Марк (головков) — mark (golovkov)
Содержание:
- Продолжение: Легойда, Мягков и Чаплин
- Из биографии митрополита Михайловского и Рязанского Марка, заместителя Председателя ИППО
- Зачем митрополит Рязанский Марк моет полы
- Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Биография
- Награды
- патологическая речь
- Литература
- Митрополит пообещал не закрывать территорию Рязанского кремля для туристов
- Кто становится циником?
- Использованные материалы
- Выпрошенный мерседес
- Взгляды
Продолжение: Легойда, Мягков и Чаплин
Уже 1 января глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда заявил, что взгляд митрополита Марка на фильм — это его частное мнение, но не официальная позиция Русской православной церкви (РПЦ).
«Фильм „Ирония судьбы“ — прекрасная и добрая новогодняя сказка. О любви и дружбе. Любимая миллионами телезрителей. Конечно, как всякое произведение искусства, фильм может нравиться или не нравиться любому человеку. В том числе и митрополиту. Это его личное мнение. С которым можно соглашаться или не соглашаться», — передал слова Легойды «Интерфакс-Религия».
Представитель РПЦ пожелал стать добрее друг к другу всем: и кто будет традиционно смотреть фильм, и кто этого не сделает.
Обсуждение новости уже стало сходить на нет, но в тот же день журналисты радиостанции «Говорит Москва» спросили мнение 80-летнего актера Андрея Мягкова, сыгравшего в фильме одну из главных ролей — Жени Лукашина.
«Я думаю, Рязанский митрополит очень недалек умом, что ж тут говорить, если это так?» — высказал свое мнение актер.
В некоторых СМИ (например, на сайте телеканала «Царьград», который позиционирует себя как консервативный ретрофутуристический проект) появились заметки с заголовками: «Мягков оскорбил митрополита».
На сторону митрополита Марка встал и протоиерей Всеволод Чаплин. На своей странице в социальной сети Facebook он написал, что «Церковь думает так, как владыка Марк, а не так, как Владимир Романович ».
«„Новогодняя“ поп-культура родилась как противовес Рождеству и христианству. До сих пор все, что она проповедует, — богопротивно. Развлекательность, блуд, пустое времяпровождение, культ „звезд“ попсы — все это христианству противоположно. А особенно противоположна антидуховная „душевность“. Как раз она-то и вреднее всего, потому что подменяет Бога любовью к „родным и близким“ страстям. Упомянутый фильм — как раз из этой серии», — высказался Чаплин.
Он вспомнил, что «настоящие христиане» и в 1980-е годы, когда фильм только становился популярным, не смотрели его. И описал свою мечту: «Когда настоящие верующие люди придут к власти, этот „праздничек“ будет отменен».
Последнее высказывание спровоцировало лавину комментариев, в которых подписчики обвинили протоиерея в жажде власти: «Когда верующие придут к власти… все опять о власти. И всегда было», «Значит, они не придут к власти. Власть все же предполагает соблюдение балансов», «Вот это стремление к власти сразу же выдает, что речь идет о не настоящих верующих, а о кучке жалких тоталитаристов».
В паблике «Жесть Рязани» подписчики тоже крайне негативно отреагировали на слова иерея: они предложили отменить РПЦ, пересесть на отечественные автомобили, начать вовремя опохмеляться. Рязанцы попросили священнослужителей прекратить вмешиваться в светскую жизнь государства.
Из биографии митрополита Михайловского и Рязанского Марка, заместителя Председателя ИППО
Дата рождения:31 марта 1964 г. Дата хиротонии:14 января 2004 г. Дата пострига:19 октября 1990 г. День ангела:8 мая Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА. 19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена. 28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 26 января 2000 г. — настоятель храма Святой Троицы в Хорошеве (Москва). 3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита. 14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. 1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 4 октября 2015 года Святейшим Патриархом возведен в сан митрополита. Образование: 1988 г. — Московская духовная семинария. 1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (Председатель) Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Награды: Церковные: 2014 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.; орден прп. Сергия Радонежского II ст.; орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви.
Зачем митрополит Рязанский Марк моет полы
Епископ в России – большой начальник. Почему он сам взялся за тряпку, — спрашивают в соцсетях
«Зачем, зачем он это делает?», — задаются вопросом вольнодумные блогеры, которым, как и многим из нас, попалась на просторах сетей фотография, где митрополит Рязанский и Михайловский Марк старательно отжимает половую тряпку в процессе влажной уборки одной из палат Рязанской больницы скорой помощи.
Комментарии к фото щедро расползаются веером критикующих, сочувствующих или поддерживающих увиденное.
«Наверняка специально для этого кадра и тряпочку новую с ведром припасли, а штатный фотограф с зонтиком свет ставил. А уборщица Мариванна ждала «в засаде», готовясь после удачного кадра перехватить из епископских рук швабру», — утверждали одни.
«Пастырь должен служить! А мыть полы должны уборщицы. Не вижу подвига!», — возмущались другие.
«Епископ с тряпкой? Странно. Епископ в России есть большой начальник. Зачем он взял тряпку? Что-то кроется за всем этим…», — размышляли третьи.
«А может, он вот так, не по-митрополитски, хочет провести один из своих дней? Может, человек просто получает удовольствие от этого…», — предполагали четвертые.
Еще были пятые, шестые, десятые…
А что если представить, что ваш день расписан по минутам: встречи, конференции, беседы. Вы много говорите о добре, милосердии, о чем-то горнем, высоком. И не только говорите, но и много решаете, много посещаете, много устаете. И не всегда видите результат. А тут помыл пол — и стало чисто. И людям от этого полегчало, всего за 10 минут.
По свидетельству очевидцев, те, кто владыку не знает – на происходящее мытье полов смотрели молча. А кто знает – спешили еще и поговорить «с батюшкой». Говорят, с ним очень легко разговаривать.
Нам удалось поговорить с митрополитом Марком с третьего захода. «Звоните в 23.15. У владыки будет четыре минуты, прежде чем он успеет доехать до поворота. – … А что там, за поворотом? – спросили было мы, но развивать тему не стали.
Владыка Марк. Фото с сайта proryazan.com
Звоним. В трубке — доброжелательный, довольно бодрый голос человека, день которого далек до завершения. Мы задаем неудобные вопросы на тему «епископ с тряпкой», на которые многие из нас ответили бы резко и попросили больше не беспокоить. Владыка будто кивает головой в знак терпения, объясняет:
— Это давняя аскетическая традиция, что монах (а митрополит – это монах – прим. Ред.) должен заниматься какой-то простой, даже грязной физической работой, например, мыть полы. Особенно в больнице. Я больше десяти лет ее придерживаюсь, потому что она мне по духу, нравится она мне. Я получаю радость и удовольствие, когда это делаю. Отдыхаю я так. И вообще хочется сделать что-то для больных, своими руками. Господь, вон, своим ученикам ноги мыл. Это естественное дело. А что тут такого?
Я никогда не стремился, чтобы меня увидели с тряпкой в руках. Мою — и все. Мне главное, чтобы чисто было. Я люблю порядок и чистоту.
То, что этот снимок сделали и опубликовали, – вышло случайно. Не знаю, кто это сделал, может кто-то из больных. Я же не прошу всех в момент мытья пола выйти или отвернуться. И не смотрю, кто за мной следит или фотографирует. Хотя, вспоминаю, кажется, это сделал кто-то из медиков.
Если честно, не думаю, что об этом вообще нужно говорить. Я бы предпочел тихо делать свое дело».
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Биография
Родился митрополит Марк 31 марта в 1964 году в Перми. В миру его звали Сергей Анатольевич Головков. Помимо Сергея, в семье росли еще два сына и три дочери. Отец будущего Владыки, Анатолий Григорьевич Головков, учился в Саратовской Духовной семинарии и, кроме постоянной работы в миру, служил иподиаконом, пел в хоре. Одно время состоял в качестве казначея в кафедральном соборе города Перми. Так как в советское время церквей было немного, постоянно что-то мастерил по хозяйству для того храма, где служил, при этом не забывая про другие церкви.
Детей он, вместе с женой Анной Васильевной, воспитывал в христианском духе, что в то время приравнивалось к подвигу. Анатолий Григорьевич понимал, что детям нужно привить любовь к Богу, чтобы у них было религиозное мировоззрение. Для этого он приобщал их к чтению религиозной литературы, которую собирал долгие годы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк рассказывал, что у отца была антикварная литература на религиозную тему, среди книг встречались дореволюционные издания духовных академий.
Матушка митрополита Марка отличалась редкостной добротой и трудолюбием. В памяти мальчика запечатлелось, как она рассказывала детям про подвиги святых подвижников, читала про жития святых. Анна Васильевна, сколько помнит архипастырь, всегда служила в епархии, пела на клиросе.
Награды
Орден преподобного Сергия Радонежского II степени («Во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с сорокалетием со дня рождения»; 12 апреля 2004)
Орден преподобного Серафима Саровского II степени (6 июня 2006)
Орден Дружбы (20 июля 2011 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
Почётная грамота Президента Российской Федерации (11 апреля 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу
Благодарность Президента Российской Федерации (14 июня 2012 года) — за активную общественную деятельность по сохранению и популяризации культурного и исторического наследия России на Святой земле
Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (30 марта 2014 года)
Орден Гроба Господня Иерусалимской православной церкви
патологическая речь
ви́дение
У архиерея более глобальное видение церковной жизни и миссии.
неоднозначный
Хотя многое в фильме («Остров». — Ред.) неоднозначно , но именно то, что его посмотрело такое огромное количество самых разных людей ― верующих и неверующих, православных и мусульман, молодых и не очень, ― говорит о том, что интерес к вере очень велик в России.
позиционирование
Если сотрудничество (Церкви с властью. — Ред.) являет собой просто позиционирование себя рядом с властью — это одно, а когда оно наполнено реальным добрым содержанием, делами, которые на пользу людям,— это совсем другое, и ни у кого, я думаю, язык не повернется обвинить Церковь в таком соработничестве
демократия
Демократия — готовность принять другого таким какой он есть.
Литература
- Воздвиженский, Т. Я., Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен: С присовокуплением исторического обозрения о бывших в ней и ныне существующих монастырях, Москва, 1820, XIV, 338 с.
- Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863.
- Добролюбов, И. В., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями: Т. 1-4., Зарайск; Рязань, 1884-1891.
- Иероним (Алякринский), архим. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891
- Титов, А. А., Рязанские епископы, Москва, 1891, 46 с.
- Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской губернии, Б. м., 76 с.
- Любарский, К. Н., Рязанский некрополь: Ч. 1-3 (Труды Рязанской ученой архивной комиссии, Т. 26-27), Рязань, 1914-1916.
- Прокофьева, И., «Торжества на Рязанской земле», Журнал Московской Патриархии, 1995, № 11, 38-41.
Митрополит пообещал не закрывать территорию Рязанского кремля для туристов
30 ноября 2010 г. был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Церкви стали отдавать когда-то бывшие (а где-то и не бывшие никогда) в ее владении здания.
Рязанский кремль — жемчужина Рязанской земли
Рязанский архитектурный музей заповедник был основан еще в 1884 г. В состав архитектурного комплекса входят уникальные здания как церковной, так и гражданской архитектуры. В зданиях кремля располагаются музейные экспозиции.
В Певческом корпусе — здании гражданской архитектуры XVII в., — находится экспозиция «По обычаю дедову», которая рассказывает о буднях и праздниках русского народа. В здании восстановлены интерьер XVII в., что позволяет глубоко погрузиться в эпоху
До 2003 г. музей жил с церковью в мире. В храмах велись службы, священнослужители и работники и посетители музея нисколько не мешали друг другу.
Все изменилось в 2003 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским стал Павел (Пономарев). С его приходом началось никому не понятное наступление церкви на здания музея.
Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел испортил отношения между рязанской общественностью и церковью. Ничем не примечательную ситуацию с Рязанским кремлем он превратил в острую проблему, заявив претензию на весь архитектурный ансамбль
В 2008 г. церкви были переданы церковные здания. Сразу начали вылезать проблемы. Рязанский музей был федеральным, за его сохранностью пристально следили сотрудники музея. Церковь реконструкцией зданий, которые ей отдали, заниматься перестала.
Церковь не следит даже за храмами. Реставрация не ведется, хотя деньги на нее выделяются. Будущее Рязанского кремля после полной передачи его церкви представляется в мрачном свете
В 2015 г. Министерство культуры РФ приняло решение о выселении музея из кремля. Аргументы общественности, что гражданские здания не попадают под действие закона о реституции, услышаны не были. Теперь диалог между церковью и обществом будет зависеть только от позиции рязанского митрополита.
В беседе с губернатором Рязанской области в марте 2021 г. митрополит Марк заявил, что территория кремля останется открытой для посетителей. Сдержит ли митрополит свое обещание, покажет время.
Кто становится циником?
— Как-то я спросила одного известного журналиста о профессиональном цинизме. Он сказал, что журналистскому цинизму далеко до цинизма православных…
— Не могу согласиться с этим утверждением. Людям свойственно хвалить свое и ругать чужое. Хотя случаи проявления цинизма можно встретить везде, в том числе и среди православных.
Мне как-то рассказали случай, который произошел в православном вузе несколько лет назад. Один человек, в прошлом выпускник Бауманского университета, шел сдавать зачет, который принимали две преподавательницы из светского вуза. Они спросили экзаменуемого: «А где вы работаете?» А он в то время нуждался в деньгах, были трудности и он подрабатывал где-то грузчиком. Услышав его ответ и смерив учащегося пренебрежительным взглядом, они сказали: «Так и видно». Причем сделали это при нем. Они не знали какое у него образование, не знали обстоятельств жизни. Просто так при всех унизили. После такой экзекуции он бросил учебу.
Люди становятся циниками, когда атмосфера жизни подталкивает их к этому. Атмосфера жизни в Церкви другая. Она к цинизму не располагает. Хотя и среди служителей Церкви циники есть. Но они, как правило, свой цинизм вынуждены маскировать. Иначе они просто останутся в одиночестве.
Быть циником в каком-то смысле легко, потому что не нужно подключать сердце к вопросам, заботам. Но это страшно, и это разрушительно для Церкви.
Использованные материалы
-
Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата
-
Страница сайта Русское Православие
- «На святой земле Рязанской», ЖМП, 2008, № 2
-
Информация о монастырях с официального сайта епархии:
21 мая, или же, по Титову Рязанские…, 3 — 12 марта.
Журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, журнал 104 —
Журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, журнал 132 —
Переименована т.к. в году Муром был причислен Владимирской епархии.
Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, с. XII
Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.
Макарий (Миролюбов). Сборник…, с. 26-27
Выпрошенный мерседес
— А если священнику все же дарят очень дорогой подарок, скажем, шестисотый мерседес. Он может его принять и пользоваться, или он должен его поменять на какую-то более дешевую модель?
— Я особенно часто не слышал, чтобы священникам дарили шестисотые мерседесы. Может быть, случаи такие есть, но очень немного. Чаще всего священники выпрашивают такой подарок или просто очень поддерживают такую идею. Конечно, машины духовенству дарят, но не такие дорогие.
photosight.ru. Фото: Дмитрий Ивойлов
Разумный священник не будет ездить на вызывающе дорогой машине, потому что машины, к сожалению, – это то, что наиболее видно. Не видно, какая у человека обстановка дома, не каждый знает, в какой квартире священник живет, сколько стоит его квартира. Но вот машина — это то, что все люди видят. И по машине, конечно, судят.
Я вспоминаю, как несколько лет назад выступал с беседой в милиции на северо-западе и мне задали вопрос: вот, вы ездите на дорогих иномарках. Я говорю: «Смотрите, я приехал к вам на Волге!» Кстати, священники, которых можно упрекнуть в роскоши, как правило, не ориентированы на жертвенное пастырское служение, не имеют большого количества детей и с самого начала нацелены на стяжание.
Корень проблемы — отсутствие жертвенности и коррозионное влияние среды, которая разрушает человека и постепенно обращает его внимание лишь на какие-то атрибуты жизни, атрибуты благополучия, а не на суть его призвания. — Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?
— Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?
— Людей смущает, когда они не видят принципиальной разницы между духовным человеком и мирским, когда священники бывают слишком мирскими.
— Что значит – слишком мирскими?
— Например, если, вместо того чтобы пригласить прихожан помолиться или в паломничество, он зовет их на светский пикник или ведет разговоры не о спасении души, а обычные житейские разговоры о житейских темах — это создает для нецерковного или малоцерковного человека оправдание его жизненной позиции.
Зачем к чему-то стремиться, если священники такие же люди? Зачем я пощусь, если священник не постится? Почему я не пью, если батя пьет уже вторую бутылку? Как я буду воздерживаться от злословия и лицемерия, если батюшка второй час раздраженно о ком-то злословит?
С другой стороны, не должно быть искусственности в церковной жизни. Невозможно говорить только на духовные темы. Потому что иногда можно видеть обратную ситуацию, когда человек начинает играть в духовность.
— Что значит «играть в духовность»?
— Священник начинает таким тоном делать замечания, как будто сам является суперсвятым человеком: а вот вы не венчаны, а от вас пахнет табаком, а вот вы вчера на службу опоздали и так далее.
Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, – это фарисейство
Эти разговоры имеют целью не только заботу о спасении души, а желание привлечь внимание к себе, желание понравиться людям, в том числе желание конвертировать эти разговоры, это внимание к себе, в какие-то материальные составляющие
Когда это делается нарочито, напоказ — это вызывает у людей отторжение.
Помню, как жена одного известного человека пренебрежительно говорила об одном известном священнослужителе, называя его артистом.
Люди чувствуют фальшь и обращают внимание на то, насколько поведение священника уместно, насколько естественно, насколько соответствует месту, положению, а самое главное, насколько это проистекает из души человека
Взгляды
Марк (Головков) много раз писал и говорил о важности архитектуры в православном храме, как в наше время, так и в историческом. Руководя проектами реставрации православных религиозных зданий, прежде всего, в Московской области и в России в целом, он говорил о важности сохранения исторического облика и атмосферы этих зданий, отметив, что архитектурные традиции важны для православной духовности.. Марк (Головков) был одним из многих лидеров христианских конфессий, которые выразили свое несогласие с саудовским исламским ученым и священнослужителем Абдул-Азизом ибн Абдуллой Аль-аш-Шейхом , когда последний заявил, что все церкви на Аравийском полуострове должны быть разрушены
Как тогдашний глава Управления Русских православных церквей за рубежом, Марк (Головков) назвал фетву шейха «тревожной» и сказал агентству « Интерфакс », что надеется, что соседи Саудовской Аравии по региону «будут удивлены призывами этого шейха и игнорируй их».
Марк (Головков) был одним из многих лидеров христианских конфессий, которые выразили свое несогласие с саудовским исламским ученым и священнослужителем Абдул-Азизом ибн Абдуллой Аль-аш-Шейхом , когда последний заявил, что все церкви на Аравийском полуострове должны быть разрушены. Как тогдашний глава Управления Русских православных церквей за рубежом, Марк (Головков) назвал фетву шейха «тревожной» и сказал агентству « Интерфакс », что надеется, что соседи Саудовской Аравии по региону «будут удивлены призывами этого шейха и игнорируй их».