Различия между католической церковью и православной

Содержание:

В чем же отличие католиков от протестантов

Разница между католиками и протестантами как раз лежит в тезисах, которые написал Лютер. По сути, Лютер был революционер, борющийся за справедливость в своей церкви. Он не мог и представить, что кроме Католической церкви, может существовать еще какая то. Лютер нашел много сторонников, которые поддержали его реформу.

Что такое Реформация

Реформация лежит в основе различия между католиками и протестантами. Реформация происходит от слова Реформа.

Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

(Википедия)

Лютер, не собирался изменять Католическое вероучение. Какую же цель преследовал Лютер в своей Реформе Католической церкви? Ответ однозначен – укрепление и обновление Католических основ.

Кто такие протестанты

Итак, мы видим, что протестанты, возглавляемые Лютером, до мозга костей оставались католиками. После принятия ими тезисов Лютера, как основу Реформации Католической церкви, протестанты намеревались улучить духовное состояние своей церкви. Однако, Папа Римский не признал Реформацию Лютера, как способ улучшить духовное состояние церкви объявил Лютера и его сподвижников смутьянами. Но, Реформация набрала такой вес, что Папа стал побаиваться, как бы армия протестантов, не пошла войной на  Рим.

Папа Лютер

Тем временем, Лютер, отторгнутый Папой, продолжал ревностно бороться за чистоту Католической церкви и основывал для этого свои общины в городах, находящихся во власти протестантов. Таким образом, Лютер, стал Папой протестантов. Впоследствии у него была своя мощная армия, с помощью которой он подавил восстание крестьян, казнив 8000 пленных. Так же он казнил и предводителя восстания – Томаса Мюнцера.

Благодаря своей армии, Лютер сохранил территории, принадлежавшие протестантам. Армия Папы Римского, не смогла воевать с армией Лютера. Впоследствии, когда католики-протестанты уже держали Европу в своих руках, они завоевали Америку, Африку и Австралию. Поработили аборигенов на этих материках, разграбили ресурсы.

Символы и существующие противоречия

Фото: Pravoslavium.ru

В православном христианстве правила совершения крестного знамения, которые применяются до сих пор, были приняты после церковной реформы, проведенной патриархом Никоном, она еще известна как церковный раскол. С тех пор правильным считается совершать крестное знамение тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенным вместе. Сначала требуется приложить их ко лбу, затем к животу в районе солнечного сплетения, а после последовательно к правому и левому плечу.

В католической церкви принципиально другая ситуация. Примечательно, что до 1570 года порядок совершения крестного знамения вообще не был никак регламентирован. Разрешалось креститься как справа налево, так и наоборот, никто не обращал на это внимания. В конце XVI века было решено раз и навсегда закрыть этот вопрос: Папа Римский Пий V определил порядок, по которому католики должны креститься слева направо.

Однако никаких документов, регламентирующих, как при этом должны быть сложены пальцы, принято не было. Именно поэтому до сих пор можно увидеть католиков, которые крестятся двумя пальцами, сложенными вместе, а некоторые всей ладонью. Все это связано с разными подходами и взглядами на аргументы из Священного Писания, которые призваны обосновать символическую природу этого жеста.

Если углубиться в символику совершения крестного знамения, то следует отметить, что сложенные вместе три пальца в православии иллюстрируют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Если же человек крестится парой пальцев, прижатых к ладони, то является сторонником двойственной природы Иисуса Христа. В представлении многих верующих Спаситель одновременно является человеком и Богом.

Отметим, что таким же образом складывают пальцы и совершают крестные знамения справа налево греко-католики и византийские католики.

Реформация и Контрреформация: спор о вере вел к новой войне

Начиная с X века на территории Европы существовала Священная Римская империя, с XVI века именуемая Священной римской империей германской нации. Это было децентрализованное образование со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Основу территории Священной Римской империи составляли многочисленные германские государства.

Реформация, приведшая к разделению западных христиан на католиков и лютеран, стала причиной ожесточенных религиозных конфликтов, которые на территории Священной Римской империи были урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Документ признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.

Мир, однако, получился достаточно хрупким. В Европе набирала обороты Контрреформация — попытка католиков взять реванш, полностью вернув утраченные позиции. Конфликты приводили к десяткам бунтов в различных городах империи. В 1608 году один из вольных имперских городов Донаувёрт, где католики и протестанты имели равные права, был захвачен герцогом Максимилианом Баварским. Захватив город, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм. Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в Евангелическую унию. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу. Совещательные органы империи были парализованы, а полномасштабная война стала практически неизбежной.

Статья по теме

Последний Августёнок. Как «закрывалась» Римская империя

Отличия православных от католиков – прочие.

Православие признаёт Вселенскими семь Соборов (греческая традиция – восемь), прошедших до великой схизмы, католицизм признаёт Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
В православии отсутствует догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы, а его примат (до великой схизмы), трактуется иначе, чем в современном католицизме.
В православии отсутствует догмат о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых». Поэтому в православной экклезиологии принято говорить только о Церкви Небесной — торжествующей — и земной — воинствующей. В католицизме добавляется ещё и страдающая — в Чистилище0.
Богословская теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом была воспринята и призанана официальным учением Римско-Католической церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX века. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами Первого Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле всё более точного словесного определения догмата и всё «более точного выражения в слове познанной Истины». В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения. При некоторой нечёткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала её в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее её догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

Церкви делятся, откалываются друг от друга, но главное чтобы церковь точно следовала том, что написано в Библии и не искажала учение. Истинно верующие люди, которые попадут на небеса будут среди всех конфессий, потому что Иисусу Христу дороги все люди на земле, а не только члены какой-то одной общины.

Христианский крест: различия

Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный. Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».

На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично. Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий. Все наглядные различия можно увидеть на картинке с крестами. В протестантской церкви крест служит символом Папы, поэтому его используют очень редко.

Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.

Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Основные принципы протестантов

Ответить на вопрос о том, кто такие протестанты, можно, поняв основные принципы их учения. Протестанты считают весь богатый церковный опыт, все духовное искусство, собираемое веками, недействительными. Они признают только Библию, полагая, что она — единственно верный источник того, как и что нужно делать в церковной жизни. Для протестантов христианские общины времен Иисуса и его апостолов — идеал того, какой должна быть жизнь христианина. Но приверженцы протестантизма не учитывают того обстоятельства, что тогда церковной структуры просто не существовало. Протестанты упростили все Церковное, кроме Библии, в основном, из-за реформ Римской Церкви. Поскольку католицизм очень изменил учение и отклонился от христианского духа. А расколы у протестантов начали происходить потому, что они откинули все — вплоть до учений великих святых, духовных учителей, руководителей Церкви. И раз уж протестанты стали отрицать эти учения, точнее, не воспринимали их, то у них начались споры в толковании Библии. Отсюда раскол в протестантизме и трата сил не на самовоспитание, как у православных, а на бесполезную борьбу. Отличие католиков от протестантов стирается на фоне того, что православных, хранящих уже больше 2000 лет свою веру в том виде, в котором ее передал Иисус, и те, и другие называют мутацией христианства. И католики, и протестанты уверены, что именно их вера истинная, такая, какой ее задумывал Христос.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Что означает Вселенский Собор?

 Вселенский Собор — это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви со всей Вселенной, где и был утвержден главный свод учения и благочиния между христианами.

Иисус Христос поручил своим ученикам донести Истину до всех народов. Чтобы Истина не была искажена при ее передаче, учение Господа изложили в краткой и понятной форме. Так христианство получило основополагающую молитву «Верую».

История также гласит, что Собором было отвергнуто все, что не относится к истинному христианству, а истина, принятая отцами церкви, стала основой, которая провозгласила, что рождение Сына Божьего произошло от Бога Отца.

На Втором Константинопольском соборе было провозглашено понятие, что Отец, Сын и Святой Дух — едины. Истинность и неизменность основ христианства была бесповоротно утверждена на Соборе в городе Эфесе.

Таковы исторические события, которые показывают, что происхождение этой молитвы не случайно. В ней отражены не только главные вехи земного пути Иисуса Христа, но смысл его явления людям.

Когда читается молитвослов Символ Веры:

  • при входе в храм;
  • при таинстве крещения;
  • во время Литургии;
  • перед иконой.

Католическая и православная церковь, различия

Итак, рассмотрим наиболее значимые отличия православия от католицизма в наши дни.

Разные календари

Обычные верующие считают, что главное отличие православия от католицизма в том, что две эти христианские церкви празднуют Рождество в разные дни.

Естественно, по факту это лишь вершина айсберга, заметное для мирян различие. Дело в том, что одни отмечают по старому Юлианскому календарю, а вторые – по Григорианскому.

Немногие христианские церкви выбрали более современный вариант, хотя он и более точен, так как учитывает ошибки в подсчетах времени ранних астрономов.

Многих смущает тот факт, что даты по Григорианскому календарю будут постоянно меняться. Например, через сто лет православным Рождество придется праздновать 8 января, а еще через сто и вовсе 9-го. В нашу страну это нововведение привнесла Советская власть.

Стоит отметить, что идеи о переходе к Юлианскому календарю для отмечания памятных дней постоянно ведутся, христиане могут в будущем праздновать все вместе.

Непорочность Девы Марии

Разница между католиками и православными для кого-то заключается в устройстве храма, но для духовенства она гораздо более серьезна. Догмат о том, что дева Мария родилась безгрешной от непорочного зачатия, принят на Западе и совсем не находит поддержки у нас.

Православие считает ее обычным праведным ребенком, избранной богом девушкой, матерью сына Божьего, ставшей святой после смерти.

От священнослужителей можно услышать такое предание, как перед смертью дева Мария боялась прохождения через мытарства (согласно писанию, все души должны пройти через этот этап после отхождения в мир иной).

И Иисус Христос сам забрал свою мать, чтобы она не пугалась. Понятно, что такие слова были бы совершенно неуместны, если бы Богоматерь была изначально святой.

Обет безбрачия в католической церкви (целибат)

Все православные священники женятся один раз. После смерти жены они остаются в одиночестве, часто уходят в монашескую службу. Монахи и в православии, и в католицизме дают обет безбрачия.

Но католические священнослужители дают обет не только в монашестве, а с самого начала своей службы. Они отрекаются от плотских отношений с женщинами на всю жизнь, и жениться просто не имеют права.

Разная система иерархии

В православии допускается иметь патриарха в каждой церкви (например, один патриарх в России, другой в Греции и т. д.). В католицизме же все – и американцы, и итальянцы, и французы – считают своим верховным главой Папу Римского.

Отношения с государственным аппаратом

Отличие католицизма от православия еще и в том, что глава первой церкви считается выше любой власти на земле, а в православии наш патриарх подчиняется главе государства.

Отношение к иконам

Следующее отличие православной церкви от католической в том, что православные изображают на иконах не только Иисуса Христа, богоматерь и ангелов.

У нас широко распространены изображения святых. Более того, в нашей стране православные молятся святым, иконам. Для католиков икона лишь некий портал, который вызывает определенные чувства (близко к искусству), передает Всевышнему слова и молитвы.

На Руси, к примеру, иконы возвышали, перед ними благоговели. Как много преданий сохранилось в истории русского государства о том, что сама икона спасала города от врагов и болезней. А что уж говорить о том, что лики святых на именных иконках есть почти у каждого гражданина нашей страны.

Чистилище

Все христиане верят в ад и рай. Но католики также убеждены в существовании чистилища – места, где душа может измениться, стать чище или наоборот. Душа выжидает своего часа, а не отправляется сразу на суд Божий.

Непогрешимость Папы

Можно отнести в отличия католической церкви от православной и тот факт, что католики не только провозгласили Папу Римского главой всей церкви, но и считают его единственным безгрешным человеком на земле.

Для ортодокса такое понимание чуждо. Единственным безгрешным человеком был Иисус Христос. Все остальные люди грешат много – вольно или невольно, мысленно, желая того или нет.

Грехи отпускает священнослужитель, но нет и не может быть человека, которому удалось бы избежать порока в каком-либо виде.

Отношение к изучению Бога

Православие верит в чудо. Святые отцы призывают своих прихожан доверять чувствам, находить Бога через ощущение, понимание. Человек не может Бога увидеть или изучить, согласно православным традициям. Католики же утверждают, что, мысля аналитически, Бога можно описать, определяя и структурируя.

Вопрос-ответ

При изучении Библии, а также для понимания смысла молитвенных слов часто требуется внесение ясности человеком, который глубже понял истину. Обращаться с целью поиска ответов на вопросы можно к священнослужителю.

Как быстро выучить молитву Символ веры за 5 минут?

Ирина, 33 года, г. Тула «Недавно начала учить Символ верования, но пока безрезультатно. Скажите, как можно быстро запомнить текст?»

Мнение эксперта
Отец Иннокентий

«Сначала трудно запомнить Символ веры – молитву, текст на русском языке достаточно длинный. Его можно выучить постепенно, если часто перечитывать. Но рекомендуется произносить молитву по памяти

Важно понять ее смысл, а не заучивать бездумно. Можно быстрее запомнить слова, если придерживаться правил

Так, нужно понять смысл молитвы, кроме того, следует обращаться за помощью к Святым, покровителям: Сергию Радонежскому, Богородице, Николаю Угоднику».

Католический Символ веры на русском языке в чем разница?

Галина, 45 лет, г. Казань «Углубилась в изучение молитвы Символ верования, хотела начать читать каждый день. Скажите, чем отличается Католический от Православного варианта?»

Мнение эксперта
Отец Иннокентий

«За основу католической молитвы взят Никео-Константинопольский символ верования. Кроме того, рассматривают и другой вариант. Это Афанасьевский Символ верования. Он содержит не 12, а 40 параграфов. Есть и внешние отличия между Церквями католиков и православных, например, положение священнослужителей».

Церковный календарь

Католическая церковь использует в своем богослужении григорианский календарь, который был введен папой Григорием XIII в 1582 г. В православной церкви действует юлианская система летоисчисления (древнеримский календарь, доработанный в Византийской империи). Ее использование обусловлено вычислением даты ежегодного празднования Пасхи. При переходе на григорианский календарь христианская Пасха может совпадать с иудейской, что запрещено церковными канонами. Полностью юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Сербской, Русской и Грузинской православных церквях. В остальных богослужение переведено на григорианский, однако расчет даты Пасхи и связанных с ней праздников все равно ведется на основе юлианской системы летоисчисления.

Течения протестантизма[править]

Церкви Реформации

Лютеранство

Одно из наиболее старых течений внутри протестантизма. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке. Распространено в Германии, Скандинавии и Прибалтике, есть общины и в других странах, включая Россию. Признают только два таинства — крещение и причастие. Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере, причём причащаются все верующие, а не только священники. В отличие от кальвинистов, лютеране не отвергают церковную живопись. Также характерно хоровое исполнение гимнов. Большое значение лютеране придают и церковной архитектуре — в частности, известны лютеранские кирхи, некоторые из которых раньше были католическими храмами.

Кальвинизм

Направление протестантизма, созданное французским теологом Жаном Кальвином (Ковеном). Особенностью кальвинистской теологии является больший уклон в рационализм, толкование Библии только на основе Библии. Во Франции были известны как гугеноты. Закрепились в Швейцарии, Нидерландах и Англии. В настоящее время производными кальвинизма являются реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Однако, взгляды, аналогичные кальвинистским, имеют распространение и в ряде других протестантских течений.

Англиканство

Одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Одни считают его течением протестантизма, другие считают его самостоятельным направлением в христианстве, которое возникло в результате компромисса между католицизмом и протестантизмом. Главной церковью англикан является Церковь Англии, считающая себя одновременно кафолической и реформированной.

Анабаптизм

Течение, предполагающее крещение как осознанный выбор, поэтому представители этого движения, считали, что необходимо повторно креститься в сознательном возрасте. Часть анабаптистов принимала участие в Крестьянской войне в Германии. Производными анабаптистского течения являются меннониты, амиши и гуттериты.

Другие течения

Баптизм

Одно из направлений протестантского христианства, отколовшееся от кальвинизма. Предполагает добровольность и сознательность крещения по вере при условии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение детей баптисты считают неприемлемым и крестят однократным погружением в воду. Причащение совершается в первое воскресенье месяца.

Квакерство

Официально именуется Религиозное общество Друзей. Изначально возникло в Англии в XVII веке. В основе вероучения квакеров стоит несколько важных признаков. Первый — постоянное прямое откровение Святого Духа; второй — идея Внутреннего Света, благодаря которому люди идут к спасению; третий — идея о священстве каждого человека (именно поэтому среди квакеров во все времена было полным-полно аболиционистов, феминистов, эгалитаристов и прочих прогрессивных людей). Общины сосредоточены преимущественно в США, Великобритании, Африке и некоторых странах Южной Америки. Наиболее известным районом проживания квакеров считается штат Пенсильвания, который изначально был создан как их колония.

Меннонитство

Возникло в Нидерландах и названо по имени основателя, анабаптистского проповедника Менно Симонса. Характерными чертами вероучения являются принятие Библии как главного источника вероучения, свобода личного понимания в области верования, идея о восстановлении Царства Божия через основание и распространение на земле святой и чистой церкви, троичность Бога, идея неприменения силы. В Российской Империи разделились на так называемых «церковных» и «братских», что связано с влиянием немецких баптистских проповедников, проживали на Украине, в Поволжье и Оренбуржье.

Методизм

Течение, распространённое главным образом в США и Великобритании. Возникло в результате отделения от англиканства с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Согласно методистскому вероучению, обращение человека к Христу зависит от его свободной воли, а не от избрания к спасению, как это предполагает кальвинизм. В свою очередь, это схоже с концепцией свободы воли Якоба Арминия. В богослужении используют различные литургические формы — от унаследованных от англиканства до простых богослужений. Одной из их организаций является «Армия спасения», занимающаяся благотворительностью и получившая свое название за военизированную структуру. А ещё методистов много в Уэльсе. Чтобы от англичан отличаться.

Главные отличия от православия

Фото: ru.wikipedia.org

Итак, теперь что касается той фундаментальной разницы между католицизмом и православием. Она заключается в следующем:

  1. Соблюдение целибата в православии осуществляется только в монашестве. Все прочее духовенство имеет полное право вступить в брак.
  2. В православии Священное Предание не содержит в себе постановления из семи Вселенских соборов. Оно также не включает в себя решения всех тех соборов, что были после, и послания папы.
  3. Догмат о чистилище в православии отсутствует и никогда не существовал.
  4. Учение о том, что существует переизбыток добрых дел Христа, апостолов и других важных для церкви личностей отсутствует. В католицизме же он есть и переизбыток трактуется как «емкость», откуда верующий может черпать свое спасение. Если смотреть на это учение глубже, то только благодаря ему было допущено существование индульгенций, которые стали причиной конфликтов между католиками и протестантами. Более того, индульгенция была тем явлением, что возмутила Лютера, ведь изначально была цель не создать новое направление в христианстве, а «исправить» католицизм.
  5. Латинский культ сердца Иисуса не признается в православии. Причина, по которой он существует в католицизме, — видения монахини Маргариты Алякок. Она утверждала, что Иисус приснился ей и во сне показывал собственное сердце, попутно обучая почитанию сердца и давая наставления на распространение этого среди всех верующих. Никаких оснований признавать эти видения настоящими у православия нет.
  6. Православие во время литургии использует квасный хлеб, в то время как католики используют пресный.
  7. Католики принимают страсть и считают ее естественным для человека. Они верят, что именно страсть заставляет человека либо действовать, либо бездействовать. В православии же страсть приравнивается к греху и даже находит католический термин для обозначения — «порок».
  8. Точная дата Пасхи утверждена согласно александрийской пасхалии, а в католицизме по григорианской.
  9. Святой Дух в православии исходит только от Бога Отца, а в католицизме он исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Однако несмотря на все эти различия не стоит принимать католиков за людей, которые «неправильно» верят. Вера не может быть правильной или неправильной. Именно ввиду того, что есть расхождения с православием, нужно при возможности продемонстрировать и аргументировать неправильность учений. Это позволит найти в душе католиков путь к истине.

Как показывает история, католики и православные особо не конфликтуют друг с другом и зачастую даже заимствовали друг от друга некоторые аспекты учения. Связано это с тем, что несмотря на наличие большего количества отличий, все они не настолько кардинальны, как в том же протестантстве. А встреча Папы Римского с Патриархом РПЦ лишний раз подтверждает то, что проблема гонения христиан общая для всех направлений религиозного учения, вне зависимости от любых различий между ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector