Храм илии пророка в черкизове

СОКОЛОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

Год рождения 1881 Место рождения:Московская губ., Волоколамский у., с.Раменье  протоиерейСын священника.В 1892г. окончил сельскую школу

Священник Александр Соколов. Москва. Таганская тюрьма. 1938 годПЕРИОДЫ ЖИЗНИОбразование  Волоколамское духовное училищеГод поступления 1892Год окончания 1898Вифанская Духовная СеминарияГод поступления 1898Год окончания 1904По окончании Семинарии был (1904-1905гг.) учителем в школеРукоположениедиакон1905Может быть рукоположен в диакона в 1906г.иерей1907СлужениеМосковская губ., Волоколамский у.священникГод начала 1914Год окончания 1923Московская губ., Шаховской у.священникГод начала 1923Год окончания 1930Москва, Черкизово, Ильинская церковьсвященникГод начала 1930Год окончания 1934Московская о., Дмитровский р., с.Павельцово, Спасская церковьпротоиерейГод начала 1934Год окончания 1938В с.Павельцево (ст.Хлебниково Савеловской ж.д.) о. Александр прослужил до ареста.Ничего не имея, жил в церковной сторожке. В его семье было двое детей.К этому времени дети выросли и жили отдельно. Батюшка никогда не называл их имен ине сообщал адресАрестыМосковская о., Дмитровский р., с.Павельцово 26 января 1938 г. Было предъявлено обвинение в распространении слухов о скором свержении  советской власти, в дезорганизации работы в колхозе (крестные ходы), антисоветскойдеятельности среди населения. (Один из лжесвидетелей показывал на допросе,что о.Александр организовал хождения с молебнами по селу Павельцеву и другимселам, чем отвлекал колхозников от уборки урожая).На следствии о.Александр виновным себя не призналОсуждениятройка при УНКВД СССР по Московской обл.11/02/1938Обвинение “контрреволюционная агитация”Статья ст.58-10 УК РСФСРПриговор высшая мера наказания – расстрелМеста заключенияМосква, Таганская тюрьма 26 января 1938   Окончание 17 февраля 1938  Содержался в тюрьме во время следствия  Кончина17 февраля 1938  расстрелМесто Московская о., пос.Бутово, “Бутовский полигон”Место захоронения Московская о., пос.Бутово, “Бутовский полигон”КанонизацияСвященномученик протоиерей Александр Соколов  Дата 2000-08-20  Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16августа 2000г.Кто представил Московская епархияДни памяти1Собор новомучеников и исповедников РоссийскихПервое воскресение, начиная с 25.01/07.022Старый стиль 04.02Новый стиль 17.02день мученической кончины (1938г.)РеабилитацияДата 1989-08-29  Кем реабилитирован Прокуратура Московской обл.По году репрессий 1938Публикации1 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД “Объект Бутово” 08.08.1937-19.10.1938.  М.:”Зачатьевский монастырь”, 1997. 420с.С.332. 2 Дубинский А.Ю. Вифанская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917  годов (краткий генеалогический справочник). М.: Прометей, 1999. 53 с.С.37. 3 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о  собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г. 4 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской  Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.6.С.30.Документы1 ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.У-19885.   2 Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Информация базы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета “Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви” http://www.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/mcanonf.html?/ans

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

Летопись

История храма началась в 14 веке. Хозяин селения Черкизово Илья Озаков поставил на берегу реки деревянную пятиглавую церковь и назвал ее в честь своего ангела-хранителя. Вскоре Московский митрополит Алексий выкупил село вместе с церковью и обосновал там свою летнюю резиденцию, передав во владения Чудского монастыря. Храм и выстроенный рядом дом патриарха составляли изумительный ансамбль деревянного зодчества. Последующие патриархи продолжали развивать и обустраивать обитель, регулярно приезжая туда на летний отдых.

В начале 16 века в Смутные времена Ильинская церковь была сожжена, но вскоре отстроена заново. После очередного пожара, разрушившего постройки, в 1689-1690 годах при митрополите Адриане была возведен каменный храм. Новая церковь стала однокупольной с трапезной и колокольней. Были обустроены новые приделы — Святителя Алексия и Воздвижения Креста Господня. С этого времени у храма появилось второе название — Крестовоздвиженский.

В 1821-1825 годах при реконструкции храм был расширен и снова стал пятиглавым. Все работы по перестройке здания проводились очень аккуратно, стараясь не повредить уникальные сооружения прошлых лет. К концу 19 века поселение Черкизово значительно увеличилось, и встал вопрос о новой реконструкции здания. В 1890 году перестройка была закончена, был восстановлен одноглавый купол и возведена новая колокольня. Храм заново освятил Московский патриарх Иннокентий. Под его руководством был перестроен и дом митрополита.

В советское время храму Илии Пророка повезло — его не снесли и не закрыли, как большинство церквей по всей России. Лишь в тридцатые годы со звонницы были сняты все колокола. Во время Великой отечественной войны служители храма вместе с прихожанами собрали один миллион рублей на постройку самолета. Сталин оценил патриотизм священников и жителей Черкизова, выразив свою благодарность. Может быть, этот факт сыграл решающую роль в решении о сохранении храма. Церковь осталась действующей и службы не прекращались ни на один день. В обитель свозились иконы и другие православные ценности из закрытых и разрушенных церквей.

К восьмидесятым годам прошлого века постройки настолько обветшали, что храм был на грани полного разрушения. В 1982 году была начата реставрация собора и его внутреннего убранства. В девяностых годах пожары разрушили резиденцию митрополитов. Серьезная реконструкция всего комплекса зданий, принадлежащих храму Пророка Илии, началась только в 21 веке. В 2006 году церковь вновь обрела колокола, отлитые на заводе ЗИЛ. Постепенно восстанавливаются другие храмовые постройки, в том числе и патриаршая резиденция.

Видео: История храма

Информация для посетителей

У собора имеются приписные храмы. В 2008 г. на территории в Москве за сутки была построена церковь Сретения Господня с одним золоченым куполом и с притвором. А в 2010 г. к церкви пристроена квадратная звонница. Прихожанами церкви являются сотрудники компании и обычные жители.

В 1997 г. при управлении штаба Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации построена Храм-часовня и освящена в память о Святом Великомученике Георгии Победоносце. Здесь проводится Таинство Крещения для желающих прихожан, посетить храм-часовню может любой верующий.

Работниками собора ежегодно с 1 ноября по 1 января проводится новогодняя акция сбора подарков для пожилых прихожан, прихожан-инвалидов и многодетных семей, посещающих храм.

Также прихожане храма Илии пророка в Черкизове приглашаются поработать волонтерами в негосударственном Свято-Софийском детском доме для детей-инвалидов.

В храме работает социальная служба, оказывающая различную помощь нуждающимся. Многие прихожане приносят в храм одежду, обувь, средства гигиены. Вещи передаются малоимущим гражданам и часто спасают от холода бездомных людей. Также прихожане храма жертвуют денежные средства для приобретения продуктов и лекарств для людей, которым они необходимы.

У храма есть подшефные учреждения социальной помощи, в которых находятся взрослые и дети с ограниченными возможностями. Для подопечных волонтерами проводятся различные праздники, раздаются подарки, оказывается моральная поддержка.

Для одиноких и больных людей, требующих особой заботы и внимания, волонтеры помогают в ежедневных заботах: уборке дома, приготовлении пищи, покупке продуктов.

При храме проводятся занятия по иконописи, все желающие могут ознакомиться с практическими и теоретическими основами написания икон, получить знания в области иконописи, изучить основы техник и технологий.

При соборе Илии Пророка в Черкизове работает молодежное объединение «Илиинский светоч». Данная организация проводит акции помощи детям, проходящим лечение в отделении глазных болезней в больнице имени Гельмгольца.

Волонтеры организуют интересные развивающие праздники для ребят, которые вынуждены долгое время находиться в стенах лечебного учреждения, ожидая операцию или на реабилитации. Также молодежь «Илиинского светоча» ставит спектакли, посетить которые может бесплатно каждый желающий прихожанин.

Оформление статьи: Мила Фридан

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества

Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны,  с которой был пристроен придел и трапезная.

1590
в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма.  По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.

Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Социальная и просветительская деятельность

Приходская жизнь не ограничивается религиозными обрядами и церковными службами. В храме ведется активная социальная работа. Священники и прихожане оказывают помощь нуждающимся семьям и одиночкам одеждой, обувью, деньгами, продуктами. Ежегодно проводятся сборы новогодних подарков для многодетных семей и пожилых людей, приходящих в храм. В подшефных детских социальных учреждениях работают волонтеры — помогают в каждодневном уходе и устраивают праздники с подарками.

Молодежная программа «Илиинский светоч» включает в себя несколько направлений: хоровая деятельность, участие в социально-значимых мероприятиях церкви, помощь священникам в храме, паломнические поездки, занятия иконописью.

В воскресной школе занимаются как дети, так и взрослые. Преподаватели школы рассказывают об основах и истории православия, о церковных правилах и обрядах. В программу школы также входят основы церковного пения, изучение Священного писания и Церковнославянского языка.

Основная цель просветительской деятельности церкви — приобщение к духовным ценностям, укрепление веры, сохранение православных традиций.

История создания

В 14 веке появился Ильинский храм в Черкизове. Данное селение получило свое название благодаря его владельцу – Царевичу Серкизи. Со временем он продал свое владение такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Он был крещенным татарином и все его знали как довольно набожного человека. Благодаря ему и появился храм, который он назвал в честь своего небесного покровителя.

Эта церковь была возведена в очень живописном уголке на берегу речки Сосенка. Вместе со своим братом Илья были слугами митрополита Алексия. Именно к нему и перешло владения Ильи Озакова. Местоположение храма было очень по душе митрополиту и он сделал его летней резиденцией московских патриархов. Наибольшего роста и развития обитель приобрела при святителе Иннокентии.

Лучшая статья для Вас, переходите: Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь

В 1689-1690 году на месте старой сгоревшей деревянной церкви возвели каменный храм. Освятили его 18 июня 1690 года. За 20 век храм был реставрирован дважды:

  • 1821-1825 годы – на некоторое время он стал пятиглавым.
  • некоторые письма говорили о том, что необходима реконструкция храма. Проект был обнародован 1888 году, а уже в 90-х годах было проведено освящение.

Кладбище данного храма является неким некрополем, которое смогло устоять перед разорением в советское время. Кроме того, тут похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша.

Советский период им удалось пережить хитростью. Священнослужители собрали 1 млн. средств и отправили Сталину. Таким образом обитель была взята под контроль. Также сюда привозили иконы, которые собирались уничтожить.

К основным святыням относят:

  • икона «Успение»,
  • икона «Живоносный источник»,
  • образ «Исцеление свт. Алексием Тандулы»,
  • икона Богоматери Иерусалимской,
  • икона семи отроков Ефесских с частями мощей,
  • Афонский список Иверской иконы Богородицы.

Как добраться на машине

Из центра Москвы от Красной площади до собора поездка на автомобиле займет около 35 мин. Двигаться необходимо в восточном направлении, проезжать по улице Охотный ряд, затем по Театральному проезду свернуть направо и ехать по улицам Новая и Старая площадь, Китайгородскому проезду.

Маршрут далее ведет по живописным набережным — Москворецкой, Подгорской, Берниковской, Николоямской, Андроньевской.

Затем дорога переходит на набережные:

  • Золоторожскую.
  • Красноказарменную.
  • Головинскую.
  • Госпитальную.
  • Семеновскую.
  • Преображенскую.

Движение автомобиля продолжается по 2-ому Электрозаводскому переулку, дальше по Суворовской улице, Ковылинскому переулку и наконец улица Преображенский Вал выводит на Большую Черкизовскую, на которой и располагается собор.

Постройка каменной церкви

    В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

    Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов

Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы

Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

   Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

    По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

    С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,— по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Схема Черкизовского кладбища

Телефон

8

В храме подаются требы и проводятся службы для тяжелобольных и людей при смерти:

  • соборование
  • исповедь
  • причастие на дому, в больнице

Ritual.ru поможет заказать требы и службы при организации похорон:

  • Отпевание в храме и на дому, заочное отпевание
  • Панихиду
  • Сорокоуст
  • Записки об упокоении

Погребальный православный комплект:

Погребальное покрывало (саван), венчик на голову, нательный крест, крест в руку, листок с разрешительной молитвой, крест надгробный восьмиконечный.

Средние размер пожертвования за отпевание в храме

По устоявшейся традиции на отпевание делают посильное добровольное пожертвование – обычно в сумме 2-5 тыс. рублей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

История

Черкизово на Сходне ( Новоподрезково )- крайний населенный пункт Северного административного округа Москвы ( Молжаниновский район); в составе Москвы- с декабря 1985 года. Храм в честь Рождества Христова находится на дороге из Москвы в Санкт- Петербург, и в конце XIX века он так и назывался Христорождественским в селе Черкизово на Санкт- Петербургском тракте.

Расположенное на месте древнего волока от Всходни к Клязьме , на оживленном тракте между Москвой и Тверью, Черкизово в XIV веке было дано великим князем князем Дмитрием Ивановичем Донским в вотчину знатному выходцу из Золотой Орды царевичу Серкизу(получившему во святом Крещении христианское имя Иоанн) и , таким образом , в своем названии сохранило тюркское имя первого вотчинника.

Описание храма в 1682 году: он представлял собой клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей- папертью с двумя входными лестницами. Сруб храма и паперть были покрыты тесом. Отдельно от храма стояла колокольня: восьмиугольный сруб с шатровым завершением, крытый тесом. На колокольне помещался скромный звон в четыре колокола общим весом 10 пудов. Построенный на дворцовые средства храм был богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах, располагал необходимым количеством богослужебных книг и другим церковно-ризничным имуществом. Местный ряд иконостаса включал храмовую икону “Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в киоте оклад серебряной басемной золочен , 13 венцов серебряных резных золоченых, образ Нерукотворенного Образа Спасова , образ Пресвятыя Богородицы Казанския, образ Чудотворца Николая с житием , образ Огненное восхождение пророка Илии”. Кроме местного ряда , в описании упоминаются иконы деисусного и праздничного чинов. В трапезной храма находились чтимые иконы Рождества Христова и жен- мироносиц.

Многочисленные документы датируют строительство каменной церкви в Черкизове 1789 годом и называют имя храмоздателя графа К.Г. Разумовского.

Изначально церковь была однопрестольной с иконостасом “каменным с лепными гипсовыми украшениями , двухъярусным, царские двери, состоящие из двух створов, гладкие, верхушки имеют вид полукружий”. Известны габариты главного иконостаса : длина 4 сажени, высота 15 аршин.

31 мая 1855 года о. Васили Надеждин и церковный староста крестьянин Андрей Романов обратились к митрополиту Филарету с прошением разрешить расширить Христорождественский храм двумя теплыми пределами. В 1857 году митрополит рассмотрел и утвердил рисунок иконостаса придела в честь Казанской иконы Божьей Матери с правой стороны трапезы. О дате устройства и освящения придела Святителя Николая с левой стороны трапезы сведений не найдено.

О жизни черкизовского прихода в 1930-х годах никаких архивных свидетельств не сохранилось. Последний священник церкви Рождества Христова Голубев, судя по материалам следственных дел НКВД, в 1938 году был арестован и расстрелян. Следствие вел оперуполномоченный уголовного розыска, сержант милиции А.Т. Климов. Ныне выяснилось , что этот палач сфабриковал 11 дел, по которым были расстреляны 8 человек , в том числе 2 священника и одна монахиня.

Во время Великой Отечественной Войны Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под мельницу, позже- под склад, клуб и мебельный магазин.

В 1991 году при церкви Рождества Христова была вновь образована и зарегистрирована православная община . С августа 1992 года начались работы по расчистке церковного помещения и демонтажу чердачных перекрытий. Первая литургия была совершена настоятелем о. Иоанном Кочкиным в Великий Четверток 1993 года.

Храм входит в состав Знаменского благочиния Москвы.

Храм Илии Пророку был построен благодаря Илье Озакову

Илье Озакову многие обязаны, ведь именно он открыл ныне существующий храм, который никогда не закрывался. В советские годы многие церкви в России были снесены с лица земли, но храм Пророка Божия Илии уцелел. Еще с древнейшего времени и по настоящее время храм оглашает колокольным звоном восточные окрестности столичного града. Изначально храм был деревянным, построен был в честь небесного покровителя Илии Озакова.

После была построена каменная церковь, крест которой виден очень далеко. В праздники и в будние дни, в храм стекалось огромное количество народу. Приезжали не только из ближайших деревень, но и приезжали из самой Москвы. Особенно много народу собиралось в престольный праздник, в Ильин день.

Фото времен, когда храм Илии Пророка в Черкизове уже был построен каменный, крест которой виден был очень далеко. Храм был построен в честь небесного покровителя Илии Озакова

Конечно, многие века в этом месте молились и ходатайствовали перед Богом святого Пророка Божия Илию, это и принесло свои плоды. Храм пережил многие войны, революции, а также годы лихолетий и богоборчества. Но в итоге храм все же выстоял.

Есть один момент, который как покажется совсем не такой простой, в центре Москвы, в Обыденском переулке, тогда стоял еще один храм Илии Пророка, который также никогда не закрывался. Можно посчитать это простой случайностью или совпадением, но у многих верующих людей на этот счет совсем другие мысли и точки зрения.

Святитель Алексий, митрополит Московский купил у Илья Озакова это село на свои келейные деньги. После чего куплю закрепил жалованной грамотой у князя Василия Темного. Совсем не случайно в переписной книге 17 века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной».

Начиная с того времени, очень часто храм сменял другой, но в 1690 году наконец была построена каменная с приделом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

Митрополит Алексий сделал Ильинский храм летней резиденцией московских патриархов, сто не удивительно, ведь храм располагался в живописнейшем месте, на берегу Сосенки

После был устроен еще один придел во имя Честнаго Креста Господня. Была сооружена новая колокольня, об этом указано в книге П.В. Синицина.

По этим же сведениям, село Черкизово впервые встречается в духовной грамоте Святителя Алексия, которое было найдено митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году.

В далекие годы, с было довольно далеко от шумной суеты Москвы. Здесь все было расположено для уединения и отдыха на природе в окружении дубрав и живописной речки Сосенки.

Митрополит Алексий построил дачу, куда обычно он приезжал в теплое время года. Это место летнего пребывания было не только для него, но и для его последующих приемников.

В своей книге Синицын пишет, что царь Иоанн Васильевич с царевичами ездил в Черкизово на охоту и для отдыха. Также следует отметить, что митрополит Алексий завещал село Чудову монастырю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector