Аугсбургский религиозный мир
Содержание:
Условия соглашения[править | править код]
Аугсбургский религиозный мир представлял собой компромисс между католическими и протестантскими субъектами Священной Римской империи, направленный на поддержание мира и стабильности в биконфессиональной стране. В этом отношении соглашение являлось очередным шагом в развитии идеи «земского мира», утверждённой ещё в г. в качестве имперского закона. Хотя конфессиональный раскол Германии на католический и протестантский лагеря сохранялся, в государственно-правовой и общественно-политической сфере Аугсбургский мир восстановил единство империи.
Важнейшим положением Аугсбургского религиозного мира стало признание лютеранства в качестве легитимной конфессии. Само соглашение представляло по-сути договор между католическими и лютеранскими субъектами империи под главенством объединяющих институтов — имперских учреждений и императора из дома Габсбургов. Однако в тексте Аугсбургского мира не содержались чёткие критерии отнесения исповедуемой конфессии к лютеранству: под лютеранами понимались лица, исповедующие Аугсбургское вероисповедание г., и «конфессионально родственные им члены». Эта оговорка позволила в дальнейшем кальвинистам также претендовать на легитимность и полноправное участие в государственной системе империи. Другие протестантские конфессии (цвинглианство, анабаптизм, спиритуализм) не получили признания в империи и оказались вне закона. Утвердив легитимность лютеранства, Аугсбургский мир также провозгласил амнистию для всех лиц, осуждённых из-за своей принадлежности к этому вероисповеданию, и прекращение юрисдикции католических церковных судов над лютеранами.
Аугсбургское соглашение установило гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Каждый субъект империи мог свободно перейти из католичества в лютеранство или обратно. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию не могла служить причиной ограничения данного субъекта в правах. В свободных имперских городах был введён принцип равных прав представителей обоих конфессий на отправление религиозных культов. Свободу вероисповедания получили также имперские рыцари, находившиеся в непосредственной вассальной зависимости от императора. Однако, несмотря на требования лютеран, Аугсбургский мир не предоставил право выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип «чья страна, того и вера» (лат. cujus regio, ejus religio). Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.
Католической партии удалось внести в текст Аугсбургского мира так называемую «духовную оговорку» (лат. Reservatum Ecclesiasticum), в соответствии с которой, в случае перехода духовного князя (епископа или аббата) в лютеранство, он подлежал отрешению от власти, а на его место избирался католик. Таким образом гарантировалось сохранение за католиками всех духовных владений, существовавших на г. Церковные земли, секуляризированные ранее, оставались под властью лютеранских правителей.
«Лютеранская экспансия»
В начале 20-х годов 16 столетия в Швеция и Норвегия стремятся вырваться из оков Кальмарской унии. Шведы, недовольные королем объединенной Скандинавии Кристианом II, сажают на престол в 1522 году новую династию Ваза. Борьба с датским монархом шла под лозунгами Реформации. После восшествия Густава I Ваза на престол начинается стремительное проникновение протестантских идей. Главный центр — Университет Упсалы, из которого новые догмы достигают и соседних территорий. Финские земли попадают под влияние Реформации в середине 16 столетия, когда в университете центра епископства Або (Турку) начинает свою деятельность друг и ученик Лютера Микаэль Агрикола. Именно он подготовит издание Евангелий на финском языке. Летом 1554 года реформатор занял место епископа Турку.
Новый Завет на финском языке. (wikipedia.commons)
Вслед за шведским королевством, Дания в царствование Кристиана III также восприняла идеи Лютера, даже не смотря на попытки короля вести компромиссный курс по отношению к учению Кальвина. Норвегия также придерживалась подобного пути развития религиозной сферы общественной жизни.
Реформация в Швеции. (pinterest.ru)
Лютеранство во второй половине 16 века постепенно закрепляется в отдельных немецких регионах, которые на самой заре Реформации не были так лояльны к идеям виттенбергского богослова. На западе Пфальц в 1559 году воспринял протестантизм, а на востоке — Чехия создает свою «Confessio Bohemica», в Австрии в 1571 году император Максимилиан II легализовал лютеранство как в ряде областей, так и в самой Вене. В 1578 году на юге Австрии в Штирии эрцгерцог Карл Австрийский объявил свободу вероисповедания.
воздействие
Хотя Аугсбургский мир немного смягчил сильную напряженность, существующую между католиками и лютеранами, многие базы остались без прикрытия, что могло бы создать проблемы для Римской империи в среднесрочной перспективе..
Другие протестантские религии, такие как кальвинизм и анабаптизм, не были признаны в соглашении. Это приводило в бешенство членов каждой религии, что вызывало еще большую внутреннюю раздробленность в Империи..
На самом деле, не лютеранские протестанты, которые жили в районах, где католицизм или лютеранство были законными, все еще могли быть обвинены в ереси.
В одной из 26 статей этого мнения говорится, что все религии, не принадлежащие к католицизму или лютеранству, будут полностью исключены из мира. Эти религии не будут признаны, пока почти столетие спустя, когда в 1648 году был подписан Вестфальский мир.
Фактически, главное следствие решения императора не включать другие религии в соглашение привело непосредственно к Тридцатилетней войне..
Кальвинисты должны были принять меры против Империи, будучи членами религии, которой было отказано в официальном признании. В 1618 году пражские кальвинисты убили двух верных эмиссаров императора в богемской канцелярии города, что ускорило начало войны.
Обзор
Мир нарушил принцип Cuius regio, eius Religio («чье царство, его религия»), который позволял князьям государств в пределах Священной Римской империи принимать лютеранство или католицизм в пределах контролируемых ими владений, в конечном итоге подтверждая свой суверенитет над ними. домены. Подданным, гражданам или жителям, которые не желали подчиняться выбору принца, был предоставлен льготный период, в течение которого они могли свободно эмигрировать в различные регионы, в которых была принята их желаемая религия.
В статье 24 говорилось: «В случае, если наши подданные, исповедующие старую религию или Аугсбургское вероисповедание , намереваются покинуть свои дома со своими женами и детьми, чтобы поселиться в другом, им не будут препятствовать ни в продаже их имений после надлежащей оплаты. местных налогов и не пострадал в их честь «.
Карл V вынес временное постановление, Аугсбургский Interim 1548 года, о законности двух религиозных верований в империи, и оно было закреплено в законе 30 июня 1548 года по настоянию Карла V, который хотел урегулировать религиозные разногласия при под покровительством генерального совета католической церкви. Промежуточный период в значительной степени отражал принципы религиозного поведения в своих 26 статьях, хотя он разрешал брак духовенства и раздачу хлеба и вина мирянам. Это привело к сопротивлению протестантских территорий, которые в следующем году провозгласили в Лейпциге свое собственное Временное решение.
Временный орган был свергнут в 1552 году восстанием протестантского курфюрста Мориса Саксонского и его союзников. На переговорах в Пассау летом 1552 года даже католические князья призывали к прочному миру, опасаясь, что религиозный спор никогда не будет урегулирован. Император, однако, не хотел признавать религиозное разделение в западном христианском мире постоянным. Этот документ был предвестником Пассауского мира , который в 1552 году предоставил лютеранам свободу вероисповедания после победы протестантских войск. Согласно документу Пассау, Карл предоставил мир только до следующего императорского сейма, заседание которого было созвано в начале 1555 года.
Договор, заключенный от имени Карла его братом Фердинандом , фактически предоставил лютеранству официальный статус во владениях Священной Римской империи в соответствии с политикой cuius regio, eius Religio . Рыцари и города, которые в течение некоторого времени практиковали лютеранство, были исключены согласно Declaratio Ferdinandei , но церковная резервация якобы препятствовала применению принципа cuius regio, eius Religio , если церковный правитель переходил в лютеранство.
важность
Установление мира было безукоризненно важным, поскольку две основные религии Империи могли, наконец, сосуществовать более мирно. Те же католики уже просили вмешательства имперских властей, чтобы свести счеты с лютеранами, поскольку конфликт распространялся в течение длительного времени.
Тем не менее, соглашение было очень спорным и вызвало одну из самых кровавых войн в истории человечества.
После религиозного конфликта между протестантами и государством в XVII веке другие страны присоединились к борьбе и начали войну, которая продлится 30 лет, в результате чего погибло 8 миллионов человек. Большинство из них были римлянами.
Переговоры
В конце зимы 1555 г. в городе Аугсбург состоялось открытие рейхстага под председательством Фердинанда I. На дебатах собравшиеся обсуждали, как завершить религиозно-политический кризис. Сословия предложили изменить изначальную повестку дня и заняться решением насущного конфессионального вопроса. От протестантских князей поступило требование заключить соглашение, гарантирующее свободу вероисповедания лютеранства. Также они хотели секуляризировать церковные владения в странах, где исповедуют протестантство. Католики были представлены на рейхстаге слабо и согласились на официальное признание лютеранской конфессии в империи, но поставили условие о сохранении существующего порядка на территориях церковных княжеств.
До середины лета шла подготовка проекта соглашения. Его должен был утвердить король. После этого начались двусторонние обсуждения. Лютеранским князьям хотелось, чтобы каждый подданный империи получил свободу в выборе веры. У католиков была задача сохранить гарантии, что Римско-католическая церковь оставит за собой все имеющиеся у нее владения.
21 сентября рейхстаг окончательно утвердил соглашение, а через четыре дня его подписал Фердинанд I. Накануне состоялось отречение Карла V. Его не устраивал готовящийся в Аугсбурге документ. В следующем году на трон взошел Фердинанд I, после чего началась реализация Аугсбургского мира.
Соглашение не гарантировало лютеранам, проживающим в католических регионах, свободу выбора веры. Позже по этому вопросу была принята дополнительная «Декларация Фердинанда», но законом она так и не стала.
Последствия
Принцип церковной оговорки был протестирован в Кельне войне (1583-1588), который вырос из сценария предусмотрено Фердинанда , когда он писал оговорился: правящий князь-архиепископ , Герман из Вида , преобразуется в протестантизм ; хотя он не настаивал на обращении населения, он поставил кальвинизм в один ряд с католицизмом во всем электорате Кельна . Это само по себе явилось двойной правовой проблемой: во-первых, кальвинизм считался ересью ; во-вторых, избиратель не отказался от своего престола , что давало ему право, по крайней мере теоретически, голосовать за императора. Наконец, его брак представлял вполне реальный потенциал для преобразования электората в династическое княжество, изменяя баланс религиозной власти в империи.
Побочным эффектом религиозных беспорядков стало решение Карла отречься от престола и разделить территорию Габсбургов на две части. Его брат Фердинанд правил австрийскими землями, а горячий католик, сын Карла, Филипп II , стал администратором Испании, испанских Нидерландов , частей Италии и других заморских владений.
Шмалькальденская война
К середине 1540-х годов Карл V решился на войну с протестантами, ради чего заключил мир с Францией в 1544 году, перемирие с Османской империей в 1545 году и союз с папой Павлом III, предоставившим значительные финансовые и военные ресурсы. Также император заручился тайной поддержкой брандербургского курфюрста Иоахима II и герцога Морица Саксонского.
Летом 1546 года император наложил опалу на лидеров Шмалькальденского союза и начал войну. Поначалу перевес был на стороне протестантов, но Мориц Саксонский ударил им в тыл и заставил отступить на север. Осенью 1546 года Карл V совершил рейд по саксонским землям, а в апреле 1547 года разгромил армию протестантов.
Император воспользовался победой для сплочения империи. В 1547-1548 гг на Аугсбургском рейхстаге Шмалькальденский союз был распущен, а протестантам был навязан религиозный договор об «интериме» — временном компромиссе между католиками и лютеранами, согласно которому на протестантских территориях вводилось нечто похожее на реформированный католицизм. Такое положение вещей вызвало недовольство и папы, и самих лютеран.
Впрочем, политика интерима часто игнорировалась протестантскими общинами, а усиление императорской власти лишь сплачивала лютеран для продолжения борьбы. В итоге на севере Германии набирала силу оппозиция — в Кенигсберге в 1550 году сложился новый протестантский союз, а Магдебург решительно отказался вводить интерим.
На сторону протестантов перешел и Мориц Саксонский, разочарованный политикой Карла V. Именно он обеспечил новому союзу протестантов поддержку Франции и стал новым лидером движения.
В 1552 году войска протестантской коалиции пошли в наступление и захватили тирольские перевалы. Карл V чуть было не попал в плен, но сумел бежать в Инсбрук. Летом того же года при активном участии брата императора Фердинанда в Пассау был подписан мирный договор — он отменил религиозный компромисс и признал лютеранство. Император обязался содействовать общему примирению в вопросах веры.
Соглашение с оговорками
В феврале 1555 г. открылось заседание рейхстага. После ожесточенных дебатов в сентябре текст соглашения был готов. Аугсбургский мир был направлен на поддержание политической стабильности в обширной империи Габсбургов, поэтому был ничем иным как компромиссом.
Тем не менее князья-протестанты добились главного: права выбирать религию в своих владениях. На их подданных, впрочем, такое право не распространялось, они полностью зависели от выбора своего государя. Лютеранство признавалось законной религией наравне с католицизмом. Другое протестантское течение – кальвинизм – оставалось вне закона.
Из этих основных положений видно, что условия Аугсбургского мира носили половинчатый характер. Новые военные конфликты на почве религии были всего лишь делом времени, что и подтвердилось спустя несколько десятилетий, когда в Европе разгорелась Тридцатилетняя война.
Неслучайная Реформация
Истории протестантизма в Западной Европе посвящены сотни монографий. В одной из них католическая церковь на рубеже XV-XVI веков характеризуется как реакционная, упадническая, растленная, не способная давать прихожанам духовное руководство.
Ее представители, начиная с римских пап и заканчивая приходскими священниками, погрязли в разврате и роскоши. Кроме того, во многих странах церковь обладала огромной земельной собственностью. Например, в Германии ей принадлежала половина угодий.
Духовенство взимало плату буквально за все, особенно хороший доход приносило отпущение грехов за деньги. Торговлю индульгенциями порицали не только гуманисты, но и некоторые священнослужители.
Одним из них был Мартин Лютер, с чьим именем связано движение за обновление церкви, всколыхнувшее всю Германию. Только Аугсбургский мир 1555 года восстановил относительную политическую стабильность в немецких княжествах.
Обзор [ править ]
Мир нарушал принцип Cuius regio, eius Religio («чье царство, его религия»), который позволял князьям государств в Священной Римской империи принимать лютеранство или католицизм в пределах контролируемых ими областей, в конечном итоге подтверждая свой суверенитет над этими домены. Подданным, горожанам или жителям, которые не желали подчиняться выбору принца, был предоставлен льготный период, в течение которого они могли свободно эмигрировать в различные регионы, где была принята их желаемая религия.
В статье 24 говорилось: «В случае, если наши подданные, исповедующие старую религию или Аугсбургское вероисповедание , намереваются покинуть свои дома со своими женами и детьми, чтобы поселиться в другом, им не будут препятствовать ни в продаже их имений после должная уплата местных налогов и причинение вреда в их честь ».
Карл V вынес временное постановление, Аугсбургский Interim 1548 года, о законности двух религиозных верований в империи, и оно было закреплено в законе 30 июня 1548 года по настоянию Карла V, который хотел урегулировать религиозные разногласия при под эгидой общего совета католической церкви. Промежуточный период в значительной степени отражал принципы религиозного поведения в своих 26 статьях, хотя он разрешал брак духовенства и раздачу хлеба и вина мирянам. Это привело к сопротивлению протестантских территорий, которые в следующем году провозгласили в Лейпциге свой Временный период.
Временный орган был свергнут в 1552 году восстанием протестантского курфюрста Мориса Саксонского и его союзников. На переговорах в Пассау летом 1552 года даже католические князья призывали к прочному миру, опасаясь, что религиозный спор никогда не будет урегулирован. Император, однако, не хотел признавать религиозное разделение в западном христианском мире постоянным. Этот документ был предвестником Пассауского мира , который в 1552 году дал лютеранам свободу вероисповедания после победы протестантских войск. Согласно документу Пассау, Карл предоставил мир только до следующего императорского сейма, заседание которого было созвано в начале 1555 года.
Договор, заключенный от имени Карла его братом Фердинандом , фактически предоставил лютеранству официальный статус во владениях Священной Римской империи в соответствии с политикой cuius regio, eius Religio . Рыцари и города, которые в течение некоторого времени практиковали лютеранство, были исключены в соответствии с Declaratio Ferdinandei , но церковная оговорка якобы препятствовала применению принципа cuius regio, eius Religio , если церковный правитель переходил в лютеранство.
Значение
Благодаря заключению Аугсбургского соглашения империя, как государство, осталась единой. Центральная Европа какой-то период жила в мире. Состоялось преодоление кризиса, который вызвала лютеранская Реформация. Согласно Аугсбургскому религиозному миру, католики и лютеране были уравнены в правах. Теперь эти вероисповедания мирно сосуществовали в одной империи. Представители разных сословий сохранили свои права.
Благодаря Аугсбургскому соглашению Германия жила в мире полвека, до 17-го столетия. Некоторые немецкие историки дали периоду между 1555 и 1648 гг., когда был заключен Вестфальский мир, название «конфессиональная эпоха».
Аугсбургский религиозный мир содержал несколько потенциальных угроз, которые могли негативно отразиться на стабильном развитии государства. Кальвинистов Священная Римская империя так и не признала, а о лютеранах в соглашении упоминалось довольно расплывчато. Германская реформаторская церковь выбрала особый путь развития. Она противопоставляла себя лютеранству и католицизму.
Подданные империи, не исповедовавшие веру правителя, могли преследоваться. Князья силой принуждали их переходить в свою церковь. В среде католиков нарастали контрреформационные тенденции.
Аугсбургское соглашение было принято, чтобы установить стабильность в государстве, но поскольку имперские сословия теперь самостоятельно выбирали себе вероисповедание, то в любой момент могла продолжиться территориальная экспансия лютеран и реставрация католической религии на территории княжеств, где жили протестанты. Религиозные группировки не были застрахованы от новых конфликтов между собой, что в первой половине 17-го столетия привело к Тридцатилетней войне.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Всемирная история
- Этапы развития человечества. Самое главное
- Краткая история Средневековья
- Очень кратко о Древнем мире
- Древний Рим. Краткая история
- Вклад Древней Греции в мировую историю
- Президенты США по порядку и годы их правления
- История возникновения США
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Длительные предварительные переговоры
Прежде чем стороны подписали Аугсбургский мир, прошло множество переговоров, которые растянулись на несколько лет. Первым их успехом стало то, что среди князей и курфюрстов нашлись те, кто согласились быть посредниками между католиками и протестантами. Император Карл V Габсбург в это время поссорился с Папой Римским, что дало еще больше шансов на удачный исход предприятия.
Аугсбургский мир стал возможным еще и потому, что интересы католиков стал представлять германский король Фердинанд I. Этот титул во многом считался формальным, но его носил брат императора Карла, который являлся его правой рукой. Главой протестантов на переговорах выступил курфюрст Мориц Саксонский.
Нейтральными князьями стали правители и той, и другой ветви христианства. Среди них были государи Баварии, Трира, Майнца (католики), а также Вюртемберга и Пфальца (лютеране). Перед основными переговорами, на которых был подписан Аугсбургский мир, также произошла встреча правителей Гессена, Саксонии и Бранденбурга. На ней были согласованы позиции, которые также устраивали императора. При этом отказывался участвовать в переговорах. Он не хотел идти на уступки протестантам и оппозиционным князьям. Поэтому император делегировал свои полномочия брату Фердинанду. В это время Карл находился в своих испанских владениях (Габсбурги контролировали огромные территории по всей Европе).
ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ
РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. АУГСБУРГСКИЙ МИР
Для решения религиозной распри император Священной Римской империи Карл V созвал имперский сейм в Аугсбурге (1530). Протестанты представили сейму изложение своего вероучения, составленное Меланхтоном. (Это так называемое Аугсбургское исповедание веры.)
В следующем году протестантские князья заключили между собой союз в городе Шмалькальдене, чтобы оружием защищать Реформацию, если католики захотят употребить силу (1531).
Карл V редко бывал в Германии. Занятый войнами с французами и турками и нуждаясь в помощи германских князей, он долго не принимал решительных мер против Реформации. Наконец, когда прекратились его войны с Франциском I, он решился смирить непокорных протестантов.
Лютер умер перед самым началом Шмалькальденской войны в своем родном городке Эйслебене, в 1546 г. Но главы этого союза курфюрсты саксонский Иоанн Твердый (брат и преемник Фридриха Мудрого) и ландграф гессенский Иоганн-Фридрих Великодушный действовали очень вяло. Притом даровитейший из протестантских князей, саксонский герцог Мориц, родственник саксонского курфюрста, изменил своей партии и перешел на сторону Карла V.
Протестанты были побеждены (1547). Оба предводителя попали в плен и были осуждены на заключение, а герцог Мориц в награду получил от императора Саксонское курфюршество.
Но следует сказать, Карл умеренно обошелся с побежденными протестантами. Когда он вступил в Виттенберг, один епископ предложил ему вынуть из могилы тело еретика Лютера и сжечь. «Я не веду войны с мертвыми, — отвечал Карл. — Он уже нашел своего судию».
Однако торжество императора продолжалось недолго. Могущество Карла V стало опасным для германских князей, а испанские и итальянские войска обременяли Германию. Тот же Мориц Саксонский (тщетно просивший Карла V об освобождении своего тестя Иоганна-Фридриха Великодушного) стал решительным защитником протестантизма и княжеской самостоятельности.
Он тайно заключил союз с французским королем и совсем неожиданно двинулся в Тироль, где находился тогда император, следивший за совещаниями Тридентского собора.
Карл V едва не был захвачен в плен и с трудом спасся бегством через Тирольские горы. Он не имел под рукой запасных войск и вынужден был заключить с протестантами перемирие.
А спустя три года противоборствующие стороны заключили религиозный мир на имперском сейме в городе Аугсбурге (1555). По Аугсбургскому миру протестанты получили свободу вероисповедания. Но право менять религию предоставлялось лишь князьям, подданные должны были держаться одного исповедания со своим князем (лат.cujus regio, ejus religio — какова власть, такова и религия).
Католики настаивали, чтобы духовные князья в случае перемены религии лишались своего сана и своих доходов. Но протестанты не соглашались, и этот пункт (названный reservamm ecclesiastic urn — свободный для обсуждения) остался нерешенным.