Свято-успенский монастырь в орле
Содержание:
История
Троицкий и Успенский соборы мужского монастыря, начало XX века На территории Острога большого (Острога стоячего) крепости Орёл в 1660 гг.- 1680 г. размещался Богоявленский мужской монастырь. До 1673 года он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, «братия кормилась по миру» (В. Петров. Орловский Успенский (Богоявленский) монастырь. Орел.: 1910). В 1674 г. иеромонах Евфимий начал восстанавливать Богоявленский монастырь, сильно пострадавший от пожара в июле 1673 года. В 1680 году Богоявленский монастырь сгорел. Огонь пощадил лишь Богоявленский собор, поныне находящийся на прежнем месте. Находиться монастырю в центре города, стесненному отовсюду частными домами и торговыми лавками было уже невозможно, да и очень велика была опасность нового пожара, поэтому стало жизненно необходимо перенести монастырь на другое, более удобное место. Выбор пал на отдаленный высокий берег Оки, одно время планировавшийся для переноса Орловского кремля.
В одной версте от города, вниз по Оке, на земле принадлежавшей монастырю, — Ввозной горе и стали возрождать монастырь.
В 1684 году была воздвигнута деревянная церковь в память Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Верховных апостолов Петра и Павла и монастырь был назван Свято-Успенским.
С 1686 года строитель Евфимий, по актам, встречается уже в звании игумена.
В 1688 году по благословению Преосвященного Никиты архиепископа Коломенского и Каширского начинается строительство каменной Успенской церкви. В день закладки церкви из бывшего Богоявленского монастыря крестным ходом в дар и благословение новой обители от старца Феодосия и прозорливого схимонаха Антония с братией была принесена икона, написанная древним византийским письмом, она почиталась чудотворною и стала на протяжении всей последующей истории монастыря его святыней.
11 апреля этого же года храм Успения Божией Матери был освящен. Рядом с трапезной храма построили колокольню, на которую со временем подняли восемь колоколов: весом 20 пудов, 44 и 81 пуд и 5 меньших, неизвестно сколько весивших.
К концу XIX века представлял собой обширный комплекс построек, включавший в себя административные, жилые и хозяйственные корпуса и пять действовавших храмов: Троицкий собор (1879), Успенскую церковь (1693), придельную с ней церковь Рождества Иоанна Предтечи (1700), Троицкую церковь-усыпальницу (1845) и домовую при архиерейском корпусе Благовещенскую церковь (1824). На кладбище монастыря были похоронены герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант, барон Ф. К. Корф (1773 или 74-1823), писатель и театральный деятель, граф Г. И. Чернышев (1762—1831).
Ликвидация и детская колония[ | ]
После 1917 года архиерейский дом горел и был разграблен. В 1923 году он был окончательно закрыт, в 1930-х годах был взорван Троицкий собор. Пострадало монастырское кладбище: в 1920-е годы надгробия пошли на ремонт Банной плотины через Оку; в 1932 году оставшиеся надгробные памятники сбросили в реку.
После 1918 года комплекс бывшего архиерейского дома, подвергаясь перестройкам, использовался для размещения в нём различных учреждений. С 1950 по 1980 год здесь находилась детская воспитательно-трудовая колония. Кладбище было уничтожено в 1970-х гг. при строительстве автостоянки. К 1980 году постепенно были разрушены почти все храмы бывшего монастыря.
В 1980 году для пронесения олимпийского огня через Орёл была разрушена уникальная Успенская церковь XVII века, которая была видна по пути следования факелоносцев.
Святые и святыни
С монастырем связано имя святителя Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского. Еще будучи архимандритом в 1816-1817 годах, он был настоятелем Успенской обители, одновременно занимая должность ректора Орловской духовной семинарии.
Так как монастырь был архиерейским домом на его территории похоронено несколько Орловских епископов, которые скончались в Орле: епископ Никодим (Быстрицкий), епископ Поликарп (Радкевич), епископ Ювеналий (Карюков), епископ Ириней (Орда), епископ Митрофан (Афонский). На их могилах установлены чугунные плиты с надписями.
Монастырь фактически отстроен заново, из прежних построек остались разные хозяйственные здания и Троицкая церковь. Поэтому святынь пока немного. Из них можно указать на ковчег с частицами св. мощей разных святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры.
Водосвятная часовня в честь князя Александра Невского
Также в часовне св. блгв. кн. Александра Невского есть источник, вода в который поступает из артезианской скважины и освящается после водосвятного молебна.
Интересный факт! Помимо захоронений постоянных благотворителей монастыря Кочубеев, в обители также были погребены герой Отечественной войны 1812 года барон Федор Карлович Корф и граф Григорий Иванович Чернышев, известный театрал в конце жизни предававшийся подвигам аскезы, он даже спал в гробу.
Возрождение монастыря
Часовня Александра Невского В настоящее время постройки бывшего Успенского монастыря полностью утрачены. Из строений архиерейского дома сохранилась лишь двуглавая Троицкая церковь-усыпальница, построенная в 1843—1845 гг. (архитектор Н. Ефимов) по заказу орловского губернатора А. В. Кочубея как поминальный храм, где были погребены его мать, жена и двое сыновей (могилы утрачены). В 1992 г. проводились реставрационные работы здания, и 22 января 1993 г. восстановленная церковь была освящена епископом Орловским и Брянским Паисием.
С 1990 года начинается строительство новой Успенской церкви (по новому проекту).
20 апреля 1992 года по решению мэра города Орла А. Г. Кислякова территория бывшего монастыря была передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года возобновлена монастырская жизнь.
Монастырь вновь открыт постановлением Священного синода Русской православной церкви от 9 июня 1998 года. Настоятелем назначен иеромонах Корнилий (Головков).
В 2002 году был построен и освящен новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Автор проекта — архитектор М. Б. Скоробогатов.
Троицкая церковь (усыпальница Кочубеев)
В 2004 году на территории монастыря было закончено возведение часовни в честь Благоверного Князя Александра Невского. В 2006 году часовня была освящена. Под часовней находится артезианская скважина глубиной 148 метров. Здесь же воду освящают и предлагают прихожанам. Для сбора, хранения и освящения воды используется серебряная ёмкость.
В 2008 году было закончено строительство нового пятиглавого собора, освящённого в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 2013 году архиепископом Орловским и Болховским был освящен закладной камень в основание строительства храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В настоящее время постройка храма продолжается.
В 2021 году городу Орлу вернули существовавшую до революции Монастырскую площадь, давшую название всему микрорайону («Монастырка»), по адресу которой теперь числится и сам монастырь, и архиерейский дом.
26 апреля 2021 года митрополит Орловский и Болховский Тихон освятил кресты строящегося Благовещенского храма.
26 июня 2021 года митрополит Орловский и Болховский Тихон совершил чин освящения креста строящейся часовни во имя великомученика и целителя Пантелеимона при Свято-Успенском монастыре Орла.
30 августа 2021 года на должность наместника Успенского монастыря города Орла, решением Священного Синода РПЦ, назначен иеромонах Кирилл (Саввин).
8 сентября 2021 года митрополит Орловский и Болховский Тихон совершил всенощное бдение в скиту Свято-Успенского монастыря во имя Архангела Гавриила.
11 сентября 2021 года за литургией в Казанском соборе обители, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Тихон возвел в сан игумена иеромонаха Кирилла и вручил ему игуменский посох.
7 ноября 2021 Состоялось заседание епархиального совета Орловской епархии. По итогам мероприятия, по благословению митрополита Тихона, благочинным монастырей епархии назначен наместник Свято-Успенского мужского монастыря города Орла игумен Кирилл (Саввин).
История
История монастыря началась с середины XVII века, когда на территории Орловской крепости стояла Богоявленская обитель. Этот монастырь регулярно горел в пожарах, пока не был уничтожен огнем полностью. Из всей постройки остался лишь собор, стоящий здесь и сегодня. Руководство обители решило перенести монастырь подальше от городских стен, чтобы на него не перекидывались пожары. Таким образом, новый монастырь было решено возвести на берегу реки на значительном возвышении. Первой постройкой стала церковь Богородицы, но уже к концу XIX века здесь появилось 5 храмов, а также монашеские обители и хозяйственные постройки. К революции 1917 года храм был упразднен и в зданиях обосновались государственные организации и аппараты. В одном из храмов в течение нескольких десятилетий действовала детская исправительная колония, и лишь только к 1998 году монастырь вернулся во владения церкви.
Andrew Maltsev
В настоящее время на территории обители располагаются часовня, две церкви, хозяйственные корпуса. Главным храмом монастыря является Собор в честь иконы Казанской Богоматери, копия которого была построена к 2011 году по традициям и канонам северорусских храмов. Этот стиль отличается строгостью и сдержанностью, характеризуется высокими оконными проемами, отсутствием пышного декора. Он повторяет стиль храма Покрова на Нерли, а внутри стоят мощи святых.
Восстановление монастыря и церквей пришлось на конец XX века и начало XXI века. Церковь Богородицы была полностью готова к 2005 году. Она выполнена в светлых голубых тонах с синими скатными крышами, большими маковками куполов в золоте, нарядными пышными украшениями в виде звезд, морских ракушек и оконных обрамлений
Церковь Троицы привлекает внимание своим фасадом в легком бирюзовом оттенке и золотыми сияющими куполами. Храм сохранился с конца XIX века и является сегодня одной из самых старых построек на территории обители
Он отличается небывалым уютом внутреннего убранства, будучи наполненным особой атмосферой умиротворения. Еще одна церковь — часовенка имени А. Невского, представляет собой миниатюрную ротонду, где установлена икона с изображением правителя.
Werner Harrer
Жизнь монастыря после возрождения
По состоянию на 2021 г. в Успенском монастыре 20 насельников: наместник – игумен Кирилл, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 6 монахов, 3 инока, 4 послушника. Также в монастыре несут послушания несколько трудников. В монастыре братия несет послушания на свечном цеху, просфорне и подсобном хозяйстве – сады и огороды с несколькими теплицами, рыбный промысел в скиту.
По благословению митрополита Тихона в монастыре существует духовный собор, который состоит из опытных насельников монастыря в священном сане, под председательством наместника монастыря игумена Кирилла. Духовный собор созывается игуменом для рассмотрения всех важнейших дел монастырской жизни. Скит в честь Архангела Гавриила
У монастыря имеется два скита с подсобным хозяйством и рыбным промыслом: в Орловском районе – Скит в честь Архангела Михаила и Свердловском районе – в честь Архангела Гавриила. В скит Архангела Гавриила Владыка Тихон, летом 2021 года, совершил первый архипастырский визит и богослужение.
Духовником нашей обители является опытный иеромонах Антоний. Отец Антоний знаком с монашеской жизнью с 2000 года. Начал свой путь в Оптиной пустыни в качестве трудника. В Орловский Успенский монастырь прибыл в 2003 году, пострижен в 2005 в монашество, в честь преподобного Антония Римлянина, по благословению схиигумена Илия (Ноздрина). В иеродиакона рукоположен в 2007 году архиепископом Паисием. Священный сан отец Антоний принял в 2010 году, рукополагал – архиепископ Пантелеимон. За время пребывания в монастыре ревностно исполнял послушания вахтёра, трапезаря, свечника, пономаря, келаря, просфорника. Иеромонах Антоний зарекомендовал себя как опытного духовника прихожан и братии монастыря, многие годы наставляя братьев и сестер во Христе в духовный вопросах.
История
Расположен в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла. Представляет из себя одну из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области.
В 1678 году посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней.
Позднее, в 1730 году, рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила.
К концу XVIII в. оба храма стали тесны для выросшего прихода, и, к тому же, обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной церкви.
Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803-м была построена трапезная с двумя престолами. Окончательно работы были завершены в 1817 г.
С окончанием строительства храма Орел получил красивейшую и на довольно длительное время самую вместительную (до постройки Покровской и Смоленской) церковь в городе. С этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя и не являлась соборной, использовалась для проведения различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 году, однако его строительство ремонты и переделки продолжались довольно долго.
В сентябре 1823 года Орел посетил Император Александр I, в честь которого здесь было совершено богослужение. В январе 1826-го в ней же покоилось тело умершего Государя, когда его везли из Таганрога в Петербург.
Наиболее ценной и почитаемой иконой в храме издавна была Страстная икона Божией Матери, заключенная в серебряную позолоченную ризу. В 1905 году деревяный иконостас храма заменен на мраморный.
При церкви действовала церковно-приходская школа, открытая в 1890 году купцом И. И. Власовым, имелась также богадельня, существовавшая на вклады купца А. Ф. Кулабахова. С церковью Св. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Л. Н. Андреева. Здесь его крестил священник Андрей Казанский, который послужил прототипом отца Игнатия в рассказе Андреева «Молчание». Храм фигурирует в рассказах «На реке», «Гостинец», «Баргомот и Гараська», «Весенние обещания», очерке «Когда мы мертвые просыпаемся», автобиографической пьесе «Молодость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла и родины. В разное время храм посещали Н. С. Лесков, И. А. Бунин и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.
В 1920-х годах летнюю половину церкви отдали под музей религиозных искусств (просуществовал здесь до начала 1940-х гг.), а трапезную временно оставили для богослужения.
В 1989 году храм передан во владение общины верующих. 6 января 1990 года вновь освящен епископом Орловским и Брянским Паисием.
В 2004-2005 годах проведена масштабная реставрация храма.
В конце 2005 года установлен новый иконостас.
История
Начало строительства датировано 1685-1686 г.г. До пожара на этом месте располагался храм Афанасия и Кирилла (Александрийские чудотворцы). Свое название монастырь получил согласно наименованию своей основной церкви, воздвигнутой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Почти через 100 лет (1769-1770 г.г.) возле монастырских врат воздвигли Тихвинскую церковь.
В начале XIX века представленная священная обитель стала настоящим украшение Орла и его главной святыней. За пожертвование, принесенные местными жителями и паломниками, вокруг построек были воздвигнуты каменные стены с установленными по углам башнями. Центром стала Введенская церковь, вновь отстроенная уже из кирпича. На монастырской территории, согласно церковным записям, располагалось порядка 80 деревянных построек, в которых были оборудованы кельи для монахинь.
Но в результате обширного пожара в 1843 году монастырь был полностью уничтожен. Без своего жилища остались более 200 бывших и нынешних послушниц. Но все они отказались переходить в другие епархии. И на протяжении нескольких лет жили в местных благотворительных учреждениях.
В 1844 г. указом высшего духовенства было назначена новая территория для постройки монастыря. Это место находилось возле Христорождественской церкви за городскими границами на высоком берегу Оки. В 1848 г. прошло грандиозное открытие восстановленной женской обители.
Во вторую половину 19 в. заново отстраиваются монашеские кельи, надвратная церковь, деревянная трапезная, больница и богадельня. Еще с тех времен, несмотря на долгие годы запустения, на стене храма сохранилась фреска, изображающая мученика Поликарпа Смирнского.
В 82-83 годах XIX столетия открыта бесплатная двухклассная церковно-приходская школа. Число учениц в ней сразу перевалило за 100. В 1902 году было открыто новое здание учебного заведения, которое позволило обучать большее количество девушек. К этому времени Введенский женский монастырь был полностью восстановлен, вся прилегающая территория была благоустроена.
В 1923 году эту священную обитель закрыли и частично разрушили. Уцелели лишь Тихвинская и Воскресенская церкви, также сохранились некоторые части двух часовен. Сперва на бывшей монастырской территории разместили валяльный обувной цех со складскими постройками и артель “Коопремонт”, а с 1965 года здесь располагался Орловский завод, занимающийся производством резинотехнических изделий. Полностью освободил площадь от своих мощностей он лишь в начале XXI века.
Реконструкционные работы, а, следовательно, и возрождение монастыря началось в 1993 году, после того, как Орловский архиепископ дал свое благословение на проведение реконструкционных работ. К декабрю 1994 года была полностью восстановлена надвратная Тихвинская церковь, а уже весной 1995 г. был совершен первый постриг.
В настоящее время реконструированы Воскресенская церковь-усыпальница, Елисаветинская часовня, старая трапезная, келейный корпус и насосная станция. Полностью закончено возведение изгороди вокруг монастыря, построены воскресная школа с детской трапезной, гостевые кельи и трехэтажный корпус для послушниц Введенского монастыря. Работы по благоустройству пространства, прилегающего к монастырю, ведутся и сейчас.
Вандалы XX века
Сразу после октябрьского вооруженного переворота и прихода к власти богоборческого большевистского правительства начались гонения на церковь. Коснулись они и православных жителей города Орла. Свято-Успенский монастырь был закрыт, а его насельники выдворены из своих обжитых келий. Впоследствии многие из них были репрессированы за пропаганду чуждой новому правительству религиозной идеологии и пополнили ряды бесчисленных российских новомучеников XX века.
Что же касается монастырской территории и располагавшихся на ней построек, то в течение последующих десятилетий они использовались самым варварским образом. Так высокохудожественные мраморные надгробия, украшавшие прежде некрополь, в середине 20-х годов были разгромлены и использовались в качестве строительного материала для реконструкции плотины через Оку. Те из них, которые по разным причинам не подошли строителям, были попросту сброшены в воду.
Подобный акт вандализма был совершен и в отношении бывшего настоятельского дома, представлявшего собой яркий образец архитектуры начала XIX века. Для оборудования в нем производственных помещений местной суконной фабрики здание перестроили, лишив первоначального облика и превратив в грубое безликое сооружение. Остальные монастырские постройки, включая и пять находившихся на его территории храмов, также были предоставлены в распоряжение различных хозяйственных организаций. И на протяжении последующих лет нещадно разрушались.
В послевоенные годы на территории монастыря была создана детская воспитательная колония, в которой на протяжении трех десятилетий содержались подростки, не достигшие совершеннолетия, но успевшие вступить в конфликт с законом. Их присутствие также не содействовало сохранению того, что еще оставалось от разоренной обители. В результате к началу 80-х годов почти все храмы были разрушены.