркость центрального героя повести — Емельяна Пугачева, и это своеобразие проявляется в следующем:
• преодоление той тенденциозной линии, которая преобладала в изображении Пугачева в русской литературе того времени и изображала его как дикого и имеющего жестокие и страшные пороки бунтаря;
• пренебрежение сложившимися в литературе стереотипами в изображении образа Пугачева, начиная с описания его внешнего облика, который воспроизводится до мельчайших индивидуальных деталей («плутовской» прищур глаз, седина в бороде, веселый непритворный смех и т. п.);
• самобытность речи, в которой много пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов и т. п.;
• существенность внутренних черт вожака бунтарей: размах натуры, великодушие, смелость, справедливость и т. п.;
• связь образа Пугачева с фольклорными мотивами и народным творчеством (рассказы самого Пугачева, эпиграфы к главам);
• важнейшая роль Пугачева в сюжете повести: спасение Маши от гнева сподвижников, благословение Маши и Гринева;
• рассмотрение образа Пугачева не идеализированно, а с позиции историзма и объективной правды, указание на его безудержную жестокость по отношению к невинным, совершенные им массовые убийства и т. п.
Новаторство повести в первую очередь определяется ее необычным, нетрадиционным освещением исторических героев и вымышленных персонажей.
Сюжет произведения Капитанская дочка
Петр Гринев — это типичный представитель своего класса, сын мелких помещиков, имеющих около 300 крепостных крестьян (очень немного, деревня или две). Мать его крайне любит, поскольку он единственный ее выживший ребенок, «дядька», приставленный к нему крепостной, всячески оберегает. Однако, когда Петру было 16 лет, отец решил, что ему пора на военную службу и отправил в Оренбургскую крепость (жуткую в то время провинцию). По пути Петр знакомится с беглым казаком, они проникаются взаимной симпатией, и Петр дарит ему свой заячий тулуп, даже не подозревая, что этим радикально меняет свою жизнь.
Приехав в крепость, Петр знакомится с капитаном Мироновым и его семьей, женой и дочерью. Петр сближается с семейством капитана, а также с офицером Швабриным. Швабрин порочит в глазах Гринева Машу, откровенно клевеща на нее, поскольку та отказала ему, когда офицер предлагал ей стать его женой. Однако обман раскрывается и Гринев вступается за честь Марьи. Отношения с Швабриным навсегда портятся.
Во время всех этих событий отовсюду расходятся слухи о Пугачеве, о том что тот идет с войском.
В один из дней войско Пугачева доходит до Оренбурга, где жители его встречают чуть ли не с хлебом-солью. Пугачев казнит только дворян и военных и только тех из них, кто не приносит ему присяги. Мироновых казнят, только болеющую Машу прячут в городе. Петр узнает в Е. Пугачеве того самого беглого казака, которому он подарил свой тулуп. Тот тоже узнает Петра и не казнит его, когда тот отказывается принести присягу. Более того, он позволяет Петру спасти ставшую сиротой Машу от домогательств Швабрина, перешедшего на сторону лжецаря.
Когда Оренбург был отвоеван обратно, Гринева по ошибке арестовали за предательство, за присягу Пугачеву. Тогда Марья не побоялась пойти к самой Екатерине Великой и рассказать все, как было. Той смелость девушки понравилась и она освободила Петра.
Критика
После публикации «Капитанской дочки» известный литератор Владимир Федорович Одоевский написал письмо Пушкину, в котором выразил искреннее восхищение произведением. Особенно ему пришлись по душе Пугачев и Савельич, чьи образы, по мнению Одоевского, были прорисованы с особенной тщательностью. Однако он раскритиковал образ Алексея Швабрина, которого считал весьма нежизнеспособным. Так, литератор полагал, что Швабрин был не таким глупым и взбалмошным, чтобы принять сторону бунтовщиков. И не был он столь благородным, чтобы не воспользоваться своей властью над Машей и не овладеть ею в любой момент.
Произведение пришлось по душе и В. А. Соллогубу, который оценил сдержанность и конструктивность повествования, что не было характерно для творчества Пушкина, любившего пускаться в пространственные описания. Он так отозвался о книге: «Спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод
Не остался в стороне и Николай Васильевич Гоголь, который искренне восхитился «Капитанской дочкой». Он считал, что это произведение можно смело назвать вершиной русской прозы. По мнению писателя, окружающая действительность кажется жалкой карикатурой по сравнению с тем миром, что изобразил писатель в своей повести.
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский был более сдержан в своих высказываниях в адрес «Капитанской дочки». Он лишь отметил второстепенных персонажей повести, в описании которых чувствовалось большое мастерство писателя. Вместе с тем, главные действующие лица не произвели на критика особого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы
». Интересен и тот факт, что великий композитор П. И. Чайковский был настолько обескуражен бесхарактерностью Маши Мироновой, что даже отказался написать оперу по этому произведению.
Весьма противоречивое впечатление произвела книга и на критика Н. Н. Страхова и историка В. О. Ключевского. Если первый был явно недоволен тем, что произведение Пушкина имеет мало общего с историческим романом, поскольку в большей степени является хроникой вымышленного семейства Гриневых, то Ключевский высоко оценил историческую ценность произведения Александра Сергеевича и отметил, что далеко не во всех исторических работах можно почерпнуть столько полезного материала о Пугачевщине, как в повести «Капитанская дочка».
Милосердие
- Екатерина Вторая была жестокой правительницей, она весьма сурово подавила мятеж и не пожалела ни одного бунтовщика. Однако и этой властной женщине было свойственно проявление милосердия. Услышав историю сироты, пострадавшей от восстания, царица решила помочь ей и освободить ее жениха. Также она наградила невесту приданым и обеспечила ей счастливую жизнь. Эти поступки свидетельствуют о том, что правительница была не только абсолютным монархом, но и милосердной женщиной.
- Когда родителей Марьи казнили у нее на глазах, она пребывала в состоянии ужасного и непередаваемого потрясения. Но тут растерявшуюся девушку спрятала у себя попадья, которая выдала ее за свою родственницу. Героиня рисковала своим благополучием, но спасла несчастную капитанскую дочку от расправы бунтовщиков. Это и есть христианское милосердие, которое присуще представителям духовного сословия.
О чем произведение?
В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.
Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.
Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.
Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.
Смысл произведения
Любая власть враждебна по отношению к простому человеку, будь то императорская корона или боевые вожди. Всегда она предусматривает подавление личности и жесткий режим, который противоречит человеческому естеству. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — резюмирует Пушкин. В этом и заключается основная мысль произведения. Поэтому служить отечеству и царю – не одно и то же. Гринев честно выполнял свой долг, но оставить любимую в руках негодяя он не мог, и его, по сути, героические действия расцениваются императрицей, как предательство. Если бы Петр не сделал этого, он бы уже прислуживался, стал безвольным рабом системы, которой чужда жизнь человека. Поэтому простым смертным, которым не дано менять ход истории, необходимо лавировать между приказами и своими нравственными установками, иначе ошибка обойдется слишком дорого.
Убеждения определяют поступки человека: Гринев был воспитан порядочным дворянином и вел себя соответствующе, а вот Швабрин проверку не прошел, его жизненные ценности ограничивались стремлением остаться в выигрыше любой ценой. В этом тоже ощущается идея Пушкина – показать, как же сохранить честь, если со всех сторон резвятся искушения. По мнению автора, необходимо с детства прививать юношам и девушкам понимание морали и истинного благородства, выражающегося не в щегольстве платья, а в достойном поведении.
Взросление человека неминуемо связано с испытаниями, которые определяют его нравственную зрелость. Их не надо бояться, их надо мужественно и достойно преодолевать. Это тоже главная мысль романа «Капитанская дочка». Если бы Петр так и остался «знатоком борзых кабелей» и чиновником в Петербурге, то его жизнь сложилась бы заурядно и, скорее всего, он так ничего и не понял бы в ней. Но приключения, на которые толкнул его суровый отец, быстро воспитали в юноше мужчину, который понял толк в ратном деле, в любви и в окружающих его людях.
Историческая основа
События, описываемые в повести «Капитанская дочка», относятся к тому периоду правления императрица Екатерины Второй, когда возникло явление под названием «пугачевщина» — бунт казачьего атамана Емельяна Пугачева против царской власти. Основные действия происходят в Белогорской крепости – одного из стратегически важных мест, которые Пугачев намеревался захватить на пути к столице.
В 1773 году на юго-востоке Российской империи развернулась крестьянская война, продлившаяся два года. Главными участниками этого исторического события стали заводские и крепостные крестьяне, уральские казаки, представители национальных меньшинств (башкиры, киргизы). Все они были глубоко возмущены тем, что закрепощение простого народа с каждым годом все усиливалось, а правящая элита думала лишь о том, чтобы набить свою мошну золотом. Не желая мириться с горькой участью рабов, многие люди убегали на окраины большой страны, формируя вооруженные банды. Беглецы считались вне закона, и им не оставалось ничего другого, как встать на разбойничий путь и заниматься грабежами. Их трагическая судьба глубоко волновала Александра Сергеевича, который изобразил предводителя восстания весьма противоречивой натурой. Это был не сугубо отрицательный персонаж, но живой человек, наделенный такими качествами как неукротимая сила воли, внутренне благородство, отвага, собственное представление о справедливости и чести.
В свою очередь, в этой непростой ситуации императрица Екатерина Вторая проявила себя весьма жестким, решительным правителем. Обладая крутым, волевым нравом, она считала, что ее сила заключается в ближайшем окружении – дворянстве, и всячески благодетельствовала привилегированным слоям общества, совершенно забывая о простом народе. Царский двор купался в роскоши, в то время как остальные люди влачили жалкое существование. Неудивительно, что при таком режиме правления в стране с каждым годом росло социальное недовольство, которое в итоге вылилось в народное восстание. Этому как нельзя способствовали и слухи, которые настойчиво ходили в народе: крестьяне верили, что Петр Третий, супруг Екатерины Второй и сверженный ею законный правитель России, намеревался освободить крепостных от опостылевшего рабства. Ненависть к императрице была очень сильной, и этим решил воспользоваться донкой казак Емельян Пугачев, объявивший себя царем, чудом спасшимся от смерти. Вдохновив казаков и крестьян своими страстными речами о долгожданной свободе, он возглавил народное восстание.
2 вариант
Повесть «Капитанская дочка» по праву можно назвать вершиной творчества А.С. Пушкина. Историческая повесть поначалу задумывалась автором как документальное произведение. Но вскоре он понял, что хочет рассказать гораздо больше, чем просто хронологию событий. По сюжету молодой офицер попал на службу в Белогорскую крепость, где полюбил дочку коменданта Марию. В это время в стране вспыхивает пугачевщина.
Любовь Гринева к Маше делает его готовым на подвиги ради девушки. Влюбленный Гринев в короткий срок становится взрослее, а его характер тверже. Ранее Гринев был высокомерен со слугами и мог проиграть большие суммы денег в карты, но к концу произведения не остается сомнений в его мужестве и благородстве. Моральные принципы Петра не позволяют ему дать Машу в обиду, и он идет на конфликт со Швабриным, и отказывается служить Пугачеву. Благодаря прекрасному чувству Гринев самоотверженно борется за свое достоинство, за честь своей дамы, за мир в стране. Выполняя свой долг, защищая любимую, Петр попал в двоякую ситуацию, и стал предателем в глазах императрицы. Однако он не является предателем своих высоких принципов, за что был вознагражден.
Положительные качества Гринева в повести резко контрастируют с характером Швабрина так и не сумевшего выдержать моральные испытания, выпавшие на его долю. Швабрин показан совершенно бездуховным, подлым человеком, за которого Маша не выйдет замуж даже под страхом голодной смерти.
У робкой и беззащитной Марии Мироновой, из-за которой разворачиваются конфликты, на фоне влюбленности обнаруживается внутренняя сила. Возможно, Маша даже превосходит Петра по силе моральных качеств. Именно она является самым ярким подтверждением эпиграфа «Береги честь смолоду». На долю Маши выпали тяжелые испытания, но она смогла с достоинством пережить их, ни разу не покривив душой. Иной вариант развития событий Маша просто не могла и представить. Чистота и искренность Марии покоряет не только сердца мужчин, сама императрица Екатерина была впечатлена нравственными качествами девушки. Не каждая в столь юном возрасте осмелилась бы просить помощи у императрицы. Петр был помилован благодаря беззаветной любви и решимости Маши.
Главной сутью произведения «Капитанская дочка» можно с уверенностью назвать сохранение чести и правильный нравственный выбор в трудных условиях. Любовная тематика повести помогает в полной мере раскрыть саму суть — убеждения и верность главных героев не дают им поддаться искушениям и поступить неправильно.
Критика
После публикации «Капитанской дочки» известный литератор Владимир Федорович Одоевский написал письмо Пушкину, в котором выразил искреннее восхищение произведением. Особенно ему пришлись по душе Пугачев и Савельич, чьи образы, по мнению Одоевского, были прорисованы с особенной тщательностью. Однако он раскритиковал образ Алексея Швабрина, которого считал весьма нежизнеспособным. Так, литератор полагал, что Швабрин был не таким глупым и взбалмошным, чтобы принять сторону бунтовщиков. И не был он столь благородным, чтобы не воспользоваться своей властью над Машей и не овладеть ею в любой момент.
Произведение пришлось по душе и В. А. Соллогубу, который оценил сдержанность и конструктивность повествования, что не было характерно для творчества Пушкина, любившего пускаться в пространственные описания. Он так отозвался о книге: «Спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод
Не остался в стороне и Николай Васильевич Гоголь, который искренне восхитился «Капитанской дочкой». Он считал, что это произведение можно смело назвать вершиной русской прозы. По мнению писателя, окружающая действительность кажется жалкой карикатурой по сравнению с тем миром, что изобразил писатель в своей повести.
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский был более сдержан в своих высказываниях в адрес «Капитанской дочки». Он лишь отметил второстепенных персонажей повести, в описании которых чувствовалось большое мастерство писателя. Вместе с тем, главные действующие лица не произвели на критика особого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы
». Интересен и тот факт, что великий композитор П. И. Чайковский был настолько обескуражен бесхарактерностью Маши Мироновой, что даже отказался написать оперу по этому произведению.
Весьма противоречивое впечатление произвела книга и на критика Н. Н. Страхова и историка В. О. Ключевского. Если первый был явно недоволен тем, что произведение Пушкина имеет мало общего с историческим романом, поскольку в большей степени является хроникой вымышленного семейства Гриневых, то Ключевский высоко оценил историческую ценность произведения Александра Сергеевича и отметил, что далеко не во всех исторических работах можно почерпнуть столько полезного материала о Пугачевщине, как в повести «Капитанская дочка».