Казанская духовная семинария
Содержание:
Известные выпускники
- 1799 — Мефодий (Орлов-Соколов), еп. Нижегородский
- 1850 — Александр (Хованский), еп. Сухумский
- 1858 — Троянский Александр Степанович, преп.
- 1862 — Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский
- 1872 — Василий (Царевский), еп. Старицкий; Гурий (Буртасовский), еп. Симбирский
- 1876 — Машанов Михаил Александрович, проф. КазДА
- 1880 — Борис (Плотников), еп. Ямбургский
- 1882 — Дмитриевский Алексей Афанасьевич, проф., историк Церкви; Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский
- 1884 — Смирнов Александр Васильевич, прот., духовный писатель
- 1886 — Иоаким (Благовидов), архиеп. Ульяновский
- 1887 — Алексий (Молчанов), архиеп. Карталинский, экзарх Грузии; Нарбеков Василий Андреевич, проф.
- 1889 — Благовидов Федор Васильевич, проф. КазДА
- 1890 — Соколов Иван Иванович, проф. СПбДа, историк церкви и византолог
- 1891 — Мироносицкий Порфирий Петрович, литургист, церковный композитор, педагог; Алексий Дружинин, прот., проф.
- 1895 — сщмч. Константин Богословский, прот.; Покровский Иван Михайлович, проф. КазДА
- 1898 — Макарий (Павлов), еп. б. Владикавказский, обн. еп. Пятигорский; Николай Петров, прот.; Феодор Казанский, прот.
- 1899 — Киприан (Комаровский), архиеп. Кировский; сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский; Хрисанф (Щетковский), еп. Елисаветградский
- 1900 — Пахомий (Кедров), архиеп. б. Черниговский; Артемий (Лебедев), иером.
- 1904 — сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский; Василий (Павловский), еп. Венский; Борис (Рукин), григорианский митр.; Полянский Евлампий Яковлевич, проф.
- 1906 — сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский; сщмч. Гурий (Степанов), еп. Суздальский; Корнилий (Попов), митр. Горьковский
- 1907 — Доктусов Николай Петрович, проф. МДА
- 1908 — Афанасий (Малинин), еп. Саратовский; Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский
- 1910 — сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский; сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. б. Чистопольский; Иванов Михаил Григорьевич, проф.; Касторский Александр Петрович, и.д. доцента КазДА
- 1911 — сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский; сщмч. Евсевий (Рождественский), архиеп.Шадринский
- 1912 — Варсонофий (Лузин), еп. Приморский
- 1913 — Александр Лебедев, прот., управляющий делами Патриаршего Синода
- 1914 — свт. Иона (Покровский), еп. Ханькоуский
- 1915 — Ананий Сагайдаковский, прот. УАПЦ
- 1916 — Гермоген (Кожин), митр. Алеутский; Ефрем (Ефремов), еп. Курский; Вертоградов Владимир Семенович проф. МДА
- 1918 — Александр (Джеха), митр. Эмесский (Хомский); Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский
Администрация
Ректоры
- Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797 — 1799)
- Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 — 1800)
- Антоний (Соколов) (1800 — 2 февраля 1808)
- Евгений (Варгасов) (1804 — 1808)
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (6 февраля 1808 — 1816)
- Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 — 28 июля 1817)
- Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 — 1 мая 1844)
- Григорий (Миткевич) (5 мая 1844 — 10 ноября 1851)
Макарий (Малиновский) (10 ноября 1851 — 25 марта 1852), и/о, инспектор
- Парфений (Попов) (29 февраля 1852 — 1854)
- Агафангел (Соловьев) (20 января 1854 — март 1857)
- Иоанн (Соколов) (17 марта 1857 — 1864)
- Иннокентий (Новгородов) (31 марта 1864 — 20 мая 1868)
Варсонофий (Охотин) (1867) и/д
- Никанор (Бровкович) (29 июля 1868 — 1871)
Иоанн Гвоздев (2 июня — 28 июля 1870) инспектор, и/д
- Александр Владимирский (14 июля 1871 — 1895)
Николай Беляев (1887 и 1889) и/д
- Антоний (Храповицкий) (1895 — 14 июля 1900)
- Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 — март 1905)
- Алексий (Дородницын) (август 1905 — 1912)
- Анастасий (Александров) (15 февраля 1912 — 1913)
- Сщмч. Анатолий (Грисюк) (30 мая 1913 — 1921)
Инспекторы
- Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 — 21 августа 1846)
- Фотий (Щиревский) (21 августа 1846 — 25 сентября 1850)
- Макарий (Малиновский) (5 октября 1850 — 7 апреля 1853)
Паисий (Пылаев) (10 ноября 1851 — 27 марта 1852) и/о
- Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 — май 1854)
- Серафим (Протопопов) (7 июля 1854 — 11 октября 1855)
- Вениамин (Благонравов) (21 января — 22 апреля 1858)
- Филарет (Филаретов) (1858 — 1859)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
- Вениамин (Быковский) (18 июля 1864 — 3 апреля 1867)
- Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
Иоанн Гвоздев (21 июня — 2 октября 1869), и/о
- Василий Миротворцев (1881 — 1884?)
- Антоний (Вадковский) (8 ноября 1884 — 1885)
- Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 — 9 февраля 1912)
- Гурий (Степанов) (26 мая 1912 — 1918)
Помощники инспектора
- …
- Александр Вознесенский (16 декабря 1894 —
Вениамин Колокольцев (1893 — 1897) и/д
- Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 — ?)
- Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 — 1913)
Преподаватели
Профессора
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 — 1816)
- Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 — ?)
- Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 — 21 января 1858)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
- Малов Евфимий Александрович (1863 — ?)
- Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
- Владимирский Александр Поликарпович (1871 — 1886)
- Волков Андрей Кононович (23 апреля 1874 — 1900)
- Миротворцев Василий Васильевич (? — 1891)
- Богородский Яков Алексеевич (1882 — ?)
- Гусев Дмитрий Васильевич (1885 — ?)
- Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 — 3 июля 1915)
- Машанов Михаил Александрович (1887 — 1910, с 1910 — сверхштатный)
- Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 — июль 1902)
- Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 — 1920)
- Нарбеков Василий Андреевич (1897 — ?)
- Потехин Александр Николаевич
- Царевский Алексей Александрович
- Писарев Леонид Иванович (1899 — ?)
- Благовидов Федор Васильевич (10 июля 1899 — 14 августа 1909)
- Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 — не ранее 1 октября 1915)
- Керенский Владимир Александрович (1902 — 1917)
- Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 — не ранее 1918)
- Петров Николай Васильевич (1908 — 1921)
- Григорьев Константин Григорьевич (12 июня 1910 — 1918)
- Покровский Иван Михайлович (1908 — 1921)
- Пономарёв Павел Петрович (19 августа 1909 — ?)
- Анастасий (Александров) (1910 — ?)
- Полянский Евлампий Яковлевич (1910 — ?)
- Писарев Николай Николаевич (29 сентября 1910 — ?)
- Касторский Александр Петрович (? — 1921)
- Лапин Павел Дмитриевич (1914 — ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1916 — ?)
- Лебедев Александр Васильевич (1916 — 1921)
Доценты
- Ивановский Николай Иванович (1869 — 25 октября 1913) с 17 марта 1896 — сверхштатный
- Остроумов Николай Петрович (1870 — 1877)
- Богословский Михаил Иванович (2 ноября 1871 — 21 января 1886)
- Машанов Михаил Александрович (с 1878 — приват-доцент, 1884 — 1885 и/д, 1885 -1887)
- Говоров Алексей Васильевич
- Царевский Алексей Александрович
- Гусев Александр Федорович (1887 — 8 марта 1889)
- Волков Андрей Кононович
- Потехин Александр Николаевич
- Несмелов Виктор Иванович (30 октября 1888 — 14 декабря 1895)
- Нарбеков Василий Андреевич (1889 — 1897) до 1890 — и/д
- Благовидов Федор Васильевич (1 марта 1892 — 1899)
- Иннокентий (Ястребов) (1893 — ?) до 1898 — и/д
- Попов Иван Васильевич (1893 — 1912) до 1898 — и/д
- Писарев Леонид Иванович (1895 — 1899) до 1896 — и/о
- Керенский Владимир Александрович (1895 — 1902)
- Покровский Иван Михайлович (1896 — 1908) до 1898 — и/д
- Дружинин Алексей Иванович (13 сентября 1896 — 5 апреля 1902) до 30 ноября 1900 — и/д
- Протопопов Василий Иванович (1899 — 19 декабря 1904)
- Пономарёв Павел Петрович (1900 — 19 августа 1909)
- Петров Николай Васильевич (1900 — 1908)
- Григорьев Константин Григорьевич (28 июня 1902 — 12 июня 1910) до 7 марта 1905 — и/д
- Писарев Николай Николаевич (1902 — 29 сентября 1910) до 1904 — и/д
- Полянский Евлампий Яковлевич (1905 — 1910) до 1907 — и/д
- Афанасий (Малинин) (1910 — ?)
- Амфилохий (Скворцов) (16 августа 1911 — ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1911 — ?) до 1915 — и/д
- Лапин Павел Дмитриевич (1911 — 1914)
Васильевский Михаил Николаевич (1911 — 1915) и/д
- Варсонофий (Лузин) (1912 — 1921) до 1919 — и/д
- Касторский Александр Петрович (1912 — ?) до 1914 — и/д
Суханов Валентин Васильевич (? — 17 апреля 1921) и/д
- Лебедев Александр Васильевич (24 октября 1914 — 1916) и/д
- Васильев Яков Васильевич (1916 — сентябрь 1918) и/д
- Воронцов Александр Александрович (+ 1919) и/д
Здания
Комплекс зданий Казанской духовной семинарии является памятником архитектуры классицизма. Расположен в центральной части города, в непосредственной близости к Петропавловскому собору. Двухэтажные кирпичные корпуса образуют систему замкнутых дворов, соединенных проездными арками. На улицу Кремлевская комплекс выходит протяженным фасадом с гладкими стенами, декорированными рустованными пилястрами, с небольшим лучковым аттиком в центре.
Строительство каменного здания для семинарии началось в 1734 г. К 1740 г. были выстроены главный корпус, деревянные учительские покои и некоторые службы. К осени 1754 г., кроме главного, семинария включала еще 2 корпуса. В 1774 г. при штурме города войсками Е.И.Пугачёва здания сгорели.
К 1789 г. разрушенный до основания западный корпус был восстановлен. В 1793 г. заменены новыми учительские покои (по улице Воскресенская, ныне улица Кремлевская), на первом этаже этого корпуса разместились магазины. Корпуса, вновь пострадавшие в пожаре 1797 г., были восстановлены к 1808 г. по проекту архитектора М.Е.Емельянова.
В первой половине XIX в. комплекс состоял из трех корпусов: двух трехэтажных с каменным первым и деревянным вторым и третьим этажами, западного одноэтажного корпуса лавок и соответствовавших этим корпусам дворов: учительского, лукинского (по имени епископа Луки Конашевича) и ученического. Корпуса вплотную примыкали друг к другу, дворы были связаны с улицей Воскресенская арочными проездами.
Здания вновь пострадали в пожаре 1842 г. и были восстановлены к 1867 г. по проекту архитектора П.А.Солнцева. Все корпуса по улице Воскресенская были объединены в одно протяженное двухэтажное здание с гладкими стенами, декорированными рустованными пилястрами, с небольшим лучковым аттиком в центре главного фасада. Помещения первого этажа отводились под магазины с отдельными входами. Одноэтажный корпус лавок, выходивших на улицу Гостинодворская (ныне улица Чернышевского), был надстроен и расширен.
В 1918 г. здания переданы Казанскому университету. В 1929 г. по проекту инженера А.Е.Печникова расширены окна второго этажа на главном фасаде здания, центральный вход сделан с улицы Воскресенская, в вестибюле устроена новая парадная лестница. В 2000–2004 гг. комплекс семинарии реконструирован.
Казанская духовная академия
В 1723 г. основана Казанская Архиерейская Славяно-Латинская школа при митрополите Тихоне. Первый состав учащихся определялся пятидесятый двумя учениками. Исключительное положение Казанской епархии, подвигло к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей. Духовная школа готовила кадры для миссионерского служения. В 1733 г. Славяно-Латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в Семинарию. Будучи воспитанником Киевской Духовной Академии, архиепископ Иларион пожелал Казанскую Семинарию устроить по образцу Киевской Академии. Для того пригласил в Казань преподавателей — выпускников Киевской Академии.
В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию введена новая методика преподавания: расширен курс дисциплин, введена история, география, немецкий и французский язык, математика.
Академический уровень Казанской Духовной Семинарии стал настолько высок, что в 1797 г. указом императора Павла I она получила статус Академии. Кроме общих для всех семинарий предметов, здесь преподавались особые. Высшая духовная школа славилась полным курсом философии и богословия, курсами логики и красноречия, также преподавалась физика, давалось обучение латыни, еврейскому, греческому, немецкому, французскому языку. В Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу местные наречия — татарский, чувашский и черемисский (марийский) язык.
В 1818 г., после реформы духовного образования, Казанская Духовная Академия была закрыта. Статус Академии сохранили только высшие школы Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Казанская семинария стала подотчетна Санкт-Петербургской Духовной Академии. Позже и семинарские программы были значительно сокращены. Духовая Академия в Казани вновь открывается только в 1842 г. Отличительной ее особенностью стало наличие миссионерского отделения, где преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В Казань была перевезена Соловецкая библиотека, студенты и преподаватели академии получили возможность исследования уникальных изданий: рукописи изучались, переписывались…
В стенах Казанской Духовной Академии преподавали лучшие ученые того периода, авторы известных трудов. Профессора И.Я. Порфирьева, автор «Истории русской словесности», П.В. Знаменский, Н.И. Ивановский, автор «Курса церковного права» профессор И.С. Бердникова. При Академии выпускался богословский журнал «Православный Собеседник».
Революционные события стали катастрофой для духовного образования в России. В марте 1921 г. ректор Академии епископ Чистопольский Анатолий арестован.
Возрождение казанской духовной школы началось в 90-х гг. прошлого века. В 1997 г. открылось Казанское Духовное Училище, во время посещения Казани святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, благословил воспитанников и преподал архипастырское напутствие. 17 июля 1998 г. Казанское Духовное Училище по прошению ректора Анастасия Архиепископа Казанского и Татарстанского преобразовано в Семинарию. Учебный план Казанской Духовной Семинарии предполагает преподавание богословских дисциплин и ряда светских, которые являются необходимыми для получения любого высшего гуманитарного образования. Главное сокровище духовной школы — древняя обширная библиотека.
Небесный покровитель Казанской православной духовной семинарии — Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Казанская Православная духовная семинария подотчетна Епархиальному Архиерею. В 2015 г. ректором Казанской духовной семинарии назначен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Первым проректором Казанской православной духовной семинарии является игумен Евфимий (Моисеев).
В Казанской духовной семинарии представлены два отделения: пастырско-богословское (бакалавриат, магистратура, заочное обучение) и регентско-катехизаторское.
В настоящее время в семинарии обучается 78 студентов дневного и 180 студентов заочного обучения. В семинарии готовят кандидатов для рукоположения в священный сан, специалистов в области православного богословия, регентов церковных хоров, катехизаторов и миссионеров.
В составе профессорско-преподавательского состава — 8 докторов, 20 кандидатов наук. В 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Казанская епархия взяла курс на возрождение Казанской духовной академии на базе Казанской духовной семинарий.
История
Дореволюционный период
В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа.
Положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращённых иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников.
В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки.
В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.
В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ.
В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.
Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении.
После революции была закрыта.
Современный период
В 1997 году в новом здании было открыто Казанское духовное училище.
17 июля 1998 года Казанское духовное училище решением Священного Синода было преобразовано в семинарию.
Сегодня здесь сохраняются и развиваются лучшие традиции отечественного духовного образования, складывавшиеся веками. Регулярное участие в богослужении, внимательное изучение Священного Писания и богословских наук, жизнь в студенческой семье и совместный труд составляют необходимые условия для подготовки будущих пастырей и церковных работников к высокому и ответственному служению Церкви Божией.
Небесные покровители Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Гавриил Седмиезерный. Семинарский храм — первый в России, освященный в честь Кронштадтского пастыря, является одновременно приходским, что дает возможность учащимся приобретать навыки активного участия в жизни церковной общины. Среди святынь храма — часть мощей преподобного Гавриила Седмиезерного.
Сегодня КазПДС включает в себя пастырско-богословское и регентско-катехизаторское отделения, а также отделение дополнительного образования.
Регентско-катехизаторское отделение
Регентско-катехизаторское отделение было открыто в 2014/15 учебном году с целью подготовки регентов церковных хоров, певчих, псаломщиков и катехизаторов. Учащиеся регентско-катехизаторского отделения имеют возможность заниматься у ведущих регентов Казани, высококвалифицированных специалистов Казанской государственной консерватории, слушать лекции преподавателей пастырско-богословского отделения семинарии и светских вузов. Учебная программа отделения разработана с опорой на опыт ведущих регентских школ, а также в соответствии с церковными и светскими стандартами высшего профессионального образования (бакалавриат). Срок обучения — 4 года.
На регентско-катехизаторское отделение принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее образование.
Отделение дополнительного образования
С 2016/2017 учебного года в КазПДС открывается Отделение дополнительного образования, на котором будет осуществляться подготовка церковных специалистов в области миссионерской и катехизаторской деятельности. Обучение будет проводится заочно по программам полубакалавриата, оно будет включать в себя один год общебогословской подготовки и один год специализации (в области миссионерского или катехизаторского служения). Кроме того, в рамках дополнительного образования в КазПДС организуются курсы переподготовки и повышения квалификации для священно- и церковнослужителей, директоров и педагогов воскресных школ.
Все студенты КазПДС обеспечиваются общежитием и питанием.
Ректоры
- Свенцицкий, Василий Яковлевич (без должности) (1723 — 1732)
- Герман (Барутович) (в должности управляющего «семинарской конторой») (1732 — 1736)
- Сильвестр (Гловацкий) (в звании префекта) (1736-1838)
- Димитрий (Сеченов) (1738-1740)
- Сильвестр (Гловацкий) (1740-1744)
- Вениамин (Пуцек-Григорович) (6 декабря 1744—1748)
- Феофил (Игнатович) (1748 — сентябрь 1765, до 1751 года — в звании префекта
- Иероним (Фармаковский) (1765-1767)
- Константин (Борковский), архимандрит (1767-5.08.1772)
- Платон (Любарский) (5 августа 1772—1787)
- Гедеон (Замыцкий) (1787-1792)
- Амвросий (Яковлев-Орлин) (1792—1794)
- Сильвестр (Лебединский) (27.5.1794 — 1799, с 25.07.1797 — ректор академии)
- Антоний (Соколов) (1800-1805 (1808?))
- Епифаний (Канивецкий) (6.02.1808 — 18.03.1816)
- Афанасий (Протопопов) (18.03.1816 — 28.07.1817)
- Феофан (Александров) (1817-1832)
- Стефан (Зилятров) (11.01.1833-21.01.1842)
- Платон (Фивейский) (21 января 1842 — 3 мая 1843)
- Климент (Можаров) (9.05.1843-25.09.1850)
- Варсонофий (Охотин) (31 марта 1864—1876)
- Никанор (Каменский) (1879—1891)
- Филарет (Никольский) (1892—1895)
- Алексий (Молчанов) (7 сентября 1899—1900)
- Зеленецкий, Александр Федорович (26 июля 1900 — 7 июля 1905)
- Михаил (Богданов) (1905—1907)
-
Беликов, Василий Иванович (30 августа 1907—1918)
… - Анастасий (Меткин), митрополит (17 июля 1998 — 19 марта 2014)
- Евфимий (Моисеев), игумен (19 марта 2014 — 22 октября 2015)
- Феофан (Ашурков), митрополит (с 22 октября 2015)
Литература
- Знаменский П. В., История Казанской духовной академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870), Казань, 1891-1892, 3 тт.
- Бердников И., Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования 1842-1892, Казань, 1892.
- Терновский С. А., Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892), Казань, 1892.
- Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии 21 сент. 1892 г., Казань, 1893.
- Памятная книжка Казанской духовной академии за… г., Казань, 1895-1917.
- Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932, Спб., 1994.
- Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви: книга XIX 1917-1997, М., 1997.
- Журнал №58 Заседания Священного Синода РПЦ.
Пастырско-богословское отделение
В рамках пастырско-богословского отделения действуют подготовительное отделение (срок обучения — 1 год), бакалавриат (срок обучения — 4 года), магистратура (срок обучения — 2 года), а также отделение заочного обучения.
В учебный план семинарии включены как богословские, так и общегуманитарные дисциплины, необходимые для получения высшего богословского и гуманитарного образования.
Учебный и научный процесс обеспечивают кафедры богословия и философии, библеистики, общей и церковной истории, церковно-практических дисциплин и филологии
Особое внимание в КазПДС уделяется изучению исламоведения, действует факультатив по татарскому и арабскому языкам
На пастырско-богословское отделение принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее образование.
Использованные материалы
- Сайт Казанской духовной семинарии:
(недейств.) — см. соотв. разделы
- Страницы сайта Русское Православие:
- Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 549, 561, 571, 589, 618, 629, 647, 653, 658.
-
Групповой формулярный список ординарных и экстраординарных профессоров Казанской духовной академии, РГИА
-
Сухова Н.Ю., «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки…» (письма протоиерея Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1 (13). 2016, с.122, 132–209
А. В. Журавский «Православная Энциклопедия», Т. 4, С. 591-592,
Страница сайта Русское Православие:
А. Ю. Михайлов, Канонист Ипья Степанович Бердников (1839-1915): Университетский образ профессора КазДА,
Страница сайта «Русское Православие«:
Владимир Сорокин, прот., «Исповедник», церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 534.
Владимир Сорокин, прот., «Исповедник», церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 498.
Степанов А. Ф. История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника. Петиция к иностранным державам о положении церковных дел в Казани (сноска 69),
Биографическая энциклопедия,
Биографическая энциклопедия,
Саблуков Гордий Семенович, Биографическая Энциклопедия,
Большая советская энциклопедия,
«Православная Энциклопедия», Т. 15, С. 490-491:
Чикурова О. В. «К биографии профессора Якова Дмитриевича Коблова»,
Дмитрий Добыкин «Жизнь и труды
профессора КазДА Павла Александровича Юнгерова (1856-1921)»,
Система обучения
В XVIII в. обучение, как и в других духовных семинариях, строилось на основе стандартов, выработанных в XVII в. в украинских духовных школах и получивших распространение по всей России. В основу обучения было положено изучение латинского языка, духовной, римской и средневековой европейской литератур, обучение которым было растянуто на многие годы. Каждый класс – русский (элементарная грамота), словенский (старославянский) языки, фара, инфима, грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, философия, богословие – представлял законченную ступень образования.
Проучившись в среднем 12–14 лет, лишь небольшая часть учащихся достигала классов философии и богословия (во многих семинариях они отсутствовали); в Казанской семинарии класс богословия был открыт в 1739 г.
Большая часть преподавателей являлась выпускниками Киевской и Московской духовных академий, остальные отбирались из выпускников самой семинарии, которая считалась одной из лучших в России.
В XVIII в. здесь учились ставший знаменитым придворным проповедником Гедеон (Криновский), будущий китаевед Н.Я.Бичурин.
В 1798 г. Казанская духовная семинария была преобразована в Казанскую духовную академию (старую), в 1818 г. вновь воссоздана как семинария.
В Казанской духовной семинарии в соответствии с постановлением Комитета об усовершенствовании духовных училищ от 1808 г. основным языком обучения являлся русский, программы имели общеобразовательный характер.
В 1818 г. было введено изучение татарского языка (в 1855–1871 гг. преподавателем был К.Насыри), с 1835 г. – татарского или чувашского языка по выбору.
В 1829 г., в связи с открытием духовных училищ, в Казанской духовной семинарии были закрыты начальные классы. В семинарию стали принимать только лучших выпускников духовных училищ, а срок обучения сократился до 6 лет.
Общеобразовательный характер обучения был еще более усилен в ходе реформы 1842 г. Теперь первые 4 класса представляли собой среднюю общеобразовательную школу, а богословские и литургические предметы изучались в основном в старших классах.
В 1885 г. при Казанской духовной семинарии была открыта образцовая церковно-приходская школа, в которой семинаристы проходили педагогическую практику.
С 1868 г. было разрешено принимать на обучение детей из других сословий при наличии вакансий или за счет родителей.
С 1890 г. начали ежегодно принимать по несколько татар-кряшен, чувашей и марийцев – выпускников Казанской учительской семинарии.
Обучение, просвещение и молитва
Дальнейшая история православного Татарстана связана с активной деятельностью Казанской епархии РПЦ. Стоит отметить, что в иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Это было связано, прежде всего, с невероятно плодотворной деятельностью, развернутой ее духовенством. Речь идет об осуществляемой епархией активной образовательной и миссионерской деятельности.
В 1723 г. была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 г. в Казанскую духовную семинарию. А в 1798 г. в Казани открылась духовная академия, но первая попытка ее создания не удалась и в 1818 г. она вновь была преобразована в духовную семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 г.
Казанская епархия ставила одной из основных своих целей катехизацию нехристианского населения Татарстана, проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для новокрещенных и инородцев. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.
При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 г. на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 г. — первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 г. при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836 гг.), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 г. при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 г. три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 г. было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионераипереводчикаН. И. Ильминского, трудами которого были открыты: Центральная крещено-татарская школа (1864 г.) и Инородческая семинария (1872 г.).
Среди духовно-учебных заведений Казанской епархии были так же двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 г.) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 г.), Чебоксарское (с 1818 г.) и Чистопольское (с 1829 г.) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 г.) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 г.).
Во второй половине XIX в. в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского — так называемого «апостола Казанских инородцев». Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия (по имени Первосвятителя) стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа, открытые благодаря его трудам, сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.
К началу XX в. в Казанской епархии уже насчитывалось более миллиона православных, действовало порядка 800 церквей. Штат духовенства был также обширен — более 700 священников. В церковных школах обучалось около 30 тысяч человек. К началу революционных событий в Казанской епархии было открыто 27 монастырей, среди духовенства белого (женатого) было 1554 человека, черного (монашествующих): более 200 монахинь, 1, 6 тысяч монахов. Единоверческого духовенства — 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем — в епархиальное управление.
Знаменитые выпускники
Основным назначением Казанской духовной семинарии была подготовка священнослужителей для Казанской епархии, лучших выпускников направляли в духовные академии. На протяжении всей истории многие бывшие семинаристы выходили и в светское звание, поступали в университеты и на гражданскую службу.
Среди них: медики А.А.Соколовский, М.Ф.Кандаратский, геолог А.В.Нечаев, механик Н.Г.Четаев, чувашский историк, этнограф, общественный деятель Н.В.Никольский, марийский этнограф, историк, языковед В.М.Васильев, китаевед Палладий (Кафаров) и другие.
Казанская духовная семинария прекратила существование в январе 1918 г. в связи с отделением Церкви от государства и конфискацией зданий.