Монастырь, монашество

Как уйти в монастырь

Решение об уходе в монастырь требует трезвого и серьёзного размышления. В этом вопросе не стоит спешить, нужно тщательно всё взвесить. После пострига пути назад уже не будет. Иеромонах Пётр (Бородулин) сказал, что монашество – это счастье, но это также и тяжёлый крест. Это удел избранных.

Митрополит Иларион (Алфеев) определил монашеству как стремление к одиночеству, любовь к богослужению и молитве. Если человек принимает монашество из-за чего-то другого, то он может не выдержать этого бремени. Не в том главный вопрос, как уйти в монастырь, а как остаться.

Преподобный Паисий Святогорец в письмах советует мирянам перед уходом в монастырь прислушаться к своему сердцу. Если хотя бы малая его часть занята другим человеком, то в монастырь уходить не стоит. Дьявол постепенно начнёт одолевать через помыслы и плоть. Сама по себе борьба человека с блудной страстью не является препятствием для ухода в монахи. Главное, чтобы не была актуальна тема брака. Старец Паисий призывает уходящим в монашество не забывать, зачем они отреклись от мирской жизни, и двигаться вперёд, к жизни более высокой.

Митрополит Антоний (Паканич) в одном из своих интервью говорит, что ради монашества нельзя бросать семью. Такие порывы не будут богоугодными. Если Бог призывал христианина к семейной жизни, то нужно нести этот крест с терпением и любовью. Уход в монастырь для семейных людей возможен лишь по обоюдному желанию супругов и благословению духовника. Также у таких супругов не должно быть маленьких детей. Митрополит Антоний подчеркивает, что не стоит спешить в монастырь, если есть хотя бы тень сомнения.

Священник Святослав Шевченко предупреждает девушек, которые задались вопросом «Как стать монахиней?», о сложностях монастырской жизни. Среди них однообразность быта, строгий распорядок дня, различные послушания и длинные богослужения. Тем же, кто не боится всего этого и чувствует стойкое призвание к монашеству, священник рекомендует сначала поступить в монастырь послушницей. Для этого необходимо предварительно встретиться с настоятелем монастыря.

Прославление жизни Святого Антония

В Александрии в IV веке жил епископ Афанасий. Он описывал жизнь Святого Антония, отшельника, живущего в пустыне. Он также писал об удивительной борьбе отшельников с демонами, считая это образцом совершенства христианина. Жизнь этого Святого оказала большое влияние на многочисленных читателей этого труда. Святой Антоний был первым великим монахом, и труды Афанасия стали первым свидетельством восхваления возникающей традиции монашества.

Первый кенобитный (коммунальный) монастырь был создан бывшим римским солдатом Пахомием в IV веке. Ему удалось объединить монахов под одной крышей с одним настоятелем (отцом). Он стал основателем первого настоящего мужского монастыря в 323 году.

Этот монастырь появился в Табенниси недалеко от Фив в Египте. В нём стали проживать около 40-ка монахов в каждом доме. В каждой такой монашеской семье был свой настоятель. Пахомий стал создателем и монашеского управления. Оно служило регулированием внешней монашеской жизни, а не духовным руководством. В конце IV века христианское монашество стало развиваться и в других районах за пределами Египта.

Какая разница между иноком и монахом?

Если разобраться подробнее в православном документе «Положение о монастырях и монашествующих», то можно понять, в чем же разница между этими двумя понятиями.

Итак, человек трудится в монастыре и хочет впоследствии стать монахом. Вначале он послушник (или трудник). После того как он некоторое время, три года или более, поработал на благо монастыря, то может стать «рясофорным». Это значит, что ему стригут волосы, надевают рясу и камилавку. В некоторых монастырях различают ступени от рясофорного до инока, которому, кроме всего прочего, дают еще и клобук (такой головной убор, признак монашествующего человека).

То есть инок — это первая ступень к тому, чтобы стать монахом. Но обетов он не дает. Иногда уже иноку дают новое имя, но не всегда. Послушника стригут в иноки только в том случае, если он справился с испытательным сроком в должности послушника.

Монах — это уже следующая ступень, пострижение в малую схиму. Он дает обеты, которых инок еще не давал. Их три:

  1. Сохранение целомудрия (не вступать в контакт с женщиной).
  2. Послушание (отречение от своей воли, упование только на Бога).
  3. Нестяжание (не иметь ничего у себя в собственности).

Какие же обеты тогда дает инок? Он обещает оставаться в монастыре пожизненно и служить Богу, братии, людям.

Стоит упомянуть, что если послушника постригли в иноки, или последнего в монахи, это не может означать, что они стали выше других в монастыре. Никаких привилегий среди других это не дает. Все служат Господу и братии по силам и возможностям каждого.

Однако уже инок для мирян является примером и образцом духовного поведения и любви ко всем людям.

Кто может принять монашеский постриг

До 20 века в Русской Православной Церкви для желающих принять постриг в монахи были установлены определенные ограничения. Постричься в монашество было нельзя при наличии жены (мужа), детей, престарелых родителей, оставленных в миру. Препятствием служили также долги, нахождение под судом, прохождение военной или государственной службы. Мужчины могли принять монашество не ранее 30, а женщины — не ранее 40 лет. Важным было получение родительского благословения на уход в монастырь.

В наши дни монахом можно стать по достижении совершеннолетия. Отсутствие родительского благословения не служит препятствием для поступления в монастырь. За исключением того случая, когда больные, престарелые родители нуждаются в уходе и средствах к существованию.

Монашеские обеты

При постриге монах дает обещания Богу до самой смерти строго соблюдать целомудрие, послушание, нестяжание. По учению Церкви, отменить их невозможно, даже если человек решил покинуть монастырь.

Обет целомудрия заключается в том, что монах отказывается от семейной жизни. Это свидетельствует о стремлении служить всей душой только Господу, а не отдельным людям. Для монаха обязательным является соблюдение девства, то есть безбрачия.

Но обет целомудрия не сводится только к безбрачию. Слово «целомудрие» имеет более глубокий смысл. Оно говорит о том, что монах должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше».

В миру каждый человек самостоятельно принимает решения. Монах же отказывается от этой самостоятельности, «отсекает» свою волю, разум и чувства и предоставляет душу и тело Богу. То есть под послушаем понимает стремление максимально приблизить свою волю  к воле Божией. Послушания не бывает без смирения, под которым понимается доброе отношение к Богу, готовность во всём следовать Его заповедям.

Обет нестяжания означает, что монах отказывается от владения личным имуществом и не привязывается ни к чему земному. Это делается ради достижения духовной свободы и более полного выражения любви ко Господу.

Для чего становятся монахами

Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.

Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному  – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.

Преподобный авва Исаия сказал:

Слово «монах» образовано от греческого корня, который переводится как «один», «одинокий». Однако такая характеристика применима к монахам лишь с внешней, мирской точки зрения. В христианстве есть два пути спасения: брак и монашество. И оба этих пути решают задачу восполнения одиночества человека. Решая, как уйти в монастырь, человек не «хоронит себя заживо». Просто монашество делает это другими способами, нежели семья. Митрополит Иларион (Алфеев) писал, что неполнота, ущербность одиночества в браке преодолевается обретением другого человека. «В монашестве же этот другой – Сам Бог» («Таинство Веры»).

Становление православного монаха проходит в 2–3 этапа: послушничество, монашество, великая схима

Монашество делится на три этапа:

Этап 1. Послушничество. Человек на этом этапе ещё ничего не обязан монастырю. Он сам только присматривается, а монахи присматриваются к нему. Будущему монаху дают поручения, которые тот должен исполнять. Это своего рода испытание, чтобы избежать ошибок. Ведь дороги назад не будет. Суть послушничества — исполнение различных работ в монастыре. Обычно оно идёт пару лет, но может продлиться дольше или меньше, по ситуации.

2 года

примерно столько длится послушание перед монашеством

Бывают ещё и трудники. Это несколько иное явление. Трудник работает при монастыре, но не имеет цели стать монахом.

Встречаются рясофорные послушники — это те, которые имеют некоторые монашеские привилегии (например, ношение рясы)

Этап 2. Монашество или пострижение в мантию. Для многих это конец монашеского пути. Человек уже принят в монастырь на равных правах с другими. Он начинает вести обычную монашескую жизнь. Монаху дают новое имя, старое как бы умерло для материального мира.

Этап 3. Великая схима — то самое уподобление ангелу. Схимник — это монах, который живёт в самых строгих ограничениях, постоянных молитвах, отшельничестве. Он будто бы уже находится одной ногой в духовном мире и далёк не только от мирян, но и от монахов. Ему опять дают новое имя.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021  (73) Октябрь 2021  (91) Сентябрь 2021  (57) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (139) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (103) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (63) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (69) Октябрь 2017  (54) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (54) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (53) Февраль 2017  (35)

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Белое духовенство

Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.

Алтарники

В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.

Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:

  • следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
  • готовить облачение священника;
  • подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
  • во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
  • следить за порядком в алтаре.

Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.

Чтецы

Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.

Иподиаконы

Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.

Диаконы

К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.

Протодиаконы

Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.

Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.

Иереи

Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).

Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».

Протопресвитер

Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.

Архиереи

Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.

Православное монашество [ править ]

В отличие от западного христианства , где возникли разные религиозные ордена и общества, каждое со своими профессиональными обрядами, в Восточной Православной церкви существует только один тип монашества . Профессия монахов известна как постриг (имеется в виду ритуальная стрижка монашеских волос во время службы) и когда-то считалась Священной Тайной (Таинством). Ритуал Тонуса печатается в Евхологионе ( церковнославянский : Требник ), как и другие Священные Таинства и службы, совершаемые по необходимости, например, похороны , благословения и т. Д.экзорцизмы и т. д.

Монашеское привычка такая же по всей Восточной Церкви (с некоторыми небольшими региональными вариациями), и она одинакова для обоих монахов и монахинь. Каждой последующей ступени дается часть привычки, полную привычку носят только те, кто имеет высшую ступень, известную по этой причине как «Великая схема» или «Великая привычка». Человек может поступить в любой монастырь по своему выбору; но после принятия аббатом (или настоятельницей) и принесения обетов человек не может переходить с места на место без благословения своего духовного наставника

Это удовлетворяет принципу «устойчивости места», важному для монашества

Человек становится монахом или монахиней через постриг — обряд, который может выполнить только священник. Обычно это делает настоятель . Священник, постригущий монаха или монахиню, должен быть пострижен в ту же или большую степень монашества, в которую он постригает другого. Другими словами, только иеромонах, постриженный в великую схимонию, может сам постричься в схимонаха. Однако епископ может постричься в любом сане, независимо от своего. В редких случаях епископ разрешает священнику постричь монаха или монахиню в любом сане.

К восточно-православным монахам обращаются «Отец», как и к священникам и диаконам в Православной церкви. В разговоре между собой монахи в некоторых местах могут обращаться друг к другу как «Брат». Новичков чаще всего называют «братом», хотя в некоторых местах, например, на горе Афон , к новичкам обращаются как «отец». Греки часто называют старых монахов Герондой , или Старейшиной, из уважения к их преданности делу. В славянской традиции титул старейшины (церковнославянский: старецъ, старец ) обычно зарезервирован для тех, кто имеет продвинутую духовную жизнь и служит проводниками для других.

Монахини, принявшие постриг в ставрофор или выше, обращаются как «Мать». К монахиням-послушницам и рассофорам обращаются как к «сестрам». Монахини ведут аскетический образ жизни, который идентичен жизни их коллег-мужчин, и поэтому их также называют монахаи (женское множественное число от monachos ). Их община также называется монастырем.

Монахи, рукоположенные в священники, называются иеромонахами (священниками-монахами); Монахи , которые были рукоположены в диакон называется hierodeacons (дьякон-монахов). Священник-схимонаха называют иеросхимонахом. Большинство монахов не рукоположены; община обычно представляет столько кандидатов для рукоположения в епископы, сколько того требуют литургические нужды общины. По священным канонам Православной Церкви епископы должны избираться из числа монашеского духовенства, не вступающего в брак.

Сегодня важнейшими центрами христианского православного монашества являются монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове ( Египет ), Метеоры в Фессалии в Греции , гора Афон в греческой Македонии , Мар-Саба в губернаторстве Вифлеем на Западном берегу и монастырь Святой Иоанна Богослова на острове Патмос в Греции. [ необходима цитата ]

Святой Иона Киевский (1802-1902), украинский православный святой, носящий аналавос, символизирующий орден Великой Схемы, высшую монашескую степень.

Для частого чтения Иисусовой молитвы монашествующие имеют чётки

Все монашествующие носят чётки. Они им необходимы для того, чтобы отсчитывать количество молитв при частом чтении Иисусовой молитвы. Они ещё имеют название вервица, лествица, листовка.

В наше время четки представляют собой замкнутую нить, состоящую из ста «зерен». Они разделены между собой по десяткам «зернами» более крупных размеров, чем рядовые. Используя четки, монах не отвлекается во время молитвы.

Православные чётки. Православные чётки — это обязательный атрибут монашеского одеяния. Они позволяют вести счёт молитвам не отвлекаясь

Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17).

В старину на Руси четки имели форму замкнутой лесенки. Она состоит не из «зерен», а из деревянных брусочков, которые обшиты кожей или же материей. Такая «лестовка» (лестница) духовно означает лестницу «спасения», меч «духовный» являют образ непрестанной (вечной) молитвы (кругообразная нить — символ вечности).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector