Свято-успенский монастырь

Скальный Галицкий Свято-Николаевский монастырь

Скальный Галицкий Свято-Николаевский монастырь возвышается на берегу Днестра в с. Галица на месте языческих капищ. Археологическими раскопками был подтверждён факт существования на месте монастыря некого культового объекта ещё в IX веке до н.э. Обитель расположена в естественных пещерах, которые некогда использовались древними славянами. Они образовались в стене отвесной известняковой скалы на склоне Галицкого оврага. Точная дата начала строительства монастыря неизвестна: в разных источниках она колеблется от IV до XII века, но уже в XIII веке Свято-Николаевский монастырь упоминается как Галицкий скит. В нём нашли приют протестные монахи. В конце XIII века монастырь был опустошен турецкими завоевателями, но немного времени спустя монахи вернулись в обитель и больше их никто оттуда не вытеснял.  Интересно, что изначально Свято-Николаевский монастырь носил название Свято-Георгиевского. Переименовали его по случаю происшедшего чуда в ночь перед днём святого Николая в 1820 году. Легенда гласит, что рыбаки из села Калюс (древнерусское селение, которое сейчас находится под водами Днестра) во время ночной рыбалки заметили крест из мелких светил прямо над монастырем. После того, как они утром поделились увиденным со священником с. Непортовое Тимофеем Морецким, были осуществлены церковный ход и молебен. Монастырь был освящён повторно, на этот раз уже как Свято-Николаевский. В начале ХХ века румынское правительство выделило значительные средства для восстановления пещерного монастыря, в главной церкви воздвигли новый престол и иконостас. В 1943 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт, а монахи — расстреляны, их тела сброшены в Днестр. Только один смог спастись. Он дожил до 1965 года и успел рассказать об этих событиях. Более полувека монастырь пустовал.  В 1999 году монахи из с. Крещатик приехали в монастырь с целью его восстановления. Сейчас в монастыре проведено электричество и кельи в скалах приведены в порядок. Не смотря на то, что строительство монастыря ещё продолжается, посещать монастырь можно. 

История и легенды монастыря

Легенда основания монастыря гласит о змие, который пожирал скот и людей. И также о молитвах Пресвятой Богородице, с «просьбой» от освобождения населения от злого змия.

Есть ещё одна легенда, якобы на скале явилась чудотворная икона Божией Матери, перед которой горели свечи. Несколько раз икону частями переносили в дом князя, но она вновь и вновь возвращалась на прежнее место. Именно с того момента в скале высекли ступени, что вели к образу Божией Матери, а спустя некоторое время построили храм, вокруг которого появился монастырь.

Так как чудо произошло в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа/28 августа по новому стилю), престольный праздник Успенского бахчисарайского монастыря празднуется 28 августа.

Изначально мужской бахчисарайский монастырь почитали не только православные христиане, но и мусульмане. Например, перед военным походом основатель династии Гиреев молился Пресвятой Богородице, давая ей обет – приношение и честь её образу воздати. Заключалось такое обещание в продаже лучших коней, с целью скупки воска для свечей, которые он ставил на весь год.

Есть письменные подтверждения о том, что русские цари – Борис Годунов и Фёдор Иоаннович – оказывали финансовую поддержку Свято-Успенскому монастырю. А также церковь посещали русские послы, которые служили там благодарственный молебен.

Правительство пыталось через мужской монастырь влиять на крымских христиан. Такое «давление» влекло за собой цель переселения крымского населения в Приазовье. Граф Румянцев приказал митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами на берега Азовского моря, в Россию, после чего большинство населения навсегда покинуло свою родину.

Ещё по теме: Пирамида Хеопса: история строительства, тайны и факты

Напротив Свято-Успенского монастыря на левом склоне ущелья вдалеке видны остатки разрушенных домов, высеченные в скале пещеры. Всё это остатки покинутого селения.

Христиане забрали с собой чудотворную икону Божией Матери, что до революции находилась в Успенском соборе г. Мариуполя. По окончании революции икона пропала.

Верующие, которые остались в Бахчисарайском районе, не дали ликвидировать Свято-Успенский монастырь. У последнего крымского хана верующие требовали священника. С 1781 г. в монастыре Бахчисарая проводил богослужения священник Константин Спиранди.

В 1783 г., когда Крым стал Российской империей, русские войска расширили пещерную бахчисарайскую церковь и ведущую к ней лестницу. На место явленной иконы Богоматери Одигитрии в храме поместили икону Успения Пресвятой Богородицы. Она была подарком Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича. А также он создал иконостас, а Коховский губернатор – царские двери.

В 1789 г. в городе был построен Николаевский храм, в который перебрался служить священник Свято-Успенского мужского монастыря. После ухода из монастыря Константина Спиранди храм превратился в кладбищенскую часовню.

С помощью архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, который предложил восстановить святыни Крыма, в 1850 г. был снова открыт Успенский монастырь.

На протяжении нескольких лет в монастыре появлялись новые здания и храмы. Он состоял из трёх ярусов. В долине была расположена трапезная, гостиница для паломников и корпус для богослужений.

В среднем ярусе церковь в честь святого Иннокентия Иркутского, которая была возведена в 1896 г., дом настоятеля, пещерные кельи и фонтан.

На самом верху был расположен Успенский пещерный храм, а также пещерная церковь в честь евангелиста Марка, которую построили в 1859 г.

К Свято-Успенскому монастырю относилось два храма: церковь Святой Анастасии, которая расположена в Качи-Кальоне и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.

Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви. По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма. Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.

Успенский собор

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма. В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную. В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.

Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем. В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

В ходе реставрационных работ 1958-1960 годов первоначальный объем Успенского собора был освобожден от позднейших пристроек. Было раскрыто около 50 кв. метров фресок XII века — около 13 тысяч фрагментов росписи на стенах, столбах и в откосах оконных проемов.

Фрагменты притвора

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.

Барабан и купол Успенского собора

Святыни монастыря

В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление. Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии». Здесь всегда была неугасимая лампадка.

Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых. Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.

Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.

История Свято-успенского мужского монастыря в скале

У монастыря сложная судьба. В период правления крымских ханов православные культовые сооружения разрушались. Иногда их переделывали в мечети. Но это место завоеватели не тронули. Легенда говорит, что восточные правители перед принятием важных решений тайком, под покровом ночи, пробирались в храм и просили помощи у Божией Матери. Правда это или красивая выдумка, мы никогда не узнаем. Достоверно известно лишь то, что монастырь действительно пережил времена мусульманского господства, а сам основатель династии Гиреев, великий крымский хан, жертвовал ему «свечей на целый год».

В конце XV века, когда Османская империя захватила южный берег и покорила столицу крымских ханов, он не только не прекращал принимать верующих христиан, но и становится центром православия на полуострове. Митрополит Готфский свт. Игнатий переносит сюда свою резиденцию. Русские цари поддерживают обитель. Об этом свидетельствуют грамоты, сохранившиеся до наших дней.

Когда в Крым вошла русская армия, митрополит обратился к императрице Екатерине Великой с прошением. Он ратовал за предоставление христианам, проживающим на территории полуострова, российского подданства. Турция и Россия заключила мир, и армия покинула крымские земли. Власть предложила свт. Игнатию переселиться вместе с паствой в Приазовье. Русское войско отбило эти земли у Турции. Их нужно было обживать. Колонизация крымских христиан была политически выгодна Правительству Российской империи. Эти люди были основным трудовым населением Крымского ханства. Их уход лишал ранее независимое феодальное образование экономической самостоятельности.

В конце ХVIII греческие паломники последний раз приходят к Успенской скале. Летом 1778 года жители Бахчисарайской обители и ближайших поселений покинули монастырь. Жители Мариамполя создали современный Мариуполь. Вместе с христианами уходят монахи. Обитель пустеет, и возрождается только в начале XIX века.

Незадолго до присоединения полуострова к Российской империи в Крым из Малой Азии греческий священник Константин Спиранди. Он служит в пещерном храме с разрешение последнего крымского хана, Шагин-Гирея. В 1800 году Успенская церковь становится кладбищенской. Жители Бахчисарая ходят в новый приходской храм, построенный в городе.

В середине ХIX века свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предложил возродить обитель. В 1850 году на Успение Богородицы начались восстановительные работы. Свт. Иннокентий в тот момент сравнил Свято-успенский монастырь в Бахчисарае с Ново-Афонским в Абхазии, сказав: «Отныне в пределах собственного отечества будем мы иметь утешение, подобие древнего Афона».

Монастырь неоднократно посещал император Александр I. Источники говорят, что в 1818 году, во время первого визита, он вышел на балкон, приставил к скале лестницу, поднялся по ней, с благоговением приложился к иконе и поставил перед нею горящую свечу.

Во время Крымской войны, в 1853-1856 годах, здесь размещался военный госпиталь. Монахи лечили раненых и хоронили умерших. Кладбище сохранилось до наших дней. Недалеко от героев, погибших во время первой обороны Севастополя, покоятся в братской могиле останки 170 советских солдат, защищавших Крым в годы Великой Отечественной войны.

В советские годы монастырь закрыли. Он пребывал в запустении до конца ХХ века.

Святыни

  • Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря. Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочисленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа. Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет… Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих. Горит неугасимая лампада.
  • Святой источник Бахчисарайского монастыря

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  • Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе. Икона была пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верой приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной на этой скале, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконой на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  • Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  • Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
  • Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», пред образом этим горит неугасимая лампада.
  • Икона Успения Пресвятой Богородицы
  • Икона Божией Матери Всецарица
  • Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
  • Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

История Свято-Успенского монастыря

Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.

Легенды монастыря

Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.

По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.

И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.

Julia Alisova

Исторические события

В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и другие великие особы.

К сожалению, во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны и вовсе здесь находится госпиталь для раненых солдатов, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церковью.

Современная история

В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

Юра Лепеса

Важные факты

Внешний вид посетителей монастыря должен быть скромным, не допускается короткая и слишком открытая одежда, а для женщин обязателен платок

В храме можно купить на память газету, которая выпускается прямо здесь

С собой на экскурсию рекомендуется взять пустую бутылку для набора святой воды

На каменной лестнице, ведущей в обитель, в советском союзе снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?»

Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь

Монастырь был основан в ХVII веке беглыми монахами, которые ушли от униатов из Манявского скита в Галиции, который ликвидирован вместе с другими святыми монастырями Буковины в 1786 году на основании «Духовного регламента» австрийского императора Иосифа II. По местному народному преданию (записано в 1935 г.), строил новую обитель купец Федор Прида: однажды ночью в пути он увидел свет и сошел с воза, думая, что впереди – чей-то дом, однако через несколько шагов оказался у обрыва, и решил в благодарность Господу за спасение воздвигнуть храм.

 После включения Буковины в состав Австро-Венгрии (1774) монастырь был обращен в приход. 

Возобновлен монастырь был лишь только в 1931 году иеромонахом Михаилом (Мензаком) по благословению Священного Синода Румынской Православной Церкви. В 1957-1959 гг. в монастыре подвизался преподобный Кукша (Величко) Одесский. Но вскоре в 1960 году братию монастыря насильно переселили в Почаевскую Лавру, а сюда перевели из Черновцов монахинь Свято-Введенского женского монастыря. В 1962 году монастырь закрыли, а корпуса его использовали под «Базу отдыха». Монастырский источник переоборудовали в водозабор для завода минеральных вод, который построили возле монастыря. В 1989 году государство передало монастырь Православной Церкви, который был возрожден 20 августа 1991 года.

На территории монастыря находятся: храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ХVIIIв.); новый Свято-Благовещенский собор с нижним храмом Рождества святого пророка Иоанна Предтечи (1993 г.); часовня над чудотворным источником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (перестроена в начале XX в.); часовня преподобного Кукши Одесского возле Свято-Благовещенского собора (1996 г.); старый братский корпус (1957 г.); трапезный корпус с Трапезной церковью (1999 г.); три новых братских корпуса (1992-1996 гг.) и др. Монастырь имеет свое собственное подсобное хозяйство и 10 гектаров земли. Святыни обители: в нижнем храме собора находятся раки с частицами святых мощей преподобных Кукши Одесского и Лаврентия Черниговского, икона святой великомученицы Варвары, которая обновилась в алтаре; ковчег с частицами мощей многих святых. В старом храме находится ковчег с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских, источник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Адрес: 59415, Черновицкая область,

Заставновский район, с. Крещатик

eparhia-cv@utel.net.ua

(03737) 3–12–72, 2–47–43

Предания монастыря

Относительно основания монастыря существует три предания.

Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.

Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.

Архитектурный ансамбль

Эти врата были утрачены, как и большинство других построек Бахчисарайского монастыря…

Архитектурный ансамбль Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря складывался во второй половине XIX века, после возобновления иноческой жизни в ущелье Марии, и окончательно сформировался к началу XX столетия.

Сто лет назад, когда грозы революций только-только собирались над Российской империей и бытие монашествующих всей страны не омрачалось гонениями, в Бахчисарайской обители насчитывалось пять церквей: соборный Успенский храм, вырубленный в скале не позднее XV века; пещерный храм во имя апостола Марка, также высеченный в горе под помещениями библиотеки и ризницы в 1859 году; храм святых равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой в 1878 году; храм во имя святителя Иннокентия Иркутского; храм великомученика Георгия Победоносца возле братского и воинского кладбищ.

Вверху слева: Интерьер Успенского храма. В правой части виден вход в камеру, где пребывает чудотворный Бахчисарайской образ Божией Матери

Помимо церквей, на территории обители находились дом настоятеля, двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, два двухэтажных гостиничных корпуса. Кроме того, несколько келий было вырублено непосредственно в скале, а также построено под скалой. Все монастырские здания располагались по обеим сторонам ущелья Марии, а на его южном склоне — даже в три яруса. Нижний из них тянулся у дна ущелья, включая ворота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний ярус шел вдоль уступа, разделяющего южную стену ущелья, — на нем начиналась лестница к пещерным храмам, здесь же были дом настоятеля, фонтан, кельи и Иннокентьевский храм. На верхнем ярусе имелось три церкви, тринадцать пещерных келий и двухъярусная колокольня. На нижних уступах северной стены ущелья был устроен храм великомученика Георгия Победоносца, а также братское и воинское кладбища. К югу от скита разбили фруктовый сад, близ которого в 1867 году появилась Гефсиманская часовня.

Практически все эти постройки за годы советской власти оказались уничтоженными или пришли в совершенное запустение. Из пяти храмов сохранился лишь один — Успенский… В настоящее время значительная часть построек воссоздана и отреставрирована (среди них — Успенская и Марковская церкви), монастырь по-прежнему занимает территорию по обеим сторонам ущелья Марии, в три яруса. Вот только уступы северной стены ущелья пока используются не в такой полноте, как до революции.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Пещерный комплекс является древнейшей частью Свято-Успенской Святогорской Лавры. Протяженность его более 800 метров. Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам — не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI — началу XII века.

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие.

В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился  преп. Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел — мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер — один из самых актуальных.

Адрес: ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, 84131.

Телефоны +38-066-483-30-07, тел./факс +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 6.00 до 22.00).

Где находится мужской Успенский монастырь в Крыму?

Одна из достопримечательностей, приютившаяся среди Крымских гор, Успенский монастырь расположена в небольшом расстоянии от города Бахчисарай. Конкретнее, Свято-Успенский монастырь находится в глубоком ущелье Марьям-Даре. Окружают храм высокие крепкие неприступные скалы, высота которых здесь достигает 140 метров.

Почему эта святыня приобрела такую популярность?

Древнейшей постройкой монастыря считается пещерный храм Успения. Одновременно был создан дом настоятеля. В недавнее время профессионалами была отреставрирована вырубленная в скалах церковь св.Марка. На сегодняшний день здесь продолжается активная реставрация присутствующих монастырей, включая храмы Елены, Константина. Подавляющее большинство реликвий, имеющихся в местных церквях, было ликвидировано в советские времена. Немногие сохранившиеся иконы привезены в г.Мариуполь.

Приехать сюда стоит для рассмотрения непосредственно самих построек, архитектуры сооружений. Величественный Свято-Успенский монастырь вырублен в стенке высокого, выпирающего вперед горного массива. Храм являет собой привлекательное зрелище. Окна монастыря покажут роскошные крымские горы. С обратной стороны ущелья присутствует навес с вырубленными кельями, небольшими подсобными помещениями.

Интересным для путешественников окажется двухэтажное сооружение, ранее служившее местом пребывания приезжающих к храму паломников. Поблизости присутствуют остатки ранее существовавшего селения Саланчик, постройки Крымских татар. Кроме того, на территории можно наблюдать старинной офицерское кладбище, могилы советских солдат.

Для какой цели были в скале были вырублены кельи и кто это сделал?

Начало строительства древнего города Бахчисарай было организовано в 16 веке. Основание Успенского монастыря приходится на ранние даты. К сожалению историков, до нынешних пор неизвестно — кто именно был организатором строительства всех, расположенных поблизости Бахчисарая монастырей. Подобные данные не сохранились. В конце 20в. появилось предположение следующего характера — прорубленные в скалах храмы были сделаны византийскими монахами-иконопочитателями.

Это люди, спасшиеся бегством от противников идолопоклонства правителей Льва III, а также императора Константина V. Известный факт — многие историки с недоверием относятся к этой версии. Причина недоверия — несоответствие архитектурных форм монастырей стилю монахов-идолопоклонников. Одной из традиций византийских монахов было проживание в помещениях с общими спальнями. Крымские монастыри характеризуются наличием значительного количества индивидуальных келий. Когда строились Крымские храмы в скалах еще имели место языческие культы. Кроме того, был распространен иудаизм, который признали основной религией. Таким образом, монастыри могли быть выстроены кем угодно.

Знак от Бога

Успенский пещерный монастырь — достаточно необычное в плане архитектурных форм сооружение. Побывавшие здесь путешественники рассказывают о незабываемых впечатлениях. О строительстве Успенского монастыря имеется несколько легенд. Есть предание о неожиданном появлении страшного ужасного змея, пристрастившегося к поеданию скота, местных людей. Утомленные бесчинствами пожирателя жители молились богородице. Однажды люди увидели свечу, которая стояла на скале. Молящиеся поднялись, и увидели там мертвого змея. Рядом был образ Божьей Матери.

Другое предание свидетельствует о когда-то найденной на скале иконе Девы Марии. Нашедший икону местный житель взял ее, и отнес в поселение. На удивление, утром следующего дня икона была найдена на прежнем месте. Жители это происшествие посчитали особенным знаком, впоследствии вырубив здесь пещерный храм.

Следующая легенда говорит о том, что к ущелью византийских монахов направила икона Божьей Матери. Таким образом, было указано конкретное место для создания пещерного храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector