Боголюбская икона божьей матери. значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает

В чем помогает Боголюбская икона

Пресвятая Дева Мария всегда являлась посредницей между приносящими молитву православными христианами и Господом Богом. Боголюбская икона признана чудотворной. Она помогает людям прежде всего при стихийных бедствиях и эпидемиях. Самая известная история, связанная с этим чудотворным образом — это избавление от эпидемии чумы, которая случилась на Руси в конце XVIII. Эта страшная эпидемия не коснулась охраняемого чудесной силой иконы Боголюбского монастыря, а также обошла стороной находившееся поблизости село Боголюбово. Прекратилась чума и во Владимире, когда чудотворный образ Богоматери перенесли туда.

Известны документально подтверждённые случаи спасения по молитвам перед этим образом от пожаров, внутренних распрей и внешних врагов. Икона помогает путешествующим, которые молятся о благополучии в своих путях. Перед этим образом матери просят о сохранении детей, которые живут в чужих краях.

Реставрация и современное состояние

Существенное ухудшение сохранности Боголюбской иконы произошло в 1946 году, когда реставратор Владимирского областного краеведческого музея Ф. А. Модоров по самостоятельно выбранной методике провёл «укрепление» красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. Заключение ВХНРЦ 1976 года при передаче иконы в музей утверждает, что «грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, так как заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта)».

Последующие реставрационные работы 1956 (Н. А. Баранов) и 1958—1976 годов под руководством Н. Н. Померанцева (реставраторы: Н. А. Баранов, с 1963 — М. В. Романова) позволили раскрыть лик Богоматери, частично её одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы было плачевным.

Боголюбская икона в специальной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря

В 1993 году в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире по заказу и на деньги ГВСМЗ была изготовлена специальная герметичная витрина, в которой поддерживался постоянный температурно-влажностный режим, благоприятный для иконы.

В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного . 31 июля 1998 года Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 года, когда была перевезена во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

По сообщению «Независимой газеты» от 23 декабря 2009 года, состояние иконы было катастрофическим: икона серьёзно поражена грибком. Как сообщало РИА Новости 25 декабря 2009 года, при последнем исследовании плесневые грибы на самой иконе не обнаружили. Руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Галина Цируль указывала: «На обнажённых местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре „пружинящей губки“, что особо страшно для иконы (…) Площадь отставания красочного слоя всё увеличивается и увеличивается».

Причиной «заболевания» иконы стали некачественные условия хранения: она находилась в специально оборудованной камере, поддерживающей искусственный климат, но две «кассеты», которые должны были поддерживать в ней климат, не работали. Икона стояла просто за стеклом, у витрины стояли букеты живых цветов в воде, а со стены, за которой находилась крестильня с купелью, на икону переползла плесень. Замена белокаменного пола на керамогранитный усугубила ситуацию. В настоящее время Боголюбская икона находится «на столе» в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея, и реставраторы не надеются в ближайшее время возвратить её в состояние, пригодное для экспонирования.

Иконография и значение Боголюбской иконы Божьей Матери

Боголюбский Богородичный образ относится к очень древнему типу композиционного строя – деисусному. Это так называемая Просительница, Святорачица, Заступница или Агиосоритисса. Опознать икону можно по следующим признакам:

  • Положение тела Богородицы. Пречистая представлена стоящей в полный рост, в центре композиции, в повороте три четверти.
  • Положение рук. Обе руки Богородицы молитвенно воздеты. В одной из них она держит свиток с текстом молитвы Христу.
  • Изображение Христа. Оно располагается на небесном сегменте, в правом верхнем углу.
  • Положение головы Богородицы. Её лик обращён вверх, к Сыну.

Таким образом, значение Боголюбской иконы – моление Пречистой Иисусу Христу, её посредничество между миром земным и Царствием Небесным, между людьми и Господом.

Чудеса, совершенные Богоматерью через святой образ

Иконография:Боголюбская икона Божией МатериДатировки: XVII в.Иконописная школа или художественный центр:Ярославская школаПроисхождение: Из церкви Владимирской Богоматери (?) в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 36 см, ширина 23,6 смИкона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Икона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Ее нимб окружен ангелами. По сторонам от фигуры Богоматери сюжеты: ‘Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот’, ‘Рождество Богородицы’, ‘Моление о благополучном чадородии’, ‘Неблагополучные роды’.И-575. &copy Ярославский художественный музей.

Образ считается чудотворным, по двум причинам: он написан во исполнение воли Пресвятой Богородицы и славен многими чудесами, происходившими от него.

Особую славу Боголюбская икона Божьей Матери сникала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях. В 1771 году г. Владимир постигло непреодолимое тогда бедствие, – эпидемия чумы. Остановить ее не могли. У людей была лишь одна надежда – на помощь Божию. Тогда, по просьбе народа и духовенства в город внесли древнюю чудотворную святыню. Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, по вероисповеданию протестант, г-н Флейшер уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре, от отчаяния, сдалось.

22

Октябрь
1771 года

Боголюбская икона была торжественно внесена в городские пределы, совершены молебны и крестный ход. Из 200 заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлен, что вместе со всей семьей перешел в православие.

Во Владимире же, в честь чудесного избавления, установилась благочестивая традиция крестных ходов с Боголюбской иконой.

По вере в Господа, от иконы чудеса совершались постоянно, многие из них записывались в специально заведенную для этого книгу, которая хранилась при монастыре. Владимирские епархиальные ведомости так описывают одно из исцелений:

Где находятся сама икона и особо почитаемые списки с нее

Икона хранится во Владимиро-Суздальском музее города Владимира (ул. Мира, 19). До этого она находилась в Успенском Княгинином монастыре, но была перемещена в музей ради лучшей сохранности святыни.

Пресвятая Богородица БоголюбскаяИконография:Боголюбская-Московская икона Божией МатериДатировки: XIX в.Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы: высота 35,7 см, ширина 31 смИзображение Богородицы в рост. Самарский областной художественный музей

Она имеет множество списков, все они хорошо изучены, многие почитаются и сейчас. Чтимый   образ Божьей Матери Боголюбская-Московская (домонгольского периода) находилась в Москве, в Китай-городе, считается надвартницей, возможно из города Пронска. Она известна защитой от чумных поветрий 1771 года, за что снискала себе всенародное почитание. Кроме Спасителя и Богородицы, на иконе изображались и предстоящие святые угодники: святители Петр, Алексей, Иона и Филипп, – митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, святитель Василий Великий, св. апостол Петр, св. Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. Эту икону любил и чтил царь Пётр Первый.

Зимаровская икона — название происходит от имени села Зимарово в Рязанской области. Это список владимирской Боголюбской иконы. В тринадцатом веке была сломана (пострадала после нашествия татар) некий крестьянин нашел два обломка иконы в кустах, и, когда он поднес их друг-к другу, половинки срослись, немного неровно, одна чуть выше другой. Сейчас копия её находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В селе Городище Рязанской области, в храме св. Георгия хранится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы, знаменитый исцелениями уже в наше время.

Икона Боголюбская-Угличская так же, как и оригинал, получила известность благодаря чудесному избавлению от эпидемий, случившихся в 1654 году.

Юрьевская икона Богородицы была подарена Петром Первым своему стольнику Борису Мироновичу Батурину. В 1771 году по молитвам к ней была отвращена моровая язва. По наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской области. Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбская, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной.

Образ Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Но эта статья посвящена не Владимирской иконе Пречистой Матушки Богородицы, а другой, названной «Боголюбской». Благоверный князь, удостоившись видения Царицы Небесной, повелел пригласить лучших мастеров, чтобы написать Её предивный образ, явленный ему. Богородица была написана так, как увидел, а затем описал Ее князь — в полный рост с воздетыми руками в молении к Сыну Своему Христу. Есть сведения, что свиток, который держит Матерь Божия, был приписан позже. Также позднее появился и деисус — верхний ряд, включающий изображения Господа, Богородицы, которая сопутствовала князю Андрею, Архангелов и святого Иоанна Предтечи.

Этот образ, названный «Боголюбским», относится к домонгольскому периоду, то есть времени до нашествия на русские земли хана Бытыя. Это промежуток времени в нашей истории крайне скудный на иконы, можно по пальцам сосчитать все образы, которые были тогда явлены. Более того, «Боголюбская» одна из первых икон, написанная именно русскими мастерами. До этого на Русь для росписи стен храмов и создания образов приглашались изографы из Византии.

Иконография Боголюбского образа Пресвятой Богородицы

На иконе Богородица изображается в рост, в молении перед Господом. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток. Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклоненно обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается князь Андрей Боголюбский. Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (Деисусная икона), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображен Христос, в молении к Которому и показана Пресвятая Дева. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы.

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Около 1158–1174 гг., происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы, с житием святых Зосимы и Савватия Соловецких. 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Савватием и Зосимой Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы в 29 клеймах. Новгород, 1545 г. Музеи Московского Кремля

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI в. Москва, ГИМ

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Первая четверть XVII в. Москва, ГИМ

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Спас на престоле, с припадающими. Дом-музей П. Д. Корина, начало XVII в.

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы (в верхнем ряду справа). Иконостас семейных икон царя Алексея Михайловича. XVII в. Москва, Государственный музей Новодевичьего монастыря Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Сохранность иконы в наши дни

Во время многочисленных попыток реставрации иконы ее поверхность заливали горячим воском. Это привело к тому, что ухудшилось сцепление краски с грунтовым слоем. На протяжении 20-ти лет реставраторы снимали слой парафина с поверхности, однако это не привело к улучшению состояния иконы. Во время пребывания в Успенском соборе Владимира её состояние стало ещё более плачевным. Сегодня Боголюбская икона сохраняется в краеведческом музее города Владимира с соблюдением всех необходимых температурных и влажностных режимов.

Современные возможности реставраторов, мощные микроскопы и инновационные методы реставрации позволили выполнить расчистку иконы, не нанеся никакого дополнительного вреда святыне.

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

Боголюбская икона Божией Матери

Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью изменить вашу судьбу в лучшую сторону.

История иконы

Боголюбская икона Девы Марии — одна из немногих, сохранившихся во время татаро-монгольского ига. В 1157 году князь Андрей Юриевич Долгорукий направлялся из Вышгорода в Суздальские земли в сопровождении иконы Богоматери. Возле города Владимира кони встали, как вкопанные, и перестали повиноваться. Князь и его дружина разбили лагерь и остались на ночлег.

Во сне князю явилась Богородица и повелела основать на этом месте храм в честь Рождества Ее, а чудотворную икону поместить в нем. Воодушевленный явлением Богоматери, князь Андрей тотчас отдал приказ о строительстве церкви и описал явленное ему чудо, повелев написать икону Пречистой Девы такой, какой Она явилась ему. Икона была написана, и в последствие прославила церковь в Боголюбово чудесами исцеления смертельных больных.

Где находится святой образ

Татары не раз совершали набеги на Владимирские земли, среди прочего сжигая и разоряя церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, однако чудотворная икона каждый раз оставалась невредимой. В 15 столетии Боголюбская икона была помещена в Дворцовую Сретенскую церковь в Московском Кремле. В настоящее время образ находится в Успенском Княгининском монастыре города Владимира.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Боголюби́вая Царице,/ Неискусному́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е!/ Моли́ за ны́ Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти на́м оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови ми́р, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды наш’а и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й на́с от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых вра́г защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас тот же:

Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская наде́ждо и Засту́пнице,/ печа́льных утеше́ние,/ ненаде́ющихся и отча́явшихся ско́рое наде́яние,/ мо́лим Тя́: ми́лостива бу́ди на́м, гре́шным,/ и не оста́ви ра́б Свои́х,/ и не отри́ни моле́ния ве́рных,/ в ско́рбех и беда́х пред честны́м о́бразом Твои́м избавле́ния тре́бующих./ О Влады́чице, Блага́я Помо́щнице!/ Ри́зою Твое́ю честно́ю на́с защити́/ и от все́х зо́л изба́ви,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бога на́шего,// да спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак, глас 3. Творение Патриарха Сергия (подобен; Дева днесь:)

Де́ва дне́сь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й кня́зь Андре́й ра́дуется,/ и с ни́м Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ на́с бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.

Величание

Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ его́же благове́рный кня́зь Андре́й даде́ на́м на враги́ в побе́ду// и все́м ве́рным во спасе́ние.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Виды иконографии

Иконографией в церковном смысле называют принятую систему правил и схем при изображении определенных образов или событий.

При изображении Богородицы существует несколько известных иконографических типов:

  • Оранта (образ Девы Марии с поднятыми вверх руками с развернутыми наружу ладонями и с младенцем на руках — символизирует заступническую молитву).
  • Елеуса (образ Богородицы с младенцем на руках, прижимающегося щекой к щеке Матери — символизирует высшую любовь Бога к людям).
  • Одигитрия (образ Богородицы на троне с младенцем на руках, держащим свиток, с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует поклонение младенцу).
  • Панахранта (образ Девы Марии на троне с младенцем на руках с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует величие Богородицы)
  • Агиосоритисса (образ Пресвятой Богородицы без младенца в молитвенной позе — символизирует моление за человечество).

История Боголюбской иконы Божией Матери

Это одна из древнейших чудотворных икон России, написанная в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской).Боголюбская икона Божией Матери, в Боголюбове
Километрах в десяти от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом.
Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.
Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.
Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, “Божия Матерь возлюбила это место”, а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
День празднования Боголюбской иконы Богоматери приходится на 1 июля (18 июня по старому стилю).
В народе, который весьма почитает этот образ Пресвятой Богородицы как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».

ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “БОГОЛЮБСКАЯ” Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусомужная Дево, Богородице Марие, /
моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, /
пастырем святыню / и всему человечу роду спасение. /
Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи /
и от междоусобныя брани сохрани. /
О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! /
Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, /
от видимых и невидимых враг защити /
и спаси души наша.Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Иной тропарь, глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, /
христианская Надеждо и Заступнице, /
печальных Утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние, /
молим Тя: милостива буди нам, грешным, /
и не остави раб Своих, / и не отрини моления верных, /
в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих. /
О Владычице, Благая Помощнице! /
Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, /
святый князь Андрей радуется, /
и с ним Российская страна торжествует, /
нас бо ради молит Богородица / Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой святый, /
егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу /
и всем верным во спасение.

(7)

Князь Андрей Боголюбский

Князь Андрей был внуком князя Владимира Мономаха, сыном Юрия Долгорукого и половецкой княжны. Как гласит его житие, с детства он любил богослужения, а от дедушки унаследовал особую духовную сосредоточенность и любовь к слову Божию. Князь Андрей был усердный молитвенник, он прекрасно знал церковный устав и службы.

Великий князь при глубоком благочестии являлся мудрым правителем и мужественным воином. Он во многих походах сопровождал отца и в битвах несколько раз был на краю гибели. Однако Господь хранил Своего избранника. Вместе с тем, летописцы упоминают в его характере особое миролюбие и милосердие — редкие для полководцев того времени качества.

Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию

В 1154 году Юрий Долгорукий становится князем Киевским, и Андрею он отводит в удел Вышгород, что под Киевом. Однако благоверный князь, воспитанный в северных землях, не остаётся в предназначенном отцом городе. Он намеревается перенести свой удел и основать великокняжеский престол в суздальских землях. Это стало знаковым и судьбоносным решением в истории нашей страны, стоящей между Киевской Русью и поднимающейся Московией.

История написания святого лика

Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря). Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.


Боголюбская икона Божией Матери

В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться. Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером. По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.

Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.

Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось. Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея

Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.

С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее. Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева. В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.

После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.

Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире

Зафиксированные случаи чудес, творимых через икону

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы относится к числу чудотворных. В Боголюбском монастыре, где она хранилась с момента своего создания, даже имелась специальная книга, в которую фиксировались чудеса, которые от неё совершались. Наибольшую славу этому образу принесли следующие случаи:

  • Остановка эпидемии чумы в 1771 году. В этот год во Владимире этой болезнью заразилось около двух сотен человек, и такой масштаб грозил повальным мором. По просьбе народа 22 октября икону торжественно внесли в город, доставив из Боголюбского монастыря, совершили массовый молебен и крестный ход. С материалистической точки зрения, это мероприятие должно было лишь поспособствовать распространению инфекции. Однако чума остановилась. Из 200 ранее заболевших умерло только три человека.
  • Излечение Ивана Фёдорова. Ему было 5 лет, и он, по выражению летописи, был «седякой» – то есть, не мог ходить. Во время крестного хода его отец умолил внести икону в его дом. Там, помолившись вместе с сыном и приложившись к образу, он нагнулся до земли и пронёс мальчика под Боголюбской Богородицей. Ребёнок самостоятельно пошёл в тот же день.

По одному из преданий, Боголюбский образ вместе с иконой Владимирской Божьей Матери возили в Москву во время нашествия Тамерлана на Русь. Можно считать это совпадением или чудом, но разорив Елец, Тамерлан неожиданно свернул поход и не пошёл на Москву.

  1. В память о чудесном избавлении города от чумы, во Владимире до сих пор соблюдается традиция ежегодных крестных ходов с иконой Боголюбской Божьей Матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector