Феофан (быстров)

«Соработник» и участник «лаборатории»

Накануне Татарстан узнал печальную новость — ушел из жизни митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Предстоятелем православной общины республики он был на протяжении пяти лет, с 2015 года, и за это время запомнился всем татарстанцам как искренний сторонник мира и дружбы между представителями разных конфессий и народов на этой земле.

— Я бы обратил внимание на соработничество в Татарстане, — говорил владыка. — Мы находимся в Болгаре, восхищаемся памятниками исламской культуры

Но рядом есть и православные храмы. Проблем у нас нет. Музей в Свияжске, который мы создали вместе, теперь восхищает всех. Только соработничество, нет другого пути к тому, к чему стремится человек, — к миру и согласию. Именно так человечество сможет сохранить человеческое лицо.

Феофан запомнился всем татарстанцам как искренний сторонник мира и дружбы между представителями разных конфессий и народов на этой земле. Фото: Олег Тихонов

Слово «соработничество» было у Феофана, пожалуй, одним из самых любимых, когда он описывал ситуацию в регионе или отдавал должное работе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и фонда «Возрождение».

— Татарстан — это птица, у которой два крыла: православие и ислам, — так отзывался митрополит о добрососедстве двух конфессий в регионе.

Кстати, на всех встречах, собраниях, конференциях он приводил Татарстан в пример, применяя уже другое слово — «лаборатория».

— Татарстан — это замечательная лаборатория, которая уже имеет позитивные плоды. Лаборатория построения жизни общества различных религиозных, этнических принадлежностей, — заявлял он.

И рассказывал об этом не только «своим», но и гостям из других регионов и зарубежья.

— Когда говорю про лабораторию, эта лаборатория находится в Татарстане. А главное оружие, которое здесь вырабатывается, это оружие мира и согласия, межконфессионального, межнационального и межгосударственного, — подчеркивал митрополит.

Более того, когда возникали конфликтные ситуации с участием приверженцев ислама, Феофан поддерживал мусульман, отмечая мирный характер их конфессии. Например, в октябре он прокомментировал резонансное убийство учителя во Франции, отметив, что корни экстремизма не стоит искать в религии.

— Невозможно одними силовыми, доктринальными и иными методами решить эту проблему , — сказал владыка. — Мы видели последний дикий случай во Франции — убийство учителя. Где корни этого экстремизма? В голове этого подростка? Или у учителя, который жестоко провоцировал юные умы, выставляя на уроках карикатурно высшие ценности. К чему это приводило? К просвещению? Или возбуждению ненависти, злобы и обиды? Это тоже наша с вами забота.

Высказывался он и о «платочном скандале», когда в конце 2016 года в татарском селе Белозерье (Мордовия) директор школы и местные чиновники запретили учителям и старшеклассницам носить платки в стенах учебного заведения. Митрополит опять же выступил на стороне верующих, призвав «учитывать традиции народа».

Когда возникали конфликтные ситуации с участием приверженцев ислама, Феофан поддерживал мусульман, отмечая мирный характер их конфессии. Фото: realnoevremya.ru

Жизненный путь будущего митрополита

Будучи уже аспирантом духовной академии, Феофан был направлен на послушничество в Иерусалим. Там он провел почти пять лет. Хоть тогда и была очень сложная обстановка в международных отношениях и выездах за границу, об этом времени митрополит Феофан отзывы озвучивает только положительные. Признавая чудом возможность в начале каждого дня созерцать святые для всех христиан места, он рассказывает об этом так, что замирает дыхание. Места, где родилась христианская вера, очень сильно повлияли на духовное развитие священнослужителя

Здесь он научился искусству ведения переговоров, лояльности к другим вероисповеданиям, ощутил всю силу любви к своей Родине и важность служения Богу даже ценой расставания с ней

Вернувшись в 1982 году в СССР, будущий митрополит Феофан (Симбирский), два года служил в Троице-Сергиевой лавре, а затем его отправили до 1987 года в Южную Америку на должность секретаря экзархата. В этой местности отмечалась большая многочисленность приходов, которую обеспечивали люди с очень сложной судьбой – экономические мигранты с Украины, бывшие военнопленные, коренные аргентинцы, создававшие смешанные семьи. Всем им нужна была поддержка, которую и давали православные храмы.

Два года после Южной Америки прошли в отделе Московского патриархата, который отвечал за внешние сношения. С 1989 года пока еще не митрополит Феофан, биография которого включает служение церкви в самых разных странах, был экзархом в Африке. Когда он вернулся на Родину в 1993 году, Советского Союза уже не было.

Замещая до 1999 года председателя отдела по внешним церковным сношениям, Феофан стал свидетелем формирования новой системы взаимоотношений государства и церкви. После недолгого послушничества на Востоке решением Синода архимандрит был посвящен в епископский сан.

Биография

Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии.
В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.
В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию.
В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.
19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника.
14 января 1974 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона.
В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха.
В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.
В 1977 г. определением Священного Синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 г.
В 1982-1984 гг. пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры. В 1984-1987 гг. нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки. В 1987-1989 гг. нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. — экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 г. до 8 октября 2000 г. — представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
В 1979 г. в праздник Успения Божией Матери возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.
В 1985 г., в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру.
Наречен во епископа 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 26 ноября за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Богослужения совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
7 мая 2003 г. назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру.
25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. назначен ректором Владикавказского духовного училища (журнал № 106).
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 12) назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен главой новообразованной Челябинской митрополии и временным управляющим Троицкой епархией.
С июля 2012 г. по март 2014 г. — временный управляющий Троицкой епархией.
1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 34) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.
Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии.

Дружба с муфтиями, возрождение храмов

В Татарстане Феофан стал частым гостем на мусульманских мероприятиях. Не отделывался он и официальными поздравлениями с праздниками Курбан-байрам и Ураза-байрам — лично созванивался с муфтиями Камилем Самигуллиным и Талгатом Таджуддином. Практически никогда не пропускал знаковые встречи в Болгаре, в том числе «Изге Болгар җыены». Ежегодно митрополит участвовал и в республиканских ифтарах, разделяя трапезу с приверженцами ислама, и не оставлял без внимания форумы, проводимые под эгидой ДУМ РТ, группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», АПМ РФ, МАИБ и т. п. Собственно, не пропускал он и татаро-башкирский праздник Сабантуй.

Проекты фонда «Возрождение» по строительству Болгарской исламской академии и восстановлению собора Казанской иконы Божией Матери Феофан называл приоритетными.

Проекты фонда «Возрождение» по строительству Болгарской исламской академии и восстановлению собора Казанской иконы Божией Матери Феофан называл приоритетными. Фото: Дмитрий Резнов

20 ноября митрополит покинул бренный мир. Предположительно, он умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Временно исполняющим его обязанности был назначен митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, указ об этом подписал патриарх Кирилл. Отпевание Феофана состоится 23 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля. Заупокойное богослужение возглавит управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий.

Свои соболезнования близким Феофана и православной общине республики выразили президент Татарстана Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, премьер-министр Алексей Песошин, спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, а также лидеры религиозных общин региона.

— За недолгие пять лет своего служения в нашей республике владыка Феофан стал по-настоящему близким и родным для многих татарстанцев, завоевав авторитет и уважение представителей разных национальностей и вероисповеданий, — отметил в своем письме Минниханов.

По его словам, особым памятником митрополиту Феофану станет воссоздание в столице Татарстана собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря.

— Редкие личные качества, разносторонние знания и богатый организаторский опыт митрополита Феофана нашли воплощение во многих областях деятельности — от строительства и возрождения храмов до участия в работе международных организаций. Огромен вклад владыки в развитие православно-исламского диалога, укрепление дружеских связей Татарстанской митрополии Русской православной церкви с мусульманской уммой республики. В последние годы главной заботой митрополита Феофана являлось воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря, возрождению и благоустройству которого он отдавал все свои силы, — говорится в официальном некрологе, подписанном первыми лицами и представителями традиционных конфессий региона.

Литература

  • «Церк. Вед.» 1909, № 8, с. 47, 1910, № 48, с. 441, 1912, № 28, с. 271, 1913, № 11, с. 119.
  • «Приб. к «ЦВ» 1909, № 9, с. 437-438, 1912, № 51-52, с. 2073, 1913, № 11, с. 507, 1910, № 7, с. 215.
  • «Русск. Паломн.» 1909, № 10, с. 162, 1912, № 31, с. 479, 480.
  • «Прав. Собес.» 1911, июнь, с. 126.
  • «Изв. Каз. Еп.» 1911, № 27-28, с. 835, 1913, № 11, с. 375.
  • «Красн. Архив» 1930, т. 39, с. 3.
  • «ЖМП» 1959, № 11, с. 39.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 278-279.
  • «Памятная книжка СПБ дух. акад. на 1915/1916 уч. год», с. 9.
  • Елевферий митр. «Соборность Церкви, Божие и Кесарево», Париж, 1938, с. 73.
  • Илиодор, с. 106, 125-128.
  • Булгаков, с. 1412, 1414.
  • БЭС т. II, стб. 2417.
  • ФПС I, № 28, с. 2, III, с. 7.
  • R. Fulop-Miller, Der heilige Teufel. Rasputin und die Frauen. Leipzing 1927, passim.
  • Cerk. Vest. Zap. Ev. Ep. 1940, 1-2, 4: gest. 6.2.1940.
  • Archim. Averkij (Tausev), Propovednik «Edinago na potrebu» (K pjatnadcatiletju koncyny archiep. Feofana Poltavskago, in: Prav. Rus’ 1953, 3, 9-11: gest. am 6.2.1938.
  • E. Koncevic, Archiep. Feofan Poltavskij. Licnyja vosopominanija, ebda. 1974, 24, 6-8: gest. 6./19.2.1940.
  • Аверкий (Таушев), архиепископ, Священной памяти Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского. К столетию со дня рождения: 1872 – 1972 гг., Православный Путь, 1973, с. 102-125.

    Полный текст: .

  • Аверкий (Таушев), архиепископ, Высокопреосвященнейший Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский, Jordanville, 1974, 88 с.
  • A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Theologique Parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907-1914), Paris 1987, S. 180, 183, 229.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 402f, passim.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 16, 64f, 75.
  • Pospielovsky, Dimitry, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982, vol. II, Crestwood, NY, St. Vladimir’s Seminary Press, 1984, 286.
  • P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 103.
  • J.M. Cunningham, A vanquished Hope 58, 86, 322f, 328.
  • M Evlogij, Put’ moej zizni 197.
  • Selected Letters of Archbishop Theophan of Poltava and Pereyaslavka together with An Address in his honor and memory on the 100th anniversary of his birth by Archbishop Averky and Several Personal Reminiscences, (trans. from the Russian by Antonina Laura Janda, Univ. of Rochester, Rochester, NY), The St. John of Kronstadt Press, Liberty, Tennessee, 1989.
  • Бэттс Ф.., Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). М., 1994.
  • Епифаний (Чернов), схимонах, Жизнь Святителя. Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский, «Святая Русь», Афины, 1999-2000.

    Полный текст: .

Епископская деятельность Феофана

Став епископом Магаданским и Синегорским в октябре 2000 года, он столкнулся с необходимостью развития миссионерской деятельности

Феофан, митрополит области, сегодня носящей название вождя революции, особенно остро осознал, как важно строить новые храмы, взаимодействовать с молодежью, проводить православные мероприятия. РПЦ должна была многое противопоставить протестантским молитвенным домам и сектантским организациям

В магаданских газетах стали появляться православные вкладки, телевидение запустило церковные телеканалы, и был построен великолепный собор Святой Троицы.

С 2003 года Феофан назначен в Ставропольскую епархию, где стал преемником вышеупомянутого митрополита Гедеона. Епархия была очень крупной, включала в себя весьма неспокойные области: Чечню, Северную Осетию, Ингушетию и другие. Северный Кавказ научил епископа находить общий язык даже с последователями другой религии. Он считал и считает, что общее дело восстановления духовности народа должно сплотить последователей всех вероисповеданий.

Бесланская трагедия и военный конфликт Грузии с Южной Осетией стали страшными, но очень важными страницами в биографии Феофана (Ашуркова). Он всеми силами старался помочь беженцам: РПЦ собирала для них продукты, медикаменты, предоставляла приют в монастырях и храмах.

награды

Государственные:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (18 мая 2017 года) — за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессиального мира и согласия в обществе
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 апреля 2007 года) — за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Дружбы (11 августа 2000 года) — за большой вклад в развитие духовных и культурных связей зарубежной общественности с Россией
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 декабря 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации исторических и культурных объектов города Москвы
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 года) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
  • Медаль Во Славу Осетии (Северная Осетия, 2005 год) — за мужество, проявленное в Беслане и деятельность по укреплению мира и добра в многонациональной республике
  • Почетная медаль «За заслуги в деле защиты детей России» (24 июля 2015 года) — за личный вклад в дело защиты детей
  • Почетный гражданин Ставрополя (2006)
  • Почетный гражданин Черкесска (2005)
  • Почетный гражданин Владикавказа (2009)

Церковные:

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1995 год)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2012 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (2006 год)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1985 год)
  • награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей

Общественные

Почётный памятный знак «Орден Великого князя Сергея Александровича» (4 июня 2015 года, Императорское православное палестинское общество).

Деятельность Феофана на посту митрополита

В 2012 году Феофан стал митрополитом. Через два года ему доверили Симбирскую митрополию, где он очень многое сделал для укрепления православной веры среди населения региона. Хоть и немного времени пробыл на Родине В. И. Ленина митрополит Феофан, симбирский народ благодарен ему за его стремление вернуть Ульяновску историческое название, за увеличение количества храмов, за терпимое отношение к представителям иных религий.

Не прошло и года, как митрополит был назначен на новое место служения – в Татарстанскую митрополию. Произошло это в июле 2015 года. Деятельность здесь отличается от других наиболее тесным контактом с мусульманами. Вопреки мнению многих злопыхателей, представляя РПЦ, Феофан по-прежнему стремится к конфессиональному миру. Он четко осознает то, что все религии почитают Единого Бога, но каждая по-своему. И это не повод завязывать кровопролитные споры и тяжбы. Главная цель всех церковных организаций – добиться того, чтобы люди стремились к духовности и нравственной целостности. Очень жестко Феофан отзывается о национализме, называя его дорогой в никуда.

В наше весьма непростое время с расцветом самых разнообразных международных конфликтов такие люди, как митрополит Феофан, делают очень многое для сохранения мира.

патологическая речь

штампы

Имидж: «Воссоздав монастырь с паломническим центром, мы сделаем Казань еще более привлекательной для верующих всего мира, это имидж столицы нашей Республики».

Мир и согласие: «Все мы, люди разных национальностей, разных конфессий, православные и мусульмане, должны сделать все возможное, чтобы мир и согласие, а не вражда и ненависть стали нормой нашей жизни».

Видение, осмысление: Наше общество, наша православная общественность мало знают о святителе Игнатии. А ведь в его жизни и трудах содержится неимоверно богатый материал для духовной жизни, для осмысления сегодняшнего дня, русской души, православного видения, взаимоотношений православного Востока с протестантским и католическим Западом.

Модель: Нас здесь действующая модель того, как могут жить единой семьей люди разных национальностей, разных культур, разной веры.

Поверх барьеров: Футбол — это праздник, который объединяет людей поверх барьеров идеологических и политических. Мы живем на одной маленькой Земле и начинаем это понимать. Спорт всегда был символом единства человечества в целом.

Напряженность: В наше время, когда непростые вызовы стоят перед Россией, здесь (На Примаковских чтениях 2017 года. — Ред.) собрались представители различных стран для поиска и выработки направлений, которые способствовали бы снятию напряженности в мире в целом.

Через 40 минут я уже был там

2004 год, 1 сентября — это День Республики Кабардино-Балкарии. Мы закладываем новый кафедральный собор.

Кто такие мы? Бывший президент Кабардино-Балкарии, ныне покойный Валерий Мухамедович Коков, полпред в Южном федеральном округе Владимир Анатольевич Яковлев, губернатор Ставропольского края Александр Леонидович Черногоров и многие другие знатные и статусные гости.

Торжественный момент: всё очень красиво, прекрасная погода. Совершаем чин закладки, поет хор. Проходит минут 40, и вдруг я вижу, как из числа охраны подходят люди к Яковлеву, затем к Кокову. Вижу встревоженные лица, спрашиваю, что случилось, и тогда мне говорят, что террористы напали на школу в Беслане.

Минута растерянности: как быть? Практически мы совершили всё, что должны были — дальше программа по празднованию Дня Республики.

— Что Вы там увидели? Вообще, как это было?

— Я увидел смятение: бегут люди со всех сторон, вопли. Плачут женщины. Я увидел мужчин с берданками, еще с каким-то оружием в руках. Окаменелые лица кавказских мужчин — они ведь бойцы по натуре… Никто ничего не может понять. Я бы сказал, некий хаос.

Я добрался до здания, где местная власть заседала, там уже были военные, представители власти, работал штаб. Это была самая опасная минута, потому что все эти, мягко говоря, не так уж и вооруженные люди и обезумевшие женщины — матери, бабушки — рвались к школе, но уже было известно, что там до зубов вооруженные террористы.

Митрополит о Татарстане: «Умирать думаю здесь»

Митрополит Феофан словно знал, что закончит свой жизненный путь, служа в Татарстане. Об этом он говорил в интервью еще в прошлом году.

«Здесь у меня еще очень много планов. В Татарстане я собираюсь умирать»митрополит Феофан

В период пандемии он не раз призывал верующих соблюдать меры предосторожности для защиты от коронавируса. Митрополит верил, что смертельная опасность должна подтолкнуть верующих к мыслям о духовных ценностях: семье, любви, доброте, сочувствии и ответственности

«В эти очень тревожные дни человечество должно задуматься, как дальше жить, какие отношения выстраивать между землей и небом»митрополит Феофан

И владыка побежал

— Когда происходили те события, мы все смотрели телевизор и видели, что вы тоже были одним из тех, кто выносил детей. И до этого еще стали известны на всю страну, так как вели переговоры с террористами. Расскажите об этом подробнее.

— Когда произошел взрыв, и я закрыл глаза Дмитрию Разумовскому, потом увидел, что люди бегут, ведется ураганный огонь, непонятно, кто, где и в кого стреляет. Ясное дело, я не мог остаться в стороне. Кто-то говорит: «Вы следите, чтобы владыка никуда не побежал…»

Но владыка побежал. И когда я вошел в спортивный зал, увидел нечто страшное — повсюду крик, стоны, кровь, всё горит, кругом стреляют. Увидел мальчишку — наверное, лет 14, лежит окровавленный. Я взял его и понес на выход через эту пробоину. У него выше колена была перебита нога, очевидно, были осколочные ранения и в другие части тела.

Никогда не забуду… Неподалёку стояла моя машина, мне помогли положить в нее мальчика, его голова была у меня на коленях. Едем — но в какой госпиталь? Мой водитель оборачивается и говорит: «Владыка, он умер». И сам весь такой белый. Кругом стреляют. «Езжай», — говорю ему очень жестко. Доехали. А как стали мальчика вытаскивать из машины, он застонал.

Епископское служение

В сан игумена и дарением наградного креста Феофан был возведен в 1979 г. в праздник Успения Божией Матери.

1985
в этом году Феофан возведен в сан архимандрита

Отец Феофан назначается нести службу на Севере, на Магаданской кафедре в октябре 2000 года

Вскоре после назначения произошло важное в жизни отца Феофана событие. В конце ноября того же года в Богоявленском соборе г

Москвы произошло возведение архимандрита Феофана в сан епископа.

После приезда в Магадан епископ Феофан активно приступает налаживать духовную жизнь в регионе. За годы, проведенные на Колыме, усилиями Феофана были открыты многие православные приходы. Был заложен кафедральный Свято — Троицкий собор, который позже был фактически построен.

За годы служения на Колыме епископ Феофан оставил о себе самые благодушные воспоминания.

Но жизнь требовала новых подвигов в сфере духовной деятельности. В мае 2003 года епископ Феофан назначается на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру. На Кавказе он проводит 8 лет. За этот период отец Феофан становится настоящим духовным лидером региона.

Эти годы были непростыми в жизни страны, особенно на Кавказе. Вспомним теракты, совершенные в Беслане, где погибли дети. Теракты в Нальчике, Пятигорске всколыхнули тогда всю страну. Очень важным было успокоить людей и помочь разобраться в представлениях террористов и мирных граждан.

Отец Феофан активно участвовал в ликвидации последствий этих страшных событий. Например, он участвовал в реабилитации пострадавших детей на базе Аланского Богоявленского женского монастыря, что находится в Алагирском ущелье Северной Осетии.

В течение всех лет своей деятельности отец Феофан активно занимался строительством храмов.

Не стал исключением и Кавказ. Здесь при его участии было построено более 100 храмов. Были построены кафедральные соборы в Ставрополе, Нальчике, Владикавказе. Они стали украшением этих городов. Сейчас здесь молятся тысячи верующих, обретая душевный покой.

Активные труды архиерея отмечены руководством РПЦ и 25 февраля 2008 года он был возведен в сан архиепископа. За годы службы на Кавказе усилиями Феофана была создана эффективная система взаимодействия с государственными органами.

Весной 2011 года владыка возглавляет Челябинскую епархию. С июля 2012 года он возглавил Челябинскую метрополию, а августа того же года возводится в сан митрополита. В этот период своей службы он закладывает кафедральный собор Рождества Христова в г. Челябинске. Его усилиями завершено строительство храма в г. Озерске, он много усилий приложил в возведении православного храма в г. Снежинске.

Весной 2014 года владыка Феофан был переведен в Симбирскую иепархию. По новому месту служения отец Феофан завершает строительство Вознесенского кафедрального собора. Заметно активизируется духовная жизнь.

Стало заметным событием в истории региона первое за все время существования посещение города Предстоятелем РПЦ Святейшим  Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В июле 2015 года владыку Феофана переводят в Татарстан. Здесь он служит до настоящих дней. За это время в республике начато восстановление Собора иконы Божией Матери. Начато восстановление Казанской духовной академии.

Активно развиваются взаимоотношения с представителями других религий. В первую очередь, с мусульманами. Активно развивается просветительская деятельность с молодым поколением, военнослужащими и лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Владыка Казанский и Татарстанский Феофан

За свою активную деятельность отец Феофан отмечен многими государственными и церковными наградами. Это пример настоящего служителя Православной Церкви.

Инициатива митрополита — воссоздание Казанского собора

Помимо ежедневного служения церкви митрополит Феофан запомнится верующим республики как человек, который инициировал возрождение собора Казанской иконы Божией Матери.

4 ноября 2015 года Президент РТ Рустам Минниханов издал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией. Слова не разошлись с делом, и уже через пять лет в центре города вырос белокаменный собор. Свой вклад в восстановление святыни внесли власти, бизнес, благотворители и простые люди. Поэтому собор стал своего рода символом единства республики.

«Собор через благодатное озарение Богоматери укрепляет дух народа и, если хотите, возвеличивает Казань и Татарстан»митрополит Феофан

Всего несколько недель назад верующие республики собирались на молебен у подножия воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Митрополит возглавил богослужение и обратился к пастве.

«Весь мир в тревоге: „ковиды“, обиды. Ищут лихорадочно ученые, политики, корпорации вакцину. Конечно, это правильно. Конечно, надо беречься. Но мы, верующие люди, говорим: „Есть вакцина уже“. Есть вакцина, я не ошибся. Вы спросите меня: „Где же эта вакцина?“ Эта вакцина — вера нашего народа. Это обращенность народа к историческим нравственным и религиозным корням»митрополит Феофан

Великое освящение собора намечено на следующий год — предварительно на день памяти явления иконы 21 июля. Сейчас в нем расписывают стены.

Я понял: надо идти

Главная задача стояла — не дать произойти бойне. Солдаты смогли как-то эту волну остановить, а дальше — работа штаба.

Слава Богу, люди не пошли к школе, а собрались все неподалеку, в Доме культуры. Когда стали поступать трагические сведения о том, что террористы начали расстреливать мужчин и выбрасывать в окно со второго этажа, можете представить себе, какое у всех было состояние…

Конечно, работали спецслужбы. Когда выяснилось, что у террористов огромное количество оружия — тяжелого стрелкового оружия, взрывчатых веществ, естественно, возникла паника.

— Получается, с поступлением информации и пониманием, кто там находится и как они вооружены, и чем это может закончиться, людям становилось еще страшнее?

— Конечно…

Очень важным на тот момент было это общение с близкими — с матерями, отцами детей, которые там, в стенах школы. Когда собрались все в Доме культуры, я понял одно: с ними надо общаться, они на грани срыва — представьте, там их дети, их близкие, а они в полной неизвестности…

И я принимаю решение ходить и беседовать с этими людьми. Примерно каждые 1,5-2 часа я приходил в Дом культуры и, насколько это возможно, молился, рассказывал, утешал, беседовал, чтобы снять этот неимоверный стресс.

Еще раз говорю: самое опасное — то, что люди уже знали, что расстреливают. Знали и родственники тех, кого убили. Мало того, что расстреливали, так еще и выбрасывали в окно, не давали подойти и забрать тела. А за окном жара, духота…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector