Неделя жен-мироносиц: в чем отличие от международного женского дня

Православный Женский день (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День Жён-мироносиц. Это праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня — Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи — сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Топ-темы:

В воскресенье, 3 мая, православные христиане отмечают день жен-мироносиц.

Дата празднования привязана к Пасхе и приходится на второе воскресенье после нее. День жен-мироносиц завершает обрядность Радоницкой недели.

В этот праздник принято поздравлять всех женщин – жен, мам, сестер и подруг. В народе его еще называли «бабьей неделей». Женщины устраивали себе застолье, обменивались подарками. На стол обычно подавали блюда из яиц и курицы. Главной была яичница.


День жен-мироносиц

Согласно Библии, жены-мироносицы – это женщины, которые посвятили свою жизнь Иисусу Христу. Упоминаются имена семи из них, но их было гораздо больше.

Одна из самых известных – Мария Магдалина, которая вела грешную жизнь и была одержима семью бесами, которых изгнал Христос. Она уверовала и с тех пор сопровождала его. Магдалина стала первой, кому явился сын Божий после воскрешения. Также упоминаются сестры праведного Лазаря, который был воскрешен Христом, Мария и Марфа. И Мария Клеопова – мать будущего евангелиста Матфея.

Все они отреклись от своей прошлой жизни и следовали за Христом, как за учителем, до последнего его дня на земле. Они вошли в историю как пример христианской любви.

Мироносицами их называют от слова «миро» – аромо-масла, которым смазывали тело умершего. То есть, по традиции, спустя три дня, они принесли миро для погребального ритуала после казни Христа. Сделали они это, не испугавшись стражи, которую приставили к гробу Христа. Когда же гроб открыли – тела там не оказалось.

По народному календарю, 3 мая – Окликание предков. В этот день принято навещать могилы родных – как это делали на Красную горку и Радоницу. Только в отличие от Радоницы – на Окликание покойников уже можно и нужно рыдать над усопшими (Радоница – светлый праздник, когда грустить и плакать грешно).

В этот день можно работать, в том числе в огороде и в саду. По народному календарю, сегодня принято сеять на рассаду семена огурцов, тыквы и фасоли. Их можно сеять и в открытый грунт – если погода стоит теплая, но обязательно чем-то укрывать от ночных заморозков.

По народным поверьям, 3 мая нельзя:

  • не помянуть покойную родню добрым словом – если оставить их без внимания, то предки, мол, обидятся, начнут сниться и лишать своего покровительства;
  • ходить на рыбалку;
  • ссориться – особенно с родней;
  • что-то планировать;
  • устраивать шумные празднования.

Приметы 3 мая на погоду:

  • первый гром сильный и гулкий – к хорошему урожаю;
  • много шишек – к хорошему урожаю ржи;
  • если в мае трижды хорошенько подождило – будет много хлеба;
  • дождливый и холодный май – меда мало будет.

Ранее OBOZREVATEL публиковал подробный гороскоп на 2020 год.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после Вознесения Господня она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Марта Вифанская

Святая Марта (Марфа) Вифанская почитается как в православном, так и в католическом христианстве. В обеих Церквях существуют жизнеописания и изображения святой мироносицы.


Святая Марта (Марфа) Вифанская

История

Сёстры Марта и Мария, а также брат их Лазарь жили в селении Вифания, что расположилось неподалёку от Иерусалима. Жили они во времена Господа нашего Иисуса Христа, который гостил в их доме перед въездом в священный город. Имя Марты трижды упоминается в Священном Писании:

  1. Однажды Марта и её родные принимали в своём доме Спасителя. Старшая сестра, стремясь оказать гостеприимный приём, суетилась по хозяйству. Младшая девушка — Мария — расположилась у ног Сына Божия и слушала речи его. Её сестра обратилась к ней с укоризной, в ответ на которую Иисус сказал, что Марта делает многое, забывая о самом главном деле — заботе о душе.
  2. Второй раз имя святой вифанской девы упоминается в истории о воскрешении её брата Лазаря, который по молитве господней восстал из мертвых спустя четыре дня после физической смерти.
  3. Третье упоминание о ней появляется в повествовании о земной смерти Иисуса Христа. Марта упоминается среди жён-мироносиц, принесших благовония к телу Спасителя.

После Воскресения Иисуса Христа вифанские девы и их брат отправились проповедовать слово Его по миру. В православной традиции они поселились на острове Кипр, где Лазарь принял сан епископа города Китиона. В священных текстах и жизнеописаниях нет описания даты смерти Марты.

Почитание

Святую Марту Вифанскую причислили к лику святых сразу же после завершения её земного пути. Она является покровительницей:

  • семьи и домашнего очага;
  • людей, чья деятельность связана с выполнением уборки;
  • поваров и официантов.

Мария Магдалина

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Православный женский праздник

Сегодня  любой человек из постсоветского пространства знает о женском празднике 8 марта, правда, совсем немногие знают историю его возникновения. Однако еще меньшее количество людей знает о Неделе жен-мироносиц. При этом первый праздник мы стали отмечать совсем недавно, а второй отмечался нашими предками на протяжении многих веков. Именно Неделя жен-мироносиц была одним из любимейших  событий и носила статус праздника прекрасной половины человечества. И в наши дни этот добрый, светлый и радостный женский праздник отмечается во всех православных храмах и приходах в России и по всему миру.

Неделей Святых жен-мироносиц называется 3-я неделя после Пасхи (первая неделя – это Светлая седмица, вторая посвящена апостолу Фоме, Фомина неделя). В этом году она будет отмечаться с 22 по 28 апреля. Эта неделя и является православным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин – супруг, матерей, сестер, а также благодарят их за заботу, труд и любовь.

В этот праздник мы вспоминаем всех тех женщин, которые следовали за Иисусом Христом и апостолами, помогали и служили им. Служение это было, может быть, малоприметным, женщины всегда как бы оставались в тени, но именно их труд и помощь во многом облегчали тяготы повседневной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было места, где главу приклонить. Они были свидетельницами и страшной казни Спасителя и Его страданий, когда почти все ученики в ужасе разбежались.

На третий день после смерти и погребения Христа, рано-рано утром, они отправились к Его гробу, чтобы по благочестивой традиции помазать тело Господа благовонными ароматами – миром. Наверное, как и Апостолы, они тоже боялись – боялись быть схваченными фарисеями как последовательницы Христа, боялись, что их прогонят стражники, но их любовь и верность Учителю оказалась больше страха! И даже больше простого здравого смысла! Ведь Гроб был завален таким огромным камнем, который не под силу было отвалить и нескольким мужчинам, а они все равно пошли и уже в дороге рассуждали – кто бы нам отвалил камень… И вот, за свои любовь и верность, простоту и смирение именно они удостоились первыми (после Пресвятой Богородицы) узнать величайшую радость о Воскресении Христа! Когда они пришли ко Гробу Спасителя, то увидели, что камень уже отвален, а заглянув в него, увидели сияющего Ангела, который сказал им, что Тот, Кого они ищут, воскрес! И эти женщины поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели Самого воскресшего Господа.

В Православном календаре в Неделю празднования жен-мироносиц по именам названо семь женщин – это равноапостольная Мария Магдалина (из которой Господь изгнал семь бесов); Мария Клеопова, дочь праведного Иосифа, Обручника Святой Девы Марии, от первого брака; Саломия (мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова, сынов Зеведеевых); Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода; Марфа и Мария (сестры Лазаря, которого Господь воскресил незадолго до Своего Распятия); Сусанна. Были и другие, то есть полное число их не ограничивается семью названными.

Считалось, что в этот день все женщины — именинницы. В разных губерниях были свои особенности отмечания этого праздника. Единственное, что объединяло их – накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день они отправлялись в церковь на службу. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями, кумлением, завиванием березок, и в заключение следовал общий пир с обязательной яишницей.

Сегодня этот праздник отмечается во всех православных храмах и приходах. Дарят женщинам цветы, в воскресных школах обычно готовят с детьми подарки и концерты для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, сценках прославляют не только Евангельских жен-мироносиц, но и просто всех женщин – продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Без их жертвенности, самозабвенности, верности, любви и живой пламенной веры, а также ласки и заботы невозможна наша жизнь.
 

16.04.18,птичка-синичка,Новосибирск
 

  
  православные праздники  Другие статьи автора

  • Великий пост. Неделя шестая
  • Первомай. История праздника
  • И дешевые салфетки могут стать шикарным украшением стола

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56); 4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61); 5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Евангельские события

После субботнего покоя ко гробу пришли

  • у Матфея (Мф. ) — Мария Магдалина и другая Мария;
  • у Марка (Мк. ) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова Алфеева, одного из двенадцати апостолов), Саломия (дочь Иосифа Обручника от первого брака — мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);
  • у Луки (Лк. ) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
  • у Иоанна (Ин. ) — Мария Магдалина.

«Не прикасайся ко Мне» (Г. Мемлинг, 1480 год)

На православных иконах вместе с жёнами-мироносицами неизменно изображается и Пресвятая Богородица. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе — сёстрах Лазаря Четверодневного, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…» Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин. ) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

Семь жён-мироносиц (икона, н. XIX века)

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к Отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам (Мф. ).

Кто такие жены-мироносицы и число их?

По данным историков, эти женщины не всюду сопровождали Спасителя, не всегда слушали его беседы и проповеди, т. е. ходили они за ним непостоянно. Однако в дни испытаний шли за ним по зову сердца, даже в те, когда апостолы разбежались, хотя и любили Христа.

Все то время, когда Господа пытали, унижали и оскорбляли, они были рядом. Даже когда разъяренная толпа его провожала, требуя распятия, эти женщины не покидали Иисуса, стояли рядом с крестом, не обращая внимания на озверевших людей и грубость воинов.

По некоторым сведениям, их было больше, однако до нас до дошли имена только семи святых жен-мироносиц, которые история сохранила за многие годы. Это Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, Саломия, Сусанна (все из Галилеи), Марфа и Мария (жили в Вифании, Иудея). Эти имена навеки запечатлены в священных книгах.

Многие из мироносиц были даже из зажиточных семей, однако продолжали любить Христа и служить ему. Известные сведения о них приведены ниже.

Свидетельство правды

Сейчас перед нами посреди храма образ, именуемый «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Он так важен для нас потому, что здесь явлена тайна, реальность, которую невозможно было увидеть глазами, скрыта она была от людей. Но эта правда стала наиболее глубокой аксиомой христианской веры.

Это аксиома Воскресения Христова.

Когда жены-мироносицы, читаем мы в Евангелии, пришли на Гроб Спасителя чтобы помазать Его Тело миром, они увидели пустой Гроб и пелены, рядом лежащие.

Для них это было страшным удивлением, потому что никакой человеческой физической силой земной невозможно было разодрать погребальные пелены, обработанные специальными смолами, скрепившими пелены намертво.

Здесь именно это слово и нужно – «намертво»: погребальные пелены намертво удерживали тело умершего человека.

В повествовании о воскрешении Лазаря евангелисты тоже напоминали нам об этом, потому что для людей того времени, той культуры это было большим, чем для нас с вами сейчас, удивлением – страшным и радостным.

И вот, жены-мироносицы увидели не только пелены и отверстый гроб, но и юношу, сидящего рядом с Гробом Господним. Он возвестил им о чуде Воскресения. Благословил их идти к ученикам и рассказать, что совершилось то, о чем пророки предвозвещали и о чем Спаситель многократно предсказывал. О том, что Ему надлежит умереть, принять такую же, как у всех нас, человеческую смерть, но не остаться в смерти навсегда, а в третий день воскреснуть.

Вот эта реальность, отсутствие во Гробе, отсутствие в этом мраке, в этой черноте Гроба Самого Спасителя – уже является свидетельством Воскресения Его.

Мария Локтионова,

мама 9 детей, автор сборников повестей и рассказов

Этот праздник посвящен удивительным женщинам, которые остались со Христом, когда все Его оставили, когда даже мужчины-апостолы отошли от Него и апостол Петр отрекся. На рассвете они пошли выполнить необходимые восточные обряды над телом своего Учителя, как героиня античной драмы «Антигона». Эти женщины сохранили любовь к своему Учителю и верили, что он не преступник, оплеванный на кресте, а Тот, кому они верили.

Дома мы специально не отмечаем этот день как празднуем Рождество Христово и Пасху, но знаем, помним, детям рассказываем. Праздник восьмое марта мы тоже не празднуем как таковой, отмечаем лишь как праздник скорой весны, потому что начало марта у нас это по сути еще зима.

«Бог не в бревнах, а в ребрах», — говорит русская пословица и примеры служения жен-мироносиц есть и в наше время. Доктор Лиза, всем известная, бесстрашно летала и в Донбасс, и в Сирию, без страха выполняла то, что считала нужным. Вот еще прекрасная женщина – Наталья Москвитина (ведущая телеканала «Спас», руководитель движения #Женщины За Жизнь, – ред.) – она всеми своими силами помогает женщинам сохранить беременность, предлагая помощь.  Голословное утверждение «не делай аборт — это грех», — мало чего стоит без предложения реальной помощи, если беременную женщину гонят со съемной квартиры, если ее избивает пьяница-муж или еще какие-то тяжелые обстоятельства. Вот два реальных примера женского евангельского служения в наши дни.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Изменение роли женщины в обществе под влиянием христианства

До пришествия Иисуса Христа, во времена Ветхого Завета слабая половина человечества была в подчиненном положении, почти рабском у мужчин, считавших себя сильными. Женщины считались более низкими по происхождению и достоинству, а некоторые деятели античности не признавали их полноценными людьми. Это мнение было распространено и среди языческого населения, и у иудейского.

Причину такого отношения можно найти в Библии, которая описывает прародительницу Еву как первую, поддавшуюся искушениям дьявола и преступившую Божьи заповеди. Верша над Адамом и Евой суд, Господь указал на зависимость ее от мужа, и его превосходящее господство. Этим и определялся подчиненный статус женщин в Древнем мире.

После пришествия Иисуса Христа положение женщин стало меняться: они стали свободными. По древним летописям известно, что уже в 1 в. стали выбирать диаконис, которые служили помощницами епископам в некоторых делах и даже при совершении таинств. Однако в храме им выделяли отдельный двор для молитв, ведь они не могли находиться в церкви вместе с мужчинами.

За прошедшие 2 тысячелетия именно женщины стали самыми постоянными прихожанками Церкви Христовой, ее самыми верными последовательницами. Ведь женское сердце способно любить беззаветно и искренне, сохраняя верность Господу. Именно так и поступали женщины, помогающие Иисусу Христу в его миссии «привнесения в мир» христианской веры, которые позднее и получили такое название в народе, как мироносицы.

День памяти святых жен-мироносиц 2020

День памяти святых жен-мироносиц в 2020 году отмечается 3 мая

Православная церковь чтит память Жен-мироносиц на второе воскресенье после Пасхи, то есть через 14 дней после главного праздника всех христиан. С этого дня вся неделя посвящается женщинам, пришедшим первыми к гробу Христа, неся миро и благовония, и узнавшим о его чудесном Воскресении. Христиане восхищаются подвигом смелых жен и читают молитвы в их честь.


Согласно четырем Евангелиям среди Жен-мироносиц были: ученица Христа Мария Магдалена, Иоанна жена Хузы, Мария мать апостола Иакова, Соломия мать Иакова и Иоанна. Возможно, к гробу Господнему осмелились прийти и другие женщины: Марфа, Мария Клеопова и Сусанна, но их имена сохранились лишь в преданиях.

По восточному обычаю тело умершего принято натирать благовонными ароматами, в том числе миром. С этой миссией и отправились Мироносицы к пещере, в которой погребли тело Иисуса, не смотря на всеобщий страх перед стражей, поставленной охранять гробницу. По пути женщины переживали, что не смогут отодвинуть тяжелый камень, закрывающий вход в гробницу, но оказалось, что пещера уже открыта и пуста, так же не осталось и следа от охранников. Ангел, явившийся женщинам, провозгласил, что Христос воскрес и ожидает их в Галилее. Жены не поверили ангелу и в печали вернулись к апостолам Петру и Иоанну, только Мария Магдалена осталась у гробницы, оплакивая утраченное тело погибшего Иисуса.

У пещеры к Магдалене является сам Христос, доказывая истинность своего Воскресения, и обрадованная женщина поспешила сообщить великую радость остальным Мироносицам, ученикам и апостолам. Согласно Евангелию от Марка воскресший Господь показался сразу всем пришедшим женщинам, от которых и произошел традиционный возглас «Христос воскресе!».

Русская Православная церковь День Жен-мироносиц считается днем всех христианок, а в народной традиции восточных славян праздник получил названия Бабьего Дня. Все женщины без исключения считались именинницами. Бабы собирались вместе и готовили обрядовую яичницу, собрав для нее яйца с различных дворов. В церкви обязательно заказывали общий молебен, за который расплачивались сообща. Была распространена традиция кумления, когда женщины обменивались подарками со своими душевными подругами. В некоторых селах существовал обряд «погребения кукушки». Предварительно, из травы кукушкины слезы изготавливали обрядовую куклу, которую следовало сначала зарыть под землю, а затем откопать и отпраздновать ее воскрешение.

Существовали и погодные приметы, связанные с этим праздником: — распустившиеся цветы-первоцветы говорили о наступлении теплых дней; — пасмурное небо указывало на некачественный урожай зерновых, вперемешку с сорной травой; — изобилие прошлогодних желудей на дубе пророчило урожайное лето и последующую студеную зиму.

Какой сегодня праздник

Праздник жен-мироносиц

День памяти всех событий, в которых участвовали мироносицы, приходится на 3-е воскресенье после Пасхи. Он считается церковным женским праздником, при наступлении которого все поздравляют самых близких своих женщин: супругу, мать, сестру и т. д.

На Руси такой праздник называли Маргоскиной неделей, в которую женщины устраивали посиделки и танцы, традиционно ели яичницу и запивали квасом. Существовал обычай обмена крестиками, когда во время народных гуляний одна из женщин вешала свой на ветку, чтобы обменяться затем с другой, совершив троекратный поцелуй. После такого обряда женщины считались кумушками.

Точная дата праздника Жен-мироносиц (какого числа он происходит и в какой месяц) определяется отсчетом 15 дней после Пасхи и меняется каждый год. В традициях православной церкви этот праздник считается Женским днем, ведь каждая женщина по своей сути является прообразом одной из мироносиц: она является основой для своей семьи, приносит спокойствие и мир домашнему очагу, рожает детей и служит опорой для своего мужа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector