День жен-мироносиц в 2021 году

Когда церковь чтит память святых жен-мироносиц в 2021 году? 16 мая

Мужчины больше философствуют И сомневаются с Фомою. А Мироносицы безмолвствуют, Стопы Христа кропя слезою. Мужи напуганы солдатами, Скрываются от ярой злобы, А Жены смело с ароматами Чуть свет торопятся ко гробу.»

Для любого православного христианина Пасха — едва ли не самый главный религиозный праздник в году. Объяснение тому имеется простое: в указанный день — а каждый раз он выпадает неодинаково, но бывает непременно весной — воскрес из мертвых Сын Божий, которого безбожники распяли на кресте, предав унижениям и мучениям.

Примечательно, что с Пасхой тесно связано еще одно православное торжество, посвященное уже не Творцу, а обычным людям, притом женщинам, проявившим себя бесстрашно и преданно по отношению к Иисусу. В 2021 году дата эта приходится на 16 мая. Кем были жены-мироносицы и почему им посвящен отдельный праздник, читайте в данной статье.

История праздника

Рисунок 2. Крестный ход

История возникновения торжества начинается более 2 тысяч лет назад. В День жён-мироносиц почитали женщин, которые раньше всех узнали о Воскресении своего учителя – Христа Спасителя. Они же и стали первыми его слугами и проповедницами.

Великие женщины мужественно стояли у креста, никто не мог их отогнать от него. До самой гробницы они сопровождали тело Учителя. У гроба его тело покрыли ароматными маслами по еврейским обычаям. Поскольку они стали первыми свидетельницами Воскрешения, то были названы мироносицами. В настоящее время они причислены церковью к равноапостольным святым.

Беседы с Батюшкой. Праздник святых жен-мироносиц, 22 .04.2018 г.

Сохранившиеся имена

День жен-мироносиц отмечается в честь воспоминания о женщинах, из которых до нас дошли имена семерых. К ним относятся:

  • Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от одержимости.
  • Мария Клеопова, бывшая матерью Иакова и Иосии.
  • Саломия – мать апостола Иоанна Богослова и Иакова Зеведеев.
  • Иоанна – супруга Хузы, служившего у царя Ирода.
  • Мария и Марфа, известные как сестры Лазаря, бывшего близким другом Иисуса, которого тот воскресил.
  • Сусанна, о которой нет никаких сведений.

В Евангелии упоминается и о множестве других женщин, служивших Христу, которые из Галилеи вместе с ним пришли в Иерусалим, но их имена не сохранились в истории.

Вне сомнений, они меньше, чем ученики Иисуса (до того, как на тех сошел Святой Дух в Пятидесятницу), знали о конечном смысле того, что означали пришествие Сына Божия на землю и его спасительные деяния. В первую очередь они видели в нем сына своей подруги Марии, которая рано стала вдовой. А также человека, избравшего трудный путь равви – странствующего учителя Священного Писания.

Праздничные действа

День святых жен мироносиц официально считается международным и отмечается во многих странах земного шара. Представительницы прекрасного пола дают жизнь, привносят идеалы доброты и полноценной любви, оберегают домашний очаг и являются крепкой опорой для супруга и детей.

Богоматерь — ярчайший и значительный пример, олицетворяющий идеал женского начала. Она продемонстрировала всепоглощающую любовь и бесконечное самопожертвование, родив и проводив на крестные муки Сына Божьего.

На мироносицкой неделе выделялось время для литургии в честь памяти об умерших. Для этого каждый приход в обязательном порядке проводил поминальный сорокоуст.

В Родительскую субботу люди отправлялись на кладбища и оставляли крашеные яйца на могилах. Эта традиция имеет некоторое отношение к языческим корням, прославляющим собственных предков. Торжество также имеет основание в символическом обожествлении природы и наступлении земледельческого периода.
Православный женский праздник ежегодно отмечается во всех христианских церквях Российской Федерации, а также за её пределами. В места веры стекаются ревностные паломники и обыкновенные миряне. Прихожане смиренно ищут опоры в диалогах с местными служителями. Пастыри, проводящие литургические ритуалы, поздравляют верующих с торжеством, желают света и большой радости.
Церковь отмечает не только подвиги библейских жен, но и всех матерей, трудящихся во благо христианской веры

Священнослужители особенно подчеркивают важность женского участия в делах Церкви. Для православия оно являются оплотом целомудрия, духовной чистоты и верности.
В воскресных школах учителя подготавливают вместе с юными учениками концерт для матерей, бабушек и сестер

Здесь разыгрывают сцены из Священных Текстов, где прославляются евангельские героини, святые женщины — продолжательницы людского рода.

Внимание! Этот день является официальным, христиане поздравляют своих матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для Церкви это торжество символизирует истинное целомудрие, нравственную чистоту и безграничную любовь женского начала

Торжество Жен-мироносиц будет отмечаться 3 мая 2020 г. На празднике вспомнят имена библейских матерей, которые принимали Христа в своем доме, вели Его на Голгофу и совершали помазание его тела.

Святые Жёны Мироносцы. Православный Женский день

Православный женский день

Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто – с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно – сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из “рабства”, в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал – 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, “поработившая” женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 7 мая). В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название – мироносицы).

Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников “равенства любой ценой” такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим “догматическим предрассудком” уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина – не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина – просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из “праха земного”, затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…

И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине – Матери Иисуса Христа – говорит “Честнейшая, чем херувимы” и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все – и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц – прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Традиции и обряды

В канун женского дня, несколько женщин собирали по деревне яйца, для главного блюда праздника – яичницы девичницы. В некоторых деревнях яйца собирались до рассвета с песнями-окличками, подходили к дому и пели с просьбой «выйти на крыльцо и вынести яйцо».

В обед обязательно все женщины ходили в церковь. Всем селом заказывался молебен, оплатой за который выступали яйца и лен. Обычаи Радоницы посещать кладбище с крашеными яйцами в некоторых районах России переносились в канун воскресенья святых жен. Заказывались мирские сорокоусты обо всех усопших. Поминали и женщин мироносиц в этот день, много молились и читали Библию. Считалось, что каждая женщина несет в себе мир для мира, для этого нужна крепкая вера.

Обряды кумления, которые проводились до самой Троицы, тоже были в почете в этот праздник. Подруги обменивались своими вещами в качестве подарков и становились кумушками. После кумления, дружеская связь становилась крепче, считалось, что сам Бог благословлял их дружбу.

Обряды с кукушкой пришли из дохристианской Руси. Фигурка птички делалась из травы и вмещала в себя образ женской души, женщины-матери и жены. Куклу закапывали – хоронили, а потом резко вытаскивали из земли, так она воскрешала. Обряд проводили на семейное счастье и крепкие взаимоотношения.

Вечером устраивали настоящий праздник с курицей и яичницей на костре. Яичница делалась общая и делилась поровну. В некоторых деревнях девушки собирались гурьбой и заходили в каждый дом, чтобы покушать праздничное блюдо. Желтки в этот день были символом солнца, которое было символом этого праздника. Олицетворение Бога в виде солнца пришло еще из языческих времен и вплелось уже в христианские обычаи. У древних славян желток символ способности к продолжению рода.

Обязательно подготовкой к празднику занимался только слабый пол, даже кур в этот день разделывали они. Мужчин иногда пускали на девичники, женщин считали именинницами, и мужья старались не спорить и не ругаться с ними.

В бабий праздник женщины выходили в поле и молились за хороший урожай льна. В некоторых деревнях было обычаем выходить в поле с яичницей, кушать ее, а после просить Бога, чтобы лен уродился.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Историческая справка

Как нам известно из Библии, тело Иисуса, испустившего дух в результате перенесенных им страданий, было помазано благовонными маслами, и сделали это двое благочестивых мужчин: Иосиф Аримафейский и Никодим. Данный обряд они совершили непосредственно перед погребением. Когда же Христос уже лежал во гробу, в пещеру, служившей ему усыпальницей до поры до времени, решили отправиться несколько женщин. Цель у христианок была аналогична той, которую преследовали прежде упомянутые выше представители сильного пола: помазать тело Учителя благовонными маслами. Таков имелся обряд у иудеев, и осуществлялся он по традиции в первый день после субботы. Женщины не изменили обычаям и пустились в путь в воскресенье. Теперь должно быть ясно, почему их назвали женами-мироносицами.

По дороге христианки обсуждали важный на тот момент вопрос: «кто отвалит камень от гроба». Но им не понадобилось выбирать в своих рядах добровольца, поскольку обо всем перед приходом жен-мироносиц позаботился сам Господь Бог. На землю спустился Ангел, в результате произошло землетрясение, и вход в пещеру оказался совершенно свободным. Когда же благочестивые женщины достигли конечного пункта своего пути, то стали свидетельницами произошедшего. Увидели они и Ангела, который сообщил им, что Христос воскрес и ожидает своих учениц в Галилее.

Так написано в Евангелии от Матфея. А вот согласно Евангелию от Иоанна, первой ко гробу Господню пришла Мария Магдалина. Женщина горько плакала, так как полагала, будто тело Учителя похитили коварные иудеи-безбожники.

Но тут скорбящей явился сам Иисус Христос и объявил о том, что он воскрес и просит оповестить о случившемся всех учеников, добавив: не прикасайся ко Мне, пока Я не восшел к Отцу. Мария Магдалина, обрадованная, поспешила выполнять повеление Учителя и встретила по дороге другую Марию. В этот момент уже обе женщины увидели Иисуса, который повторил свою просьбу. Однако, услышав благую весть, апостолы не поверили христианкам. Впрочем, это уже другая история.

Церковное же предание иначе освещает события того дня: если верить данному информационному источнику, то первым воскресшего из мертвых Христа узрела Матерь Божия, а не Мария Магдалина. Так или иначе, но те служители церкви, что учредили празднование дня памяти жен-мироносиц, по всей видимости придерживались истинности третьего варианта развития событий.

И церковное предание, и Евангелие в любом случае сохранили имена благочестивых женщин. Это:

  • равноапостольная Мария Магдалина;
  • святая Иоанна — жена Хузы, домоправителя Иродова;
  • праведные Мария и Марфа — сестры Лазаря;
  • Мария — мать Иакова Малого и Иосии;
  • Сусанна, Соломия;
  • святая Мария Клеопова и др.

Интересно, что Мария Магдалина упоминается во всех церковных источниках информации о женах-мироносицах. В Библии сказано, что из этой женщины Иисус при земной своей жизни изгнал семь бесов.

Иоанна, супруга домоправителя царя Ирода по имени Хуза, следовала за Христом, когда тот совершал проповедь, и верно служила Ему.

Марфа и Мария являлись праведными сестрами Лазаря. Эти две женщины уверовали во Христа до того, как Иисус воскресил их брата, но уже после гонений на Иерусалимскую церковь и изгнания Лазаря из Иерусалима.

Мария Клеопова приходилась дочерью праведному Иосифу Обручнику и являлась его ребенком от первого брака. Она пребывала в самом расцвете ранней юности, когда Дева Мария стала женой Иосифа.

Надо сказать, что вся третья после Пасхи седмица носит имя праведных женщин, шедших ко Гробу Господню, дабы умастить его тело маслами. Она так и называется: Неделя жен-мироносиц.

Традиции и обряды

В канун женского дня, несколько женщин собирали по деревне яйца, для главного блюда праздника – яичницы девичницы. В некоторых деревнях яйца собирались до рассвета с песнями-окличками, подходили к дому и пели с просьбой «выйти на крыльцо и вынести яйцо».

В обед обязательно все женщины ходили в церковь. Всем селом заказывался молебен, оплатой за который выступали яйца и лен. Обычаи Радоницы посещать кладбище с крашеными яйцами в некоторых районах России переносились в канун воскресенья святых жен. Заказывались мирские сорокоусты обо всех усопших. Поминали и женщин мироносиц в этот день, много молились и читали Библию. Считалось, что каждая женщина несет в себе мир для мира, для этого нужна крепкая вера.

Обряды кумления, которые проводились до самой Троицы, тоже были в почете в этот праздник. Подруги обменивались своими вещами в качестве подарков и становились кумушками. После кумления, дружеская связь становилась крепче, считалось, что сам Бог благословлял их дружбу.

Обряды с кукушкой пришли из дохристианской Руси. Фигурка птички делалась из травы и вмещала в себя образ женской души, женщины-матери и жены. Куклу закапывали – хоронили, а потом резко вытаскивали из земли, так она воскрешала. Обряд проводили на семейное счастье и крепкие взаимоотношения.

Вечером устраивали настоящий праздник с курицей и яичницей на костре. Яичница делалась общая и делилась поровну. В некоторых деревнях девушки собирались гурьбой и заходили в каждый дом, чтобы покушать праздничное блюдо. Желтки в этот день были символом солнца, которое было символом этого праздника. Олицетворение Бога в виде солнца пришло еще из языческих времен и вплелось уже в христианские обычаи. У древних славян желток символ способности к продолжению рода.

Обязательно подготовкой к празднику занимался только слабый пол, даже кур в этот день разделывали они. Мужчин иногда пускали на девичники, женщин считали именинницами, и мужья старались не спорить и не ругаться с ними.

В бабий праздник женщины выходили в поле и молились за хороший урожай льна. В некоторых деревнях было обычаем выходить в поле с яичницей, кушать ее, а после просить Бога, чтобы лен уродился.

Кто такие жёны-мироносицы

В Праздник жён-мироносиц Православные почитают мироносиц Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и других. Именно они стали свидетельницами страданий, смерти и Воскрешения Иисуса Христа.

Они пришли ко гробу Христа с миро (специальное масло, благовония) чтобы умастить им его тело. Мироносицы не побоялись возможного наказания, не стали прятаться, а пришли прямо к месту, где находилось тело Иисуса. Таким образом они проявили истинную веру, непоколебимую, настоящую преданность Спасителю. И именно им впервые явился воскресший Иисус Христос.

Больше того, то самое пасхальное приветствие, которое все мы произносим во время Пасхи, «Христос воскресе!» — принадлежит святым жёнам мироносицам. Потому эти благочестивые истинные христианки и почитаются в христианстве, и в честь них установлен особый праздник.

В этот день также вспоминают Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса — Никодима, так как они первыми помазали Иисуса перед погребением.

Праздник Жён-мироносиц

День жён-мироносиц — женский православный праздник. Отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Следующая за ним неделя, третья неделя по Пасхе, имеет название Неделя святых жён-мироносиц.

В славянской традиции данный праздник считается женским, аналогом Международного женского дня. В связи с этим, он имеет такие названия, как «Бабий праздник», «Женский праздник», «Бабья яичница», «Бабья братчина», «Бабья неделя» и др.

На Руси верили, что все женщины в этот праздник — именинницы. Девушки и женщины собирались на праздники, без мужчин. Готовились специальные блюда, среди которых были «бабья яичница», блюда из кур и т. д. Днём женщины посещали церковь, заказывали молебен, а вечером устраивался праздничный ужин, где присутствовали блюда из яиц и курятины, пелись традиционные песни. Мужчин сюда не приглашали, и гуляли до поздней ночи.

Также в этот народно-христианский праздник поминают усопших. День жён-мироносиц заканчивает Радоницкую неделю, которая является поминальной, начинается на вторую неделю после Пасхи.

Любовь и верность

Говоря о Дне жен-мироносиц, целесообразным будет вспомнить связанные с ними евангельские события. Судя по их действиям, любовью и верностью они превосходили апостолов. Достаточно вспомнить, что те в страхе ночью убежали из Гефсиманского сада, посчитав, что дело их учителя проиграно, когда его схватили. А также они не присутствовали при казни в последние минуты его жизни в земном облике (за исключением апостола Иоанна).

В то время как жены-мироносицы, стоя у Лобного места и сострадая мучениям Иисуса, утешали Марию – его несчастную мать. Затем они сопровождали погребальную процессию до самой пещеры. Когда в предрассветной мгле женщины направились к гробу, они еще не знали, что их там ждет награда. Они первыми услышали от ангелов о том, что Спаситель воскрес, и сообщили об этой великой радости апостолам. Так они были награждены за их любовь и верность Спасителю.

История праздника

Это день памяти Иосифа и Никодима, учеников Христа, а Никодим был тайным учеником и посещал Иисуса ночью. Иосиф просил отдать тело учителя для захоронения у Понтия. Предоставил свою гробницу, гроб, высеченный из скалы, снял Иисуса с креста и закутал в плащину. Никодим принес для помазанья смесь алоэ и смирны, они помазали тело и попрощались со Спасителем согласно обычаям того века.

Жены-мироносицы – это ученицы Иисуса Христа, которые принимали его в своих домах. После его распятия, они находились рядом с ним до последнего вздоха, сопереживая и разделяя страдания. Сопровождали тело до гробницы, а в воскресенье пришли с мирой (ароматическими маслами) провести обряд прощания с телом Сына Божьего. Отсюда и назвали их мироносицы. Многие ученики Христа убегали в страхе казни иудей, вера женщин заставила быть сильными и мужественными в своем решении стоять до последнего. Они были первыми свидетельницами чуда воскрешения, впервые прозвучала фраза «Христос воскресе!». Позже, женщины были причислены к лику святых. Третье воскресенье от Пасхи для православных женщин считается женским днем, в котором тесно переплелись церковные и старорусские обряды.

Две Марии

До нас дошли имена тех, в лице кого Православная Церковь чествует женскую половину человечества. Это две Марии – одна всем известная Магдалина, бывшая грешница, раскаявшаяся в своём распутстве и принявшая заветы Христа как главные и необходимые для жизни. Вторая – Клеопова. По разным источникам, она являлась либо сестрой матери Христа, либо женой брата святого Иосифа Обручника – мужа матери Иисуса. Третьи библейские тексты говорят о ней как о родительнице родственников Сына Божьего – Иакова, Иосии, Симона, Иуды. Отмечается также праздник жен-мироносиц в память об Иоанне, верной ученице Христа. Она ходила с другими слушателями Его по Галилее и тайно похоронила голову Иоанна Крестителя, когда того погубил Ирод.

Событие, давшее начало торжеству

Мироносицы — женщины, жившие в тех местах, где проповедовал собственное учение Иисус Христос. Они радостно и с большой любовью встречали Спасителя в своих домах, считали Его истинным Мессией, верно ему служили и беспрепятственно следовали по его стопам.

Все эти женщины являлись свидетелями страданий Божьего Сына на Голгофе. Наутро они пришли к телу, которое сняли после распятия, и похоронили Его. Вскоре мироносицы навестили Гроб Господень, чтобы совершить ритуал Помазания, как велели традиционные иудейские обычаи. Этот эпизод и дал название православному торжеству.

Икона Святые Жены-мироносицы

  • Жены-мироносицы колоссально почитались на территории православной Руси. Религиозная нравственность, строгие традиции глубоко укоренились в умах нашего народа. Женщины Руси издавна отличались великим благочестием и духовностью, что отразилось на огромном почтении к этому торжеству. Обыкновенные крестьянки, представительницы дворянства, купечества и мещанства вели праведную жизнь, боясь греховных поступков. В их сердцах рождалось стремление к добрым делам, пожертвованиям, милосердным поступкам, угодившим Всевышнему Отцу.
  • Православная традиция чрезвычайно целомудренно относилась к священному таинству брака. Русская женщина отличалась верностью своему слову, данному на алтаре, который знаменует заветы Христа. Эти идеалы встречаются и в настоящее время.

Жены-мироносицы восхваляются за их несравненную кротость, смиренный нрав, бесконечное терпение и всепрощение. За эти богоугодные качества они и стали святым примером для восхваления.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

  • Житие святой Анны Кашинской
  • Житие святой Анастасии Узорешительницы
  • Житие святой великомученицы Екатерины

Православный женский праздник

Сегодня  любой человек из постсоветского пространства знает о женском празднике 8 марта, правда, совсем немногие знают историю его возникновения. Однако еще меньшее количество людей знает о Неделе жен-мироносиц. При этом первый праздник мы стали отмечать совсем недавно, а второй отмечался нашими предками на протяжении многих веков. Именно Неделя жен-мироносиц была одним из любимейших  событий и носила статус праздника прекрасной половины человечества. И в наши дни этот добрый, светлый и радостный женский праздник отмечается во всех православных храмах и приходах в России и по всему миру.

Неделей Святых жен-мироносиц называется 3-я неделя после Пасхи (первая неделя – это Светлая седмица, вторая посвящена апостолу Фоме, Фомина неделя). В этом году она будет отмечаться с 22 по 28 апреля. Эта неделя и является православным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин – супруг, матерей, сестер, а также благодарят их за заботу, труд и любовь.

В этот праздник мы вспоминаем всех тех женщин, которые следовали за Иисусом Христом и апостолами, помогали и служили им. Служение это было, может быть, малоприметным, женщины всегда как бы оставались в тени, но именно их труд и помощь во многом облегчали тяготы повседневной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было места, где главу приклонить. Они были свидетельницами и страшной казни Спасителя и Его страданий, когда почти все ученики в ужасе разбежались.

На третий день после смерти и погребения Христа, рано-рано утром, они отправились к Его гробу, чтобы по благочестивой традиции помазать тело Господа благовонными ароматами – миром. Наверное, как и Апостолы, они тоже боялись – боялись быть схваченными фарисеями как последовательницы Христа, боялись, что их прогонят стражники, но их любовь и верность Учителю оказалась больше страха! И даже больше простого здравого смысла! Ведь Гроб был завален таким огромным камнем, который не под силу было отвалить и нескольким мужчинам, а они все равно пошли и уже в дороге рассуждали – кто бы нам отвалил камень… И вот, за свои любовь и верность, простоту и смирение именно они удостоились первыми (после Пресвятой Богородицы) узнать величайшую радость о Воскресении Христа! Когда они пришли ко Гробу Спасителя, то увидели, что камень уже отвален, а заглянув в него, увидели сияющего Ангела, который сказал им, что Тот, Кого они ищут, воскрес! И эти женщины поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели Самого воскресшего Господа.

В Православном календаре в Неделю празднования жен-мироносиц по именам названо семь женщин – это равноапостольная Мария Магдалина (из которой Господь изгнал семь бесов); Мария Клеопова, дочь праведного Иосифа, Обручника Святой Девы Марии, от первого брака; Саломия (мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова, сынов Зеведеевых); Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода; Марфа и Мария (сестры Лазаря, которого Господь воскресил незадолго до Своего Распятия); Сусанна. Были и другие, то есть полное число их не ограничивается семью названными.

Считалось, что в этот день все женщины — именинницы. В разных губерниях были свои особенности отмечания этого праздника. Единственное, что объединяло их – накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день они отправлялись в церковь на службу. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями, кумлением, завиванием березок, и в заключение следовал общий пир с обязательной яишницей.

Сегодня этот праздник отмечается во всех православных храмах и приходах. Дарят женщинам цветы, в воскресных школах обычно готовят с детьми подарки и концерты для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, сценках прославляют не только Евангельских жен-мироносиц, но и просто всех женщин – продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Без их жертвенности, самозабвенности, верности, любви и живой пламенной веры, а также ласки и заботы невозможна наша жизнь.
 

16.04.18,птичка-синичка,Новосибирск
 

  
  православные праздники  Другие статьи автора

  • Великий пост. Неделя шестая
  • Первомай. История праздника
  • И дешевые салфетки могут стать шикарным украшением стола

История праздника

Это день памяти Иосифа и Никодима, учеников Христа, а Никодим был тайным учеником и посещал Иисуса ночью. Иосиф просил отдать тело учителя для захоронения у Понтия. Предоставил свою гробницу, гроб, высеченный из скалы, снял Иисуса с креста и закутал в плащину. Никодим принес для помазанья смесь алоэ и смирны, они помазали тело и попрощались со Спасителем согласно обычаям того века.

Жены-мироносицы – это ученицы Иисуса Христа, которые принимали его в своих домах. После его распятия, они находились рядом с ним до последнего вздоха, сопереживая и разделяя страдания. Сопровождали тело до гробницы, а в воскресенье пришли с мирой (ароматическими маслами) провести обряд прощания с телом Сына Божьего. Отсюда и назвали их мироносицы. Многие ученики Христа убегали в страхе казни иудей, вера женщин заставила быть сильными и мужественными в своем решении стоять до последнего. Они были первыми свидетельницами чуда воскрешения, впервые прозвучала фраза «Христос воскресе!». Позже, женщины были причислены к лику святых. Третье воскресенье от Пасхи для православных женщин считается женским днем, в котором тесно переплелись церковные и старорусские обряды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector