Тысяча лет на карте крыма. балаклавский свято-георгиевский монастырь

Информация для паломников

Попасть в монастырь можно как при индивидуальном посещении, так и в путешествии по Фиоленту, рассчитанном на несколько дней. Таким есть, например, экскурсия «Древнегреческий Севастополь», рассчитанная на путешествие по мысу длиной в 3 дня. Монастырь является действующим, поэтому в нем соблюдаются некоторые правила.

Посещающим монастырь нельзя входить на территорию в пляжной или открытой одежде, коротких штанах, женщинам необходим головной убор. При необходимости закрытую одежду можно взять на самой территории монастыря при входе. Посещение самого храма без соответствующего внешнего вида нежелательно.

В монастыре нет доступной гостиницы для паломников, но есть несколько отелей в относительной близости. Самым комфортным можно считать отель «Украина», расположенный в Севастополе, в самом центре города. Отель предлагает комфортные номера, оборудованные всем необходимым. Гостиница «Дельфин» находится ближе к заповеднику и предлагает современные номера с выходом на террасу.

Третий отель «Рейкарц Севастополь» принадлежит бельгийской сети отелей и находится на удалении от центра города и близко к пляжу. Отель представляет стандартные номера, а так же отличается высокой организацией различных деловых встреч и конференций.

В монастырском храме можно заказать церковные требы, такие как молебны, сорокоусты и чтение неусыпной псалтири. Также в церковных лавках можно приобрести иконы, свечи, лампадки, книги, домашние иконостасы, купить монастырскую выпечку, одежду. На территории монастыря работают несколько кафе, и есть источник питьевой воды, которую нельзя пить сырой.

Монастырь святого Георгия на мысе Фиолент это замечательное место для экскурсий, совмещающее в себе как посещение церковной архитектуры в Севастополе, так и прекрасные виды моря.

Оформление статьи: Лозинский Олег

История основания обители

Неподалёку от города Ессентуки в местечке Ясная поляна у подножия горы Дубровка находится дом Константина Максимовича Асланова, которому в 1998 году пришла мысль поставить на вершине православный храм. Идея нашла поддержку у его брата Павла Владимировича Музенитова, имеющего строительное образование, а также у их родственников, друзей и знакомых. С благословения владыки Гедеона — митрополита Ставропольского и Владикавказского — 16 ноября этого же года установили закладной камень.

Свято-Георгиевский женский монастырь, Ессентуки

Следующей весной началось активное строительство, ведущееся на личные средства основателей, а также пожертвования местных жителей и меценатов. Поддержку строителям оказывала местная администрация.

Богослужения начали проводиться в строящемся георгиевском соборе через год после закладки первого камня. Каждое воскресенье местные клирики и священнослужители из Кисловодска совершали водосвятный молебен.

Интересно! Место для возведения собора было выбрано неслучайно, так как многие исследователи сравнивают Дубровку с библейской горой Фавор.

Да будет монастырь!

В 2003 году стройку Георгиевской церкви посетил владыка Феофан, приемник почившего митрополита Гермогена. Он осмотрел постройку и постановил, что новый собор станет основой первого в регионе женского монастыря. С этого момента поиском средств для строительства и наблюдением за ним занималась Ставропольская и Владикавказская епархия.

Через три года после решения о формировании Свято-Георгиевского женского монастыря на горе Дубровка появились первые монахини во главе с будущей игуменьей Варварой.

Все трое были насельницами Черноостровского Свято-Никольского монастыря в Малоярославце, известного своим строгим уставом. Позже к ним присоединились ещё шесть сестёр. До 2008 года они жили в строительном вагоне, со стойкостью и смирением принимая все бытовые тяготы и физические испытания.

На заметку! Как и в малоярославском монастыре, при Свято-Георгиевском монастыре с 2009 года работает приют для девочек, оставшихся без попечения родителей.

Это интересно: Храм в честь святой великомученицы Екатерины в Феодосии: рассматриваем во всех подробностях

Свято-Георгиевский монастырь. Современность

Колокола Свято-Георгиевского монастыря

В 1991 году Свято-Георгиевский монастырь был вновь обретён верующими и монахами. Начался сбор средств и подготовка к восстановлению Георгиевского храма. Он долго строился и в 2009 году открыл для верующих свои ворота. Восстановлен и двухэтажный монашеский корпус, построенный в XIX веке. На Георгиевской скале взамен уничтоженного в Гражданскую войну мраморного креста был установлен металлический, который и ныне видят отдыхающие беззаботно на Яшмовом пляже туристы. Этот семиметровый гигант весит 1300 килограммов. Поводом для установки стало 1100-летний юбилей основания Свято-Георгиевского монастыря.

В 2005 году на краю скалистого обрыва был воздвигнут и освящен памятник Андрею Первозванному. 

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь: памятник
святому апостолу Андрею Первозванному

В храме Воздвижения до сих пор расположена военная библиотека. Неподалёку расположен источник Святого Георгия, заложенный ещё в 1816 году, он был украшен резным камнем, колоннами, памятной табличкой и изображением Георгия Победоносца. Вода, как считалось, обладала целебной силой. На рубеже тысячелетий восстановлена часовня Иверской иконы Божьей Матери.

Свято-Георгиевский мужской монастырь: монастырская гостиница и храм Святого Георгия

Засыпанное помещение Пещерного храма Рождества Христова Свято-Георгиевского монастыря было найдено в толще породы и восстановлено  ещё в 1892-93 годах; он дожил до наших дней, наверное, благодаря тому, что был расположен на территории военной части. Вход в храм, как и алтарь, вырублены в породе камня. Фасад выполнен в виде стены, окружающей портал. Над порталом расположен второй ярус часовни с тремя остеклёнными арками. Над всей композицией властвует крест.

Пещерный храм Рождества Христова в Свято-Георгиевском монастыре: 
Пещерный храм слева
и храм Святого Георгия справа
Действующий пещерный храм
Рождества Христова

На территории монастырского комплекса в конце XIX века были найдены ещё несколько пещер, которые, по всей видимости, выполняли функции храмов.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь, аэросъёмка

Знаменитая лестница, построенная к тысячелетию Свято-Георгиевского монастыря, по преданию имела 891 ступень, число символизирует год основания обители. Ступени были вырублены прямо в скале, что осознается как титанический труд. Ныне, после довольно неряшливой реконструкции,  ступеней уже меньше – 777. 

На территории Свято-Георгиевского монастыря выращивают экзотические растения

Обитель в честь великомученика Георгия Победоносца

Обитель в честь великомученика Георгия Победоносца основана в конце 15 века в 30 км от Мещовска на берегу р. Рессы. В начале 17 века, во время Смуты, монастырь был полностью разрушен, и возрожден уже на новом месте рядом с городом Мещовском.

Средства на возрождение обители были пожалованы царицей Евдокией Лукьяновной Стрешневой — супругой царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. Благодаря вкладам знатных благотворителей монастырь был хорошо благоустроен и оставался в числе процветающих.

В 1764 г. у монастыря были отобраны все земли и он был переведен в заштатные монастыри. Это привело к полному разорению обители.

Возрождаться монастырь начал в 19 веке. В начале 20 века здесь было уже 2 каменных храма: пятиглавый собор в честь апостолов Петра и Павла, построенный в византийском стиле в 1880-х гг., и двухэтажный храм с колокольней (1691 г.). Нижняя его часть была зимней и имела 3 престола –– в честь великомученика Георгия Победоносца, святителя Димитрия Ростовского и Воздвижения Креста Господня. Верхний летний храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был обнесен каменными стенами с башнями по углам.

Настоятели Мещовского Георгиевского монастыря часто назначались из братии Оптиной пустыни. Монастырь возрастал духовно

Почитаемыми святынями монастыря являлись: древний список Феодоровской иконы Божией Матери, врезанный в доску, и икона Скорбящей Божией Матери.

В монастырской башне был похоронен Андрей, Христа ради юродивый, местночтимый святой.

В 1916 г. при монастыре действовал приют для детей солдат, павших в I-й Мировой войне.

Последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915––1918 гг. был преподобный Георгий (Лавров, †1932 г.), исповедник. В 1918 г. он был арестован, а монастырь закрыт. С 1918 по 1919 гг. в обители существовала трудовая коммуна, в которую входили насельники монастыря.

За годы советской власти большая часть территории Георгиевского монастыря пришла в запустение, на месте монастырского некрополя была установлена автозаправочная станция. Некогда прекрасная обитель представляла собой развалины.

Весной 2001 г. было положено начало возрождению монастыря. В настоящее время построен и освящен деревянный храм в честь Святого Преподобноисповедника Георгия (Лаврова), восстановлен пятиглавый Собор Петра и Павла, отстроен братский корпус и трапезная, ведется восстановление храма Георгия Победоносца, сформирована монашеская община.

История строительства

Согласно легендам, свое начало монастырь берет в 891 г., когда корабль крымских мореплавателей попал в бурю у мыса Фиолент. Гибель была неизбежна, но когда моряки начали молиться святому Георгию, буря утихла. В скале они обнаружили нерукотворную икону святого, и в благодарность за спасение воздвигли на горе крест. Сейчас эта скала называется Георгиевской.

Рядом на побережье моряками был основан монастырь на месте бывшего здесь ранее старинного языческого храма. Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент и побережье, которое он занимал, были удачным выбором для создания монастыря. Его отстраненность от основных стратегических мест позволяла монастырю процветать.

В средние века монастырь не закрывался и был едва ли не единственным христианским монастырем на всем полуострове, который сохранял свою автономность и православную веру. О существовании христианского монастыря впервые упоминается в 1578 г., где он описывается богатой обителью.

В 1794 г. Крым стал принадлежать к землям Российской империи, из-за чего греческие насельники решили покинуть монастырь, так как теперь тот подлежал не патриархату Константинополя, но был подвластен Русской церкви. Монастырь перешел в подчинение Синоду. В XIX в. монастырь приобрел название «флотского» и стал резиденцией для духовников Черноморского флота.

Тогда же в нем начались масштабные перестройки: вместо старого здания собора в 1811 г. был построен новый, на территории монастыря были достроены новые келейные помещения, монастырская трапезная.

В 1853 г., во время Крымской войны, монастырь на 2 года заняли войска Англии и Франции, но сам монастырь не был местом военных действий и никак не пострадал: монахам было запрещено выходить за пределы монастыря, но им поставляли еду и все необходимое. В 1891 г. прошло масштабное празднование 1 000-летия, в честь которого монастырь был дополнительно благоустроен и отремонтирован.

В 1914 г. началась Первая мировая война. В помещениях монастыря оборудовали лазарет, где оказывали всю необходимую медицинскую помощь пострадавшим. События красного террора в Крыму повлекли за собой национализацию монастыря и лишение его всего имущества.

В 1922 г. монастырь был закрыт как духовное учреждение, но сохранил статус общины верующих. Здания храма и постройки принадлежали общине, а сам монастырь был разграблен с изъятием церковных ценностей в 1922 г., был разрушен мраморный крест на Георгиевской скале.

В 1927 г. произошло масштабное землетрясение, превратившее храм в аварийные руины. Из-за этого в скором времени он был полностью разобран, место под храм переоборудовали в танцевальную площадку. Через 2 года весь монастырь был закрыт, монахи были расселены, основные здания монастыря были переданы советской организации содействия обороне, и в них был обустроен санаторий.

Помещение Рождественского храма было отписано под распоряжение Севастопольского музея. На территории монастыря в разные годы находились военные курсы флота, офицерские курсы, после войны здесь размещалась воинская часть. В 1991 г. монастырь вернули православной церкви. На Георгиевской скале был установлен новый металлический крест.

В 1993 г. возрожденная обитель была зарегистрирована заново, и уже в 1994 г. официально открыта. В 1995 г. в присутствии окружных владык было отслужено первое богослужение. Монастырь возвращал себе все отобранные полномочия: вскоре в нем снова освящались флаги Черноморского флота.

В 2005 г. на территории был установлен памятник апостолу Андрею. В 2000 г. началось восстановление разрушенного храма св. Георгия Победоносца, завершенное в 2009 г.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.

Как добраться

Попасть на мыс Фиолент можно 3 способами:

  1. На своем или арендованном авто с 5-го км, если вы едите из другого города и с Фиолентовского кольца, если вы направляетесь из города.
  2. На автобусах №3, №24 и №79, которые идут с 5-км, из Камышовой бухты и от Центрального универмага.
  3. Катер из Балаклавы. Подробнее про этот маневр в этой статье.

Если вы едите на сам мыс Фиолент, то вам надо выйти на остановке «Створ» на перекрестке. Коли вы метите на монастырь и Яшмовый пляж, тогда на предпоследней остановке «Монастырь».

Автомобиль

Чтобы добраться до Фиолента из городаСевастополь, необходимо двигаться около 20 минут в направлении Балаклавского шоссе, после чего свернуть на Фиолентовское шоссе и проехать около 10 минут до стоянки у монастыря. Общая длительность поездки составляет около 30 минут.

Такси

Такси и трансферы на Kiwitaxi.ru — онлайн-заказ такси и бронирование индивидуальных трансферов с фиксированной стоимостью поездки, встречей в аэропорту и круглосуточной поддержкой.

Минимальная стоимость поездки до Фиолента из Севастополя составляет 400 ₽, из Ялты – 900-1000 ₽.

Общественный транспорт

Из Севастополя и крупных курортных городов Крымского полуострова до Фиолента можно доехать на общественном транспорте. В большинстве случаев – с пересадкой.

Прежде всего нужно доехать до 5 км Балаклавского шоссе, откуда на Фиолент отправляются автобусы №3 и №79. Стоимость проездного билета – 20 ₽ с человека.

Паром

Летом Фиолент связан паромным сообщением с Балаклавой (о достопримечательностях в Балаклаве тут). Паром отправляется от набережной Назукина, прибывает к Яшмовому пляжу.

  • Отправление с набережной осуществляется каждый час.
  • Стоимость проезда – 200 ₽, продолжительность рейса – около 60 минут.

Севастополь свято георгиевский монастырь

В 1818 и 1825 годах Свято-Георгиевский монастырь Севастополя посещает император Александр I. А в 1832 году Черноморский флот возглавляет адмирал Михаил Петрович Лазарев, который даже построил домик рядом с монастырем, будучи преисполненным верой. Останки этого дома все еще сохранились у стен монастыря, и их до сих пор любят показывать во время экскурсии туристам.

В 1983 году неподалеку от монастыря была установлена беседка-памятник А.С.Пушкину, который посетил его в 1820 году. Эта беседка и чудесный вид на море — первое, что вы встретите на въезде к монастырю.

За все годы своего существования Свято-Георгиевский монастырь в Севастополе на Фиоленте давно уже стал легендой и жемчужиной Крыма. Не зря его посещали впоследствии Николай I со своей семьей, а также Н.Н.Раевский, А.С.Грибоедов, А.П.Чехов.

Шторм и ураган 1854 года

Осенью 1854 года сильный шторм на Черном море пустил на дно морское 11 английских кораблей у входа в Балаклавскую бухту. Сильнейший ураган срывал крыши с церковных помещений, погнул кресты и повредил монастырскую колокольню.

Удивительная история по прибытию императора Николая II

В 1915 году перед самой революцией в Свято-Георгиевском монастыре произошла интересная история и местная легенда, в это время в Севастополь прибывает последний российский император Николай II со своей семьей.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Император зашел в церковь и вместе со всеми слушал молебен. Как вдруг за дверью снаружи послышались громкие разговоры и возгласы. Недовольный император послал узнать, что там происходит. Оказывается, произошло нечто необычное: в скалах жили 2 монаха отшельника, которых никто не видел. К подножию скал лишь приносили еду, а кто ее брал, никто не видел.

…И вот, два старца поднимались по крутой лестнице со стороны моря. О прибытии Государя они не могли узнать, и никто им не говорил об этом. И все же они словно из ниоткуда возникли перед изумленными глазами людей.

После служения император вышел из храма и увидел двух древних старцев, которые поклонились ему, а он им. Кто знает, может эти двое монахов видели многострадальную судьбу России и Царской семьи. Может быть.

И поклоны их были, возможно, и не императору лично, а всей многострадальной России и тому, что придется перенести лично всей Императорской семье.

История после революции

В 1930 году храм на этом месте был разрушен – бульдозером в бездну и отдан под танцплощадку курортному тресту. Много веков никто не осмеливался его разрушить. Грабить да, но не разрушать. А в годы Великой Отечественной на территории монастыря был организован госпиталь Красной Армии.

С 1994 года территория была возвращена монастырю, и началось новое строительство. И в настоящее время мы можем увидеть сложившийся современный проект монастыря: на территории есть часовня, трапезная, храм для служения. Для тех, кто хотел бы очиститься существует и купель, созданная для этих целей.

О Свято-Георгиевском монастыре

А.К.Толстой, будучи в Свято-Георгиевском мужском монастыре в Крыму на Фиоленте молвил:

Где светлый ключ, спускаясь вниз,

По серым камням точит слезы, 

Ползут на черный кипарис,

Гроздями пурпурные розы.

Я думаю каждый, кто приезжает в Крым, должен посетить это святое место. Так как это Крым, да еще и на берегу моря, то виды здесь замечательные, да и жилье всегда можно найти. Придя в монастырь можно встретить много людей, там всегда посоветуют, и где остановится или палатку поставить если что. Я сам в этих местах подолгу проживаю и монастырь периодически навещаю.

А уж водица здешняя… люди в очередь стоят и нахвалить не могут, а когда игумен или диакон подходит к источнику, то всегда крестит и благословит воду святую в источнике. В общем, всем хороша земля здешняя: и солнцем красным и водою теплою и звоном колокола монастырского. Так что ждем вас в гости с нетерпением в здешние святые и благие места.

Монастырь в наши дни

Обитатели монастыря сегодня взяли на себя заботу о территории, окружающей их владения. Они заботятся о чистоте Яшмового пляжа, одного из красивейших в Крыму. Следят за состоянием 640-метровой лестницы, которая ведет со скал к морю. Ее построили к тысячелетию существования обители в 1891 году. Все, что они просят у отдыхающих взамен, так это только соблюдать порядок, не распивать алкогольные напитки в окрестностях монастыря, не сквернословить и с уважением относиться к этому месту.

К тысячелетнему юбилею монастыря на Георгиевской скале напротив Яшмового пляжа был установлен мраморный крест. Однако после революции он был разрушен. И лишь в 1991 г. На его месте установили новый, железный, высотой семь метров.

Деятельность прихода

Монашеская община проводит своё время в трудах и молитвах. Монахини занимаются различными видами деятельности, а также занимаются воспитанием девочек, проживающих в монастырском приюте.

Богослужения

Ежедневно в храме совершаются церковные богослужения. Присутствовать на них можно два раза за день: в 8.00 и 16.00 часов. Кроме этого, сёстры каждый день совершают крестный ход вокруг монастыря, вознося молитвы за мир и покой на кавказской земле.

Богослужение в Свято-Георгиевском монастыре

Расписание богослужений изменяется в дни престольных праздников — 6 мая и 16 ноября.

Социальное служение

При монастыре святого Георгия в Ессентуках действует приют для девочек «София». В нём живут одиннадцать девочек, оставшихся без семейного попечения. Возраст девочек колеблется от 5 до 14 лет. Монахини окружают их любовью и заботой, обеспечивая им возможность полноценного всестороннего развития и социальной адаптации. Дети посещают советскую школу и детский сад; в городских воспитательно-развивающих центрах занимаются музыкой, рисованием, танцами.

Летом в монастырский лагерь приезжают городские девочки. Они помогают в уходе за растениями в монастырском огороде, ходят на экскурсии, выезжают на пленэр, участвуют в театральных постановках.

Монахини посещают многодетные семьи, помогают женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.

Хозяйственная деятельность

На территории обители монахини выращивают овощи и фрукты для себя и продажи в монастырской лавке. А также они разводят кур, ухаживают за несколькими коровами и содержат маленькую пасеку. Насельницы и воспитанницы работают в иконописной мастерской и изготавливают свечи.

Интерьер Георгиевского храма

Где находится Свято-Георгиевский монастырь

Его месторасположение – Балаклава (является достоянием Симферопольской епархии), побережье Черного моря, близ мыса Фиолент. Является многовековым религиозным строением крымского полуострова, заинтересовывает подавляющее большинство поклонников истории со всего света.

Исторические факты о святыне

Бытует легенда, что православный Свято-Георгиевский монастырь был образован еще в 891 году греческими мореходцами. Когда они странствовали по просторам Черного моря, в силу каких-то обстоятельств произошло кораблекрушение у того самого мыса Фиолент. И тут охваченные страхом морячки начали обращаться с мольбой о помощи к Георгию Победоносцу. Тот услышал их молитвы и оставил в живых. Обозревая каменные глыбы, моряки обнаружили там иконы их спасителя и приняли решение возвести на данном божественном месте монастырь.

В те далекие времена эта обитель с церковью считалась редчайшей на всем полуострове Крыма. Именно по этой причине монастырь не подвергался грабежам и разрушениям со стороны крымских татар, римлян, варваров и генуэзцев.

Первая информация о храме помечается 16 веком. Но когда крымский полуостров стал причисляться к Российской империи, греческие церковнослужители покинули свою обитель, поскольку не желали находиться в повиновении у российской церкви. Возглавлять храм начал Святейший Синод.

В 19 веке церковь стала обиталищем военного священства Черноморского флота. До конца 1816 года тут осуществлялось переустройство, в ходе которого предыдущую постройку снесли, а на ее месте воздвигли совершенно новую в духе классицизма. В это же время здесь возникли новоявленные трапезницы, кельи и чудесный Георгиевский фонтан необычайной красоты.

Нельзя не упомянуть о том, что в 1820 году прибыл с визитом в монастырь родоначальник новой русской литературы А. С. Пушкин. Он стал наглядным примером для значительного большинства правителей, начиная с Александра I и заканчивая Николаем II, которые решились побывать в этом священнейшем уголке крымского полуострова. Также сюда приезжали и такие известные личности, как:

  • Верещагин.
  • Грибоедов.
  • Толстой.
  • Бунин.
  • Айвазовский  и многие другие.

В ходе Крымской войны, когда англо-французские войска держали оборону, внешнее и внутреннее убранство монастыря не подверглось повреждениям.

Тысячелетнюю годовщину отметил храм в 1891 году. В почет такому торжественному событию площадку обители отремонтировали, а посередине побережья и храма сконструировали лестницу протяженностью 640 метров.  

В период Первой мировой войны в храме сформировали лазарет, по пришествию советской власти произвели его национализацию. В 20-х годах большинство церковных «сокровищ» изъяли. В 30-х годах в ходе подземных толчков монастырь пришлось разобрать. Вслед за этим обитель переконструировали в здравницу.

В период Великой Отечественной войны в храме организовали учебные программы для офицеров, а по окончанию военных действий монастырь стал «владением» Черноморского флота. Итог – утеряны виноградники, парковая зона и, конечно, некрополь.

Когда храму исполнилось 1100 лет, было принято решение водворить на Георгиевской скале металлический крест (ранее размещался мраморный, но в советские времена был утрачен).  

В 90-е годы богослужения были вновь возрождены. С начала 2000 по конец 2009 года осуществлялась реконструкция монастыря Святого Георгия. 

Храм в наши дни

 На сегодняшний день композиция монастыря включает в себя три важнейшие части:

  • Плато (тогдашний Воздвиженский храм, а сейчас он выполняет функцию военной библиотеки; колокольня, два памятника – Андрею Первозванному и А.С.Пушкину; часовня).
  • Западная зона – трапезница, реконструированный храм Святого Георгия, часовня, Георгиевский источник, пещерный храм Рождества.
  • С окружающим пространством этого святого места также следует ознакомиться повнимательнее. Нельзя обойти стороной Георгиевскую скалу, беседку с напоминанием о посещении поэта А.С.Пушкина, некрополь и лестницу к колоритной Яшмовой пляжной зоне.

Каждому курортнику следует посетить это удивительное место, которое поражает своими живописными пейзажами и величавостью.

Покровитель монастыря, Георгий Победоносец — один из самых почитаемых святых, защитник христиан

Георгий Победоносец по сей день — один из наиболее почитаемых христианских святых. В конце IX века, когда история Церкви знала её меньше праведников, ситуация не была иной.

III
в этом веке родился Георгий Победоносец

Он родился в конце III веке в Римской империи. Родители исповедовали христианство. Житие подчёркивает красоту, силу и храбрость Георгия Победоносца.

Благодаря личным качествам он стал выдающимся воином при императоре Диоклитиане (точнее, при одном из императоров, поскольку тогда империей совместно управляли четыре правителя).

Георгий Победоносец — покровитель монастыря

Диоклетиан — ярый противник и гонитель христианства. Он хотел истребить верующих, а Георгий Победоносец открыто выступил против императора, раздал имущество нуждающимся, освободил своих рабов.

За защиту христиан Георгий Победоносец испытал много пыток, а затем, в 303 году ему отрубили голову.

Но наиболее известен святой из-за мифа об убиении змея. Кем был змей, до сих пор спорят.

Его называют дожившим до нашей эры динозавром, драконом, полозом, крокодилом, либо считают аллегорией.

История монастыря

История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.

  • Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
  • С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
  • Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
  • Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.

    Место явления Георгия Победоносца

  • Архиепископ Иннокентий отправил запрос Священному Синоду, где говорилось о желании соорудить здесь монастырь. Таким образом, святитель стремился укрепить православие на территории крымского полуострова. Керчь, как удаленный город от центра, нуждался в подобной инициативе и имел достаточное значение для христианской общины. Именно здесь начинал свою проповедническую деятельность апостол А. Первозванный, а также строились первые крымские храмы.
  • В 1849 г. после смерти Иннокентия Синод дал разрешение на возведение монастыря, который, однако, не получал обеспечения от государства и выживал собственными усилиями. Эта киновия (церковная община) обладала 20 десятинами земли, которую пожертвовал керченский помещик К. Хамарито. К несчастью, большая часть угодий не была пригодна для обработки, поэтому доходы складывались из пожертвований, платных обрядов и процентов от капитала, созданного при основании.

На заметку! Наименование «Катерлез» происходит из татарского языка и означает на русском «всадник на коне». В обители хранится камень, на который, по преданию летописей и свидетельству немногих людей, опускался преподобный Георгий Победоносец. На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.

О чудесах в православии:

  • Чудеса и помощь Богородицы
  • О чудесах в православии
  • Чудо схождения Благодатного огня

Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.

Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь с. Войково

Таинственные двери в школьном подвале

Обычное типовое красное с белым четырехэтажное кирпичное школьное здание. Таких немало строили в Москве на рубеже 1950-х годов. Из окон наших классов был хорошо виден роскошный особняк XVII века – палаты Троекуровых, некогда один из самых больших дворцов Москвы. Рядом – Дом Союзов с его знаменитым Колонным залом (там проходил наш школьный выпускной вечер). Но все эти постройки терялись на фоне двух огромных зданий – новостройка из стекла и бетона, которую в то время занимал Госплан СССР и сталинское здание Совета Министров СССР.

Школа №179

Саму школу, её помещения отличал какой-то особый дух. Мне сейчас даже трудно точно сказать, в чем он конкретно заключался. Но почему-то в памяти нередко всплывали картинки из жизни старой Москвы, какой-то особенный её уют, гимназические традиции. Хотя старшие классы были математическими, но учителя по гуманитарным дисциплинам — русскому языку и литературе, истории и другим предметам, были очень сильными и сумели привить любовь к своим предметам.

Кто знает, может именно в этих стенах и зародился мой интерес к истории. Кстати, прогуливали занятия (случалось и такое) мы очень интеллигентно: исследовали старые московские улицы, переулки и проходные дворы. А уроки иногда зубрили, сидя на лавочках в Александровском саду у Кремлевской стены…

Сейчас уже трудно сказать, откуда я узнала о существовавшем здесь в прошлом монастыре: то ли кто-то из учителей рассказал, то ли в книжке прочитала. И уже не вспомню, как сложился пазл: школа на месте древнего монастыря, старинные палаты Троекуровых, Кремль… В школьном дворе вдобавок высилась будка — вентиляционный киоск №246 Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Думалось, что непременно здесь должен проходить подземный ход, а может и не один!

Наши раздевалки для уроков физкультуры располагались в подвальном помещении. В раздевалке для девочек была еще одна дверь, закрытая на большой замок. Я ни разу не видела, чтобы кто-нибудь её открывал. Кажется, подобная была и в раздевалке для ребят. Казалось, что это и есть вход в таинственные московские подземные ходы. И вместо того, чтобы переодеваться, мы, дрожа от страха, старались вскрыть замки. Безуспешно. А еще простукивали стены, и иногда слышался совсем другой, гулкий звук (а может, это мы себе тогда нафантазировали). Впрочем, думаю, здесь было больше желания пощекотать себе нервы страшными историями, нежели реального намерения открыть дверь и узнать, что же находится за ней.

Тем не менее, мы были весьма близки к истине. Когда в 90-х годах (уже после моего окончания школы) за школьным зданием стали делать спортивную площадку и срыли часть склона, обнажились подземные кельи. Кроме того, время от времени при проведении строительных и ремонтных работ здесь натыкаются на другие подземные помещения.

Что же это был за монастырь, чье имя теперь сохранилось только в названии переулка и о существовании которого ныне знают лишь любители старины?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector