Святогорская святая лавра: расписываем суть

Что такое «λαύρα»

Греческое «λαύρα» означает ряд домов, или узкий проход. Иногда  так же именовали большое поселение. Видимо, именно в этом значении слово начали употреблять палестинские иноки, начиная с IV в.

Особенностью лавр было то, что:

  • иноки жили в отдельных кельях;
  • как правило, лавриоты молились уединенно всю седмицу или большую ее часть;
  • при этом накануне воскресений, праздников, они регулярно собирались на совместные богослужения.

Таким образом, лавра – не обитель отшельников и не «киновия» (полностью общежительный монастырь). Она сочетает обе эти формы подвижничества.

Еще одна особенность таких монастырей – их населенность. Обычно количество монахов превышало несколько сотен или даже тысяч, что говорило о преуспеянии обители, духовном и материальном. Поэтому со временем лаврами также стали называть вообще большие, значимые монастыри.

Первые обители в истории монашества, носившие это звание

Считается, что первый монастырь, сочетающий отшельничество с традициями общего жития основан прп. Харитоном в Иудейской пустыне возле источника, именуемого Фара. Сначала авва намеревался подвизаться один, но постепенно желающие иноческого пути стали селиться рядом.

При этом прп. Харитон духовно руководил собравшейся братией. Так около 323 или 330 г. возникла Фаранская Лавра, давшая начало вообще такого рода подвижничеству.   Среди других известных обителей такого типа:

  • монастырь прп. Герасима Иорданского (455 г.);
  • обитель прп. Саввы Освященного (VI в.); разработанный им Устав ныне именуется Иерусалимским; к нему восходит традиция совершения всенощного бдения перед воскресными и праздничными днями;
  • ученики прп. Саввы основали 13 монашеских общин лаврского типа по всей Палестине.
  • Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне – первый известный здесь монастырь (X в.);
  • Гареджийская (Грузия), известная с VI в., основатель ее – прп. Давид.

Могила Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин погиб 29 января (10 февраля) 1837 года после дуэли с Дантесом. Николай I запретил хоронить поэта рядом со столицами России, и тогда тело Пушкина под покровом ночи перевезли в Успенский Собор Пушкинских гор.

Могила Александра Сергеевича Пушкина.

Была проведена заупокойная служба, и поэт был похоронен рядом с телами своей родни. На месте могилы Пушкина установили деревянный крест. Но покой погибшего был потревожен — весной 1837 года Осипова распорядилась перенести гроб с телом поэта в подземный склеп. А в 1841 году над ним был установлен памятник из итальянского мрамора.

У могилы Пушкина всегда много цветов, особенно в годовщину гибели поэта. Местное население даже зарабатывает на этом, предлагая посетителям купить букетик.

Нам тоже предлагали купить их по 50 рублей, а приехавшим на экскурсию студентам навязывали те же цветы по 30 рублей. Вот такая скидка =)

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.


Икона Собора Святогорских отцов

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

Где остановиться[[править]h2>

Для посетителей Святогорской Лавры в течении 3-х дней предоставляется жилье в паломнической гостинице (корпус для мужчин и отдельно корпус для женщин); с учетом поселения не чаще одного раза в месяц. Поселение в гостинице осуществляется только через регистратуру при наличии документов удостоверяющих личность (паспорт с пропиской, пенсионное удостоверение, водительские права и др.).

Паломникам в монастырской гостинице запрещается самовольное заселение в номера. Корпус открывается в 5.00, закрывается в 23.00. Паломники обязаны в 5.30 и 16.30 освобождать занимаемые номера и присутствовать на монастырских богослужениях.

Стоимость проживания в монастырской гостинице — пожертвование. Стоимость комплекта постельного белья — 5 гривен или 20 российских рублей. Паломническим группам и отдельным частным лицам места в паломнической гостинице не бронируются, поселение по прибытии.

Родителям с грудными детьми, молодым девушкам (до 30 лет) не благословляется пребывать в монастырской гостинице более 1 суток. Обитель не несет ответственность за недосмотр родителей за своими детьми.

21 апреля 2019 года было совершено освящение вербы

Например, 21 апреля было совершено освящение вербы. 21 апреля 2019 года в праздник входа Господня в Иерусалим, в Успенском соборе Святогорской лавры, состоялось праздничное богослужение, после которого состоялось освящение вербы всех прихожан.

Праздник входа Господня в Иерусалим называют также вербным воскресеньем, поскольку в этот день принято освящать ветки вербы. На праздничном богослужении, все верующие в руках держат вербы с зажженными свечами, и молятся Господу, как победителю ада и смерти.

На данном фото вы можете увидеть, как проходит освящение вербы в вербное воскресение в храме. Фото: holiday-ledi.ru

Также 31 марта отмечали праздник Божьей Матери Похвала. В субботу акафиста также еще именуется суббота на пятой седмицы великого поста, духовно отмечают празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день благоговейно поется акафист, и возносятся благодарственные похвалы Пресвятой Богородицы.

Похвалу Пресвятой Богородице возносили и в этот день в Святогорской Успенской лавре. Совершил ее наместник обители митрополит Арсений, вместе с духовенством Святогорской лавры. Он произнес молитвенные песнопения, которые восхваляют Пресвятую Деву Богородицу, а также совершил праздничное богослужение. В храме были установлены и украшены 3 иконы Пресвятой Богородицы: эта чудотворная Святогорская, Федоровская и Дивногорская.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.

Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.

Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Лучшая статья для Вас, переходите: Чем отличаются баптисты от православных

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры. В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Для чего нужны православные четки

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Рекомендации[[править]h2>

К сентябрю 2010 г. в открывшихся залах новосозданного музея были подготовлены и представлены стенды с интересными, а порой, и уникальными экспонатами, говорящими о многовековой истории Православия в Донецком крае и истории Святогорской обители.

Экспонаты музея дают полное представление о различных видах церковного искусства и позволяют сформировать довольно точное мнение как о религиозной составляющей жизни различных эпох и народов, населявших земли южной окраины Слобожанщины, так и о некоторых элементах быта и искусства этих народов.

Благодаря собранным экспонатам посетители Лаврского музея получают представление о быте и жизнедеятельности древних племен и народов, некоторые из которых проживали на территории нашего края еще в доисторические времена.

Явление иконы Божией Матери «Одигитрия»

На фото: Икона святого блаженного Тимофея Святогорского. В левой его руке — обретенная «пядичная» икона Божией Матери «Одигитрия».

В 1563 году в городе Ворониче жил благочестивый человек Терентий с женой Анастасией. У них был пятнадцатилетний сын Тимофей, которого многие называли юродивым. Несмысленые люди дразнили и обижали отрока, однако тот сносил все обиды смиренно. Был мечтателен, любил молиться. По бедности своих родителей Тимофей занимался пастушеством.

Однажды, когда он пас стадо на берегу речки Луговки, во время вечерней молитвы вокруг него разлилось неземное сияние, и Тимофей увидел пред собою на воздухе икону Божией Матери. Упав на землю, отрок услышал голос, исходящий от образа:

Бросив стадо, в тот же вечер блаженный пришел на указанную гору. На исходе ночи ему вновь явилась та же икона, и снова был голос от нее:

По возвращении в Воронич Тимофей зашел в Георгиевскую церковь, где в одной из тамошних икон Божией Матери (это была икона «Умиление») с великим трепетом опознал являвшийся ему образ.

Никому не рассказал блаженный о чуде, коему он стал свидетелем, но указанные шесть лет жил он с постоянной памятью об услышанных словах. Он много молился и много работал, но платы за работу никогда не брал. А если и брал, то тут же раздавал полученное сирым и убогим.

Случился в его жизни и искус, о котором рассказывается в одном из вариантов повести об отроке Тимофее. Будто бы нанялся блаженный в работники к некоему воину Михаилу, а тот, оценив усердие своего нового слуги, задумал женить его. Как ни отговаривался Тимофей, Михаил заставил его сочетаться браком с девицей из своей дворни. Брак этот так и остался, как мы сказали бы сегодня, фиктивным. Дни Тимофей проводил в трудах, ночи — в молитве, а перед женой юродствовал. Хозяин блаженного вскоре понял свою ошибку и, всячески одарив святого слугу, отпустил его с миром — странствовать.

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

«ПОД ОБИТЕЛЬСКОЙ СТЕНОЮ, ОЗАРЕННЫЕ ЛУНОЮ…»

В 1862 г. русский поэт автор Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) воспел в стихотворении «Святые горы» и Лавру с ее обитателями, и тех, кто не устает поклоняться ее святости.

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская Лавра — влиятельный духовный центр православия Восточной Украины и Юга России. Ее внешний вид удивителен: она возвышается на белоснежной меловой скале над рекой, в окружении тенистых рощ, что обступают ее у подножия. На меловом теле скалы видны отверстия: это — пещеры и ходы, проделанные монахами. Пещерные ходы поднимаются к вершине горы, увенчанной церковью, что словно висит в воздухе.

Под церковью сохранились выкопанные основателями монастыря пещеры с усыпальницами, храмами и кельями. Самые первые были выкопаны в верхнем ярусе, а потом здесь появился большой лабиринт проходов и келий. Свет попадает сюда через крохотные оконные проемы, обстановка в кельях аскетическая.

Отсюда идет проход в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, который предваряет выход на вершину утеса, где высится церковь Святителя Николая Чудотворца, что представляет собой естественное продолжение пещер и подземного хода: половина его является основанием, алтарем и южным притвором. Все высечено из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича. Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII в., и в оформлении ее заметны мотивы народной деревянной архитектуры.

До того времени, как монастырь был распущен по повелению императрицы Екатерины II, два этих небольших храма, хоть и с трудом, но справлялись с приемом паломников. Но после возрождения обители в середине XIX в. назрела необходимость в сооружении большого соборного храма. Проектировал его известный петербургский архитектор и академик Алексей Горностаев (1808-1862 гг.). В 1868 г. собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В годы советской власти в нем находился кинотеатр, а вновь собор был освящен в 2000 г.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника.

Однако еще до строительства собора Успения Пресвятой Богородицы первым крупным сооружением в монастыре после его второго открытия в 1844 г. стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Над ее проектом трудился сам Александр Тон (1790-1858 гг.) — профессор архитектуры Императорской академии художеств. Советская власть нашла храму поразительное применение, устроив в нем грязелечебницу. В 1996 г. Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы появилась в монастыре в 1868 г, когда настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман разобрал старый Успенский собор и использовал камни древнего храма, пристроив из них к трапезному корпусу церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Судьба церкви оказалась трагична: в годы Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена, а после войны на старом фундаменте построили столовую открытого в монастыре санатория. После того как монастырь был возрожден, обитель построила новое здание церкви, использовав внешний вид церквей разных эпох и стилей. Северный фасад сделан в стиле Медиоланской базилики V в., купол — копия храма русской архитектуры XIV в., главная лестница выполнена по мотивам архитектуры XVI в.

Из числа монахов, что жили в монастыре, семнадцать были впоследствии прославлены в лике святых. В 2004 г. Святогорский монастырь получил статус лавры.

Церковь святого Николая

Одна из самых главных достопримечательностей Святогорской Лавры –  церковь Николая Чудотворца на меловой скале. Почти полтысячи лет назад (в алтарной части в скале) здесь звучала молитва. Когда только зарождалась обитель, ее Устав и появлялись первые монахи, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным и является одной из главных святынь монастыря. В храм можно попасть по длинным ходам меловых пещер, с нижней части монастыря. До строительства храма на верху скалы были три белых конусообразных пика. Церковь с алтарной частью в меловой скале является образцом украинской архитектуры XVI века, ХIХ век – надземная часть. Церковь на скале – визитная карточка Святогорья, придает уникальность этому месту и узнаваемость образа Святых гор. Скольких усилий стоило восстановить храмы монастыря и, в частности, церковь святого Николая, знают только Бог и братия монастыря.

Святогорская обитель имеет свой официальный сайт

На официальном сайте можно узнать обо всех храмах, которые относятся к монастырю. Узнать об истории, от начала основания монастыря, до новейшей истории. Также вы можете увидеть какие святыни, чтимые иконы, мощи содержит Святоуспенская лавра. В разделе «помощь паломнику», вы можете увидеть, какие проходят экскурсии, а также как проехать в лавру, когда проходят богослужения и многое другое.

На сайте «новости» вы можете узнать самые новейшие новости, которые выкладываются каждый день.

Также здесь можно послушать записи проповедей священства за 2011 г — 2013 г. Все кто желает, может посетить это замечательное место, и увидеть эти святые горы.

Святые[править | править код]

Герман Святогорский

преподобные

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859);
  • архимандрит Герман (Клица) († 1890);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882);

Иоанн Святогорский

  • иеромонах Феодосий († 1850);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882);
  • иеромонах Исаакий (Головин) († 1903);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);

преподобноисповедники

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);

Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий

Бывший экскурсионный офис

Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова

В подземном храме Иова Почаевского

в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.

В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.

5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.

В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относились к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовали у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударили в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.

Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрали своим наместником архимандрита Владимира (Мороза)

Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее

К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.


Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.


Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Просфорня

Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector