Святитель андрей архиепископ критский
Содержание:
- Два святых с одинаковым именованием
- Великий пост:
- О чем просят преподобномученика
- Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского
- Великий Канон
- О чем просят преподобномученика
- Литература
- Обращения к святителю: молитва, тропарь, кондак и величание
- 6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского
- Список всех святых Андреев по святцам
- Почему в других источниках Андрея Критского называют преподобномучеником?
- Гимнография
- Святитель Андрей Критский
- Чудо
Два святых с одинаковым именованием
Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.
Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие
Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.
Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.
Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.
В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.
Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.
Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.
Это интересно: Житие мученицы Параскевы, нареченной Пятницею — разбираем главное
Великий пост:
- О Великом посте — Патриархия.Ru
- Этапы (календарь) Великого поста с разъяснениями — Православие.Ru
- О Великом посте (ответы священников на вопросы) — Православие и мир
- Великий пост: зачем? почему? как? — протоиерей Максим Козлов
- Великий пост: путь к Пасхе — протопресвитер Александр Шмеман
- Великий пост – это пост с большой буквы — диакон Андрей Кураев
- Великий пост — время, когда можно изменить себя — иеромонах Дорофей Баранов
- Можно ли в пост пить вино? — архимандрит Тихон Шевкунов
- Перед исповедью — протоиерей Александр Авдюгин
- Нервный пост — архимандрит Савва Мажуко
- Триодь постная: историческое развитие композиции — Георгий Битбунов
- Письма Триоди: Время веселое поста — Елена Тростникова
- Если трудно проходит пост… — Сергий Круглов
О чем просят преподобномученика
В средине четырнадцатого века русский паломник по имени Стефан Новгородец посетил Царьград. Свое дальнее путешествие он описал в труде, сохраненном до наших времен. В тексте содержится информация о том, что нетленные мощи Святого Андрея способны исцелять страждущих. То же самое описано в анонимном труде, названном «Хождение в Царьград». Мощи находились в монастыре, названном в честь Андрея Критского, расположенном в Константинополе (ныне Стамбуле). К ним приходили люди, у которых опускались руки под давлением обстоятельств. Они просили у святого поддержки и заступничества. И нынче к иконам во многих храмах идут верующие, ощущающие себя беззащитными. Эти люди находят в святом утешение, черпают новые силы, размышляя о его жизни и подвигах.
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).
Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.
Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.
Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку.
О чем просят в молитве святителя Андрея Критского?
Великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, молитвенности, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия. Можно в молитве к святителю попросить даровать познание священных текстов, а так же помощь в учительской и преподавательской деятельности.
Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому
глас 4
Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Кондак святителю Андрею, архиепископу Критскому
глас 2
Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.
Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Великий Канон
Гимнографическое произведение
архиепископа
Андрея Критского, название которого отражает как широту
раскрытия главной темы – покаяния, так и объем текста:
согласно современной печатной Триоди, включает более 200 тропарей
во всех 9 песнях (включая 2-ю, в большинстве др. канонов
отсутствующую), не считая ирмосов, троичнов и богородичнов.
Великий покаянный канон Андрея Критского
По содержанию
Великий канон непосредственно не
связан с общественными богослужениями Великого поста,
вероятно,
преподобный Андрей не предполагал, что
Великий канон получит общецерковное употребление. Некоторые строки канона дают
основание считать, что он был написан преподобным в
старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит
прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в др.-
приводятся примеры из Свящ. Писания о грехе и покаянии.
Великий канон включает все важнейшие библейские образы, как правило, в
соответствии с хронологией; образам ВЗ посвящено большинство
тропарей Великого канона В 8-й песни подведен итог изложению ВЗ:
«Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию».
Новозаветная тематика эпизодически появляется в 1-8-й песнях
канона, но в основном она развивается во 2-й половине 8-й и
в 9-й песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом
стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в
тропарях и место главного ударения может меняться.
Великий канон
представляет собой одно из самых ярких произведений визант.
церковной поэзии.
Богослужебное употребление Великого
канона впервые
зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотиписисе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 235) и др.;
они предписывают петь канон в четверг 5-й седмицы Великого
поста (см. ст. Мариино стояние).
Текст Великого канона
встречается уже в древнейших известных греч. и слав.
рукописях Триоди. В греч. Постной Триоди X в. (Sinait. gr.
734-735) канон отделен от рядового дневного последования
четверга 5-й седмицы заголовком: «В тот же день седальны,
поемые на Великий канон» – это, возможно, указывает на то,
что он не так давно был добавлен к корпусу песнопений
Триоди. В Триоди XI в. (Vatop. 315-949) Великий канон предписано
петь по частям на 5-й седмице с понедельника по пятницу.
Подобное разделение канона (неясно, относящееся ли к 5-й или
1-й седмице) указано соответственными пометами на полях в
слав. Триоди XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. 137). Триодь XI в.
(Vat. 771) предписывает петь Великий канон в 5-е воскресенье поста.
Т. о., первоначально Великий канон был привязан к 5-й седмице поста,
но не обязательно к четвергу. В Великом каноне кроме собственных
тропарей имеются и посвященные прп. Марии Египетской и прп.
Андрею Критскому, к-рые появились в отдельных рукописях
после XI в., но они нередко отсутствуют и в более поздних
текстах, напр. в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф.
354). 241). В рукописи XII в. (ГИМ. Син. 319) перед
тропарями Великого канона выписаны стихи библейских песней; если
стихов не хватает, они повторяются; нек-рые приписаны др.
почерком (т. н. поздней рукой), напр. в рукописи Sinait. gr.
734-735.
О чем просят преподобномученика
В средине четырнадцатого века русский паломник по имени Стефан Новгородец посетил Царьград. Свое дальнее путешествие он описал в труде, сохраненном до наших времен. В тексте содержится информация о том, что нетленные мощи Святого Андрея способны исцелять страждущих. То же самое описано в анонимном труде, названном «Хождение в Царьград». Мощи находились в монастыре, названном в честь Андрея Критского, расположенном в Константинополе (ныне Стамбуле). К ним приходили люди, у которых опускались руки под давлением обстоятельств. Они просили у святого поддержки и заступничества. И нынче к иконам во многих храмах идут верующие, ощущающие себя беззащитными. Эти люди находят в святом утешение, черпают новые силы, размышляя о его жизни и подвигах.
Литература
- BHG, N 113–114c;
- Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
- Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
- ЖСв. Июль. С. 69–72;
- Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
- Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
- Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
- Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
- Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
- Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
- Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
- Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
- Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
- Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
- Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
- Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
- Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
- Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
- Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
- М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
- Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
- Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
- Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
- Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
- Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
- Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
- Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
- Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
- Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
- Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
- Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
- Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
- Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
- Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
- Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
- Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
- Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
- Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
- она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
- НКС. Т. 3. С. 512–513;
- Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 ;
- Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
- Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;
Литература по иконографии
- Ерминия ДФ. С. 160, 175;
- Detzel. Bd. 2. S. 64;
- Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
- Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
- Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
- Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
- Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
- Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
- Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
- Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
- Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
- Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
- Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.
Обращения к святителю: молитва, тропарь, кондак и величание
К святителю Андрею Критскому можно обратиться с такой молитвой.
Молитва первая
О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.
Краткая молитва
Тропарь святому Андрею Критскому
Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Кроме того, в православии существует общий тропарь святителям, в котором меняются только их имена. Андрею Критскому этот тропарь читается следующим образом:
Кондак святителю Андрею:
Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.
Величание святителя Андрея:
«Величаем тя, святителю отче Андрее, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».
6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского
Великий покаянный канон — бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще — вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?
1. Великий покаянный канон — не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского — более семидесяти.
2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.
3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона — жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.
Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон — отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.
4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда — он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.
Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.
5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.
Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.
6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Видео о каноне Андрея Критского:
Список всех святых Андреев по святцам
Если человек, крещенный с именем Андрей не знает, кто именно является его святым покровителем, ему нужно смотреть память святого, который будет ближайшим после дня рождения.
*Ниже дни памяти святых приведены по старому стилю, чтобы определить число по современному календарю нужно прибавить 13 дней.
Февраль05 февраляАндрей Дальников Андрей Быстров Андрей Трофимов Андрей Ковалев Андрей Шершнев Андрей Аргунов Андрей Косовский Андрей Агломазовский Андрей Гневышев Андрей Добрынин Андрей Бенедиктов17 февраляАндрей Беднов21 февраляАндрей ДобрынинМарт07 мартаАндрей Ясенев Андрей ГневышевАпрель19 апреляАндрей Синайский28 апреляАндрей Месукевийский, ГрузинскийМай13 маяАндрей Беднов Андрей Воскресенский Андрей Ясенев31 маяАндрей ЛампсакскийИюнь03 июняАндрей Симбирский (Огородников) Андрей Первозванный05 июняАндрей Угличский Андрей Смоленский, Переяславский11 июняАндрей Аргентис, Хиосский Андрей Трофимов23 июняАндрей Рафаиловский, Тобольский Андрей Ясенев Андрей Агломазовский25 июняАндрей Новгородский Андрей Соловецкий, пустынник Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Андрей Оксиринфский (Египетский) Андрей ВишерскийИюль06 июляАндрей Боголюбский13 июляАндрей Первозванный17 июляАндрей Критский Андрей Боголюбский. Андрей Рублев, иконописец19 июляАндрей Ослябя, воин. Андрей Рублев, иконописецАвгуст05 августаАндрей Аргунов06 августаАндрей Смоленский, Переяславский22 августаАндрей Соловецкий, пустынникСентябрь01 сентябряАндрей Стратилат, Таврийский03 сентябряАндрей Ослябя, воин Андрей Рублев, иконописец10 сентябряАндрей Бенедиктов16 сентябряАндрей Дальников19 сентябряАндрей Александрийский20 сентябряАндрей Ослябя, воин28 сентябряАндрей КовалевОктябрь04 октябряАндрей Ефесский Андрей Бенедиктов05 октябряАндрей Ослябя, воин06 октябряАндрей Сиракузский07 октябряАндрей Быстров15 октябряАндрей Константинопольский, Христа ради юродивый23 октябряАндрей Тотемский, Христа ради юродивый Андрей Боголюбский30 октябряАндрей Критский (2)31 октябряАндрей ВоскресенскийНоябрь09 ноябряАндрей Смоленский, Переяславский11 ноябряАндрей АгломазовскийДекабрь08 декабряАндрей Шершнев10 декабряАндрей Симбирский (Огородников)13 декабряАндрей Первозванный15 декабряАндрей Оксиринфский (Египетский)16 декабряАндрей Косовский28 декабряАндрей Первозванный
Имена некоторых святых повторяются несколько раз, т.к. их память празднуется не один раз в году.
Татьяна Расновская
Почему в других источниках Андрея Критского называют преподобномучеником?
Потому что есть ещё один святой с именем Андрей Критский. Святые жили примерно в одно и то же время. Но у каждого был свой путь к святости.
Преподобномученик Андрей Критский жил во время царствования императора-иконоборца Константина Копронима (741–775), который под страхом смерти приказал христианам убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы. Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно в храме святого мученика Маманта обличил еретика в гонении на истинную веру. В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея. По пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Через сто лет святому был написан канон преподобным Иосифом песнописцем. По молитвам преподобномученика Андрея исцеляются одержимые.
На иконе Святителя Андрея Критского, святой Андрей изображен со священным писанием, указывающем на то, что он учил Божьему слову.
На иконе Преподобномученика Андрея Критского, Святой мученик изображен с крестом в руке, который у казывает на то, что преподобномученик пострадал за Христа.
Интересные страницы:
Гимнография
В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) – Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некоторых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт. Андрея Критского.
Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Humnois krotomen andrikois ton Andrean» (греч.– Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт. Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «Вострубив ясно божественная сладкопения», помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI–XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. .
В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.
Это интересно: Житие преподобного старца Силуана Афонского
Святитель Андрей Критский
Мальчик родился в третьей четверти VII века в славном городе Дамаске. Родители Андрея были людьми глубоко верующими, и ребенка воспитывали в том же духе. Одно их тревожило – отпрыск никак не желал разговаривать. Уже седьмой год пошел мальчику, а нем был, что рыба. Это обстоятельство сыграло в его жизни очень большую роль, направив судьбу в особое русло. Он заговорил. Как? Об этом чуть позже. В четырнадцатилетнем возрасте будущий святитель Андрей Критский отправился в Иорданскую лавру. Там он постигал науки в иночестве, а потом был назначен писарем
На молодого монаха обратил внимание святитель Софроний, Иерусалимский патриарх. Этот человек лично занимался его духовным воспитанием
После захвата Святого Града мусульманами на Андрея были возложены обязанности сингела, то есть секретаря. Ему довелось выступать на VI Вселенском соборе. За смелость и принципиальность верующие его уважали и почитали. В 685 году его избрали архиепископом острова Крит, где он и осуществлял служение до кончины.
Чудо
Очень важно понять, как человек становится верным воином Христовым, тем более в условиях древности. А они были довольно жестокими, о правах человека тогда не думали, войны вспыхивали, как сухой хворост
За приверженность христианству убивали довольно часто. Внутренние убеждения, как и способы отправления религиозных обрядов, становились опасными для жизни. Будущий святитель Андрей Критский родился в христианском семействе. Как уже указано, мальчик был нем. Ни одного словечка от него не слышали родители до тех пор, пока не исполнилось отроку семь лет. Все семейство, как положено верующим, ходило в храм. Однажды после причащения Святых Христовых Тайн мальчик заговорил. Родителям такой поворот событий показался чудом. И это подоткнуло их к тому, чтобы склонить сына на монашество. Да и сам Андрей оказался под впечатлением своеобразного перерождения. Путь его с той минуты был предопределен. Он свято служил Господу, был назначен архиепископом на Крит, строил там храмы и занимался делами паствы.