Смерть дочери, алкоголизм, измены и депрессии: как сложились судьбы актёров фильма «ирония судьбы, или с лёгким паром»?

Случай Лукашина

Кстати, Женина нерешительность в вопросах брака вполне может быть объяснена не пресловутым «инфантилизмом», а наличием у него в вопросах любви «мотивации роста», суть которой замечательно сформулировал Д. А. Леонтьев: «ничего страшного не будет, если у меня не будет отношений, меня интересуют только те отношения, в которых я куда-то продвинусь, получу что-то новое». Ведь Женя готов сделать самые высокие ставки: или взаимная любовь, или одиночество. И когда после возвращения из Ленинграда он говорит маме: «да и не надо мне жениться» – это как раз про решимость остаться одному, а не про нежелание оставаться по жизни с мамой.

Сюжет[править]

А дома́ — близнецы,
На одно лицо.

— Андрей Фрейдин

Жил-был в Москве простой советский доктор, хирург Евгений Михайлович Лукашин (Андрей Мягков). И были у него мама, Марина Дмитриевна Лукашина (Любовь Добржанская), и невеста Галя (Ольга Науменко). И были у него друзья Павлик, Мишка и Саша (Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский) — «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Ну это давно повелось». Но случилось, что друзья перебрали. Женя и Павлик просто вырубились, а Мишка и Саша помнили, что кто-то из них должен лететь в Ленинград. Уже в аэропорту с помощью пьяной логики они пришли к выводу, что летит Женя (хотя на самом деле в Ленинград нужно было Павлику), которого и посадили в самолёт — а Лукашин по пьяни не заметил ни перелёта, ни пешего пути из самолёта в ленинградский аэровокзал. Несколько придя в себя в аэропортовом кресле, он дошёл до такси, назвал свой адрес (3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12), приехал в знакомый дом, открыл квартиру своим ключом и уснул среди знакомой мебели.

Через некоторое время его бесцеремонно разбудила настоящая хозяйка квартиры — учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (Барбара Брыльска, озвучивала Валентина Талызина). Они поругались, но после предъявления паспорта с пропиской по этому же адресу (!) (только в другом городе, ага) она смирилась с тем, что какое-то время незнакомый человек будет присутствовать в её жизни.

А потом влюбилась в него. И дала от ворот поворот своему жениху, Ипполиту Георгиевичу (Юрий Яковлев). И веселилась в компании двух подруг и коллег — Тани (Лия Ахеджакова) и Вали (Валентина Талызина). Невзирая на ревность Ипполита, который обиделся и ушёл.

Во второй серии Ипполит вернулся, подрался с Женей, Надя выгнала обоих, Женя вернулся за портфелем с «ценным веником», полетел в Москву… Ага, опять оставив портфель. И Надя, поняв, что это судьба, отправилась за ним. С веником.

Кроме пьянки и любви, а также мультипликационной заставки, в которой высмеивается однотипная застройка (автор — известный советский карикатурист — Виталий Песков), в фильме есть ещё пара пассажиров самолёта: раздражённый персонаж Рязанова, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин, и депрессивный пассажир из Красноярска (Готлиб Ронинсон). И много культовых песен на музыку Микаэла Таривердиева:

  • Со мною вот что происходит (слова Евгения Евтушенко, исп. Сергей Никитин)
  • Никого не будет в доме (Борис Пастернак — Никитин)
  • По улице моей (Белла Ахмадулина — Алла Пугачёва)
  • На Тихорецкую состав отправится (Михаил Львовский — Алла Пугачёва)
  • Если у вас нету тёти

    Таривердиев считал стихотворение «Песня о собаке» простоватым и никак не хотел писать музыку. Уговорили, и не зря.

    (Ария московского гостя) (Александр Аронов — Никитин)

  • Мне нравится (Марина Цветаева — Пугачёва)
  • Я спросил у ясеня (Владимир Киршон — Никитин)
  • У зеркала (Цветаева — Пугачёва)
  • Баллада о прокуренном вагоне (Александр Кочетков — Мягков и Талызина).

Санни вместо Раджива улетел в Нью-Йорк

В бекмамбетовской версии «Иронии судьбы…» 2007 года сыграли Сергей Безруков, Барбара Брыльска, Лиза Боярская и Валентина Талызина. Кадр из фильма

В 2007 году Тимур Бекмамбетов снял сиквел комедии — «Ирония судьбы. Продолжение», где действуют дети главных героев в исполнении Константина Хабенского (Костя Лукашин), Елизаветы Боярской (Надежда Ипполитовна) и Сергея Безрукова (Ираклий, жених Нади). Но еще более веселую версию легендарной комедии сделали индусы! Творение, снятое в 2015 году, назвали «Я люблю Новый год!» (I Love New Year!). По сюжету главный герой картины Санни переборщил с алкоголем в бане и вместо Раджива улетел из Мумбая в Нью-Йорк. Как назло, в Нью-Йорке были точно такие же улицы и дома, как в Мумбае, — почти как на улице Строителей. Ключ Санни подошел к двери квартиры прелестной певицы Канганы, которая готовилась отметить Новый год с женихом Кумаром. Лента предназначена только для проката в США и Индии. «Какая гадость, эти ваши цыплята тандури!» — шутят зрители.

В индийском ремейке советской комедии главный герой Санни приезжает в чужой дом к певице Кангане. Кадр из фильма

[править] В ролях

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1 серия

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 2 серия

Актёр Роль
Андрей Мягков Евгений Михайлович Лукашин
Барбара Брыльска Надежда Васильевна Шевелёва
Юрий Яковлев Ипполит Георгиевич Жених Нади
Александр Ширвиндт Павлик Друг Евгения Лукашина
Георгий Бурков Миша Друг Евгения Лукашина
Александр Белявский Саша Друг Евгения Лукашина
Ольга Науменко Галя Невеста Евгения Лукашина
Лия Ахеджакова Таня Сотрудница и подруга Надежды
Валентина Талызина Валя Сотрудница и подруга Надежды
Любовь Добржанская Марина Дмитриевна Мама Евгения Лукашина
Любовь Соколова Мама Нади
Готлиб Ронинсон Пассажир из Пулково
Эльдар Рязанов Пассажир рейса № 392 «Москва — Ленинград»
Александр Постников Прохожий В титрах не указан

Озвучивание

Актёр Роль
Валентина Талызина Надежда Шевелёва Персонаж Барбары Брыльской
Сергей Никитин Евгений Лукашин Пение песен
Алла Пугачёва Надежда Шевелёва Пение песен

Барбара Брыльска


Роль Нади исполнила Барбара Брыльска. Фото: кадр из фильма

Барбара Брыльска — полячка с горячим темпераментом. Мало, кто знает, что актрисе было тяжело играть в сценах с Юрием Яковлевым. Такие мужчине актрисе не нравились. Она просила снимать сцены с ним побыстрее и наотрез отказалась поцеловать артиста в одной из сцен. Рязанову пришлось снимать поцелуй со спины, а актёры в это время лишь тесно прижимались друг к другу. Так же из-за иностранного акцента Барбару Брыльски пришлось озвучивать советской актрисе Валентине Талызиной.

Новогодняя кинокартина была по-разному воспринята окружением актрисы. Российские коллеги завидовали Брыльски,  на родине женщину и её звёздную роль не поняли, а западные режиссёры и вовсе перестали звать Барбару в кино.

Проблемы ждали звезду не только в карьере, но и в личной жизни. С первым супругом девушка рассталась из-за недостатка внимания, со вторым из-за ветрености избранника, а с третьим женихом по причине непринятия Барбары свекровью. Последнее расставание далось актрисе с трудом. Возлюбленного звали Слободан Дмитриевич и Брыльска до сих пор называет его любовью всей своей жизни. 

С третьим официальным супругом гинекологом Людвигом Космалем артистка прожила вместе 18 лет. В браке родилось два ребёнка — дочь Барбара и сын Людвиг. Когда Брыльска-младшая прославилась и стала популярна не меньше, чем знаменитая мама — случилась трагедия. Дочь актрисы разбилась в аварии со своим бойфрендом. Барбара тяжело переживала утрату любимой дочери и даже хотела покончить с собой. Выйти из депрессии ей помог супруг.


Барбара Брыльска. Фото: kp.ru

Сейчас Барбара Брыльска старается жить моментом, она живёт на скромную пенсию недалеко от Варшавы, занимается спортом и любит готовить русские блюда. 

Фабулу подкинул Никита Богословский

Фильм стал экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Произведение написали за 6 лет до создания фильма, и спектакли по пьесе шли по всему СССР. По легенде, Брагинскому подсказал сюжет композитор Никита Богословский, который однажды по ошибке якобы отправил своего друга в Киев с 15 копейками в кармане вместо другого человека. Московские театры пьесу не брали, поэтому Эльдар Рязанов подал заявку на «Мосфильм». Но бюджет на несколько серий выделяли лишь эпохальным драмам — никак не комедиям. За идею вступился глава Гостелерадио Сергей Лапин, и картину заказало для производства Центральное телевидение.

[править] Песни и стихотворения


Бард Сергей Никитин

При озвучивании фильма за Барбару Брыльску все песни исполнила в будущем выдающаяся советская и российская певица Алла Пугачёва, которая в 1975 году, когда выходил фильм, впервые добилась успеха на большой эстрадной сцене: Алла Пугачёва завоевала Гран-при XI международного фестиваля эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии со ставшей всесоюзно известной песней «Арлекино». В титрах фильма Алла Пугачёва не упоминается.

По решению Эльдара Рязанова, за героя фильма Евгения Лукашина песни исполнил бард Сергей Никитин (позже со смехом вспоминавший в связи с этим исполнением, что герой Мягкова, перед тем, как спеть голосом Никитина песню «Если у вас нету тёти», заявил: «Сейчас я вам спою, правда, пою я не очень хорошо»). В титрах фильма Сергей Никитин также не был упомянут.

Андрей Мягков, исполнивший роль Жени Лукашина, хотел сам спеть песни при озвучивании фильма. Актёр обиделся на режиссёра, что тот не дал обладающему хорошим голосом Мягкову петь самому, кроме отрывка «Застольной песни» Бетховена и дурашливого «исполнения» романса Абазы «Утро туманное», где в тексте появились фразы «Скатертью дорога» и «Приводи всё отделение милиционеров». В следующем фильме Рязанова, не менее известном и любимом зрителями до нашего времени, «Служебном романе», где Мягков также сыграл главную роль (Анатолий Ефремович Новосельцев), все мужские песни исполнял уже лично Андрей Мягков.


А в этом моменте отрывок «Застольной песни» Бетховена Мягков поёт самостоятельно

Название Автор текста Певец/чтец
Со мною вот что происходит Евгений Евтушенко Сергей Никитин
Никого не будет в доме Борис Пастернак Сергей Никитин
По улице моей Белла Ахмадулина Алла Пугачёва
Вагончики Михаил Львовский Алла Пугачёва
Если у вас нету тёти Александр Аронов Сергей Никитин
Мне нравится, что вы больны не мной Марина Цветаева Алла Пугачёва
Я спросил у ясеня Владимир Киршон Сергей Никитин
Благословляю вас (У зеркала) Марина Цветаева Алла Пугачёва
С любимыми не расставайтесь Александр Кочетков Андрей МягковВалентина Талызина

«Светочка, можно и хуже, но трудно!»

Светлана Немоляева буквально грезила ролью учительницы Нади Шевелевой. К тому же была хорошо знакома с Эльдаром Рязановым, поэтому и рассчитывала на удачу. «У меня было восемь проб на эту роль, — вспоминает актриса. — И со светлыми волосами, и с темными, и в одном туалете, и в другом. И пела даже. И после восьмой, последней пробы Эльдар Александрович со свойственным ему юмором и умением сгладить ситуацию сказал: «Светочка, можно сыграть и хуже, но трудно». Я рассмеялась сквозь слезы». Алиса Фрейндлих тоже вспоминает свое фиаско с иронией: «Мы попробовались с Олегом Басилашвили. Рязанову нужна была эффектная яркая актриса, которая с ходу бы произвела впечатление на героя. У меня не получилось».

Общих проектов застройки для Москвы и Ленинграда не было

Картина начинается с объяснения казуса Лукашина: якобы в Москве и Ленинграде создавались типовые архитектурные проекты одинаковых домов, которые формировали целые микрорайоны «человейников». Вот главный герой и не смутился, когда в другом городе нашел ту же улицу и тот же дом, что искал. Такого, конечно, в реальности не было. А съемки картины проходили в квартире панельного дома по адресу: проспект Вернадского, 125, в Москве. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме неподалеку — под номером 113. Ныне в цокольном этаже дома № 125 расположен «Театр на Юго-Западе». В 2003 г. на стене знаменитого дома была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова.

Примечания[править | править код]

  1. В советское время пьяных в самолёт не пускали, но в новогоднюю ночь, видимо, случаются всяческие чудеса
  2. здания аэровокзалов в СССР хотя и строились по разным проектам, но всё равно были похожи друг на друга как близнецы
  3. Осталось, правда, неясным, почему Женя пошёл в баню с паспортом — граждане СССР в те времена паспорт с собой брали крайне редко и сугубо по делу
  4. http://www.idh.ru/architecture/article436.html
  5. Мнение: герои переехали в свои квартиры три дня назад, а квартиру они могли получить и раньше. Мы не знаем, насколько заслуженным человеком была мама Лукашина. А Наде с телефоном мог поспособствовать Ипполит
  6. Мнение: в новогоднюю ночь всегда приходится работать множеству людей (см., в частности «Иронию судьбы-2»). Активно падающий снег убирать надо ночью — иначе утром по городу уже не проехать. Весь этот эпизод — метафора.
  7. Мнение: Женя говорил то, что первое пришло ему в голову
  8. Мнение: Надя могла сделать остановку по дороге и взять другое такси
  9. Мнение: красный телефон стоит в комнате, а зелёный — в прихожей
  10. По данным того же номера «СЭ» весь фильм был снят за первую половину 1975 года. После окончательного монтажа фильм почти полгода «пролежал на полке», так как премьера фильма должна была состояться сразу же после нового, 1976, года

Миронов и Гурченко кастинг не прошли

Изначально на главные роли пробовались Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Режиссер Эльдар Рязанов посчитал, что Миронов органично смотрелся бы в роли Ипполита, но не тюфяка Лукашина. Поэтому на роль последнего утвердили Андрея Мягкова. А вот образ Нади примеряли Светлана Немоляева, Лариса Голубкина, Наталья Гвоздикова, Антонина Шуранова и даже одна из актрис Кировского драмтеатра. Кинопробы не устроили режиссера, его уговаривали взять на роль Нади Алису Фрейндлих, но он вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви» с Барбарой Брыльской в главной роли и позвал актрису в «Иронию…». «В советских актрисах секса не было, а в ней был!» — объяснила потом Валентина Талызина, которая озвучила актрису, плохо говорящую по-русски. Гурченко и Миронову режиссер передал привет: в одном из эпизодов в телевизоре Нади идет фильм «Соломенная шляпка», на экране видны и Людмила Гурченко, и Андрей Миронов.

[править] Источники

  1. Сергей Никитин: «Андрей Мягков в «Иронии судьбы» «не очень хорошо» поет моим голосом» // Сайт Факты и комментарии, 06.06.2011
  2. Наша Мымра // Сайт sb.by Беларусь сегодня, 06.10.2012
  3. Рязанов Эльдар Александрович // Сайт Затеево — детский журнал
  4. Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. — 2-е изд., доп.. — М.: Искусство, 1986. — С. 195. — 415 с.
  5. Соратники = > Олег Басилашвили // Сайт Эльдара Рязанова
  6. ↑ Коллекция ляпов из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» // Сайт Tramvision.ru
  7. ↑ История культового фильма «Ирония судьбы»: Рязанов снимал Москву и Санкт-Петербург в соседних столичных дворах // Сайт газеты «Комсомольская правда», 26.12.2008
  8. Программа передач: интересные факты о новогодних советских фильмах // Сайт Woman Journal
  9. Ирония судьбы пани Брыльской // Сайт Samlib.ru
  10. Список запрещённых лент на Украине, 2015 год

Брыльска стеснялась Яковлева

Барбара Брыльска, игравшая Надю, стеснялась всерьез целоваться с Юрием Яковлевым — Ипполитом. И поэтому предложила Эльдару Рязанову снять эпизод со спины, чтобы имитировать поцелуй. «Мы стоим спиной, на нас делают фокус, — рассказывает Брыльска. — И тут я чувствую, что Юрий хочет поцеловать меня по-настоящему! Я говорю: «Юрий, не нужно! Этого не видно в кадре. Извини, не хочу тебя обижать». Я могла играть, но целовать не хотела». Неизвестно, какими средствами, но Рязанов уговорил актрису сработать без подмены, и в фильме мы видим страстный поцелуй героев.

Ипполита должен был играть Олег Басилашвили, но актер отказался. Юрий Яковлев был введен на замену и часть реплик своего героя придумал на съемке. Кадр из фильма

Назад в СССР

И все бы ничего, ну, не нравится тебе «совок» и его обитатели – гордись, делись, пиши! Если бы не одно «но» – делается это, во-первых, с явным расчетом на то, что современный читатель не помнит советских реалий и ему можно подсунуть любое, самое «шароварное» объяснение происходящих на экране событий под прикрытием напускного тумана психоаналитических терминов. А во-вторых, вместо вдумчивого анализа предлагают совдеповское огульное охаивание всего и вся: «я не читал его романа, но им предельно возмущен». А вот это уже штука небезопасная, как любое переписывание истории и наступание народу на ценностные мозоли.

Однако раз уже взялись за это неблагодарное дело, то хотя бы вслушиваться надо в то, что говорят персонажи, раз уж вы пытаетесь их превратить в клиентов! Ведь фильм-то – про дедушек и бабушек нынешних двадцатилетних скептиков и всезнаек. Очевидно, у них все было по-другому! Откуда такое недоверие к мотивам, которые озвучивают сами герои? Получается, что в поведении персонажей, обусловленном исключительно социальными проблемами «развитого социализма», вдруг начинают находить чуть ли не психопатологическое объяснение. В СССР вполне нормальным явлением было жить с мамой и папой: купить квартиру было практически невозможно (их, в основном, выдавало государство), а снимать не принято, да и не по карману.

Да, Женя Лукашин действительно до 36 лет не был женат, но не потому, что у него неразрешенные эдипальные проблемы с мамой, а потому, что в 1970-е годы люди верили в то, что жениться надо раз и навсегда. И замуж тогда массово выходили девственницами. Обратной стороной такого пуританства, кстати, была способность к безумствам ради любви. Вы все еще хотите к этим людям подойти с мерками современной морали?

Учебник любви

Любовь – всегда «встреча», а внезапная любовь действительно выглядит отчасти нелепо, несвоевременно. И окружающие Женю и Надю люди не раз оказываются в замешательстве, а то и вовсе в дурацком положении. Любовь – одно из «потоковых» состояний, в котором изменяется ощущение времени.

У героев фильма в какой-то момент возникает ощущение, что они прожили целую жизнь – они знакомятся, ссорятся, мирятся, расстаются, встречаются и в результате кардинально меняют свою жизнь меньше чем за сутки. Любовь – это еще и внезапно возникающие бесконечное доверие и близость. Недаром Ипполит и Галя в какой-то момент спрашивают Надю и Женю: «Вы что, знакомы много лет?» А вроде как «ругательная» фраза Нади «Пришел ко мне, как к себе домой!» через непродолжительное время превращается в сущую правду.

Романтика ниже плинтуса

Пошлость «Иронии судьбы. Продолжение» в том, что сказочную историю задним числом «приземлили» на уровень, отвечающий ожиданиям обывателей. А все равно у них ничего не вышло! Она все равно с Ипполитом сошлась, нечего было выделываться! Ишь, любви им захотелось! И если в рязановском фильме дело движется от случайной выпивки к трезвым, но фантастическим решениям, во втором получилась дешевая пьяная история, в которой все так и не протрезвели. Зато у продолжения есть одна важная функция – оно замечательно демонстрирует невозможность повторения рязановской истории в современных реалиях.

3D-инновация и театральная съемка

Эльдар Рязанов, который с первых работ прославился бунтарским духом и нетривиальным подходом, на съемках «Иронии судьбы…» впервые применил особый вид съемки. С главным оператором Владимиром Нахабцевым они собрали операторскую установку так, что кадр можно было снимать одновременно тремя камерами. Это давало возможность отразить глубину и многомерный объем картинки за счет большого числа ракурсов, а также показать почти документальную работу актеров в кадре. Режиссер снимал сцены большими эпизодами по 15 минут! Сейчас, когда двухминутный эпизод беспрерывной съемки считается рекордом, такое кажется невозможным. А тогда актеры репетировали полдня — до обеда, и только потом начинали снимать.

В «Иронии судьбы…» Эльдар Рязанов (слева) использовал метод съемки сразу несколькими камерами. Фото: Сергей НОВИКОВ/РИА Новости

Пугачева пела вслепую

Как известно, голос Барбаре Брыльской «одолжила» не только Валентина Талызина, но и Алла Пугачева, которая спела все песни в комедии. «Тогда Алла Пугачева приезжала к нам на «Мосфильм» с гастролей из Липецка по дороге в условный Брянск, — вспоминал Эльдар Рязанов. — На студии был Микаэл Таривердиев, они уже работали. Она не знала, для какого фильма пишется эта музыка. Но работала виртуозно, безупречно, никаких трений не было». К слову, имени Аллы Борисовны, так же как и поэта Сергея Никитина, написавшего слова к композициям для фильма, в титрах нет.

На роль Нади пробовались и Людмила Гурченко (слева внизу, далее — по часовой стрелке), и Антонина Шуранова, и Светлана Немоляева, и Валентина Талызина. Фото: wikimedia.org

Цитаты[править]

  • В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: чужие дома, чужие улицы, чужая жизнь. Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома. До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм. (Голос за кадром)
  • Значит, Галечка сейчас в Москве, а я на полу в Ленинграде!! (ещё не до конца протрезвевший Женя)
  •  — Руку сломаешь! — Ничего, сам сломаю, сам и починю. (Ипполит и Женя дерутся. Женя знает приёмы самбо, и к тому же он врач.)
  • Потрите мне спинку, пожалуйста! (Ипполит. При этом он — в подбитом мехом пальто, под душем.)
  • Какая гадость эта ваша заливная рыба! (Ипполит. Однако задолго до этого всё равно ел её

    Реплику придумал Яковлев.

     — очевидно, чтобы не огорчать Надю, все остальные блюда которой к тому же приготовлены хорошо.)

  • Пить надо меньше, надо меньше пить, надо меньше пить, пить надо меньше, пить меньше надо… (Женя. Это он мучительно протрезвевает на морозе.)
  • Да, я хирург. Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо. (Он же)
  • Вчера Женя пошёл в баню… — В баню. Девушка, в какую баню?! У него в квартире есть ванная. (Галя уверена, что Надя несёт чушь)

Диалоги Нади и Жениправить

 — А все-таки у нас с Вами самые замечательные профессии, самые нужные!

 — Судя по зарплате — нет.

 — А я, признаться, ненавижу готовить. Правда с моими лоботрясами и лодырями времени все равно нет.

 — Вы их воспитываете, да?
 — Да. Я их, они меня. Я пытаюсь учить их думать. Хоть самую малость. И иметь обо всём своё собственное суждение.
<…>
 — А чему они учат вас?
 — Наверно, тому же самому.

 — Вы знаете, Наденька, а я представитель самой консервативной профессии.

 — Да? Мы можем с вами посоревноваться.
 — Нет, я серьёзно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям.
 — Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Басилашвили отказался от Ипполита из-за смерти друга

Наверняка каждый взрослый человек, который за всю жизнь пересмотрел «Иронию судьбы…» как минимум 30 раз, помнит ляп: когда Лукашин выбрасывает в окно портрет Ипполита, на ней виден герой, сыгранный Яковлевым. А вот когда Надя подбирает карточку на улице, на ней изображен Олег Басилашвили. За этим казусом стоит не очень веселая история. На роль Ипполита был утвержден Олег Басилашвили. Режиссера устроило отрицательное обаяние актера, и даже были отсняты первые кадры, однако во время съемок умер близкий друг актера и сослуживец по театру Ефим Копелян. Худрук БДТ Георгий Товстоногов тут же отдал все роли Копеляна Олегу Валериановичу. Поэтому актер был вынужден отказаться от съемок. Поднять упавшее знамя предложили Юрию Яковлеву, тот согласился. И после выхода фильма пожалел: «Я как-то неожиданно влез в эту авантюру. После премьеры мне проходу не давали, постоянно подходили на улице. Даже в гастроном не мог выйти! Вот и пойми зрителя: что важнее — сыграть Гамлета или постоять в пальто и шапке под душем?» — изумлялся актер.

Несколько сцен с Олегом Басилашвили все же сняли. Отсюда и ляп с портретом. Кадр из фильма

Эльдар Рязанов


Эльдар Рязанов. Фото: rewizor.ru

Помимо «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» в фильмографии режиссёра находятся десятки культовых фильмов. Помимо того, что Рязанов создавал кино, он и снимался в собственных картинах. Эльдар Александрович работал не покладая рук вплоть до конца 2000-х годов, несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье. Режиссёр неоднократно попадал в больницу то с нарушением мозгового кровообращения, то с воспалением лёгких. В 2010 году он перенёс несколько тяжёлых операций на сердце, после чего практически не выходил в свет.


Эльдар Рязанов (справа). Фото: кадр из фильма

До Нового 2016 года режиссёр не дожил ровно месяц. Причиной смерти Эльдара Рязанова стала острая сердечная недостаточность. По словам Станислава Садальского, Рязанов при жизни выразил желание быть погребённым рядом с могилой своей второй супруги Нины Скуйбиной, которая ушла из-за неизлечимой болезни. Последняя жена Эльдара — Эмма Абайдулина не выполнила волеизъявление умершего, похоронив мужа на Новодевичьем кладбище на другом участке.

[править] Цитаты

Ой, тёпленькая пошла!»

  • «Под Новый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню!»
  • «Давай сфотографи… взвесимся на брудершафт?»
  • «Павлик может лететь в Ленинград?» — «Может.» — «А Женя может лететь в Ленинград?» — «Тоже может!» — «Они оба могут!»
  • «Не трепыхайте меня, я требую уважения к себе!»
  • «Почему вы меня всё время роняете-то, зачем? Я вот тут, — герой потирает свой зад, — Плечо ударил!»
  • «Ну что вы заладили: „Я не Ипполит, я не Ипполит!“ Ну что же вы хотели, чтобы я им рассказала про вашу баню? И чтобы назавтра вся школа говорила, что я встречаю Новый год с каким-то проходимцем!» — «Я не проходимец, неужели вы этого не видите? Я несчастный человек…» — «Как будто бы несчастный человек не может быть проходимцем!»
  • «Ой! Ой, какой кошмар! Ой, какая жалость! Ой, какие мелкие кусочки!!!»
  • «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!»
  • «Ой, тёпленькая пошла…»
  • Я могу только сказать, что один из них — Женя!

С первого взгляда

Любовь с первого взгляда – для людей ненормальных. В фильме Ипполит и Галя не способны на безумства, они трезво рассуждают. И вот как раз они остаются ни с чем. А «инфантильные» по современным меркам Женя и Надя оказываются способными влюбиться друг в друга с первого взгляда и, поставив на кон свое будущее, добиться желаемого результата. Так что фильм – точно про «ненормальных», то есть про тех, которым лучше несколько часов в любви, чем всю жизнь без нее. И которые готовы всем рискнуть ради любви. И именно за это свойство про них снимают фильмы, пишут романы, прославляют в стихах и песнях! И поэтому «С легким паром» пользуется такой популярностью – потому что сказка, потому что про чудесное и невозможное.

Ошибки в фильме[править | править код]

  • Согласно фильму, Надя и Женя оба получили свои квартиры три дня назад. Однако, в обеих квартирах уже есть телефоны. В те времена телефоны ставили далеко не сразу. Да и сейчас — далеко не всегда.
  • На машину Ипполита самосвал высыпает полный ковш снега. Сомнительно, что самосвал работал в новогоднюю ночь (тем более ровно в полночь). Интересно, что проезд по городу вообще снимали весной 1975 года, когда никакого снега вообще уже не было (процесс съёмок был описан в одном из номеров журнала «Советский экран» в 1975 году, ещё до первого показа фильма по ТВ).
  • Женя предполагает наутро пойти в Эрмитаж. Эрмитаж не работает 1 января, и вряд ли герой мог этого не знать.
  • Когда Надя едет от своего дома на Московский вокзал, она садится в такси к одному шофёру, а когда выходит, шофёр уже другой.
  • Когда Женя летит домой в Москву, у него нет денег на билет, железнодорожный билет, который ему купила Надя он выкинул, а 15 рублей, выданных ему на билет Надей ранее, он отдал её матери. Опровержение: Во время фразы: «…поездом не поеду…» он снова берёт их со стола.
  • Лукашин заказывает разговор с Москвой по телефону зелёного цвета. В последующих сценах телефон красного цвета. Опровержение — в квартире два телефона, и один из них зеленного цвета стоит в прихожей. Именно по нему и звонил Лукашин в первый раз.
  • Герой Ширвиндта покупает шампанское и апельсины рядом с Новочерёмушкинским рынком, разворачивается на 180 градусов и идёт по проспекту Вернадского, что в нескольких километрах от рынка.
  • Расстроенная Надя гуляет в предрассветной мгле по Питеру по набережным Невы в районе Петропавловки. «Впрочем, её прогулка — с подвохом, — отмечает краевед Калашников, — на пару секунд в кадре за её спиной мелькает Москва. А именно — 1-й Краснокурсантский проезд в Лефортове в районе Екатерининского дворца. За спиной актрисы проезжает типичный московский трамвай серии МТВ-82. В Питере такие тогда не ездили».
  • Тот же переулок и трамвай МТВ-82 видны и когда Ипполит выходит из телефона-автомата после первого звонка Наде.
  • Питерский номер Нади — шестизначный (14-50-30). А номер аварийной лифтовой службы в подъезде — московский, семизначный.
  • Основные уличные сцены снимали в марте. Метель в итоге вышла нарочито сильной — бумажные снежинки гоняли ветродуями. А вот панораму зимней заснеженной Москвы сняли позднее, уже зимой 1975 года. Поэтому видны занесённые снегом домики деревни Тропарёво и бодрые лыжники.
  • Те кто умеют играть на гитаре непременно отметят, что Андрей Мягков видимо взял в руки инструмент впервые только на съёмках «Иронии Судьбы». Как ни уводил стыдливо оператор камеру от левой руки Мягкова на грифе гитары, скрыть это было невозможно.

Диагноз как оружие

Но больше всего цепляет, что в подобных «анализах» осуждению подвергают именно психологическую составляющую, то есть ту, которую, по идее, осуждать и оценивать психологам не с руки – «правов таких не имеем». Ан нет, умудряются приписать героям сорокалетней давности психологические проблемы и диагнозы, опираясь на современные представления о «правильности» и «неправильности» любовных отношений!

«Ирония судьбы» – новогодняя лирическая комедия, сказка. С точки зрения развития сюжета, и уже тем более психологических мотиваций, все в ней безупречно. А вот попытки представить психологические особенности как выжимку из неподобающих к употреблению современным человеком «советских ценностей» выглядят примерно так же убедительно, как утверждение: «в СССР счастья не было и быть не могло».

Об оценке любви

Непонятно, откуда появилась «сектантская» вера в то, что психологи вправе оценивать «нормальность» или «ненормальность» любви. Она бы еще имела хоть какой-то смысл, если бы вся эта «психологически правильная» и «продвинутая» реальность не существовала бы исключительно в головах самих этих «психологов». И клиенты бы к нам не приходили ровно с теми же любовными муками и проблемами, с которыми маются герои рязановского фильма.

Чьи неврозы предпочтительнее – те, которые были тогда, или те, которые достались сегодняшнему поколению? С высоты своего невроза и своего психологического массового неблагополучия уж не судили бы строго о психологическом состоянии людей другой эпохи! Мы живем на обломках утопической цивилизации, уникальной и, будем надеяться, неповторимой. И отрицание этой нашей специфики мешает осознанно попрощаться с ее наследием. Для кого-то это оказывается невозможным в принципе, кто-то будет перестраиваться, а какие-то моменты и представления будут еще долго оставаться с нами.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

[править] Ссылки

Фильмы Эльдара Рязанова

1950-е Остров Сахалин (1954) • Счастливая юность (1955) • Карнавальная ночь (1956) • Девушка без адреса (1957) 
1960-е Как создавался Робинзон (1961) • Человек ниоткуда (1961) • Гусарская баллада (1962) • Дайте жалобную книгу (1965) • Берегись автомобиля (1966) • Зигзаг удачи (1968) 
1970-е Старики-разбойники (1971) • Невероятные приключения итальянцев в России (1973) • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975) • Служебный роман (1977) • Гараж (1979) 
1980-е О бедном гусаре замолвите слово (1980) • Вокзал для двоих (1982) • Жестокий романс (1984) • Забытая мелодия для флейты (1987) • Дорогая Елена Сергеевна (1988) 
1990-е Небеса обетованные (1991) • Предсказание (1993) • Привет, дуралеи! (1996) 
2000-е Старые клячи (2000) • Тихие омуты (2000) • Ключ от спальни (2003) • Андерсен. Жизнь без любви (2006) 
Телепроекты Четыре встречи с Владимиром Высоцким (1987) • Парижские тайны • Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя (2007) • Музыка жизни (2009)

Фильмы по сценариям Эмиля Брагинского

В квадрате 45 (1955) • Мексиканец (1955) • Сын рыбака (1957) • Василий Суриков (1959) • Совершенно серьёзно (киноальм. История с пирожками) (1961) • Если ты прав… (1963) • До осени далеко (1964) • Автомобиль, любовь и горчица, мульт. (1966) • Берегись автомобиля (1966) • Маленький беглец (1966) • Когда дождь и ветер стучат в окно (1967) • Зигзаг удачи (1968) • Бобры идут по следу, мульт. (1970) • Снежные люди, мульт. (1971) • Старики-разбойники (1971) • Человек с другой стороны (1971) • Учитель пения (1972) • Невероятные приключения итальянцев в России (1973) • Сослуживцы (фильм.-спект.) (1973) • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975) • Шаг навстречу (1975) • Почти смешная история (1977) • Служебный роман (1977) • Гараж (1979) • Суета сует (1979) • Родственники (фильм.-спект.) (1981) • Вокзал для двоих (1982) • Нежданно-негаданно (1983) • Поездки на старом автомобиле (1985) • Забытая мелодия для флейты (1987) • Артистка из Грибова (1988) • Любовь с привилегиями (1989) • Воровка (1994) • Игра воображения (1995) • Московские каникулы (1995) • Трамвай в Москве (1995) • Райское яблочко (1998) • Тихие омуты (2000)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector