Свято-боголюбский монастырь в боголюбово
Содержание:
- Палаты Андрея Боголюбского
- Слияние Клязьмы и Нерли
- Оглавление:
- Парки и памятники, улицы
- Церковь Покрова на Нерли
- Разлив на Нерли и Клязьме
- Собор Боголюбской иконы Божией Матери
- История основания обители
- Описание Боголюбского монастыря
- Боголюбский монастырь
- Фото и описание
- История монастыря
- Свято-Боголюбский женский монастырь
- В Боголюбово проходят не санкционированные властями и РПЦ «покаяния» православных
Палаты Андрея Боголюбского
Свято-Боголюбский монастырь известен тем, что в нём сохранилась часть загородной резиденции князя Андрея Боголюбского. Это единственное уцелевшее здание древнерусской гражданской архитектуры.
Палаты Андрея Боголюбского, церковь Рождества Пресвятой Богородицы и часовня-киворий
По свидетельствам современников, дворец князя в Боголюбове был просто великолепен. Летописи сравнивают его с храмом Соломона. В центре двора возвышался белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Он был соединён башнями и галереями с покоями князя и крепостью, окружавшей резиденцию.
А сама крепость была окружена кольцами каменных стен, валов и рвов.
Собор во имя Рождества Богородицы украшала каменная резьба, он сиял медью и позолотой, внутри его были керамические полы, а в окнах – витражи.
Палаты Андрея Боголюбского, белокаменная резьба XII века
Князь Андрей прожил в Боголюбово 17 лет своего владимирского княжения. Здесь же принял мученическую смерть от своих политических противников.
Погиб он ночью на 29 июня 1174 г. в лестничной двухъярусной башне. Та самая башня и галерея из неё – крытый переход на хоры церкви – единственное, что дошло до наших дней от обширной и богатой резиденции князя. И то лестничную башню обнаружили под более поздними наслоениями случайно в середине прошлого века.
Вид на палаты Андрея Боголюбского. Справа – Трапезная церковь Благовещения, 1683 года
Шатровая колокольня над башней была возведена в XVIII веке.
Палаты Андрея Боголюбского. Лестничная башня с шатровой колокольней и церковь Рождества Богородицы
Но не она привлекает внимание туристов, а сама белокаменная галерея с аркой и башня с лестницей, вьющейся вокруг колонны. Здесь возле лестницы – ниша, где лежало тело князя
Там стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы…
Палаты Андрея Боголюбского, возведённые в 1158 — 1165 годах
В XVIII веке Андрей Боголюбский был причислен к лику святых.
Палаты князя Андрея – уникальный памятник древнерусской гражданской архитектуры XII века. Они внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и используются совместно Свято-Боголюбовским монастырём и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
В наши дни Свято-Боголюбский монастырь является одним из духовных центров Русской земли. Здесь проводят и богослужения, и экскурсии для туристов. Монастырь входит в число достопримечательностей Золотого кольца России, его ежегодно посещают тысячи туристов и паломников.
Очень хотелось бы побывать тут ещё раз, когда дети немного подрастут и станут понимать больше – да с экскурсоводом, чтобы подробно рассказал и объяснил, где, что и как. Дети должны знать историю не только по учебникам. Так она становится ближе и реальнее.
Колокольня с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы и Святыми воротами
Кстати, при монастыре есть Безплатная трапеза (по понятным причинам сохраняю орфографию, принятую в РПЦ) – для паломников и нуждающихся. Можете смело зайти туда и пообедать. А ещё там стоит чаша, куда можно положить деньги для нуждающихся. Или взять их, если Вы действительно в крайней нужде.
После посещения Свято-Боголюбского монастыря мы отправились к Церкви Покрова на Нерли. Вокруг неё был великолепный разлив, но, надеюсь, Вы уже познакомились с моими впечатлениями о прогулке по воде к этому храму.
Свято-Боголюбский монастырь. Разлив в начале мая 2013 года
Интересный рассказ о посещении Боголюбского монастыря можете почитать в блоге Галины Лукас. А на сайте Дорогами Срединного пути можно посмотреть красивые фото Боголюбово и монастыря.
Как найти. Находится Свято-Боголюбский монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Это совсем рядом от Владимира, буквально в паре километров.
Из центра Владимира ехать по Большой Нижегородской – эта улица далее переходит в дорогу до самого Боголюбово. Трасса Е22/М7. Монастырь виден сразу при въезде в посёлок. Координаты N056 11.814, E040 32.118.
Свято-Боголюбский монастырь очень значимое место для истории нашей страны. И, надеюсь, если Вы там ещё не были, то тоже захотите побывать.
——————
Схожие записи:
Слияние Клязьмы и Нерли
Слияние Клязьмы и Нерли.
1
Чудесный памятник природы, дивная «коллаборация» двух водных стихий – слияние рек Клязьмы и Нерли. Два разных по температуре и оттенку водных пластов встречаются, образуя причудливый, живописный калейдоскоп. Когда-то именно на стыке рек был возведен храм Покрова на Нерли, но с течением времени русла чуть отклонились, место впадения переместилось. Сейчас в месте «нового» слияния возвышается поклонный крест.
На стыке Клязьмы и Нерли образовался небольшой песчаный пляж. В отсутствие инфраструктуры, пляж мало посещаемый, практически дикий, что придает еще большую прелесть этому уединенному уголку природы. Местные экологи соорудили здесь любопытную инсталляцию – фигуру рыбака у палатки. Это таможенник Василий, «следящий» за туристами и «охраняющий» берег от мусора.
GPS координаты: 56°11’27 40°34’9.
Оглавление:
2. Житие святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского и чудесное основание обители. 3. Возвращение в Ростово-Суздальскую землю. 4. Деяния и труды благоверного князя Андрея. 5. Поход на волжскую Болгарию. 6. Мученическая кончина святого князя. 7. Описание построек обители. 8. О Боголюбской иконе Божией Матери. 9. Летопись Боголюбской обители. 10. Список погребенных в Боголюбовом монастыре. 11. Посещение обители именитыми гостями. 12. О посещении Боголюбской обители царем Николаем II с семьей. 13. Краткие статистические сведения. 14. Список игуменов Свято-Боголюбского мужского монастыря от начала его основания в середине XII в. и до закрытия начале XX в. 15. Архимандриты. 16. Настоятели возрожденной обители
Епископ Муромский Андрей (Поспелов).
Епископ Муромский Иаков (Кротков).
Епископ Муромский Аркадий (Филонов).
Епископ Муромский Александр I (Богданов).
Епископ Муромский Тихон (Клитин).
Епископ Муромский Платон (Грузов).
Епископ Муромский Никон (Рождественский).
Епископ Муромский Александр II (Трапицын).
Епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов).
Епископ Евгений.
Архимандрит Агапит.
Архимандрит Анастасий.
Иеромонах Иоасаф.
Архимандрит Иероним.
Епископ Иустин.
Архимандрит Даниил.
Архимандрит Варлаам.
Архимандрит Вениамин.
Архимандрит Александр.
Святитель и исповедник епископ Афанасий. 19. История закрытия Боголюбской обители. 20. Стояние за Веру. 21. Возрождение обители. 22. Послесловие. 23. Настоятели возрожденной обители.
1. Предисловие.
Боголюбов монастырь: одна из древнейших русских обителей… Родина и колыбель самодержавия в России… Место, освященное Небесным посещением Богоматери… Место, где написана Боголюбивая Ее икона — одна из первых прославленных на Руси… Белокаменные плиты княжеского дворца, обагренные мученической кровью святого князя Андрея Боголюбского… Обитель, откуда провожали в последний путь тело св.кн. Александра Невского… Величественный собор, который освящал святитель Феофан Затворник… Монастырь, который удостоил своим посещением царь-мученик Николай II… Православная святыня, которую промыслительно сохранил Господь и до наших дней. Ибо, вобрав в себя восемь с половиной веков русской истории, монастырь является живым свидетелем как былой славы и могущества русского государства, так и его безславного разорения и упадка. Ведь на протяжении веков это случалось не единожды. Но каждый раз русский народ обретал в себе силы восстать из бездны падения и возродить славу Отечества, находя на это помощь в благодатной Православной церкви, ее таинствах, ее святынях — монастырях — хранилищах благочестия и истинного христианского духа.
Многие из них, ныне возрожденные, как и Боголюбский монастырь, стоят незыблемо на Русской земле, свидетельствуя об Истине Православия и призывая народ последовать примеру благочестивых предков — принести покаяние, чтобы, как и встарь, Господь помиловал и спас Россию…
Далее
Парки и памятники, улицы
Боголюбовский луг
Координаты: 56.195955, 40.533707 Адрес: пос. Боголюбово Телефон дирекции: Как добраться: от Владимира на автомобиле по М-7, на электричке или автобусе 12 км (15 мин.)
Боголюбовский луг — заповедная зона, в центре которой возвышается церковь Покрова на Нерли. Исследовать эту территорию начали относительно недавно — с 1960-х годов. Тогда здесь обнаружили 300 видов редких представителей растительного мира, в том числе внесенных в Красную книгу.
Луг доступен для прогулок не всегда: в половодье его полностью затапливает, и пересечь его можно только на лодке, которую тут же предлагают взять в аренду.
Для посетителей оборудованы 2 маршрута:
- пешеходная тропа, вымощенная плиткой с сувенирными лавками на обочинах (начинается от железнодорожной станции);
- экологическая тропа, которая открыта только в весенне-летний сезон, когда по ней проводятся экскурсии (начинается от церкви Покрова на Нерли).
Железнодорожная станция Боголюбово
Станция расположена на железнодорожной ветке Москва-Нижний Новгород. Здание выполнено из бруса, обшито деревянными наличниками «елочкой», окружено старым забором и до сих пор имеет печное отопление.
Оно сохранило свой первоначальный облик с момента постройки в 1862 году. Тогда здесь был открыт участок дороги Владимир-Нижний Новгород. Сегодня тут останавливаются пригородные составы.
Мост над железной дорогой
Адрес: п. Боголюбово, железнодорожная станция Как добраться: от Владимира на автомобиле по М-7, на электричке или автобусе 12 км (15 мин.)
Пешеходный мост над железнодорожными путями был открыт в мае 2010 года. По нему туристы могут безопасно попасть к началу прогулочного маршрута по Боголюбовскому лугу и к церкви Покрова на Нерли.
Мост имеет длину 150 метров и оборудован лифтами.
Переход такого типа единственный на всей Горьковской железной дороге.
Церковь Покрова на Нерли
Рекомендовать место
53
10
Среди бескрайних вод, в слиянии двух рек Нерли и Клязьмы располагается всемирно известный памятник древнерусской архитектуры — белоснежный храм Покрова. Он был построен в 1165 году, в эпоху правления князя Боголюбского. Из летописных источников известно, что церковь воздвигли в честь победоносных походов владимирцев на булгар, а также в память о гибели сына князя.
Уже более 8 столетий людей поражают белоснежный цвет храма и его изящные формы. Хотя изначально храм окружала галерея, а холм, на котором возвышался храм, был облицован белым камнем. Как показали археологические разыскания, храм строился на искусственно поднятом холме, своеобразной защите от весеннего половодья. В основании холма были заложены фундаменты-субструкции около 5,30 метров.
До XXI столетия этот шедевр искусства сохранился просто чудом, ведь игумен Боголюбского монастыря решил разобрать этот убыточный храм, а кирпич использовать для строительства другой колокольни. Но, к счастью, этого не произошло. Не сохранилась только внутренняя роспись храма из-за некорректных реставрационных работ 1877 года. И сейчас туристы и паломники могут полюбоваться мастерством наших предков, восхититься удивительной красотой объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время проводятся регулярные богослужения для верующих и экскурсии для туристов.
Разлив на Нерли и Клязьме
После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря стоит пройти или проехать к железнодорожной станции «Боголюбово», чтобы полюбоваться на бескрайние просторы Боголюбовского луга. Во время половодья весной он уходит под воду. Вдали на небольшой возвышенности посреди воды виднеется храм Покрова на Нерли. Деревья стоят в воде. Необычайно живописная картина.
Эти фотографии разлива я сделала в начале мая. Пик половодья был уже позади, однако вода по-прежнему стояла высоко, подтопив многие деревья и даже постройки.
Железная дорога в БоголюбовоПанорама Свято-Боголюбского монастыряС высоты перехода над железнодорожными путями в Боголюбово хорошо виден разлив Нерли и КлязьмыРазливРазливПешеходный мост через железную дорогу в БоголюбовоБоголюбовский луг под водойВо время половодья деревья около станции стоят в водеДеревья в водеГолубое весеннее небо красиво отражается в водеБоголюбовский луг под водойЖелезнодорожный мост через Нерль
Боголюбский монастырь очень необычно смотрится на фоне железной дороги.
Свято-Боголюбский монастырь и железная дорога
С пешеходного моста через железнодорожные пути на него открывается великолепный вид. На фоне белых стен четко выделяются чуть сероватые, белокаменные стены замка Андрея Боголюбского.
Панорама Свято-Боголюбского монастыря
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Собор Боголюбской иконы Божией Матери — самый большой храм монастыря, он построен в 1855–1866 годах по проекту архитектора Константина Тона. Руководил строительством архитектор Владимирской губернии Яков Никифоров. Вы, конечно, заметите, что собор выделяется своими масштабами, размахом и напоминает храм Христа Спасителя в Москве, который также проектировал Тон.
Большую часть средств на строительство храма пожертвовала купчиха Анна Алексеева и ее сыновья Симеон и Дмитрий. Престолы освящены в честь Анны Прорчицы, Симеона Богоприимца и апостолов Петра и Павла.
Храм украшен пятью голубыми куполами, центральный из которых выделяется своим объемом. Особо следует отметить воздушную систему отопления здания (придумать лучшую за приемлемые средства до сих пор никто не смог).
Внутри Собор Боголюбской иконы Божией Матери был расписан известным потомственным иконописцем Иваном Шороховым, им же были написаны и многие иконы.
В Боголюбово приезжали молиться Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский и художник Андрей Рублев, Александр Суворов и патриархи московские и всея Руси.
В 1923 году монастырь был закрыт. Вскоре всех прихожан принудительно собрали на площади и с Колокольни стали сбрасывать колокола. Женщины причитали, а колокола падали на землю, разбивались и издавали последний звон. В Советское время на территории обители размещались склады для зерна и приют для бездомных детей, общежитие и отделение милиции.
В 1991 году часть построек была возвращена Православной церкви и в Боголюбово был вновь образован мужской монастырь. В 1997 году сюда переселили 63 послушницы и обитель становится женской.
Началось возрождение монастыря. Выполнен ремонт монастырских зданий — оштукатурены фасады, восстановлена роспись, проведено отопление. Кроме того, отлиты новые колокола, площадь перед Рождественской церковью покрыта плитками, построены дороги с асфальтовым покрытием, разбит монастырский сад. В настоящее время в соборе ежедневно совершаются богослужения.
История основания обители
Боголюбский женский монастырь — православная обитель Рождества Божьей Матери, расположенная на территории бывшего замка князей Боголюбовых, построенного в домонгольские времена. Боголюбский женский монастырь берет свое начало с начала XII столетия, времени правления на владимирских землях владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.
Свято-Боголюбский женский монастырь
В 1158 году в Боголюбово была основана княжеская резиденция и основана церковь Рождества Божьей Матери. По преданию, причиной выбора места для возведения православной святыни стало явление в 1955 году князю на берегу реки Клязьмы Богородицы.
Причиной не планированного привала стала внезапная остановка лошадей, везущих воз с иконой Богородицы. Кони встали, как вкопанные, и их не могли сдвинуть с места. Целую ночь провел перед иконой в молитве князь, во время молитвы ему явилась Матерь Божия, повелевшая построить во Владимире монастырь.
С 1157 года святой образ Владимирской Богородицы является святыней и символом Православной Церкви на Руси. Князь Андрея повелел написать еще одну икону Богородицы, названную Боголюбской. Это был первый святой образ Божьей Матери, написанный русскими иконописцами, до этого времени иконы передавали из Византии.
Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»
Созидатель Русских земель Андрей Юрьевич благословил возведение на русской земле более тридцати монастырей и церквей, стремление к объединению Руси стало причиной мученической смерти князя в 1174 году. Переживший разорения и восстановления, часто посещаемый царскими особами, храм продолжал свое существование.
В 1263 году в Боголюбском храме отпевали Александра Невского, панихида была совершена митрополитом Петром.
В XIV столетии на протяжении 10 лет с 1364 года в святой обители служил будущий святой, епископ суздальский Иоанн.
Царь Иоанн Грозный посетил Владимирскую жемчужину в 1552 году, не раз бывали здесь Иосиф и Никон, патриархи всея Руси, цари всех времен, в числе их был Петр Первый и последний российский император Николай Второй, убитый с семьей 17 июля 1918 года, в день поминовения князя Боголюбского.
В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи выдали грамоту, по которой монастырь приобрел статус патриаршего, с 1753 года числится синодальным.
Убийство князя Андрея было совершено в его доме, в лестничной башне, над которой в XVIII веке надстроили шатровую колокольню, но в 1722 году Рождественский белокаменный собор рухнул, был восстановлен через 30 лет.
Духовный расцвет монастыря приходится на XIX столетие, когда стремительно росло число насельников, и возводились новые постройки. Уникальная монастырская колокольня возвышается над городом с 1842 года, в 1855 году приступили к возведению главного храма, освященного в 1866 году в честь иконы Богородицы «Боголюбская».
Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери
Главный архитектором монументального строения стал Никифоров Я.М., а спонсировала постройки купчиха А.Г. Алексеева. Свято-Боголюбский женский монастырь и поныне занимает лидирующее место среди самых больших храмовых построек в России.
В 1882 году управление обителью переходит под покровительство викариев Владимирской епархии, благословившие возведение храма иконы Богоматери «Боголюбская».
В начале XX столетия численность насельников обители достигла 75 человек, но пришло время разорения, пришла революция.
Описание Боголюбского монастыря
Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 ½ аршина, а в ширину 11/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир.В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом — С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995.
Свято-Боголюбский монастырь — один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви — был основан в 1155 г. св. блгв. кн. Андреем Боголюбским — первым после св. равноап. кн. Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 г. св. кн. Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась св. кн. Андрею в ночном видении. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре г. Владимира) прославилась многими чудесами, многочисленные списки ее также являются чудотворными.Летом 1174 г. князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.
1588 г.1680 г.1690 г.1913 г.1891 г.1921 г.Собор Боголюбской иконы Божией Матери
После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады.В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Русской Православной Церкви. В июле 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и Святейший Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новой обустроенной обители.За эти годы обитель преобразилась. Летом 1997 г. собор Боголюбской иконы Божией Матери был оштукатурен и побелен снаружи, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 г. накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола весом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном.
Боголюбский монастырь
Боголюбский монастырь.
1
Свято-Боголюбский женский монастырь – исторический и архитектурный памятник, уникальный комплекс зданий, построенных в 12-18 столетиях в лучших традициях русско-византийского зодчества. По легенде, место для святой обители указала Андрею Боголюбскому сама Богоматерь. Изначально князь отстроил здесь белокаменный собор и роскошный двухэтажный дворец.
По утверждению историков, столь величественных каменных построек в домонгольской Руси не было. Андрей Боголюбский был убит заговорщиками в своих покоях, предполагают, что монастырь организовали во искупление этого злодейства.
В разные годы святую обитель посещали высокопоставленные лица и монаршие особы. Здесь молились Иван Грозный, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, отпевали Александра Невского, храм посещали русские цари Федор Иоаннович, Петр I, Николай II, заезжал живописец Андрей Рублев.
У монастыря долгая история и трудная судьба. Его не единожды грабили и разоряли, перестраивали и достраивали. После революции в обветшавших и полуразрушенных зданиях размещались различные учреждения и склады.
Лишь в 90-е годы прошлого века началось возрождение монастыря. Храмы восстановили, провели реставрационные работы, отлили новые колокола, разбили сад. Сейчас основу монастыря составляют белоснежные храмы под голубыми куполами, колокольня, киворий и уцелевшие фрагменты княжеского дворца. Ансамбль ошеломляет посетителей необыкновенной красотой, величием и торжественностью.
Адрес: Свято-Боголюбский женский монастырь, Боголюбово, Владимирская область, Россия.
Фото и описание
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.
Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.
По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки
В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.
Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.
При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.
В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.
В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.
В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.
С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.
История монастыря
На тот момент, по общероссийской переписи населения 1897 года, из 605 жителей посёлка православных было 101. Чтобы просвещать христианством местных жителей, сюда пригласили очень харизматичного и яркого миссионера из Ярославской епархии архимандрита Зосиму (Рашкина), в миру Дмитрия. Старец родился в 1840 году в Черниговской губернии. В своей автобиографии он намекал на то, что был незаконно рождён от цесаревича Александра Николаевича Романова, будущего императора Александра II, и еврейской девушки, с которой царь познакомился в Чернигове. После обучения в военном училище и недолгой службы в армии он принял решение уйти в монастырь, и в 1870 году его постригли в монахи.
До Октябрьской революции женский монастырь располагался на этой горе. Сейчас здесь находятся уличный алтарь и часовня на месте бывшего Боголюбского храма, а справа под горой – святой источник, который бьёт раз в год 1 июля, в праздник Боголюбской иконы Богоматери. Фото: Павел Ворожцов
– На уральскую землю архимандрит Зосима прибыл осенью 1895 года, – рассказывает экскурсовод паломнического отдела Екатеринбургской епархии Наталья Ванькова. – И уже через девять месяцев он основал Боголюбский женский монастырь на горе рядом с селом Сарсы-Вторые. Здесь под горой стоял храм в честь Бориса и Глеба, вокруг этой церкви старец начинает обустраивать монастырь и строит Боголюбский храм. Каждую неделю к нему приходило до 600 человек. В 1900 году в обители было 90 насельниц, а 16 лет спустя уже 210 — 38 монахинь и 172 послушницы. Они жили в огромном сестринском корпусе, выращивали пшеницу и держали скотный двор. При обители работала школа, где грамоте и русскому языку обучалось более двухсот детей-иноверцев из окрестных деревень. Ещё было два приюта для девочек и мальчиков.
Свято-Боголюбский женский монастырь
Монастырь основан в двенадцатом веке владимирским князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, на месте явления ему Богородицы. Это место, несмотря на то, что столицей княжества был Владимир, являлось загородной резиденцией князя, здесь он принял мученическую смерть.
Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери
Расцвет одного из самых древних российских монастырей пришелся на девятнадцатый век: возвели новую колокольню (1842 г.),
а позднее очень быстро, в течение одиннадцати лет (с 1855 по 1866 годы) был построен Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Собор возведен по проекту архитектора Я.М. Никифорова, а росписи выполнены местными иконописцами братьями Шороховыми.
Палаты Андрея Боголюбского и Собор Рождества Богородицы
Лестничная башня и переход в собор, датируемые 1158—1164 годами, — части считавшегося утраченным дворца. Дворец князя (палаты) связан с построенным тогда же Собором Рождества Бородицы переходом. К сожалению, собор, заложенный в 1157 году самим князем Боголюбским, до наших дней не сохранился, он разрушился в восемнадцатом веке и был перестроен тогда же. А вот башня и переход в собор остались нетронутыми.
Это уникальные памятники древнерусской архитектуры двенадцатого века, внесенные ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.
Князь Андрей Боголюбский пытался объединить разобщенные русские княжества. Именно за это он и был убит заговорщиками (на него напали в спальне, но у князя хватило сил попытаться сбежать, в нише под лестницей его настигли, отрубили левую руку, князь истек кровью), и почитается церковью как святой.
За лестничной башней установлен памятный знак.
Реконструкция Н.Н. Воронина общего вида дворцового комплекса XII века:
В Боголюбово проходят не санкционированные властями и РПЦ «покаяния» православных
На официальном сайте Владимирской епархии Русской православной церкви опубликовано видеообращение члена Епархиального совета, руководителя миссионерского отдела епархии, руководителя миссионерского отдела епархии, священника Аркадия Маковецкого и главы администрации Боголюбовского сельского поселения Суздальского района Владимирской области Сергея Корнилова в связи с возможностью проведения так называемого «чина покаяния». Священнодействие намечено на 30 января около храма Покрова на Нерли. Церковные и светские власти заявили, что это мероприятие — несанкционированное и не исключили, что будут обращаться в правоохранительные органы для его пресечения.
«Соборный чин покаяния», как следует из открытых источников, на протяжении несколько лет, начиная с 1990-х годов, проводила группа верующих в подмосковном селе Тайнинское у памятника Николаю II. К их организации имел отношение бывший настоятель и духовник Свято-Боголюбовского монастыря, схиархимандрит Петр (Кучер). После его смерти в 2021 году, как пишут источники, было принято решение о возобновлении регулярного проведения “чинов покаяния” в разных местах России, в том числе в Боголюбово. Информацию об этих священнодействиях публикует группа в социальной сети «В контакте» под названием «Общество Царское Наследие».
19 декабря 2021 года «Соборный чин покаяния» уже прошел в Боголюбово. Более 100 верующих и священников с иконами и церковным пением прошли по Боголюбовскому лугу. После этого, митрополит Владимирский и Суздальский опубликовал заявление, что это мероприятие прошло без санкции церковных властей Владимирской епархии:
«14 ноября и 19 декабря 2021 года в СМИ был анонсирован так называемый «Чин покаяния», якобы организованный Свято-Боголюбским женским монастырём. Это мероприятие проходило у храма Покрова на Нерли.
Владимирская епархия заявляет, что Епархиальное управление и монастыри Владимирской епархии не имеют никакого отношения к указанному мероприятию.
Чин покаяния проводился неизвестными людьми без согласования со Священноначалием Владимирской епархии, без соответствующего благословения, без согласования с администрацией Суздальского района и без соблюдения норм эпидемиологической защиты».
В преддверии нового «Соборного чина покаяния» в Боголюбово 30 января 2021 года священник Аркадий Маковецкий заявил, что и в этот раз организаторы священнодействия не обращались в епархию за разрешением:
Глава администрации Боголюбовского сельского поселения Суздальского района Владимирской области Сергей Корнилов заявил, что светские власти так же не уведомляли ни о каких массовых мероприятиях в районе церкви Покрова на Нерли. Корнилов напомнил о запрете проведения массовых мероприятий в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой и сказал, что если верующие все-таки будут проводить «чин покаяния» — об этом будут уведомлены органы полиции:
«Я хочу заявить: данное сообщество не обращалось в Боголюбовскую администрацию о проведении какого-либо митинга. И в связи с сегодняшним напряжением по пандемии есть указ губернатора от 17 марта 2021 года о запрещении проведению любых мероприятий с участием народа. То есть все собрания людей запрещены. Поэтому, если данное сообщество будет все-таки проводить свои мероприятия на нашей территории, то мы будем вправе обратиться в правоохранительные органы».
Самые яркие события дня — в .