Тутаев. под сенью чудотворных икон

Святыни

В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:

  • самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;
  • крест XV — XVI вв., он по преданию приплыл по Волге и остановился прямо напротив храма;
  • икона Смоленской Божией Матери;
  • образ свт. Николая Чудотворца (Можайского), выполненный в 1-й половине XVII в.

Деятельность прихода

В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:

  • православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
  • молодежный хор;
  • постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.

Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.

Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленных

Схема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Взгляд напротив: вера, красота и покой

Казанская церковь

Под глубоким впечатлением увиденного путешественник выходит из храма на берег Волги — и перед ним открывается не менее впечатляющая картина, созданная в соавторстве природой и человеком. Над крутым, заросшим густой зеленью противоположным речным берегом поднимается красно-белая Казанская церковь с шатровой колокольней — вид, ставший визитной карточкой Тутаева и запечатленный на фотообложках множества путеводителей по городу, а также в картинах замечательного русского художника Бориса Кустодиева. 

Этот храм, почти у самого уреза воды, построен на груде специально привезенных сюда камней, укрепивших берег. Задолго до его появления на берегу стояла часовня Николая-чудотворца. Интересную историю доносит до нас летописное «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря». В конце XVI века в город из-под Казани привезли иконописное изображение Богородицы. Храм в ее честь должен был появиться именно в Романове, о том вели речь доставивший икону местный житель Герасим и священнослужители. 

Но дальше была Смута, и икону перевезли в Ярославль, где, собственно, этот обет и исполнили, а романовцам позже вернули список. Только тогда горожане поставили на волжском берегу две деревянные церкви, Преображенскую и Рождества Богородицы с приделом Казанской иконы, а также основали монастырь, просуществовавший до середины XVIII века. 

А трогательная своей бесхитростной красотой Казанско-Покровская церковь с отдельно стоящей свечой колокольни появилась в 1758 г. Она выстроена в смешанных московско-ярославских традициях, а не в ставшем модным елизаветинском барокко — с белоснежным членением лопатками и карнизами алых стен, аркатурой барабанов пятиглавия, килевидными кокошниками окон, галереей, трапезной, «ползучим» крыльцом, чья кровля разве что и отдает дань европейским веяниям. Храм — двухэтажный, с нижней, теплой Рождественской церковью, и верхней, летней, Преображенской. Казанский придел устроен в нижней церкви, а всего здесь пять престолов: в дополнение к перечисленным оставшиеся два посвящены Макарию Унженскому и Николаю Чудотворцу.

Казанская церковь и колокольня

В советские годы верующих отсюда выгнали, храм закрыли и использовали под мастерские, а затем — под пивоваренный завод. Его вернули церкви в 1997 году, а через пять лет возродился старый обычай носить Казанскую икону крестным ходом из Ярославского Казанского монастыря в Романов.

Казанская церковь над Волгой

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев

Адрес: 152302, Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Благовещенская, 11а Настоятель храма – иерей Василий Катрич тел.: 8920-107-35-72

ВИДЕО-ПРОЕКТ «СВЯТАЯ РУСЬ. ВИЗИТ К НАСТОЯТЕЛЮ» Выпуск №1 Благовещенский храм расположен на высоком правом берегу Волги в южной части правой, Борисоглебской, стороны г. Романова-Борисоглебска. Прежде эта часть города являлась селом Ново-Благовещенским, принадлежавшим, как и храм, Ярославскому Спасскому монастырю. В 1777 году село вошло в состав города. Храм был построен в 1660 году московскими зодчими, в 1735 году с южной стороны холодной церкви взамен ветхой деревянной был устроен теплый придел с колокольней, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Холодный храм имел в основании вид квадрата 11х11 м с мощными стенами толщиной 1 м 30 см. Его внутреннее пространство было перекрыто одним коробовым сводом без традиционных четырех столпов. Бесстолпный храм имел и нехарактерное для местного зодчества завершение в виде ряда кокошников, которые закрывали наружную поверхность свода. Они служили переходом к почти плоской четырехскатной крыше. Из них как бы вырастали глухие деревянные барабаны, увенчанные пятью главами с деревянными восьмиконечными крестами, обитыми белым железом. С востока к храму примыкали три полукружия для алтаря и жертвенника, с запада — шатровая колокольня, основание которой служило входной папертью. Главной святыней храма являлась Донская икона Пресвятой Богородицы, почитаемая как чудотворная. В 1771 году она спасла жителей слободы от морового поветрия. Память о почитании чудотворного образа сохранилась в названии одной из улиц Борисоглебска – Донской. После закрытия храма в 1929 году некоторые его святыни уцелели под спасительной сенью Воскресенского собора, в том числе и Донская икона Божией Матери. В советское время Благовещенская церковь была закрыта. Перед Великой Отечественной войной в ней располагался клуб имени Сталина, в годы войны — пекарня, склад муки, склад утильсырья. В 1949 г. в храме произошел сильнейший пожар, после которого он был сильно поврежден. Алтарь, теплый придел и колокольня были разобраны. От замечательного памятника архитектуры остался только бесстолпный квадрат. В середине 90-х годов ХХ века в храме начались восстановительные работы, которые сейчас продолжаются. Церковь поднимали буквально из руин. За последние годы были частично восстановлены алтарь, купол и свод храма, приобретены колокола, которые размещаются на временной звоннице. В 2012 году большим событием для церкви стало установление иконостаса. В ближайшей перспективе планируется приобрести паникадило, произвести внутренние работы, но храму не достает средств. С 2001 года в Благовещенской церкви постоянно совершаются воскресные и праздничные богослужения, исполняются требы, храм участвует в ежегодных Крестных ходах города. Главные храмовые праздники отмечаются: 7 апреля/25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы; 25/12 февраля — день памяти святителя Алексия, митрополита Московского; 2 июня/20 мая – обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Существует также традиция ежегодно 1 сентября совершать крестный ход с Донской иконой Божией Матери из Воскресенского собора в Благовещенскую церковь, где в этот день служится Божественная литургия. Богослужения совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни. Начало вечерних богослужений в 17.00, Божественной литургии — в 8.00

Средства для восстановления храма можно перевести на карту Сбербанка:

№ 639002779006993150 Людмила Катрич

При перечислении средств укажите ваше Фамилию и Имя, в церкви есть памятная книга, в нее заносятся все пожертвовавшие.

назад

Как Романов-Борисоглебск переименовали в Тутаев

Романовская сторона, где жил Классен, в большей степени хранит аромат старины, на правом же берегу Волги выросли кварталы многоэтажных домов. Но в городе, большей частью, на левом волжском берегу, сохранилось немало зданий, построенных еще романовскими купцами и дворянами. Недалеко от Крестовоздвиженского собора стоит усадебный особняк Зацепиных. С ним связана история, послужившая поводом для переименования Романова-Борисоглебска.

Усадьба Зацепиных

Во время ярославского контрреволюционного восстания в июле 1918 года из Романова-Борисоглебска в помощь красногвардейцам отправляется вооруженный отряд. По пути сторонники Ильича решили разобраться с местным городским головой Никитой Зацепиным и двинулись к его усадьбе. Тот начал отстреливаться. Солдат Илья Тутаев — единственный из всех атаковавших дом Зацепина, был убит. Вот в честь него и решила новая власть дать городу достойное имя — название «Романов» так или иначе перекликалось с царской фамилией, а православных святых Бориса и Глеба большевики, понятно, не жаловали. 

Сперва городу хотели присвоить двойное имя, Луначарск-Тутаев, но, в конце концов, остановились на Тутаеве. В перестройку местные депутаты не единожды пытались вернуть городу прежнее наименование, и даже дошли до Государственной Думы, но большинство жителей на референдуме проголосовали против. Посчитали, что есть дела поважнее. Да и в названии «Тутаев» не увидели ничего противоречащего своей истории, поскольку Тутай — мерянское имя, напоминающее о породнившейся со славянами финно-угорской части населения Ростово-Суздальского княжества.

Дом нотариуса Маслока

В городе можно полюбоваться двухэтажными старинными домами, принадлежавшими Шумиловым, Илларионовым, Алаевым, Маслокам. Дома строились не вплотную друг к другу, а с небольшими промежутками между ними, которые тут же заполнялись садами и хозяйственными постройками.

Дом Черениных

Со времен Екатерины в ярославские земли из столицы стали поступать образцы проектов для сооружения каменных зданий. Кое-что осталось от «образцовой» застройки до сего дня, например, дом Черениных на Казанской улице, с портиком и колоннами.

Памятник Ушакову

В начале улицы Ушакова (прославленный адмирал — уроженец здешних мест, и в центре Романова ему установлен памятник), напротив старого моста через впадающую в Волгу речку Медведку, высится любопытное здание с закругленным углом и лучковым фронтоном. 

Есть несколько красивых деревянных зданий, в том числе с изысканными резными наличниками.

 «Образцовый» дом на улице Ушакова

А на базарной площади высится каланча, стены которой расчленены фахверками, и на нее можно подняться, чтобы полюбоваться панорамой застройки берегов Волги.

Пожарная каланча 

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.40/21.55. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа

Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Росписи

Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально представленная современная художнику техника проведения строительных работ. На северной стороне — история Ионы. Интересно изображение кита. Художника, видимо не представлял реального животного и изобразил скорее гигантскую рыбу. На галерее имеются и исторические сюжеты, например, крещение Руси князем Владимиром и история Евлогия-каменосечца.

В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина страшного суда, расположенная на западной стене. Изображения комментируются надписями, среди них кроме библейских цитат находятся и стихи Симеона Полоцкого.

Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

Настенная живопись

В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.

Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.

История образа

Рис. 3. Самый первый лик Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению святого князя Андрея Боголюбского.Самый первый образ Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, который впоследствии был прославлен в лике святых. История этого образа тесно переплетается с историей другой иконы — Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, об этом нам повествует древний документ:

История повествует нам о том, что во время сражения войска князя Андрея с полчищами волжских балгар, вместе с его воинами шли священнослужители с чудотворной иконой. Возвратившись с уверенной победой, в свой лагерь, князь увидел чудесное сияние, осходившее от иконы Богородицы. В то же время, византийский император, который был в дружественных отношениях с князм Андреем, одержал победу над хазарами. В своих письмах князю, он написал, что также молился перед чудотворной иконой и видел её чудесное сияние. В память об этом чуде, князь заказал написать образ Спаса Всемилостивого. Впоследствии, от этого образа было ещё много чудес, с него стали делать списки, некоторые из которых также прославились своими чудотворными свойствами. Самые известные из них это икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве и Кижах.

История образа

Самый первый лик Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению святого князя Андрея Боголюбского.

Самый первый образ Спаса Всемилостивого был написан в XII  веке по повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, который впоследствии был прославлен в лике святых. История этого образа тесно переплетается с историей другой иконы — Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, об этом нам повествует древний документ:

История повествует нам о том, что во время сражения войска князя Андрея с полчищами волжских балгар, вместе с его воинами шли священнослужители с чудотворной иконой. Возвратившись с уверенной победой, в свой лагерь, князь увидел чудесное сияние, осходившее от иконы Богородицы. В то же время, византийский император, который был в дружественных отношениях с князм Андреем, одержал победу над хазарами. В своих письмах князю, он написал, что также молился перед чудотворной иконой и видел её чудесное сияние. В память об этом чуде, князь заказал написать образ Спаса Всемилостивого. Впоследствии, от этого образа было ещё много чудес, с него стали делать списки, некоторые из которых также прославились своими чудотворными свойствами. Самые известные из них это икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве и Кижах.

Парк «СССР»

Адрес: Тутаев, Юбилейная площадь.

Парк советского периода расположен в центральной части города, на правом берегу Волги. Открытие парковой зоны произошло в 2008 году, и со временем она стала популярна не только у местных жителей, но и у туристов, прибывших в город на круизах. Дело в том, что в парке СССР собрано большое количество скульптур советской пионерии и прочих предметов из 1960-х годов, которыми в былые годы любили украшать пионерлагеря.

Изюминкой парка являются бюсты Ильи Тутаева, Владимира Маяковского и Михаила Калинина. Кроме того, здесь находятся модели советских автомобилей, выпускавшихся с 1940 по 1980 годы. Посмотреть на эти достопримечательности Тутаева и посетить парк можно абсолютно бесплатно.

Иконы и убранство

В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко.

Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта».

Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николая несколько архаична, но не лишена динамики. Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест.

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год. 

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» — вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте 

Из Романова в Борисоглебск – только паромом

Еще в 1970-е Тутаев считался одним из городов Золотого кольца. Гербы Романова, Борисоглебска и объединенный, собственно Тутаева, украшали коллекции фалеристов. Голубая лента Волги и ярославский медведь с секирой.

… Но для того, чтобы действительно быть одной из жемчужин русской старины и привлекать внимание туристов, необходимо немало сделать. Привести в порядок дороги — на Романовской стороне это, в большинстве, скорее, не дороги, а направления

Со стороны Ярославского шоссе кратчайший путь к Тутаеву доставляет мучения автомобилистам. Моста через Волгу нет, а на паром, курсирующий ограниченное время года, помещается то ли девять, то ли двенадцать легковых машин.

Паром

Внешний вид исторических зданий порой приводит в отчаяние. Соответствующая инфраструктура отсутствует, и даже простейшие сувениры и буклеты можно приобрести разве что в церковных лавках. 

В Тутаеве несколько хороших музеев, но главные городские достопримечательности все же не они, а храмовые комплексы и очаровавшие когда-то Кустодиева волжские берега. В старом городе  не сыскать кафе, в котором удалось бы перекусить, не говоря уж о фирменных блюдах национальной кухни.  Есть вопросы и к организации торговли — к притоку туристов она просто не готова. А ведь совсем рядом — Ярославль, Углич и небольшой Мышкин с весьма активным в этом плане населением. 

Развитие туризма, без сомнения, всколыхнуло бы вековой сон старинного города, создало новые рабочие места, остановило отток рабочих рук: например, по данным Википедии, в Тутаеве проживает около 40 тысяч человек, а горожане называют куда меньшую цифру. 

Словом, нужно многое сделать… если это кому-нибудь нужно. Потому что если следовать идеям некоторых наших реформаторов, пожелавших сосредоточить население страны в нескольких крупных городах, мы Россию все-таки потеряем. 

Евгений ШАПОЧКИН

Интерьер Воскресенского собора Тутаев

С художественной точки зрения, главное достояние внутренней части Воскресенского собора Тутаева — иконостас, настенные росписи и росписи галерей летнего храма. Также заслуживают внимания ктиторские места XVII века.

Иконостас летнего храма, созданный в конце XVII — начале XVIII веков, включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 1670-х годов. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисисный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершаются деревянными изображениями ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, символизирующая учение Христово. Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских мастеров в конце 70-х годов XVII века. Новейшие исследования с достаточной долей вероятности позволяют заключить, что руководил артелью изограф Федор Карпов.

В центральном объеме храма на южной и северной стенах, в четырех живописных ярусах, подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским Соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд». Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и икона Божией Матери «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — «Воскресение Христово» и чудеса воскрешений, а также Патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Роспись галерей представляет «изложение в красках» ветхозаветной истории, а именно — важнейших сюжетов Книги Бытия. На сводах южной галереи помещаются следующие композиции:

«Дни творения», «Грехопадение», «Каин и Авель», «Ной. Потоп». На сводах западной галереи: «Завет. Сыновья Ноя», «Вавилонская башня», «Авраам», «Мельхиседек. Странноприимство Авраама», «Лот. Содом», «Рождение Исаака. Принесение Исаака в жертву»

Живопись сводов северной галереи связана с жизнью Иакова и его двенадцати сыновей, среди которых основное внимание, конечно же, уделено Иосифу Прекрасному

Саша Митрахович 15:49

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу».

В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом.

Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века. Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего)

Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24)

Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24).

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Икона «Целование Божией Матери и праведной Елизаветы»

Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елизаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елизавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елизавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елизавета была в тот момент беременна.

Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.

Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.

Празднование — 30 марта/12 апреля.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-vsemilostivyy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector