Святитель гурий, архиепископ казанский и свияжский

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Первый епископ вновь созданной Казанской епархии — святитель Гурий. За восемь лет его деятельности были построены четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и свыше десяти церквей. Ревностно заботился святитель и о становлении образовательных учреждений. После его смерти христиане начали обращаться к нему в своих молитвах как к ходатаю Казанского края. В 1595 году, через 32 года после кончины архипастыря, состоялось обретение его святых мощей. А еще через 35 лет они были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Казани. Ныне, как и в старину, к мощам первого архипастыря Казанской земли, пребывающим в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, продолжают приезжать многочисленные паломники из многих уголков христианского мира.

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия. 

Священное Писание

Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Лк., 101 зач., XX, 19-26

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Молитвы

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Ин тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна, и строителя тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся благовернни людие Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанский новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престаи присещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Ин тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна, и строителя тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся благовернни людие Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанский новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престаи присещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.

Ин кондак святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Бодрствуя в молитвах,/ послушания добрый рачитель быв,/ в терпении стяжал еси душу твою,/ делы смиренномудрия и кротости изрядствуя,/ престол святотельства благоверием и благочестием украсил еси,/ отче священноначальниче Германе,/ моли Христа Бога о всем стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем светлое украшение.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

О чем молится Гурию Казанскому

Святитель Гурий является примером для всех православных верующих. Гурию Казанскому молятся во время болезней и духовных печалей. Также он помогает обрести истинный путь в земной жизни.

Молитва Гурию Казанскому о благословении

Святителю отче Гурие, предстоя священной раке многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Священное Писание

Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Лк., 101 зач., XX, 19-26

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Священное Писание

Рим., 84 зач., III, 19-26

19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 

20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Мф., 20 зач., VII, 1-8

1 Не суди́те, да не судимы будете, 2 ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя»

Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас, или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя

Келья святителя Гурия

В 1841 году, в ходе генеральной реконструкции соборного храма, была обнаружена еще одна святыня — крохотная келья святителя Гурия (ширина 2,89 м, длина 2,18 м, высота 1,78 м) с каменными стенами, сложенными из того же камня и в той же «кладочной» манере, что и основной четверик собора. Последнее доказывает, что келью эту архипастырь устроил тогда, когда храм строился. Находилась она под первоначальным Борисоглебским приделом (новый придел при этом возводили заново, включив старый в основной объем здания), в южной части церкви. Сюда архипастырь спускался для уединенной молитвы, цитируем его Житие: «Обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба». И в другом варианте: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы…»

На восточной стене кельи — фреска XVI века: образ Спаса Нерукотворного. Предполагается, что автором фрески был сам святитель Гурий.

Не удивительно, что в открытую келью святого сразу же потянулся народ, воспринявший ее как настоящую святыню. Помещение благоустроили — оштукатурили стены, для иконы сделали киот и пробили дверь с запада.

В 1906 году, когда в соборе велись очередные ремонтные работы, над кельей возвели часовню, сохранившуюся до нашего времени. В советские годы эту часовню превратили подсобку для дворника, а дверь в келью святителя Гурия заложили кирпичом, что спасло фреску Спаса Нерукотворного: она осталась неповрежденной. В новейшее время дверь восстановили, освободив тем самым святыню «из-под спуда».

Почитание святителя в православии

Архиепископ Гурий был подобен первым христианским миссионерам, обращавшим язычников в христианство. Верующие не забыли заслуги преподобного старца и после его смерти. Христиане часто вспоминали Гурия в своих молитвах.

Прошло около 30 лет после кончины архиепископа. Священнослужители решили вместо деревянной церкви Спасо-Преображенского монастыря построить каменную. В момент реконструкции около алтарной стены старого храма откопали гроб святителя Гурия и открыли крышку. Священнослужители увидели, что останки архиепископа хорошо сохранились. Этот факт стал доказательством святости старца. Нетленные мощи святителя были обретены в 1595 году.

До 1630 останки святого хранились в храме Спасо-Преображенского монастыря. Потом их перенесли в Благовещенский собор Казани для поклонения. В 1918 мощи святейшего старца отправили в Казанский Богородицкий монастырь. Через несколько лет их перенесли в приходскую церковь Параскевы Пятницы, потом — в Петропавловский собор. С 1930 останки преподобного находятся в Церкви святых князей на территории Арского кладбища Казани.

Праздничные богослужения совершаются 5 декабря (в день смерти, 1563), 4 октября (в день обретения мощей, 1595), 20 июня (в день перенесения останков в кафедральный собор, 1630).

Преподобный Савва Освященный

Преподобный Савва Освященный начал свою подвижническую жизнь в возрасте 8 лет. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве, что был удостоен дара чудотворений. Преподобный Евфимий Великий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. После смерти преподобного Евфимия святой Савва поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к нему стали собираться ученики, и в 484 году была построена пещерная церковь, ставшая основой Лавры Саввы Освященного. Будучи настоятелем обители, преподобный написал первый Устав церковных служб, так называемый Иерусалимский, принятый во всех палестинских монастырях.

Под особым покровительством

Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша с раннего возраста – настоящий православный человек. Он ходит с мамой (так называл он мачеху) в церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!»

Святые мощи святителя Гурия

Главной святыней Благовещенского собора Казанского Кремля до революции были мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского. Первый архипастырь и просветитель Казанского края окончил свой земной путь 5 декабря 1563 года, за три дня до этого приняв постриг в великую схиму от архимандрита Варсонофия. Погребли его в кремле, за алтарем монастырского Спасо-Преображенского собора. Там же спустя двенадцать лет, в 1576 году, упокоился и святитель Варсонофий.

В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма — взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх-мученик), составивший первые жития просветителей Казани, так описывал это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело…»

Мощи обоих святителей по окончании строительства монастырского собора были положены в нем, а в 1630 году мощи святителя Гурия перенесли в Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С. Т. Аристовым серебряную раку — у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б. И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей. Рядом с ракой хра-нилась фелонь из камки, в которой святитель лежал в гробу, и его жезл, специально приспособленный для того, чтобы на него можно было опираться во время богослужений. Мера вынужденная — напомним, что в юности святой (тогда еще Григорий), служивший у князя Василия Пенкова, по навету — недоброжелатели обвинили его в прелюбодейной связи с княгиней — провел два года в княжеской темнице, где, видимо, застудил ноги; в старости он без опоры не мог стоять.

После закрытия Благовещенского собора рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря — того самого, что устроили на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали мощи святителя Гурия. Наконец, в 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей до революции приписной к Благовещенскому собору; с 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.

Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную в Благовещенском соборе по окончании его реставрации.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Голос Божий мы должны уметь различать в своей собственной жизни. Не гром, не молния, не чудеса, не мгновенное изменение нашего собственного сознания или внутреннего состояния. Господь прикасается к нам так, как Он прикоснулся ко всему человеческому роду, придя в мир через рождение в вифлеемском вертепе. И для того чтобы слышать Божий ответ, который люди, даже именующие себя верующими, часто не слышат, а потому и впадают в сомнения, мы должны быть способны улавливать такой сигнал, для восприятия которого нужен особый настрой нашего внутреннего приемника. Сила нашей религиозности во многом зависит от состояния нашей души. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси, повиннем греху (см. Прем. 1, 4), учит нас Слово Божие. А потому, если мы хотим услышать сигнал свыше, если мы хотим услышать ответ на свои молитвы, мы должны настраивать свой внутренний приемник. Это и есть главная задача на пути принятия Господа сердцем, разумом и верой своей.

Священное Писание

Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Лк., 101 зач., XX, 19-26

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Почитание святителя в православии

Архиепископ Гурий был подобен первым христианским миссионерам, обращавшим язычников в христианство. Верующие не забыли заслуги преподобного старца и после его смерти. Христиане часто вспоминали Гурия в своих молитвах.

Прошло около 30 лет после кончины архиепископа. Священнослужители решили вместо деревянной церкви Спасо-Преображенского монастыря построить каменную. В момент реконструкции около алтарной стены старого храма откопали гроб святителя Гурия и открыли крышку. Священнослужители увидели, что останки архиепископа хорошо сохранились. Этот факт стал доказательством святости старца. Нетленные мощи святителя были обретены в 1595 году.

До 1630 останки святого хранились в храме Спасо-Преображенского монастыря. Потом их перенесли в Благовещенский собор Казани для поклонения. В 1918 мощи святейшего старца отправили в Казанский Богородицкий монастырь. Через несколько лет их перенесли в приходскую церковь Параскевы Пятницы, потом — в Петропавловский собор. С 1930 останки преподобного находятся в Церкви святых князей на территории Арского кладбища Казани.

Праздничные богослужения совершаются 5 декабря (в день смерти, 1563), 4 октября (в день обретения мощей, 1595), 20 июня (в день перенесения останков в кафедральный собор, 1630).

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия. 

Могли ли люди самостоятельно преодолеть последствия грехопадения?

 Ещё будучи цельным, невинным, имея духовную близость с Богом и не имея ещё склонности ко греху, первозданный человек не устоял в искушении дьявола и последовал его воле. Совсем не в таком состоянии пребывал Адам по грехопадении: связь с Богом нарушилась, разум и чувства омрачились, воля извратилась, образ Божий померк; тленность и смертность стали для человека (как бы) «естественными». Отступив от Бога, он в значительной мере потерял нравственные ориентиры. Стало быть, согрешив, человек не просто утратил первозданное состояние, он сделался удобопреклонным ко злу, к воздействию на него демонических сил.

 Даже человеку, омытому от скверны первородного и личных грехов (что происходит в Таинстве Крещения), воспитанному на учении Евангелия, невозможно без помощи Божьей стяжать (обрести) праведную жизнь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Если человек отпадает от Церкви, он неминуемо одолевается грехом. Что же говорить о ветхозаветных людях? Разве только пофантазировать, что они, словно Мюнхгаузен, могли взять да и вытащить сами себя за волосы из болота смерти и греха, могли сами себя исцелить от духовных болезней, от греховности, от порочных страстей.

Преподобный Савва Освященный

Преподобный Савва Освященный начал свою подвижническую жизнь в возрасте 8 лет. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве, что был удостоен дара чудотворений. Преподобный Евфимий Великий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. После смерти преподобного Евфимия святой Савва поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к нему стали собираться ученики, и в 484 году была построена пещерная церковь, ставшая основой Лавры Саввы Освященного. Будучи настоятелем обители, преподобный написал первый Устав церковных служб, так называемый Иерусалимский, принятый во всех палестинских монастырях.

Житие святого Гурия Казанского

В начале 16 века в семье бедного дворянина Григория Руготина родился сын Гриша. Родители будущего архиепископа Казанского жили в селе Радонеж недалеко от Москвы. Сын Григорий рано выучился грамоте, а когда подрос, поступил на службу к богатому князю Ивану Пенькову. Через несколько лет младший Руготин получил должность управляющего имением.

Князь доверял Григорию и любил его, как родного. Многие слуги завидовали Руготину. Они и оклеветали Григория, сказали князю, будто юноша состоит в романтической связи с княгиней. Иван Пеньков страшно рассердился на молодого управляющего и даже не захотел выслушать его оправдания. Князь приказал выкопать в земле яму, устроить там земляной сруб и посадить в эту тюрьму Григория.

В темнице юноша провел два года. Григорий молился Богу, просил вразумить своих врагов. Вскоре дверь тюрьмы распахнулась, юноша вышел на свободу.

Выйдя из темницы, Григорий направился в Иосифо-Волоколамский монастырь. Игумен обители принял нового послушника. Григорий постригся в иноки, взяв себе имя Гурий, и стал верой и правдой служить Господу. Новый монах придерживался аскетических порядков, строго соблюдал пост и отличался исполнительностью и кротостью. Прошло несколько лет, и Гурия назначили игуменом Иосифо-Волоколамской обители. Вскоре его перевели в Селижаров монастырь.

В феврале 1555 года московское собрание архиереев назначило Гурия архиепископом Казанским. В те времена Казань была заселена язычниками. Однако новый архиепископ сумел обратить многих жителей того края в христиан. Возглавив Казанскую епархию, Гурий занялся миссионерской деятельностью. Архиепископ читал проповеди, словами Святого Евангелия убеждал людей жить согласно заповедям Божьим. Около 8 лет Гурий управлял Казанской епархией. Благодаря ему было основано 4 монастыря, возведен Благовещенский кафедральный собор, построено 10 городских церквей.

В последние годы жизни архиепископ Казанский тяжело болел, но старался не пропускать церковные богослужения. С 1561 года Гурия на руках приносили в храм на литургию по большим праздникам. В начале декабря 1563 архиепископ принял великую схиму, а через три дня скончался. Дата смерти преподобного святителя — 5 декабря 1563 года. Похоронили старца в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.

Паисий Святогорец о милующем сердце

Авва Исаак говорит: «Сердце милующее — это возгорание сердца у человека о всем творении». Да, так и есть, «возгорание сердца» — и о животных, и даже о демонах. Духовный человек отдает свою любовь прежде Богу, затем людям, а остаток своей любви он отдает животным и всему творению. Эта божественная любовь извещает животных. Они распознают человека, который их любит и сострадает им, и без боязни приближаются к нему. Даже дикие животные могут отличить человека, который их любит, от охотника, который охотится на них. От охотника они прячутся, а к человеку, который их любит, приближаются. Раньше я думал, что это не относится к змеям, потому что змея — единственное животное, которое люди не любят. Однако позднее я убедился, что и змеи чувствуют любовь человека и могут стать его друзьями. Если человек поставит себя на место змеи и станет ей сострадать, змея сразу это понимает и приближается к человеку как друг. Она словно говорит: «Слава Богу, вот и я наконец-то нашла друга!»

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Ду́хом Бо́жиим води́мь, святи́телю о́тче Гу́рие,/ страну́ Кита́йскую све́том Ева́нгелия просвети́вый,/ ересе́й и раско́лов в земле́ Таври́честей до́брый победи́телю./ Сло́ва Христо́ва в ней усе́рдный насади́телю,/ те́мже и о чту́щих многоцеле́бныя мо́щи твоя́,/ моли́ Христа́ Бо́га/ ра́зум и́стины нам дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 4

Земли́ кита́йския просвети́телю/ и Сло́ва Бо́жия в ней усе́рдный насади́телю,/ Це́ркви Росси́йския похвало́/ и земли́ на́шея утвержде́ние,/ му́чеников наста́вниче/ и о лю́дех твои́х к Бо́гу те́плый моли́твенниче,/ святи́телю о́тче Гу́рие,/ моли́ Христа́ Бо́га/ ми́р Оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Возбра́нный чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий,/ святи́телю о́тче на́ш Гу́рие,/ Це́ркви Таври́ческия похвало́/ и земли́ на́шея ра́дование,/ моли́твенное воспису́ем ти пе́ние,/ ты же я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це небесе́ и земли́,/ от вся́ких страсте́й, неду́гов душе́вных и теле́сных свободи́,/ да вси во умиле́нии зове́м ти:/ Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Гу́рие,// земли́ Кры́мския похвало́ и утеше́ние!

Ин кондак, глас тот же

Кро́тости и смире́ния богому́дрый наста́вниче,/ милосе́рдия и нестяжа́ния ди́вный побо́рниче,/ яви́вый свет Христо́ва уче́ния ве́рным лю́дем твои́м,/ не оста́ви нас, святи́телю о́тче Гу́рие,// любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́!

Болезнь и молитва в житии святителя Гурия Казанского

Святитель Гурий, великий Казанский миссионер (1563), дал образ христианского отношения к болезни. Последние три года жизни он не мог ходить, поэтому его приносили на литургию и он сидел или лежал в храме, так как не мог стоять. По слову его жизнеописателя, священномученика Патриарха Гермогена (1612), «болезнь тела не могла одолеть любомудрия души: ревность по Богу дарует лёгкие крылья и облегчает немощи телесны — так и у преподобного душа была воеводой тела. Даже лёжа больным, он непрестанно воссылал Богу пение и удручал тело воздержанием. Хотя и говорится, что от больного Бог не требует ни поста, ни трудов, а только терпения и благодарения, но святой одно с другим соединил: много трудился, будучи больным, и этим прилепился Богу». Больной святитель многих местных привёл ко Христу беседами.

Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить

Наконец утвердился Павел Иванович в мысли идти в монастырь, но в какой, куда – здесь была полная неопределённость. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», — подумал молодой военный и взял отпуск.

Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий… Оба они духом знали, что приехал будущий старец. Когда Павел Иванович пришёл в келью Старца, то нашёл там, кроме отца Амвросия ещё и отца Анатолия (Зерцалова). Оба они встретили его, как он вспоминал, «очень радостно», а недомогавший отец Амвросий даже встал, оказывая особый почёт приехавшему.

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Искус должен продолжаться ещё два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму». Дано было и послушание – жертвовать на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника.

Сочинения

  • Ветхозаветная политика // Странник. 1905. № 10. С. 476-492;
  • К вопросу о панмонголизме. Каз., 1905;
  • Преосв. Вениамин (Пуцек-Григорович), митр. Казанский и Свияжский. Каз., 1906;
  • Калмыки // ПБЭ. Т. 8. С. 81-109;
  • Буддизм и христианство в их учении о спасении. Каз., 1908;
  • Тайна христианской жизни. Серг. П., 1908;
  • Жемчужина христианства. Каз., 1908;
  • Философия буддизма // ПС. 1908. Янв. С. 124-134; Март. С. 336-354; 1909. Ч. 1. С. 508-513;
  • Современные течения в ламаизме // ПС. 1909. Ч. 1. С. 773-789;
  • О переводческой деятельности на калм. яз.: Богослужебные и религ.-нравств. переводы на калм. яз. // ПС. 1910. Ч. 2. С. 209-224;
  • О богопознании. Каз., 1911;
  • Православная миссия среди калмыков // ПС. 1911. Ч. 2. Июль/Авг. С. 3-87;
  • Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда. СПб., 1911;
  • Бодимур и его критический разбор. М., ; «Забытая жатва»: Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков // ПС. 1915. Ч. 1. Янв. С. 3-49;
  • Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т. 1: Калмыки. Каз., 1915;
  • Якутский язык в его отношении к тюркскому и монгольскому языкам. Жизненные аффиксы якутского языка, участвующие в образовании и изменении слов // Сб. трудов исследовательского об-ва «Saqa keskile». Якутск, 1927. Вып. 4. С. 75-93; 1928. Вып. 5. С. 29-60; 1936. Вып. 1. С. 71-91;
  • Богозданный человек: Опыт правосл. теодиции жизни // БТ. 1974. Сб. 12. С. 5-72.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector