Северная лавра: александро-свирский монастырь

История

Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Вскоре у Александра Свирского появились ученики. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.

Небольшая каменная Покровская церковь с трапезной в Троицкой части — наиболее древнее строение обители. Она была построена при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III.

С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.

В 1764—1786 годах Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии.

С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.

В 1900 г. в монастыре построена часовня в память чудесного избавления от смерти императора и его семьи во время крушения императорского поезда.

Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец.

В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 год находилась Свирская психиатрическая больница.

Восстановление обители началось в 1997 году. В 2012 году по благословению Епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава был создан Праздничный архиерейский хор. Он состоит из выпускников высших музыкальных заведений стран СНГ. Среди исполняемых сочинений: древние византийские песнопения и знаменные распевы, литургическая музыка XIX-XX веков, русские, украинские и белорусские народные песни.

Подворье Александро-Свирского монастыря по состоянию на 2020 год располагается в Весёлом поселке Невского района Санкт-Петербурга.

Список настоятелей

Игумены

  • Александр Свирский (1506—1533)
  • Исаия
  • Никодим (непродолжительное время)
  • Иродион (до 1545)
  • Вениамин
  • Афанасий Сяндебский
  • Исидор (до 1572)
  • Иоасаф (до 1582)
  • Дионисий (до 1608)
  • Паисий (до 1613)
  • Феодорит (до 1628)
  • Авраамий (до 1646)
  • Александр (до 1649)
  • Савватий (до 1660)
  • Симон (до 1665)
  • Иосиф (до 1666)
  • Макарий (Полуэхтов) (до 1673)

Фрески Архимандриты

  • Гермоген (до 1699)
  • Лаврентий (до 1702)
  • Кирилл I (до 1705)
  • Исаия (до 1708)
  • Феодосий (до 1715)
  • Иларион (до 1717)
  • Александр I (до 1719)
  • Кирилл II (до 1732)
  • Виссарион (до 1738)
  • Ефрем (до 1740)
  • Венедикт (до 1742)
  • Серафим (до 1748)

В 1748—1752 гг. архимандрита не было, монастырём управлял наместник Иннокентий.

Фрески

  • Андроник (1752—1759)
  • Пахомий (до 1763)
  • Варсонофий (до 1763)
  • Александр II (до 1775)
  • Иринарх (до 1780)
  • Варлаам (до 1790)
  • Парфений I (Петров) (1790—1800)
  • Иосиф (до 1816)
  • Товия (до 1819)
  • Парфений II (по 1820)
  • Макарий (до 1827)
  • Варсонофий (Морев) (до 1853)
  • Иезекииль (до 1855)
  • Павел (Смирнов) (до 1869)
  • Антоний (до 1870)
  • Даниил (до 1872)

Наместники

  • Архимандрит Савватий (1873—1878)
  • Игумен Иннокентий (1878—1883)
  • Архимандрит Макарий (1883—1891)
  • Игумен Антоний 2015

Архимандриты

  • Агафангел (21 декабря 1891—1909)
  • Евгений (Трофимов) (1909 — расстрелян 1918)
  • Лукиан (Куценко) (23 декабря 1997 — октябрь 2011) и. о. до 19 июля 1999
  • Мстислав (Дячина) (с 28 октября 2011) и. о. до 16 марта 2012

Архитектурный комплекс монастыря

Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.

Две части комплекса

Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.

Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.

Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.

В Преображенской части находятся:

  • одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
  • церковь Захарии и Елисаветы;
  • часовня Живоначальной Троицы;
  • Преображенская колокольня;
  • восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца;
  • южный братский келейный корпус;
  • иконная лавка;
  • надкладезная часовня.

В Троицкой части находятся:

  • Троицкий собор;
  • Троицкая звонница;
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
  • архиерейские кельи;
  • западные братские кельи;
  • больничный корпус;
  • братское кладбище.

Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.

Храмы обители

Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.

Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.

Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.

В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.

Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.

Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.

Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.

Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.

Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.

На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.

Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.

Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.

В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.

Изучение останков

Долгие годы верующие не знали, где находятся мощи их любимого святого. А они были спрятаны сотрудниками ВМА, чем и спасены от уничтожения. В годы советской власти представители официальной науки изучали тело, которое к ним попало волей случая. Осмотр проводили ученые, специалисты в разных областях:

  • Антрополог Баниволенский Ю.
  • Анатом, кандидат медицинских наук Твардовская М.
  • Рентгенолог Борисов Е.
  • Профессор Балин В.

Все они считают, что состояние плоти праведника не поддается закономерностям природы. Процессы, которые протекают в тканях святого, резко отличаются от обычных. Монолитные останки не подверглись тлению за сотни лет, сохранность тела и цвет кожных покровов поражают исследователей.

Монахиня Леонида (Сафонова) в миру является кандидатом биологических наук, она принимала активное участие в поисках мощей

Как ученый она тоже не могла не обратить внимание на необычное состояние тела. Прежде всего поражает не только его сохранившаяся прижизненная конфигурация, но и состояние мышечной, соединительной тканей

Это очень хорошо видно по очертаниям лица, состоянию ног и кистей.

В норме человеческие ткани усыхают и на срезе напоминают спрессованный картон. Связки и сосуды похожи на пучки веревок. Подкожная ткань святого во время изучения оказалась белого цвета, белой и воздушной. Испарившаяся жидкость заменялась воздухом, что позволило органам сохранять прежний вид. Ни одна известная технология бальзамирования не способна дать таких результатов.

Такая степень сохранность уникальна даже если сравнивать нетленные мощи Александра Свирского с останками других православных святых. Для исследования были взяты мощи Иоасафа Белгородского. Ткани его лица рентгенолог Е. Борисов нашел хрупкими и лишенными эластичности, поверхность их является высохшей и шероховатой, цвет тканей бурый. Св. Александра до сих пор легко опознать по внешности. Кожа светлая, янтарно-желтого оттенка, практически лишенная морщин.

Возвращение святыни

Долгие годы советская власть всячески пыталась сокрыть мощи. Злой дух работал через своих приспешников. Но к счастью, нашлись люди, которые предприняли все усилия для того, чтобы отыскать тело святого. Глобальный поиск организовала инокиня Леонида (Сафонова). Получив блестящее образование, несколько десятилетий она изучала биологию человека. Незадолго до зашиты докторской, решила оставить мир и посвятить себя Богу.

Поиски утраченных мощей преподобного Александра Свирского были начаты в 1997 г. Монахине пришлось посетить многие архивы Москвы и Санкт-Петербурга, просмотреть множество документов. Но оказалось, что большинство письменных свидетельств было намеренно уничтожено или утрачено.

Наилучшим местом для сокрытия мощей оказался музей Военно-медицинской академии, где насчитывается несколько тысяч анатомических образцов. Именно там во времена Советской власти проходили изучение останки святого. В 1998 г. они официально были переданы Церкви. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил отрыть мощи для поклонения.

Правила посещения

Так как обитель относится к закрытой религиозной организации, при ее посещении требуется соблюдать определенные правила. Не допускается приходить в пляжной и слишком открытой одежде, в том числе в шортах, бриджах и мини-юбках. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком и отказаться от брюк (в крайнем случае нижнюю часть туловища можно обмотать отрезом любой ткани). Мобильные телефоны при входе в храмы и часовни уместно будет отключить.

Фотографии и видео на территории, в храмах и часовнях разрешается делать исключительно по благословению священнослужителей.

На территории комплекса категорически запрещено:

  • курить;
  • распивать алкоголь;
  • бегать;
  • шуметь;
  • сквернословить;
  • гулять по газонам;
  • загорать и купаться;
  • входить в жилые помещения и хозпостройки.

Иконостас, Людмила

Экскурсии для групп могут проводиться только по благословлению настоятеля монастыря и в сопровождении представителями паломнической службы. Прошение следует присылать заблаговременно. Более детальная информация размещена на официальном сайте православной обители.

Как добраться

Доехать до поселения Старая Слобода можно из Санкт-Петербурга. Автобус, едущий по маршруту No 863, отправляется с автовокзала No2. Путь занимает порядка пяти часов и пересадки совершать не придётся.

С автостанции «Лодейное поле» можно доехать на автобусе No 963 до населённого пункта Питкяранта, пересесть на автобус 89 или 91 и добраться до с. Свирское. Но удобней всего проехать к монастырю на своей машине. Для этого из Петербурга следует выехать на Мурманское шоссе. Возле Поклонного Креста нужно свернуть налево и через Свирское добраться до Старой Слободы.

Из других городов, в том числе из Москвы, удобно добираться в составе паломнических групп.

Адрес монастыря: Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Старая Слобода.

Время посещения и график богослужений

Монастырь открыт с шести часов утра и до восьми часов вечера. В праздничные дни и по воскресеньям гости могут приезжать чуть позже, к восьми утра. На подворье можно попасть со вторника по субботу с девяти часов утра и до четырёх часов пополудни.


Богослужение в Александро-Свирском монастыре

Для тех, кто желает приложиться к мощам святого Александра Свирского, собор открыт с понедельника по субботу. Приходить можно с 10:00 до 17:00. В воскресные дни — с 12:00 до 17:00.

В Троицком соборе в будние дни Божественная Литургия служится с девяти часов утра. С 14:00 начинается молебен. В остальное время читаются так называемые часы, проводятся исповеди, служатся полунощницы и утрени. Изменение в расписании богослужений может быть связано с праздниками.

Особенности посещения монастыря

Чтобы экскурсионная группа могла посетить обитель, руководителю необходимо за неделю до приезда направить запрос настоятелю монастыря, чтобы получить его благословение.

Внимание! Группы на экскурсиях сопровождает в обязательном порядке представитель миссионерского отдела. Без него ходить по территории комплекса запрещено

Паломникам нельзя заходить в помещения хозяйственного назначения и в жилые корпуса. Каждый обязан соблюдать чистоту и аккуратность, не оставлять после себя мусора. Форма одежды должна быть соответствующей: плечи и колени закрыты, женщины обязаны покрывать голову платком. Гид должен провести предварительный инструктаж для посетителей монастыря. В дальнейшем он отвечает за каждого члена группы.

Порядок приёма паломников может меняться в зависимости от распорядка жизни монахов.

Александро-Свирский монастырь — это величественное место, возродившееся по промыслу Божию и дарующее мирянам возможность прикоснуться к истокам православия. Многие паломники отмечали, что здесь присутствует особая атмосфера и уезжать отсюда просто не хочется.

Александро-Свирский монастырь

Разорение монастыря и судьба в советский период

Самые жесткие испытания пришлись на XX век. После Октябрьской революции 1917 года церкви были закрыты, разорены, заброшены. Многие ценности стали основой частных и музейных коллекций, либо попросту были расхищены. Часть святынь была утеряна навсегда.

За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности. В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли комплексу монастыря значительный урон

Важно знать: бесценные экземпляры книг, свитков, хранившихся в монастырской библиотеке, также были либо просто выброшены на свалку или сожжены. Колокола были сброшены со звонниц

Монахи изгнаны или расстреляны.

Здания новые власти передали в ведение светских организаций. Что только здесь не располагалось: больница для душевнобольных, острог, тюрьма, казармы. Были периоды, когда на территории действовал совхоз.

Это интересно: обитель прекратила свое существование в 1925 году. Мощи извлекли из раки. После закрытия монастыря, мощи сначала отправили в ближайший город Лодейное поле, а после они долгое время хранились в стенах Ленинградской Военно-Медицинской академии.

Здания, кроме того, серьезно пострадали во время войны. Немцы ничего не пощадили.

Описание Александро-Свирского монастыря

Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в Олонецком крае (ранее Корельская Земля). В то время эти места были окружены дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:

  • Троицкий — при братских кельях;
  • Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.

Александро-Свирский мужской монастырь в XVIII — начале XIX вв. именовали «Северной Лаврой». В его подчинении находилось около 30 монастырей и местных пустыней (удаленных монашеских поселений).

Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.

Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, Маша Малиновская

Храмы монастыря

В Троицком комплексе расположены:

  • церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533–36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
  • Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695–97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
  • звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646–48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
  • церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716–18 гг.

На территории Преображенского комплекса находятся:

  • Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
  • церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
  • часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
  • часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
  • колокольня — возведена в 1903—1904 гг.

Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.

Как доехать до Александро-Свирского монастыря

Расстояние от Северной столицы до деревни Старая Слобода, где расположен мужской монастырь, составляет около 270 км.

Прямым рейсом из Санкт-Петербурга

С автовокзала № 2, расположенного в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала № 36, ежедневно отправляется автобус № 863. Время в пути составляет 5 часов. Расписание можно посмотреть на сайте.

С пересадкой из Санкт-Петербурга

Через автостанцию «Лодейное Поле» проезжает автобус № 963, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Питкяранта. Выйдя на остановке, необходимо пересесть на автобус № 89/91, направляющийся в сторону Пого и Кандуши, и доехать до села Свирское.

В Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться электропоездом № 6012/6014, отправляющимся с Ладожского железнодорожного вокзала. Он доставит до ст. «Лодейное поле». Затем нужно будет пересесть на автобус № 89/91 или маршрутное такси, курсирующее между железнодорожной станцией и монастырским комплексом.

  • Расписание автобусов, отправляющихся с автовокзала г. Лодейное Поле.
  • Расписание электропоездов, следующих с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга до Лодейного Поля.

До подворья Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге можно добраться общественным транспортом до остановок «ул. Новоселов» или «ул. Тельмана»:

  • на автобусах — № 12, 97, 118;
  • на маршрутных такси — № К-12, К-97, К-365, К-385;
  • на трамваях — № 7, 27, 39.

Поклонный Крест на автотрассе у поворота к Старой Слободе

На личном автотранспорте

Самый быстрый и удобный путь займет чуть больше трех часов. С окружной дороги Санкт-Петербурга нужно свернуть на Мурманское шоссе (оно же — автотрасса Е-105, Р-21, а/д Кола) и доехать до Поклонного Креста. Далее — поворот налево к поселку Свирское. Отсюда до Старой Слободы — всего 6 км.

Кроме вышеописанных способов, в мужской Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться в составе экскурсионных паломнических групп.

Александро-Свирский монастырь: видео

Восстановление обители

29 июня 2009 года здания Свирской обители передали монастырю, ремонтные работы идут до сих пор.

Ухоженная территория монастыря обнесена стеной, строгой и лаконичной по архитектуре. Пешеходные дорожки вымощены камнем, расставлены лавочки для отдыха. На газонах – аккуратно подстриженная трава, в гипсовых газонах – всюду цветы.

Александро-Свирский монастырь живет по уставу. Каждый из 32 насельников трудится по силам на общую пользу и получает необходимое для жизни.

В Санкт-Петербурге на Христорождественском подворье работают мастерские, где производят все необходимое для возрождения и украшения обители. Люди заняты иконописью, швейным делом, изготовлением керамики и столярных изделий, художественной резьбой по дереву.

В 2012 году в обители создан архиерейский хор, где поют люди с музыкальным образованием. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей. По субботам проводятся лекции на темы православного вероучения. Занятия с детьми – по воскресеньям.

Молодежь поет в хоре, ставит спектакли на библейские темы. В праздники дети и педагоги устраивают выступления. В монастыре проходят службы, приемы паломников, богомольцев и туристов.

Судьба мощей преподобного

Вскоре после этого расстрела в монастырь снова явились представители власти, обобрали ризницу, кельи монахов, снимали киоты, забрали сосуды и напрестольные кресты, сняли в Преображенском соборе раку преподобного, а мощи бросили на пол.

Разгром продолжался не один день, сопровождался пьянкой. После ограбления в стенах монастыря царила полная разруха. Святые мощи увезли из монастыря 20 декабря 1918 года.

Вскоре в газетах появляется отчет 8-го отдела народного комиссариата юстиции Съезда Советов, в котором указано, что при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря Олонецкой губернии в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей была обнаружена восковая кукла.

Перенесение Святых мощей, 1916 год

Чекисты лукавили. В Петрозаводской губернской ЧК знали, что сохранность тела святого после вскрытия раки с мощами была фантастической. Лежавший в раке человек выглядел так, будто его похоронили только вчера. За пять веков тело сохранилось полностью, цвет кожи был восковым, черты лица сохранились так, что можно было писать портрет преподобного.

В Лодейное Поле направляется комиссия. Мощи на полтора месяца запирают в больничной часовне, дверь в нее опечатывают и ставят под охрану.

13 декабря 1918 года комиссия составила заключение о том, что мощи, вывезенные из Александро-Свирского монастыря, есть не что иное, как мумифицированное человеческое тело. Разумеется, это было заключение для служебного пользования.

Чекисты писали столичному начальству письмо за письмом, требуя указать, как поступить со святынями, которые не вписывались ни в какие планы. Мощи нельзя было никому показывать, иначе раскрылся бы обман про «восковую куклу». Наконец пришел приказ уничтожить святыню до конца года. Сохранились письма крестьян, которые, даже несмотря на официальные «разъяснения», что в раке — «фальшивка», просили не уничтожать мощи, предрекая в ближайшем будущем великие беды, войны, голод для России.

Святыню спасло чудо. 20 декабря 1918 года по запросу Совнаркома известный историк Петр Петрович Покрышкин дал заключение: мощи преподобного Александра Свирского являются безусловной исторической ценностью, место которой в храме. Необходимо принять меры по сохранению реликвии. Это было последнее упоминание о мощах святого. После этого они бесследно исчезли.

Существует версия, что в 1924 году, когда встал вопрос о бальзамировании тела Ленина, мощи Александра Свирского тайно перевезли в Москву и отдали на изучение в Институт здравоохранения и гигиены. По одному из предположений, знаменитый анатом, генерал-лейтенант медицинской службы академик Владимир Тонков, занимавшийся бальзамированием тела Ленина, мог спрятать мощи святого в своем институте.

9

Посещение монастыря: его храмы

Cвято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в 260 километрах от Санкт-Петербурга и в 21 километрах от районного центра города Лодейное Поле. Обитель расположена в 6 километрах от реки Свирь — в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера.

Большинство старинных построек хорошо сохранились. Сегодня они очень наглядно демонстрируют высокое искусство зодчих, возводивших их. Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим преподобным Александром Свирским в 1533 году. Её строительство велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.

На территории монастыря можно увидеть каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского 1644 года постройки; каменный собор Живоначальной Троицы, возведённый в 1791 году. Но прежде на этом месте стояла деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и была освящена в 1509 году.

Все храмы обители старинные и уникальные, каждый со своей удивительной историей. Образцы раннего отечественного зодчества однозначно стоит увидеть всем любителям истории. Интересны и такие храмы монастыря, как Церковь святых пророков Захарии и Елизаветы, возведённая в 1685 году; Церковь Иоанна Дамаскина, которая была построена в 1718 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector