Молитвы схиархимандрита виталия

«Давай кофе вместе попьем»

Конечно, мой уход в монастырь сопровождался борьбой, сомнениями — ведь еще неделю назад я сидела в кафе в Париже и кофе пила, а теперь вдруг стала послушницей. Мне предстоял тяжелый труд. Кроме того, в те времена монастырь не был так благоустроен, как сейчас. Хотя молитва не прекращалась там и во время советской власти. Гонение было, все оскверняли. Про старца говорили: «Что творится! В женском монастыре мужчина живет!» — а он жил в келье размером 6 квадратных метров, внизу, в башне. И на монахинь клеветали: при советской власти на половине территории монастыря устроили роддом, где делали и аборты, а люди шептались, мол, монашки там рожают. Тяжелое было время…

Отец Гавриил, будучи прозорлив, знал о моих сомнениях, знал, что со мной происходило во Франции. И однажды позвал меня:

— Давай кофе вместе попьем, — а в Париже я постоянно пила кофе.

— Ну ладно, отец Гавриил, как благословите, — говорю.

Но я так любила старца, что решила послушаться и выпила кофе из этой грязной пиалы, не смутившись.

«Вот теперь ты можешь стать монахиней, — сказал он. – Оставайся! Нечего и думать».

Бесноватый юноша и Виталий (святой)

Преподобный Виталий за день до своей кончины повстречал одного юношу, направляющегося в дом разврата. Этот самоуверенный молодой человек подошел к святому Виталию и ударил его по щеке за то, что монах, по его мнению, позорит имя Христа. Святой спокойно воспринял это, но сказал, что и юноша за это получит такую пощечину, что на его крик соберутся все горожане.

Так и произошло: когда преподобный зашел к себе в келью и стал на молитву, то через некоторое время скончался, а юноше явился демон и, ударив его по щеке, заявил, что это ему пощечина от монаха Виталия. Молодой человек от этого впал в такое беснование, что катался по земле и исступленно кричал. На его крик сбежались люди, и, немного придя в себя, он вместе со всеми побежал к святителю домой. Там они увидели святого, стоящего на коленях, а в руках его свиток с надписью, которая гласила, чтобы александрийцы никого не осуждали прежде времени, пока не придет Господь, праведный судья.

Несчастный юноша исцелился только после того, как прикоснулся к святому, вместе с ним исцелилась от беснования и одна из блудниц, нарушившая клятву о неразглашении тайны преподобного Виталия. Другие женщины, знавшие тайну святителя и больше ею не связанные, рассказали про преподобного и восстановили его честь.

Иоанн Милостивый с большим почетом через весь город пронес останки святого. Хоронил его весь город. День святого Виталия (день памяти) отмечают согласно православному календарю 5 мая.

«Отца Виталия били камнями — как и отца Гавриила»

Видя мою борьбу, отец Гавриил сказал: «Я тебе говорю, что это твоя дорога. Но иди к отцу Виталию, спроси и у него». Я была счастлива познакомиться с отцом Виталием (Сидоренко), он жил в Дидубе, и я пошла к нему. Шла и про себя думала: «Он, наверное, строгий, как я пойду, что я скажу?» Скверные мысли у меня были, от злых духов, а ведь отец Виталий прозорливый — что он обо мне подумает?.. Я даже готова была развернуться и бежать обратно в монастырь. И вдруг открывается дверь и выходит отец Виталий. «Родная моя! — говорит. — Заходи, не сомневайся».

У отца Виталия всегда было светлое лицо, он всегда улыбался и всех любил. И терпел абсолютно всё! Его били камнями — как и отца Гавриила.

Хотя какие там грехи, он ведь еще совсем маленьким пришел в Глинскую пустынь.

Ему было 5 лет, когда он в первый раз стал держать пост, в среду и пятницу не ел даже молочное, и мяса никогда не вкушал. Потом он переехал в Сухуми, потом — в Тбилиси, и служил вместе со старцем Зиновием (Мажугой) в Александро-Невской церкви — сейчас я там живу. Там отец Виталий и был похоронен, и, хотя его еще не прославили, и по сей день к его могиле идут люди.

Я была свидетельницей его чудес. Например, несколько дней назад к нам пришла одна женщина, совершенно нерелигиозная, даже в храм не зашла. Пришла на могилу отца Виталия и плачет. Я подхожу, спрашиваю:

— Что случилось?

— Я болела раком поджелудочной железы, 4-й стадии… (люди буквально «сгорают» при этой разновидности болезни). Думали, что это рак кишечника, хотели делать операцию, открыли и как увидели… просто зашили, ничего не стали делать — бесполезно. И кто-то сказал мне: «Иди к отцу Виталию». Я месяц молилась ему своими словами, просто: «Отец Виталий, помоги!», а через месяц сделала КТ — и никакого рака нет. Выздоровела!

Приходили супруги, у которых 15 лет не было детей. Врачи «пророчили» им, что и не будет. Супруги молились у могилы отца Виталия, и через 9 месяцев родился сын — назвали Виталием. Много таких чудес происходит!

А когда я впервые пришла к отцу Виталию, он сказал мне: «Не сомневайся».

Житие святых

С древних времен подвиги преподобных, мучеников, святителей записывались и свято хранились подвижниками благочестия. Постепенно набралось много сказаний, которые принято называть «Жития святых». В статье рассмотрим жизнь одного удивительного святого по имени Виталий.

Этот преподобный Виталий (святой) жил во второй половине шестого века. Его подвиг был единственным в своем роде, насколько известно, ни до него, ни после никто не осмелился повторить подобные действия, до того они были необычны. Но его пример духовной святости может научить многому любого человека, особенно это касается монахов.

Следите даже за тем, как вы дышите

— На что нужно испрашивать благословение?

— Сейчас распространено мнение, что священнослужитель — эксперт во всех областях. Это отнюдь не так. Принесите мне архитектурные рисунки, и я ничего в них не пойму. Я выскажу только свое мнение — какой стиль мне нравится, какой материал я предложил бы. Поэтому, если ко мне подойдут за благословением, какой построить храм — крестово-купольный или базилику, я скажу: «Давайте это решим вместе со специалистами, они учтут место, почву и так далее» Это уже благословение. Я дал благословение пойти к архитектору, который занят строительством церквей. Некоторые обижаются: «Он меня отослал к кому-то»! «Не к кому-то. Ты получил благословение».

— Наверное, в жизни не бывает мелочей! То, что для нашего современного сознания «мелочь» (скрестить ноги, например), для старцев — серьезные вещи?!

— Мелочи составляют целое. Если в любом живом организме будут неправильные клетки, то и весь организм заработает неправильно. Так и в жизни. Из этих клеток — из нашего поведения, держания головы, рук, из одеяния, из того, как мы кушаем, как мы говорим, составляется целое. Конечно, невозможно все это контролировать простому человеку, для этого и должны существовать такие старцы, каким был отец Виталий.

На могилке у схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Август 2012 года

Я читал письмо одного современного афонского монаха к своим духовным чадам в Грузии, и был обрадован его словами: «Следите даже за тем, как вы дышите!».

— Что он имел в виду?

— Когда я нахожусь в обществе, то стараюсь дышать чуть поверхностнее, чтобы никому вокруг не мешать! Когда я сижу в самолете, то стараюсь свои руки держать так, чтобы не побеспокоить рядом сидящего пассажира. Если человек не понимает, как надо жить в обществе с другими людьми, это его беда. Такой человек никогда не станет духовным. Если он старается за счет других «сидеть свободно» — все потеряно! И даже если ему объяснят, пройдут годы, пока он научится. Надо жить не за счет других. Надо жить, любя других!

Автор сердечно благодарит Тамару и Латавру Дуларидзе за помощь в подготовке этого материала. Фотографии Александры Никифоровой, а также из книг: О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М., 2044; Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. М.,2011

«Сегодня же еду покупать билеты и отправляюсь в монастырь»

На второй день я проснулась и сказала: «Я возвращаюсь в Тбилиси. Не хочу здесь жить!» А самолет в Тбилиси — только через 2 недели. Есть поезд, но он едет через Германию, а у меня не было немецкой визы. Тогда бабушка говорит: «Пошли в посольство!» Мы пошли, и, представляете, консул нас выслушал и сразу же поставил нужный штамп.

Так я уехала обратно в Грузию. Тогда мне казалось, что меня просто захватила ностальгия по родной стране. Я снова вышла на работу, меня взяли обратно с радостью — специалистов было мало, у главврача одни лаборанты работали. Казалось, жизнь вошла в свою колею, я работала нормально. Но через месяц начались какие-то душевные терзания…

Как-то днем я пошла домой, чтобы разобраться с собой, понять, что со мной происходит. Пришла, села в кресло и механически включила телевизор — хотя такой привычки у меня никогда не было. А по телевизору показывали православный Пюхтицкий монастырь в Эстонии. И звучала Херувимская песнь. «Вот мое место», — подумала я. А у меня такой характер: если уж что решу, то никогда не откладываю на потом. Решила — всё, сегодня же еду покупать билеты и отправляюсь в монастырь.

Мне позвонил в тот день мой коллега, однокурсник. Просил что-то по работе. Я ему говорю:

— Приходи сегодня. Завтра меня уже не будет здесь.

— А куда ты уезжаешь?

— В Пюхтицкий монастырь. Хочу монахиней стать.

— Ты что, с ума сошла? Почему в Пюхтицу? В Грузии тоже есть женский монастырь, езжай в Мцхету.

— Нет, там какой-нибудь священник окажется КГБшником, не хочу туда.

— Да нет, там есть старец Гавриил. Когда умер мой друг, он служил по нему панихиду. Езжай, тебе он понравится. А не понравится, тогда поедешь в Пюхтицу.

Я послушалась. И поехала в Мцхету на своей машине.

Нежеланному гостю от ворот поворот. Икона Божией Матери Остробрамская

У кого из нас в жизни не бывает недругов или людей, с которыми хотелось бы встречаться как можно реже? Визит такого гостя в дом- событие не из приятных. Но не вывесишь же у входной двери список персон «нон грата»-не желанных гостей. В этом нет необходимости, считают Православные верующие, если ваш дом или квартиру оберегает образ Божией Матери «ОСТРОБРАМСКАЯ».

За этим образом издавна примечена способность отводить от порога нежелательных гостей.

Первое летописное упоминание об иконе относится к 1363 году, когда великим князем Литовским Ольгердом Гедими Новичем был завоеван город Херсонес. Среди захваченных богатств была вывезена икона Богоматери, которую великий князь передал своей супруге Иулиании. Княгиня поместила образ Божией Матери в новосооруженый монастырь Святой Троицы. В конце пятнадцатого века вокруг Вильнюса возвели каменную стену, над главными воротами которой построили часовню. В нее и перенесли чудотворную икону. Икона называется «ОСТРОБРАМСКАЯ» от польского слова «брама»- ворота. Как указывают историки, долгие десятилетия икона чудесным образом защищала столицу литовского княжества от разрушения и разорительных набегов. Икону Божией Матери «ОСТРОБРАМСКАЯ» хорошо иметь дома. Ее обычно размещают в коридоре у входной двери. Молятся перед образом пресвятой Богородицы «ОСТРОБРАМСКАЯ» еще за людей страдающих душевными болезнями, и людях склонных к депрессиям.

Празднование иконы «защитницы» от нежеланных гостей, совершается 8 января.

Осуждение — это грех

Преподобный Виталий молился всю ночь за этих женщин, но рассказывать о себе строго им запрещал. С каждой из них он брал клятву, что она не расскажет правды о нем. Преподобный просто следовал словам Спасителя о том, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Господь завещал добрые дела совершать в тайне, чтобы через них не тщеславиться. Св. Виталий до конца выполнил эту заповедь, он не только остался в тайне, но еще и терпел неправедные поношения от людей грешных. Святой Виталий (икона которого есть в любом православном храме) помогает всем, кто к нему обращается с просьбой уберечь от порока близкого человека или же молится о себе грешном.

Его пример говорит о том, что нельзя никого осуждать. Сердце человека видит лишь Бог, и Он ему судья, а остальные люди рассуждают по собственной мере греховности. Грех одного человека перед другим — это ничто по сравнению с тем грехом, который человек совершает перед Господом.

Патриарх, убирающий за козами

Патриарх у нас очень простой. Монахиням и священникам легко попасть к нему: в 9 часов в любой день можно прийти на молитву. Для нас встреча с ним — большая радость, ведь он святой человек и очень любит всех. Никогда не делает никому замечаний.

Помню, однажды Патриарх Илия поехал в один монастырь и взял с собой матушек, которые служат в Патриархии. Местные монахи не чистили там ничего, так что мы приехали и все делали сами: убрались, приготовили дом, обед. После молитвы Святейший Илия пошел в свою келью. Утром просыпаемся — в 6 часов там начинается служба — а его нет. Пропал Патриарх. Ищем его везде и не можем найти. Хорошо, что догадались спросить у монаха:

— У тебя здесь есть какие-нибудь животные?

— Да, конечно, у меня козы в загоне.

Видимо, он вечером посмотрел — увидел, что грязно, но замечания никому не сделал и утром пошел чистить сам. Монахам стыдно стало, и после этого у них всегда все блестело, до сих пор — чистота. Своим примером Патриарх всегда учит.

Помню такие случаи, когда Патриарх делал так: выходил на улицу, находил бездомных детей, приводил их в Патриархию, давал им одежду, мыл, кормил. Он очень простой, высокодуховный и любящий человек.

«Мы спали на полках бывшего музея и ели сырую пшеницу»

Примерно в то же время во Мцхету пришли три молодые девушки: они только закончили биологический факультет и сразу пошли в монастырь, им было по 23 года. Сейчас они игуменьи, а тогда — только-только начинали восстанавливать монашескую жизнь. Очень помогал в этом старец Гавриил и наш Патриарх Илия II. Каждую неделю, по понедельникам, мы ездили из Мцхеты в Тбилиси к Патриарху, и он нас учил. Он сам иконописец, вяжет гобеленом и научил нас самим все делать.

Были тяжелые времена – 90-е годы, мы писали иконы, но никто их не покупал. Так что Святейший Илия давал нам пропитание. Потом роддом перенесли из монастыря в другое место, и мы все сами восстанавливали, своими руками. Люди стали помогать нам потихонечку, видя, как работают слабые женщины.

Три года я была послушницей в Самтавро, потом один год инокиней в Сухуми. Затем приняла монашеский постриг, и Святейший Патриарх отправил меня и сестер туда, где похоронена святая Нина, в Бодбе. Когда он объявил нам это, я чуть в обморок не упала. Потому что там был музей Ленина, там не было никакого монастыря, а после жизни в Сухуми у нас не осталось сил — я весила всего 48 килограммов, это был ужас…

В то время в монастыре Бодбе даже кроватей не нашлось. А был конец октября — начало ноября, 93-94-й год, лихое время. Там мы приютили троих девочек: их семью убили при «разборках». Кроме того, рядом, внизу в избушках, жили три русские монахини, им было 95-97 лет — надо было и за ними ухаживать. Мы спали на полках этого музея, своими руками сделали себе кушетки. В тот год было столько снега, что дорогу завалило, никто не мог к нам доехать, помочь, мы оказались отрезаны от мира. А еще отключили свет и газ. Мы сами собирали дрова, пытались согреться, дрова были мокрые — очень тяжело было.

Но не будешь же стареньких матушек кормить этим — они уже не могли жевать. Так что мы ходили по домам и просили подаяния: кто подавал кусок хлеба, кто яйцо, и этой пищей кормили матушек — схимонахинь Сидонию, Вассу и Нину. Так продолжалось всю зиму. А весной районная больница подарила нам кровати, принесли матрасы. И через 2 года мы восстановили этот монастырь.

А дети? Эти трое сирот постоянно жили с нами. Но когда бандиты пришли и стали выспрашивать: «Кто там живет у вас?», мы их увезли. Одну девочку взяла я, и нас с ней перевели в другой монастырь, другую — отправили в Фока, а третью — в Марткопи. Они жили в монастырях до своего совершеннолетия, а потом ушли в мир — не все же должны выбирать монашество. Одна вышла замуж, у нее семья. Другая научилась вышиванию — у нее свой бренд сейчас, Eki называется, она делает маленькие сумочки, все знают ее в Тбилиси. А третья уехала в Германию, живет там. В общем, эти девочки не пропали.

Бодбийский монастырь. Фото: Sputnik/ Oxana Vointseva

«Я вижу в зеркало заднего вида, что прямо на нас летит машина»

Однажды был такой случай. Я была послушницей, и игуменья благословила меня вместе с ней на моей машине ехать в монастырь к преподобному Антону Марткопскому. Отец Гавриил неожиданно сказал: «Не надо ехать».

Но мы не послушались.

— Поедем, и всё, там праздник Антона Марткопского, мы еще владыку с собой договорились взять, как можно не ехать? — сказала матушка игуменья.

На что старец ответил:

— Я попрошу у Господа, чтобы вы вернулись живыми и здоровыми.

Мы отправились в путь. Доехали нормально. А когда возвращались, на середине дороги машина ни с того ни с сего встала — заглохла, сломалась. И вдруг я вижу в зеркало заднего вида, что прямо на нас летит другая машина… Уже после того, как полиция анализировала ДТП, выяснилось, что за рулем был пьяный…

Когда люди увидели, в каком состоянии машина — а она всмятку — удивлялись, как мы вообще живы остались. Это все — по молитвам отца Гавриила.

«Бандиты, как овцы, пошли за ним в храм»

Я приехала туда, почти не имея понятия о религиозной жизни. Когда меня увидел старец Гавриил, он сказал: «О! Наша приехала. Какие добрые дела мы с тобой сделаем! Она пришла к нам насовсем! Оставайся здесь, живи с нами». Так я осталась в монастыре.

Труднее всего там было научиться терпению. Смиряться и не осуждать никого действительно очень трудно. Отец Гавриил учил нас своим примером. Он стал моим наставником, духовным отцом, очень помогал в монашеской жизни, о которой я понятия не имела. Отец Гавриил был прозорливый, юродивый, молился он почти круглосуточно.

Его юродство меня не смущало, и никого не смущало, потому что мы видели, что он великий старец. Это было видно даже по его лицу: он весь сиял, и у него была такая любовь, что чего бы он ни сказал, всё бы сделали…

Когда я собиралась исповедоваться, мне даже не приходилось ничего рассказывать отцу Гавриилу. Он опережал меня: «А что, в уныние впала? Значит, надо молиться и трудиться, постоянно, и никогда унывать не будешь». Или: «Опять сплетничала с кем-то? Ясно».

Несколько раз я заходила в его келью и видела, что он молился, отрываясь на 20 сантиметров от земли. Это был настоящий святой.

Отец Гавриил всегда говорил: «Любите друг друга. И каждого человека!» И когда он открывал свою мантию, видны были железные вериги и надпись на них: «Бог есть любовь». Он учил: «Никогда никого не осуждай. Пускай это станет твоим девизом. Если не сможешь всех любить, хотя бы не осуждай никого».

При мне был такой случай. В окрестностях промышляла банда, возглавлял ее местный негодяй, бывший вор в законе, и однажды эти люди пришли с оружием в монастырь. Отец Гавриил вышел к ним и говорит: «Стойте, разбойники!» Мы думали, что сейчас они будут стрелять — уже и оружие достали. И тут их главарь как посмотрел на лицо старца… и сказал: «Это совсем другой человек. Оставьте его в покое. И делайте то, что он вам говорит». Старец сказал: «Бросьте оружие на землю». Они бросили. «Вынесите из двора монастыря». Вынесли. «Идите в храм помолитесь». И действительно эти бандиты, как овцы, пошли за ним в храм, молились, потом вышли, преклонились перед старцем. И ушли оттуда.

В другой раз к нам в Грузию приезжал Кашпировский. Отец Гавриил знал об этом и предупреждал, что это шарлатан, злой дух, и нам всем надо молиться. Он мог кричать в 12 ночи: «Не спите, молитесь!» И мы молились, круглосуточно. Кашпировский не смог совершить свой сеанс, трансляции по телевизору сорвались, и он уехал через два дня…

«По профессии я генетик…»

По профессии я генетик. Я не была в молодости религиозной, а в монастырь пришла по молитвам моих предков. У нас в роду был великомученик Иотам Зедгенидзе, он жил в XV веке и ценой своей жизни спас царя Георгия VIII. Князья сговорились убить царя, заколоть кинжалом, пока тот спит. Иотам это случайно услышал, пришел к царю, сказал: «Они хотят тебя убить». Царь ответил, что это невозможно, он верил своим князьям. «Хорошо, ваше превосходительство, тогда позвольте мне этой ночью ночевать в вашей спальне», — попросил мученик. Царь был уверен, что ничего не случится, и согласился. Святой просил, если его убьют, позаботиться о его детях — у него было двое маленьких сыновей. И пошел ночевать в царскую постель, а ночью его закололи.

После этого убийства царь, конечно, велел казнить заговорщиков, а семье убитого великомученика велел подарить землю, которая называется Амилахвари, и дал звание великих князей. А еще в роду прабабушки у меня были две игуменьи из Самтавро — монастыря, где жил отец Гавриил. В советское время я об этом не знала, узнала уже после того, как пришла в монастырь…

Для души. ( То, что помогает Вам жить)

Все, что трогает Ваши души и помогает жить, когда хорошее или плохое настроение, в радости или грусти. Молитвы, проповеди, духовные наставления, стихи, проза, музыка, фильмы. Можно делиться, обсуждать и поддерживать друг друга даже на расстоянии.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).

Молитва схиархимандрита Виталия

Старец схиархимандрит Виталий (в миру В.Н. Сидоренко (1928-1992 гг.).был воспитанником великих старцев Глинской пустыни. Он прошел жизненный путь, как монастырский послушник, странник-юродивый, монах-пустынник.

Схиархимандрит Виталий выделялся своей высокой духовностью, смирением, послушанием.В последнее время он служил в храме Александра Невского в Грузии. Не от мира сего смиренный, кроткий пастырь отличался особым Божиим даром: исцелял душевнобольных и бесноватых.Однако отец Виталий никогда не роптал, за все усердно благодарил Господа и усиленно молился за своих чад, за братию, за недругов.

Он вымаливал человека, каких бы трудов ему это не стоило. Даже зная волю Божию об этом человеке, имел дерзновение умолять Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного. Последние свои годы, с 1969 года, когда усилились гонения на верующих, он провел во «Святом Тбилиси». В возрасте 64 лет схиархимандрит Виталий отошел ко Господу. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершил Святейший Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении духовенства России, Грузии, Украины. День памяти 1 декабря (по нов. стилю)На молитвенную память схиархимандрит Виталий оставил матушке N. (которая 30 лет была его духовным чадом) молитву на благословение дома. Эта молитва читалась по несколько раз в день во время бомбежек, осаждений, обысков. И ее домик в одной из «горячих» точек Кавказа, и люди, находящиеся в нем, не пострадали, когда рядом и в округе все было сожжено, разбито, взорвано.

Молитва на благословение дома

Да благословит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О! сладчайший Иисусе Христе, Всемогущий Царю Неба и земли, Сыне Давидов, Иисусе Назорее, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем. Да будет Твое благословение Господне сопутствовать им везде; да освятит Дух Святый мысли и сердца их: Всемогущество Его везде, во всяком месте: все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них, да благословит Пресвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария; да охраняют его Святые Апостолы благополучие его да утвердят и укрепят Святые Евангелисты. Крест Господа нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа нашего Иисуса Христа да будет его покровом. Пресвятая Дева Мария, Святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы Хранители, умолите Господа Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сий дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси (войны) и всякого несчастия, грозящего душе и телу: в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Аминь.Сподоби, Господи, в день сей (или нощь сию) без греха сохранитися нам.

Господи помилуй (3 раза).

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя, Господи.На Тя уповаем, да не постыдимся во веки, Аминь.

Жития святых. Виталий Монах.

Поделиться

Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском в VII веке.

Достигнув старости (ему было 60 лет), святой Виталий дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех продажных женщин, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Александрия. Комната блудницы.

Виталий: Возьми эти деньги, женщина. Я хочу заплатить тебе за эту ночь и прошу у тебя разрешения помолиться в углу твоей комнаты, пока ты будешь спать.

Блудница: Благодарю тебя, отче. Лишь нужда заставила меня заниматься этим грязным ремеслом. Прошу тебя, помолись обо мне грешной.

Виталий: Я буду просить Отца нашего небесного, чтобы даровал тебе покаяние и устроил твою жизнь. Умоляю тебя об одном: никому не говори, что я, придя к тебе, провел ночь в молитве. Сокрой это в тайне. Дай мне слово!

Блудница: Клянусь молчать о твоем подвиге, отче. Хоть и предвижу, сколько грязных слов тебе придется выслушать, когда утром ты будешь выходить от меня.

Некоторые из блудниц, пристыженные такими добродетелями святого Виталия, сами вставали на молитву, и вместе с ним, преклонив колена, молились. И многие из них оставляли свою прежнюю греховную жизнь и выходили замуж. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там, в посте и слезах проводили свою жизнь. И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого.

Спустя некоторое время, поселившись в небольшой келье, преподобный ночью скончался. Он был найден горожанами мёртвым, стоящим на коленях в молитве. В руках у него был свиток с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого. Патриарх Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника.

Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

И весь народ дивился такому рабу Божию, так смиренно утаившему святость своей жизни от людей. В то время как все люди думали, что он великий грешник, он был другом Божиим и чистым сосудом Святого Духа. Люди укоряли друг друга, стыдясь своего неразумия, что они осуждали угодника Божия и причиняли обиды и оскорбления неповинному и чистому сердцем человеку. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого, следуя словам Христа: «Не судите, да не судимы будете».

Послушание — рай. Непослушание — ад

— Я слушаю Вас и думаю о смысле благословения. Мы часто не придаем значения благословению, поступаем по своей инициативе, полагая, что лучше знаем все детали ситуации. В чем смысл благословения? И послушания этому благословению?

— Послушание — рай, непослушание — ад. Так говорили старцы. Так все время повторяла матушка Серафима. И если человек пришел за благословением, он должен понимать, зачем он пришел. Очень часто, особенно в летний период, мне звонят: «Ой, я уже вхожу в поезд, я уже в аэропорту прошел контроль, благословите меня на путь!» Я им говорю: «Знаете, я не контролер, чтобы сейчас компостировать ваши билеты. Когда вы решались на поездку, тогда надо было благословение взять. А сейчас что?!» Это не благословение. Это просто молитва: «Господи, сохрани их»!

Архимандрит Адам (Ахаладзе)

Так было и у владыки Зиновия. Он принимал многих людей. Часто матушка Серафима сидела при владыке (так старцы учили…). И приходили: кто-то дом строит, кто-то жениться хочет, кто-то какие-то работы делает: «Благословите, владыка!» И так целый день. А матушка вечером его спрашивает: «Владыка святый, столько народа у Вас было, и никому Вы не сказали — „Бог благословит!“ Почему?» «Матушка! Они давно уже себя благословили и в благословении Божием не нуждаются!»

Благословение — очень важно. Как мы хотим жить — с Богом или без Бога? Вот что значит благословение

Не все люди это понимают (уровень духовности у всех разный). Но очень хотелось бы, чтобы хотя бы монашествующие это поняли. А когда мы видим только свою волю, которая хуже неволи, то так и остаемся в неволе у злых сил.

— А почему слушаться лучше, чем не слушаться?

— Тот же вопрос, но наизнанку. Слушаться означает получить готовый ответ, а не слушаться — ставить эксперименты, где материалом, объектом, является твоя жизнь. Эксперименты бывают разные и очень многие заканчиваются неудачно.

Жизнеописание

Жизнеописание преподобного Виталия входит в состав жития святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, которое было написано в VII веке Леонтием Неоаполитанским. В русскоязычных источниках рассказ о Виталии был включён в древнерусский Пролог под 22 апреля, а в Великих четьях-минеях митрополита Макария под этой датой было помещено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу

Виталий был монахом из монастыря аввы Серида в Газе. В возрасте шестидесяти лет он пришёл в Александрию и начал проповедь покаяния среди городских блудниц. Днём он трудился как наёмный работник, прося за свой труд 12 медных монет, одну из них вечером он тратил себе на еду, а остальные отдавал блуднице, прося её за эти деньги ночью воздержаться от греха. Сам он оставался в комнате женщины и всю ночь молился и убеждал покаяться, а утром, уходя от неё, брал клятву не рассказывать о его поступке. Его проповедь имела успех и многие блудницы оставили своё занятие, но горожане были уверены, что Виталий еженощно предаётся плотскому греху. Его начали осуждать, предлагали взять блудницу в жёны и отказаться от монашества, чтобы перестать позорить других иноков. Сам Виталий, чтобы скрывать свой поступок признавал, что и монахи могут иметь плотские слабости. О нём доложили александрийскому патриарху Иоанну, который не поверил рассказу и пристыдил доносчиков.

Однажды на пороге публичного дома Виталий встретил юношу-блудника, который ударил его по лицу и подверг упрёкам за мнимый грех. Старец в ответ сказал, что его самого постигнет удар, и на крик сбежится вся Александрия. После этого Виталий заперся в своей келье и в ней скончался. В это время юноше явился бес и ударил его по щеке со словами — «Прими удар, который прислал тебе монах Виталий

». Молодой человек начал бесноваться, рвал на себе одежду, кричал, и многие горожане пришли на его крик. Придя в себя, он вспомнил о предсказании старца Виталия и пошёл к его келье простить прощения. Виталий был найден горожанами мёртвым, стоящим на коленях в молитве. В руках у него был свиток с надписью — «Мужи александрийские! не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия ». Бывшие в толпе народа бывшие блудницы, которым проповедовал святой Виталий рассказали всем о его жизни. О Виталии сообщили патриарху Иоанну и он с почестями похоронил старца.

Подвиг преподобного

Обычно люди в других видят те грехи, которые совершают сами, и им приятно, что не только они такие грешные. Сами жители Александрии были далеки от святости, и наверняка многие из них пользовались услугами жриц любви, но простить этот порок монаху, который до этого своей чистой жизнью укорял их совесть, они не могли. Этот случай очень показателен и для современных людей, которые с удовольствием обвиняют церковь и ее служителей, если в чем-то заметят несовершенство или порок.

Как потом узнали жители города, инок Виталий, святой жизни человек, запираясь с блудницами, давал этим несчастным женщинам хотя бы на одну ночь забыть о своей грязной работе, выспаться или же вместе с ним молиться Господу. Он никого из тех, с кем проводил время, не осуждал, не обличал, а только жалел. И многие проститутки стали на праведную дорогу. Одни из них покаялись, вышли замуж, родили детей и стали верными женами, другие ушли в монастырь и блюли чистоту до самой кончины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector