Черноостровский монастырь
Содержание:
- В 2005 году закончились строительно-ремонтные работы в монастыре
- Невеста Христова
- Святыни
- Николо-Черноостровский монастырь в XX веке
- Стать матерью всех детей
- Территория монастыря
- Значение сражения под Малоярославцем
- В мирской жизни матушка Николая получила хорошее образование и работала в сфере программирования
- Нет правила от абортов
- Сосуд она, в котором пустота, или Огонь, мерцающий в сосуде?
- Отец будущей настоятельницы стал для нее примером мужества и послушания
- Первые исторические сведения о монастыре
- Тайна Божественной любви
- Ссылки
В 2005 году закончились строительно-ремонтные работы в монастыре
Началась долгая и тяжелая работа по восстановлению обители. Чаяниями матушки Николаи, послушаниями сестер и трудниц, помощью благотворителей, с молитвой и любовью в 2005 году закончились все строительно — восстановительные работы.
Получили новую жизнь и Никольский храм и собор Всех Святых. Построена купальня над источником Святителя Николая, расширен братский корпус и возведен двухэтажный корпус приюта. Оформлена новая детская трапезная, где собираются сестры, девочки и гости.
Черноостровский монастырь славится свое сыроварней, сыр в которой готовят сестры
Черноостровский монастырь в Малоярославце, организованный матушкой Николаей и живущий по строгому Афонскому уставу, воспитал и выпустил уже пятнадцать игумений, которые успешно служат настоятелями в разных обителях России.
В Никольской пустыни подвизаются сто двадцать сестер. Как говорят сами сестры: «Ничего особенного мы не делаем — трудимся, молимся, приносим людям радость и веру».
Невеста Христова
Девочки-подростки только что выпорхнули из тихого и торжественного Никольского собора на залитый весенним светом монастырский дворик под безмятежным голубым небом. Воробьи и трясогузки чирикают-курлыкают на все лады, кот блаженно растянулся на солнышке и сладко дремлет, несмотря на их возню…
– Девчонки, а трудно молиться? – задаю вопрос воспитанницам монастырского приюта «Отрада». Девочек нисколько не смущает «коварный» вопрос – они охотно, наперебой, отвечают:
– Вообще нетрудно молиться в монастыре! Матушка, сестры о нас тоже молятся, и нам легко… А как мы молимся? Не так, что взял молитвослов и читаешь, – мы свои мысли, свои желания высказываем Богу. Каждый ребенок от всего сердца просит у Господа то, чего ему не хватает. И конечно же, молимся о наших сестрах, о матушке, о близких – чтобы у нас все было хорошо и чтобы всегда оставалась такая же дружная большая семья…
Свято-Никольский Черноостровский монастырь
Я прошу девочек поделиться планами на будущее.
– Я хотела бы стать или историком, или журналистом, – говорит Ксения Васяева, ученица 9-го класса. – При монастыре открыта лаборатория удаленного доступа Российского государственного социального университета (РГСУ), факультет православной журналистики.
– Ты решила продолжить учебу в стенах монастыря?
– Я еще буду советоваться с матушкой, куда поступать – на православную журналистику в РГСУ или на историка в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Но из монастыря уезжать пока не хочется: здесь большая семья, здесь мои сестренки – младшие и старшие. Здесь матушка – моя мама – и сестры, которые всегда помогут и поддержат в трудной ситуации.
Катя Безмельницева, ученица 8-го класса, мечтает изучать иностранные языки, получить специальность военного переводчика, психолога или историка.
– А с монастырем будешь связь поддерживать?
– Конечно! Это моя семья. Буду приезжать. Помогать матушке.
Настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря игумения Николая (Ильина)
Сегодня в обители создана система непрерывного православного образования. В приюте «Отрада» воспитываются 50 девочек от 2 до 17 лет – сироты из неблагополучных семей, а также несколько детей, мамы которых хотели бы принять монашество. Девочки учатся в православной гимназии при обители – фактически индивидуально: по 3–7 человек в классах. Высшее образование можно получить также в стенах монастыря – в уже упомянутом РСГУ.
Впрочем, есть девушки, которые, взрослея, покидают обитель, едут учиться в светские вузы, выходят замуж. У матушки игумении бережно хранится альбом со свадебными фотографиями выпускниц приюта. Венчаются девушки в храме Архангела Михаила, построенном для этой цели за территорией Свято-Никольского монастыря. Младшие дети, одетые по такому случаю в одинаковые голубые платьица, осыпают новобрачных лепестками роз, поют проникновенные духовные песнопения и торжественные величания.
По-разному складываются судьбы девушек: двое воспитанниц приюта, например, поступили в Академию Ракетных войск им. Петра Великого, но вскоре одна из них вернулась обратно в монастырь, заявив, что желает стать монахиней и приносит свою учебу в жертву Богу. Ныне она – невеста Христова – мать Паисия. Правда, от учебы «увильнуть» не удалось: по благословению матушки, мать Паисия окончила РСГУ, а также школу иконописи при монастыре. То есть вместо одного образования получила два. Вторая девушка окончила академию и стала офицером Российской армии.
В зооуголке
Как бы ни складывались обстоятельства, бывшие воспитанницы приюта, как и бывшие послушницы, которые по каким-либо причинам не стали монахинями, стараются поддерживать связь с обителью, приезжают на праздники, общаются с сестрами. Монастырь, матушка-игумения за них по-прежнему молятся, а материнская молитва со дна морского достает…
Святыни
Монастырская ризница и богатейшая библиотека были разграблены и уничтожены в первые годы советской власти, старин ных предметов церковной утвари не сохранилось.
В монастыре имеются два креста-мощевика современной работы, со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камень от Гроба Господня.
В обители хранится стопа от мощей преп. Антония Оптинского, который в течении тринадцати лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря и, как известно, особенно страдал здесь от болезни ног.
Немало икон пожертвовано в разные годы.Особо почитаются иконы с частицами мощей преп. Киево-Печерских подвижников, преп. старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Федоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Имеются также частицы мощей афонского старца Иосифа Исихаста и преподобномученикаКосмы Прота, убиенного латинянами.
На монастырском кладбище находится чтимая могила схимон. Антонии (ХХ в.).
Николо-Черноостровский монастырь в XX веке
В начале прошлого века монастырские стены испытали немало потрясений. Начиная с 1917 года, с приходом к власти большевиков по всей России проводились массовые закрытия церквей и монастырских обителей. Не избежал этой участи и Черноостровский монастырь в Малоярославце, закрытый специальным распоряжением в начале 1918 года.
В отношении обители была создана чрезвычайная комиссия, по распоряжению которой строения были обысканы, а наиболее ценное имущество изъято в пользу советской власти. Действующий в это время настоятель монастыря – архимандрит Илья подвергся аресту, и был впоследствии выселен за его пределы, отправившись в долговременную ссылку.
Малоярославецкий Черноостровский монастырь перестал действовать. Открытой для верующих оставалась только Никольская церковь, просуществовавшая в статусе отдельного храма лишь до 1929 года.
И все же исключительным везением можно считать сохранение монастырских строений в сохранности. Местная советская власть не стала разрушать обитель, предпочтя использовать ее под насущные и более практичные нужды. В 20-е годы в Малоярославецком монастыре был открыт педагогический техникум, а в самой церкви – музей.
После Великой Отечественной войны монастырь, также избежавший разрушения, был задействован под квартиры для граждан, лишившихся собственного жилья.
Новую жизнь обитель начала после 1991 года, когда здание монастыря было передано Калужской епархии, на средства которой монастырские строения были отреставрированы.
Интересно, что в 1991 году здесь был открыт мужской монастырь. Но монахи, почему-то не задерживались здесь и постепенно расходились по другим обителям. Поэтому в 1993 году постановлением Священного Синода монастырь решено было сделать женским.
В настоящее время в стенах обители нашли приют не только сами монахини, но также и дети из бедных и неблагополучных семей – при монастыре открыта женская школа-интернат, приютившая несколько десятков детей разного возраста. Сестры Черноостровского монастыря воспитали уже не одно поколение сирот.
Стать матерью всех детей
– Если говорить о приюте, – продолжает матушка игумения, – многие наши воспитанницы – сироты из семей наркоманов и алкоголиков (например, у одной девочки папа убил маму). Представьте себе, сколько с ними проведено работы, чтобы сегодня эти дети могли представлять русскую культуру, православную веру в Европе, по всему миру. И мы иногда участвуем в концертах вместе с оперными певцами Мариинского театра – выступления организуются по линии посольств для русскоязычного населения за рубежом. Нас как настоящих артистов размещают в хороших гостиницах, Министерство культуры оплачивает проезд.
– Матушка, поделитесь опытом – как в современном мире воспитать девочек в православии, в чистоте?
– Важны частая исповедь и Причастие – как противоядие всему, что обрушивается на детей в школе, через СМИ. Наши девочки, конечно, на службу ходят чаще, чем обычные дети, исповедуются и причащаются раз в неделю, а постом еще чаще.
Венчание воспитанницы приюта Натальи Лантратовой и Геннадия Чеботарева
У нас есть такая традиция: девочки выбирают себе любимую сестру, духовную наставницу, которая подчас оказывается ближе, чем мама, – и ей рассказывают о себе все. Цель таких бесед – поведать о своих духовных переживаниях и ошибках. О своих – не о чужих! О чужих говорить строго запрещается – даже если твои собственные грехи связаны с проступками других людей и хочется рассказать об этом…
В трапезной
И девочки понимают, что важно рассказать о себе плохом, а не о другом плохом, пожаловаться не на кого-то, а на самого себя. Так постепенно воспитывается истинное познание себя и покаяние, которое помогает избавиться от наследственных пороков
Но если случаются какие-то безобразия – старшая сестра может прийти ко мне… Помню, одна из девочек, сейчас она уже выросла и замужем, начала покуривать. Это дошло до меня. Но мне же нельзя подорвать авторитет ее наставницы. Я девочку пригласила, говорю: «Наташ, знаешь, я такой сон страшный видела про тебя – что ты пошла курить». Та краснеет… «Это, – говорю, – правда, что ли?» Она так растерялась и – раскаялась.
Мы паломничаем на Кипр, в Грецию, подплываем к Афону, прикладываемся к святыням, которые нам привозят на корабль, – иконе Пресвятой Богородицы «Пантанасса» и Поясу Матери Божией. Вообще, мы дружим с Афоном, многому у них учимся. Например, на Святой Горе есть традиция – на Новый год они пекут пирог святого Василия Великого и в кусочки этого пирога вставляют бумажки с наименованием послушаний. И кто берет себе кусок – вытаскивает определенное послушание на весь год. А наши девочки такой пирог пекут каждую неделю с записочками о недельном дежурстве.
Руководитель хора Аркадий Сагайдак
Сегодня многие, в том числе сироты, больны неблагодарностью: все им что-то должны. Поэтому за семь дней до Благовещения у нас начинается Неделя благодарения – дети благодарят сестер, поваров, преподавателей, письма пишут, открытки рисуют, плакатики. И у детей возникают очень теплые чувства. Помню, одна девочка после Недели благодарения обратилась ко мне: «Матушка, можно я напишу маме письмо – я наконец ее простила». Она простила маму за то, что та ее бросила.
Мы не делаем ничего особенного – молимся, трудимся, дарим людям радость. Каждое воскресенье, в праздничные дни организуем трапезу, детский концерт, батюшки говорят какое-то слово, иногда я. Человек по 200 собирается в трапезной, мы раздаем шоколадки, какие-нибудь подарочки.
Покровительница приюта икона Божией Матери Отрада и Утешение
– Монастырь может принять обычных девочек, например, на время школьных каникул?
– Мы принимали студенток с руководителем. Можем принять кого-то из родителей и несколько девочек – в общей сложности до 20 человек. С детьми должен быть старший. Пригласить гостей в приют, где своя жизнь, особые санитарные требования, мы не можем. А вот в домик паломника – милости просим.
– В приюте есть девочки с мамами. Мамы постоянно могут жить со своими дочками?
– Живут в приюте и мамы. Если дочка маленькая, то мама со старшими детьми работает. Тут женщина должна стать матерью всех детей, а не только своего ребенка.
Территория монастыря
Несмотря на то, что история существования Черноостровского монастыря насчитывает вот уже пять столетий, современный облик его сформировался только в конце XIX века. Ныне действующий монастырь состоит из трех храмов: Никольского, Всех Святых и Корсунской иконы Божьей Матери.
Наиболее пристального внимания заслуживает Никольский храм, воздвигнутый в честь победы над войсками Наполеона Бонапарта. Храм строился более трех десятилетий под личным руководством архимандрита Макария, к сожалению, не заставшего завершение строительства, которое было окончено только к 1843 году уже в настоятельство преподобного Антония Оптинского.
Здание собора представляет собой достаточно величественное и грандиозное сооружение высотой до 47 метров. Однокупольная крыша храма в своем основании имеет 4 колонны, образующие в середине некое подобие огромной ротонды.
Вблизи собора устроена паперть, откуда открывается удивительный вид на широкие русские просторы.
И отсюда вниз можно спуститься к храму Всех Святых, долгое время использовавшийся в качестве склепа для погребения монахов.
Вторым по величине храмом на территории Черноостровского женского монастыря является двухэтажная церковь, освященная в честь Корсунской иконы Божьей Матери.
В храмах Никольского монастыря в Малоярославце имеются православные святыни: распятие с частицей Животворящего Креста и хитона Господня, иконы с мощами Киево-Печерских святых, Оптинских старцев, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, великой княгини Елизаветы и многих других.
Конечно же, украшением территории служит высокая белая колокольня, которая находится в центре обители. Невозможно сейчас представить, что от этой белоснежной красавицы в конце XX века оставался лишь нижний ярус.
Дорога, ведущая к главному Никольскому храму, проходит прямо под колокольней, через Святые Врата. И здесь, внутри под стеклом расположена деревянная скульптура Николая Угодника, перед которой горит лампада.
Территория обители очень красивая, вокруг благоухают цветы.
Сразу за входом на территорию находится часовня иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», где можно выпить святой воды.
Справа от дороги расположился корпус православного приюта «Отрада» для девочек и храм, освященный в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение».
Очень забавно было наблюдать, как несколько девочек-подростков (воспитанниц приюта) с огромным энтузиазмом и соответствующими эмоциями учились кататься на роликах. Они разгонялись по каменным дорожкам, на скорости съезжали вниз и не всегда удачно пытались затормозить перед газоном (под звонкий смех подруг).
А если пройти немного далее и от колокольни повернуть вправо, то здесь можно обнаружить святой источник.
Для того, чтобы набрать освященной ключевой воды и окунуться в купели, нужно спуститься в овраг по каменным ступеням.
Значение сражения под Малоярославцем
Война русского народа против Наполеона. Британская копия русского лубка, 1813 г.
Потери с французской стороны составили 3500 человек согласно рапорту командира 4-го корпуса Евгения Богарне. Сегюр подтвердил эту цифру, сообщая о 4 тыс. потерь у итальянцев, из которых состоял 4-й корпус. Шамбре, обычно точный в цифрах, сообщил о потерях в 6 тыс. человек.
Кутузов в рапорте указал число русских потерь в 3 тысячи человек, однако в сводной ведомости потерь 1-й армии указаны 6665 человек (1282 убитых, 3130 раненых, остальные пропали без вести). Многие из пропавших без вести сгорели в городе. Известно, что большие потери понесли ополченцы, которые, однако, не учитывались нигде. Потери с русской стороны составили не менее 7 тысяч человек. Количество пленных было незначительным с обеих сторон.
Сражение под Малоярославцем (вернее, манёвры Кутузова) явилось крупной стратегической победой русской армии, которая завладела инициативой, не допустила выхода противника в южные губернии и без большой битвы вынудила его к отступлению по разорённой Смоленской дороге, что имело для французской армии фатальные последствия из-за острых проблем со снабжением.
Стотысячная армия французов потеряла в сражении относительно немного людей, однако марш Москва-Смоленск начал верно истреблять «Великую Армию». Дело было ещё до морозов, голод стал главным врагом французов, так как выходившие из Москвы войска вследствие недостатка конной тяги (которая требовалась ещё для вывоза больных и трофеев) взяли с собой провиант только на 15 дней. Большая часть кавалерии спешилась, орудия бросали. Конская падаль стала лакомым блюдом солдат, отмечались даже случаи людоедства.
После Смоленска и Красного планомерное отступление французской армии превратилось в губительное бегство.
В мирской жизни матушка Николая получила хорошее образование и работала в сфере программирования
Людмиле с детства давались точные науки, она хорошо окончила школу и в 1968 году поступила в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет электронно — вычислительных машин.
А в 1984 году закончила еще и Московский инженерно – физический институт с дипломом специалиста по автоматической обработке научно – экспериментальных данных.
Оканчивая аспирантуру, с 1987 года, работала заведующей лаборатории искусственного интеллекта в научно — исследовательском институте приборостроения.
Биография игумении Николаи Ильиной пример того, как может разгореться настоящая искра любви к Богу.
Людмила Дмитриевна занималась наукой и не думала о монашестве. Она часто посещала монастыри и храмы. Особенно полюбилась ей Оптина пустынь, где предсказывали, что в будущем у нее будет много духовных детей. А старец Амвросий, явившийся женщине во сне, вразумлял и наставлял на путь спасения.
По велению своего сердца и наставлению духовного отца архимандрита Поликарпа, в 1990 году Людмила ушла в Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь в Шамордино экономом.
Нет правила от абортов
– Матушка, многие современные дети страдают из-за грехов родителей, в том числе из-за абортов. На монастырском кладбище похоронена схимонахиня Антония (Кавешникова), которая раздавала женщинам, совершившим аборты, особое молитвенное правило.
– «Правило» матушки Антонии – ересь, в нем предлагается крестить нерожденных младенцев, называть их христианскими именами – это противоречит учению святых отцов Православной Церкви. «Нет правила от абортов», – это слова отца Кирилла (Павлова), к которому я обращалась за советом по этому вопросу. Надо всю жизнь помнить свой грех и всю жизнь об этом плакать. А так получается – ты убила, отчитала 40 дней, имя нарекла, да еще окрестила нерожденного – и свободна. Человек должен каяться всю жизнь.
На молитве
Если сейчас приходят такие люди, мы говорим: есть мощи Святителя Николая, у нас очень много мощей святых в храме – молитесь. А псевдосвятых искать не нужно.
– Сегодня есть схимницы, старицы в монастыре?
– Есть. Например, схимница – мама митрополита Климента, матушка Мария, в честь равноапостольной Марии Магдалины, ей сейчас 101 год.
Сосуд она, в котором пустота, или Огонь, мерцающий в сосуде?
Лучистый, радостный и открытый детский взгляд обезоруживает и без всяких слов рассказывает о благополучии семьи – в данном случае монастырской. Воспитанницы приюта часто улыбаются, многие из них носят брекеты – недешевые по нынешним временам системы формирования «голливудской» улыбки.
– Девочки, а что такое красота? Какая девушка или женщина, на ваш взгляд, красивая?
– Женщина красивая, когда у нее, в первую очередь, хорошая душа. Это красота ее души, – рассуждает Анечка Межеловская, девочка лет двенадцати.
– Но улыбка тоже должна быть красивой? Ведь брекеты ты носишь?
– Мы же выступаем на сцене – танцуем, поем, поэтому нам это необходимо! – уверена Аня.
Схиархимандрит Власий (Перегонцев) после иноческого пострига послушниц монастыря
Действительно, сегодня художественный коллектив приюта «Отрада» – лауреат многих международных конкурсов и фестивалей – известен в разных странах мира, обласкан вниманием священноначалия и Афонских старцев. Вместе со старцем Ефремом, игуменом афонского монастыря Ватопед, девочки участвуют в концертах-конференциях «Свет во Вселенной»
Все 100% воспитанниц приюта учатся музыке, занимаются хореографией и хоровым пением в Малоярославецкой школе искусств, опять-таки в стенах монастыря. Хором руководит Аркадий Сагайдак из ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», помогает ему благочинная обители, выпускница Государственной консерватории им. Рахманинова в Ростове-на-Дону монахиня Серафима (Тубольцева).
Интересно, что концертные платья для выступлений, расшитые бисером, сверкающие стразами, аппликациями, – предмет искреннего восхищения профессиональных художников по костюмам – шьют сестры монастыря при непосредственном участии девочек.
Концертные платья шьют сестры монастыря при участии воспитанниц
Как-то на концерте детского коллектива «Отрада» оказался наш постоянный автор – Константин Михайлович Долгов, человек энциклопедических знаний, владеющий двумя десятками языков, доктор философских наук, некогда член ЦК КПСС, преподаватель философии, эстетики, дипломатии, культуры во многих университетах мира на протяжении 60 лет. «Я просто обомлел, – делился впечатлениями Константин Михайлович, – ничего подобного, как на этом концерте брошенных детей-сирот, а теперь изумительных совершенно девочек, я никогда не слышал, ни от какого великого артиста. Я специально внимательно слушал, думая заметить какие-то музыкальные огрехи. Безупречно. Два или три произведения были посвящены Афону и исполнялись на греческом, затем шли песнопения на сербском, болгарском, церковнославянском и русском».
Отец будущей настоятельницы стал для нее примером мужества и послушания
Людмила Ильина родилась в День Победы, 9 мая 1951 года в городе Орехово – Зуеве Московской области. Отец девочки, Дмитрий Васильевич Корольков, во время Великой Отечественной войны был танкистом, и дошел до Берлина. Он часто рассказывал дочери о войне и о том, как мужественно сражалась за Родину Советская Армия.
Больше всех, запомнилась будущей настоятельнице одна его фронтовая история.
Однажды, после трудного боя, голодный и измотанный, Дмитрий Васильевич прилег в блиндаже, чтобы немного передохнуть. Не успел он сомкнуть глаз, как вновь прозвучал приказ командира в бой. Дмитрий вскочил и немедленно побежал к своему танку, в ту же минуту в блиндаж попал снаряд.
Задержись хоть на несколько секунд, ему грозила бы неминуемая смерть, доски и куски земли разлетелись в разные стороны. Послушание и преданность не только спасли бойцу жизнь, но и навсегда стали примером высшей добродетели для его дочери, будущей матушки игумении.
Первые исторические сведения о монастыре
Первое упоминание о существовании в Малоярославце монастыря датируется началом XVII века. Но, видимо, первые строения на его территории появились еще за два-три века до этого, что не дает возможности определить точную дату основания.
Согласно наиболее распространенной версии, основателями Николаевского Черноостровского монастыря являются князья Оболенские, выстроившие на месте пустоши Никольский храм в конце XIV века. Но скорее всего, непосредственного отношения к зарождению монастырских устоев в этих краях князья не имели. Более вероятно, что первые монахи появились здесь лишь в XVI веке, а по распоряжению князей был возведена только сама Николаевская церковь, давшая название будущему монастырю.
Как бы то ни было, уже в переписных книгах XVII-XVIII веков имеется упоминание о бурной жизнедеятельности в стенах Черноостровскоой обители. Во времена Смуты монастырь был разрушен практически до основания, но уже в 1659 году возобновил свою деятельность, восстановленный за счет местной казны и богатых прихожан.
Тем не менее, полностью возобновить свою деятельность и привлечь должное количество иноков настоятелю монастыря не удалось. Постепенно строения приходили в негодность, монахи стали нищенствовать, и обитель была закрыта. Произошло это печальное событие в 1775 году, к этому времени здесь оставались только самые преданные монахи, решившие своими силами восстанавливать былую славу монастыря.
Тайна Божественной любви
Настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря матушка игумения носит имя небесного покровителя обители – Святителя Николая.
Когда-то ради служения Богу матушка Николая (Людмила Дмитриевна Ильина) оставила научную карьеру математика-программиста. Окончив два вуза, она поступила в аспирантуру, но вместо того, чтобы защищать диссертацию, ушла в Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь в Шамордине, где несла послушание эконома. В 1992 г. митрополит Калужский и Боровский Климент (в то время – архиепископ) благословил ее восстанавливать монашескую жизнь в Свято-Никольском монастыре в Малоярославце.
В Македонии в 2016 году
В 2017 г. вновь возрожденному Свято-Никольскому Черноостровскому женскому монастырю исполняется 25 лет. За это время полностью восстановлены корпуса и храмы обители (Никольский собор, церкви во имя Всех Святых и в честь Корсунской иконы Божией Матери), оборудована купальня при чудотворном источнике Святителя Николая, выстроено новое здание приюта, построен храм во имя Архангела Михаила, возводится церковь во имя святого Спиридона и часовня во имя святого Георгия Победоносца.
Сегодня в монастыре подвизаются 120 сестер, причем у каждой есть отдельная келья. Свято-Никольский монастырь за это время «выпустил» 15 игумений для женских обителей по всему миру. В Малоярославце серьезно изучают афонскую монашескую традицию, труды святых старцев Иосифа Исихаста, Порфирия Кавсокаливита; «стажируются» в близком афонскому духу кипрском монастыре Махерас и в других женских обителях с афонской традицией; учатся у греков византийскому пению по крюкам.
– Матушка, вы никогда не жалели, что оставили научную карьеру ради монашеского служения? – интересуюсь у игумении Николаи.
– Не жалела нисколько даже в самые тяжелые моменты искушений. У монаха есть особая тайна – тайна любви к Богу. Эта любовь – как призыв, как искра, воспламеняющая пламя Божественной любви. У нас в обители хорошие, добрые отношения: как-то умеют сестры друг друга прощать, смиряться, покрывать недостатки любовью. А мое образование мне очень помогло, когда мы занимались автоматизацией бухучета в монастыре, в других практических вопросах.
Выпускной бал
– Какая самая главная радость в монастырской жизни?
– Я бы сказала, что в монастыре нет нерадости. Монастырь, сестры – это семья: ты любишь, и тебя любят – вот радость настоящей семьи. Эта жизнь в Боге и с Богом, и через Него всепронизывающая любовь ко всем… Как тут можно не радоваться?! Часто бывает радость после службы, связанной с каким-нибудь святым. Но главная радость – сознание, что ты со Христом, ты Ему служишь. Молюсь – только бы остаться до последнего дыхания жизни на пути служения Тебе, Господи…
Ссылки
- История монастыря на сайте Малоярославецкого благочиния
- Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь. Фотографии
- Монастыри Калужской епархии
- Настоятели Черноостровского монастыря
- Местоположение Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря
- История основания Черноостровского монастыря
- История Черноостровского монастыря от первых письменных сведений в начале XVII века до упразднения в 1775 году.
- История Черноостровского монастыря от восстановления в 1800 году по 1862 год
- Церкви и прочие здания Черноостровского Николаевского монастыря
- Владения Черноостровского монастыря от истоков до 1863 года
- Благотворители и средства Черноостровского монастыря