Александро-невская лавра

Как добраться?

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра расположена в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Какие остановки находятся рядом?

  • “Пл. Александра Невского” — в 97 метров, 2 минуты пешком.
  • “Ст. Метро Площадь Ал. Невского” — в 355 метров, 5 минут пешком.
  • “Метро ”Пл. Александра Невского” — в 485 метров, 7 минут пешком.

Откуда лучше добираться?

  • Станция Метро ”Площадь Александра Невского” находится ближе всего к Александро-Невской Лавре в Центральном районе, от Надвратной церкви —  в 160 метрах. 
  • Ближайшая остановка маршрутки находится в 2 минутах ходьбы.
  • Ближайшая остановка автобуса — в 5 минутах ходьбы.
  • Ближайшая остановка трамвая — в 7 минутах ходьбы.

Маршрут для пешеходов

Выйдя из метро «Площадь Александра Невского-2» или «Площадь Александра Невского-1»,следуйте по площади Александра Невского,вдоль монастырской стены до арки надвратной церкви.

Въезд для автомобилистов

  • Въезд осуществляется с площади Александра Невского направо через Лаврский проезд (расположен между надвратной церковью и Чернорецким переулком).
  • Далее следуйте через Второй Лаврский мост и налево по набережной реки Монастырки, вдоль монастырской стены до вторых Благовещенских ворот, оборудованных шлагбаумом.

Где находятся парковки у Лавры?

  • На площади Александра Невского;
  • На набережной реки Монастырки у монастырской стены;
  • Кратковременная – у Благовещенских ворот.

Как попасть в Музей-древлехранилище?

  • Войдя на территорию Александро-Невской лавры, пройдите мимо Некрополя XVIII века (слева от вас) и Некрополя мастеров искусств (справа).
  • Затем, перейдя мост через реку Монастырку, поверните налево и войдите во вторые Благовещенские ворота, оборудованные шлагбаумом.
  • Следуя по направлению к жёлтому зданию, поверните направо, обогнув Благовещенскую церковь.
  • Перед вами вытянутое трёхэтажное здание музейно-библиотечного корпуса. Войдите внутрь и поднимитесь на 3 этаж.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского.

После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Литература[править | править код]

  • Александро-Невская лавра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713—1913: Историческое исследование. — СПб., 1913.
  • Белякова Е. В. Александро-Невская Лавра в честь Святой Троицы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 613—617. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. Дисс. … доктора исторических наук. — СПб., 2014.
  • Сойкин П. П. Александро-Невская Свято-Троицкая лавра // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 179-182. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Киновия – второй по значимости монастырь в Санкт-Петербурге

Петербург всегда был духовным центром, и купец Набилков писал в Духовный Собор Лавры о том, что необходимо развивать Киновию, как второй по значимости монастырь в городе. Он и сам в этом принимал очень активное участие своими пожертвованиями. Петербуржцы еще называли Киновию Малой Архиерейской слободой.

Жизнь монахов там отличалась упорядоченностью и своим особым укладом:

  • Они жили там на полном обеспечении
  • И у них не было никакой собственности
  • Весь свой труд они отдавали на общую потребу монастыря и всей братии

Уже к 1844 году для житья монахов были построены каменные келии, с двух сторон монастыря, справа и слева. Это были двухэтажные корпуса по проектам архитекторов Брандта К.И. и Гемилиана А.П. Они и сейчас находятся по адресу Октябрьская набережная дом 16 и 20.

В северном корпусе находились покои митрополита. Там же была и Домовая церковь Архистратига Михаила. В октябре 1847 года состоялось ее освящение действующим наместником Лавры архимандритом Вениамином.

В 1848 году по инициативе смотрителя Киновии иеромонаха Паисия началось формирование и Киновеевского кладбища. А первые захоронения появились за церковью Всех Святых. Однако отдельные места сразу за Троицким собором были отданы почетным мирным гражданам и монахам. Всем остальным гражданам победнее были отданы места подальше от храма, за забором.

Купец первой гильдии Набилков Ф.Ф. не оставлял этот храм без внимания всю свою жизнь и в 1849 году 30 тысяч рублей завещал на постройку каменного пятиглавого собора с тремя престолами во имя Пресвятой Троицы. А прообразом послужил Собор Киево-Печерской лавры. В 1955 году тот же архитектор Брандт К.И. сделал проект нового каменного храма. А деревянную церковь перенесли на кладбище. Однако строить храм стали по проекту другого архитектора Карпова Г.И. в 1862 году, а к 1864 году уже были окончены черновые строительные работы.

Тогда-то и стало ясно, что этих 30 тысяч рублей на постройку храма не хватит, тогда строительство продолжил брат Набилкова Ф.Ф. Василий. А после смерти Федора Федоровича строительство продолжил уже его сын, на еще 30 тысяч рублей, завещанных дополнительно его отцом.

Сын выполнил волю отца и уже в 1868 году Троицкий собор освятил епископ Григорий (Медиоланский) во имя Святой Живоначальной Троицы.

Сама постройка имела очень красивый величественный вид. Построена была в русско-византийском стиле, а внутри имела роскошное убранство.

Очень красивый фасад здания как бы возвышался над Невой. Чтобы подняться на крыльцо требовалось преодолеть 8 ступеней. Все было сделано изящно и с большим вкусом: и иконостас, и живопись.

Эскизы внутренней отделки и утвари составил также Г. И. Карпов. Образа для иконостаса, вырезанного охтинским мастером И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.

Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева, а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.

Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения». Святыней храма считался образ Божией Матери всех скорбящих Радости XVII в., привезенный, по преданию, с Афона.

Ежедневно совершалась Божественная Литургия. Главным престольным праздником считался День Всех Святых. Литургия совершалась архиерейским чином и завершалась крестным ходом вокруг кладбища и монастыря.

После богослужения купцы размещали палатки и устраивали ярмарки. А на левый берег Невы можно было переправиться на теплоходе так и называемом «Киновия».

Архитектурные особенности

Ансамбль Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге отличается четкостью композиции, ясностью линий, монументальность Троицкого собора противопоставлена изящным башням и лаврским корпусам. Большую роль в восприятии композиции играет зелень, клумбы и деревья, окружающие постройки.

Центральное строение – Троицкий собор. Он был заложен при Петре Великом. Собор отличается грандиозными размерами – высота до креста равна 30 м. Паперть устроена с запада и обнесена колоннами, и два ангела наблюдают за входящими в Собор. В погожий день большой позолоченный купол Собора буквально горит на солнце.

Истинное сокровище – мощи святого Александра Невского, покоящиеся в серебряной раке, подаренной монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. На нее нанесены надписи и изображения, повествующие о житие князя.

Просфорный корпус является представителем эпохи барокко. Он отличается изящной композицией и сложными проектными решениями, а расходящиеся галереи подчеркивают его протяженность. За свою историю корпус практически не претерпел изменений, что составляет его ценность.

Семинарский корпус был возведен в соответствии с существовавшими уже зданиями петровских времен. От основного объема корпуса расходятся галереи с большими окнами, пространство между которыми украшено пилястрами, предназначенными для поддержания карниза.

Двухэтажный флигель с портиком, возведенный в стиле русского барокко, играет значительную роль в восприятии всего корпуса. Оба корпуса похожи по внешнему виду и интерьерам и создают единую картину.

Митрополичий корпус выделяется богатым архитектурным оформлением. Колонны и пилястры, сложные карнизы, изящные наличники на окнах придают зданию торжественный вид. Из интерьеров сохранилось убранство приемного зала, который демонстрирует особенности парадных помещений XVIII века.

В 1910 году библиотека монастыря была перенесена в специально возведенное здание в стиле поздней эклектики. Архитектурное оформление библиотечного корпуса отличается смешением различных стилей от неоренессанса до византийского стиля.

Строение выглядит несколько тяжеловесным и выбивается из общего торжественного, легкого стиля комплекса, но при этом является ценным образцом архитектуры Петербурга XIX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector