Когда празднуется день жен мироносиц, почитание и иконография
Содержание:
- Храмы в честь Жен-мироносиц
- Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим
- Анна Евстифеева,
- Богородица
- Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения
- Почему мироносицам первым открылись небеса?
- Церкви, монастыри, храмы
- Значение иконы жен-мироносиц
- Угощения на праздник
- Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим
- Жены-мироносицы – покровительницы женщин
- Свидетельство правды
- Народное празднование
- Внешние ссылки [ править ]
Храмы в честь Жен-мироносиц
В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.
Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде
В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.
Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц
В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.
В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.
Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.
Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим
Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:
После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.
Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.
Анна Евстифеева,
координатор сестричества «Сорок Сороков»
Для меня это день ликования. В этот день нас поздравляют братья и ты чувствуешь такое внутренне ликование от любви, как будто через братьев Господь нам показывает значимость женского служения
Наши православные братья всегда нас любят и поддерживают, но в этот день они акцентируют внимание на значимости женского служения
Для меня день 8 марта – это какая-то обязаловка, потому что надо поздравлять девочек в школе, все скидываются, покупают по одному тюльпану. На работе надо обязательно накрыть стол и т.д. А здесь – это духовное торжество. Это настолько глубоко, что словами так вдруг не объяснишь – после службы в храме идешь и ты светишься. Этим праздником мы не обязываем никого. Мы знаем, что нас поздравляют братья, потому что они хотят нас поздравить, для них это не обязаловка, а потребность души этот праздник отметить.
Православие – это такая радостная религия. Мы радуемся, веселимся, потому что каждое воскресенье у нас — это малая Пасха. А восьмого марта чувствуется какая-то тяжесть, потому что в этот день у нас какое-то разделение происходит в обществе по принципу праздновать-не праздновать.
Женщина создана вдохновлять, дарить любовь, тепло и заботу. Сейчас очень непростое время. Сейчас очень не хватает любви и самое главное, что сейчас женщина должна давать – это давать любовь. Любовь в семье, любовь к супругу, к детям, любовь к своему окружению, обществу, своему приходу. Своим появлением мы должны нести свет и любовь – это самое главное. Дарить любовь можно по-разному: кто-то через служение в храме, за свечным ящиком, где надо принять каждого приходящего, страждущего. Сейчас у всех, абсолютно у всех больные души, раненные, всем сейчас не хватает любви. Мне кажется, что женщина должна быть этим источником любви, благодаря Господу, источником любви, тепла и заботы, чтобы хотелось дальше жить, вдохновленным этой любовью.
Подготовила Лада Савонина
Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.
Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.
Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения
Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» – поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.
Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов – продолжении Евангелия от Луки – описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина – святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет – с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.
На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе – в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.
Почему мироносицам первым открылись небеса?
— спросят иные. Ведь апостолы должны были понести учение всему миру, а Божья Матерь была ближе других Господу. Почему достоверность божественного Воскресения оказалась связана с женским присутствием? Ведь их встреча с ангелом в пещере Гроба едва ли могла быть сочтена за свидетельство при том снисходительном взгляде на женщину, который господствовал в то время.
Видение могло быть объяснено «простой иллюзией, призраком, созданным воображением женщины».
В древности люди наверняка довольствовались бы этим аргументом. Но духовный свет, который одного за другим осиял всех лиц божественной истории, объясняется близостью Бога ивозрастающей силой благовестия, а, главное, воскресением Христа, засвидетельствующим непреложное спасение души и укрепившим надежду, что это «Буди! Буди!»
Жена-мироносица Деталь фрески «Явление Христа женам мироносицам». Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Некоторые толкователи (например, Феофилакт Болгарский и Григорий Палама), считали, что Мария, Матерь Христа, присутствовала среди жен под именем Марии, матери Иакова. Также и святой Григорий Палама, толкуя эти места Священного Писания, говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла ко гробу. О том, что Ее Сын воскрес, Она сначала узнала от Архангела Гавриила, а затем и Сама увидела Его.
Церкви, монастыри, храмы
Храмов, выстроенных во имя святых жен-мироносиц, очень много.
- в Москве,
- Подмосковье,
- Вологде,
- Владимире,
- Великом Новгороде,
- Казани,
- Старой Руссе
- и даже в Забайкалье
– во все стороны света стремится слава этих святых женщин.
Их именами называют:
- часовни;
- пределы храмов;
- ротонды;
- освящают престолы
Сегодня воссоздание монастырей с подобным названием демонстрирует энтузиазм возрождения, горячую заинтересованность в деле восстановления культурной связи времен.
Монастырь в Бобруйске, Кафедральный собор в Баку и другие
Бобруйский монастырь в честь Cвятых жён-мироносиц. Республика Беларусь, Могилевская область. Монастырю отданы 6 построек военной крепости, основан в 2005 году, в настоящее время в обители живут 6 сестер
- Назовем хотя бы одноименную женскую обитель с домовым храмом, основанную в 2004 году в селе Клыково Калужской области. К сожалению, за короткое время существования общины храм пришлось строить дважды – первое здание полностью сгорело.
- Известен монастырь в Леодре, принадлежащий Буковицкой и Черновицкой епархии Украинской православной церкви. В нем, как и в Клыковском монастыре, есть сестринский корпус с домовой церковью во имя Жен-Мироносиц.
- Бобруйская епархия в настоящее время небогата культовыми сооружениями. К 1939 г. в Восточной Беларуси был закрыт последний храм, которым оказалась Свято-Софийская церковь г. Бобруйска. Однако сейчас епархия возрождается. В 2005 году открыт новый монастырь – святых Жен-Мироносиц. Знаменателен выбор места постройки – исторический и географический центр города. В распоряжение монастырю отдана бывшая военная крепость с прилегающими помещениями (здесь, за крепостными стенами когда-то город начал разрастаться). В Монастырь Святых Жен были включены все приспособленные для быта военного сословия постройки. Складские помещения, казармы, госпиталь, тюрьма, обслуживающие военный быт, переоборудованы были под нужды монастыря. Интересно, что сверху вся совокупность корпусов напоминает крест. Быть может, знаковость этого явления также предопределила в свое время судьбу места.
- Бакинский кафедральный собор Жен-Мироносиц является безусловной достопримечательностью Азербайджана. Архитектором его был Федор Михайлович Вержбицкий. Первоначальный деревянный его вариант значительно уступал каменному в великолепии. Заинтересованное знакомство с храмом без остатка разбивает бытующее в тех краях суждение о непримечательности облика этого храма. Он был построен на средства Военного министерства России в 1909 году накануне исторического лихолетья – коммунистической революции 1917 года, поэтому и не исполнил свое предназначение в полной мере. Сразу после октябрьских событий церковь на долгие годы была закрыта. Она ждала своего часа, когда тысячи верующих потянулись к своим святыням, и вновь провозглашена свобода вероисповедания. К сожалению, в 1990 году во время военных действий храм был сильно поврежден. Впоследствии он был восстановлен, и после освящения собора в мае 2001 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, наконец, здесь прошла первая литургия.
***
Религиозность последователей Христа во многом связана с сокровенным чувством, которым охватывается душа верующего у Гроба Господня. Ближе всего к тайне этих сакральных переживаний были мироносицы, и человечество приобщается к ней вместе с ними.
Анастасия Белоус
Значение иконы жен-мироносиц
Сила духа, масштаб личности святых жен-мироносиц отражены на каждой их иконе.
-
На иконах жены-мироносицы традиционно изображаются стоящими или по пояс, с крестом – символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой (иногда без креста, но с понятой первой рукой в знак принятия Божией благодати).
Святая Мария Магдалина – одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга – бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.
Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое – святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.
Угощения на праздник
Главные блюда на торжественном столе – блюда из курицы и яиц. Это могли быть кулебяки с различными начинками из курицы или деликатес, которым считались куриные гребешки. Сегодня кулинарные предпочтения стали другими. Например, можно приготовить жаркое из куриных сердечек или просто потушить курицы в маринаде из майонеза и соевого соуса. Приведем рецепт последнего блюда.
Ингредиенты:
- Мясо курицы – 1 кг.
- Соевый соус – 1 ст. ложка.
- Майонез – 1 ст. ложка.
- Молотый тмин – пол чайной ложки.
Приготовление:
Подготовьте все необходимые ингредиенты. Нарежьте куриное мясо на небольшие кусочки для тушения.
Замаринуйте: добавьте соевый соус, майонез, тмин и оставьте курицу на 30 мин.
Дальше мясо можно запекать, жарить или даже готовить на свежем воздухе. Из него получается обалденный шашлык.
Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим
Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:
После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.
Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.
Жены-мироносицы – покровительницы женщин
Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери – это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям – святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель – тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.
У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы – вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.
Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.
Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн. Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.
Свидетельство правды
Сейчас перед нами посреди храма образ, именуемый «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Он так важен для нас потому, что здесь явлена тайна, реальность, которую невозможно было увидеть глазами, скрыта она была от людей. Но эта правда стала наиболее глубокой аксиомой христианской веры.
Это аксиома Воскресения Христова.
Когда жены-мироносицы, читаем мы в Евангелии, пришли на Гроб Спасителя чтобы помазать Его Тело миром, они увидели пустой Гроб и пелены, рядом лежащие.
Для них это было страшным удивлением, потому что никакой человеческой физической силой земной невозможно было разодрать погребальные пелены, обработанные специальными смолами, скрепившими пелены намертво.
Здесь именно это слово и нужно – «намертво»: погребальные пелены намертво удерживали тело умершего человека.
В повествовании о воскрешении Лазаря евангелисты тоже напоминали нам об этом, потому что для людей того времени, той культуры это было большим, чем для нас с вами сейчас, удивлением – страшным и радостным.
И вот, жены-мироносицы увидели не только пелены и отверстый гроб, но и юношу, сидящего рядом с Гробом Господним. Он возвестил им о чуде Воскресения. Благословил их идти к ученикам и рассказать, что совершилось то, о чем пророки предвозвещали и о чем Спаситель многократно предсказывал. О том, что Ему надлежит умереть, принять такую же, как у всех нас, человеческую смерть, но не остаться в смерти навсегда, а в третий день воскреснуть.
Вот эта реальность, отсутствие во Гробе, отсутствие в этом мраке, в этой черноте Гроба Самого Спасителя – уже является свидетельством Воскресения Его.
Народное празднование
Бабья братчина на День жен-мироносиц В народе у Дня жён-мироносиц было много других названий:
- Маргоски, Моргосье, Маргошенье;
- Женский / Бабий праздник;
- Бабья яичница;
- Бабья братчина;
- Бабья неделя;
- Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье;
- Лалынки;
- Шапшиха.
На Руси считалось, что в этот день все женщины — именинницы. Все они старались с утра побывать в церкви и причаститься. После службы они заказывали общий молебен и расплачивались за него яйцами или льном.
Накануне одна или несколько женщин собирали по дворам яйца и другие продукты. После молебна не работали — разрешалось только готовить. Ближе к вечеру устраивалось бабье застолье, к которому мужчины не допускались. Обязательным блюдом была яичница. С песнями и плясками гуляли до поздней ночи. Иногда выходили за околицу, жгли костры и водили хороводы.
Поговорки и приметы:
- Козьма и Демьяна да Жён мироносиц — куриная смерть (режут кур);
- Мужики за пахоту, а бабы за стряпню.
Долгие века был у нас православный народный женский праздник — добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскрешением Христовым. Это День Святых жён-мироносиц — истинный женский день
Очень важно возродить его, потому что православный народный календарь — драгоценнейшее достояние нашей культуры
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме » . |
Воскресенье иконы Пресвятой Мироносицы и синаксарион
vтеЛюди Нового Завета | |||||
---|---|---|---|---|---|
Иисус Христос |
|
||||
Евангелия |
|
||||
Апостолы |
|
||||
Акты |
|
||||
Семья римлян Ирода |
|
||||
Послания |
|
||||
Открытие |
|
||||
Тезки |
|
vтеСтрастная неделя и пасха |
---|
|
Дней |
События |
христианство |
Традиции |
Средства массовой информации |
Темы |
Общество |