Северная осетия: даргавс и аланский мужской монастырь за один день
Содержание:
Храмы и другие строения
Успенский собор
Соборный храм монастыря расположен на северном дворе монастыря. Был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом.
Церковь возведена по образцу святогорских трехапсидных храмов.
Архангельский храм
Церковь расположена близ собора, на северном дворе. Храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен — вероятно в середине XIV века, в годы ктиторства царя Иоанна-Александра.
В период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом.
Никольский храм и южный двор
Храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом между 1839 и 1841 годами.
Костница
Расположена поодаль, на монашеском кладбище. На начало XXI века — самое значительное здание сохранившееся в монастыре от ранней застройки. В нижнем этаже расположено костохранилище, а в верхнем — часовня. Костница, снабженная четырнадцатью гробницами, была предназначена собственно для семейства Бакуриани. Часовня была распиана грузинским изографом Иоанном Иверопульцем.
Храм выполнен техникой opus mixtum из камня и тонкого кирпича. План постройки кавказский, новый для Балканского полуострова. Фасады пластичны, разчленены слепыми аркадами — тоже новшество для восточно-римской архитектуры того времени.
Старая трапезная
Расположена в сохранившемся южном крыле монастыря. Трапезная была воздвигнута одновременно с соборным храмом, в начале XVII века.
В 1643 году трапезная была украшена росписью сравнимой с лучшими святогорскими образцами. Около 1840-х годов известный изограф Алексий Атанасов написал вверху внешней стены трапезной панораму монастыря с образами всех её ктиторов, участвующих в крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери.
Осетинский потенциал
На Северном Кавказе единственной христианской республикой остается Северная Осетия. Ее столица Владикавказ, как центр Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ, объединяет православных христиан всего региона. «Сейчас в некоторых кругах модно говорить об осетинском язычестве. Но народу нужна “родная” религия, — говорит осетинский историк, сотрудник Института истории и археологии Северо-Осетинского государственного университета Михаил Мамиев. — Если все “причесывать” под русские традиции, мы просто потеряем прихожан. Тогда в поисках национальной идентичности они уйдут к настоящим язычникам. Народные традиции не угрожают Православию, наоборот, они могут стать ему надежной опорой. Четыреста лет наша традиция оставалась хранительницей христианских ценностей, хранительницей православного аланского наследия, и нельзя теперь ее просто так игнорировать или отвергать». На первом епархиальном собрании воссозданной весной этого года Владикавказской епархии, состоявшемся 4 мая, было принято решение о развитии осетиноязычного богослужения в республике. «Мы начинаем работу над современным переводом основных богослужебных текстов на осетинский язык, — поясняет архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. — Уже сейчас в некоторых храмах нашей епархии Символ веры и Евангелие за богослужением читаются параллельно на славянском и осетинском… Люди, которые тут живут, очень верующие, и потенциал у них огромный. Господь заповедовал своим ученикам возвещать Евангелие всем народам, и осетинское богослужение, я уверен, будет украшением нашей Церкви». Возможно, богослужение вернется и в древние храмы, расположенные в горных селах.Текст: Дмитрий РЕБРОВ Фото: Ирина СЕЧИНА
Версия для печати
Современное состояние[править]
На территории построены 2 храма — храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Успения Пресвятой Богородицы, летний храм в честь Свв. Жен Мироносиц а также братские корпуса. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по просьбе Матроны Московской и ковчег с частицей ее мощей преданный Святейшем Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Братия монастыря насчитывает около двадцати человек.
Помимо богослужений на территории монастыря силами братии обители совершаются богослужения в старинных храмах, таких как: храм св. мч. Александра Римского в селе Ченцово Заокского района, Свято-Казанский храм в селе Осаново, Богородицерождественский храм в селе Монастырщина и другие.
Не малое внимание в монастыре уделяется просветительской деятельности. При монастыре действует Воскресная школа, где взрослым и детям предлагается освоение основ православного мировоззрения
При Воскресной школе действует Православная школа искусств, где взрослым и детям предлагают познакомиться с теоретическими и практическими основами церковного творчества.
Mонастырь, ставший крупным окружным центром Новомосковского благочиния? несет заботу о духовном окормлении воспитанников городского дома-интерната №2 и проявляет попечение обо всех, кто ждет Слова Божия.
Силами братии обители регулярно совершаются богослужения в больничном храме в честь иконы Божией Матери Феодоровской, что при детской городской больнице №1. Храм был создан по инициативе коллектива больницы в лице главного врача А. И. Раевой при поддержке Архимандрита Лавра и был освящен по благословению Высокопреосвященного Митрополита Тульского и Белевского Алексия в 2006 году. Открыты часовни Святых Новомучеников и Исповедников Российских в здании автовокзала, Преподобного. Сергия Радонежского в коррекционной школе – интернат №2 и в Новомосковской городской клинической больнице, при которой несут свое служение сестры милосердия, присоединиться к числу которых можно и сейчас.
Современность
Успенский монастырь является духовным и просветительным центром Алании, так же, как Аланский женский монастырь. Успешное возрождение аланского монашества послужило толчком, который инициировал грандиозные духовные процессы в Осетии. Самые разные люди пришли к вере, и религиозные праздники стали привлекать бессчетное число прихожан. В монастырь потянулись паломники со всего юга России.
В тот роковой момент случилась Бесланская трагедия. За 3 дня до захвата террористами школы праздновалось Успение Богородицы. По этому поводу в Куртатинском ущелье к собору пришло неимоверное число людей. Была проведена торжественная праздничная служба, за ней последовал крестный ход. Несли к часовне мироточащий чтимый список иконы. А 1 сентября на Беслан обрушились, как смерч, силы зла. Осетия была распята за веру и за геополитическую верность России.
Случившаяся трагедия еще больше обратила людей к православной вере, уберегшей их от ожесточения. Люди, пережившие эту беду, стали креститься. В 2005 году на Крещение в монастырь обратились и были окрещены почти двести человек. Почти сто человек было окрещено в Крещенскую ночь в водах речки Фиагдон, а окунались около тысячи православных. На следующий день около ста человек крестились в монастыре в самом Беслане.
Аланский мужской монастырь является духовным и просветительским центром православной Алании. Он сотрудничает в работе с центральным отделом по переводу церковных текстов на родной язык. Церковные службы здесь ведутся и на церковнославянском, и на родном осетинском языке.
Статистика:
— первый монашеский постриг был совершен в 2001 году;
— 2001 год — в монастыре только 2 монашествующих;
— начало 2004 года — 10 насельников;
— 2008 год — 12 монахов;
— 2011 год — 14 монахов.
Свято-Успенский Аланский мужской монастырь — это самая высокогорная (около 2000 м) и самая южная действующая обитель православной церкви в России. Монастырь заслуженно пользуется признанием не только верующих Осетии, но и во всех других регионах России.
История
Аланский Свято-Успенский мужской монастырь на стадии строительства. Август 2002 г.
В средневековье на территории и вокруг монастыря было фамильное поселение Гусовых, в 17-ом, а затем и в 18 веке появились две крупные сторожевые башни, которые ныне вписались в монастырский комплекс и служат колокольней.
В 1848 году на териитории появляется церковь Святых жен мироносец с приходским домом священника, которые прослужили до 1928 года.
Основу монашеской братии составили осетины, проходившие с 1997—1999 годы духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан.
Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары (бывший клуб депо станции Беслан), созданный по инициативе настоятеля прихода иерея Сергия Мальцева, по согласованию с главой АМС Правобережного района РСО-А Борисом Михайловичем Уртаевым и руководителем православного фонда «Успение» Наталией Фёдоровной Носовой, по благословению Митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года.
Иверский собор монастыря
Община Свято-Варваринской церкви перешла в построенный крестильный храм святого великомученика Георгия Победоносца города Беслана, входящего в Свято-Троицкий храмовый комплекс.
Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм святых жен Мироносиц XIX века также построен более просторный крупный Собор Моздокской иконы Богородицы . В Беслане осталось монастырское подворье.
За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России, а также паломники из Южной Осетии.
Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.
В августе 2010 году монастырь посетил патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II.
В 2011 года в день памяти святых жен-мироносиц Божественную литургию совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин).
В ноябре 2011 года на территории монастыря и вокруг верующих республики вспыхнул конфликт связанный с переводом архимандрита Антония, который спустя короткое время решением патриарха Московского и всея Руси, мирно разрешился.
Еженедельно с города Владикавказ каждое субботнее раннее утро отправляется автобус с паломниками с города и районов Республики, так же ежедневно монастырь посещают паломнические автобусы с разных регионов России чаще: Ростовская область, Ставропольский край, Калмыкия, Республика Чечня, Волгоградская область, так же индивидуально туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, и других городов страны. По приблизительным оценкам на Престольный Успенский праздник в течение двух, трёх дней монастырь посещают около 15-17 тысяч человек.
А в зимнее время на праздник Крещение Господне в монастырь приезжают около 50 тысяч человек.
Управление монастыря активно участвует в епархиальных собраниях, и важных церковных мероприятих епархии.
Мироносицкая церковь. XIX в.
Храмы[править]
Основные храмы Северной Осетии — Алании
Собор Вознесения Господня (Алагир)
Одноглавая трёхпрестольная Вознесенская церковь из розового туфа, построена в византийском стиле по проекту архитектора Григория Гагарина в новообразованном поселении при Алагирском серебряно-цинковом заводе.
22 октября 1853 г. Свято-Вознесенский собор был торжественно освящен в присутствии начальника Владикавказского округа генерала-майора Вревского Высокопреосвященнейшим Исидором, архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, при многочисленном стечении верующих из окрестных сел и станиц.
Храм закрыт в 1927, в здании разместился краеведческий музей.
В 1989 году возвращен верующим, восстановление завершено к началу 2000-х.
Адрес
: 363240, Республика Северная Осетия-Алания, г. Алагир, ул. Алагирская, 62.
Телефон
: 8 (86731) 2-36-60.
Храм святого Георгия Победоносца (Ардон)
В 1885 году решением схода казаков станицы Ардонской на месте старого деревянного храма было решено построить пятикупольный каменный храм.
13 мая 1901 года храм был освящен в честь святого Георгия Победоносца. После революции храм закрыли, и в течение многих лет в нем находилось зернохранилище.
В 1942 году после ухода немцев из Ардона богослужения возобновились.
Адрес
: 363300, Республика Северная Осетия-Алания, г. Ардон, ул. Партизанская, 32.
Телефон
: 8 (86732) 3-20-31.
Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба)
Храм в честь Святой Троицы в селении Горная Саниба был построен в XII веке.
В период татаро-монгольского нашествия он был разрушен, а восстановлен лишь в конце XVIII века.
После 1917 года древняя святыня снова была разрушена и восстановлена несколько лет назад из руин трудами Маирбека Кусаева, выходца из этого селения.
12 июня 2006 в Свято-Троицком храме в селении Горная Саниба после долгого перерыва был отмечен первый престольный праздник.
К престольному празднику диакон Николай Лукьянов закончил роспись храма, был установлен изготовленный в Волгодонске иконостас, построена трапезная, и благоустроена храмовая территория.
На прилегающей к храму территории построено здание для приема паломников и установлен мемориальный комплекс воинам-победителям со скульптурой скорбящей горянки с буркой в руках Станислава Тавасиева.
Адрес:
Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, селение Саниба (Горная Саниба)
История создания
История создания монастыря начинается на рубеже двух столетий в Беслане на мирском приходе пресвятой Варвары, великомученицы. В январе 2000 года в дом милосердия для православных одиноких христиан прибывают трудники. Это первые насельники, монах и иеромонах, осетины, их двое, и они должны составить основу будущей монашеской братии.
До этого они в течение года исполняли предмонашескую службу в Никольском Рыльском монастыре. Во время подготовки их наставлял легендарный архимандрит Ипполит, вскоре скончавшийся. Он послал трудников монашествовать в Беслане. Очевидно, старцу в прозрении открылась будущая трагедия Беслана, его наибольшая нужда в молитве, чем любого другого города. Есть несомненная тайна в том, что православный монастырь открывается в Беслане за несколько лет до страшной трагедии, поразившей своей жестокостью весь мир. В первый день сентября, в 2004 году чеченскими террористами была захвачена средняя школа. Были взяты в заложники все находившиеся там взрослые и дети.
Уже весной 2000 года инициативой настоятеля иерея Сергия Мальцева и по благословению Митрополита Владикавказского Гедеона основывается мужской монастырь. Он учреждается решением Синода 19.04.2000г. Под образовавшийся монастырь была передана церковь святой Варвары, а община церкви переходит в крестильный храм святого Георгия Победоносца, великомученика.
В 2003 г. владыка Гедеон благословляет создание монастыря в знаменитом Куртатинском ущелье близ села Фиагдон. Усердные монахи меньше чем за год восстанавливают храм начала XIX века, созданный в честь святых Жен Мироносиц, и возводят рядом братский монашеский корпус. Уже в феврале горестного 2004 года было совершено его открытие. По окончании строительства монастырь переезжает в Куртатинское ущелье. В Беслане остается монастырское подворье.
Позднее возводится собор чудотворной Моздокской иконы Богородицы. Вновь возведенная церковь – словно копия древних храмов Алании, сложенных из камня в лучших традициях древнеаланского зодчества.