Владимирская икона божьей матери: значение образа, в чем помогает, когда празднуется
Содержание:
- Другие изображения Божьей Матери «Умиление» и их значение
- В 1834 году была построена новая колокольня у храма в Толмачах
- Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери
- В чем помогает икона
- О чем молятся у Владимирской иконы
- Почему ее называют покровительницей русского народа?
- Празднование образа и явленные чудеса
- Где побывала Владимирская икона
- История
- В каких событиях российского государства участвовала икона?
- Чудотворность иконы
- Символизм иконы и ее стиль
- Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
- Значение Владимирской иконы
- Владимирская икона Божией Матери история
- Значение в истории русского народа
- История появления
Другие изображения Божьей Матери «Умиление» и их значение
Существуют и другие иконы Пресвятой Богородицы с названием «Умиление», и они обладают не меньшей силой чудотворения.
Псково-Печерская
Это список не оригинального образа «Умиление», а иконы Богоматери «Владимирской». Ее создание авторства монаха Арсения Хитроша относят к началу XVI века.
Название иконографического типа «Елеуса», к которому она относится, так и переводится с греческого – сострадание, милость. На таких иконах Матерь Божья изображается с Богомладенцем на руке, и Тот прижимается щекой к ее щеке, – как символ безграничной любви.
Свою чудодейственную силу этот образ являл в весьма трудные времена. Так, при завоевании Пскова польским королем Стефаном Баторием (1581 г.) было приказано забрасывать город калеными ядрами.
Одно из таких ядер угодило непосредственно в икону, не нанеся ей при этом ни малейшего вреда. Именно лику Пресвятой Богородицы обязаны защитники города поражением неприятеля.
По легенде, икона «Умиление» помогла отбить у наполеоновских войск захваченный ими Полоцк.
Описано множество случаев, когда по молитве болящих перед этим образом они получали исцеление.
Смоленская
Икона «Умиление» Смоленская, известная с начала XII века, изображает Богородицу, которая любуется Младенцем Христом, играющим в складках Ее одеяния.
Много веков спустя после написания этого образа Смоленск под ее защитой оказался недосягаем для поляков, пытавшихся захватить его.
Ростовская
В Свято-Никольском храме Ростова помещена икона «Умиление» Ростовская, в народе называемая «Богородица с яблочком», на которой Младенец Христос держит в Своих руках яблоко, прославившаяся множеством документально подтвержденных самых невероятных исцелений.
История ее обретения тоже связана с выздоровлением больной девочки, которой Матерь Божья явилась в видении, указав место нахождения своего чудесного образа.
Новгородская
По виду очень напоминает Серафимо-Дивеевскую икона «Умиление» Новгородская. Более семисот лет поклоняются ей новгородцы: первое ее прославление произошло в 1337 году, когда непонятная сила восхитила ее, и из глаз Пречистой заструились слезы.
Существует целый список массовых исцелений от различных недугов, молятся перед иконой для защиты от пожара, вражеских нашествий.
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская область) также хранит один из особо почитаемых списков со святыни, в честь которого освящен придел.
Список этот, хотя еще и сравнительно «молодой»: написан в конце позапрошлого столетия, но уже известен далеко за пределами монастыря своими чудотворными свойствами.
Локотская
Интересна история Локотской иконы «Умиление», находящейся в пос. Локоть на Брянщине.
Это не иконопись в чистом ее виде, а копия, помещенная на настенном календаре, который, уже устаревший, в свое время купила одна женщина, просто, чтобы его не утилизировали и тем не осквернили Святой лик.
Собственно календарь женщина отрезала, а икону поместила на стене. Через какое-то время образ стал источать миро и благоухать. По благословению митрополита в поселке построили часовню и поместили там эту «календарную» икону, и к ней идут и едут сотни страждущих.
После молитвы перед Святым образом женщины исцеляются от бесплодия, выздоравливают онкологические больные, как и страдающие диабетом, церебральным параличом, трофической язвой и др., отыскиваются пропавшие.
Рекомендуем посмотреть видео — «История иконы «Умиление»:
Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:
Что еще почитать?
Поделиться с друзьями: |
В 1834 году была построена новая колокольня у храма в Толмачах
В 1832 году колокольня храма в Толмачах сильно покосилась, а трапезная дала небольшие, но значительные трещины.
В том же году по благословению святителя Филарета митрополита Московского и всея Руси, на средства прихожан была заложена и освещена новая 3 ярусная колокольня и трапезная с двумя симметричными пределами. Это произошло 25 ноября 1834 года.
На 2 ярус колокольни был отлит новый купол, остальные же колокола оставили прежними.
Внутренняя отделка храма святителя Николая в наши дни. Фото: mukckd.ru
Стоит обратить внимание на внутреннюю отделку храма. Колокольня была выполнена из искусственного мрамора
К 1845 году даже большую часть была утрачена, и поэтому отделку позднее заменили росписью.
За благолепие и все восстановительные работы отвечал настоятель храма Николай Романов. В 1849 году именно он был назначен духовным священнослужителем Замоскворецкого сорока.
1849
в этом году духовным священником Замоскворецкого сорока назначили Николая Романова
Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери
Считается, что образ три раза спасал Русь от врагов. Помимо этого, были зафиксированы и другие чудесные случаи.
- В монастыре Вышгорода без людского вмешательства икона переставлялась в разные места.
- Во Владимире на нескольких человек упали ворота. Один из христиан вознес молитву, обращенную к Богоматери, и все люди остались живы.
- Супруга князя Андрея тяжело рожала. Супруг перед образом просил об облегчении родовых мук. Его мольба была услышана: княгиня тут же родила здорового ребенка, сама при этом не пострадав.
- В одном из походов князю Андрею воспрепятствовала дальнейшему пути безбрежная река. Он послал слугу найти в реке неглубокое место, но тот стал тонуть. Князь начал возносить молитву, и слуга выплыл живым и невредимым.
- Легенда говорит о том, что в период Великой Отечественной войны для спасения Москвы, образ поместили в самолет, и он облетел всю столицу. После облета спустился туман, начался снегопад. Захватчик был дезориентирован.
Существует много копий иконы. Православные замечали, что удивительные вещи происходят от молитв перед всеми образами.
В чем помогает икона
Богородица является Матерью не только Спасителя, но и всего человечества. Она заступается за каждого верующего, ходатайствуя о нем перед самим Господом. К Приснодеве, как правило, обращаются по разным поводам:
- защитить от врагов;
- укрепить веру;
- наставить на истинный путь;
- уберечь от порчи и дурного глаза;
- усмирить духовные страсти;
- разрешить трудную жизненную ситуацию;
- исцелить от болезней;
- постичь счастье материнства;
- найти хорошего супруга/супругу.
Стоит помнить, что помогает не само изображение Пресвятой Богоматери, а божественная сила, коей наполнен образ. Только пришедший к Заступнице с чистыми помыслами и крепкой верой обретет ее милость.
Совет автора
Дни празднования святого образа
О чем молятся у Владимирской иконы
Владимирская икона считается сильной покровительницей русских православных людей. Верующие молятся перед ней в любой сложной ситуации. Богородичный образ помогает:
- принять правильное решение при обуревающих сомнениях;
- разрешить конфликтные ситуации, примириться при разногласиях;
- укрепить дух в тяжелый период жизни, приобрести мудрость и терпение;
- сохранить любовь и взаимопонимание в семье, избежать ссор и недопонимания между супругами;
- защитить дом от недоброжелателей, сглаза, порчи и другого негатива;
- противостоять врагам, разрушить коварные умыслы злых людей;
- оградиться от дьявольских искушений, греховных помыслов, избежать постыдных поступков;
- предотвратить серьезную угрозу для жизни или случайную смерть;
- раскаяться, получить прощение совершенных грехов через молитвы Девы Марии к Господу.
Владимирский лик Божией Матери уже много веков славится своей способностью исцелять от различных заболеваний. Чаще всего православные христиане, обратившиеся за помощью к Деве Марии через эту святыню, излечивались от болезней глаз, сердца, женского или мужского бесплодия.
Как и другие иконы, на которых изображена Пречистая Богородица, Владимирский образ покровительствует детям различных возрастов. Родители могут молиться у него о здравии своих чад, о наставлении их на правильный путь, предотвращении плохого влияния окружающих.
Молитвы перед чудотворной иконой дарят выздоровление не только телесное, но и духовное. Святыня помогает обрести истинную веру, очистить душу от всяческого зла, подсказывает, как прожить благочестивую жизнь, достойную истинного христианина и угодную Создателю.
Почему ее называют покровительницей русского народа?
В Москве икона оказалась в 1395 году. Предшествовало этому событию нашествие хана Тимерлана со своей ордой на Елец, после которого он направился осаждать Москву. Тогда правил князь Василий Дмитриевич, который поспешил написать митрополиту Московскому о том, чтобы проводимый Успенский пост был соблюдаем для избавления от Тимерлана. Тогда во Владимире проходила Литургия, посвященная Пресвятой Богородице, а после нее духовенство решило перенести икону в Москву. Она «направилась» туда крестным ходом. Ее провожало множество народа, молясь о спасении русской земли.
Примечательно то, что Тимерлан, подойдя к Москве, решил устроить привал, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел святителей с золотыми жезлами, сходящими с великой горы, а над ними Жену, говорящую ему навсегда оставить русскую землю. Проснувшись, хан спросил у своих волхвов о значении сна и понял, что не увенчается его набег победой и удалился на свою родину. Так Богоматерь спасла Москву и весь ее народ от язычника. В честь такого чудного избавления на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Событие это празднуется до сих пор 8 сентября каждого года.
Это интересно: Донская икона Божией Матери — описываем по порядку
Празднование образа и явленные чудеса
Празднование Владимирской иконы осуществляется трижды в году. Это символизирует троекратное спасение Руси от вражеского нашествия. По новому стилю дни почитания Божественного лика приходятся на несколько дат:
- 3 июня;
- 6 июля;
- 8 сентября.
В начале лета, 3 июня, чествование иконы проводится в память о событиях, происходивших в далеком 1521 г. В то время крымский хан Махмет-Гирей напал на Москву со своими несметными полчищами. Чтобы спасти столицу от захватчиков, митрополит Варлаам и все местное население днями и ночами молились перед Владимирским образом. После этого у одной из монахинь кремлевского Вознесенского монастыря было видение свыше. В нем святые московские митрополиты Петр и Алексий выносили икону через закрытые двери обители и совершали с ней крестный ход, а преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский молили Пречистую Деву о защите русского народа. После вмешательства Царицы Небесной татарским племенам привиделось великое воинство в сияющих доспехах, и они в ужасе покинули пределы Москвы.
Ежегодно 6 июля православные жители России вспоминают избавление от тяжкого ига монголо-татар. В 1480 г. хан Ахмат выступил с огромным войском на Русь, правители которой отказались платить ему установленную ранее дань. В пределах устья реки Угры его остановила русская рать, после чего начался затяжной бой. Далее имело место «стояние на Угре», в период которого обе стороны сохраняли нейтралитет. Во время описанных событий вся Русь денно и нощно читала молитвы к Пречистой Деве Марии. Больше всего молящихся пребывало у Владимирской иконы. Результатом горячих просьб к Небесной Царице стало скорое отступление врага и его полное изгнание с русских земель. В память о таких чудесных событиях реку Угру начали именовать не иначе как Пояс Богородицы. В дальнейшем в российской столице появилась ежегодная традиция совершать крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю.
8 сентября Православной церковью установлен праздник в честь избавления от племен, веками угнетавших русский народ. В 1395 г. Москва была атакована Тамерланом и его безжалостными войсками. Ситуация оказалась очень тяжелой, и единственной надеждой на спасение стало справедливое Божественное вмешательство. Великий князь Василий Дмитриевич повелел доставить в Москву икону Богородицы, хранящуюся во Владимире. После ее прибытия был проведен крестный ход, а перед святым образом стояли на коленях все – и представители высшего духовенства, и бояре, и члены княжеской семьи, и простой люд. Божия Матерь вняла просьбам уповавших на Нее и явила удивительное чудо во имя спасения человеческих жизней. Тамерлану, находящемуся в шатре на берегу Москвы-реки, было послано откровение: он увидел, как по склону высокой горы спускаются святые мужи с золотыми посохами, а над ними в необыкновенно ярком сиянии парят Пречистая Дева Мария и ангелы с огненными мечами. Грозный правитель татар ужаснулся такому небывалому зрелищу. Собранные им мудрецы и старейшины правильно растолковали увиденный знак. Они сочли его проявлением небесного заступничества и предупреждением свыше о необходимости оставить православный народ в покое. После этого Тамерлан решил не перечить Божьей воле. Он повелел поскорее покинуть пределы русской столицы и увести обратно татарские войска.
Где побывала Владимирская икона
После длительного пребывания в Иерусалиме Владимирская икона была перенесена в Константинополь. В первой половине XII века Лука Хризоверх, являвшийся патриархом Царьграда, подарил ее древнерусскому князю Юрию Долгорукому. Этот великий правитель распорядился передать образ Вышгородскому женскому монастырю под Киевом. Здесь изображение достаточно быстро проявило таящуюся в нем небывалую силу и стало известным на всю Русь как чудотворное.
Узнав о многих удивительных явлениях, связанных с иконой Девы Марии, князь Андрей Боголюбский самовольно принял решение отвезти ее в северные земли. В дороге с ним и его попутчиками случилось неожиданное происшествие: поблизости с городом Владимиром кони, перевозящие святыню, внезапно остановились и категорически отказались идти дальше. Произошедшее было воспринято как Божий знак, после чего путники заночевали в этой местности.
Оказавшись свидетелем необъяснимых чудес, связанных с Божественной картиной, Андрей Боголюбский в значительной мере оказал содействие повсеместному почитанию Богородицы. В период его княжения на Руси возводились многочисленные храмы в честь Царицы Небесной, создавались точные копии оригинала Владимирской иконы.
Дальнейшая история реликвии преимущественно связана с российской столицей. В Москву образ попал в 1395 г., куда верующие христиане перенесли его во времена нашествия монголо-татар.
История
Происхождение
Уцелевшая часть Боголюбовского замка
Икона датируется началом XII века и прибыла в Украину около 1131 года. Это согласуется с данными Русских летописей . Считается, что, как и другие высококачественные произведения византийского искусства , он был написан в Константинополе. Оригинальны только лица, одежда перекрашена после повреждений, нанесенных металлической крышкой или ризой и во время пожара в 1195 году.
Около 1131 года Константинопольский греческий патриарх послал икону в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому . Академик Сона Хойзингтон отчасти объясняет это активными усилиями византийцев по обращению и обращению в христианство славянских народов в то время. Она хранилась в Вышгородском женском монастыре, пока сын Юрия Андрей Боголюбовский не привез ее во Владимир в 1155 году.
Традиционно кони, перевозившие икону, остановились возле Владимира и отказались ехать дальше. Соответственно, многие на Руси восприняли это как знак того, что Богородица хотела, чтобы икона оставалась там. Место назвали Боголюбово, или «Боголюбивое». Андрей разместил его в своей резиденции в Боголюбово и построил Успенский собор, чтобы узаконить свое заявление о том, что Владимир заменил Киев как главный город Руси. Икона вскоре была перенесена в Успенский собор после его освящения в 1160 году.
Князь Андрей выносит икону из женского монастыря в Вышгороде. Миниатюра из Иллюстрированной летописи Ивана Грозного.
После освящения Успенского собора, за которым вскоре последовали другие церкви, посвященные Богородице, нет никаких свидетельств того, что икона когда-либо покидала Владимир до 1395 года. Однако ее присутствие не помешало разграблению и сожжению города монголами. в 1238 г., когда икона была повреждена во время пожара. Он был восстановлен вскоре после этого события, а затем снова в 1431 и 1512 годах.
Трансфер в Москву.
На этой иконе XVI века изображены митрополиты Киприан и Василий I, приветствующие Владимирскую икону в Москве.
Сложилась легенда, что икона была написана Евангелистом Лукой с натуры; Первый письменное изложение этой истории восходит к 1512. заступничества из Богородица через изображение также приписывает спасение Москвы от татарских орд в 1451 и 1480.
Образ был привезен из Владимира в Москву в 1395 году, во время нашествия Тамерлана . Место, где москвичи встретили владимирскую делегацию, увековечивает Сретенский монастырь, который считается построенным там, где это произошло. Однако никакие археологические свидетельства не подтверждают это утверждение, и большая часть церкви пятнадцатого-шестнадцатого веков была разрушена после ремонта, проведенного Русской православной церковью. Московский Василий I всю ночь плакал над иконой, и в тот же день войска Тамерлана отступили. Москвичи отказались вернуть икону во Владимир и поместил его в Успенском соборе в Кремле .
Дэвид Миллер предполагает, что икона фактически все еще находилась во Владимире, с некоторыми экскурсиями в Москву, до 1520-х годов. Ссылка на икону со спасением Москвы в 1395 году не появляется в источниках до конца 15 века, а полная версия этой истории — до 1512 года, а затем 1560-х годов. С XVI века Владимирская стала важным символом в серии политизированных легенд, связывающих Москву с домонгольской Русью и позиционирующих ее как центр христианства после Рима и Византии — первоначально для поддержки имперских притязаний Ивана IV. , а затем влиять на государственную политику при династиях Рюриковичей и Романовых.
Постреволюционный
При большевиках икона перешла во владение Государственной Третьяковской галереи . Представленный как произведение искусства, он был впервые выставлен в галерее в 1930 году и хранился там, по крайней мере, следующие 11 лет. Во время битвы за Москву , Иосиф Сталин якобы имел значок пролетов по всему городу , как немцы начали вторжение. Впервые об этом рассказал московский городской чиновник Виктор Волохов в своей книге « Муниципальная милиция в Российской Федерации» .
В 1993 году он был перенесен в Богоявленский собор для Божественной литургии из-за напряженности между президентом Борисом Ельциным и российской Думой . Хотя во время экскурсии он был поврежден, вскоре его отреставрировали и передали церкви Святого Николая в Толмачах .
В каких событиях российского государства участвовала икона?
Но не только во время нашествия Тимерлана люди молились перед иконой Владимирской Божьей Матери. Она участвовала и в других событиях государства:
- 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
- 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
- 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
- 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.
Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:
- Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
- Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
- Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
- Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.
Эти далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.
Чудотворность иконы
На протяжении всего времени случались чудеса, связанные с Владимирской иконой.
- Три раза мольбы людей про спасение собственной земли были услышаны. Чужеземцы покидали русскую землю по разным причинам.
- Когда икона находилась в Вышгороде, были замечены самовольные перемещения иконы. Три раза образ оказывался в разных частях монастыря.
- Вода, которая омывала святыню, имела лечебные свойства, прихожане неоднократно исцелялись от различных телесных недугов.
- Жена одного из священнослужителей, ждала ребенка, она часто молилась перед Владимирской иконой Богоматери и один раз чудом ее жизнь была спасена от взбесившейся лошади.
- Настоятельница монастыря была исцелена от слепоты. Девушка просто выпила воды от святого лика и произнесла молитву.
- Однажды, в городе Владимире на двенадцать человек обрушились Золотые ворота, все эти люди внезапно оказались под завалами. Один из них прочитал молитву перед образом Богородицы, затем всем этим людям удалось спастись. Никто из них не получил тяжких увечий.
- Младенец был омыт святой водой, и он спасся от злых чар.
- Женщина на протяжении многих лет болела серьезным сердечным заболеванием, она отдала священнику все свои золотые украшения и послала с ними священника в храм, где находилась икона. Он привез женщине святой воды, она ее выпила и помолилась, а через некоторое время женщина оказалась полностью здоровой.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Это еще далеко не полный список чудес, которые связаны с Владимирской иконой. Причем чудеса случались не только связанные с оригиналом иконы, а и с многочисленными ее копиями.
Символизм иконы и ее стиль
Богословы интерпретируют символизм иконы как то, что Дева Мария предназначает своего младенца Иисуса в жертву за грехи всего человечества. К подобному выводу они пришли потому, что на оборотной стороне иконы изображены символы страданий Христа (трость с губкой, копье и крест). Нежность и ласка, которая изображена на иконе, «говорит» о том, что Мать очень любит своего Сына, но отдает его на поругание и смерть ради того, чтобы Он спас человечество от греха и ада, совершенно добровольно. Потому что понимает, что иного Спасителя у мира больше не будет.
Икона была написана в период Византийского искусства и относится к дематериализации живописи, что характеризуют размытые и еле видные очертания, нет четких линий, но присутствуют детали. Одежды Богоматери и Младенца неким орнаментом легли на изображение. Впечатление нерукотворной работы создается слабыми линиями, что является главным средством выражения живописи того времени. Это канонический образец без специальной графичности.
Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:
- Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
- Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
- Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
- Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
- Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
- Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.
Значение Владимирской иконы
Мольбы перед этой иконой способны защитить людей от напастей, к ней обращаются за помощью в самых разных ситуациях. В жизни человека бывают очень сложные периоды и тогда они прибегают к молитвам. Каждый верующий, который искренне просит помощи высших сил, получает ее. Владимирская Богоматерь является защитницей и охраняет дома от напастей, помогает в разных житейских ситуациях.
Каждый православный человек, просто обязан иметь у себя дома этот образ. О значении и чудотворности иконы написано много разных историй, чудеса случались сотни лет назад, так же случаются и в нынешнее время.
Владимирская икона Божией Матери история
История кратко образа Владимирской Богородицы непроста. Эта икона написана не раньше X века, но не позже XII века. Икона происходит из Константинополя, на Руси она оберегала князя Андрея Боголюбского и долгие века хранилась в Успенском соборе города Владимира, от которого получила свое название. Чудесным образом она, единственная из икон, сохранилась в пожаре собора 1185 года и при страшном нападении хана Батыя на город в 1237 году.
Ученые говорят, что образ, хранящийся в Третьяковке, – лишь список с более древнего, он датируется последними веками первого тысячелетия по рождении Христа. Трудно, однако, поверить, что его писал художник, незнакомый с ликом Богоматери. Возможно, иконописец, создавший Владимирскую, был человеком святым, и ему самому явилась Богородица. С этого видения он и написал чудотворный образ.
Значение в истории русского народа
Выделяют несколько дат, тесно связных с иконой.
1451 год
В 1451 году ордынский царевич Мазовша, правнук хана Тохтамыша, был отправлен к московскому князю Василию II за данью и расположился лагерем близ стен Москвы. Но, ночью он услышал оглушительный шум и, испугавшись, бежал, бросив и войско, и обозы. Это произошло в праздник Положения ризы Богородицы, после молебна пред Ее спасительным Ликом. В благодарность, в Успенском соборе был построен придел «Похвалы Богоматери».
1480 год
1480 год – историческая дата. Иван III перестал платить дань ордынцам. Монголы большим войском явились на Русь и расположились вдоль реки Угра. Князь повелел принести на берег чудотворную икону и отслужить молебен. Два войска стояли напротив друг друга, их разделяла только река, которую в русском народе назовут поясом Богородицы. Татарский хан Ахмат так и не решился начать сражение и отступил. Русь избавилась от ига татар. 6 июля является днем памяти этих событий, православные верующие отмечают второе чествование иконы.
1521 год
В 1521 году крымский хан Мехмет-Гирей со стотысячным войском вторгся на территорию Руси и потребовал от Василия III, князя Москвы, снова платить им дань. Уже были нещадно разорены окрестности русского города и захвачено в полон много народа. Князь едва смог собрать войско, чтобы встретить врага на реке Оке. Но силы были не равны. В это время престарелая монахиня увидела чудесное явление: святители Петр и Алексий хотели выйти из Кремля через Спасские ворота, забрав с собой чудотворную икону. Но их встретили святые преподобные Сергий и Варлаам.
Поклонившись святителям, они спросили, почему те покидают Москву и уносят образ. На это Петр и Алексий ответили, что за грехи людские Бог повелел им оставить город и унести икону Его Матери. Такое же видение было и Василию Блаженному. Тогда весь народ усилил молитву к Богу и Богородице, взывая о помощи. Москва вновь оказалась чудесным образом спасенной. Третий день чествования великой иконы приходится на 3 июня.
1613 год
С Владимирским образом Богоматери верующие звали занять трон Бориса Годунова. С ним же митрополит Москвы встречал полки Минина и Пожарского, которые освободили Кремль от польских войск в 1613 г. Много бед и военных событий пришлось испытать нашей стране. И всегда покровительницей православного народа являлась и является Пресвятая Богородица.
История появления
Интересна история этой святыни православного мира. Началась она в 12 веке, когда патриарх Византийского Царьграда преподнес в дар князю Юрию Владимировичу чудотворный образ Богоматери. До середины 5 столетия она находилась в Иерусалиме. Считается, что автор, который написал икону, ученик Господа Иисуса Христа – апостол Лука.
Материалом для написания иконы послужила доска, взятая с трапезного стола святого семейства. Значит, она была освящена Самим Господом и Его Пречистой Матерью. Апостол Лука был врач и художник, но насколько бы не был талантлив человек, без помощи благодати Божией, создать такой шедевр, было невозможно. Когда Мария увидела образ, Она сказала: «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». Тем самым Богородица благословила икону, сотворив ее цельбоносной и чудотворной.
Многие чудеса проистекали от иконы, и народ стал почитать ее, рассказывая друг другу удивительные истории. Например, видели, как икона сама сошла со стены и повисла в воздухе. Это сочли знаком того, что образ желает пребывать в другом месте. В 1155 году Юрий Долгорукий выделил в пользование своему сыну Андрею город Вышгород.
Но князь Андрей задумал самовольно покинуть пределы Киева, а икону, находившуюся при монастыре, как особо почитаемую святыню, похитить и перенести в новые земли, как бы призывая туда благословение Божие. Подговорив священника и диакона, князь Андрей ночью унес икону и отправился в ростово-суздальские земли.
Не доходя нескольких верст до Владимира, словно перед невидимой преградой, лошади остановились. И как не старались слуги сдвинуть их с места, ничего не получалось. Это явно был знак Божий. Князь слезно молился Пресвятой Богородице, каялся, считая случившееся наказанием за похищение. А ночью ему явилась Сама Богоматерь. Она велела оставить святыню во Владимире.
Андрей Боголюбский построил собор Успения Богородицы и перенес в него икону, щедро украсив ее оклад. Именно с этого времени за образом закрепилась наименование Владимирской иконы. На севере Руси образ прославился многими чудесами, явив покровительство Божией Матери за наше Отечество.
В 1237 году на Русь вторглись кочевые и воинственные племена монголо-татар. Страна была превращена в пепелище, а люди захвачены в плен. Дошла очередь и до Владимира, но защитить его не хватило сил и город пал. Оставшиеся в живых, укрылись в соборе, но враги вбежали в храм и тех, кто там искал спасения, изрубили мечами, а чудотворную икону осквернили, сняв с нее богатые украшения. В летописях есть свидетельства о том, что хан Батый видел эту икону, долго смотрел на нее, но, не сумев выдержать взгляда Царицы Небесной, ушел.
Всего во Владимире икона пребывала два с половиной века, до того времени, пока Богородица не восхотела, чтобы Ее образ был передан в град Москву.
Произошло это не совсем обычно. Небесная Заступница спасла Русь от Тамерлана. В 1395 году у стен Москвы появился новый враг – эмир Тимур. Слухи о его жестоких завоеваниях и победах разнеслись по многим землям. После Куликовской битвы прошло всего 15 лет, и не было возможности победить физической силой столь мощного врага. Народ уповал только на милость Божию и покров Царицы Небесной. Москвичи знали о чудесной помощи Владимирской иконы и упросили жителей Владимира перенести ее крестным ходом в Москву. Святыню несли на руках две недели. Сплошное чувство покаяния царило в народе, а в устах и сердцах – мольба о помощи. И вот, 8 сентября, (все даты в тексте указаны по новому стилю), в момент сретения иконы, произошло чудо. Тамерлану во сне явилась в чудесном сиянии прекрасная Дева, окруженная сонмом ангелов, и повелела покинуть эти края. Пробудившись в страхе, Тамерлан собрал своих волхвов и узнал от них, что сверкающая Дева из его сна – Царица Небесная, хранительница русской земли и русского народа. Мнительный хан не стал испытывать судьбу. Его войска спешно покинули лагерь и отступили.
Через два года, на месте встречи чудесной иконы, был воздвигнут монастырь. Он получил название Сретенский. Сретение – означает «встреча». Ежегодно, 8 сентября, святыня переносилась из Успенского собора в монастырь. Сейчас такой традиции нет. Икону не единожды переносили из Владимира в Москву и обратно, пока, наконец, не сделали список с иконы и не подарили владимирцам.