Парсуна
Содержание:
Типы
Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:
- Темпера на доске, портреты для надгробий.
- Изображение высокопоставленных особ: дворяне, князья.
- Картины с ликами церковных иерархов.
- «Парсунная» икона.
Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых
Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.
«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:
- Картина на холсте с применением темного грунта.
- Иконопись на основе из дерева с использованием светлого грунта.
Что такое парсуна
Таким образом, парсуну ещё нельзя назвать портретом в том смысле, как он понимается сейчас, но это уже и не икона. Черты иконы в нём ещё присутствуют, но уже появляются и черты живописного портрета. Скорее, это портрет в его примитивном виде, его ранняя попытка.
Почему парсуна ещё не является портретом в полном смысле этого слова?
Портрет – это точная передача внешних характеристик человека, а через внешность умелый художник показывает и его внутренний мир. У парсун этого ещё не было или было в очень малой степени. В основном парсуна создавалась по общепринятым, трафаретным принципам и отличалась условностью: учитывалось положение портретируемого на социальной лестнице (был ли то боярин, воевода или царь) – тогда в обязательном порядке изображались соответствующие его положению атрибуты. А вот точное сходство с оригиналом получалось не всегда, обычно известных людей идеализировали, чтобы угодить им, поэтому делалась подпись с указанием, кто изображён на парсуне.
Но у талантливых художников индивидуальные черты личности на парсунах всё же присутствовали. Например, на парсуне неизвестного художника «Царь Иван IV (Грозный)» его образ достаточно узнаваем. Возможно, дело тут в особенностях внешности царя. При этом можно увидеть на царском лице выражение некоторой озабоченности, что не было характерно для иконы – она должна была быть бесстрастной.
Воображаемая царица
Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.
Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.
Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.
Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II. |
Литература
- Портрет в русской живописи XVII-первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — М., Гознак, 1985. — 152 с., ил.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006
- Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.
- Мордвинова С. Б. Парсуна, ее традиции и истоки. Дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 1985.
- Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук; Дальневосточный гос. ун-т, 2001
- Грабарь И., Успенский А. «ЖИВОПИСЦЫ-ИНОЗЕМЦЫ В МОСКВЕ»// ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. Под редакцией И. Э. Грабарь. Т.6,-М.,1913
- Комашко Н. И.. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003, № 2 (12), с. 44 — 54.
- Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона., М.,2006
- Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991:9-19
- Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
Значение слова «парсуна» в словарях русского языка
Парсуна
Парсу́на (искажённое — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия «портрет» вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Википедия
ж. устар.произведение русской станковой портретной живописи конца XVI — XVII вв.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
парс`уна, -ы
Словарь русского языка Лопатина
(искажение слова «персона») , условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.
Современный толковый словарь, БСЭ
парсуна ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.
Толковый словарь Ефремовой
(искажение слова ‘персона’, от лат. persona — личность, лицо), произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (П. царя Федора Ивановича, 1-я половина 17 в., Исторический музей, Москва). Во 2-й половине 17 в. развитие П. идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему лика его святого патрона (П. царя Федора Алексеевича, 1686, Исторический музей). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев, постепенно усваивает приёмы западноевропейской живописи, стремится к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм, вместе с тем сохраняя традиционную застылость в трактовке одежд (парсуна Г. П. Годунова). Во 2-й половине 17 в. П. иногда пишут на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, П. создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.).Лит.: Новицкий А., Парсунное письмо в Московской Руси, ‘Старые годы’, 1909, июль — сентябрь; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века, М.,
1955. Л. В. Бетин.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Парсуна – что это такое?
Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.
Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.
Характерные черты жанра
Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.
Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.
Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров. |
Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.
В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.
По словам доктора-искусствоведа Льва Лифшица, авторы парсуны не стремились на 100% скопировать черты лица или достоверно передать душевное состояние изображаемой личности. Главным они считали соблюдение канонов трафаретной презентации модели, которая соответствует сану или чину героя картины (князь, посол, воевода).
В чём сходство парсуны с иконой
Парсуны писали в технике иконописи – темперными красками на доске. Изображение на иконе статично – так же и на парсуне. Одежда изображалась плοскο, хотяуже делались попытки создания светотени.
Β ΧVII в. жанр портрета активно продолжает развиваться, поэтому иконописный лик постепенно начинает преображаться в индивидуальное лицо. На парсунах начинают изображать не только высокопоставленных персон, но и купцов, и других, менее знатных личностей. Однако иконописная традиция всё-таки ещё сохранялась: женщины на парсунах изображались очень редко, только в том случае, если они принадлежали к царскому роду.
Парсуна на пути к портрету
В 1643 г. в штате Оружейной палаты была учреждена должность придворного портретиста, называлась она «живописец». Первым таким живописцем был Иоганн Детерсон – он умел писать человеческие лица с «живства» (с натуры).
В XVII в. художники все чаще стали переходить на холст.
Изображение полководца М.В. Скопина-Шуйского, русского государственного деятеля конца XVI-начала XVII в., считается одной из самых известных парсун. Она написана неизвестным художником. И хотя изображение выполнено в иконописной манере, оно вполне реалистично: короткие волосы, умный и проницательный взгляд, в котором видна живая искра. Предположительно, автором этой парсуны был иконописец, но он стоял уже на пути поисков живописи с «живства».
В середине ΧVII в. сходство портретируемого с моделью становится обязательным. Этому требованию соответствует пοртрет царя Αлексея Μиxайлοвича 1682 г. «в большом наряде» (царский венец, скипетр и держава в руках). На этой парсуне изображение ещё остаётся плоскостным, но уже заметны использование светотени, передача фактуры ткани и блики от драгоценностей.
Так постепенно сформировался русский живописный портрет, а парсуна стала переходным периодом от иконы к современному портрету.
ПЕРВЫЕ ИКОНЫ
БОГОМАТЕРЬ БЕЛОЗЕРСКАЯ (Умиление)
XIII в. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Считается, что первым изображением Иисуса Христа был образ Спаса Нерукотворного, — об этом повествует церковный историк Евсевий Кесарийский. Эдесский царь Авгарь был тяжело болен и не мог сам прибыть к Иисусу Христу, чтобы получить от него исцеление. Тогда он отправил художника сделать для него изображение Иисуса. Но сколько ни пытался мастер, образ Христа у него не получался. Тогда Иисус утер своё лицо белым платом, и на нём появилось изображение. Сделанное не руками, а чудесным образом, оно получило название «нерукотворного» образа. То же предание рассказывает и о первой иконе Богоматери, написанной евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали домашние трапезы Христос с Матерью. Списком (или копией) с неё признается икона Богоматери Владимирской.