Лень

Содержание:

Пагубное влияние этих греховных страстей:

  1. Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, – говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то – лежит, подошел, что хочешь – вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».
  2. Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение – это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.
  3. Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать – настолько его воля парализована.
  4. И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.
  5. По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.

Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек – он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни – он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.

Уныние — это тяжёлое последствие лени

Уныние — это неприятное состояние человеческого духа. Оно выражается в не желании что-то делать из-за сильной грусти.

При этом уныние может быть трёх видов:

Болезненное уныние. Это недуг, он требует лечения специалистом.

Временное уныние. Это огорчение из-за каких-то обстоятельств. Человеку нужно лишь время, чтобы отстрадать негативные эмоции и снова вернуть себя к жизни. Верующий человек может на короткое время переживать такие чувства, в них нет ничего предосудительного.

Картина Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев» иллюстрирует ужасный, унылый, аморфный мир, в котором все ленятся. Фото: lh4.googleusercontent.com

Сознательно продлеваемое уныние. Вот это уже грех. Человек имеет силы и возможности преодолеть свои трудности, но предпочитает сидеть и жалеть себя. Это состояние близко по своей природе к лени, но более тяжёлое. Преподобный Амвромсий Оптинский писал об этом:

Амвросий Оптинский

старец

Соответственно, уныние становится преградой между человеком и Богом. А это влечёт за собой более тяжёлые последствия. Отказавшийся от помощи Божией, унылый или ленивый человек имеет лишь одну дорогу — в грех, где он будет искать способы отвлечь себя от тоски.

Уныние — это закономерное последствие лени.

Хорошо бы так: поленился, полежал, взял себя в руки и пошёл жить праведно. Но в действительности ленивый человек страдает от того, что ничего не делает своей жизни.

В какой-то момент это становится невыносимым, а совесть грызёт за зря потраченные дни, месяцы, годы. Осознание своей бесполезности способно привести к глубокому унынию и болезненным депрессивным состояниям.

Потому с ленью лучше бороться на первых парах.

Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:

1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, ты конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его.

Что значит смертный грех

Что значит грех? Это действие, слово или помышление, которое противно Господу. Есть грехи тяжелые, обыденные, а есть смертные. Под последними понимаются тяжелые прегрешения, которые в случае нераскаяния закрывают двери для спасения души.

В католичестве и православии имеются некоторые различия в этих понятиях, но в целом суть ясна – поведением, мыслями и чувствами человек отдаляется от Бога, искажает его замысел, ведь Господь сотворил его по своему подобию. Любая греховная страсть, будь то блуд или алчность, особенно если она захватывает человека целиком, лишает душу Божественной благодати, губит ее.

Святые отцы сравнивают смертные грехи с тяжелым камнем. Если одеть его на шею и прыгнуть в воду, то человека ждет смерть. Так и грехи заставляют душу тонуть в «пропастях ада» под своей тяжестью. Смертные грехи потому и смертные, что умерщвляют душу, делают ее неспособной к покаянию, милосердию, любви.

дальнейшее чтение

  • Такер, Шон. Добродетели и пороки в искусстве: справочник (Юджин, штат Орегон: Cascade Press, 2015)
  • Шумахер, Мейнольф   (2005): «Каталоги демонов как каталоги пороков в средневековой немецкой литературе:« Des Teufels Netz »и роман Ульриха фон Эценбаха об Александре». В саду зла: пороки и культура в средние века . Под редакцией Ричарда Ньюхаузера, стр. 277–290. Торонто: Папский институт средневековых исследований.
  • Божественная комедия («Ад», «Чистилище» и « Парадизо ») Данте Алигьери.
  • Summa Theologica , Фома Аквинский
  • Концепция греха , Йозеф Пипер
  • Путеводитель по аду , Майкл Паулс и Дана Факарос
  • Священное происхождение глубоких вещей , Чарльз Панати
  • Королева фей , Эдмунд Спенсер
  • , Oxford University Press (7 томов)
  • Ребекка Конындык ДеЯнг , Сверкающие пороки: новый взгляд на семь смертных грехов и средства от них (Гранд-Рапидс: БразосПресс, 2009)
  • Соломон Шиммель , Семь смертных грехов: еврейские, христианские и классические размышления о психологии человека (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1997)
  • » Доктор Фауст » Кристофера Марлоу

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Сколько страстей и чем они отличаются от грехов

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что страсть и есть порок, слившийся с самим человеческим естеством. Происходит это под влиянием постоянно совершаемого греха, который свивает в сердце своё гнездо. В результате человека не надо побуждать грешить. Он сам стремится к нечестию с неодолимой силой. По сути, это рабство греха.

Страстью также называется порочное желание, побуждающее человека к совершению целого ряда грехов. Так, святитель Игнатий Брянчанинов составил список из 8 страстей тех нечестивых поступков, к которым они побуждают.

Возьмём, к примеру, гнев. За ним следуют:

  • жажда мести;
  • ярость;
  • помрачение рассудка в порыве бешенства;
  • постоянный крик;
  • взрыв эмоций;
  • сквернословие;
  • ненависть;
  • насилие;
  • убийство;
  • злопамятность;
  • враждебность;
  • непрестанная обида;
  • клевета;
  • осуждение.

Список главных порочных страстей практически полностью совпадает со списком смертных грехов. Иногда к страстям добавляется непрестанная печаль.

Есть ли какая-либо принципиальная разница между грехами и страстями?

Да, есть. Если грех — это действие, то страсть — причина его совершения:

Смертным может быть любой грех, совершённый однократно, если человек не желает в нём каяться. Многие считают, что если блудить, злоупотреблять алкоголем, сквернословить и грешить как-нибудь ещё лишь изредка, то это и грехом не считается. Так человек становится на скользкую дорожку, на которой осознанное совершение нечестивых поступков приводит его к вражде с Богом.

Признаки этих грехов:

  1. В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки – сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.
  2. Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, – ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону – завтра, всё завтра.
  3. Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело – ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда – целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.
  4. Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота – признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.
  5. Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы – нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» – восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение – это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.

Изменение взгляда на работу и отдых

Когда Бог творил этот мир, Он использовал слово  “хорошо”. Но после создания человека по образу Своему Он сказал “хорошо весьма” (Быт. 1:31). В конце первой главы Бог утверждает уникальную цель, миссию, для носителей Своего образа: они должны владычествовать над всем творением (подчиняясь Божьей власти). С первых дней творения мы призваны управлять этим миром и видеть его как объект творческой, целенаправленной работы. Носители Божьего образа должны были посвятить себя работе, несущей процветание человеческой расе и прославляющей Бога. Когда же Бог завершил процесс творения, Он, написано, “почил от всех дел” (Быт. 2:1-3). Почему Бог решил отдохнуть? Разве Он устал? Нет. Это было празднование Своего труда. Он наслаждался прекрасными результатами Своей творческой работы. Бог и теперь продолжает Свой труд через Церковь. Бог повелел нам почивать в Господний День, чтобы мы могли праздновать Его труд в этом мире и наш труд в Его царстве – труд, приносящий Ему славу. Мы празднуем и отдыхаем в процессе свершения Божьего труда во Христе. Мы практикуем “евангельский отдых” в День Господень, чтобы иметь силу свершать “евангельский труд”. Нам нужно усвоить правильный порядок: отдыхаем, чтобы работать.

Еще до грехопадения Бог насадил сад, чтобы человек работал в нем – ради пропитания носителей Божьего образа и общего блага (Быт. 2:8-15). С точки зрения Библии, работа не является необходимым злом. Она – благой дар суверенного Бога. Полагать, что работа является необходимым злом – значит восставать против Божьего замысла. И работа, и отдых одинаково важны. Всякий, кто посвятил себя работе, будет дисциплинировать себя в плане отдыха, чтобы быть способным эффективно выполнять свою работу. Работа уникальным образом связана с целеустремленной жизнью и обладает внешней направленностью – т.е. мы что-то делаем для своей семьи, общества; делаем этот мир лучше. Работать – значит посвятить себя делу общего блага (независимо от того оплачивается работа или нет). А лень – это бунт носителей Божьего образа против Творца.

Похоть (блуд, прелюбодеяние)

Или иначе половая распущенность, сексуальная неразборчивость. Корень этого «порока» — та же пустота от нехватки любви, душевного тепла. Здоровое сексуальное поведение – это когда секс становится проявлением любви, когда она уже есть внутри. Похоть, блуд – это компенсация отсутствия любви. Опять вакуум, душевная пустота. До тридцати лет человек, как сосуд, сперва наполняется любовью. Начинают заполнять сосуд родители, затем – возлюбленный, партнёр. Если родители «схалтурили», в дальнейшем человек начнёт компенсировать образовавшуюся пустоту беспорядочными половыми связями, вплоть до сексуальной зависимости, нимфомании.

Как правильно исповедовать свои плотские грехи говорили многие святые отцы

Как правильно готовиться к исповеди, а также как исповедоваться пишут многие святые отцы.

Готовиться к исповеди — это значит сделать испытание своей совести, а также покаянным образом нужно пересмотреть всю свою жизнь, насколько это возможно. Нужно вспомнить все, о чем вы согрешили против Бога и против ближнего своего. Перед исповедью нужно обязательно помолиться, чтоб Бог открыл человеку глаза на все его совершенные грехи. Нужно отбросить стыд и страх и принести слезное покаяние.

Например, святой Феофан Затворник писал, что стыд и страх на исповеди спасительны для души человека, а также он советует:


Святой Феофан Затворник

Но важно понимать, что на исповедь вы должны не просто принести список ваших грехов, а именно принести слезное покаянное чувство и сокрушенное сердце. Святитель Василий Великий рассуждал немного иначе:

Святитель Василий Великий рассуждал немного иначе:


Святитель Василий Великий

Поэтому важно на исповеди молиться, осознавать свои грехи. Также перед исповедью попросить у всех прощения

Как избавиться?

Очень важно уметь распределять свое время. Оставлять немного и для отдыха, лени, ничегонеделанья, в конце концов, для себя

Как уже было рассмотрено ранее, иногда именно усталость приводит к тому, что человек сидит в ступоре — его организм вовсю сигналит, кричит, чтобы он остановился, но он мучает себя, а главное, все равно безрезультатно.
План на день — отличный способ самоконтроля. Хорошо, если он — промежуточный этап, ведь в конечном итоге необходимо научиться бессознательному контролю, без бумажек и подсказок. Но для начала самый простой список на белой линованной бумаге — лучшее, что можно придумать. В плане следует учесть все: не только важные дела (стараться за один день воплотить в жизнь недельный план — глупая затея), но и каждодневные мелочи и, разумеется, передышку. Отделять под каждый пункт достаточное количество времени. Следовать плану четко.
Многие ошибочно советуют ставить максимально сжатые сроки. Это неправильно. Верно будет размышлять рационалистично: за какое время вы на самом деле способны выполнить то или иное задание.
Кроме того, важна нацеленность на результат. Очень тонкая грань между пессимизмом и оптимизмом: выложиться на полную, чтобы все было выполнено в лучшем виде, и в то же время предусмотреть возможность развития ситуации, если то, как было задумано, не выйдет.
Развитие мотивации — немаловажный фактор. Обычно рекомендуют обещать самому себе вознаграждение. Следует мыслить глобальнее: понять, что результат — уже огромная награда. Начать гордиться собой, своими достижениями, даже поначалу небольшими. Ведь чем может похвастаться тот, у кого в приоритете лень? Антоним к этому слову, «трудолюбие», ценится гораздо больше.

Грех пасмурного настроения

С точки зрения психологии, уныние — это «проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил».

По мнению профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук, автора монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрия Щербатых, главной причиной уныния являются наши не оправданные ожидания и надежды. Кроме того, его может спровоцировать усталость, болезнь, хроническое недосыпание, кризис среднего возраста и прочее. С унынием необходимо бороться, иначе оно может очень сильно навредить человеку, если перейдет в разряд депрессии.

«Это угнетенное состояние человека вызывает биохимические нарушения в центральной нервной системе, в первую очередь сбивается обмен нейротрансмиттеров — веществ, регулирующих психическую деятельность», — говорит Щербатых.

Достаточно точно симптомы депрессии описал в Библии царь Давид:

Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу… Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего… Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих — и того нет у меня.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Лучшая статья для Вас, переходите: Барнаульское чудо

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Смертные грехи в православии. Список.

Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.

Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.

Лень, праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.

Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.

Зависть, ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.

Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.

Сребролюбие, алчность, жадность, скупость

Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Лучшая статья для Вас, переходите: 10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов

Влияние на душу человека

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим.

Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, так как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика (человека, отступившего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений), то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий(вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви, духовные лекарства и духовное закаливание). А за прелюбодеяние отлучали от Причастия от 9 до 15 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!

Преподобный Иоанн Лествичник

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, шутит и живет только этим. Посмотрите на современное телевидение – и там вы найдете только блуд и чрево. И больше ничего.

Почему уныние признается смертным грехом?

Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам: 

  • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
  • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе; 
  • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

О последствиях страсти

Последствия страсти разрушительны как для материальной жизни человека, так и для его души. Ленивый человек трудно находит и быстро теряет работу, часто не уживается с родителями, разрушает свою личную жизнь.

Духовные потери – не так очевидны, но зачастую намного страшнее финансовых или профессиональных. Лень приводит к застою духовной жизни, отсутствию роста, наконец – к тяжелому голоду души. Он часто выражается у склонных к праздности людей в формах различных зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой.

Все это – проявления голода души, зажатой тисками страсти, не могущей раскрыть присущие ей Божии дары. В конце концов это ведет к заболеваниям, а то и полному разрушению жизни.

Страшна по последствиям также духовная леность, все более удаляющая человека от Бога, погружающая его в пучину собственной гордости. Такая леность едва ли излечима человеческими силами. Поэтому, по словам К.С.Люьиса:

Православные подвижники о борьбе с леностью

Опасность страсти столь велика, что множество отцов-аскетов не раз высказывались как о самой лени, так и о возможностях борьбы с ней.

Свт. Феофан Затворник именует лень «запевальщицей» хора множества страстей, которые она несет с собой.

Св. Иоанн Лествичник предостерегал, что страсть проявляется различным, даже прикровенным  образом. Например, многие христиане предпочитают сходить на богослужение, либо побольше помолиться дома, но не помогать семье в хозяйственных делах, не заботиться о ее пропитании.

Лицемерие таких христиан резко обличал еще апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних непечется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Старец Никодим Святогорец обращает внимание на еще одну опасность лени – она съедает и так малое время человеческой жизни. Оно уходит на праздность, в пустоту, а в час смерти человек является перед Богом без добрых дел, подобно человеку из притчи о талантах, зарывшему серебро в землю

Как бороться?

Прежде всего – не считать леность малым или простительным согрешением. Прп. Ефрем Сирин пишет: «кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать». А потому не стоит заблуждаться – лень ведет душу и тело к гибели, и бороться с ней надо серьезно.

Свт. Иоанн Златоуст предлагал при нападении страсти подумать о последствиях, материальных и духовных.

Авва Исайя Скитский советовал приводить при нападении помыслов лености тут же вспоминать о смерти, о том, что каждый день жизни может оказаться последним.

Интересный фактФизический труд советовал прп. Серафим Саровский. Его часто видели с тяжелой котомкой. Когда же старца спрашивали, что он делает, он кратко отвечал: «Томлю томящего мя!» 

Особенно много говорят о лености старцы Оптинские, ведь жили и подвизались они в век растущего безбожия, маловерия, а значит – распространения также порока лени. Их советы конкретны, просты, понятны малоцерковным мирянам:

  • Старец Макарий Оптинский советовал, учитывая опасность греха, совсем не надеяться на свою силу при его преодолении, но постоянно просить Бога о помощи. Самому же человеку стоит сохранять страх Божий и бодрость.
  • Прп. Амвросий предлагал часто вспоминать слова Христа о том, что «царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12).
  • Старец Антоний (Путилов) считал лучшим средством от лени молитву Иисусову.
  • А вот прп. Иосиф Оптинский, говоря о том, что постоянно следует понуждать себя на труд, душевный и телесный, дает совет тем, кто, несмотря на все усилия, с ленью бороться не может: постоянно укорять себя за нерадивость и обязательно – каяться перед духовником на исповеди. Так постепенно будет умирать этот грех.
  • При этом, по слову того же старца, следует избегать чрезмерной требовательности к себе. Нужно различать лень и усталость. Если человек от физического изнеможения не может выполнить молитвенного правила, Господь не требует от него дел сверх сил. Если же, предупреждает св. Иосиф, просто не хочется молиться, то это уже – проявление греха лени.

Лень – коварный грех. Проникая в тело и душу, она расслабляет человека и делает его неспособным бороться. Поэтому страдающему страстью стоит двигаться малыми шагами, но упорно. Лишь тогда Господь, видя благое намерение, пошлет действенную помощь в борьбе с грехом.

Наталья Сазонова.

Шаблоны исповеди

Исповедь — это акт признания совершения греха священнику, который, в свою очередь, простит человека во имя (в личности) Христа, совершит покаяние, чтобы (частично) восполнить проступок, и посоветует этому человеку о том, что ему или ей следует делать потом.

Согласно исследованию о. Роберто Буса , ученый-иезуит, самый распространенный смертный грех, который исповедуют мужчины, — это похоть, а женщинами — гордость. Было неясно, были ли эти различия связаны с фактическим количеством нарушений, совершенных каждым полом, или же различия во взглядах на то, что «имеет значение» или в чем следует признаться, вызвали наблюдаемую закономерность.

Уныние (печаль, лень)

Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход.

В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему. Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс. Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция. Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность. Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти!

Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

К чему приводит лень человека?

Последствия лени могут быть ужасны, вплоть до потери работы или отчисления из ВУЗа, потери семьи и осуждение со стороны близких людей. Ведь изначально человек не задумывается над тем, что может сделать с человеком лень, а понимает это спустя время, когда, зачастую, бывает уже поздно. Но главное, это осознание того, что ты столько времени потратил зря, а мог бы уже много чего добиться.

Как бороться с ленью и апатией?

Есть несколько способов, как победить лень и апатию в себе:

  1. Начните общаться с коллегами.
  2. Не общайтесь с людьми, настроенными пессимистично и видящими мир только в серых тонах.
  3. Избавьтесь от старых и ненужных вещей, лежащих про запас.
  4. Разнообразьте свой досуг.
  5. Ставьте цели и добивайтесь их.
  6. Займитесь спортом. Замечено, что когда наваливается лень и умственная усталость, нет ничего лучше, нежели встать и сделать несколько физических упражнений.
  7. Награждайте себя за победы.

Как бороться с ленью к учёбе?

Борьба с ленью в школьном возрасте должна начинаться с выявления причин ее возникновения. Зачастую это стресс, вызванный неудачами в обучении. Для того чтобы усилия увенчались успехом:

понять причину стресса и по возможности удалить ее;
освоить техники быстрого успокоения;
вести здоровый образ жизни;
правильно организовывать свое время;
научиться распределять внимание;
выбрать себе хобби.

Как победить лень и начать заниматься спортом?

Лень – первая причина, по которой люди не занимаются спортом. Данные советы для тех, кто задается вопросом, как побороть лень и заняться спортом:

  • поставить перед собой цель и разработать план ее достижения, следовать ему неукоснительно;
  • использовать метод кнута и пряника – достигли какого-либо, даже самого маленького, результата – наградите себя;
  • час в день лежать в полной тишине;
  • перебороть лень и в других сферах своей жизнедеятельности;
  • научиться верить в себя и не пасовать перед трудностями;
  • смотреть на вещи реально, не переоценивая своих возможностей и не ставя недостижимых целей;
  • принимать контрастный душ, который бодрит по утрам и приводит тело и кожу в тонус.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что означает слово аминь в православии

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

Господь всегда с Вами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector