Царь колокол. история кратко для детей 2-4 класса. где находится, описание

Горячий бульон

В Cредние века отливка больших колоколов была настоящим шоу. Плавильные печи, литейную яму и подъемные леса сооружали на площади, бронзу варили при большом скоплении народа. Разжигая печь, мастер проходил вдоль толпы с шапкой, предлагая благодарным зрителям «подкинуть серебра для звона». На глазах у восторженной публики он бросал собранные монеты прямо в печь. Где уж было зевакам разглядеть, что серебро отправлялось не в плавильную емкость, а в топку, к углям. Когда народ расходился, хитрый мастер выгребал из печи вместе с золой заслуженную прибавку за спектакль.

Технологии

От МКС до самолетов: одежда для спокойствия в полетах

Украшения для колоколов — иконы, портреты, надписи, орнаменты — делаются в художественном цехе. Сначала художник вырезает барельеф по заказу клиента. Он работает по воску или дереву, в зависимости от личных предпочтений. Готовый барельеф заливается резиной, которая, застывая, образует форму. Благодаря формам, которые хранятся в архиве, изображения можно использовать многократно. В форму наливают расплавленный воск — чайничек с ним постоянно стоит на плите наготове. Остывшее изображение приклеивают к восковой модели колокола, слегка размягчая воск паяльником.

Сегодня, как и много веков назад, колокола отливают из колокольной бронзы — сплава меди и олова в соотношении 4:1. Если увеличить долю олова, колокол будет звучать более звонко и долго, однако тембральный окрас станет беднее, ярко звучать будет лишь основной тон. Кроме того, излишне продолжительное звучание тоже нежелательно: при игре в ансамбле теряются ритмические акценты, долгий звук смешивается со звуком других колоколов, и эта смесь далеко не всегда гармонична. «В целях эксперимента колокола отливали даже из чистого циркония, — рассказывает Валерий Николаевич, — их звук, назвать который приятным можно только с большой натяжкой, длился до пяти минут».

Приготовить бронзу, которая будет хорошо звучать, не так просто. Сплав меди и олова может состоять из различных структур, называемых фазами. Альфа-фаза бронзы имеет дендритную структуру: в ней более тугоплавкие компоненты сплава формируют длинные, связанные между собой ветви. Когда в расплавленную медь добавляют олово, формируется бронза с преобладанием альфа-фазы. В таком металле дендритная структура способствует распространению звуковых колебаний. При переплавке уже готовой бронзы (это происходит, как правило, при более низкой температуре) в ее структуре образуется большое количество зерен бета-фазы. Металл с зернистой структурой звучит глухо. Стоит ли говорить, что при переплавке старых колоколов в новые результат оказывается далек от идеала. В 1735 году, когда из осколков разбившегося Большого Успенского колокола был отлит знаменитый Царь-колокол, об этом еще не знали. Впрочем, 200-тонному исполину все равно не суждено было звонить.

Китайские традиции

Колокола используются не только в православных церквях. Много информации о них жители Киевской Руси почерпнули из Китая. В этом государстве существуют древние традиции литья устройств. Их переняли и другие страны. В современном Китае эти инструменты считаются принадлежностью разных видов храмов. Хотя в центре старых городов возводили специальные башни, где сигналы подавали два раза в сутки — на заре и при заходе солнца.

Археологи обнаружили, что в Китае было несколько видов колоколов. Современные модели имеют традиционную круглую форму, но они произошли скорее из Индии. А в Поднебесной инструменты имели поперечный миндалевидный срез. Они издавали непродолжительные звуки и могли играть на два четких тона. А их комплекты охватывали сразу до пяти октав.

В Китае отличаются даже принципы размещения устройств. Некоторые из них располагают звучащей частью наверх. У таких колоколов длинная нога, на которой они стоят. Другие имеют полную ногу, благодаря которой их звук отличается от других видов. Но золотой век китайского колокольного дела окончился сразу после периода Сражающихся царств. Позднее были изготовлены гигантские ритуальные устройства, их отливали из металлов, которые добыли из оружия покорённых государств.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.
Интересная информация

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

История

До введения церковных колоколов в христианскую церковь для вызова прихожан использовались разные методы: игра на трубе , удары по деревянным доскам, крик или использование курьера . В 604 году папа Сабиниан официально санкционировал использование колоколов. Эти тинтиннабулы изготавливались из кованого металла и не имели больших размеров. Более крупные колокола были сделаны в конце 7-го и в 8-м веках путем литья из металла, происходящего из Кампании . Колокола, следовательно, получили название кампана и нола от одноименного города в регионе. Это объяснило бы очевидное ошибочное приписывание происхождения церковных колоколов Павлину из Нолы в 400 году нашей эры. К раннему средневековью церковные колокола стали обычным явлением в Европе. Впервые они были распространены в Северной Европе, что отражало кельтское влияние, особенно влияние ирландских миссионеров. До использования церковных колоколов греческие монастыри звонили на плоскую металлическую пластину (см. Семантрон ), чтобы объявлять службы. Сигно и campanae используются , чтобы объявить услуги , прежде чем ирландское влияние , возможно, было плоскими пластинами , как Semantron , а не колокол. Самый старый из сохранившихся колоколов в Великобритании находится в церкви Святого Лаврентия в Ипсвиче .

Лунное затмение однажды спасло Колумба

В феврале 1504 года Колумб застрял на Ямайке: от него ушла добрая половина команды, а аборигены не хотели делиться с ним едой. Колумба спасли те самые небеса, на которые он все время полагался для навигации. Зная из своего журнала, что 29 февраля 1504 года надвигается лунное затмение, Колумб предупредил аборигенов, что его бог весьма расстроен тем, как с мореплавателем обращаются. В назначенную ночь ореол вокруг Луны сделался красным, и перепуганные островитяне стали умолять Колумба просить своего бога о пощаде.

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

Легенда о Царь-колоколе

Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.

После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.

История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.

Автор статьи: Alliya

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Куранты

Набор колоколов различных величин, настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры.

Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича.

В настоящее время на строй курант обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные куранты протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины

Гармонически настроенные куранты протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины.

Набор маленьких курантов, применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Назначение и история колоколов

Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.=)

Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.

В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.

Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.

Презентация на тему: » История колоколов на Руси.. Цель работы: изучить историю появления колоколов на Руси. Задачи работы: узнать о видах колоколов и его предках; появление.» — Транскрипт:

1

История колоколов на Руси.

2

Цель работы: изучить историю появления колоколов на Руси. Задачи работы: узнать о видах колоколов и его предках; появление колоколов на Руси; познакомиться с Колокололитейн ым искусством.

3

Древнейшие предки колокола — колокольчик и бубенец — были обнаружены у многих народов: китайцев, египтян, этрусков, скифов. Колокольчики и бубенцы у разных народов при определённых сходствах столь сильно отличались друг от друга, что учёные делают предположение о независимом и почти одновременном рождении колокольчиков и бубенцов сразу в нескольких древних культурных центрах.

4

В православные храмы колокола попали в IX веке от венецианского дожа Орсо I, который подарил 12 колоколов византийскому императору Михаилу III. В 865 году византийцы построили для них специальную колокольню рядом с константинопольским собором Святой Софии. Учёные предполагают, что слово «колокол» сохраняет корень греческого слова «калкан», что означает клепало или било (от слова «бить»). Прислушивалась Православная Русь к колоколам, сердцем проверяла. И приняла, но принципиально исправила. И настоящий колокольный звон, ангельское призывное пение колоколов, которым прославилась Россия, действительно родились на русской земле.

5

Виды колоколов

6

Например, сторожевые, всполошные, или набатные, колокола звонили во время нашествия врагов, предупреждали о начавшемся пожаре, мятеже

7

Вечевые колокола собирали народ на вече — народное собрание.

8

Был даже путевой колокол, который прерывистым боем помогал заплутавшему в снежный буран или метель путнику найти дорогу. По-другому такой колокол называли метельным.

9

История колоколов на Руси. Колокололитейное искусство.

10

Обычно колокола отливают из так называемой колокольной меди, или бронзы, но на Руси были колокола серебряные, позолоченные и даже глиняные. Чем чище олово и медь, тем лучше качество звука. Но не только от сплава зависит красота звука, многое — от формы колокола и толщины его стенок. От мастера требовалось большое искусство: для определённого состава и количества бронзы нужно выбрать подходящую толщину стенок и форму колокола, от которых будет зависеть его благозвучность.

11

Царь-колокол

12

25 ноября литьё колокола было завершено благополучно. Однако этому колоколу не суждено было звонить. Царь-колокол не был поднят из литейной ямы и находился в земле, а 29 мая 1737 деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара, разбушевавшегося в Москве и охватившего многие здания Кремля. Народ сбежался спасать колокол, боясь, чтобы он не расплавился, стал заливать колокол водой. Колокол был спасён, но от перепада температуры от него откололся край.

13

Пробыв в земле 103 года, только в 1836 году Царь-колокол был поднят на поверхность и поставлен на пьедестал. И теперь Царь-колокол находится в Кремле — никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его — более двенадцати тысяч пудов, высота — 6,14 м.

14

Чудо колокольного звона

15

Порой колокола творят самые настоящие чудеса. Один из ребят, возрастом 14 лет, приехавший на обучение в Школу Звонарей из города Егорьевска пришел учиться наполовину глухой. Первое время ходил с аппаратом для усиления звука. После двухмесячного курса занятий в Школе Звонарей он пришел к врачу, на что врач очень удивился, сказав что ему больше аппарат не нужен, так как слух у него становился.

16

Всё дело в том, что под воздействием колокольного звона, а этот звон происходит в определённых частотах ( более 25 к Гц), оболочка микроорганизмов разрушается и они кристаллизуются и уже не несут никакой опасности для людей. Но не стоит думать, что наслушавшись колокольного звона, все микробы просто умирают. Нет. Колокольный звон не любят вирусы гриппа, гепатита и некоторых других инфекций. Да и погибают от звука колокола всего 40%. Но и это очень даже немало.

17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

  • Назад

  • Вперед

Малые колокола

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Другие большие колокола

До Анны Иоанновны были другие попытки запечатлеть правителей на огромном колоколе.

  • Начало положил Борис Годунов в 1600 году. По его указанию отлили 40-тонный исполин. Дело взял в свои руки мастер Иван Чоховой. Два года бурло украшало деревянную колокольню. Пожар уничтожил деревянные сваи, колокол упал и разбился. Это произошло в середине 17 века.
  • В 1652 году по велению Алексея Михайловича был установлен великан весом 130 тонн. Он был разбит в 1654 году.
  • В 1655 году колокол восстановили, его вес достиг 160 тонн. Прослужив 50 лет, он разбился при пожаре 1701 года.

Были предложения о перезаливки Царь-колокола в 1747 году, но эта затея оказалась дорогостоящей и трудоемкой. Царь-колокол остается самым большим, не имеющим аналогов в мире, историческим памятником.

«Бориску на царство?»

Когда Иван Грозный умер в 1584 году, у него осталось только двое сыновей. Ни один из них не подходил на роль царя. Старший сын, Фёдор Иванович, был застенчивым, робким, болезненным и очень набожным. Он мог часами молиться и размышлять. Фёдор был полной противоположностью своего отца. Младший сын, Дмитрий был годовалым младенцем. Не имея достойного наследника престола, Иван Грозный был вынужден назначить Бориса Годунова регентом Фёдора. Так и стал он править от его имени. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей. Дмитрий же с матерью был отправлен в Углич «княжить».

Так прошло семь лет. Потом произошло событие, которое изменило весь ход истории Руси. Дмитрий Иванович был найден мёртвым с перерезанным горлом. Подозрения естественным образом пали на Бориса Годунова и его сторонников. За этим последовал жестокий бунт в Угличе. В результате которого был произведён самосуд над пятнадцатью предполагаемыми убийцами мальчика. Годунов немедленно послал войска, и беспорядки были быстро подавлены, а бунтовщики арестованы. Не пощадили даже колокола.

Смерть царевича Дмитрия.

Даже после смерти Колумб продолжил пересекать Атлантику

После смерти в 1506 году Колумб был похоронен в Вальядолиде, Испания, а затем его останки переехали в Севилью. По просьбе родственников тела Колумба и его сына Диего были отправлены через Атлантический океан в Эспаньолу и захоронены в соборе Санто-Доминго. Когда в 1795 году французы захватили остров, испанцы выкопали останки исследователя и перевезли их на Кубу, а затем вернули опять в Севилью. Ко всеобщему удивлению в 1877 году в соборе Санто-Доминго исследователи обнаружили ящик с человеческими останками.

Испанцы эксгумировали не то тело? Тестирование ДНК в 2006 году показало, что по крайней мере некоторые из останков в Севилье принадлежат Колумбу. Доминиканская Республика отказалась провести испытания других останков из собора Санто-Доминго. Вполне возможно, что разные части Колумба находятся как в Новом, так и в Старом Свете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector