Выборгский район. собор сампсона странноприимца

Архитектурные и культурные достопримечательности

Собор – это целый комплекс, в который входят храм, колокольня при нем, часовня, ограда и Юбилейный домик. Последние три постройки были возведены позднее. Иногда сюда же включают и памятник Петру Первому, который расположен на другой стороне проспекта.

Сам собор – это одноэтажное здание, высота которого до купольного креста превышает 35 метров. В центре крыши – луковичные купола, расположенные на одном барабане. Здание выкрашено в голубой, карниз, пилястры и наличники – в белый цвет. Над дверным проемом арочной формы установлен фронтон, на котором изображены ангелы с трубами, а рядом – полуниши, украшенные лепными херувимами. Притвор соединяется с зимней церковью (трапезной), оформленной в минималистическом стиле.

Колокольня состоит из трех ярусов: нижний – с двумя боковыми пристройками, верхние два – более узкие. В середине первого яруса есть арочный проем и проезд. Верхние украшают пилястры. Второй ярус имеет глухие окна (декоративные), третий – звонницу, на которой установлен колокол, отлитый в XVIII веке. Этот колокол – один из крупнейших, сохранившихся в Петербурге; весит он более шести тонн.
На боковых фасадах установлены доски с речью Петра Первого, произнесенной накануне Полтавской битвы.
Колокольня выкрашена в голубой цвет, шатер – серый. Строение выдержано в ярославских традициях и не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Все купола комплекса – темно-синие.

Часовня отличается по стилю от собора и колокольни, поскольку строилась позднее. Она возведена на месте, где была старая Сампсониевская церковь.
Рядом расположен и Юбилейный домик, который выдержан в духе петровского барокко. Был возведен для того, чтобы перенести храмовую сторожку вглубь участка.
Изнутри собор поражает прекрасным иконостасом высотой 11 метров. Он позолочен и привлекает тонкой резьбой. В главной его части размещены иконы работ художников Баженова, Квашнина, Поспелова. Все они датируются XVIII веком

Это уникальное явление для Санкт-Петербурга, поскольку в большинстве случаев иконостасы менялись не раз.
Также внутри храма стоит обратить внимание на паникадило, внутреннюю отделку, коллекцию икон, настенную и потолочную роспись.

Памятник Петру I

С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.

Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора

Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.

Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.

Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.

Интерьеры Сампсониевского собора

Местоположение и история [ править ]

Опись и района и округа определены Актом Санкт-Петербурга о территориальном делении Санкт-Петербурга от 2005 г. (с последующими изменениями):

Вместе со всем районом, округ сосредоточен вокруг южной части старой дороги из Санкта — Петербурга в Выборг , пограничный город , который был основан Швецией , но был взят российской армией впервые во время Великой Северной войны боролась в первой четверти 18 в. Эта война была отмечена в округе: решительная победа русских в Полтавской битве, приходящаяся на праздник Святого Сампсона Гостеприимного , Сампсониевская церковь, а затем и нынешний собор.были построены, и нескольким улицам были присвоены шведские названия городов Финляндии. Южную часть магистрали назвали Большим Сампсониевским проспектом (Большой проспект Сампсона), а когда в постсоветское время муниципальные округа планировались в составе ранее существовавших городских районов, этому округу также было присвоено имя Сампсона. Округа в руках показать свою тезку — в ветхозаветном герой Самсон , чья фигура показана слезотечение открыть рот льва , который напал на него был в 18 — м века используется в качестве риторического символ победы России над шведской империей олицетворяющей в его золотая статуя в центре Петергофадворцовый фонтанный парк. Новые связи со Швецией установила предпринимательская семья Нобель во второй половине 19 века, построившая на этой территории фабрику и жилые помещения. Многоквартирные дома для семей рабочих местных заводов часто возводились в конце 1920-х — первой половине 1930-х годов в стиле конструктивизма .

Архитектура

Сампсониевский собор в Петербурге — это яркий образец стиля барокко XVIII века

Он привлекает внимание посетителей как внешним видом, так и интерьерами

Внешнее убранство

В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.

Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.

Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.

Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.

Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.

Денис Гарипов

Внутреннее убранство

Внутри собор оформлен в барочном стиле — изысканно и величественно. Стены и иконы его украшены позолотой. Напольное покрытие сохранилось двух видов: у алтаря деревянный паркет, в остальной части — камень.

Главная ценность собора-музея в том, что в нем находится большая часть икон-подлинников, датированных 1720 — 1760 годами. Интересны также росписи стен, которые были созданы в разное время. Одна из них изображает Петра Великого — победителя Полтавского сражения, восседающего на коне.

Но самая главная реликвия собора — его алтарь, созданный в стиле барокко из сосны и липы. Он украшен золотом и включает в себя несколько десятков икон. Здесь же находятся малые иконостасы с четырьмя ярусами, в них размещено по 18 и 22 образа соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, которые древнее самого собора и датируются концом XVII века.

Денис Гарипов

Наружное убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры. Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке.

Колокольня

Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане. К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.

Главный барабан и 4 маленькие главки

В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.

Памятник Петру I у Сампсониевского собора

На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».

Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.

Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:

  • автобус № 14, 86
  • маршрутное такси № К-32, К-262
  • трамвай № 61.

Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. Главная остановка называется «Большой Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.

Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия). От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут. От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.

Схема Петербургского метрополитена

Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:

Видео-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:

Архитектура

Одноапсидное здание собора высотой чуть более 35 метров состоит из трех частей. В центре находится трапезная или зимняя церковь, с западной стороны расположена паперть, с восточной – главная церковь.

Кирпичные стены собора окрашены в небесно-голубой цвет, а декоративные элементы фасадов, такие как пилястры, карнизы и наличники окон – в белый. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном, увенчанным пятью куполами темно-синего цвета с золочеными крестами.

Колокольня, расположенная с западной стороны, была возведена одновременно с храмом и выполнена в той же цветовой гамме. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, с массивным основанием и легкой верхней частью.

В нижнем ярусе имеется сквозной арочный проход с чугунными воротами. Звонница увенчана восьмигранным кирпичным шатром с маленькими окошками, луковичной главкой с золоченым крестом и завершается треугольными фронтонами.

Внутреннее убранство

Сампсониевский собор богат своими художественными сокровищами. Грандиозный главный иконостас, занимающий всю восточную стену, впечатляет своими размерами и красотой. Он украшен скульптурой, множеством декоративных элементов, отличается изяществом форм и изысканностью декора. В боковых приделах находятся малые иконостасы.

Собор содержит уникальную коллекцию иконописи XVIII века, к примеру, лицевые святцы – иконы, иллюстрирующие святых и церковные праздники. По святцам выбирали имена для новорожденных, дабы младенец обрел своего небесного покровителя.

В здании собора имеются надгробные плиты, так как некоторые богатые горожане желали быть похороненными в склепах под полом храма. Плиты, расположенные над местами захоронений, сообщают информацию о каждом погребении.

Стены и своды храма украшены декоративными росписями. Интерес представляет картина светского характера с изображением Петра Великого, не являющаяся характерной для православного храма, но выглядящая вполне уместной, учитывая, что храм является памятником Полтавской баталии.

В алтарной части храма сохранились главный престол и надпрестольная сень (навес над престолом), декорированные в стиле главного иконостаса, украшенные резьбой и скульптурными композициями.

Историческая ценность

Уникальность собора трудно переоценить, ведь данное здание — одно из немногих сохранившихся строений восемнадцатого века. К тому же Сампсониевский собор сочетает в себе несколько стилей. Он соединил традиционное старославянское зодчество с европейскими тенденциями Петровской эпохи. Это особенно заметно во внешнем облике колокольни. Она венчается необычным восьмигранным куполом с несколькими окошками. Данная традиция была характерна для церквей Ярославля семнадцатого века. Колокольня имеет несколько ярусов и напоминает своим видом шатер.

Все строения соборного комплекса имеют голубую окраску, что невероятно гармонично смотрится на фоне неба. Сам храм выстроен из кирпича, а все купола будто собраны на одном барабане, венчающем крышу. Это придает собору немного нетрадиционный вид, не совпадающий со старорусскими обычаями.

Как мы уже упоминали, колокольня поделена на несколько этажей. Нижний расширен двумя пристроенными зданиями, что придает ему основательности. Оба верхних этажа украшены пилястрами, средний ярус имеет арку и «глухие окна». На третьем этаже расположена звонница. До наших дней сохранился колокол, который был быть водружен на свое место еще в восемнадцатом веке. Сейчас он является гордостью соборного комплекса.

Часовня выстроена в стиле барокко Растрелли. Она очень сильно отличается от собора и колокольни, да и датируется началом двадцатого века, самым поздним периодом в истории строительства комплекса. Часовня украшена многочисленными колоннами, скругленными фронтонами и художественными композициями. Это сооружение выглядит более сложным и современным по сравнению с остальными подобными.

История храма

В 1709 году русские войска во главе с Петром I победили шведов под Полтавой. Это событие произошло 27 июня — в день, когда православная церковь отмечает память Святого Сампсония.

После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.

Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.

Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта

Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.

До 1711 года жителей города хоронили рядом с приходскими храмами или возле домов. Потом при Сампсониевской церкви разбили два общегородских кладбища — для православных христиан и иноверцев – католиков, лютеран и представителей других религий. Места для могил на общегородских погостах предоставлялись бесплатно.

Примечательно, что идея кладбища для иностранцев исходила от Петра I. По мнению императора, на благо Санкт-Петербурге трудилось много пришлых людей, поэтому логично было хоронить их под защитой покровителя всех странников — Сампсона Странноимиимца.

Вид Сампсониевского собора с тыла

Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.

Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.

В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.

Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы

В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.

В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.

В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.

Вход в Сампсониевский собор

История собора

Собор был заложен в 1709 году по велению Петра Великого и посвящен победе над шведами в битве под Полтавой. День сражения, 27 (10) июня является днем Святого Сампсония Странноприимца. Петр I счел это знаком и назвал будущий собор именем этого святого. В связи с причиной создания Сампсониевский собор был наиболее благоустроен по сравнению с другими храмами того периода.

Изначально собор был деревянным. Уже после смерти Петра I его стали перестраивать в камне, и в 1740 году, уже при императрице Анне Иоанновне, он был открыт для прихожан.

Собор знаменит в истории Петербурга еще и тем, что в 1711 году возле него устроили первое организованное кладбище: до этого умерших хоронили рядом с их домами или рядом с приходскими церквями. Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне было инициировано, по словам современников, самим Петром I, который отметил, что в городе проживают в основном приезжие люди, и было бы логично предавать их земле у стен храма, посвященного святому — покровителю странников.

Анна Кудрявцева

После Революции 1917 года Сампсониевский собор долгое время оставался действующим: в нем хранились святыни из соседних, уже закрытых или перепрофилированных храмов. В июле 1938 года службы в соборе были прекращены, его хотели отдать Эрмитажу под складское помещение, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, на время отсрочив эти планы.

После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, все же использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже — как склад Ленинградского городского универмага. В 1984 году Сампсониевский собор был передан в ведение Исаакиевского собора.

В 1999 году собор был открыт после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, но не как храм, а как памятник архитектуры и музей. В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. В 2017 году собор был передан в управление Санкт-Петербургской Епархии РПЦ.

С 2015 года Настоятелем Сампсониевского собора является архимандрит Серафим (Шкредь). Приход его постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.

Сергей Архипкин

Где остановиться неподалеку

Если вы решили побывать в этом соборе, стоит задуматься о выборе места для ночлега. Ближе всего к этому храму расположены три гостиницы: «Санкт-Петербург», «Петропавловский» (мини-отель), «Аврора». От всех них расстояние до храма – чуть больше километра.

  • «Санкт-Петербург» – гостиница с четырьмя сотнями номеров: эконом, стандартные, люкс, одно- и двухместные.
  • «Петропавловский» – этот мини-отель предоставляет одно-, двух- и трехместные номера, есть один четырехместный. Есть общая кухня, внизу – кафе и ресторан.
  • «Аврора» – одна из мини-гостиниц, сеть которых открыта в Петербурге. Есть одно- и двухместные номера, в том числе бизнес-класса.

Посещение Сампсониевского собора

Зимой этого года храм официально вернули церкви, однако статус музея-памятника Сампсониевский собор не потерял. Здесь продолжается сотрудничество с музейным комплексом «Исаакиевский собор».

Посетители могут не только помолиться, но и заказать обзорную экскурсию, в ходе которой гид расскажет об истории и основных архитектурных достопримечательностях сооружения.
Открыт собор для туристов каждый день, однако по средам у музейных сотрудников выходной.График работы – с 10.30 до 18.00, но в 17.30 впуск прекращается. Верующие могут посетить богослужения согласно их расписанию.
Собираясь в собор, учтите, что он является действующим, поэтому необходимо соблюдать соответствующую форму одежды:

  • юбки или платья и покрытая голова – для женщин,
  • брюки и отсутствие головного убора – для мужчин.

Вход на территорию храма бесплатный, как и фотосъемка, но использование вспышки запрещено. Экскурсионное обслуживание или аудиогид оплачиваются отдельно.

Ссылки [ править ]

  1. ; Дата обращения: 16 февраля 2018.
  2. . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2019 .
  3. . Официальный интернет-портал правовой информации . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2019 .
  4. (на русском языке) . Проверено 11 апреля 2020 .
  5. Законодательное собрание Санкт-Петербурга (2019-03-28) . . Информационная система Кодекса, поколение 6. // Правительство Санкт-Петербурга. Интранет . Санкт-Петербург: Правительство Санкт-Петербурга . Проверено 7 июня 2020 .
  6. . biblehub.com . Проверено 11 апреля 2020 .
  7. . nvspb.ru . Проверено 11 апреля 2020 .
  8. . tools.wmflabs.org . Проверено 11 апреля 2020 .
  9. . www.citywalls.ru . Проверено 28 апреля 2020 .
  10. . www.citywalls.ru . Проверено 28 апреля 2020 .
  11. . www.google.com . Проверено 28 апреля 2020 .

Внутреннее убранство храма

Самое главное сокровище храма можно увидеть, только войдя в Сампсониевский собор. Интерьер и убранство церкви были частично сохранены с восемнадцатого века, частично восстановлены современными мастерами. Но особую историческую ценность представляет золотой иконостас, выполненный из ценных пород древесины. Он имеет в высоту одиннадцать метров и сочетает в себе все традиции старорусской резьбы по дереву. Все иконы храма написаны кистью мастеров восемнадцатого века — Баженова Т. и Поспелова А. Они создали великолепные образы для большого иконостаса и других частей собора. Коллекция редчайших икон является гордостью Сампсониевского собора, таким собранием не может похвастаться ни одни храм в Санкт-Петербурге, да и в России в целом.

Реставраторы храма сумели в точности воссоздать украшения и элементы внутреннего убранства. Примечательно, что в советские годы бесценные образцы искусства пострадали от безалаберности людей, а не от злонамеренного разрушения. Поэтому собор удалось сохранить для потомков, и сейчас он предстает перед глазами горожан практически в своей первозданной красоте.

Существует в церкви и еще одна святыня — мощи Преподобного Сампсония. Часть их была перенесена под своды собора еще в конце девятнадцатого века. За время советского забвения мощи удалось сохранить, и сейчас они доступны для прихожан в часы работы храма.

Россия имеет массу памятников культуры, которые представляют огромную историческую ценность. Они были практически забыты и заброшены в советскую эпоху и девяностые годы прошлого века. Но сейчас культурное наследие нашей страны активно восстанавливается и занимает достойное место в сокровищнице России.

Достопримечательности [ править ]

Военно-медицинская академия

Фасад по набережной Невы

Главный корпус Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, выходящий на улицу Академика Лебедева.

Собор Сампсона Гостеприимного и погостный сад

Вид на сад собора

Барочный деревянный экран значков

Бывший погост Сампсониевского собора XVIII века (ныне сквер), выходящий на Лесной проспект с оскверненным в 2000 году бронзово-гранитным памятником, установленным в 1995 году русским эмигрантским художником Михаилом Шемякиным и архитектором Вячеславом Бухаевым ( ) Первому -Застройщики Санкт-Петербурга ( ) — особенно европейские архитекторы, которые спроектировали план города и достопримечательности 18 века и были похоронены в этой земле. Бронзовые детали, такие как натурные макеты чертежного стола с памятным подарком.(череп), подсвечник, голландский стул 17 века и настенные таблички уже украдены. Гранитная стена с ее готической аркой, типичной для европейской, но не русской архитектуры, спроектирована как стена мастерской архитектора с «окном в Европу». на Яндекс Картинках.

Педиатрический университет

Современный фонтан кампуса педиатрического университета перед зданием клиники XIX века.

Дом отреставрировал мемориальную доску

Памятник и мемориальная доска профессору

Гирей Баиров , известный детский хирург, мемориальная доска

Средняя общеобразовательная школа № 104

Школа носит имя советского героя-офицера Великой Отечественной войны Михаила Харченко и стоит на улице его имени, входом на угол Кантемировской улицы.

Дом специалистов

Корпус 1 из 3 жилого комплекса Дом специалистов на Лесном проспекте, 61, с лучшими помещениями 1930-х годов для ученых, заводского руководства и работников искусства.

Памятная доска основателю Радиевого института профессору-радиохимику Виталию Хлопину.

Воссоздано предупреждение о Второй мировой войне, что эта сторона улицы наиболее опасна во время артиллерийского огня противника.

СКА — Бассейн ВИФК

Построенный в начале 1960-х годов, железобетонный длиной 50 м был крупнейшим в городе в 1960-х и 1970-х годах. Открыт для широкой публики, он подчинялся Ленинградскому военному округу, затем Армейскому спортивному клубу (сокр. СКА), а затем Санкт-Петербургскому военному институту физкультуры (сокр. ВИФК ), на территории которого он находился. примыкает.

Интересные факты

Имя архитектора собора неизвестно, однако существует версия, что им мог быть сам Доменико Трезини. Не исключено также, что проект разрабатывался его племянником – Джузеппе Трезини. В пользу этого факта свидетельствует внешнее сходство трапезной с церковью Трех Святителей Вселенских, построенной по проекту известного архитектора.
Шатровая колокольня с «окнами-слухами» представляет собой довольно необычный случай применения подобных архитектурных форм в Петербурге. Исследователи полагают, что идея принадлежит тому самому купцу Ивану Лапшину, который, будучи выходцем из Ярославля, задумал придать сооружению вид, традиционный для своего города.
Первое общегородское кладбище располагалось вокруг деревянной церкви, так как она находилась в отдалении от города. Его устроили в 1711 г. по задумке Петра I. В то время в Петербурге не было кладбищ, а горожан хоронили около собственных домов или у приходских церквей. В непосредственной близости от храма стали появляться захоронения христиан, а чуть дальше — представителей иных религий.
Место для строительства церкви было выбрано не случайно — именно там пролегал путь в Швецию

Храм был призван служить своего рода духовной защитой воинов, идущих на битву, и напоминать о великой победе.
Скромная на вид церковь обладала богатым убранством и ее не обходили вниманием воры. В храме хранились ценные иконы и произведения искусства, которые поступали в качестве пожертвований от состоятельных прихожан: церковные книги с богатыми переплетами, дорогие кресты и сосуды

Некоторые церковные ризы были вкладом самого Петра I.

Приказ о строительстве храма

Победа Петра I была столь значительной, что монарх решил увековечить ее для потомков. В те времена было принято строить триумфальные арки или другие подобные сооружения, но мудрый правитель рассудил иначе. Он знал, что душа русского народа всегда тяготела к Богу и жила под Его благословением, поэтому Петр I решил, что лучшее, что может получить Санкт-Петербург, — церковь. Приказ о ее строительстве был отдан лично царем сразу же после Полтавского сражения.

Название Сампсониевского собора органично вытекло из самого дня сражения, поэтому никому и в голову не приходило искать храму иное имя. Место строительства тоже было выбрано лично Петром I. Он приказал поставить храм на Выборгской дороге, которая вела в сторону Швеции. Все солдаты, отправляющиеся на войну, проходили мимо этого храма и вдохновлялись победой российской армии под Полтавой. Возведение храма заняло приблизительно год.

Кому принадлежит авторство проекта, современные историки так и не выяснили. Они выдвинули несколько возможных кандидатур, но архитектор собора остался неизвестен. Хотя, учитывая внешний вид сооружения, историки сделали предположение о том, что автором церкви все-таки был иностранец.

Памятник Петру I

К двухсотлетию со дня победы над Полтавой церковь просто преобразилась. В первую очередь напротив нее был установлен памятник Петру I. Над скульптурой работал талантливый мастер М. Антокольский, открытие памятника сопровождалось праздничными мероприятиями и народными гуляниями. Сампсониевский собор обновился и получил несколько дополнительных зданий. Архитекторы смогли превратить церковь в настоящий комплекс и построили на месте первоначального деревянного строения часовню. Ее дополнили сторожкой и специальным зданием с комнатами для служителей храма. В нем же расположилась небольшая библиотека. В честь двухсотлетия Полтавской битвы его назвали «Юбилейным домом». На фасады колокольни реставраторы установили чугунные плиты с речами Петра I.

История создания Большого Сампсониевского собора

  1. Рассказывая о Сампсониевском соборе, следует прежде всего уточнить, в честь чего построен храм. Естественно, в первую очередь это победа в битве под Полтавой, которая переломила ход Северной войны. Однако в день святого Сампсония Петр Первый одержал и еще две победы, в 1714 и 1720 годах.
  2. Место для будущего храма выбрали неслучайно: именно Выборгская дорога вела в сторону Швеции. Изначально церковь была деревянной и совсем не поражала грандиозными размерами, но в середине XVIII века ее перестроили, сделав каменной. Закончили работы уже при Анне Иоанновне.
  3. Сразу же после закладки церкви при ней организовали кладбище, где похоронено много людей искусства, включая Леблона, Растрелли, Торелли. В советские времена кладбище превратили в парк, поэтому сохранилась лишь могила, в которой похоронены «враги Бирона», а также памятник рядом с ней.
  4. Сам собор и колокольню при нем закончили строить в 1740 году. Архитектором храма считается Трезини, а вот кто создал проект колокольни – неизвестно. Часовню при соборе строили в начале XX века, выдержав сооружение в барочном стиле. Это строение похоже на работы Растрелли и несколько выделяется из всего комплекса.
  5. В советское время, в 1938 году, храм закрыли, а позже с него сняли и колокола. В помещении собора находился магазин готового платья, позже его передали Библиотеке АН, а затем – Ленгорунивермагу.
    В начале XXI века собор превратили в музей, дав ему статус государственного, а по выходным и в праздничные дни разрешили проводить богослужения. Через десять лет службы стали ежедневными.

История храма

27 июня 1709 г. шведам был нанесен сокрушительный удар русскими войсками в битве под Полтавой. По приказу Петра I в честь этого значимого события была построена небольшая деревянная церковь, освященная в 1710 г. и получившая название по имени Преподобного Сампсона Странноприимца, так как победа над врагами произошла в день памяти этого святого. Церковь с отдельно стоящей деревянной колокольней располагалась на том месте, где сейчас находится часовня. В закладке храма принимал участие Петр I.

Деревянное здание постепенно ветшало, а потому рядом с ним, немного южнее, в 1728 г. заложили каменный храм

Наблюдать за ходом строительных работ надлежало купцу Ивану Андреевичу Лапшину, который пожертвовал определенную сумму на возведение нового собора. Денег хватило лишь на устройство фундамента. Больше пожертвований не поступало, в то время столица была перенесена из Петербурга в Москву.

Ситуация изменилась к лучшему после восхождения на престол Анны Иоанновны в 1730 г. и возвращения столицы в Петербург — работы по строительству храма возобновились. Деревянную церковь разобрали в 1737 г., а уже в 1740 г. собор был освящен. В этом же году установили колокольню.

Нелегкой была судьба храма в XX веке. В 1938 г. его планировали использовать в качестве склада для Эрмитажа. Дирекция музея собиралась взять здание в аренду, а потому все церковные службы были приостановлены.

После событий Великой Отечественной войны собор был передан библиотеке Академии наук для хранения книг. Впоследствии он использовался оптово-закупочной базой Ленгорунивермага.

В 2000 г. храм был открыт в качестве государственного музея-памятника. С 2010 г. богослужения начали проводиться ежедневно.

Сегодня собор ведет полноценную деятельность, в нем также существует воскресная школа для взрослых и детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector