Какой праздник после пасхи
Содержание:
- Обрядность недели после Пасхи
- Навский четверг
- Молитва вдовца
- Среда-хороводница — великое повечерие
- История праздника и отличие от Пасхи
- Подготовка к Песаху
- Традиции празднования
- Что нужно делать в период после наступления Пасхального Воскресенья
- Как правильно поминать усопших и что нужно делать на кладбище
- Исторические вехи в Православии
- Почему Церковь освящает куличи и пасхи
- Что такое артос, раздаваемый в Светлую субботу
- Другие дни и советы по празднованию
- Как пройдет Седмица в 2020 году
- Неделя мытаря и фарисея
- Традиции пасхальной недели и обряды
- Какие бывают седмицы?
- Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
- Неделя 6‑я – о слепом
Обрядность недели после Пасхи
Самое сердце христианского календаря, его центральное место занимает, конечно же, Пасха. Поскольку многие христианские праздники переходящие (т. е. не имеющие точной даты), то немногие знают или попросту забывают, какие праздники идут сразу после нее. Первая неделя начинается с воскресенья и называется Светлой Седмицей.
Не только выходные, но все будни наполнены для верующих необычайной радостью, когда отменены даже два еженедельных дня поста — среда и пятница.
Читайте еще: Красят ли яйца на Радоницу и можно ли печь куличи
Дни пасхальной недели:
- поливальный понедельник;
- вторник — купалища;
- среда — хороводница;
- навский четверг;
- пятница — прощеный день;
- суббота — хороводницы.
В славянской традиции в это время было принято встречать весну, устраивать свадьбы, а также посещать кладбище. Церковные праздники, соответственно, расходятся с языческими традициями, но народные обычаи впитали в себя понемногу от всего. Расскажем, какие были именно церковные праздники после Пасхи.
Навский четверг
Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины — рушники, и каждый — ленту».
В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.
В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.
Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней — до самого Вознесения.
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Среда-хороводница — великое повечерие
Празднование набирает силу. Церковь к середине Светлой седмицы разрешает употреблять вино и скоромную пищу. Но крепкий алкоголь все равно не приветствуется. К вечеру начинаются народные гулянья – хороводы.
В Беларуси ходит название «градовая среда» и «ледовый день». Люди ставили свечки в церкви от повреждения посевов. В некоторых местах праздничные хороводы, начавшиеся сегодня, продолжались каждый вечер, вплоть до Троицы.
Болгары в светлую среду совершали обряд Мара Лишанка. Из подручных материалов создавалась кукла. Ее наряжали в платье невесты и украшали. Девушки собирались, по очереди передавали друг другу оберег и пели приворотные куплеты. Затем все расходились. По другим источникам, кукла вызывает дождь. Для большего эффекта ее нужно искупать в реке или и вовсе, пустить ее в плаванье.
История праздника и отличие от Пасхи
«Песах» в переводе с иврита – «пройти мимо». Имеется в виду библейский эпизод во время десятой египетской казни.
За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось.
Всевышний велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья перед казнью зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь. И в ночь на четырнадцатый день нисана Господь прошел мимо помеченных домов.
Потеряв собственного сына, фараон решил отпустить евреев и Моисей увел их из египетского рабства.
С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах – праздник исхода из Египта, который также называют временем рождения еврейского народа.
Это событие не имеет ничего общего с христианской Пасхой, которая прославляет воскрешение Иисуса Христа из мертвых.
Однако некоторые связи двух праздников прослеживаются в Библии. Например, 14 нисана по Новому завету состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Спасителя с учениками перед распятием.
В описании Тайной вечери также есть прямой отсыл к Ветхому завету – Иисус уподобил себя пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.
Фото: wikipedia.org
Евреи покидают Египет, Давид Робертс,1829 год
Подготовка к Песаху
Готовиться к празднику начинают задолго до его наступления, сразу после окончания Пурима.
Евреи тщательно убирают свои дома и, в частности, избавляются от хамца – продуктов, прошедших процесс брожения, – хлеба, пива и других.
В дни Песаха евреям запрещено не только употреблять хамец, но и хранить его. Есть можно только мацу – пресные хлебцы из пшеничной муки.
Ограничение связано с исходом иудеев из Египта: покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться пресной мацой.
Традиции празднования
Празднование Песаха очень строго регламентировано. В первый день праздника запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.
Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями».
Праздничный ужин – седер, наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха, приглашая родственников и тех, кто на время праздника остался один.
На столе должна присутствовать специальная еда: маца – пресные хлебцы, которые едят несколько раз на протяжении трапезы, зроа – кусочек жареного мяса на кости, марор – горькая трава и карпас – любая зелень с огорода, харосет – микс из перетертых яблок и орехов, хазерет – тертый хрен и бейца – вареные яйца.
Фото: jew-observer.com
Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода.
Во второй части ужина могут подаваться и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированная рыба.
При этом не всю пищу на седере едят – некоторые блюда имеют исключительно символическое значение
Например, зроа призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.
Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) – по числу обещаний, данных Богом избранному народу.
Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым – он предназначен для пророка Элияха.
Фото: Getty
Еврейская семья празднует Песах
Важной составляющей вечера является чтение молитв и благословений, а в конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.
После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод».
Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а перед их преследователями сомкнулись, поглотив египетское войско.
В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.
Фото: wikipedia.org
Переход евреев через Красное море
Иван Айвазовский, 1891 год
Что нужно делать в период после наступления Пасхального Воскресенья
У православных догадаться о том, что можно делать, а что нет, можно по народным названиям Светлой Седмицы. Период непрерывного празднования не означает только бесконечное чревоугодие, поедание лакомств и алкогольные возлияния.
Читайте еще: Какой праздник перед Пасхой за неделю в субботу
Молодежь в этот период непременно устраивает развеселые гулянья, предается забавам и играм на свежем воздухе, развлекается и лакомится всяческими вкусностями после длительного и сурового времени до Великого поста. Однако есть давно установившиеся рекомендации относительно того, чем нужно заниматься всю неделю после Пасхи:
- благотворительностью, щедрой и бескорыстной помощью голодным и нуждающимся, родным и близким и абсолютно посторонним, если это заметно невооруженным глазом или прозвучало в просьбах;
- наполнять всю неделю после Пасхи радостными событиями, счастливыми моментами, приятным отдыхом от домашних и деловых забот, наслаждаться каждым мгновением, по поводу и беспричинно;
- можно ходить по гостям, присматривать себе пару, разжигать костры, петь и танцевать, кататься на качелях, дополнительно святить куличи и яйца.
От того, как называется этот период, следуют и основные занятия:
- Светлая – нельзя горевать и допускать мрачные мысли;
- Радостная – радоваться тому, что Господь воскрес, и поздравлять друг друга с произошедшим событием;
- Славная – потому что нужно славить Иисуса Христа, который принял за человечество крестные муки.
Обратите внимание!
Светлая Седмица всегда сопровождается колокольным звоном (на колокольню пускают даже простых энтузиастов, владеющих техникой), крестными ходами, ежедневными богослужениями, возложением на престол Плащаницы.
Как и на Страстной неделе, у каждого дня на первой неделе после Пасхи есть свое название, народное и церковное. И от того, как называется каждый день, зависят и непременные действия, подлежащие выполнению, и четко сформулированные запреты.
Обязательное условие – посещение церкви. И 40 послепасхальных дней считаются праздничными и радостными – именно столько длится всеобщее ликование по поводу Великого События – Воскрешения Иисуса Христа после погребения его тела. Но самыми значимыми из них традиционно считаются первые 8 – Пасхальное Воскресенье и неделя после Пасхи.
Читайте еще: Кулич на 1 литр молока: рецепт самый лучший
Как правильно поминать усопших и что нужно делать на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника.
Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Очень часто на кладбище можно увидеть богатые столы с большим количеством спиртного. Однако, как утверждают священники, это грех. В этот день допускается только выпить, но напиваться нельзя. Лучше же всего на Радоницу помолиться об усопших, чем принимать спиртное.
Как уже упоминалось еду оставлять на могилах не нужно, священники советуют лучше эту еду отдать беднякам и нуждающимся. Это будет символом того, что даже после смерти усопший может помочь другим людям.
Поэтому единственное, что должно быть на могиле — зажженная свеча. Устраивать же застолье тоже не рекомендуется. Согласно принципам православия, когда в этот день вы придете на кладбище необходимо для начала убраться на могиле и вспомнить умерших родственников при жизни.
Желательно в этот день, перед тем, как отправиться на кладбище, посетить храм. Там можно помолиться за умершего, а также заказать панихиду.
Можно ли на Радоницу убираться на кладбище
Убираться на кладбище на Радоницу можно. Радоница в 2021 году — это особый день поминовения усопших, который приходится на второй после Пасхи вторник.
В период с Вербного Воскресенья до Радоницы православные верующие не посещают кладбища (кроме похорон), так как вся жизнь христианина в это время сосредоточена вокруг событий, происходивших две тысячи лет назад — Распятия и Воскресения Христа.
На Радоницу же принято поминать умерших близких в храме, а также молитвой на кладбище, и, конечно же, приехав на могилу, странно не навести при необходимости на ней порядок.
Можно ли на Радоницу поминать самоубиенных
Поминовение для верующего человека — это в первую очередь молитва, но Церковь не молится за самоубийц как за тех, кто самовольно отверг Бога. Имена самоубийц не пишут в записках, за них не вынимают частичку ни Литургии, о них не молятся на панихидах.
Конечно, близким человека, совершившего суицид, он все равно остается дорог, и невозможность молитвы только усиливает боль. В Церкви есть особый чин молебна в утешение и поддержку скорбящих родственников, но совершается он по отдельной договоренности со священником и не является поминовением.
Самоубийц можно поминать в личной молитве, читая, например, молитву преподобного старца Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
Исторические вехи в Православии
Ровно 2020 лет назад на Ближнем Востоке стали разворачиваться события, в корне изменившие не только ход мировой истории, но и общественный строй, а также историю человеческих религий. Для истинно верующего человека каждый день Церковного календаря наполнен великим смыслом.
Православная церковь отмечает преходящие и имеющие закрепленные календарные даты, дни, посвященные Апостолам, мученикам за веру Христову, чудотворным иконам.
Важно!
Задолгоперед Пасхой православные начинают готовиться к самому светлому и самому важному празднику в христианской религии, соблюдая Великий пост, для физического и духовного очищения. Дата Великого Воскресенья высчитывается ежегодно, в 2020 году она пришлась на 19 апреля
Но еще в период соблюдения строгих ограничений в пище православные начинают готовиться к великим вехам в своей истории.
Обычный перечень предписаний, какой праздник перед Пасхой отмечается с особенным пиететом, что в нем является обязательным, и что не следует делать верующим, начинается с Вербного Воскресенья, которое приходится ровно за неделю до Воскресенья Пасхального.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи
Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, З—4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Что такое артос, раздаваемый в Светлую субботу
В субботу после Пасхи православные получают артос. Так называется священный хлеб, его название с греческого переводится как «квасной хлеб». В дни Светлой седмицы его кладут на самом видном месте, у икон Воскресения Господня, а по окончании пасхальных торжественных мероприятий раздают прихожанам.
Артос христиане употребляют много столетий. На 40-й день после Воскресения Спаситель вознесся на небо. Для Его учеников и последователей утешением были молитвенные воспоминания о Нем. Во время общей молитвы вспоминали Тайную Вечерю. Когда начиналась обыкновенная трапеза, ученики и последователи первое место за столом освобождали для невидимо присутствующего Иисуса Христа и клали на это место хлеб.
У первых пастырей Церкви появилась традиция полагать в храмах хлеб. На артосе изображают только крест с терновым венцом. Освящают его чтением особой молитвы, окропляют святой водой, кадят в первый день Пасхи, когда уже прочитана заамвонная молитва.
Артос – символ тела Христа, поэтому считается целебным. Им можно излечить недуги, слабости, укрепить духовное здоровье. Чтобы излечиться, съедают кусочек священного хлеба и произносят «Христос воскресе!». Хранят артос в углу с иконами. Испорченный хлеб или сжигают, или с чистой водой выливают в реку.
Другие дни и советы по празднованию
Все, что нужно знать о Пасхальной неделе, прививается истинно верующим с младенчества и входит в традиционное религиозное воспитание. Человек, у которого веруют родители или дедушка с бабушкой, знают, что на Светлой Седмице надо соблюдать следующие правила:
- до сорокового дня приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе», ответом на которые должна быть форма «Воистину Воскресе»;
- утренние и вечерние молитвы заменяются на пение пасхальных часов;
- крестный ход на Пасхальной неделе совершается ежедневно, как и причащение святых тайн, колокольный звон во все колокола;
- постные дни (среда и пятница) отменяются, достаточно просто не есть с полуночи и до момента совершения обряда святого причастия.
Традиции, церковные и народные, в православии тесно переплетены между собой. Отсюда многочисленные народные обряды, приметы и верования, церковные праздники, определяющиеся днем Пасхальной недели. В понедельник после Пасхи православная церковь отмечает День Мучеников Мануила, Феодосия и Матроны Солунской.
Как пройдет Седмица в 2020 году
В связи с известными событиями, связанными с пандемией, православных христиан в 2020 году просят воздержаться от посещения храмов, это требование санитарных властей. В Москве и Подмосковье церковные службы Страстной седмицы и Пасхи проведут в отсутствие прихожан, а только при участии клира храма, а также «сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо», по словам Митрополита Дионисия.
Далее цитата: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции».
Неделя мытаря и фарисея
Называется она так, потому что в храмах читаются триоди «о мытаре и фарисее». Это подготовительная неделя перед Великим постом, и она настраивает верующих на то, чтобы заглянуть в себя и оценить, не слишком ли мы превозносим свои достижения перед Богом, не сравниваем ли себя с другими, открыто ли наше сердце, полны ли мы покаяния. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о двух людях, пришедших в Храм. Один из них был праведным фарисеем, соблюдавшим все обряды, другой – мытарем, то есть сборщиком налогов, которые часто были корыстными и нечестными людьми. И фарисей перечислял все свои добродетели и, наконец, поблагодарил Бога за то, что не такой, как этот мытарь. Тем временем мытарь не смел поднять глаза и только повторял «Боже, милостив буди мне грешному»
Эта притча подчеркивает важность искреннего покаяния и смирения и учит не превозноситься над другими людьми. В наступившем году неделя мытаря и фарисея продолжится с 29 января по 4 февраля
Традиции пасхальной недели и обряды
По традициям, девушки, наряжаясь в свои лучшие наряды, состязались в ловкости, сбивая длинной расписанной палкой фигуры из дерева. Это проводилось для того, чтобы парни смогли выбрать себе самую ловкую и проворную жену.
Обряды и традиции отличались в зависимости от деревни, где проводилась послепасхальная неделя:
- Понедельник в некоторых регионах называют Обливанным: в этот день девушек обливают холодной водой с ведра.
- Всю неделю определенный мужчина проводил Волочебные напевы (от слова “волочиться”): ходил по селу и напевал песнопения. Считалось, что это позволит сделать урожай более насыщенным.
- Во вторник существовал обряд обливания ледяной водой тех, кто проспал заутреню (молитву, совершаемую рано утром).
- Девицы собирались на церковной площади покрасоваться, показать свои наряды, после чего разъезжали на лошадях по селу.
- Мужчины и женщины проводили поиски цветы ряста (хохлатка), топтали их, повторяя: “Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать”.
- В первую среду после Пасхи обходили поля с громничной свечой — это предохраняло посевы от летнего града.
- Начиная с четвертого дня проводили смотрины – свободные от уз брака юноши приглядывали себе невесту.
- В четверг устраивали обряд “вождение кобылы”: прикрепляли самодельную голову к палке, подвязывали хвост и поверх накрывали тканью. Сверху на импровизированную лошадку садились те, кто хотел поучаствовать. Один из селян переодевался в цыгана и выгуливал лошадь по дворам. Когда “кобыла” падала, цыган “грыз” ей ухо, и она поднималась
На заметку! Девушки в пятницу умывались холодной водой — этот процесс помогал оставаться здоровее весь год, согласно народным повествованиям.
Одной из популярных игр была катание яиц. Возле невысокой горки складывались полукругом яйца желающих поучаствовать. После чего один из тех, кто принимает участие, скатывает свое сверху, пытаясь сбить максимальное количество чужих. Сбитые трофеи оставляет себе, если не сбил ничего – лишается своего. Каждый раскрашивал свой реквизит как можно ярче и необычнее, чтобы проще было определить, где чье лежит. Такая игра существует с языческих времен и была призвана к пробуждению сил земли и обеспечению хорошего урожая.
Какие бывают седмицы?
Верующие люди, начиная семидневную неделю в понедельник, придерживаются поста в среду и пятницу каждой седмицы. В эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения. Но в дни светлых празднеств церковь делает исключения. В первую неделю после Пасхи, завершающую долгий строгий пост, наступает сплошная Светлая седмица. Слово «сплошная» означает, что люди, которые строго соблюдали пост, могут все дни недели кушать скоромную еду, чтобы восстановить силы как физически, так и духовно. Всего в церковном календаре пять сплошных седмиц, в народе такие недели называют Всеядными, все они призваны поддержать верующих до или после долгих строгих постов.
5 / 5 ( 1 голос )
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
С использованием материалов zavet.ru
Радоница в 2022 году – 3 мая, в этот день рекомендуется вспомнить об усопших, посетить кладбище и помолиться.
- Радоница: день уставших ног и большого веселья
- Радоница: о тайне, требующей уважения
Неделя 6‑я – о слепом
Этот праздник напоминает нам об исцелении Господом слепорожденного, описанном в Евангелии (Ин.9:1–38).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23), а дарованием прозрения очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, «Света податель, от Света сый Свет» (Синаксарь недели), и только в этом Свете можно узреть истину и спасение.
Кондак праздника: Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый.