Современные вероисповедания осетин: православие, религия предков и другие
Содержание:
- Истоки
- Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Епископы
- Северную Осетию — Аланию крестили в 916 и 1754 году
- Осетинский потенциал
- Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) ― выдающийся православный миссионер
- Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба)[править]
- Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозвали «апостолом Осетии»
- Почитаемые божества народа
- История
- Какие еще религии существуют в Осетии
- Специфика верований осетин
- Что такое традиционная вера осетин
- В ХIХ веке все осетинские приходы объединены
- Долгое время Осетия относилась к юрисдикции Астраханской епархии
- История образования
- Давняя вера осетин
Истоки
Многие ученые называют Осетию колыбелью христианства в России. По некоторым данным, христианские учения здесь проповедовал еще в I веке один из апостолов – Андрей Первозванный. Правда, крещение Алании произошло значительно позже.
В 916 году из Византии на Кавказ приезжает группа миссионеров. Происходит Великое Крещение Алании. Так жители Осетии приняли православие задолго до Крещения Руси. До сих пор на территории современной Карачаево-Черкессии в поселке Архыз стоят три аланских христианских храма. Они считаются старейшими православными приходами на территории современной России.
Алания считалась крупнейшим христианским государством и занимала территорию почти всего нынешнего Северного Кавказа. Ученые предполагают, что ее столица – город Маас – располагался как раз на территории современного Архыза. А один из храмов, построенных в византийском стиле заморскими зодчими, был кафедральным. Здесь даже сохранилась купель для крещения.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Биография
Родился 26 октября 1968 г. в Ставрополе. В 1970 г. семья переехала в Краснодар. В 1985–1986 гг. работал лаборантом на кафедре аэродинамики и динамики полетов в УЛО в/ч 26265. В это же время нес послушание пономаря в Георгиевском храме Краснодара. В 1986–1988 гг. служил в рядах Вооруженных сил.
В 1988–1989 гг. трудился в должности чтеца-певца Георгиевского храма Краснодара и был иподиаконом архиепископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора.
В 1990 г. рукоположен во диакона. 18 июня 1990 г. архиепископом Исидором пострижен в монашество, 8 октября рукоположен во иеромонаха.
В 1990–1997 гг. – штатный клирик Екатеринодарского кафедрального собора г. Краснодара. В 1995-1997 гг. – ключарь собора; также окормлял ИТК 17 строго режима г. Краснодара, детский туберкулезный диспансер «Ромашка» и городской дом ветеранов.
В 1997 г. переведен в Москву на должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине.
В 1998-2002 годах, во время обучения на Богословском факультете Афинского государственного университета, являлся заштатным клириком русского нижнего храма великомученика Пантелеимона на Ахарноне (Афины, Греция).
С октября 2002 г. – сотрудник Секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Направлялся в краткие служебные командировки на Афон, в Финляндию, Индию.
С мая 2003 г. по декабрь 2004 г. – сотрудник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Решением Священного Синода в декабре 2004 г. назначен на должность представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. За время представительского служения выезжал в служебные командировки в Эфиопию, Кению, Танзанию, ЮАР, Ботсвану, Грецию.
11 апреля 2010 г. на Подворье Московского Патриархата в Каире Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архимандрита.
Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. избран епископом Аргентинским и Южноамериканским. Наречен во епископа 11 июня в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 17 июня за Божественной литургией в храме благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
16 июля 2013 г. освобожден от должности Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском.
Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. назначен Преосвященным Владикавказским и Аланским.
27 декабря 2016 г. Священный Синод назначил епископа Леонида управляющим Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения с сохранением управления Владикавказской епархией.
29 июля 2017 г. Синодом утвержден в должности священноархимандрита Аланского Успенского мужского монастыря селения Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия – Алания.
4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 17 октября 2019 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных связей; при этом архиепископ Леонид остался правящим архиереем Владикавказской епархии.
Сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью (с 2019 г.)
Сопредседатель Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью (с 2020 г.).
Образование
- Ленинградская духовная семинария. 1992 г.
- Богословский факультет Афинского государственного университета. 2002 г.
Церковные
- Орден преподобного Серафима Саровского (III степени). 2018 г.
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского (III степени). 2010 г.
- Орден святого Саввы Освященного (Александрийская Православная Церковь). 2010 г.
- Орден преподобного Нестора Летописца (Украинская Православная Церковь). 2007 г.
- Грамота Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 2006 г.
Светские
-
Медаль «За служение миру» Североатлантического альянса. 1998 г.
-
Благодарственное письмо командира Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. 1998 г.
-
Благодарственные письма Посольств России в Индии (2002 г.), Египте (2008 г.), Кении (2008 г.), Танзании (2012 г.).
Епископы
- Иосиф (Чепиговский) (30 ноября 1875 — 22 июля 1889)
- Петр (Лосев) (22 июля 1889 — 3 мая 1891)
- Иоанникий (Казанский) (3 мая 1891 — 23 августа 1892)
- Феодосий (Рождественский) (23 августа 1892 — 12 июня 1893)
- Владимир (Сеньковский) (12 июня 1893 — 12 августа 1904)
- Гедеон (Покровский) (12 августа 1904 — 16 сентября 1908)
- Агапит (Вишневский) (16 сентября 1908 — 4 октября 1911)
- Питирим (Окнов) (4 октября 1911 — 22 декабря 1913)
-
Антонин (Грановский)
(в/у) Фаддей (Успенский) (сентябрь 1916 — январь 1917)
(22 декабря 1913 — 16 января 1917)
- Макарий (Павлов) (28 января 1917—1922)
-
Зосима (Остапенко) (22 марта 2011 года — 3 июня 2016 года
(в/у) Феофилакт (Курьянов) (4 февраля 2016 года — 3 июня 2016 года)
)
- Леонид (Горбачёв) (3 июня 2016 года — 24 сентября 2021 года)
- Герасим (Шевцов) (с 14 октября 2021 года)
Северную Осетию — Аланию крестили в 916 и 1754 году
Великое крещение Алании (так в древности называлась Северная Осетия) состоялось в 916 году. Именно тогда Константинопольский Патриарх Николай Мистик учредил Аланскую епархию.
До наших дней дошло три аланских храма, относящихся к IX — Х векам. Это древнейшие христианские храмы, расположенные на территории России. При этом необходимо отметить, что христианство принесло на осетинскую землю письменность.
Северный зеленчукский храм X века. На территории Осетии расположены древнейшие в России христианские храмы
В 4-й четверти XIII века Зихская и Аланская митрополия объединились, что привело к уходу христиан в Сарайскую метрополию.
После того как пала Византия, а Аланское государство разрушилось в результате набегов кочевников, население его практически полностью уничтожили варвары. В результате христианство регрессировало до народного обычая.
1745
в этот год Осетию крестили второй раз
Население Древней Алании состояло не только из христиан, но и мусульман.
Весной 1745 года во главе с архимандритом Пахомием Осетинская русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. В результате Осетия крестилась второй раз.
Новое крещение необходимо рассматривать в качестве акта политической лояльности к России.
Осетинский потенциал
На Северном Кавказе единственной христианской республикой остается Северная Осетия. Ее столица Владикавказ, как центр Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ, объединяет православных христиан всего региона. «Сейчас в некоторых кругах модно говорить об осетинском язычестве. Но народу нужна “родная” религия, — говорит осетинский историк, сотрудник Института истории и археологии Северо-Осетинского государственного университета Михаил Мамиев. — Если все “причесывать” под русские традиции, мы просто потеряем прихожан. Тогда в поисках национальной идентичности они уйдут к настоящим язычникам. Народные традиции не угрожают Православию, наоборот, они могут стать ему надежной опорой. Четыреста лет наша традиция оставалась хранительницей христианских ценностей, хранительницей православного аланского наследия, и нельзя теперь ее просто так игнорировать или отвергать». На первом епархиальном собрании воссозданной весной этого года Владикавказской епархии, состоявшемся 4 мая, было принято решение о развитии осетиноязычного богослужения в республике. «Мы начинаем работу над современным переводом основных богослужебных текстов на осетинский язык, — поясняет архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. — Уже сейчас в некоторых храмах нашей епархии Символ веры и Евангелие за богослужением читаются параллельно на славянском и осетинском… Люди, которые тут живут, очень верующие, и потенциал у них огромный. Господь заповедовал своим ученикам возвещать Евангелие всем народам, и осетинское богослужение, я уверен, будет украшением нашей Церкви». Возможно, богослужение вернется и в древние храмы, расположенные в горных селах.Текст: Дмитрий РЕБРОВ Фото: Ирина СЕЧИНА
Версия для печати
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) ― выдающийся православный миссионер
Руководит епархией архиепископ Владикавказской и Махачкалинской Леонид (Горбачёв). Родился он 26 октября 1968 года в Ставрополе. Окончил в 1985 году среднюю школу в городе Краснодар.
После этого работал лаборантом кафедры аэродинамики и динамики полётов в УЛО в/ч 26265. Параллельно с работой служил пономарём Георгиевского храма Краснодара.
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв). В настоящее время отец Леонид руководит епархией. Он известен как миссионер, награждён церковными и светскими наградами
После службы в армии в 1988 — 1989 годах стал чтецом-певецом Георгиевского храма Краснодара, а также иподиакон епископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Далее обучался в ленинградской духовной семинарии. В 1990 году его рукоположили в диаконы.
Архиепископ Леонид (Горбачёв) 11 апреля 2010 года стал архимандритом. В этом же году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха.
С 1990 по 1997 году служил вначале штатным клириком кафедрального Екатерининского собора в Краснодаре, позже в качестве ключаря.
После этого отец Леонид стал сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями в Москве. В этом качестве участвовал во многих миссионерских поездках, в том числе и в «горячие точки» планеты.
Награждение епископа Леонида орденом Святого Апостола Марка наивысшей степени и памятной панагией. Он также награждён другими церковными и светскими наградами
11 апреля 2010 года возведён в сан архимандрита. 4 декабря 2017 года стал архиепископом. Был епископом Аргентинским и Южноамериканским, епископом Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря.
Епископом Владикавказским и Аланским стал 3 июня 2021 года, 28 июля 2021 года назначен настоятелем кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия города Владикавказ. Награжден светскими и церковными орденами.
Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба)[править]
Храм в честь Святой Троицы в селении Горная Саниба был построен в XII веке.
В период татаро-монгольского нашествия он был разрушен, а восстановлен лишь в конце XVIII века.
После 1917 года древняя святыня снова была разрушена и восстановлена несколько лет назад из руин трудами Маирбека Кусаева, выходца из этого селения.
12 июня 2006 в Свято-Троицком храме в селении Горная Саниба после долгого перерыва был отмечен первый престольный праздник.
К престольному празднику диакон Николай Лукьянов закончил роспись храма, был установлен изготовленный в Волгодонске иконостас, построена трапезная, и благоустроена храмовая территория.
На прилегающей к храму территории построено здание для приема паломников и установлен мемориальный комплекс воинам-победителям со скульптурой скорбящей горянки с буркой в руках Станислава Тавасиева.
Адрес:
Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, селение Саниба (Горная Саниба)
Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозвали «апостолом Осетии»
Владикавказская и Моздокская епархия существовала в 1885 — 1922 годах. 10 сентября 1894 года её вывели из подчинения экзарха Грузии.
Необходимо помнить о том, что первоначально в территорию епархии включали Терскую область. Позже к ней присоединили Дагестанскую область и осетинское село Новогеоргиевское Кубанской области.
Владикавказ. Собор Михаила Архангела. С 1863 по 1893 год входил в состав Владикавказской кафедры
В начале ХХ в. территория епархии включала в себя современные Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и район Кавказских Минеральных Вод.
Кафедральный город — Владикавказ. Кафедральные соборы — владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1894).
В 1910-1914 гг. в составе Владикавказской епархии существовало Пятигорское викариатство.
Преосвященного Иосифа (Чепиговского) прозвали «апостолом Осетии».
Православная Осетия особенно помнит деятельность Преосвященного Иосифа (Чепиговского) за его духовные подвиги. При этом он трудился в сложных условиях, ведь горные осетинские приходы были малочисленны и бедны.
Кроме того, особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в начале 90-х гг. ХIХ в. около 300 тыс. чел.), было меньше, чем число мусульман (около 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, станице Червленной, Ессентуках).
Епископ Иосиф переводил Священное писание и церковные тексты на осетинский язык. Много способствовал развитию образования на осетинском.
Его стараниями начиная с 1881 года во Владикавказе издавались книги на осетинском языке. Среди них можно назвать: «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой» и т.д.
136 храмов
насчитывалось в епархии к 1889 году
К 1889 году епископ Иосиф по собственному прошению уволен на покой. На тот момент в епархии насчитывалось 136 храмов. Православные осетины до сих пор добрым словом вспоминают «осетинского апостола».
Почитаемые божества народа
Народное вероисповедание осетин монотеистическое. Бога называют Хуцау. Он единый творец мира. И он управляет всем, включая духов, к которым, согласно традиции, и стоит устремлять свои просьбы.
Вот некоторые из почитаемых покровителей народа:
- Уацилла — дух грома и освещения. Первоначально он был известен как Громовник, но с ранним христианством был изменен на Уацилла, который является именем библейского пророка Илии. Если человек был убит громом, считалось, что он разозлил Уацилла.
- Уастырджи — иногда называемый Святым Георгием
- . Он покровитель мужей, путешественников, молодых и старых, бич воров и убийц. Он является самым известным и самым уважаемым духом осетинского народа как в Северной, так и в Южной Осетии.
- Тутир — покровитель и правитель волков.
- Фальвара — защитник домашнего скота. Он считается самым добрым и мирным духом.
- Афсати — правитель диких животных и покровитель бедных охотников. Его обычно изображают как старика с белой длинной бородой, сидящего на высокой горе. В прежние времена охотники брали с собой три пирога, чтобы предложить Афсати для удачи.
- Барастыр — покровитель мертвых людей и загробной жизни. Он заботится о людях как в аду, так и в раю.
- Дон Беттир — правитель воды, который живет в воде и владеет рыбой. Он покровитель рыбаков.
- Рынибардуг — дух болезней.
- Мади Майрам — покровительница женщин, которая тесно связана со Святой Марией из христианской религии.
- Сау Дзуар — покровитель леса, который защищает его от пожара.
- Сафа — создатель и покровитель надочажной цепи, особо почитаемой в связи с ценностью домашнего очага для семьи.
Конечно, это далеко не полный список. Но он показывает, какую роль занимали духи и святые в жизни людей. О духах и покровителях рассказывались легенды, им делались жертвоприношения, их старались задобрить обрядами и праздниками, им посвящали особые места и делали святилища. Осетинская мифология пронизана захватывающими историями об удивительной жизни покровителей народа.
История
Михайло-Архангельский кафедральный собор — главный храм епархии в 1894—1922 годах
Петропавловская церковь Тенгинского полка во Владикавказе, построенная в 1879 году (взорвана)
Владикавказская кафедра была учреждена 3 апреля 1875 года как викариатство Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского экзархата.
С 23 апреля 1885 года после присоединения к ней от Ставропольской епархии Терской области стала самостоятельной кафедрой в составе Грузинского экзархата. В её состав входили Терская и Дагестанская области и осетинское село Ново-Георгиевское Кубанской области. Епархия занимала пространство в 89 848 кв. вёрст. В административном отношении епархия делилась на 13 округов (9 дагестанских и 4 терских).
В 1892 году епархия состояла из 11 благочиний: Екатериноградское (центр станица Прохладная), Георгиевское (центр город Георгиевск), Троицкое (центр станица Сунженская), Щедринское (центр станица Щедринская), Моздокское (центр город Моздок), Кизлярское (центр город Кизляр), Пятигорское (центр станица Ессентукская), Грозненское (центр город Грозный), Дигорское (центр село Кадгарон), Владикавказское-Осетинское (центр город Владикавказ), Ардонское (центр село Ардон).
10 сентября 1894 года епархия была выделена из подчинения Грузинскому экзархату.
С 22 сентября 1910 года по 1914 год существовало Пятигорское викариатство.
В 1911 году епархия делилась на 14 благочиннических округов (10 русских, 3 осетинских и 1 единоверческий), в которые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков.
В сентябре 1918 года власти закрыли Ардонскую духовную семинарию.
Епархия прекратила существование в 1922 году, после того как епископ Макарий (Павлов) вместе с большей частью духовенства и приходов уклонились в обновленчество.
На территории Северной Осетии с середины XX века действовала Ставропольская и Бакинская епархия, с центром в Ильинской церкви с 1940-х годов, помимо Ильинского храма, в 1980-е годы открылся Ардонский храм Святого Георгия, позже в 1990 году открылся Вознесенский собор в городе Алагире, спустя год в 1991 году епархия стала именоваться Ставропольская и Владикавказская.
Епархия с центром во Владикавказе была восстановлена решением Священного синода Русской православной церкви 22 марта 2011 года с включением в её состав приходов и монастырей в республиках Северной Осетии ― Алании, Дагестане, Ингушетии и Чечне.
Решением Священного синода от 26 декабря 2012 года из состава Владикавказской епархии была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия с центром в Махачкале и с включением в её состав приходов и монастырей в республиках Дагестане, Ингушетии и Чечне. Титул правящего архиерея был изменён на «Преосвященный Владикавказский и Аланский».
Какие еще религии существуют в Осетии
В Южной Осетии нередко можно встретить приверженцев иудаизма. Такая особенность связана с тем, что в данной части государства издавна проживали евреи. До революции 1917 г. в столице Цхинвал существовало около десятка синагог. Сейчас число таких священных мест многократно уменьшилось.
Менее всего в Осетии распространены следующие религии:
- буддизм;
- католицизм;
- протестантизм.
Последние исследования показали, что минимальное количество жителей этой страны (3 %) являются атеистами и не придерживаются никаких религиозных верований. Среди осетин также есть такие, которые верят в Бога, но при этом ничего не исповедуют (1 %).
Специфика верований осетин
Осетины, мусульмане или христиане, те кто исповедуют традиционную религию или другие течения, все они остаются одним сплоченным народом, толерантным к другим культурам и при этом приверженным своим древним ценностям.
Бог один для всех — так думали древние, так учат старейшины. И до сегодняшнего дня осетинский народ очень терпим к самым разным религиям.
Культура осетинского народа складывалась веками. Ее уникальные особенности во многом определены религиозными мотивами.
Первобытная религия сформировала у этноса уважение к женщине, почитание старшего поколения, внимательное отношение к природе, гостеприимство и т. п.
Эти принципы были подкреплены и исламом, который также влиял на формирование управленческих принципов, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
Влияние христианства внесло свои коррективы в быт народности обрядами и корректировкой календаря праздников.
Различные религии, приходившие на землю иронов, оставляли свой вклад в развитие искусства.
Тяжело разграничить влияние отдельных религий на конкретные аспекты культуры осетин. Однако можно уверенно сказать, что культура и религия этого народа идут рука об руку и дополняют друг друга.
Что такое традиционная вера осетин
Уацдин или Æцæг Дин («истинная вера») — религия скифского происхождения, основанная на традициях и фольклоре осетинского народа. Центральным элементом уацдин является Нартский эпос — набор сказаний, лежащих в основе мифологий многих кавказских народов. Организация «Уацдин» на своем сайте писала, что эта религия — «универсальная истина, предназначенная для всего мира». Приверженцы уацдин есть не только в Северной Осетии, но и в других регионах России и на Украине. В славянском варианте она называется «ассианство».
Жители республики рассказали «Таким делам», что термин «уацдин» для обозначения традиционной религии осетин появился сравнительно недавно — в 2000-х годах. Его ввел писатель Даурбек Макеев, который в 2009 году основал в Северной Осетии религиозную организацию. В статье 2002 года российский историк Виктор Шнирельман писал, что возрождение уацдин происходило в 1980-е с помощью сохранившейся в отдаленных сельских уголках осетинской религиозной традиции. По мнению ученого, по сути этот процесс был городским интеллектуальным движением, пытавшимся создать основу для осетинского национализма, противопоставив уацдин российскому и грузинскому православию, а также исламу. Сейчас родноверами — приверженцами уацдин — себя называют до 29% населения Северной Осетии. Симпатии к традиционной вере проявлял нынешний глава республики Вячеслав Битаров.
В ХIХ веке все осетинские приходы объединены
В 40-е годы 18 века на Кавказе обострилась военная ситуация и поэтому потребовалось поднять работу Духовной миссии в Осетии на высокий уровень.
Именно поэтому 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Северной Осетии под управлением старшего благочинного, он также стал миссионером. Кроме того, в 1860 году учредили Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
Знак Общества восстановления православного христианства на Кавказе IV степени. Общество ставило своей целью борьбу с сектантством и язычеством на Кавказе
Архимандритом назначен Иосиф и первоначально его местопребыванием стало селение Алагаир, а в 1861 — 1869 году Владикавказ.
Архимандрит активно занимался просвещением, проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, начал работу над русско-осетинским словарем. Благодаря его стараниям в 1863 году образованна Владикавказская осетинская женская школа.
Архимандрит Иосиф активно проповедовал на осетинском языке.
3 апреля 1875 года император Александра II издал указ об учреждении Владикавказского викарства. Его юрисдикция распространялась на церкви и причт г. Владикавказа и Алагирского завода.
Владикавказским епископом стал архимандрит Иосиф (Чепиговский). В первые годы существования во Владикавказский викариат входило 20 приходов (к 1881 — 24 прихода), в Осетии действовало более 30 православных школ.
Военно-Осетинская дорога. Алагир. Серебро-свинцовый завод. 1866 год. Владикавказское викарство, учреждённое в 1785 году распространяло свою юрисдикцию на Алагирский завод
В 1885 году Владикавказское викарство преобразовали во Владикавказскую епархию. Произошло это в результате реорганизации Кавказской и Екатериндарской епархии.
Центром её назначили Ставрополь. При этом из состава епархии изъяли Терскую область, включив её состав новообразованной Владикавказской епархии.
Долгое время Осетия относилась к юрисдикции Астраханской епархии
С 1602 по 1829 год Северный Кавказ и в том числе Осетия в церковно-административном отношении — это часть Астраханской епархии.
При этом христианство среди кавказских народов стало распространяться только после образования в 1745 году Осетинской духовной комиссии, работавшей в Кизляре и Моздоке.
Епископ Гаий (Георгий Такаов). Епископ возглавлял в 1793-1799 годах Моздокское викарство Астраханской епархии
В 1793 — 1799 годах действовало Моздокское викариатство Астраханской епархии под управлением епископа Гаийя (Такова).
Ему поручили исполнять все возложенные на Духовную Осетинскую комиссию обязанности и передали всем имеющиеся и строящиеся в Моздоке, Кизляре и самой Осетии храмы и монастыри.
В 1811 году учреждён Грузинский Экзархат РПЦ. Кроме того, ещё через четыре года начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе.
Она вела миссионерскую деятельность на территории Северной и Южной Осетии, а также на территории Абхазии и Дагестана.
В 1817 году её подчинили непосредственно экзарху Грузии.
В 1836 году во Владикавказе открылось училище для осетинских детей, которое готовило их для деятельности в качестве священников осетинских приходов, а также в качестве миссионеров или проповедников.
История образования
В период 1602-1829 гг. Северный Кавказ входил в состав Астраханской епархии. Население принимало христианство вследствие работы священников, а также деятельности в Кизляре и Моздоке Осетинской духовной комиссии.
Кафедральный Свято-Георгиевский собор во Владикавказе
В 1793-1799 гг. в Моздоке существовала кафедра викария, который управлял храмами и монастырями в области. В 1836 году впервые во Владикавказе открылось училище, главной целью которого было воспитание и образование церковных священнослужителей, миссионеров и проповедников.
В ХIХ веке на Кавказе сильно обострилась военная ситуация, поэтому было принято решение объединить приходы Северной Осетии — в 1875 году была учреждена кафедра викария во Владикавказе, а управлять ими назначили архимандрита Иосифа (Чепиговского).
Для восстановления православного сообщества на Кавказе был создан центр просвещения в 1860 году. За период управления архимандритом Иосифом в области существовало 20 приходов, 30 православных школ и было начато строительство кафедрального собора во Владикавказе.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
В 1885 году состоялось преобразование викариатства во Владикавказскую епархию, которая распространялась на Терскую область и часть Северной Осетии. Чуть позже она разрослась и захватила Дагестан, Минеральные воды, Аланию и ряд других областей.
Во время революции духовенство разделилось, часть поддерживала Временное правительство, другая часть — большевиков. Но с образованием Советского союза все должны были подчиниться власти большевиков.
Сторонников белых расстреляли, духовную гимназию закрыли, власти начали процесс изъятия церковных ценностей и арестов духовенства. Многие приходы остались без управления, так что в 1943 г. все они вошли в состав Ставропольской епархии.
Священный Синод в 2011 году пересмотрел состав митрополии и создал архиерейскую кафедру во Владикавказе. Официальной датой создания считается 22 марта 2011 года, а епархия именуется Владикавказской и Махачкалинской.
Аланский Свято-Успенский монастырь
В ее состав вошли приходы и монастыри:
- республики Северной Осетии;
- Алании;
- республики Ингушетии;
- Чеченской республики;
- республики Дагестан.
А в 2012 году из состава была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия. Сегодня Владикавказская епархия растет, ее приходы охватывают 750 000 человек населения на Северном Кавказе, а служителя ведут активную просветительскую и миссионерскую деятельность.
Давняя вера осетин
Предки современных осетин были язычниками, которые поклонялись духам-покровителям и делали им жертвоприношения. В то же время они признавали существование единого Бога. Духов древние осетины рассматривали как помощников, задобрив которых можно получить желаемое. Всевышний в их преставлении – это непостижимая для человеческого разума совершенная личность, которая является творцом всего на земле и на небе.
Древние осетины не оставили после себя культовых сооружений, идолов или религиозных книг. Их верования основывались на единении человека с природой. Священные праздники проводились не в храмах, а под открытым небом. Религиозных лидеров, которым все должны были подчиняться, у осетин не было. Вместо них назначались старейшины, передававшие свою мудрость и накопленные знания новым поколениям.
В период существования язычества осетины регулярно проводили религиозные торжества. Такие торжества проходили в виде общих пиршеств, в которых за одним столом собирались представители разных сословий. Вкушая национальные блюда, люди вели беседы о духах, могущественных святых, называемых осетинскими дзуарами, общении с ними, о сокровенных знаниях, полученных от древних предков.