Церковь петра и павла у яузских ворот (москва)
Содержание:
Литература
- Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
- Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
- Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
- Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
- Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
- Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
- Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.
Статьи
- Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
- Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
- Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
- Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
- Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
- Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
- Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.
XVII–XVIII века
Владение церкви Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот находится в восточной части квартала, ограниченного с запада Певческим переулком, с севера — Подколокольным, с востока — Петропавловским и с юга — Яузским бульваром. Храм располагается на небольшом возвышении плавно спускающегося к реке Яузе склона Сретенского холма.
Владение церкви Петра и Павла ориентировано в одноименный переулок. На современном участке сохранился многопериодный объем храма с барочным декором фасадов. Алтари церкви обращены в сторону Петропавловского переулка. С двух сторон храм фланкирован двухэтажными причтовыми постройками, объединенными оградой.
Главный храм — Знамения Пресвятой Богородицы, при нем приделы Святых Апостолов Петра и Павла и Казанской Божией Матери. Первое упоминание о храме относится к 1625 году. В книге церковных земель за 1686 год отмечено: «Церковь каменная Петра и Павла у Яузских ворот на горе». В 1716 году в приходе был двор вице-губернатора С.А. Колычева, кн. Ф.И. Юсупова, вдовы В.П. Еропкиной и еще тринадцать дворов прихожан. В книге первой ревизии за 1722 год сказано: «Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот «в Малой Крутицкой певчей», «на горке у старых конюшен» теплая, как по Строельным и Писцовым книгам известно, вместе с колокольней построена каменная в 1631 г. и в 1632 г. (по другим источникам, упоминание о постройке относится к 1625 г.). Потом, когда пришла в ветхость, вновь перестроена в 1700 г.». По имеющимся сведениям, храм построен в 1700–1702 годах. Не исключено, что в современное строение были фрагментарно включены стены более древней церкви.
Храм Петра и Павла у Яузских ворот
Храм Петра и Павла у Яузских ворот
первоначально назывался «Петра и Павла высокого, что на горке» (имеется ввиду Ивановская горка). Первые сведения о существовании здесь каменного храма относят к 1631 г.
Роспись. Савва и Симеон Сербские
К концу XVII в. старая церковь обветшала и Московский Патриарх Адриан благословил разобрать ее и возвести на том же месте новую. Строительство было осуществлено на средства дворян Еропкиных и Колычевых в 1700-1702 гг. Однокупольный храм стал прекрасным образцом московского нарышкинского барокко: восьмерик на четверике с луковичной главой на восьмиугольном граненом барабане и типичным декором. Престол во имя св. ап. Петра и Павла перенесли в отдельный теплый придел трапезной, а главный престол освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение», однако церковь продолжали называть «Петра и Павла».
Фото 1881 г.
Несколько позже – в 1731 г. – храм обрел еще один престол – во имя Казанской иконы Богородицы. Несмотря на пожар 1748 г., в котором горел Петропавловский храм, прихожане не оставили свою церковь и собрали средства на ее восстановление.
В 1771 г. на территории храма появилась изящная трехъярусная колокольня в стиле раннего классицизма, необыкновенно гармонировавшая с основным зданием храма. Поднятые на нее в те годы колокола до сих пор радуют нас своим звоном.
Икона «Знамение» на фасаде
Пожар 1812 г. почти не затронул Петропавловскую церковь, хотя сгорели некоторые хозяйственные постройки и дома священства.
После Октябрьской революции 1917 г. храму повезло больше других: он не был закрыт, несмотря на требование местной пионерской организации передать здание им. Из закрытых советскими властями храмов сюда начали стекаться священники и прихожане, принося с собой сбереженные святыни: иконы и другую церковную утварь. Таким образом, здесь появилась Грузинская икона Божией Матери (XVII в.), принесенная из Покровского храма на Воронцовом поле.
Скульптура Богородицы в храмовом дворике
В 1948 г. храм Петра и Павла у Яузских ворот
должен был стать представительством Сербской Православной Церкви, но по некоторым причинам политического характера подворье так и не начало свою работу. Это, впрочем, не помешало храму стать Сербским подворьем в 2000 г. (Патриарх Алексий II подписал указ об открытии представительства Сербской Церкви при Петропавловском храме 31.12.1999), подчеркнув духовное единение двух Церквей – Сербской и Русской.
Притвор в честь ап. Петра и Павла расписан фресками в греко-византийском стиле. На стенных росписях представлены святые, изображения которых крайне редко встречаются в России, поскольку это сербские святители, мученики, преподобные, князья.
Особо почитаемые святыни храма – Боголюбская икона Божией Матери, икона Успения Пресвятой Богородицы и мощевики с частицами святых мощей.
Икона собора святых Елен
В храме имеется весьма редкая икона – собор четырех святых Елен. На ней изображены Елена Сербская (жена короля Сербии Уроша I, память 12 ноября н.ст.), мученица Елена (дочь апостола Алфея, память 8 июня), царица Елена, равноапостольная (память 19 марта и 3 июня) и преподобная Елена Девочкина (первая игуменья Новодевичьего монастыря, память 1 декабря).
История
Ранняя история
Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.
Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год
Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.
Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).
В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.
Советский период
В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.
Из воспоминаний митрополита Питирима:
Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма
С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.
Подворье Сербской православной церкви
В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.
Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:
Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.
В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.
По словам настоятеля подворья епископа Антония (Пантелича), «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».
Орган
См. также: Органы Москвы
В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).
Орган «W. Sauer» на хорах собора
В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.
Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).
Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.
Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»
Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.
|
||||||||||||||||||||
16’ | ||||||||||||||||||||
G.Principal | 8’ | |||||||||||||||||||
Concertflöte | 8’ | |||||||||||||||||||
Quintatön | 8’ | |||||||||||||||||||
Dolce | 8’ | |||||||||||||||||||
Gemshorn | 4’ | |||||||||||||||||||
Traversflöte | 4’ | |||||||||||||||||||
Mixtur | 4 f. | |||||||||||||||||||
Clarinette | 8’ |
16’ | |
Spitzflöte | 8’ |
L.Gedackt | 8’ |
Salizional | 8’ |
Aeoline | 8’ |
Voix-céleste | 8’ |
Flauto dolce | 4’ |
16’ | |
Subbass | 16’ |
Gedacktbass | 16’ |
Octave | 8’ |
Violoncelle | 8’ |
Flöte | 4’ |
Posaune | 16’ |
33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).
Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами. |
Вспомогательные устройства:
|
Архитектор и внешняя отделка собора
Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.
Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино
Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью
Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.
По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.
Святыни
- Боголюбская Московская чудотворная икона Пресвятой Богородицы,
- Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей,
- Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии,
- Икона Божией Матери «Казанская»,
- Икона Божией Матери «Знамение»,
- Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
- Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица»,
- Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы,
- Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
- Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами,
- 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте,
- Ковчег с частицами мощей: 1. Крест Господень, 2. Св. Игнатий Богоносец, 3. Св. ап. Матфей, 4. Св. Николай Чудотворец, 5. Св. вмч. Георгий Победоносец, 6. Святая мученица княгиня Людмила Чешская, 7. Преподобный Макарий Великий, 8. Св. Тихон Патриарх Московский, 9. Св. Афанасий Ковровский, 10. Св. Димитрий Ростовский, 11. Св. Феофана Затворник, 12. Св. Игнатий Брянчанинов, 13. Св. мироносица Мария Магдалина, 14. Св. благоверный князь Лазарь Сербский, 15. Св. Николай Сербский.
XIX век
Во время мародерства французов и пожаров 1812 года храм пострадал меньше, чем ближайшие церкви, и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церкви — Святителя Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях.
На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефе, окруженная дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту В.Н. Карнеева (Петропавловский переулок, 5). В 1853 году по проекту архитектора Н.Н. Елагина в северо-восточном углу владения и по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный каменный дом дьякона. Фасад здания был выполнен в стиле позднего классицизма, имел трехосевую композицию с тремя окнами по главному фасаду. Нижний этаж рустован, окна декорированы профилированными наличниками, в нижнем этаже — с замковыми камнями. К 1885 году здание подверглось некоторым перестройкам и внутренним переделкам.
В 1879 году в юго-восточном углу владения по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. К 1880 году сформировался сплошной фронт застройки по северной границе церковного владения, состоявший из малоэтажных объемов, включавших жилые помещения, сарай и прачечную (не сохранилась).
Наставники
Собор Святого Петра и Павла (Москва) примечателен тем, что наставниками тут выступают не только мужчины, но и женщины. При этом сестры имеют в служении те же права, что и братья.
Женское служение в немецких церквях началось еще в XIX веке, однако Россия пришла к этому позже. В 90-е годы, во время активного восстановления структуры ЕЛЦ, была ординирована (рукоположена в священники) первая женщина – Инесса Тирбах. Сейчас ее место занимает Пропст Елена Бондаренко.
Подробнее о ней и других наставниках в таблице:
Собор Святого Петра и Павла, Москва. На фото наставник Дитрих Брауэр, назначенный в 2020 году.
Наставник | Должность | Введение в должность | Факты биографии |
Елена Бондаренко | Пропост | 16 декабря 2012 | Родилась 19.09.1975 года в г. Самаре. Там же получила диплом филолога-германиста и переводчика. В 2006 году защитила диссертацию по германским языкам, прошла курсы углубленного изучения теологии и викариат в англиканской общине. |
Дитрих Брауэр | Архиепископ | 8 февраля 2020 года | Родился 03.01.1983 года в г. Владивостоке. Учился в Москве. С 2005 по 2010 год был пастором Гусевского региона. Весной 2011 года, по результатам голосования участников XVIII Синода был избран епископом. Осенью 2012 года по результатам голосования участников Синода стал исполнять обязанности Архиепископа. |
Виктор Вебер | Пастор | Сентябрь 2013 года | Родился 02.06.1975 года в г.Абакане. Получил теологическое и экономическое образование в Новосаратовке. Практиковался в Калининградском пропстве. Затем был переведен в Москву. |
Артис Петерсон | Пастор | Ноябрь 2020 года | Родился 18.11.1983 года в г. Даугавпилсе. Закончил Институт Святого Фомы и Новосаратовскую Теологическую Семинарию. Служил проповедником Центрального пропства лютеранской церкви. |
Комплекс зданий при соборе
Изображение | Описание |
Богадельня
Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4 |
|
Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе. |
|
Ограда с воротамиАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год |
|
Сторожка-дворницкаяАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 7 |
|
Дом причтаАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ. |
|
Покойницкая при часовнеАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 9 |
|
Петропавловское мужское училищеАдрес:
Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации. |
|
Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:
Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. |
|
Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)
Адрес: Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа. |
На лезвии веков
Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.
Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.
В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.
Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.
Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.
Персоналии
Пасторы
Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер
|
|
Органисты
- 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
- 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
- 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
- 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
- c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон
Известные члены общины
- Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
- Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
- Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
- Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
- Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН