Правда и проза войны. судьбы писателей-фронтовиков
Содержание:
- Рассказ о Великой Отечественной войне фронтовика
- Виктор Астафьев
- Авторы Гайдпарка
- Василий Семенович Гроссман
- Борис Васильев
- О чём повествует роман?
- В чём состоит значение эпохи, в которой они жили?
- Участник боёв под Сталинградом
- «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
- «Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина
- Проза
- Юлия Друнина
- Произведения Булата Окуджавы
- Описание жанра
Рассказ о Великой Отечественной войне фронтовика
1 год назад в этот день началась война, разделившая историю не только нашей страны, а и всего мира на до и после. Рассказывает участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа.
Марк Павлович вспоминает день начала войны:
— День начала войны – это день, когда наша жизнь переломилась пополам. Было хорошее, светлое воскресенье, и вдруг объявили о войне, о первых бомбежках. Все поняли, что придется очень многое выдержать, 280 дивизий пошли на нашу страну. У меня семья военная, отец был подполковником. За ним сразу пришла машина, он взял свой «тревожный» чемодан (это чемодан, в котором всегда наготове было самое необходимое), и мы вместе поехали в училище, я как курсант, а отец как преподаватель.
Сразу все изменилось, всем стало понятно, что эта война будет надолго. Тревожные новости погрузили в другую жизнь, говорили о том, что немцы постоянно продвигаются вперед. Этот день был ясный, солнечный, а под вечер уже началась мобилизация.
Такими остались мои воспоминания, мальчишки 18-ти лет. Отцу было 43 года, он работал старшим преподавателем в первом Московском Артиллерийском училище имени Красина, где учился и я. Это было первое училище, которое выпустило в войну офицеров, воевавших на «Катюшах». Я всю войну воевал на «Катюшах».
— Молодые неопытные ребята шли под пули. Это была верная смерть?
— Мы все-таки многое умели. Еще в школе нам всем нужно было сдать норматив на значок ГТО (готов к труду и обороне). Тренировались почти как в армии: нужно было пробежать, проползти, проплыть, а также учили перевязывать раны, накладывать шины при переломах и так далее. Хоть война и была внезапной, мы немного были готовы защищать свою Родину.
Я воевал на фронте с 6 октября 1941 по апрель 1945 г. Участвовал в сражениях за Сталинград, на Курской Дуге, и от Курской Дуги через Украину и Польшу дошел до Берлина.
Война – это ужасное испытание. Это постоянная смерть, которая рядом с тобой и угрожает тебе. У ног рвутся снаряды, на тебя идут вражеские танки, сверху к тебе прицеливаются стаи немецких самолетов, артиллерия стреляет. Кажется, что земля превращается в маленькое место, где тебе некуда деться.
Я был командиром, у меня находилось 60 человек в подчинении. За всех этих людей надо отвечать. И, несмотря на самолеты и танки, которые ищут твоей смерти, нужно держать и себя в руках, и держать в руках солдат, сержантов и офицеров. Это выполнить сложно.
Не могу забыть концлагерь Майданек. Мы освободили этот лагерь смерти, увидели изможденных людей: кожа и кости. А особенно помнятся детишки с разрезанными руками, у них все время брали кровь. Мы увидели мешки с человеческими скальпами. Увидели камеры пыток и опытов. Что таить, это вызвало ненависть к противнику.
Еще помню, зашли в отвоеванную деревню, увидели церковь, а в ней немцы устроили конюшню. У меня солдаты были из всех городов советского союза, даже из Сибири, у многих погибли отцы на войне. И эти ребята говорили: «Дойдем до Германии, семьи фрицев перебьем, и дома их сожжем». И вот вошли мы в первый немецкий город, бойцы ворвались в дом немецкого летчика, увидели фрау и четверо маленьких детей. Вы думаете, кто-то их тронул? Никто из солдат ничего плохого им не сделал. Русский человек отходчив.
Все немецкие города, которые мы проходили, остались целы, за исключением Берлина, в котором было сильное сопротивление.
У меня четыре ордена. Орден Александра Невского, который получил за Берлин; орден Отечественной войны I-ой степени, два ордена Отечественной войны II степени. Также медаль за боевые заслуги, медаль за победу над Германией, за оборону Москвы, за оборону Сталинграда, за освобождение Варшавы и за взятие Берлина. Это основные медали, а всего их порядка пятидесяти. Все мы, пережившие военные годы, хотим одного — мира. И чтобы ценен был тот народ, который одержал победу.
Фото Юлии Маковейчук
Виктор Астафьев
«….О войне писать трудно… Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон… Трудно писать о войне, хотя во мне „моя война“ идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».
Война Виктора Астафьева началась осенью 1942 года, когда 17-летний мальчишка добровольцем ушёл в армию, хотя имел полное право «отсидеться» (у него как у железнодорожника была бронь).
Астафьев воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом (не штабным телефонистом, а солдатом, готовым в любой момент броситься под пули, чтобы восстановить повреждённую линию).
На войне Астафьев получил несколько тяжёлых ранений, за что пришлось расплачиваться всю жизнь: после Победы по состоянию здоровья он так и не смог вернуться к профессии, подрабатывал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, вахтёром. Однако самым печальным в биографии автора таких известных произведений, как «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Царь-рыба», были последние годы. За приверженность к Западу, которую некоторые критики рассмотрели в произведениях Астафьева, ветерана бросили на произвол судьбы, хотя ему требовалось дорогостоящее лечение за границей.
После продолжительной болезни писатель-фронтовик скончался в родной деревне Овсянки в возрасте 77 лет.
Авторы Гайдпарка
-
Александр Попов
Эхх, где наши 19 лет…
Читать полностью
-
Рогнеда Колорифер
А давайте про барахлишечко?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Что такое Личный творческий план в СССР
Читать полностью
-
Александр Ларин
Вот тебе и долдон
Читать полностью
-
Василий Кириллов
Нужен ли блок «Москва» на Аллее Городов — Героев у Кремлевской стены?
Читать полностью
-
валерий рыженко
Расходник
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Россияне считают 43 тыс. руб. достойной пенсией. Да только кто ж им столько даст?
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Машина въехала в рождественскую процессию в США
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Европа бузит
Читать полностью
-
Юрий Холодов
О больших кукловодах, которые боятся глобальных проблем.
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Импортозамещение — зависимость от импорта превысила 75%
Читать полностью
-
Самый Умный Умный
Что управляет поведением человека?
Читать полностью
Василий Семенович Гроссман
Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.
С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.
Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».
Борис Васильев
«Мы стали солдатами… Говорю „мы“ не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобождён Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня».
Когда началась война, Борису Васильеву едва исполнилось 17 лет, но это не отменило его взрослого решения отправиться на фронт. Юноша записался добровольцем в состав истребительного комсомольского батальона и уже 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Впереди были кавалерийская и пулемётная полковые школы, служба в воздушно-десантном полку, учёба в Военной академии и не одно свидание со смертью: в 1941 дважды оказывался в окружении, а в 1943 попал на минную растяжку.
Лишь в 1954 году Васильев уволился из армии с единственной целью: посвятить свою жизнь литературе. Но писательская судьба ветерана войны поначалу складывалась неудачно. Он написал пьесу «Танкисты», в которой рассказал о сложных взаимоотношениях между теми, кто победил фашизм, и молодыми лейтенантами, пришедшими в армию после Победы, но текст и спектакль по нему запретили, так как разглядели «поклёп на победоносную Советскую армию».
На какое-то время Васильев разуверился в себе и даже перестал писать прозу, зарабатывая на жизнь сценариями для КВН. Однако всё изменилось в 1969 году, когда журнал «Юность» опубликовал его повесть о женщинах на войне «А зори здесь тихие…». И это было только начало, тему войны и судьбы поколения, для которого она стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях и рассказах «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?». А сам утверждал: «Война — это грязь и вонь от трупов, взрывов и газов. Ничего там героического нет. Поэтому я ничего героического о войне и не писал. Никогда».
Писатель-фронтовик скончался в Москве на девяностом году жизни 11 марта 2013 года.
О чём повествует роман?
В основу романа легли реальные патриотические дела Краснодонской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Роман воспевает борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В образах Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова и др. молодогвардейцев писатель воплотил светлый социалистический идеал. Он хотел рассказать, что освободительная борьба велась не только на фронтах войны, что те, кто оказался на оккупированной фашистами территории, продолжали борьбу и в подполье. Этот роман о комсомольцах, которые, несмотря на свой юный возраст, не побоялись противостоять нацистским захватчикам.
В чём состоит значение эпохи, в которой они жили?
В нынешнем нашем обществе угнетенные американскими «ценностями» человеки погрузились в гороскопы, в детективную беллетристику, в страшилки, в «культурную» пошлятину, в сектантство, наслаждаются зрелищами насилий, показательного секса, гейпарадов, тысячных толп нудистов, конкурсов обжор и злобно, оскорбительно насмехаются над человеколюбивым советским прошлым, козыряя призрачными «свободой слова» и «независимостью».
А ведь то была эпоха, в которой высокое жизненное дело с необыкновенной силой увлекало людей, вызывало чувство взволнованности, окрыляло. Этому способствовали все виды искусства, литература и средства массовой информации.
Этот роман о событиях в годы войны на Украине. Почему нынешняя власть пытается очернить подвиг молодогвардейцев?
В нынешние бесчестные времена на Украине творчество и имя А.Фадеева как автора этой книги стремятся предать забвению, а если возникает необходимость обратиться к событиям, связанным с романом «Молодая гвардия», то его поминают злым громким словом. Почему? За что? А всё потому, что у бурно расплодившимся в условиях «демократии» клеветников и невежд нет совести. Так и хочется крикнуть: «Украина! Одумайся!»
Участник боёв под Сталинградом
Родился в г.Орске Оренбургской области, первые годы жизни прошли на Южном Урале, в Средней Азии (отец работал следователем, поэтому и семья переезжала по месту его назначения). В 1931 году переехали в Москву.
В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии.
По окончании войны демобилизовался из армии и вернулся в Москву, поступил на шоферские курсы, но уже всерьёз задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что влечёт совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1951 году). В Литературном институте мне повезло: попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, который, по словам, писателя, сделал для него чрезвычайно много: он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать своё.
Роман «Горячий снег», опубликованный в 1969 году, рассказывает о героической защите Сталинграда. Писателю удалось столь правдиво и документально рассказать о боях на подступах к Сталинграду, показать, в чём сила русского духа и советского народа.
Ю.Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показываю её именно такой, какой она и была на самом деле. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.
Главные герои повести — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают своё дело — защищают Родину. Герои проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.
«Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
Рекомендует Сергей Гавриляченко, народный художник России:
Есть мнение, что Шолохов исписался, ничего не создал после «Тихого Дона». Но это совсем не так. Все его произведения, — невероятной мощи. , Ты находишь в них соответствие правде твоих родителей, знавших о войне не по «литературным источникам», ты мучаешься, что не расспросил их больше — им тяжко было вспоминать.
Поэтому, перечитываю Шолохова, другие хорошие произведения о войне. Причем – параллельно с романом «Война и мир» Толстого. В сороковых, как и в 1812 году, были и выдающиеся генералы, и «маленькие» капитаны Тушины, безвестные рядовые, которые и решали исходы этих битв.
«Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина
Рекомендует Алексей Варламов:
Бородин был убежденным противником советской власти. Но при этом – патриотом, националистом в хорошем смысле этого слова. Для него интересна позиция тех людей, которые не принимали ни Гитлера, ни Сталина, ни советскую власть, ни фашистскую власть. Отсюда – мучительный вопрос: как этим людям находить во время войны правду? Мне кажется, он очень точно описал в своей повести и советских людей – обаятельных, невероятно симпатичных для читателя, — они коммунисты, верят в Сталина, но в них столько искренности, честности; и тех, кто Сталина не приемлет.
Действие происходит на оккупированной территории, партизанский отряд должен вырваться из окружения, и помочь им может только человек, который стал работать немецким старостой и который раньше был владельцем поместья, где разворачивается действие. И в итоге он помогает советским солдатам, но для него это – не простой выбор…
Три эти произведения – Астафьева, Владимова и Бородина замечательны тем, что показывают очень сложную, не сводимую к единой плоскости картину войны. И во всех трех главным является любовь и знание, что наше дело было правое, но не на уровне примитивных лозунгов, эта правота – выстраданная.
Проза
Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».
Известные прозаики времен войны:
- А. Гайдар
- Е. Петров
- Ю. Крымов
- М. Джалиль,
- М. Кульчицкий
- В. Багрицкий
- П. Коган
- М. Шолохов
- К. Симонов
Юлия Друнина
Нет, это не заслуга, а удачаСтать девушке солдатом на войне.Когда б сложилась жизнь моя иначе,Как в День Победы стыдно было б мне!
В первые же дни войны шестнадцатилетняя Юлия Друнина (прибавив к возрасту в документах год) пришла в военкомат с просьбой отправить её на фронт. Так она попала в госпиталь при Обществе Красного Креста, а после — в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.
В 1943 году Друнину ранило осколком снаряда, но, не поняв серьёзности раны, девушка просто перебинтовала шею и продолжила спасать чужие жизни. Очнулась она уже в госпитале, где и написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:
Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
После ранения санинструктора Друнину комиссовали домой, где она попыталась поступить в Литературный институт. Строгая комиссия девушку не приняла, поэтому отважная поэтесса решила вернуться на фронт. Вместе с артиллерийским полком 3-го Прибалтийского фронта она освобождала Псковскую область и Прибалтику, а в ноябре 1944 года после тяжёлой контузии была окончательно комиссована. На этот раз настойчивая девушка-санинструктор решила не обивать пороги приёмной комиссии, а просто начала посещать лекции Литературного института. Её первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году, затем были «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна — юность», «Окопная звезда» и многие другие книги, которыми зачитывались в Советском Союзе.
Друнина умерла по собственной воле в 1991 году, так и не смирившись с развалом СССР. Закрывшись в гараже, она отравилась выхлопными газами автомобиля.
Произведения Булата Окуджавы
Рекомендует Дмитрий Соколов-Митрич:
— Книга фронтовика Окуджавы «Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.
Рекомендует Владимир Лавров, историк, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:
— Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”. Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов. Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!
Рекомендует Виктор Судариков, публицист:
Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…
Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.
Джазисты
С.Рассадину
Джазисты уходили в ополченье, цивильного не скинув облаченья. Тромбонов и чечеток короли в солдаты необученные шли.
Кларнетов принцы, словно принцы крови, магистры саксофонов шли, и, кроме, шли барабанных палок колдуны скрипучими подмостками войны.
На смену всем оставленным заботам единственная зрела впереди, и скрипачи ложились к пулеметам, и пулеметы бились на груди.
Но что поделать, что поделать, если атаки были в моде, а не песни? Кто мог тогда их мужество учесть, когда им гибнуть выпадала честь?
Едва затихли первые сраженья, они рядком лежали. Без движенья. В костюмах предвоенного шитья, как будто притворяясь и шутя.
Редели их ряды и убывали. Их убивали, их позабывали. И все-таки под музыку Земли их в поминанье светлое внесли,
когда на пятачке земного шара под майский марш, торжественный такой, отбила каблуки, танцуя, пара за упокой их душ. За упокой.
***
Не верь войне, мальчишка,не верь: она грустна.Она грустна, мальчишка,как сапоги, тесна.
Твои лихие конине смогут ничего:ты весь — как на ладони,все пули — в одного.* * *
Ехал всадник на коне.
Артиллерия орала. Танк стрелял. Душа сгорала. Виселица на гумне… Иллюстрация к войне.
Я, конечно, не помру: ты мне раны перевяжешь, слово ласковое скажешь. Все затянется к утру… Иллюстрация к добру.
Мир замешан на крови. Это наш последний берег. Может, кто и не поверит — ниточку не оборви… Иллюстрация к любви.
***
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.А может, это школьник меня нарисовал:я ручками размахиваю, я ножками сучу,и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.А может, просто вечером в кино я побывал?И не хватал оружия, чужую жизнь круша,и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.А может быть, подстреленный, давно живу в раю,и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича — 9 мая. Его наследие — мирное весеннее небо: война никогда не должна повториться:
«Опять весна на белом свете —
Бери шинель, пошли домой!»
P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!
Описание жанра
Правда войны, которая представлена в литературе, воспринималась безоговорочно, но правдой полностью она быть не могла, поскольку проблема была не только в недостатке информации. Неверную или усеченную картинку создавала строгая дозировка информации, различные табу. Литературные жанры о войне, которые можно было бы публиковать, определялись указаниями сверху, так же определялось содержание и репертуар печатных рубрик.
В. Кондратьев, В. Быков, В. Астафьев – авторы современной прозы о войне. Тексты – это основные источники при изучении литературы о войне. На протяжении длительного периода времени издавались прозаические и поэтические сборники. «Слова, пришедшие из боя», «Строка, оборванная пулей», «В редакцию не вернулись» — эти книги о войне читать онлайн предлагают многие сайты в интернете. В собраниях сочинений И. Эренбурга, О. Бергольц, Б. Горбатова, А. Толстого, К. Симонова не один том посвящен произведениям о войне.
В литературе военного времени мотивы были одинаковыми: ненависть к врагу, защита отечества, поэтизация подвигов в начале войны, отказ от романтизации, поскольку война – это тяжелый труд, особенно в последние годы. Эти мотивы отобразились в публицистике и поэзии. Сегодня стоит обращаться к тем произведениям, которые прошли испытание временем, которые являются искренними. Это стихи А. Ахматовой, О. Бергольц – их стихи о войне читать онлайн можно на многих литературных сайтах.
Интерес вызывают произведения тех писателей, которые не зависели от политиков. Читатели их произведения увидели уже в посмертных публикациях, которые раскрывали противоречие власти и народа, человеческой индивидуальности и системы. В 1989 году был опубликован сборник «Годы войны» В. Гроссмана. В сборник были включены записные книжки 40-х годов.
Л. Гинзбург – автор книги «Записки блокадного человека» о блокадном Ленинграде. Опубликовали книгу совсем недавно. Автор рассказывает о впечатлениях от поединка людей со смертью во время осады города. Гинзбург пишет о голодных очередях, о чувстве страха, которое куда-то пропало, о спокойствие жителей города. Читателя почувствует себя участником блокады, которая длилась 900 дней.
Документами и письмами привлекают книги воспоминаний. Например, А. Борщаговский написал «Записки баловня судьбы», которая вышла в 1991 году. В книге есть письма Сталина к Корнейчуку, рассказы о поведении А. Фадеева.