Сколько было детей у адама и евы и как они продолжили свой род?

Толкование события

Библейские события разными конфессиями толкуются по-своему. Разберем три основных точки зрения.

В православии

Преподобный Кирилл Александрийский утверждал, что бессмертие после грехопадения было отобрано с одной целью – пресечь распространение и размножение зла. По его словам, именно оно мешает воссоединиться со Всевышним во славе.

Василий Великий пишет, что змей-искуситель, созданный Богом, не был злым изначально. Гад отступил от Создателя, приняв сторону дьявола. Он также называет стыд перед наготой последствием нарушения Божественной иерархии. То есть душа, которая ранее преобладала над телом, сейчас отступила на второй план.

Резюмируя, можно сказать, что человек свободен и он сам делает выбор в пользу добра или зла. Только ему решать, на чью сторону встать: Господа Бога или Сатаны. Страдания, которые Создатель посылает грешникам – это не кара, а способ остановить размножение греха.

Чтобы вернуть благосклонность Всевышнего, нужно показать свою самоотверженность, доказать, что достоин Его любви.
Совет автора

В католицизме

Главное отличие католической трактовки событий – вина за первородный грех, которую до сих пор несет на своих плечах все человечество. Православие категорически несогласно с таким утверждением. Католики считают, что первые люди были наделены божественными качествами, но при этом сама их суть была человеческой. Она же и не исчезла после изгнания из Райского Сада. А вот сверхъестественные способности, праведность и невинность Бог у наших прародителей все-таки отобрал.

Католики считают, что первые люди были наделены божественными качествами

В протестантизме

Не поддерживают католиков и протестанты. Они веруют, что божественными качествами Адам с Евой наделены не были, но сами по себе могли проявлять святость. Только после изгнания из Эдема грешники лишились способности делать благие дела. Но не все так плохо. Поскольку душа склонна к добру, зачатки свободной воли у нынешнего человечества присутствуют. Из этого следует, что трудиться во благо дети Божьи все же могут, однако проявляется такая деятельность только во внешних делах.

С истории Адама и Евы начинается все сущее. Никто не знает, как повернулась бы наша жизнь, если бы не был совершен первородный грех. Но не стоит винить прародителей за то, что они поддались искушению. Каждый сам вправе выбирать свой путь: служить злу или посвятить жизнь Господу Богу.

Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая

Адам (в переводе с иврита “сын земли”, “человек”) и Ева (“дающая жизнь”) были сотворены Богом и жили в раю (Быт.2:15). Господь дал им заповедь: не есть плодов с Дерева познания добра и зла. Но Ева, поддавшись уловкам змея (дьявола), нарушила запрет Бога и дала плод Адаму. Оба были изгнаны из рая. Ева и все потомки женского пола должны “в болезни рождать детей” и быть подчинены своему мужу. Адаму и мужскому роду было суждено в скорбях трудиться на земле, которая “проклята за него”. Проклятие земли выражалось в оскудении ее плодородия. Это сказалось на жизни человека. Ведь это обрекло его на тяжелый труд для пропитания (толкование профессора А. П. Лопухина). Дети Адама и Евы, как и их родители, потеряли дар бессмертия.

Дети Адама и Евы: история Каина и Авеля (средневековый барельеф)

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первый сын – Каин (в переводе с древне-еврейского “создавать”). Затем и второй сын – Авель (означает “дуновение”, “дыхание”, “ничто”). Библия повествует о рождении третьего сына Сифа (то есть “основание”, “утверждение), когда прародителям было 130 лет. Также известно о дочерях Адама и Евы, но их имена не упоминаются в Библии. “Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей” (Быт. 5:4). Адам умер в возрасте 930 лет. Сколько лет прожила Ева, в Библии прямо не указано. Однако в апокрифическом “Житие Адама и Евы” говорится, что она пережила Адама всего на 6 дней.

Как ученые рассчитывают временной диапазон?

Принципиальное различие между мтДНК и У-ДНК с одной стороны, и аутосомной ДНК и Х-ДНК, с другой, заключается в том, рекомбинируют ли они, то есть, сочетают в себе ДНК отца и матери, когда сперма и яйцеклетка объединяются. Опять же, рекомбинация происходит с аутосомной ДНК и X-ДНК, но не с мтДНК или Y-ДНК.

Y-ДНК и мтДНК остаются практически неизменными в течение тысяч лет, в то время как аутосомная ДНК и X-ДНК изменяются практически в каждом поколении. Это критическая точка. Единственные ветви в нашем семейном дереве, которые могут быть рассчитаны — это патрилинейные и матрилинейные линии.

Вычисление оценок времени Y-ДНК и мтДНК для Адама и Евы стало возможным благодаря мутациям. Хотя Y-ДНК и мтДНК не испытывают рекомбинации и являются неизменными, они часто поддаются мутациям или изменениям в генетическом коде. Когда такое изменение происходит, все последующие поколения продолжают наследовать его.

Каждая мутация, которая передается и продолжает существовать сегодня, является уникальным маркером, который может выявить анализ ДНК. Поэтому генетики могут сказать, какие маркеры у вас есть и насколько близко вы можете быть к другому человеку в мире, основываясь на том, сколько мутаций вы разделяете.

Перепись населения проведут в сентябре: ее снова перенесли из-за пандемии

Каштан — это стильно: оттенки волос для разного цвета кожи на примере звезд

Питбуль слопал помаду и до жути напугал свою хозяйку (фото)

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah — жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23-38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор. 15, 47), но и «образом будущего» (Рим. 5, 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор. 15, 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор. 15, 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор. 15, 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15, 48-49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22, 24).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский, отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили неисполнением Его заповеди» и «примирились во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении, по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме… мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»… сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду»

.

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв, прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью, обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии, к искажению учения о первородном грехе и о спасении, совершенном Вторым Адамом — Иисусом Христом.

Могли ли быть у Адама и Евы пупки

Вопрос пупков до сих не имеет однозначного ответа, все равно приходится делать оговорки и уходить в дискуссии. Адам и Ева были первыми людьми мира, и были созданы, а не рождены – значит пупков иметь не должны. Но почему тогда на картинах и иконах пупки есть? Распространенными являются два варианта:

Первый — пупков не было, а их изображение просто ошибка. Ведь изобразительное творчество создается человеком, а ему свойственно ошибаться. Это часто критикуется и имеет чуть меньшею популярность, чем второй – пупки были. Возможно Бог посчитал этот момент необходимым для придания совершенного вида своим творениям, и будучи Всемогущим воплотил свою идею в жизнь.

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного»

(Быт. 2, 7), поэтому он — «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог«вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа»

(Быт. 2, 20-23).

Сотворение Евы. Современная икона

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela — это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека

На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт

2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены — это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19-20), он призван «возделывать… и хранить»

окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным,«как совершен Отец… Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им«мы… живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Наказание: изгнание из рая

Бог, разгневавшись на людей, жестоко покарал их. Он лишил их возможности жить вечно в единении с ним и изгнал из райского сада. Следствием этого становятся следующие обстоятельства:

  • необходимость возделывать землю для получения пропитания;
  • появление болезней, физических и душевных страданий, страха и пороков;
  • испытание женщинами сильных физических страданий в процессе деторождения;
  • возникновение соперничества и конфликтов в межполовых отношениях, основанных на борьбе за главенство и власть.

Следует отметить, что наказание коснулось не только первых людей, но и всех их потомков, в том числе и современных людей. Но, наряду с наказанием, Господь дал людям надежду на приход Спасителя, который искупит первородный грех физических прародителей. В Библии указывается, что человек несёт в себе наследство двух Адамов:

  • от ветхозаветного прародителя люди получили греховный образ жизни, наполненный похотью и пороками;
  • Иисус Христос — второй и последний Адам — искупил своим самопожертвованием все грехи человечества, в том числе и первородный грех прародителей, дав возможность каждому человеку достигнуть божьей благодати праведной жизнью.

Таким образом, Милостивый Господь, наказав первых детей своих и всех их потомков, дал им надежду на единение с ним в благодатном Царстве Небесном через праведную земную жизнь.

Первый ребёнок Адама и Евы — Каин, убивший брата

Можно подумать, что, по Библии, Каин — первый ребёнок на земле. На самом деле, оснований для таких выводов нет. Он мог быть зачат ещё в Эдемском саду — и даже рождён там. Священное Писание не слишком углубляется в хронологию.

«Каин и Авель» (Клодт М. П.)

В массовом сознании Каин утвердился как персонаж довольно жестокий, злой и беспринципный, готовый пожертвовать жизнью брата из-за зависти. Имя Каина стал нарицательным, а образ заимствуется массовой культурой в самых негативных вариациях, например:

  • Его образ отождествляли с Вечным Жидом (Агасфер);
  • Его называли первым вампиром.

Также есть свидетельства Иринея Лионского о секте каинитов — людей, которые считали Бога Яхве (Бог-Отец) злом, а Каина — его жертвой. Каиниты выписаны в очень жутких тонах, но специалист по древним текстам Дмитрий Алексеев замечает, что Ириней Лионский не разбирается в вопросе и создаёт бульон из заблуждений, а секта каинитов — это выдумка.

Так справедливо ли очернение Каина? На самом деле, есть два противоположных взгляда на эту фигуру.

Версия 1. Каин — завистливый убийца и первый грешник на земле

Он был земледельцем, и вот однажды решил принести жертву Богу:

Бытие 4:3-5

Авель — младший брат Каина. Его жертву Бог принимает, за что Каин озлобился и убил брата. Бог наказывает Каина:

Бытие 4:13-16

Картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков

 Версия 2. Каин — защитник закона, сострадательный и способный на жертву человек

Каин, в отличие от брата, увлечён мирным делом — земледелием. Его занятие — это привнесение в мир созидательного начала, а не эксплуатация скота.

Когда возникает необходимость принести Богу жертву, он приносит то, чем обладает, — плоды. Это не причинит никому ущерба, дерево не умерло, оно восстановит плоды заново.

Авель же поступает эгоистично: дабы «выслужиться» перед Богом он отбирает жизнь, которую не давал, — приносит на жертвенник убитое животное.

Для утверждения своей позиции «праведника» ему не жалко невинного существа.

Он мнит себя чем-то большим, а это гордость.

По одной из версий, Каин был сострадательным праведником и покарал убийцу. Каин же уравнивает ценность любой жизни.

Он не видит разницы между животным и человеком, а потому поступок брата шокирует его.

Собственно, Авель и есть — первый убийца на земле, а Каин лишь его останавливает, совершает возмездие и таким образом выступает в качестве защитника будущей заповеди «не убивай», а также иллюстрирует принцип «око за око».

Эту точку зрения высказывал философ Йосеф Альбо, хотя текст Библии с ней плохо согласуется. В Писании Бог осуждает действия Каина.

Последствия Греха [↑]

После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот

(около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6 ). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, — из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а ).

Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот

). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б

). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни» (Берешит 3:22 ), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22 ).

Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6

).

На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24

). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б ), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф ). Они были изгнаны на горуМория , так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92 ).

Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш

(Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92 ), — и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5 ).

Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория

жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а ). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б ).

И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б

). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Дети Адама и Евы

Первыми рожденными земными людьми были дети Адама и Евы — братья Каин и Авель.

Каин — старший сын — занимался возделыванием растений. Его младший брат Авель разводил скот. Он вёл праведную жизнь, часто молился, в его душе жили почтение и любовь к Господу и близким людям. Каин же не думал о духовном совершенствовании, а искал лишь личную выгоду. Душа его наполнялась злостью, гордыней и завистью. Поддавшись этим порокам, он убил младшего брата, совершив один из самых тяжёлых грехов — братоубийство. В наказание Всевидящий Бог обрёк братоубийцу на пожизненное скитание по миру и постоянные угрызения совести.


Авель и Каин — первые сыновья Адама и Евы

Каин и его жена Аван имели сына Еноха, потомки которого упоминаются в Ветхом Завете до времени Великого потопа. Содеянное Каином убийство привело к появлению в жизни человечества величайшего горя — потери близкого человека. Пораженная страшным известие Ева испытывала сильные душевные страдания, но Всемилостивый Господь даровал ей ещё одного сына — Сифа, потомком которого стал благочестивый Ной.

Всего же 930 лет жизни у Адама родилось 3 сына и неизвестное число дочерей. Место упоения прародителя человечества точно не известно. По этому вопросу существует две версии:

  • в иудейской традиции местом погребения Адама считается Иудея;
  • христиане располагают могилу первого человека на горе Голгофе.

Ева после смерти мужа прожила ещё шесть дней. Перед кончиной она завещала увековечить историю их жизни на камне.

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.  Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.  Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

О чем еще можно прочесть в Библии

Однако теологи все же настаивают на том, что в Библии есть ответы на все вопросы. Нужно искать смысл в каждой строчке. В этом случае получается, что подсчитать, сколько было детей у Адама и Евы, практически невозможно. Ведь, изгнав их на Землю, Бог дал повеление: «Плодитесь и размножайтесь». За 930 лет жизни на Земле, вероятно, Адам зачал не троих сыновей, а несколько больше.

Возьмем, к примеру, факты современной истории. В книге рекордов Гиннеса зафиксировано рекордное количество детей, рожденных одной женщиной: 58. И это в начале XIX века! Поэтому сомневаться в том, что дети Адама и Евы в Библии «плохо посчитаны», не приходится. Один из историков, изучавший этот вопрос, пришел к выводу, что Адам зачал 33 сына и 23 дочери. Но и это недоказуемо.

Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая

Адам (в переводе с иврита “сын земли”, “человек”) и Ева (“дающая жизнь”) были сотворены Богом и жили в раю (Быт.2:15). Господь дал им заповедь: не есть плодов с Дерева познания добра и зла. Но Ева, поддавшись уловкам змея (дьявола), нарушила запрет Бога и дала плод Адаму. Оба были изгнаны из рая. Ева и все потомки женского пола должны “в болезни рождать детей” и быть подчинены своему мужу. Адаму и мужскому роду было суждено в скорбях трудиться на земле, которая “проклята за него”. Проклятие земли выражалось в оскудении ее плодородия. Это сказалось на жизни человека. Ведь это обрекло его на тяжелый труд для пропитания (толкование профессора А. П. Лопухина). Дети Адама и Евы, как и их родители, потеряли дар бессмертия.

Дети Адама и Евы: история Каина и Авеля (средневековый барельеф)

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первый сын – Каин (в переводе с древне-еврейского “создавать”). Затем и второй сын – Авель (означает “дуновение”, “дыхание”, “ничто”). Библия повествует о рождении третьего сына Сифа (то есть “основание”, “утверждение), когда прародителям было 130 лет. Также известно о дочерях Адама и Евы, но их имена не упоминаются в Библии. “Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей” (Быт. 5:4). Адам умер в возрасте 930 лет. Сколько лет прожила Ева, в Библии прямо не указано. Однако в апокрифическом “Житие Адама и Евы” говорится, что она пережила Адама всего на 6 дней. 

Лилит, первая жена Адама, никак не описана в православии

Ещё один персонаж, мимо которого нельзя пройти, — это Лилит.

Если Адам — сын Божий, то Лилит вполне можно назвать Его дочерью (это никак не роль старшей сестры Евы, ибо у них разное происхождение). Она сотворена равной мужу — из глины.

В Библии упоминаний этого персонажа нет. Но ряд исследователей указывают на следующий стих:

Бытие 1:27

Картина Джона Кольера «Лилит», 1892, на которой изображена первая жена Адама согласно не православным источникам

Есть мнение, что речь в стихе не о Еве, так как сотворена она из ребра Адама, а здесь описывается некто равный мужчине.

Лилит — древний персонаж, она старше христианства и иудаизма. Она относится к временам, когда в мире ещё царил матриархат. Её имя уходит корнями куда-то в утраченные корни человеческой истории. Тем не менее, мы знаем о ней по некоторым источникам:

  1. Апокрифы;
  2. Каббалистические труды;
  3. Иудейские предания;
  4. Эзотерические трактаты.

По разным легендам, Лилит была наказана Богом и стала не то злым демоном, не то матерью разной нечисти. По другой версии, её наказали бесплодием, за что Лилит теперь мстит человечеству.

Ряд источников упоминает Лилит как жену или любовницу Каина. Православная традиция к этой женщине равнодушна и не исследует всерьёз её роль и возможность существования.

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. . Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Renckens H. Israel’s Concept of the Beginning: The Theology of Genesis 1-3. N. Y., 1964
  • Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия: Пер. с англ. М., 1998
  • Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953
  • Mazure A. Adame et Eve: Le thème d’Adame et Eve dans l’art. P., 1967

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector