Сколько было жен-мироносиц и их имена

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.


День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов — Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.

На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Евангельские события

Сейчас все четыре синоптических евангелия и предание помогают воспроизвести последовательность тех бытийственно значимых событий, равно как и психологическую достоверность поведения мироносиц, наполнить их чудесным и торжественным смыслом.

Жены Мироносицы у Гроба Господня. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)

Когда Христос умер на кресте, женщины, сопровождавшие Его к лобному месту и присутствующие при его кончине, поспешили в город, чтобы успеть приготовить благовония и масти до субботы. На заре третьего дня после погребения, следующего за покоем праздной субботы, мироносицы отправились в город. В этой поспешной устремленности они дали образец подлинной любви к своему учителю:

«Миновала ночь после субботы, проведенной учениками Иисуса Христа и преданными Ему женщинами в покое, то есть в полной бездеятельности, как того требовал закон Моисея. В этот день они ничего не могли сделать, но неспокойны были их сердца, и тревожная томительная ночь не облегчила их скорби. Вряд ли сомкнули они глаза, думая с грустью о том, как убоги и торопливы были похороны их дорогого Равви и как мало они соответствовали достоинству Великого Пророка «сильного и делом и словом»».(Беседы на Евангелие от Марка / священноисповедник Василий, епископ Кинешемский)

Некоторые исследователи видят в их действиях решимость во что бы то ни стало проникнуть в пещеру Гроба, охраняемому римской стражей. Другие предполагают, что

«…о страже, поставленной первосвященниками у Гроба Господня, и о том, что вход в пещеру был запечатан, они, по-видимому ничего не знали, но их беспокоил другой вопрос: как отвалить камень от двери Гроба?» (там же)

Наиболее решительные в своих предположениях историки воссоздают события, добиваясь единства впечатления от картины происходившей мистерии, прозревая атмосферу траура, в которой находились женщины, проведшие часы у креста распятого Иисуса:

 «Когда люди закончили свою комедию с Богом, когда все умолкли,- пишет Иустин (Попович),- заговорила вселенная, заговорили камни и показали себя более чуткими, чем люди, чуткими к Христовой боли. И солнце заговорило, от стыда затмив свой свет от нашей планеты. Свет солнечный стыдился того, чему радовались люди».

«В ужасе провели они предшествующую ночь, и очевидно, не сомкнув глаз, на другой день отправились рано утром к месту погребения, чтобы воздать почившему учителю дань любви и благоговения».

Вселенская скорбь продолжалась до тех пор, пока Тот, Кто имел бытие в Себе, и был бытием для других, не воскрес, и женщины первые свидетельствовали об этом.

Выразителен ландшафт, включаемый в повествование некоторыми агиографами:

«Из-за пурпурных гор Галаадских забрезжилось утро, и дневное светило скоро разгонит висевшую над садом ночную мглу; но темно и мрачно было на сердце благоговейных жен. Их солнце правды закатилось навсегда и никогда не увидят они больше его всеозаряющего лица, не услышат больше его всеоживляющих речей …они никому ничего не сказали, “потому что боялись”».

Евангельский сюжет

Жены-мироносицы у Гроба Господня В воскресенье несколько женщин пришли ко Гробу Господню, чтобы обработать тело Христа благовониями. По дороге к нему они переживали, как смогут откатить тяжёлый камень от входа в пещеру, где лежал Иисус. В это самое время с Небес сошёл Ангел и произошло землетрясение, которое заставило камень откатиться. Вход оказался открытым, а все эти события напугали и стражников, и жен-мироносиц.

Ангел предстал перед ними и возвестил о воскрешении Христа и о том, что Он ждёт их уже в Галилее. Мария Магдалина, одна из жён-мироносиц, сообщила обо всём Иоанну и Петру. После того, как все, удивлённые произошедшим, ушли, она осталась одна плакать в одиночестве у Гроба. Так как пещера была пуста, она думала, что тело похитили.

В этот момент ей явился Иисус, которого она сначала приняла за обычного садовника. Его сопровождали два Ангела. Он велел ей вернуться в город и всем возвестить о Его чудесном воскрешении. Она поспешила в путь с Благой Вестью и встретила Марию — одну из жён-мироносиц. Им снова явился Христос, повторивший Своё повеление.

Надо сказать, что евангельский сюжет по первоисточникам имеет несколько расхождений, касающихся жён-мироносиц.

Во-первых, по церковному Преданию, первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. Во-вторых, в Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам. И в-третьих, число жен-мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имён. Но их было гораздо больше — об этом пишет святой апостол и евангелист Лука.

Вот имена семи известных жён-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню:

  1. Святая Мария Магдалина;
  2. Святая Мироносица Иоанна;
  3. Святая Мироносица Саломия;
  4. Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева);
  5. Святая Мироносица Сусанна;
  6. Святая Жена-Мироносица Марфа;
  7. Святая Жена-Мироносица Мария.

Последние две были родными сёстрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Считается, что именно эта Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению. О прочих жёнах-мироносицах практически ничего не известно.

Свет

Когда мы говорим об иконе, как таковой, – это всегда икона Самого Христа. В житии и в облике каждого из святых явлен Христос. На большинстве икон праздников мы видим Самого Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа.

А уникальный смысл и содержание образа «Жены-мироносицы у Гроба Господня» в том, что на нем видимым образом мы не видим Христа. Но при этом мы явно чувствуем присутствие Его. Парадокс?

Свет иконы свидетельствует о Нем. Юноша, сидящий на камне, – это ангел, посланный от Отца Небесного, чтобы возвестить женам-мироносицам истину Воскресения. Он облачен в блистательные белые одежды.

Тут вспоминается евангельское повествование о белизне одежд Самого Христа на горе Фавор, когда Он преобразился пред учениками. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3).

Белизна Ангела – вестника вечной жизни – контрастирует с чернотой опустевшего Гроба, что являет яркость драматизма происходящего. Это было видимо и для жен-мироносиц. И вот, при видимом отсутствии изображения Самого Христа на иконе, этот образ так ярко и трепетно являет истину Воскресения, свет свой, свою радость.

Эту реальность, эту правду открывает нам икона жен-мироносиц, с которой мы идем на крестный ход в пасхальную ночь, совершаем это шествие и в другие пасхальные воскресные дни.

Наш крестный ход – это тот самый ход жен-мироносиц, и, может быть, даже не ход, а бег, когда они с радостью бежали к будущим апостолам, чтобы возвестить им о радости: «Христос Воскресе!»

Евангельские события

Даже человек, не слишком сведущий в вопросах богословия, знает, что у Иисуса Христа были ученики, именуемые апостолами. Поначалу их было 12, затем добавилось еще семь десятков. Кто-то служил Спасителю явно, кто-то – тайно, опасаясь гонений, кто-то и вовсе предал Иисуса, но не в том суть. За священными мужскими персонами часто теряются не менее почитаемые женские фигуры. Их в ранг апостолов церковь еще не возвела.

Тем не менее женщины тоже числились среди учениц Христовых. Они внимательно слушали его слова, помогали ему словом и делом, в том числе, и материально.

Ученицы Христа не оставили своего учителя даже тогда, когда он принимал муки на кресте. Они не убоялись беснующейся толпы и римских легионеров, охранявших крест. С ними были лишь Богородица и святой Иоанн – остальные апостолы в страхе разбежались.

А после кончины Спасителя его тайные ученики Никодим и Иосиф пришли к Пилату, дабы попросить выдачи тела Учителя. Они впоследствии пострадали за явленную смелость, но суровый прокуратор Иудеи все же отдал ученикам тело Христа.

Никодим и Иосиф умастили тело Господне, завернули его в белоснежный саван (плащаницу) и отнесли его в пещеру. Римские легионеры завалили вход в пещеру тяжеленным камнем, наложили печать и остались на страже. Посыл простой: не дать апостолам выкрасть тело Спасителя и имитировать его воскрешение, что подтвердило бы в глазах верующих его Божественную сущность.

После субботы, когда ветхозаветным каноном уже было дозволено действовать, именно жены-мироносицы пришли с миррой, дабы умастить чресла погибшего Учителя. Каково же было их удивление, когда они увидели, что колоссальный камень отодвинут, а плащаница пуста!

Мирра, миро – ароматное масло, применяющееся в некоторых церковных обрядах (в частности, миропомазании). Некоторые иконы периодически или постоянно мироточат (истекают миррой), что считается Божественным чудом.

Ночью разразилась страшная гроза, которая отодвинула камень (женщины очень волновались и советовались, как справиться с этим препятствием) и разогнала стражей. А ангел, сошедший с неба к пораженным женщинам, возвестил: «Христос воскресе!»

Женщины разбежались (то ли от страха, то ли с целью оповестить апостолов о радостном известии), у гроба осталась лишь Мария Магдалина. Она горько рыдала, думая, что тело Учителя выкрали. И когда воскресший Спаситель явился к ней, она поначалу его не узнала и приняла за садовника.

Узнав Христа по голосу, Мария бросилась к нему, но Спаситель запретил приближаться и повелел известить о своем воскрешении апостолам. А потом он явился и другим женщинам, идущим по дороге. Они встретили Спасителя радостными возгласами и бросились к его ногам. Согласно Евангелию, так и произошло чудо воскрешения Господня.

День памяти святых жен-мироносиц 2020

День памяти святых жен-мироносиц в 2020 году отмечается 3 мая

Православная церковь чтит память Жен-мироносиц на второе воскресенье после Пасхи, то есть через 14 дней после главного праздника всех христиан. С этого дня вся неделя посвящается женщинам, пришедшим первыми к гробу Христа, неся миро и благовония, и узнавшим о его чудесном Воскресении. Христиане восхищаются подвигом смелых жен и читают молитвы в их честь.


Согласно четырем Евангелиям среди Жен-мироносиц были: ученица Христа Мария Магдалена, Иоанна жена Хузы, Мария мать апостола Иакова, Соломия мать Иакова и Иоанна. Возможно, к гробу Господнему осмелились прийти и другие женщины: Марфа, Мария Клеопова и Сусанна, но их имена сохранились лишь в преданиях.

По восточному обычаю тело умершего принято натирать благовонными ароматами, в том числе миром. С этой миссией и отправились Мироносицы к пещере, в которой погребли тело Иисуса, не смотря на всеобщий страх перед стражей, поставленной охранять гробницу. По пути женщины переживали, что не смогут отодвинуть тяжелый камень, закрывающий вход в гробницу, но оказалось, что пещера уже открыта и пуста, так же не осталось и следа от охранников. Ангел, явившийся женщинам, провозгласил, что Христос воскрес и ожидает их в Галилее. Жены не поверили ангелу и в печали вернулись к апостолам Петру и Иоанну, только Мария Магдалена осталась у гробницы, оплакивая утраченное тело погибшего Иисуса.

У пещеры к Магдалене является сам Христос, доказывая истинность своего Воскресения, и обрадованная женщина поспешила сообщить великую радость остальным Мироносицам, ученикам и апостолам. Согласно Евангелию от Марка воскресший Господь показался сразу всем пришедшим женщинам, от которых и произошел традиционный возглас «Христос воскресе!».

Русская Православная церковь День Жен-мироносиц считается днем всех христианок, а в народной традиции восточных славян праздник получил названия Бабьего Дня. Все женщины без исключения считались именинницами. Бабы собирались вместе и готовили обрядовую яичницу, собрав для нее яйца с различных дворов. В церкви обязательно заказывали общий молебен, за который расплачивались сообща. Была распространена традиция кумления, когда женщины обменивались подарками со своими душевными подругами. В некоторых селах существовал обряд «погребения кукушки». Предварительно, из травы кукушкины слезы изготавливали обрядовую куклу, которую следовало сначала зарыть под землю, а затем откопать и отпраздновать ее воскрешение.

Существовали и погодные приметы, связанные с этим праздником: — распустившиеся цветы-первоцветы говорили о наступлении теплых дней; — пасмурное небо указывало на некачественный урожай зерновых, вперемешку с сорной травой; — изобилие прошлогодних желудей на дубе пророчило урожайное лето и последующую студеную зиму.

Какой сегодня праздник

Православный женский праздник

Сегодня  любой человек из постсоветского пространства знает о женском празднике 8 марта, правда, совсем немногие знают историю его возникновения. Однако еще меньшее количество людей знает о Неделе жен-мироносиц. При этом первый праздник мы стали отмечать совсем недавно, а второй отмечался нашими предками на протяжении многих веков. Именно Неделя жен-мироносиц была одним из любимейших  событий и носила статус праздника прекрасной половины человечества. И в наши дни этот добрый, светлый и радостный женский праздник отмечается во всех православных храмах и приходах в России и по всему миру.

Неделей Святых жен-мироносиц называется 3-я неделя после Пасхи (первая неделя – это Светлая седмица, вторая посвящена апостолу Фоме, Фомина неделя). В этом году она будет отмечаться с 22 по 28 апреля. Эта неделя и является православным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин – супруг, матерей, сестер, а также благодарят их за заботу, труд и любовь.

В этот праздник мы вспоминаем всех тех женщин, которые следовали за Иисусом Христом и апостолами, помогали и служили им. Служение это было, может быть, малоприметным, женщины всегда как бы оставались в тени, но именно их труд и помощь во многом облегчали тяготы повседневной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было места, где главу приклонить. Они были свидетельницами и страшной казни Спасителя и Его страданий, когда почти все ученики в ужасе разбежались.

На третий день после смерти и погребения Христа, рано-рано утром, они отправились к Его гробу, чтобы по благочестивой традиции помазать тело Господа благовонными ароматами – миром. Наверное, как и Апостолы, они тоже боялись – боялись быть схваченными фарисеями как последовательницы Христа, боялись, что их прогонят стражники, но их любовь и верность Учителю оказалась больше страха! И даже больше простого здравого смысла! Ведь Гроб был завален таким огромным камнем, который не под силу было отвалить и нескольким мужчинам, а они все равно пошли и уже в дороге рассуждали – кто бы нам отвалил камень… И вот, за свои любовь и верность, простоту и смирение именно они удостоились первыми (после Пресвятой Богородицы) узнать величайшую радость о Воскресении Христа! Когда они пришли ко Гробу Спасителя, то увидели, что камень уже отвален, а заглянув в него, увидели сияющего Ангела, который сказал им, что Тот, Кого они ищут, воскрес! И эти женщины поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели Самого воскресшего Господа.

В Православном календаре в Неделю празднования жен-мироносиц по именам названо семь женщин – это равноапостольная Мария Магдалина (из которой Господь изгнал семь бесов); Мария Клеопова, дочь праведного Иосифа, Обручника Святой Девы Марии, от первого брака; Саломия (мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова, сынов Зеведеевых); Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода; Марфа и Мария (сестры Лазаря, которого Господь воскресил незадолго до Своего Распятия); Сусанна. Были и другие, то есть полное число их не ограничивается семью названными.

Считалось, что в этот день все женщины — именинницы. В разных губерниях были свои особенности отмечания этого праздника. Единственное, что объединяло их – накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день они отправлялись в церковь на службу. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями, кумлением, завиванием березок, и в заключение следовал общий пир с обязательной яишницей.

Сегодня этот праздник отмечается во всех православных храмах и приходах. Дарят женщинам цветы, в воскресных школах обычно готовят с детьми подарки и концерты для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, сценках прославляют не только Евангельских жен-мироносиц, но и просто всех женщин – продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Без их жертвенности, самозабвенности, верности, любви и живой пламенной веры, а также ласки и заботы невозможна наша жизнь.
 

16.04.18,птичка-синичка,Новосибирск
 

  
  православные праздники  Другие статьи автора

  • Великий пост. Неделя шестая
  • Первомай. История праздника
  • И дешевые салфетки могут стать шикарным украшением стола

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56); 4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61); 5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

Свидетельство правды

Сейчас перед нами посреди храма образ, именуемый «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Он так важен для нас потому, что здесь явлена тайна, реальность, которую невозможно было увидеть глазами, скрыта она была от людей. Но эта правда стала наиболее глубокой аксиомой христианской веры.

Это аксиома Воскресения Христова.

Когда жены-мироносицы, читаем мы в Евангелии, пришли на Гроб Спасителя чтобы помазать Его Тело миром, они увидели пустой Гроб и пелены, рядом лежащие.

Для них это было страшным удивлением, потому что никакой человеческой физической силой земной невозможно было разодрать погребальные пелены, обработанные специальными смолами, скрепившими пелены намертво.

Здесь именно это слово и нужно – «намертво»: погребальные пелены намертво удерживали тело умершего человека.

В повествовании о воскрешении Лазаря евангелисты тоже напоминали нам об этом, потому что для людей того времени, той культуры это было большим, чем для нас с вами сейчас, удивлением – страшным и радостным.

И вот, жены-мироносицы увидели не только пелены и отверстый гроб, но и юношу, сидящего рядом с Гробом Господним. Он возвестил им о чуде Воскресения. Благословил их идти к ученикам и рассказать, что совершилось то, о чем пророки предвозвещали и о чем Спаситель многократно предсказывал. О том, что Ему надлежит умереть, принять такую же, как у всех нас, человеческую смерть, но не остаться в смерти навсегда, а в третий день воскреснуть.

Вот эта реальность, отсутствие во Гробе, отсутствие в этом мраке, в этой черноте Гроба Самого Спасителя – уже является свидетельством Воскресения Его.

История обретения образа

Сюжеты, изображающие жен-мироносиц, появились еще на заре нашей эры. Во всяком случае, подобные изображения найдены в росписях римских катакомб III-IV столетия.

На Руси иконы этого типа появились на заре христианства, чуть ли не сразу после крещения. Во всяком случае, мотив жен-мироносиц стал очень распространенным в росписи храмов, а мироносицкая икона превратилась в неотъемлемый элемент церковного праздничного ряда. Со временем сформировалось несколько канонических изводов этого образа.

Наибольший интерес вызывает Царевококшайская Мироносицкая икона. Она была обнаружена первого (ныне 14-го) мая 1647 года крестьянином Андреем Жолниным поблизости от Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола).

Икона, вырезанная в камне и обрамленная серебром, лежала на земле и излучала дивный свет. Сначала она не далась в руки крестьянину и переместилась на дерево, и только помолившись Андрей смог взять святыню.

Икона Мироносиц вскоре стала являть чудеса исцеления. Ее забрали в Москву, потом вернули на место обретения, а вскоре там был выстроен Мироносицкий мужской монастырь с одноименной церковью.

В итоге святыня начала именоваться Мироносицкой иконой Божией Матери. Дело в том, что каменный образ мироносиц был вставлен в икону Владимирской Божией Матери и стал представлять с ней единое целое. К образу стали стекаться паломники со всей России.

С ПРАЗДНИКОМ СВЯТЫХ ЖЕН — МИРОНОСИЦ, ДОРОГИЕ СЕСТРЫ!

В третье воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы.

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Женщины всегда как бы оставались в тени, но именно они во многом облегчали тяготы повседневной будничной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было «где главу приклонить». То есть мы в лице святых жен-мироносиц прославляем лучшие женские качества: самоотверженную любовь, глубокую веру, скромность, терпение и постоянство в доброделании.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4).

Трудно переоценить призвание женщины в сохранении православной веры и в нашем Отечестве. Именно женщины в годы безбожных лихолетий и сохранили эту веру. Об этом хорошо сказано в замечательном стихотворении поэта Александра Солодовникова:

Мужчины больше философствуют И сомневаются с Фомою, А мироносицы безмолвствуют, Стопы Христа кропя слезою.

Мужи напуганы солдатами, Скрываются от ярой злобы, А жены смело с ароматами Чуть свет торопятся ко гробу.

Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды.

На Свято-Никольском приходе настоятель храма протоиерей Олег Ушаков поздравил всех сестер с праздником и подарил цветы гвоздики. Это цветочки мы раздали и нашим девочкам после окончания занятия в воскресной школе.

Дорогие наши матери, жены, бабушки, сестры, девушки и девочки! Сердечно поздравляем вас с праздником жен — мироносиц. Ваши чуткие сердца несут, как и прежде, всему миру радость о воскресшем Спасителе. От тепла ваших душ согреваются семьи, дома, города и целые страны. Ваша любовь к Богу освещает весь мир. Храните этот дар Христов и преумножайте его смирением, кротостью и долготерпением. Именно с этим сердечным залогом, когда-то пришли ко Гробу Жизнодавца святые жены, и получили от Него радость веры, надежды и любви. Этот приобретение именуется еще и Премудростью! Желаем вам, чтобы Премудрость Божия провела вас через все скорби и лишения земной жизни, и довела вас до райской двери.

Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц.

Величаем вас / святыя мироносицы, / и чтем святую память вашу: / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».


Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения. Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц — каждая женщина знает сама

Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц — каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц.

Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая

Женская пластика

Говоря о различных иконах Постной и Цветной Триоди, мы касались лишь самых основных композиционных их моментов. Мы очень мало пока говорили о художественной стороне, но это, может быть, самое главное – увидеть не только то, что именно изображено, но и как это изображено.

Хотя, по слову апостола Павла, нет во Христе ни мужеского пола, ни женского, но, тем не менее, всегда на хороших иконах мы видим жен-мироносиц именно с женской пластикой изображенных.

Художник передает их женское волнение, их трепетность. И не только в женских фигурах проявляется такое особое отношение иконописца к каждому из изображаемых персонажей; видите, никакой ненависти к этим воинам стерегшим Тело Христово, они просто заснули.

Часто и весь антураж, всё окружающее пространство и колористически, и пластически тоже соответствует главным действующим лицам. Например, на иконе, приписываемой школе Андрея Рублева, мы видим такое трехчастное изображение и самых жен-мироносиц, и такое же трехчастное изображение гор на дальнем плане. Единство в пластике изображения женских фигур и гор придает композиции завершенность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector