Крестовоздвиженский монастырь

Паломнику

Если Вы хотите потрудиться в монастыре.

Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Если Вы собираетесь приехать на несколько дней, перед поездкой, позвоните по телефону 8 495 549 81 00, уточните, есть ли свободные места в гостинице для паломников.

В мае в монастыре начинаются полевые работы. Нужна помощь: вскопать огород, посадить картошку и другие овощи, окучить фруктовый сад. Убрать территорию монастыря после зимы. Ждём всех, кто сможет потрудиться во Славу Божию. После посадки — требуется полив огорода. Потом прополка. С середины июня начинается сенокос.

Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное. В перерыве между послушаниями и вечером, после вечернего правила, у вас будет время отдохнуть, погулять по монастырю, насладиться его красотами, почувствовать ту незабываемую атмосферу, что царит в обители. Ведь она — действительно, уголок Рая на земле.

Заказать экскурсию по монастырю.

Заявки на обзорную экскурсию по Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю принимаются по телефону: 8 495 549 81 00. Убедительная просьба звонить заранее. Экскурсии проводятся бесплатно. Вы можете оставить пожертвование на восстановление обители.

Проживание в монастырской гостинице.

Если Вы приехали не как трудник, и хотели бы остановиться на какое-то время в монастырской гостинице, звоните на номера: 8 963 772 39 35,. Проживание в гостинице осуществляется за пожертвование.

Также Вы можете покушать в монастырской трапезной, находящейся на территории монастыря. Трапезная работает ежедневно.

Современное состояние

Постепенно возрождается монашеская жизнь. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и «на гастролях» — то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде — глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает «землю сердца своего», удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа…

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни «земных Ангелов — небесных человеков» — монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

Как добраться

Проезд транспортом:

м. Домодедовская, последний вагон из центра, сразу наверх поднимаетесь, перед Вами магазин «Снежная королева», если стоять к нему спиной, то чуть левее на дороге останавливается 871 маршрутное такси. Водителю сказать, что едете до монастыря (чтобы он повернул от трассы к обители). Также можно сесть на любой автобус, следующий в аэропорт «Домодедово», доехать до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком — перейти по мосту трассу, и идти прямо до ворот монастыря.

Адрес

: 142031, с. Лукино, Домодедовский район, Московская область, улица Монастырская, Крестовоздвиженский Иерусалимский женский ставропигиальный монастырь.

Тел/факс:

8 (495) 549 81 00,

Нынешнее состояние монастыря

На сегодняшний день постепенно в монастыре возрождается монашеская жизнь. Возвращена чудотворная икона Божьей Матери, которая все это время пряталась от советской власти. Новый этап возрождения начался в 2001 году — именно тогда, когда Московская епархия назначила новую настоятельницу монахиню Екатерину.

Был отреставрирован храм Иконы Божьей Матери и сестринский корпус, который непосредственно к нему относится, также отстроен Крестовоздвиженский храм. Были возвращены иконы, которые находились в храме до его разрушения. Монастырь активно занимается благотворительной деятельностью.

Богадельня извозчика и юродивого в Старом Яме

В Крестовоздвиженском монастыре стоят три храма: Крестовоздвиженский, Вознесенский и Иерусалимский. Каждый храм отмечает веху в истории становления монастыря. Самая старая в обители Крестовоздвиженская церковь была в имении помещиков Головиных еще до появления здесь женской общины. Иерусалимский храм воздвигли, когда сестричество уже переехало в Лукино, но не имело статуса полноценного монастыря. Большой Вознесенский собор начали строить при игуменье Евгении Виноградовой в конце XIX века, когда общину преобразовали в монастырь.

История обители началась с небольшой богадельни при церкви Флора и Ларва в селе Старый Ям. Общину возглавлял крестьянин подмосковной деревни Съяново Иван Степанович. Вместе с двумя братьями он работал извозчиком в Москве, но оставил свое дело и встал на путь юродства. Зимой и летом бывший извозчик бродил босой и в одной рубашке по столице. Юродивый странствовал пешком по дальним монастырям. У одних странник вызывал насмешки и злобу, а другие видели в нем праведника. Весть о блаженном дошла до московского митрополита Филарета Дроздова. Иерарх благословил Ивана Степановича возглавить при церкви Флора и Лавра в подмосковном селе Старый Ям богадельню для девиц и вдов.

В число сестер Флоро-Лаврской богадельни поступила купеческая вдова Параскева Родионовна Саватюгина. Она знала и почитала блаженного Ивана еще при жизни супруга. После смерти мужа Параскева пожертвовала наследство на нужды богадельни. Эти деньги пошли на постройку при церкви двухэтажного каменного дома с бесплатной столовой. Жители приюта по задумке юродивого должны были постоянно читать псалтырь об упокоении погибших солдат в Крымской войне и скончавшегося императора Николая I.  

В 1860 году число сестер богадельни достигло сорока. Рост общины блаженного вызвал зависть. В очерке о жизни приюта в Московских церковных ведомостях 1886 года написано: «враг рода человеческого воздвиг неблагомыслящих и корыстолюбивых людей…представляя гражданскому начальству, что под видом благочестия сия богадельня есть ничто иное, как сектантское и потому весьма безнравственное и противугосударственное сборище». Блаженного Ивана даже поместили в тюрьму, однако в дело вмешался митрополит Филарет Дроздов. Преследование Ивана Степановича и сестер богадельни прекратилось, но и после заступничества иерарха община в Старом Яме терпела притеснения от местных полицейских и священнослужителей.

Послереволюционный период

После того, как отгремела революция, жизнь монастыря изменилась. Он стала именоваться, как и другие, источником растления нравственности общества и в 1919 году подлежала закрытию.

Некоторое время на его территории располагалась сельскохозяйственная артель, которая в тридцатых годах прекратила своё существование и уступила место профсоюзному дому отдыха. Все это время на территории Крестовоздвиженского храма не прекращались богослужения, однако в 1935 году его всё-таки закрыли. Священника, который нёс в нём служение, священномученика Косму Коротких, арестовали и через два года следствий и пыток расстреляли. Позднее в церквях и корпусах монастыря в разное время располагались общежития, гостиницы, фабрика по производству табачных изделий. В годы войны здесь был госпиталь, потом санаторий, который в 1970 годах стал реабилитационным центром для детей. Все, что так долго и по крупицам создавалось насельницами обители и её благодетелями было либо уничтожено, либо осквернено.

Настоятели

Игумены

  • Иоасаф (упом. 1563)
  • Никон (упом. октябрь 1567)
  • Иаков (2 мая 1588 — ?)
  • Иона (упом. 1598)
  • Тихон (упом. 1615)
  • Боголеп (упом. 1623)
  • Иосиф (упом. 1645)
  • Варлаам (упом. 1646 — упом. 1647)
  • Серапион (1649 — 14 ноября 1651)
  • Иосиф (30 декабря 1651 — ?)
  • Моисей (упом. 1653 — упом. 1654)
  • Геннадий (упом. 29 октября 1655)
  • Иосиф (упом. 1659 — упом. 1660)
  • Арсений (1661 — 12 марта 1665)
  • Тихон (1665 — 1670)
  • Пахомий (упом. 1673 — 1674)
  • Тихон (1674 — упом. 1675)
  • Никифор (1676 — 1680)
  • Ефрем (1680 — 1688)
  • Варлаам (1689 — 1692)
  • Сергий (1698 — 29 августа 1700)
  • Сильвестр (1700 — 1706)
  • Макарий (упом. 1709 — упом. 1726)
  • Макарий II (Ченцов) (упом. 1728)
  • Исаакий (1731 — 1740)
  • Феофил (1746 — упом. 1748)
  • Варсанофий (1750 — 1759)
  • Александр (1763)
  • Вениамин (1763 — 1771)
  • Филипп (1771 — 1775)
  • Серапион (Александровский) (10 марта 1775 — 27 января 1776)
  • Иоасаф (Заболотский) (1776 — 1 февраль 1778)
  • Иосиф (6 января 1778 — 1781)
  • Ириней (Клементьевский) (сентябрь 1782 — 9 декабря 1783)
  • Гедеон (Замыцкий) (9 декабря 1783 — 1785)

Архимандриты

  • Сергий (5 ноября 1785 — 1801) архим.
  • Нафанаил (1802 — 1810)
  • Геннадий (Шумов) (1810 — 21 октября 1811)
  • Парфений (Чертков) (17 декаря 1811 — 14 октября 1813)

Современное состояние

Постепенно возрождается монашеская жизнь. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и «на гастролях» — то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде — глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает «землю сердца своего», удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа…

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни «земных Ангелов — небесных человеков» — монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

Святыни

Иерусалимская икона Божией Матери.

Первописанная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании.

В 463 году Иерусалимская икона была перенесена в Царьград греческим царём Львом Первым, или Великим, и поставлена в храме Богородицы — Пигии, т.е. источника, и пребывала здесь до времени благочестивого царя Ираклия.

Когда заступничеством этой иконы скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и изгнаны из пределов царства — Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь, где она пребывала до времени царствования Льва Шестого Философа. При нём эта чудотворная икона была перенесена в Херсонес или Корсунь.

В 988 году икону принесли в дар великому равноапостольному князю Владимиру, когда он покорил этот город и принял в нём святое Крещение. Впоследствии князь Владимир даровал эту Корсунскую святыню новгородцам, обратившимся в христианскую веру.

В новгородском Софийском Соборе она пребывала до царстия Иоанна Васильевича Грозного, который в 1571 году перенёс её в Успенский Собор московского Кремля, откуда в нашествие Наполеона этот святой образ был похищен. Его место занял верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Промыслом Божиим и подвигом веры самоотверженных православных верующих, Иерусалимская икона была спасена от поругания и уничтожения, настигшего множество православных святынь в годы большевистского террора и последующих гонений на Веру и Церковь. В 1993 году она вернулась в монастырь. Находится в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.

Частицы мощей

святых угодников Божиих: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика, великомученицы Екатерины; сщмч. Константина Богородского; свт. Феофана Затворника; прп. Серафима Саровского; прп. Феодора Санаксарского; прп. Аристоклия Московского; прмч. Феодора; свт. Павла Тобольского; прп. Ефросинии Московской; св.блгв.кн. Андрея Боголюбского; преподобных Киево-Печерских отцов, в Ближних и дальних пещерах подвизавшихся.Находятся в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.Частица мироточивой главы

священномученика Климента, Папы Римского; частица мощей великомученицы Екатерины.Находится в Крестовоздвиженском храме.

Послереволюционный период

После того, как отгремела революция, жизнь монастыря изменилась. Он стала именоваться, как и другие, источником растления нравственности общества и в 1919 году подлежала закрытию.

Некоторое время на его территории располагалась сельскохозяйственная артель, которая в тридцатых годах прекратила своё существование и уступила место профсоюзному дому отдыха. Все это время на территории Крестовоздвиженского храма не прекращались богослужения, однако в 1935 году его всё-таки закрыли. Священника, который нёс в нём служение, священномученика Косму Коротких, арестовали и через два года следствий и пыток расстреляли. Позднее в церквях и корпусах монастыря в разное время располагались общежития, гостиницы, фабрика по производству табачных изделий. В годы войны здесь был госпиталь, потом санаторий, который в 1970 годах стал реабилитационным центром для детей. Все, что так долго и по крупицам создавалось насельницами обители и её благодетелями было либо уничтожено, либо осквернено.

Смена местонахождения монастыря

Женская благодетель была создана в селе Старый Ям. Но некая дворянка Александра Головина после смерти своей семьи (мужа и дочери) решила все свои земли и имение, которые находились в селе Лукино, передать общине. Таким образом сестрам пришлось поменять местожительство и переехать за 7 километров.

В переезде им помогал архимандрит Пимен. Обустройством жилья занимался племянник создательницы общины Егор Федорович Саватюгин. В это же время община получила название Крестовоздвиженской, благодаря церкви, которая была создана в 1846 году и находилась на территории бывшего имения Саватюгиных.

Строительство нового здания началось в 1871 году, а закончились работы в 1873 г. В новое здание сразу перевезли главную его святыню – икону Божьей Матери. Тогда же состоялось освящение.

Краткая летопись монастыря

Деревянные стены монастыря не раз сгорали дотла. Ещё одной проблемой была повышенная влажность (здания располагались на берегу Волги), которая также способствовала разрушению строений. Именно поэтому в 1812 году игуменья обители Дорофея обратилась к местным властям с просьбой о перенесении монастыря на южную окраину города. Туда же со временем перенесли Воскресенскую и Происхожденскую обители.

Уже к 1820 году огромный пустырь возле кладбища украсил красивейший монастырский собор. Его архитектурной особенностью является интересная форма — здание построено в виде равноконечного креста.

Кроме собора, здесь было возведено восемь корпусов, больница, гостиный двор. Позднее, в 1838 году, было открыто училище для девушек-сирот, которых обучали чтению, правописанию, рукоделию. Монастырь посещали известнейшие и императорские особы, путешественники. После революции монастырь закрыли, а его здания использовались по самым разным нуждам, порой самым скверным. Есть даже версия, что несколько лет здесь располагался советский концлагерь для политических осуждённых. Позднее монастырские помещения были складами, заводскими цехами, хранилищами отходов и т. д.

Наконец в 1995 году справедливость была восстановлена, началось восстановление Крестовоздвиженского храма, который был практически полностью разрушен. Уже в 1999 в нём начались богослужения, а в 2005 году он получил своё нынешнее название — Крестовоздвиженский женский монастырь.

Сегодня храм монастыря открыт для посетителей. Здесь есть медпункт, куда могут обратиться за помощью и мирские люди. Послушницы и насельницы монастыря помогают детским домам, многодетным и бедным семьям города и области.

Паломнику

Если Вы хотите потрудиться в монастыре.

Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Если Вы собираетесь приехать на несколько дней, перед поездкой, позвоните по телефону 8 495 549 81 00, уточните, есть ли свободные места в гостинице для паломников.

В мае в монастыре начинаются полевые работы. Нужна помощь: вскопать огород, посадить картошку и другие овощи, окучить фруктовый сад. Убрать территорию монастыря после зимы. Ждём всех, кто сможет потрудиться во Славу Божию. После посадки — требуется полив огорода. Потом прополка. С середины июня начинается сенокос.

Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное. В перерыве между послушаниями и вечером, после вечернего правила, у вас будет время отдохнуть, погулять по монастырю, насладиться его красотами, почувствовать ту незабываемую атмосферу, что царит в обители. Ведь она — действительно, уголок Рая на земле.

Заказать экскурсию по монастырю.

Заявки на обзорную экскурсию по Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю принимаются по телефону: 8 495 549 81 00. Убедительная просьба звонить заранее. Экскурсии проводятся бесплатно. Вы можете оставить пожертвование на восстановление обители.

Проживание в монастырской гостинице.

Если Вы приехали не как трудник, и хотели бы остановиться на какое-то время в монастырской гостинице, звоните на номера: 8 963 772 39 35,. Проживание в гостинице осуществляется за пожертвование.

Также Вы можете покушать в монастырской трапезной, находящейся на территории монастыря. Трапезная работает ежедневно.

История создания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря

В 1855 году уроженец деревни Съяново Иван Степанович обратился к вдове Саватюгиной за денежной помощью, аргументируя это тем, что необходимо организовать чтение Неусыпаемой Пластири, так как муж женщины недавно умер. Именно это событие впоследствии послужило началом появления на месте женской обители монастыря.

На деньги вдовы было выстроено из камня двухэтажное здание. После этого Прасковья Родионовна стала одной из его сестер. Она считается и основателем монастыря, а духовным наставником того времени стал юродивый, который обратился к ней за помощью. Основной святыней стала икона Божьей Матери, которую прислал владыка Филарет в качестве своего благословения для освещения женской общины.

Хотя появление монастыря датировано 1837 годом, переименовали его в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь гораздо позже. По ходатайству владыки Филарета в 1865 году богадельня стала называться Флоро-Лаврской общиной для женщин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector