Сквозь тысячу сто лет: как в северную осетию пришло православие?
Содержание:
- Осетины сегодня
- Осетины — религия
- Центр христианства на Северном Кавказе
- Ислам в Осетии традиционно соседствует с православным
- Осетины и мусульманство
- Традиции осетин
- Появление христианства в Осетии
- Земля Алания
- Падение Византии, дружба с Грузией
- Хозяйство
- Крещение раньше Руси
- Гибель Алании
- Пятидесятники и общины Осетии
- Проявление христианства в Осетии
- Происхождение народности
- Распределение по языковых группах
- Этногенез Осетинов
Осетины сегодня
Немалая часть осетин по сей день верна традиционным верованиям. Разные сёла республики имеют свои святилища и молельни. На сегодняшний день Осетия восстанавливается и реконструируется. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а те, кто остались, живут на маленькую зарплату. Людям очень тяжело заниматься строительством или приобретать необходимые продукты питания, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин недостаточно быстро развивается, пока что у них нет возможности получить хорошее образование и чего-то добиться в жизни. И это невзирая на то, что Осетия богата на цветные металлы, у них замечательная древесина, возрождается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого понадобится много усилий и новое правительство.
Осетины — религия
До X века осетины оставались язычниками, а потом под влиянием миссионеров начали переходить в христианство. В XIII веке большинство населения Алании под влиянием миссионеров из Грузии исповедовали христианство. В XVIII веке Западную Осетию захватил черкесы и пытались навязать осетинам ислам, но без особого успеха.
Вхождение Осетии в состав Российской империи укрепило осетин в их преданности христианству. Однако русских миссионеров осетины не жаловали, поскольку болезненно воспринимали все попытки извне влиять на своё вероисповедание.
Сегодня в Осетии исповедуется Восточное православие в сочетании с древними кавказскими обычаями.
Для осетина гость всегда был посланником Бога, и принимать гостей необходимо было по определённому ритуалу.
Гость не мог поздороваться и слезть с коня, пока его не встретит хозяин дома. Гость должен был заходить в дом только с правой ноги, чтобы хозяину сопутствовала удача. Хозяин с домочадцами обязаны были прислуживать гостю, хорошо накормить его и преподнести ему почётный бокал. Гость в свою очередь не должен был злоупотреблять гостеприимством и уметь вовремя откланяться.
У осетинского застолья тоже есть свод правил. Например, запрет на сквернословие, специальная рассадка участников (опоздавший усаживается в конце стола, после всех остальных), определённая одежда. Выпивать во время осетинского застолья можно только после тоста и так, чтобы не допустить сильного опьянения.
Осетинские свадьбы длятся по нескольку дней. В старину невесту нередко крали, чтобы не платить за неё выкуп. До наших дней сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими самыми близкими друзьями должен нанести невесте накануне бракосочетания, чтобы подарить ей обручальное кольцо.
Ещё одна красивая свадебная традиция осетин – это обряд снятия с невесты фаты на второй день свадьбы. Это делают специальным флажком, который потом хранится в доме новобрачных.
Погребальные обряды осетин не менее интересны. Известно, что XVIII-XIX веках все родственники умершего, которые приходили с ним проститься, становились на колени и двигались к гробу таким образом. Кроме того, они громко оплакивали усопшего: женщины рвали на себе волосы, а мужчины били себя плетью по голове.
У осетин также было принято проводить во время похорон состязания, а в качестве призов раздавать победителям ценные вещи скончавшегося.
Центр христианства на Северном Кавказе
Северная Осетия является единственной христианской республикой на Северном Кавказе, во Владикавказе размещены епархии Российской православной церкви (РПЦ), которые объединяют верующих этого региона.
Родная религия осетин имеет свою национальную идентичность и может стать основанием для существования Православия в этой стране, которое хранит христианские ценности и наследие аланов. РПЦ во Владикавказе начинает работу над разработкой осетиноязычного богослужения, начав перевод христианских текстов на осетинский язык. Возможно, на родном языке традиции проводить православные богослужения возвратятся в древние церкви, разбросанные в горных поселениях.
Политика правительства Северной Осетии в составе Российской Федерации направлена на проповедование и упрочение православной веры среди осетин (мусульман или христиан).
Ислам в Осетии традиционно соседствует с православным
Считается, что на территории Алании ислам был распространен ещё в VII веке. О распространении ислама среди осетин сообщает в своих трудах Вахушти Багратиони. Он говорит о том, что ислам в Древне Осетии исповедовали феодалы, тогда как основная масса крестьянства исповедовала христианство.
Ко второй половине XVIII века практически все аристократические фамилии осетин стали мусульманами. Крестьянство же своей вере не изменило.
Вахушти Багратиони — грузинский царевич, историк и географ. Первые свидетельства о том, что осетины исповедуют христианство содержаться в трудах Вахушти Багратионыи. Фото: upload.wikimedia.org
В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения. В конфессиональном отношении практически все мигранты являлись мусульманами-суннитами. В советский период в Северной Осетии мусульманское духовенство исчезло полностью.
28 февраля 1985 года председатель Совета по делам религий Константин Харчев сообщал в ЦК КПСС, что в Северо-Осетинская АССР не было ни одного зарегистрированного объединения мусульман. Связано это с теми гонениями, которые советские власти подвергли все религиозные объединения в Осетии.
Во времена СССР в Северной Осетии не было не одно исламского священника.
Возрождение исламского духовенство произошло только в наши дни. Так на пятом Съезде мусульман 17 марта 2021 года Хаджи-Мурат Гацалов открытым голосованием был единогласно избран новым муфтием Северной Осетии.
Доля мусульман среди осетин составляет около 15 %. Традиционно считается, что большинство из них дигорцы (один из субэтносов осетинского народа).
Мечеть Мухтарова (Суннитская мечеть), Владикавказ. Строительство мечетей в Северной Осетии возродилось с разрушением СССР. Фото: upload.wikimedia.org
К 1910 году на территории Северной Осетии действовало 35 мечетей. В советское время практически все мечети были закрыты или переоборудованы в другие социальные объекты. Некоторые мечети были разрушены.
В конце 1980-х годов началось восстановление закрытых ранее мечетей. На сегодняшний день в республике действует 22 мечети.
Осетины и мусульманство
VII столетие ознаменовалось завоевательными походами арабов, поэтому развитие христианства среди осетинского народа вновь приостановилось. На протяжении последующих столетий религиозная жизнь в стране имела нестабильный характер. Осетины-христиане повсеместно соседствовали с приверженцами исламской веры, поэтому происходило постоянное смешение элементов этих непохожих друг на друга течений.
Ислам не относится к религиям, которые исповедуются большинством осетин. Именно по этой причине такая вера никогда не оказывала существенного влияния на культурное развитие страны.
В XIX столетии в Осетии насчитывалось наибольшее количество мусульман – около 15 % от общей численности населения. После распада Советского Союза число верных сынов Аллаха уменьшилось до 10 %. Преимущественно они проживали на территории Северной Осетии и исповедовали ислам в форме ваххабизма. Сегодня число сторонников мусульманства в Осетии не превышает 5 %. В прошлом веке в этой стране действовало 35 мечетей. Сегодня их количество сократилось вдвое.
Традиции осетин
Для осетина гость всегда был посланником Бога, и принимать гостей необходимо было по определённому ритуалу.
Гость не мог поздороваться и слезть с коня, пока его не встретит хозяин дома. Гость должен был заходить в дом только с правой ноги, чтобы хозяину сопутствовала удача. Хозяин с домочадцами обязаны были прислуживать гостю, хорошо накормить его и преподнести ему почётный бокал. Гость в свою очередь не должен был злоупотреблять гостеприимством и уметь вовремя откланяться.
Три брата, олицетворяющих три касты: жрецы, аристократы и воины.
У осетинского застолья тоже есть свод правил. Например, запрет на сквернословие, специальная рассадка участников (опоздавший усаживается в конце стола, после всех остальных), определённая одежда. Выпивать во время осетинского застолья можно только после тоста и так, чтобы не допустить сильного опьянения.
Осетинские свадьбы длятся по нескольку дней. В старину невесту нередко крали, чтобы не платить за неё выкуп. До наших дней сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими самыми близкими друзьями должен нанести невесте накануне бракосочетания, чтобы подарить ей обручальное кольцо.
Осетинская невеста
Ещё одна красивая свадебная традиция осетин – это обряд снятия с невесты фаты на второй день свадьбы. Это делают специальным флажком, который потом хранится в доме новобрачных.
Погребальные обряды осетин не менее интересны. Известно, что XVIII-XIX веках все родственники умершего, которые приходили с ним проститься, становились на колени и двигались к гробу таким образом. Интересно, что подобная традиция существует и у цыган, откуда такое сходство остается только догадываться. Кроме того, они громко оплакивали усопшего: женщины рвали на себе волосы, а мужчины били себя плетью по голове.
Средневековый некрополь Даргавас
В средневековом некрополе 14-18 вв Даргавас захоронения были открытыми (без гробов) — труп покойного вносили через лаз и оставляли на деревянном настиле либо поверх ранее оставленных тел, мужские и женские тела размещались вместе
У осетин также было принято проводить во время похорон состязания, а в качестве призов раздавать победителям ценные вещи скончавшегося.
Появление христианства в Осетии
Как же стали христианами осетины? Религия эта пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках — это по официальным данным, но не многим известно, что познакомился народ с этой верой намного раньше. И входила в их жизнь она постепенно.
Ещё в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отхода Лазика к персам, религиозное учение не стало распространяться дальше. Снова христианство заявило о себе при походе Юстиана на Осетию и Кабарды. Произошло это уже в VI веке. При деятельности Юстиниана как миссионера стали строиться церкви, и из Греции пришли епископы. Именно на этот период припадает приучение осетин к элементам христианского культа и к обрядам. Но уже в VII веке начались походы завоевателей-арабов, что вновь приостановило развитие христианства.
Много веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и те, кто придерживался исламской веры. Обе ветви стали для них родными.
Земля Алания
Слово “осетины” появилось от грузинского именования “осети” или “овси”, что использовалось по отношению к предкам современных осетин. Такое название встречается даже в старорусских источниках, где осетинский народ определяется как “ясы” или “оссы”. Однако сами осетины по отношению к себе чаще используют иное определение — “аланы”, а свой край называют не Осетией, а Аланией.
Осетины — один из немногих сохранившихся ираноязычных народов. В отличие от других племён (киммерийцев, сарматов, скифов), аланы не растворились среди других народностей, а сохранили национальную самобытность.
Осетин (Кобан, 1881)
Падение Византии, дружба с Грузией
В конце X в. аланы заключают союз с русами, обеспечив таким образом Киевскому князю Святославу победу над хазарами, что помогло государству освободиться от влияния каганата и арабов. В независимой Алании в X-XII вв. наступает период высшего политического, военного и культурного расцвета.
Большое влияние на христианизацию алан в эти годы оказали дружеские отношения с Грузинским царством, где правил царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Они проводили активную просветительскую, миссионерскую и миротворческую политику во всем регионе. Важным моментом в истории упрочения христианства как религиозного мировоззрения осетин явилось появление Аланской митрополии. Грузинские миссионеры, пришедшие на земли осетин, занимались строительством небольших православных церквей, которые позднее стали превращаться в языческие святилища.
В Аланском государстве во 2-й половине XII в. начинается феодальная раздробленность, а затем после набегов татаро-монгол оно прекращает свое существование. В 1204 г. поход крестоносцев и взятие Константинополя привели к падению Византии.
Эпоха правления Золотой орды привела к изоляции осетинского населения, которые сохранилось только в районах горных ущелий, изолированное от остальных народов и государств. В период XII-XIII вв. произошло уменьшение влияния православия в регионе Северного Кавказа, основные массы населения придерживались полуязыческих верований, оставаясь оторванными от цивилизации.
Хозяйство
Самый тип хозяйства осетин отвечает условиям горной страны — оно сходно с хозяйством горного Дагестана. Основу его составляет земледелие и скотоводство; последнее преобладало в горах. Угодий, пригодных под пастбища, а тем более под пашню, мало, и лучшие земли были захвачены кабардинскими и грузинскими князьями. Земледелие было основано на примитивной технике: легкий деревянный горный плуг, борона-плетенка, уборка серпом, обмолот копытами скота. Сеяли в горах просо и ячмень, на плоскости также пшеницу, с середины XIX в. и кукурузу. В горах разводили овец, отчасти и крупный рогатый скот.
Сейчас осетинские колхозы получили в предгорьях и на равнине достаточно земли из числа конфискованной у князей и помещиков, и теперь их земледельческое и скотоводческое хозяйство имеет все возможности для развития.
В отличие от народов Дагестана, у осетин гораздо меньше были развиты кустарно-ремесленные производства. Из них известна была обработка волокнистых веществ, бурочное производство, изготовление сукон, выделка овчин, обработка дерева и металла. Товарное значение имели только кузнечное и сукнодельное производства. Проникновение капитализма в конце XIX в. привело к их упадку, но сейчас они возрождаются и возникают новые производства.
Крупной промышленности на территории Осетии прежде, естественно, почти не было, хотя разведка руд производилась еще с XVIII в. После революции в Северной Осетии на основе богатых природных ресурсов создана социалистическая индустрия (цветная металлургия, нефть, маисовый комбинат в г. Беслане и пр.). В промышленности занята значительная часть осетинского народа.
Крещение раньше Руси
Мы привыкли считать оплотом христианской веры в далёком прошлом именно русские земли, но это далеко не так. На территории Осетии православие появилось раньше, чем на Руси. Даты говорят сами за себя. Всем известно, что князь Владимир крестил Русь в 988 году, однако аланы приняли христианство ещё в начале X века, в 916 году.
С тех пор господствующей религией Осетии стала православная вера. И здесь снова хочу указать на “осетинский парадокс”. Этот народ пережил несколько терактов, его население имеет многонациональную структуру, однако здесь крайне терпимо относятся к людям с любым вероисповеданием. Осетия по-прежнему остаётся одной из самых дружных и доброжелательных республик России.
Гибель Алании
«Великая замятня» позволившая русским победить в Куликовской битве, оказалась гибельной для Алании. Тамерлан пошел в поход на хана Тохтамыша, через Кавказ, в его приволжские кочевья. С огромной армией Тамерлан прошел Дербент, опрокинул авангард тохтамышевского войска и подошел с юга к Тереку. С севера к нему подошла не менее громадная армия Тохтамыша. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае ее великодержавного положения.
Тимур истреблял подданных Тохтамыша, а особенно христиан. Аланы оказались в самом центре этой резни и их едва не уничтожили полностью!
А чтобы более аланы не возрождались, Тимур увел большую часть боеспособных мужчин с собой, подарив их в Китай, для защиты границ. Где это войско хотя и было на хорошем счету, но быстро растворилось в местном населении…Оставшиеся вынужденно смешивались с аборигенами Кавказа и навсегда потеряли статус сильного царства в этом регионе.
Пятидесятники и общины Осетии
Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.
Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.
Проявление христианства в Осетии
Истоки появление ислама на территории Алании не удалось изучить настолько хорошо, как приход христианства. Есть некоторые расхождения среди учёных. История осетин говорит о том, что вера сынов Аллаха стала распространяться на этих землях в VII веке, а другие источники утверждают, что ислам стал «своим» среди осетин только в XVIII веке. Как бы оно ни было, но достоверно известно только то, что перелом произошёл именно после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко трансформировались и адаптировались к новым правилам. Православная церковь стала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам достичь желаемого результата было нелегко.
Осетины относились к крещению как к акту, необходимому для присоединения к российскому народу, и абсолютно не интересовались христианскими догмами и, естественно, не придерживались обрядов. Ушло несколько десятилетий на то, чтобы осетины познали веру Христа и приобщились к церковной жизни. Достаточно сильно помогло в этом создание христианских школ, где и происходило народное образование.
Христианство и ислам стали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны распространялся ислам, в большей мере это касается западных и восточных регионов. Там люди приняли его как единственную религию.
Происхождение народности
Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.
Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые народы Кавказа.
Распределение по языковых группах
Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:
- индоевропейский язык;
- индоиранская ветка;
- иранская группа;
- северо-восточная подгруппа.
Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:
- осетинский;
- грузинский;
- русский.
Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.
Этногенез Осетинов
Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.
1 из 2
Скифские находки на Кавказе 7-6 в д.н.э.
В далёком прошлом иранские племена заселяли Дон и Дунай, а страна, в которой они проживали, именовалась Скифией – по названию доминирующего там народа. Но потом на этой территории возобладали сарматы, и она стала называться Сарматией, писал во II веке до нашей эры Птолемей. Сарматия граничила с Хазарским каганатом, который воспринимал аланов как серьёзную угрозу, чем пользовалась Византия, стараясь ещё больше их рассорить.
Осетины — потомки аланов?
Основная теория этногенеза осетинского народа послужило объединение аланских племен с местным кавказским населением. Всвязи с этой гипотезой республика Осетия была переименована в Осетию-Аланию. Однако у этой теории есть и противники, которые считают, что связь с аланами недостаточно доказана.
1 из 2
Аланы вышли из среды пошедших на спад сарматов и часто отождествлялся с ними. Именно сарматы изобрели стремена, и как следствие – тяжелую кавалерию – катафрактов, ставших прототипами европейского рыцарства. Аланы же распространили эту культуру на огромные пространства.
Аланы прославились как великолепные конные наемники, которые повсюду входили в военную элиту. Действительно, аланы жили в Причерноморье в дальнейшем они прошли всю Европу, оставив анклав на территории Венгрии, Франции, Испании и даже дошли до Британских островов и Северной Африки, основав там государство в союзе с вандалами. В Европе сохранилось множество этнонимов, связанных с аланами и сохранилось даже имя — Алан, например Ален Делон.
Однако, более правильной считается теория иранского происхождения осетин, которую впервые выдвинул польский учёный Ян Потоцкий, а позднее подтвердили русские учёные. Согласно этой теории, осетины являются потомками иранского племени, которое в древности называли сарматами, а в Средние века – аланами.
https://youtube.com/watch?v=Tg4EJgAaMks
При этом степень родства кавказских аланов и европейских до сих пор неясна.Согласно академику Клесову, это совершенно разные народы.
По основной версии, к началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою, пока монголам не удалось договориться с половцами, и половцы ушли. Затем монголы разбили алан, а впоследствии — и половцев в союзе с русскими.
Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское, Тырсыгомское, Кударское, Ксанское.
Присоединение Осетии к России в 1774 г.
В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной. В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными».
Присоединение Осетии к России в 1774 году, отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин с гор на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией.
Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль – Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам – осетинам. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин.
Христианская церковь в Осетии
Экстремистская политика тбилисских властей поставила жителей Южной Осетии перед выбором – «быть или не быть», сохранить свое национальное лицо или раствориться в грузинском этносе. После длительной эскалации конфликта, приведшего к трагическим событиям августа 2008-го, осетины однозначно выбрали самобытность.